Козырной «ту»: противолодочный самолет сделают на базе пассажирского

Ту-214 сел на одном двигателе

По авиационным меркам 214-й «Туполев» не старая машина: серийное производство начато 13 лет назад.

Второй раз в этом году с самолетами в Благовещенском аэропорту случаются неприятности. Напомним, 20 мая при посадке не смог «вписаться» в пределы взлетно-посадочной полосы Ту-214 — проехал 110 метров и благополучно увяз в грязи. Вчера уже другой Ту-214 (рейс № 35 Москва — Хабаровск), принадлежащий , аварийно сел в благовещенском аэропорту на одном рабочем движке — второй отказал в воздухе.

Получив сообщение о неисправности двигателя, службы аэропорта сразу же привели в повышенную готовность пожарных, спасателей, медиков. К счастью, никто из них не понадобился — на одном двигателе лайнер приземлился вполне штатно.

— На борту вместе с экипажем были 158 человек. Паники среди пассажиров не было, хотя информацию о поломке одного из двигателей от них не скрывали. Скорее всего, люди просто не хотели думать о катастрофе, — прокомментировала происшествие представитель в Благовещенске Светлана МОИСЕЕНКО.

Причины отказа двигателя расследует специально прибывшая комиссия из Хабаровска. Пассажиров вчера в два часа дня отправили в Хабаровск самолетом Ту-154.

Кстати, отказавший двигатель — из новых, он лишь на четверть отработал положенный ресурс.

ХРОНИКА ЧП

25 ноября 2005 г. Ту-214 вылетел из Хабаровска в Москву. Сразу после взлета послышался шум в передней стойке шасси. Экипаж принял решение выработать топливо и аварийно садиться в Хабаровске.

15 марта 2007 г. Ту-214 вылетел из Москвы в Хабаровск. Через 15 минут аппаратура показала снижение давления масла в правом двигателе, и пилоты приняли решение вернуться в «Домодедово».

18 марта 2007 г. При осмотре Ту-214, прилетевшего в Петербург из Ганновера, техники обнаружили на двигателе многочисленные вмятины. Двигатель пришлось менять.

КОММЕНТАРИЙ КОНСТРУКТОРА

Такие же моторы стоят на президентском Ил-96

Ту-214 — самая последняя по времени (из дальнемагистральных лайнеров) разработка конструкторского бюро «Туполев». Он «ест» в несколько раз меньше топлива, чем Ту-154. По идее это должно привлечь наши авиакомпании. Всего в России 10 таких самолетов: 5 — у «Дальавиа», 3 — у «России», по 1 — у «Красэйр» и «Трансаэро».

Поэтому два серьезных инцидента за неполных три месяца, тем более в преддверии Международного авиакосмического салона (открывается в подмосковном Жуковском 21 августа), тревожат: все ли нормально у авиапрома, если не все в порядке даже у его флагманов?

— Ситуация была штатной, — рассказал корреспонденту «КП» Игорь КАБАТОВ, главный конструктор Ту-214. — Она предусмотрена Руководством по летной эксплуатации лайнера и не является чрезвычайной.

— А что все-таки произошло с двигателем?

— Этот конкретный случай еще не расследован. Но вообще двигатель ПС-90А (разработка Пермского моторного завода, серийно производится с 1992 года. — Ред.) стоит на всех Ту-214. Такие же — и на президентском Ил-96. Сами понимаете, ненадежную технику туда бы не взяли… Именно за счет этой разработки наши самолеты сравнимы с зарубежными по экономичности.

Кстати, первый в этом году инцидент с выкатыванием Ту-214 за пределы взлетной полосы тоже не расследован до конца. Предварительная причина — ошибка экипажа. В то же время российская техника оказалась настолько надежной, что шасси выдержали пробег по бездорожью и не потребовали ремонта.

Эдуард ВОРОТНИКОВ

Описание пассажирского авиалайнера Ту-204

При разработке этой модели самолета проводилось тесное сотрудничество между многими научными центрами РФ. Благодаря этому данный аппарат имеет множество преимуществ над аналогичными моделями мира. На самолете Ту-204 установлены высокоэффективные крылья, которые имели сверхкритические профили, а также вертикальные поверхности, которые повышали аэродинамику на концах консолей. Весь фюзеляж изготовлен из новых высокопрочных алюминиевых сплавов, а соединение деталей корпуса производится путем клепки.

При конструировании используются также композиционные материалы, доля которых составляет около 18%. Для лучшей балансировки самолета в его оперении встроен топливный бак, в который входит 2,8 тонн топлива.

Данная модель пассажирского самолета является первой в РФ, в которой установлена система электродистанционного управления. Она может выполнять автоматическую посадку машины даже в очень сложных погодных условиях. Для более комфортной работы пилотов выполнена система под названием «темная кабина», она способствует снижению нагрузки на пилотов.

В самолете установлена отечественная система авионики, для которой используется 6 дисплеев. С их помощью выводится информация для пилотов о состоянии полета и всех функциональных деталях самолета. Эта система автоматически проводит диагностику всего оборудования, а также поддерживает спутниковую связь. Инновации коснулись и конструкции крыла. В нем появились закрылки, которые являются двухщелевыми, а также предкрылки, что идут вдоль передней кромки крыла. Что касается шасси, то оно изготовлено по новым технологиям.

Конструкторами была отлично продумана система снабжения воздухом всего салона аппарата. Ее основной задачей является отбор и охлаждение воздуха, который проходит через две независимые магистрали. Эта система способна автоматически поддерживать оптимальную температуру внутри самолета. Особенностью является то, что воздух, который поступает в средину самолета, отбирается непосредственно от компрессоров двигателя.

Говоря об электропитании, нужно отметить, что самолет снабжается от генераторов, которые установлены на двигателях машины, а также от штатных аккумуляторов. В сети самолета напряжение тока составляет 115 вольт, а в некоторых моделях − 200 вольт с частотой 400 герц.

Вся гидравлическая система приводится в действие с помощью насосов, которые работают от двигателей. На случай непредвиденных ситуаций каждая гидравлическая система оборудована дополнительными электрическими насосами.

На Ту-204, как и на многих других самолетах, существует проблема обледенения внешних агрегатов аппарата. Поэтому установлен целый комплекс систем, которые предотвращают данную проблему. В основной защите нуждаются воздухозаборники двигателей, приемники давления, обтекатели вентиляторов, а также лобовые стекла на кабине пилотов. Крылья и фюзеляж, как правило, не страдают от обледенения, поэтому не нуждаются в дополнительной защите. Следует отметить тот факт, что во многих других моделях самолетов обледенение корпуса возможно. Такая особенность Ту-204 отмечена специальными комиссиями международных организаций.

Пассажирский авиалайнер Ту-204 был качественно новым поколением отечественного авиастроения. При создании этой машины были учтены все требования современного авиастроения и требования международных стандартов. Конструкторы качественно нового агрегата учитывали то, что бы он был экономичным и не создавал при этом большого шума, а также соответствовал международным экологическим требованиям. По первоначальным планам конструкторов и заказчиков самолет Ту-204 должен быть таким же успешным, как и Ту-154, и заменить его. Но в 90-е годы авиаперевозки значительно сократились, что привело к малому заказу новых самолетов. Проблемы 90-х не позволили осуществить всех планов, которые касаются самолета Ту-204.

Самолет дальней ОРТР Ту-214Р.

Самолет дальней ОРТР Ту-214Р.

Разработчик: ОКБ Туполева Страна: Россия Первый полет: 2009 г.

Ту-214Р, ОКР «Фракция-4», «изделие 411», — названия самолета для проведения комплексной оптико-радиотехнической разведки (ОРТР). Разрабатывается конструкторским бюро «Туполев» уже более 10 лет. Базой самолета спецназначения является самолет пассажирской серии Ту-214. Производство новых самолетов поручили казанскому ОАО «КАПО им. Горбунова».

Пакет документов о создании одного макета и 2-х экземпляров Ту-214Р программы опытно-конструкторских работ «Фракция-4» с военным ведомством России подписан в конце 2002 года. Контракт предусматривал ввод в эксплуатацию 2-х первых экземпляров Ту-214Р до конца 2008 года. Но по ряду причин строительство разведчиков оказалось долгостроем. А поднялся в небо первый экземпляр только в конце 2009 года. 2-й разведчик до сих пор находится в цеху по окончательной сборке, насколько известно, на нем еще не установлена радиолокационная станция бокового обзора. В прошлом году, исходя из отчетов производителя, самолеты будут сданы в ВВС России в 2013-2014 годах.

Самолет спецназначения Ту-214Р выполнен по нормальной аэродинамической схеме, используя базой планер Ту-214. На самолетах установлены два двигателя ТРДД ПС-90А. Взлетный вес Ту-214Р равен 111 тоннам. Конструктивно самолет поделен на 3 отсека: — операторский отсек; — бытовой отсек; — агрегатный отсек БРЭО. Разработчик оборудования — концерн «Вега». Состав комплекса бортового оборудования: — многочастотный РТК МРК-411, в него входят несколько радиолокационных станций кругового и бокового обзора; — электронно-оптическая система «Фракция» высокого разрешения.

Основной разработчик — ТПК «Линкос». Система в обтекателе установлена снизу самолета. Оптическая система выдает в реальном времени изображение необходимой местности в различных диапазонах и сохраняет полученные результаты на внутренних магнитных накопителях.

ОЭСВР «Фракция» обеспечивает: — управление визирной линией при сканировании по заданному программой закону и по сигналам внешнего целеуказания; — формирование видеоизображений высокого разрешения в видимом и инфракрасном диапазонах спектра; — отображение формируемых видеоизображений и необходимой служебной информации на мониторах оператора; — регистрацию полного объема видеоданных и необходимой служебной информации в цифровом виде на магнитные накопители; — привязку регистрируемых видеоданных к единому времени; — выдачу информационного потока потребителю в согласованном формате; — обработку зарегистрированной информации.

Первый полет головного самолета RA-64511 совершен 24 декабря 2009 года. Выполнил первый полет экипаж в составе: командир корабля А.И.Журавлев, второй пилот — С.Ю.Шеффер, бортинженер — Э.Б.Волков, штурман — Е.А.Кудрявцев, бортрадист — И.А.Никулин, инженер — В.Н.Филимошкин. В 2010 году в цехе окончательной сборки КАПО второй экземпляр достраивался уже в качестве Ту-214Р для Министерства обороны России. По состоянию на апрель 2012 года второй экземпляр находится там же пока без РЛС бокового обзора. Согласно годовому отчету КАПО за 2011 год сдача самолетов ВВС планируется на 2013-й и 2014-й годы соответственно (в конце 2009 года планировалось передать самолеты заказчику в 2011 году).

ЛТХ:

Модификация: Ту-214Р Размах крыла, м: 42,00 Длина самолета, м: 46,20 Высота самолета, м: 13,90 Площадь крыла, м2: 182,40 Масса, кг -пустого самолета: 59000 -максимальная взлетная: 110750 Тип двигателя: 2 х ТВРД ПС-90А Тяга, кгс: 2 х 16000 Максимальная скорость, км/ч: — Крейсерская скорость, км/ч: 850 Практическая дальность, км: 6500 Практический потолок, м: 12000.

Первый экземпляр Ту-214Р борт № RA-64511.

Первый экземпляр Ту-214Р борт № RA-64511.

Первый экземпляр Ту-214Р борт № RA-64511.

Первый экземпляр Ту-214Р борт № RA-64511.

Первый экземпляр Ту-214Р борт № RA-64511.

Самолет дальней ОРТР Ту-214Р в Раменском, октябрь 2013 г.

Самолет дальней ОРТР Ту-214Р после взлета.

Ту-214Р после взлета. Раменское, октябрь 2013 г.

Ту-214Р на авиасалоне МАКС-2013.

Список источников: Военное обозрение. Роман Джерелейко. Российский самолет спецназначения Ту-214Р. Сайт «Уголок неба». 2013 страница: «Туполев Ту-214Р». Фотоархив сайта russianplanes.net

Сеть инфраструктурных центров

Без инновационной инфраструктуры не создать и не развить ни одного передового производства. За формирование институциональных условий для внедрения высокотехнологичных решений отвечает Фонд инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) группы «Роснано».

Сфера ответственности фонда — наноцентры для технологических стартапов, программы подготовки кадров, опережающая нормативная документация, стимулирование спроса и информационная поддержка.

Фондом сформирована сеть из 13 нанотехнологических центров в разных регионах России. Ежегодно в них появляются десятки стартапов в material based и hardware индустриях, их общее число уже достигло 811. Инвестиции в сеть превысили 13,4 млрд рублей, из которых 2,9 млрд в 2020 году. Выручка инфраструктурных проектов за прошедшие 12 месяцев выросла на 70% — до 9,4 млрд рублей — в сравнении с 2018 годом.

Пять компаний инвестиционной сети ФИОП в 2020 году вошли в V национальный рейтинг наиболее эффективных технопарков, составляемый ежегодно Ассоциацией кластеров и технопарков России. Четвертый год подряд первое место в рейтинге технопарков по эффективности функционирования и привлекательности площадок для высокотехнологичных компаний занимает группа (Троицк, Новая Москва).

«Уникальная компетенция «ТехноСпарка» — умение строить новые технологические компании с нуля — от стартовой бизнес-гипотезы до коммерчески устойчивого бизнеса. Наши компании непрерывно вкладываются в разработку новых технологий. Только в этом случае они имеют шанс занять свою долю рынка или даже сформировать новый сегмент. Именно это привлекает к нам инвесторов, поэтому в 2019 году мы начали открывать для них наши технологические ТехноСпарк» Денис Ковалевич.

История создания самолета Ту-214

Первые конструкторские наброски новой машины были совершены в конструкторском бюро Туполева в 73 году, новый агрегат должен был заменить Ту-154 на среднемагистральных рейсах. При проектировании было разработано и обговорено множество вариантов нового авиалайнера. В итоге создали новый широкофюзеляжный самолет, который оснащается тремя двигателями.

В первом варианте данной модели планировалось создание больших багажных отделений, в которые можно было бы загружать контейнеры стандартных размеров. Из-за этого новая машина имела две палубы, что позволяло с легкостью изменять размеры пассажирского салона и грузового отделения. Это было удобно тем, что в разные сезоны года количество пассажиров изменяется.

Летом 1981 года вышел указ о создании качественно новой модели среднемагистрального пассажирского самолета, который должен оснащаться тремя двигателями модели Д-90. Новые силовые установки должны были снизить затраты на топливо. На конец 1982 года была завершена сборка макета. К сожалению, эта модель не имела будущего.

Конструкторам пришлось отказаться от данного проекта, они разработали новую двухдвигательную версию. Особенностью новой машины было то, что силовые установки были закреплены под крыльями. Это был качественно новый прорыв в конструкторском бюро Туполева, поскольку до этого не было создано ни одной модели самолета с таким креплением двигателей.

В конце 1982 года было принято решение министром И.С. Силаевым о создании нового среднемагистрального самолета, на котором будут установлены два экономичных и одновременно мощных двигателя модели ПС-90А. Что касается двигателя, то он был специально разработан и спроектирован конструктором П.А. Соловьевым. Главным конструктором в разработке Ту-214 назначили Л.А. Лановского. На новой модели впервые была использована система «Диана», которая была разработана в КБ Туполева. Она обеспечивала силовой расчет всей конструкции самолета по методу использования конечных элементов.

При конструировании была задействована вычислительная техника, что позволило оптимально продумать всю конструкцию будущей машины. Были применены новые станки с программным управлением, что позволило изготовлять детали более точно. Для снижения общего веса самолета были использованы новейшие композиционные материалы, а именно стеклопластик и углепластик. В конечном итоге количество композиционных материалов достигло 14% от всей массы самолета.

Конструкторы использовали для обшивки листы больших размеров, что позволило значительно сократить количество стыков на поверхности фюзеляжа

Большое внимание было уделено звукоизоляции и теплоизоляции пассажирского отделения. Первая машина Ту-214 была построена в КБ Туполева в Москве, а серийное изготовление взяла на себя компания «Авиастар-СП» с 1992 года

Смотрите также

Плюсы и минусы сорта

Литература

  • Алексеев Н. Осколком оборванная жизнь. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1983. — 94 с. — (Герои Советской Родины).
  • Великанов Н. Т. Черняховский. — М.: Молодая гвардия, 2015. — 432 с. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03810-3.
  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1988. — Т. 2 /Любов — Ящук/. — 863 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-203-00536-2.
  • Жилин В. А. Танкисты-герои 1943-1945 гг. — Москва: «Яуза», «Эксмо», 2008.
  • Карпов В. В. Генерал Черняховский. — М.: Вече, 2014. — 384 с. — (Путь русского офицера). — 3000 экз. — ISBN 978-5-4444-1727-0..
  • Сухарев А. Я. Легендарный Черняховский: вся жизнь — подвиг. — М.: Зарницы, 2005. — 381 с. — (Полководцы Великой Отечественной).

Воздушный командный пункт Ту-214ПУ.

Воздушный командный пункт Ту-214ПУ.

Разработчик: ОКБ Туполева Страна: Россия Первый полет: 2010 г.

12 мая 2010 года с аэродрома Казанского авиационного производственного объединения им. С.П.Горбунова поднялся в первый полет новый самолет, изготовленный по заказу Управления делами Президента России — воздушный пункт управления Ту-214ПУ (RA-64517). Машина предназначена для перелетов по стране и во время зарубежных визитов высших руководителей государства — Президента и Председателя Правительства России и оборудована для этого всеми необходимыми средствами комфорта и разнообразной аппаратурой связи и управления.

Первый полет нового самолета выполнил экипаж в составе летчиков-испытателей А.И.Журавлева (командир экипажа) и Д.Ю.Вязанкина (второй пилот), бортинженера Э.Б.Волкова, штурмана Е.А.Кудрявцева и ведущего инженера по испытаниям В.Н.Филимошкина.

Нынешний Ту-214ПУ стал третьей машиной, выпущенной за последние два года на КАПО по заказу Управления делами Президента России. В прошлом году в состав Специального летного отряда «Россия» были официально переданы два самолета-ретранслятора Ту-214СР (RA-64515 и RA-64516). Оба перелетели из Казани на базу СЛО «Россия» в московском аэропорту «Внуково» 1 июня 2009 года.

Второй экземпляр Ту-214ПУ (RA-64520) был выпущен январе 2011 года.

Всего же имеющийся сегодня у казанских самолетостроителей заказ от УДП предусматривает выпуск шести «спецбортов»: двух Ту-214СР, двух Ту-214ПУ и двух «самолетных узлов связи» Ту-214СУС. Все они комплектуются двигателями ПС-90А разработки и производства Пермского моторостроительного комплекса и за счет установки дополнительных топливных баков под полом кабины имеют увеличенную до 10500 км дальность беспосадочного полета.

На одном из таких самолетов Ту-214ПУ, переданном в эксплуатацию Специальному летному отряду (СЛО) «Россия», в октябре 2011 года президент Дмитрий Медведев совершил первый полет. Самолет построен на базе дальнемагистрального пассажирского Ту-214, но значительно отличается от серийной модели. На нем установлена специальная техника, а интерьер выполнен по оригинальному дизайну.

ЛТХ:

Модификация: Ту-214ПУ Размах крыла, м: 42,00 Длина самолета, м: 46,20 Высота самолета, м: 13,90 Площадь крыла, м2: 182,40 Масса, кг -пустого самолета: 59000 -максимальная взлетная: 110750 Тип двигателя: 2 х ТВРД ПС-90А Тяга, кгс: 2 х 16000 Максимальная скорость, км/ч: — Крейсерская скорость, км/ч: 850 Практическая дальность, км: 6500 Максимальная дальность, км: 10500 Практический потолок, м: 12000.

Ту-214ПУ борт № RA-64517 перед первым полетом.

Первый взлет Ту-214ПУ борт № RA-64517.

Ту-214ПУ борт № RA-64517 на стоянке.

Ту-214ПУ борт № RA-64517 заходит на посадку.

Ту-214ПУ после взлета.

Список источников: ОАО Туполев. 12 мая 2010 года состоялся первый полёт самолёта специального назначения Ту-214ПУ. Сайт «Уголок неба». 2012 г. страница: «Туполев Ту-214ПУ». Фотоархив сайта russianplanes.net

Внешние ссылки

История создания самолета Ту-214

Первые конструкторские наброски новой машины были совершены в конструкторском бюро Туполева в 73 году, новый агрегат должен был заменить Ту-154 на среднемагистральных рейсах. При проектировании было разработано и обговорено множество вариантов нового авиалайнера. В итоге создали новый широкофюзеляжный самолет, который оснащается тремя двигателями.

В первом варианте данной модели планировалось создание больших багажных отделений, в которые можно было бы загружать контейнеры стандартных размеров. Из-за этого новая машина имела две палубы, что позволяло с легкостью изменять размеры пассажирского салона и грузового отделения. Это было удобно тем, что в разные сезоны года количество пассажиров изменяется.

Летом 1981 года вышел указ о создании качественно новой модели среднемагистрального пассажирского самолета, который должен оснащаться тремя двигателями модели Д-90. Новые силовые установки должны были снизить затраты на топливо. На конец 1982 года была завершена сборка макета. К сожалению, эта модель не имела будущего.

Конструкторам пришлось отказаться от данного проекта, они разработали новую двухдвигательную версию. Особенностью новой машины было то, что силовые установки были закреплены под крыльями. Это был качественно новый прорыв в конструкторском бюро Туполева, поскольку до этого не было создано ни одной модели самолета с таким креплением двигателей.

В конце 1982 года было принято решение министром И.С. Силаевым о создании нового среднемагистрального самолета, на котором будут установлены два экономичных и одновременно мощных двигателя модели ПС-90А. Что касается двигателя, то он был специально разработан и спроектирован конструктором П.А. Соловьевым. Главным конструктором в разработке Ту-214 назначили Л.А. Лановского. На новой модели впервые была использована система «Диана», которая была разработана в КБ Туполева. Она обеспечивала силовой расчет всей конструкции самолета по методу использования конечных элементов.

При конструировании была задействована вычислительная техника, что позволило оптимально продумать всю конструкцию будущей машины. Были применены новые станки с программным управлением, что позволило изготовлять детали более точно. Для снижения общего веса самолета были использованы новейшие композиционные материалы, а именно стеклопластик и углепластик. В конечном итоге количество композиционных материалов достигло 14% от всей массы самолета.

Конструкторы использовали для обшивки листы больших размеров, что позволило значительно сократить количество стыков на поверхности фюзеляжа

Большое внимание было уделено звукоизоляции и теплоизоляции пассажирского отделения. Первая машина Ту-214 была построена в КБ Туполева в Москве, а серийное изготовление взяла на себя компания «Авиастар-СП» с 1992 года

Определение степени загрязнения воздуха

Конструкция

Лайнер Ту-214 является монопланом с расположенным на середине фюзеляжа стреловидным крылом большого удлинения. Конструкция машины позволяет осуществлять безопасное планирование и посадку с отказавшей силовой установкой.

Пассажирский салон стандартного варианта Ту-214 вместимостью 164 пассажира при стандартной туристической расстановке кресел имеет параметры:

  • шаг 960 мм для салона 1 класса;
  • шаг 810 мм для экономического класса.

Схема салона может меняться, что обеспечивает вместимость до 210 человек. Багаж и груз размещены в 8 стандартных контейнерах типа LD3-46. Три из них установлены в переднем грузовом отсеке, остальные – в заднем. Также имеется дополнительный грузовой отсек, рассчитанный на 2000 кг. Всего Ту-214 способен перевезти до 12,4 т багажа.

Двигатели

Самолеты Ту-214 оснащены турбовентиляторными двигателями ПС-90А, созданными в КБ ОАО «Авиадвигатель» и выпускаемыми Пермским моторным заводом. Двигатели расположены под крылом самолета в закрытой гондоле, закрепленной на пилоне.

Вес двигателя, кг 4160
Длина, мм 4964
Диаметр, мм 1900
Тяга на взлете, кгс 16000

Шасси

На самолете Ту-214 применено шасси трехопорной схемы с носовым расположением управляемого колеса. Главные стойки складываются в ниши, расположенные в фюзеляже самолета. Носовая стойка при уборке движется против набегающего потока воздуха.

Управление шасси подключено ко второй гидравлической цепи самолета с использованием третьей в качестве запасной. Аварийный выпуск основных стоек производится под собственным весом, носовая опора выходит только от гидравлики.

Створки в этом случае не закрываются. Передняя стойка поворачивается от реечных гидравлических механизмов при помощи педалей (на взлете и посадке) или от рукояток (при рулении).

Тормоза имеют дистанционный электрогидравлический привод от главной и резервной систем. Дисковые тормозные механизмы изготовлены из малоуглеродного материала, установлены на всех колесах. Имеется система защиты от торможения юзом. В тормозах имеется режим аварийной остановки и автоматического торможения.

Система управления

На Ту-214 применяется электродистанционная система управления.

Для отклонения поверхностей рулей управления и высоты, а также тормозных щитков и элеронов применены гидравлические приводы необратимого типа.

Система электроснабжения

На борту самолета имеются несколько систем электроснабжения постоянного и переменного тока:

  • основная, трехфазного тока 115/200В при частоте 400 Гц;
  • дополнительная, постоянного тока, 27В.

Источниками напряжения являются генераторные установки, расположенные на двигателях и аккумуляторные батареи. На земле электроэнергию вырабатывает генератор вспомогательной газотурбинной установки, размещенной в хвостовой части фюзеляжа. Модели генераторов отличаются на разных самолетах.

Топливная система

На Ту-214 применено раздельное питание топливом для каждого двигателя. Запас топлива расположен в шести кессонных крыльевых и одном килевом баке.

Питание двигателей ведется из отдельных расходных емкостей, оснащенных сигнализатором аварийного остатка. Сигнализация активируется при остатке топлива по 1300 кг в каждой емкости.

Особенностью системы является автоматическая перекачка топлива из баков, установленных на корневой части крыла в бак, размещенный на киле. Перекачка топлива ведется в автоматическом режиме для обеспечения центровки машины в полете.

Гидравлическая система

В состав гидравлики самолета входит три независимые системы, запитанные на насосные установки, расположенные на двигателях. Первая и третья система имеет по одному насосу, втора – подключена к двум насосам.

При отказе двигателей каждая система способна работать от автономного электрического насоса, обеспечивая работу систем управления. В первой системе применяется дополнительный насос с приводом от крыльчатки воздушной турбины. Насос используется при возникновении аварийной ситуации и отказа двигателей.

Противообледенительная система

На самолете Ту-214 установлена система защиты от образования наростов льда на каналах подачи воздуха в двигатели, датчиках на крыльях и лобовых стеклах кабины пилотов. Конструкция оперения активно противодействует образованию льда, поэтому антиоблединительных средств на них не предусмотрено.

Система кондиционирования

Для кондиционирования салона и кабин экипажа применяется отбор воздуха от компрессоров двигателей. При стоянке на земле допускается использование передвижной кондиционерной установки.

Система кондиционирования работает в автоматическом режиме, поддерживая заданную температуру по данным, поступающим от нескольких сенсоров.

В литературе[править | править код]

История создания и производство самолёта Ту-214Р

Если изначально ОКБ Туполева предлагалось разработать самолёт с тремя двигателями, близкий по схеме с Ту-134 и Ту-154, то в первой половине 1980-х техническое задание изменилось, машина должна была соответствовать новым стандартам уровня Боинга-757 и аэробуса А-300 и получила двухдвигательную схему.

Ту-214

Опытный завод им.А.Н. Туполева построил два прототипа – один для испытания на статику, другой – для испытаний в воздухе. Сразу после Нового года 2 января 1989 года экипаж с командиром В. Минашкиным оторвал от взлётной полосы аэродрома Жуковский опытный образец Ту-204.

После окончания испытаний 17 августа 1990 года началось серийное производство.

Когда производство перенесли на казанский авиационный завод, был налажен выпуск машины с усиленным шасси, большим взлётным весом и дальностью полёта. Самолёт получил новое обозначение – Ту-214 и совершил первый полёт 21 марта 1996 года. Получил дальнейшее развитие вариант с укороченным фюзеляжем, который был испытан в воздухе 18 августа 2003 года. Фюзеляж уменьшился на 6 метров, запас топлива и нагрузку увеличили, машина предназначена для работы на дальность от 500 до 8500 км.

В салоне самолёта Ту-214Р. Автоматизированное рабочее место (АРМ)

В апреле 2010 года производство, за исключением спецкомплектируемых бортов приостановлено, по соображениям рентабельности. Продолжен выпуск специальных модификаций: Ту-214ПУ – пункт управления, Ту-214СУС – пункт связи для президента РФ, Ту-214Р и ТУ-214СР – соответстсвенно разведчик и ретранслятор. Интересен вариант Ту-214ОН для аэрофотосъёмки, оснащённый РЛС бокового обзора с спецаппаратурой и наблюдательных полётов по Договору открытого неба.

Ту-214

Интересные факты

В 2009 году был построен самолёт-разведчик Ту-214Р. Машина оснащена многочастотным комплексом МРК-411, разрешающим вести поиск в двух режимах – пассивном и активном и осуществлять перехват радиопереговоров. С помощью оптико-электронной системы «Фракция» оператор получает картинку местности хорошего разрешения в инфракрасном и видимом диапазоне. 16 февраля 2020 года Ту-214Р перелетел в Сирию на российскую авиабазу Хеймим.

Ту-214

Невероятный факт, доказывающий превосходную выучку российских пилотов, произошёл 4 января 2002 года. При заходе на посадку в аэропорт города Омск на Ту-204/214 встали оба двигателя из-за выработки всего горючего. Пилотам, несмотря ни на что удалось совершить благополучную посадку на ВПП. При аварии никто не пострадал, а самолёт после небольших восстановительных работ продолжал воздушные перевозки.

После резонансной ярославской катастрофы Як-42, футбольная сборная России предпочитает пользоваться для перелётов самолётами Ту-204/214, зарекомендовавших себя как самый надёжный воздушный транспорт.

Фильм «Экипаж», вышедший в прокат в 2020 году, использовал в съёмках самолёты российского производства Ту-204/214.

Ту-214

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector