Противолодочный самолет ил-38н: технические характеристики, вооружение

Модификации

Первичная эксплуатация самолёта выявила его очень низкую эффективность боевой работы, запредельную отказность поисково-прицельного комплекса — средняя наработка на отказ БЦВМ составляла всего 1,5 — 2 часа, также высокий процент брака основных применяемых радиогидробуёв РГБ-1 (до 30 %). По оценкам специалистов 33-го ЦБП Морской авиации практическая пригодность самолёта Ил-38 для поиска ПЛ была приблизительно в 8-10 раз хуже аналогичного американского патрульного самолёта «Орион».

Уже в 1969 году вышло постановление МАП о модернизации комплекса. Планировалась установка новейшего ППК «Коршун-М» (от Ту-142М), замена устаревшего навигационного оборудования (ЦГВ-10 и ТКС-П на комплекс курсовертикалей «Румб»), вместо автопилота АП-6Е и системы «Путь-4» установить САУ. Планировалась также установка нового магнитометра «Бор-1С», аппаратуры гидрологической разведки, автомата сбрасывания отражателей АСО-2Б и др. В случае модернизации с самолёта стало бы возможным применение новейших инфразвуковых буёв, на порядок более чувствительных, а также взрывных источников звука. В кабине планировалась установка экранов тактической обстановки. Предполагалась замена электротепловой противообледенительной системы самолёта на электроимпульсную, а электрическую систему запуска двигателей самолёта изменить на воздушную, что, кроме всего прочего, за счёт избавления от агрегатов запуска обеспечивало снижение массы самолёта на 340 кг.

Однако данный комплекс доработок выполнен не был по той причине, что БЦВМ «Пламя-264» не обеспечивала обработку информации от более новой системы «Коршун» с БЦВМ «Аргон-15». То есть фактически требовалась полная замена всего целевого оборудования. В результате на самолётах поменяли только магнитометр на новый.

В 80-х годах, в связи с моральным старением ППК «Беркут», всё же было решено доработать самолёт под применение новых буёв типа РГБ-16, а также взрывных источников звука. Была разработана аппаратура «Изумруд», в состав которой входит 68-канальное приёмное устройство «Волхов», аппаратура обработки и отображения гидроакустической информации, радиогидроакустические буи РГБ-16, блоки сопряжения с ППС «Беркут» (ВИЗ-ы не применяются). Всего прошло доработку порядка 12 самолётов.

В конце 80-х годов начались работы по новому противолодочному комплексу «Новелла», но из-за развала СССР и отсутствия финансирования комплекс оказался невостребован отечественной Морской авиацией. Зато им заинтересовались индийцы, на вооружении у которых имеются Ил-38. Новый самолёт получил наименование Ил-38SD (Sea Dragon — Морской дракон). Всего переоборудовано 6 самолётов.

Чуть позднее установкой комплекса «Новелла» было решено дорабатывать и отечественные Ил-38, получившие наименование Ил-38Н. Это морской патрульный самолёт для ведения подводной, надводной и воздушной разведок, целеуказания, радиотехнической разведки и радиоподавления. На 2020 год переоборудовано 5 самолётов.

14 ноября 2020 года. В Жуковском завершает лётные испытания после модернизации противолодочный самолёт Ил-38Н Морской авиации ВМФ России (бортовой номер «11 жёлтый», заводской номер 880010308, серийный номер 103-08, регистрационный номер RF-75308, название «Михаил Вербицкий»). Это седьмой модернизированный самолёт Ил-38Н, и первый модернизированный борт по контракту 2020 года на две машины. Ил 38Н «ВИКТОР ПОТАПОВ» см. фото здесь

Название модели Краткие характеристики, отличия.
Ил-38 Ил-38 с поисково-прицельным комплексом «Беркут-38».
Ил-38SD Модернизированный патрульный и противолодочный самолёт оснащённый новым прицельно-навигационным комплексом «Морской дракон» производства НПО «Ленинец». В рамках работ по модернизации самолётов предполагалось продление их технического ресурса на 10-15 лет. Дополнительные узлы подвески размещены под центропланом самолёта (2 узла).
Ил-38Н («Новелла») Вариант модернизации Ил-38 для авиации ВМФ России до уровня Ил-38SD.

История создания Ил-38

Конец 50-х – начало 60-х годов XX века характеризуется новым витком напряжённости между США и СССР. Основной причиной этому явилась революция на Кубе, превратившейся из фактического сателлита США в союзника СССР. В этой связи руководство Советского Союза осознавало возросшую роль ВМФ в возможном будущем конфликте, особенно подводных лодок. В этой связи родилась идея создания противолодочного самолёта, который смог бы минимизировать риски со стороны подводных лодок противника и позволить очистить от них, например, целый район. Итогом всех этих соображений стало постановление Совета Министров СССР, изданное летом 1960 года, поручавшее опытно-конструкторскому бюро Ильюшина разработать противолодочный самолёт, который мог бы применяться в различных климатических условиях (как в условиях Севера, так и в тропическом климате).

Первоначально перед ОКБ Ильюшина встала задача определить базовую модель для будущего противолодочного самолёта. После рассмотрения нескольких вариантов было принято решение взять за основу пассажирский самолёт Ил-18. Данный самолёт обладал необходимыми аэродинамическими характеристиками, а также имел весьма подходящую компоновку. В ходе разработки было также решено отказаться от оборонительного вооружения, которым до этого в обязательном порядке вооружались противолодочные и противокорабельные самолёты. В опытно-конструкторском бюро это было мотивировано тем, что кормовая турельная пушечная установка при массе в 1-1,5 тонны существенно увеличить взлётную массу самолёта, что повлияет на его маневренность и необходимую длину взлётно-посадочной полосы.

Хотя Ил-38 и позаимствовал основные элементы конструкции от Ил-18, но в ходе разработок машина подверглась ряду серьёзных изменений:

  • крыло самолёта было перемещено на три метра вперёд, а также существенно изменено конструктивное наполнение самолёта;
  • для увеличения максимальной дальности полёта в фюзеляже Ил-38 расположили дополнительный топливный бак;
  • в фюзеляже самолёта было выделено два специальных помещения для торпед и бомб, а также для буев;
  • многие системы самолёта были кардинально переработаны. Также это касается и внутренней «начинки» самолёта: установлена специальная радиоэлектронная аппаратура и бортовые системы.

Период государственных испытаний Ил-38 начался летом 1965 года и продолжался почти 6 месяцев. После того как самолёт выдержал эти испытания, он был принят на вооружение Военно-морского флота. Серийное производство Ил-38 продолжалось пять лет – с 1967 по 1972 год. За этот период было выпущено 65 самолётов, что примерно в 4 раза меньше заявленной, на тот момент, потребности в них.

С самого начала эксплуатации Ил-38 вскрылся целый ряд его недостатков и проблем. Так, отказ поисково-прицельного комплекса самолёта, как правило, происходил уже примерно через два часа использования. Брак некоторых элементов оборудования (в частности, радиогидробуёв) также не способствовал надёжности самолёта. В итоге был сделан вывод, что боевая эффективность Ил-38 находится на очень низком уровне, ввиду чего уже в 1969 году было решено продолжать работы по его улучшению.

Первоначально для модернизации самолёта планировалась почти полная замена его бортового оборудования. Так, например, планировалось заменить прицельно-поисковой комплекс «Беркут-38» на более надёжный и точный «Коршун-М», устанавливавшийся на другом противолодочном самолёте — Ту-142М. Кроме этого, предусматривалось установить новый магнитометр, усовершенствованное радионавигационное оборудование, а также инфразвуковые буи, которые должны были иметь намного большую чувствительность.

Однако весь этот план развалился по причине полнейшей несовместимости комплекса «Коршун-М» с вычислительной системой «Пламя-264». Таким образом, стало ясно, что для проведения всего объема улучшений необходима и полная замена бортового электронного оборудования Ил-38, что в конечном итоге привело бы к растянувшимся на долгие годы работам. В конце концов, на самолёте был заменен лишь магнитометр.

Также в конце 80-х годов начались работы над современным противолодочным комплексом «Новелла», установка которого предполагалась именно на Ил-38. Однако после развала Советского Союза, из-за тяжёлой экономической ситуации, комплекс «Новелла» оказался никому не нужным в России. Впрочем он вызвал интерес в Индии, где новым комплексом были оснащены шесть противолодочных самолётов Ил-38 получивших обозначение SD — Sea Dragon. Лишь в 2010-х годах данный комплекс был использован и в России. Всего по состоянию на конец ноября 2020 года «Новеллой» было оснащено семь Ил-38, находящихся в составе российского Военно-морского флота.

О ФУНДАМЕНТАЛЬНОМ РАЗЛИЧИИ МЕЖДУ СССР И РОССИЕЙ, ИЛИ ЧТО КОНКРЕТНО ПОТЕРЯЛИ СОВЕТСКИЕ ЛЮДИ

Ильюшин ил-20. фото, история, характеристики самолета

Ил-20 – самолет радиоэлектронной радиоэлектронной борьбы и разведки на базе Ил-18, оснащенный ИК-сканером, РЛС бокового обзора и другими датчиками.

Самолет комплексной фоторазведки, радиоперехвата и радиоэлектронной разведки Ил-20 создан во второй половине 60-ых годов XX века на базе Ил-18.

Он употреблялся для разведки на протяжении государственной границы и пограничной полосы и считается первым в Советском Альянсе самолетом разведывательного типа.

Кроме этого на Ил-20 установлена станция детальной радиотехнической разведки и аппаратура радиоперехвата. В средней и передней части пассажирской кабины находятся кресла для шести операторов радиотехнических совокупностей.

Глава БРК (бортового разведывательного комплекса) возглавлял операторский состав. Летный экипаж складывается из пяти человек. Помещение отдыха с несложными сдвоенными пассажирскими креслами, гардероб, туалет и буфет оборудованы в хвосте самолета.

21 марта 1968 г. состоялся первый полет. С.Г. Близнюк был начальником экипажа.

Во второй половине 60-ых годов двадцатого века был закончен цикл опробований.

Ил-20 отличается от исходного самолета меньшим полетным весом, замечательным двигателем АИ-20М и увеличенной до 5,4 тыс. км дальностью полета. До 1974 года серийно Ил-20 (включая его модификации) производились на столичном авиационном авиазаводе «Знамя труда».

Часть самолетов была перестроена из Ил-18Д.

Иногда самолеты делали разведывательные полеты, принимали участие в различных учениях.

Потом в следствии физического и морального старения разведаппаратуры самолеты, оставшиеся в строю, были переделаны под транспортно-пассажирские и использовались для личного состава и перевозок грузов.

Модификации ИЛ-22 и ИЛ-20Рт

Самолеты Ил-20РТ и Ил-18РТЛ в 1980 г. поступили на вооружение и были созданы на базе Ил-18Д. Они базировались на аэропорте Конечный, что был на Байконуре. Летный состав был из шести человек плюс инженер-электрик и пять человек, каковые применяли бортовой измерительный комплекс: оператор СЕВ, глава СИПа, оператор АФУ, инженер по МА-9 МКТС и инженер по БРС-4С.

Только один самолет употреблялся по прямому назначению и был модернизирован.

На базе Ил-18Д создавались воздушные командные пункты (ВзКП либо ВКП) Ил-22, оборудованные устройством закрытой кодовой связи. В составе экипажей данных самолетов входят офицеры боевого управления и операторы аппаратуры ЗАС. На правом борту был люк грузового отсека самолета Ил-18, что употреблялся для аварийного покидания самолета.

Все рабочие места были оборудованы чашкой под парашют. На самолете установлена другая кислородная совокупность.

Самолеты Ил-22 и Ил-20 довольно часто открашиваются под так называемый стандарт советского «Аэрофлота» и имеют гражданский регистрационный номер. К тому же на борту рядом с кабиной, как и в пассажирской версии самолета, была надпись «Ил-18». Только кое-какие автомобили имели серый (шаровый) цвет, таковой как на Ил-38.

Модификации Ил-20

          Ил-18Д «Игла» ? самолет радиотехнической разведки, трансформирована одна машина.

          Ил-20М – самолет радиотехнической разведки. Было произведено двадцать автомобилей.           Ил-18РТЛ – самолетный измерительный пункт, рекомендован для опробований ракетной техники. Переоборудована одна машина.           Ил-20М1 – машина с усовершенствованным комплексом радиотехнической разведки.           Ил-22 – воздушный командный пункт, имеющий спецсвязь. Выстроено 14 самолетов. В ОКБ Мясищева проводилась модернизация.           Ил-20РТ является самолетный измерительный пункт, предназначенный для опробований ракетной техники. Произведено четыре автомобили.           Ил-22М-11 – предстоящая модификация ВзКП. Произвели 21 машину.           Ил-22М-15 – последняя модификация ВзКп. Выпустили один самолет, что достался Казахстану по окончании развала СССР.

В наши дни ОАО «Ил» делает модернизацию и умело-конструктивных работы самолетов особого назначения Ил-22 и Ил-20.

Ил-20 чёрта:

Модификация   Ил-20
Размах крыла, м   37.42
Протяженность самолета,м   35.90
Высота самолета,м   10.17
Площадь крыла,м2   140.60
Масса, кг
  безлюдного самолета   33760
  большая взлетная   64000
Тип двигателя   4 ТВД АИ-20М
Мощность, л.с.   4 х 4250
Большая скорость, км/ч   675
Крейсерская скорость, км/ч   620
Практическая дальность, км   6200
Практический потолок, м   10000
Экипаж, чел   13

Самолеты

Самолет ОКБ Ильюшина

Достоинства и недостатки Ил-38

Прежде чем начать общее описание достоинств и недостатков самолёта Ил-38, следует учесть, что он был разработан на основе пассажирского самолёта Ил-18. Таким образом, Ил-38 «позаимствовал» основные аэродинамические особенности своего «старшего брата», в том числе его положительные и отрицательные стороны.

Аэродинамические характеристики Ил-38 весьма неплохи, что позволило ему стать очень даже мобильным противолодочным самолётом. Во многом это также было достигнуто за счёт небольшой массы самолёта, а также благодаря отказу от оборонительного вооружения. Высокая надёжность Ил-38 была обусловлена тем, что самолёт изначально планировался для северных акваторий, поэтому и испытывался он в самых различных климатических условиях.

Всё решила модернизация Ил-38 в конце 80-х  начале 90-х годов. Однако ввиду того, что самолёт к этому времени морально устарел, его нельзя назвать удачной машиной. В конечном итоге, Ил-38 так и не смог решить всех потребностей флота в мощном противолодочном самолёте.

Преимущества и недостатки

Популярность хромовых сапог объясняется сочетанием практичности и высоких функциональных характеристик:

  • длительный срок службы;
  • достаточная толщина для создания защиты от внешней среды;
  • комфорт носки;
  • способность к быстрому просушиванию;
  • презентабельный внешний вид;
  • надежность;
  • гибкость;
  • высокая гигроскопичность.

Благодаря высокому качеству выделки кожи хромовые сапоги не дают ногам уставать и потеть. Они поддерживают оптимальную температуру стопы, поэтому обувь считается наиболее экологичной.

Подобрать оптимальный материал для идеального внешнего вида такой обуви непросто, да и само сырье достаточно дорогое. Такое изготовление трудоемкое, требует высокого уровня мастерства. К числу относительных минусов также относятся громоздкость и большой вес сапог. Для их постоянной носки требуется поддержание гигиены стопы.

Модернизация Ил-38

Уже первые годы эксплуатации Ил-38 показали его низкую эффективность. Причиной этого была недоработанность поисково-прицельного комплекса. По мнению специалистов 33-го ЦБП Морской авиации Ил-38 был на целый порядок (в 8-10 раз) менее эффективен в поиске подводных лодок, чем его американский аналог патрульный самолет «Орион».

Необходимость модернизации поисково-прицельного комплекса самолета стала очевидна практически сразу после принятия машины на вооружение. В конце 80-х годов начались работы по новому противолодочному комплексу «Новелла», но распад СССР едва не поставил крест на этом проекте. К счастью, им заинтересовались индусы, у которых на вооружении также стояли Ил-38. Самолет с новым противолодочным комплексом получил обозначение Ил-38SD, всего для ВВС Индии было модернизировано шесть машин. Позднее было принято решение улучшить аналогичным образом и отечественные Ил-38.

Лётно-технические характеристики

Ил-38 часто сравнивают с американским самолётом «Орион», находящимся на вооружении с начала 60-х годов. Сравнение не очень точное, но более близкого зарубежного аналога у отечественной машины нет.

Ил-38 P-3 Orion
Длина, м 40 35
Размах крыльев, м 37 30
Максимальная скорость, км/ч 650 750
Боевой радиус, км 2200 2371

Причина, по которой «Орион» не является полным аналогом Ил-38, проста. Он создавался в рамках именно той концепции, против которой возражали создатели отечественного торпедоносца. «Орион» — многоцелевой патрульный самолёт, оснащённый более разнообразным оборудованием. К сожалению, это оборудование ещё и превосходило советское по совершенству.

Хотя Ту-142 и «оттянул» на себя более заметную роль, «тридцать восьмой» пережил самые трудные годы и продолжает совершенствоваться.

История создания

В 50-е годы в США развернулась масштабная программа строительства атомных субмарин, вооружённых баллистическими ракетами. Первоначально было решено, что нивелировать угрозу должен советский флот. Однако у военно-морских сил не было достаточного количества кораблей для наблюдения за всеми возможными территориями. А возможности развернуть систему гидроакустического наблюдения Советский Союз не имел. В итоге было решено опереться на авиацию. КБ Сергея Ильюшина получило задание на разработку противолодочного самолёта летом 1960 года.

По проекту, будущий Ил-38 должен был иметь возможность трёхчасового патрулирования на удалении от базы свыше 2000 км. Из соображений экономии самолёт решили строить не с нуля, а на основе существующих. В данном случае на роль «основы» подходил лайнер Ил-18, конкретнее – его модификацию улучшенной компоновки Ил-18В.

Уточнённое техзадание утвердили весной 1961 года, а первые прототипы, пока ещё без спецоборудования, требовалось построить к 1962 году. Что касается оборудования, то в 1961 году состоялась только защита проекта поисковой системы, и её оценили, как очень перспективную.

По их мнению, установка подкрыльевых узлов подвески вооружения недопустимо увеличила бы нагрузку на крыло. А установка аппаратуры радиоразведки приведёт к тому, что самолёты и экипаж будут выполнять самые различные, но не «противолодочные» функции. А окончится износом машин и потерей экипажами квалификации. В итоге Ил-38 было решено оставить чисто противолодочным самолётом, вооружённым минами и торпедами.

Первый полёт Ил-38 с экипажем, во главе которого находился Владимир Коккинаки, состоялся раньше срока – осенью 1961 года. В ходе заводских испытаний, продолжавшихся до лета 1962 года, совершили 77 полётов, налетав при этом 135 часов. Осенью 1962 года взлетел второй прототип, тоже пока ещё без спецоборудования. К этому времени система «Беркут» всё ещё проходила испытания на борту летающих лабораторий на базе Ил-18. И даже не вся система полностью, а только отдельные её узлы.

Так получилось, что хотя сам самолёт и взлетел с опережением графика, испытания бортовых систем начали, опоздав почти на год. Полёты в 1964 году выявили, что «Беркут» по прежнему нуждается в серьёзной доводке.

Государственные испытания самолёта прошли в 1965 году. Ил-38 решили пригодным для запуска в серию, но не для принятия на вооружение. Со вторым пунктом решили повременить, пока не будет повышена надёжность системы «Беркут». В итоге противолодочный самолёт стал в строй только в 1969 году.

Эксплуатация

Первым Ил-38 получил Северный флот, это произошло еще до официального принятия самолета на вооружение – в 1968 году. В следующем году Ил-38 были отправлены на Тихоокеанский флот, а в 1972 году эти машины получили и моряки-балтийцы.

В советский период эти противолодочные самолеты нередко несли службу за пределами страны. С 1979 по 1991 год несколько Ил-38 постоянно находились в Эфиопии, с 1981 по 1989 год они периодически размещались в Ливии, случались командировки в Сирию и Мозамбик.

В настоящее время Ил-38 эксплуатируются на Тихоокеанском и Северном флоте.

Потери

1984 год. Авария на аэр. Николаевка, 77-й ОПЛАП ВВС ТОФ. Аварийное прекращение взлёта. Самолёт выкатился за пределы ВПП, получил повреждения и был списан. Экипаж не пострадал.

1984 год. Аэродром Асмара, Эфиопия. В результате налёта сепаратистов на аэродром уничтожены два Ил-38, принадлежащие 77-му ОПЛАП ВВС ТОФ, экипажи не пострадали.

1994 год. Катастрофа на аэр. Североморск-1, 24-й ОПЛАП ВВС СФ. При выполнении посадки в условиях сильного снегопада и позёмки самолёт уклонился от посадочного курса и столкнулся с землёй. Экипаж погиб.

2002 год. Катастрофа двух индийских самолётов Ил-38 на авиашоу, противолодочная эскадрилья INAS 315. Погибли 12 человек. Взамен разбившихся машин Россия бесплатно предоставила два Ил-38.

Тактико-технические характеристики

Источник данных: Артемьев, 2002.

Технические характеристики
  • Экипаж: 7
  • Длина: 40,075
  • Размах крыла: 37,4
  • Высота: 10,12 м
  • Площадь крыла: 140 м²
  • Средняя аэродинамическая хорда: 3,0 м
  • Колея шасси: 9,0 м
  • Масса пустого: 34 700 кг
  • Максимальная взлётная масса: 68 000 кг
  • Максимальная посадочная масса: 52 200 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 26 650 кг
  • Силовая установка: 4 × ТВД АИ-20М
  • Мощность двигателей: 4 × 4250 л. с.

(4 × 3126 кВт (взлётная))

  • Воздушный винт: АВ-64 серии 04А
  • Диаметр винта: 4,5 м
  • Масса двигателя: 1040 кг
Лётные характеристики
  • Максимальная скорость: 650 км/ч на 6000 м
  • Боевой радиус: 2200 км
  • Техническая дальность: 9500 км
  • Практический потолок: 8000 м (с полётной массой 66 000 кг)
  • Длина разбега: 1700 м
  • Длина пробега: 1070 м
Вооружение
  • Боевая нагрузка:  
    • нормальная: 5430 кг
    • максимальная: 8400 кг
  • Бомбы: противолодочные:

    • свободнопадающие: ПЛАБ-250-120, ПЛАБ-50
    • корректируемые: ПЛ250-120 «Загон»

Общее описание конструкции

Самолет Ил-38 выполнен по нормальной аэродинамической схеме, это цельнометаллический низкоплан с четырьмя турбовинтовыми двигателями и трехстоечным убирающимся шасси. Назначение Ил-38 – поиск и уничтожение подводных лодок противника, ведение разведки, участие в поисково-спасательных операциях, постановка минных заграждений. В состав экипажа самолета входит семь человек.

Передняя часть фюзеляжа Ил-38 разделена плоскостью на две половины. В верхней герметичной части располагается кабина экипажа, а также часть электронной аппаратуры самолета. В нижней части находится антенна РЛС «Беркут» в обтекателе и отсек, в который помещается передняя стойка шасси.

За кабиной расположен передний грузовой отсек, он продолжается до центроплана крыла. Над ним размещен астрокомпас и блок аппаратуры комплекса «Резеда». За центропланом размещается второй грузовой отсек с аппаратурой комплекса «Беркут», кислородными баллонами и спасательными средствами. В хвостовой части самолета находится технический отсек с аккумуляторами, турбогенератором и магнитометром. Магниточувствительный элемент расположен в хвостовой балке.

Крыло Ил-38 прямое, состоящее из трехлонжеронного центроплана и двух двухлонжеронных отъемных частей. Механизация представлена закрылками Фаулера и элеронами.

Хвостовое оперение самолета однокилевое свободнонесущее. Стабилизатор и киль кессонной конструкции с тремя лонжеронами.

Силовая установка машины состоит из четырех двигателей АИ-20М с автоматическими винтами АВ-68И. Их диаметр составляет 4,5 метра.

Топливная система Ил-38 состоит из группы баков, большая часть из которых находится в крыле самолета. Их общая емкость составляет более 35 тыс. литров. Питание топливом раздельное для двигателей каждой стороны.

Противолодочное оборудование самолета состоит из поисково-прицельной системы «Беркут» и магнитометра. На Ил-38 впервые в Советском Союзе была установлена бортовая ЭВМ «Пламя», она является составной частью ППС «Беркут». Ее предназначение – решение логических задач при поиске подводных лодок противника. ЭВМ управляет движением самолета во время поиска, анализирует информацию, полученную от гидроакустических буев, дает команды на сброс средств поражения.

Вооружение Ил-38 состоит из различных видов гидролокационных и гидроакустических буев (РГБ-1, РГБ-3, РГБ-16), а также средств поражения подлодок. В 70-е годы для Ил-38 разрабатывался специальный «долговременный» буй «Яуза», который мог находиться в воде несколько месяцев и постоянно собирать информацию. После чего, данные должны были передаваться на пролетающий над ним Ил-38. Однако данный проект так и не был завершен, работы были прекращены в 1979 году.

В состав средств поражения Ил-38 могут входить торпеды АТ-1 и АТ-2 либо же ракеты АПР-1 и АПР-2. Для модификации Ил-38Н была разработана ракета АПР-3. Также для этой модели была доработана противокорабельная ракета Х-35, испытания были завершены в 2005 году.

Литература

Рождение Ил-38

История семейства Ил-38 началась ещё в 1960 году, когда руководство СССР поручило ОКБ Ильюшина создать противолодочный самолёт для применения в самых различных климатических условиях — от тропиков до арктических широт.

Военные эксперты отмечают, что задача была поставлена после того, как стало известно о появлении у США атомных стратегических подводных лодок, вооружённых баллистическими ракетами.

«Решение по созданию первых Ил-38 было принято после того, как на боевое дежурство вышли американские атомные подводные лодки с ракетами «Поларис», — пояснил в разговоре с RT военный историк и эксперт, директор музея ПВО в Балашихе Юрий Кнутов.

За основу было решено взять пассажирский турбовинтовой лайнер Ил-18.

  • Турбовинтовой пассажирский самолёт Ил-18
  • РИА Новости

При этом конструкторы отказались от оснащения новой машины оборонительным вооружением в виде турелей с авиационными пушками, которые обычно присутствовали на противолодочных самолётах той эпохи. Это позволило снизить массу самолёта, что придало ему больше манёвренности и позволило использовать более короткие взлётно-посадочные полосы.

Также по теме


«Без него не появились бы Су-35 и Су-57»: какую роль в становлении истребительной авиации РФ сыграл самолёт Су-37

25 лет назад впервые поднялся в воздух сверхманёвренный российский истребитель Су-37, оснащённый двигателями с управляемым вектором…

«Противолодочные самолёты должны отличаться целым рядом особенностей, например возможностью длительного нахождения в воздухе и полётов в неблагоприятных условиях. Также машина не должна развивать слишком большую скорость, чтобы можно было осуществлять поиск подводных лодок. Со всеми этими задачами советские конструкторы успешно справились», — рассказал Кнутов.

После государственных испытаний в 1965 году Ил-38 был принят на вооружение авиации Военно-морского флота СССР. Серийное производство этих самолётов шло с 1967 по 1972 год — за это время было изготовлено 65 машин.

В 1980-е было принято решение провести модернизацию Ил-38 с установкой на него на тот момент новой поисково-прицельной системы «Изумруд», однако было усовершенствовано только 12 машин.

По словам Юрия Кнутова, в конце 1980-х начались работы по созданию нового поисково-прицельного комплекса «Новелла». Однако после распада СССР в условиях экономического кризиса комплекс оказался невостребованным.

«Проблема упиралась в средства, не хватало финансирования. Использовать самолёты со старым оборудованием, которое морально устарело, было бессмысленно, поскольку у подводных лодок НАТО резко сменилась шумность, сменилась акустика, после чего их стало сложно обнаруживать», — пояснил эксперт.

Особенности и характеристики

Визуально Ил-38Н отличается от предшественника дополнительными антеннами радиолокационной станции кругового обзора, расположенными поверх носовой части фюзеляжа.

Максимальная взлётная масса самолёта составляет 68 т при максимальной боевой нагрузке в 6 т. Он способен развивать скорость до 650 км/ч при максимальной высоте полёта 8 км. Дальность полёта с нормальной боевой нагрузкой достигает 6,6 тыс. км. Экипаж самолёта состоит из семи человек.

Комплекс «Новелла» включает в себя радиолокационную, теплотелевизионную, радиогидроакустическую, магнитометрическую и командно-тактическую системы, а также комплекс радиоэлектронной разведки.

  • Противолодочный самолёт Ил-38Н во время воздушной части парада, посвящённого Дню ВМФ в Санкт-Петербурге
  • РИА Новости

Он может обнаруживать воздушные цели на расстоянии до 90 км, а надводные — до 320 км. Дальность обнаружения системой подводных целей в открытых источниках не приводится. Однако известно, что система может одновременно сопровождать до 50 надводных целей.

В качестве вооружения для борьбы с подводными лодками и надводными судами Ил-38Н способен нести противокорабельные ракеты, торпеды и глубинные бомбы, а также гидроакустические и магнитные буи.

Говоря об особенностях этого самолёта, Юрий Кнутов подчеркнул, что после внедрения системы «Новелла» эффективность модернизированных Ил-38 возросла в разы.

В свою очередь, доктор военных наук, капитан 1-го ранга в отставке Константин Сивков в интервью RT отметил, что, в отличие от советской системы «Беркут», комплекс «Новелла» способен обнаруживать подводные лодки с довольно низким спектром шумов, даже ниже уровня шума океана.

Также по теме


«Сочетание скрытности и дальности обнаружения целей»: как подлодки проекта 636 «Варшавянка» усилят Тихоокеанский флот РФ

Последняя субмарина в серии из шести подводных лодок проекта 636 «Варшавянка» будет передана Тихоокеанскому флоту РФ в 2024 году. Об…

«На Ил-38Н стоят более совершенные радиолокационные станции, совершенные магнитометры. В целом данный самолёт обладает гораздо большими возможностями по поиску любых атомных подводных лодок противника, чем его предшественник, поэтому принятие его на вооружение — большой шаг в развитии возможностей российского флота», — рассказал военный эксперт.

По его словам, после того как на вооружении у России появился этот самолёт, Минобороны смогло намного эффективнее решать задачи обеспечения борьбы с подводными кораблями вероятного противника.

«А расширение парка таких самолётов довольно серьёзно усилит возможности российского флота по борьбе с атомными подводными лодками противника, в том числе самыми малошумными», — заключил Сивков.

Плюсы и минусы

Долговечность при минимальном уходе – основополагающая черта традиционных яловых сапог. За это качество их ценили и ценят военнослужащие. Они не плесневеют без просушки в окопах и болотистой местности и служат даже дольше, чем кирзовые. Последние уступают и в плане теплостойкости.

Другая примечательная особенность – защита ног от влаги. Отличная гигроскопичность позволяет поддерживать сухость даже при продолжительном нахождении в воде. Отсюда востребованность этого типа обуви среди рыбаков и туристов.

Достоинства идут рука об руку с недостатками. Прочность и долговечность – с неэластичностью, грубостью и долгим процессом разнашивания. Гигроскопичность – с проблемами отвода пота и поступлением кислорода к коже. Натуральное происхождение материала – с высокими ценами на дизайнерские женские сапожки из него.

Больше всего нареканий вызывает разминание (в первую очередь дополнительно усиленной задней части). Ждать естественного разноса – слишком долго. Приходится прибегать к народным средствам. В ход идут смеси с глицерином, горячие полотенца, колодки. Иногда жесткие сапоги набивают пакетами с водой и отправляют в морозильник. При замерзании вода расширяется, создавая постоянное давление на стенки голенища.

С этим читают

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector