Истребитель су-17. фото. история. характеристики
Содержание:
- Характеристики Су-17
- История
- Бортовое оборудование и системы
- Технические характеристики СУ-17 1970 года выпуска
- Особенности конструкции
- Истребитель-бомбардировщик Су-17. На чертеже:
- Что влияет на увеличение или уменьшение зарплаты
- Особенности конструкции Су-17
- Xарактеристики истребителя-бомбардировщика Су-17
- Бортовое оборудование и системы
- Характеристики Су-17
- Характеристики
- ТТХ в сравнении с конкурентами
- Модификации
- Модификации Су-17
- Боевое применение
- Страны-эксплуатанты
Характеристики Су-17
Модификация | Су-17 |
Размах крыла, м | |
при мин. стреловидности | 13.70 |
при макс. стреловидности | 10.03 |
Длина самолета, м | 18.90 |
Высота самолета, м | 4.97 |
Площадь крыла, м2 при мин. стреловидности | 38.50 |
Площадь крыла, м2 при макс. стреловидности | 34.50 |
Масса, кг пустого | 9600 |
Масса, кг максимальная взлётная | 16280 |
Двигатели | 1 ТРД АЛ-7Ф-1-250 |
Тяга, кгс | 1 х 9600 |
Максимальная скорость, км/ч у земли | 1350 |
Максимальная скорость, км/ч на высоте | 2230 |
Потолок высоты, м | 16500 |
Дальность полета, км | 2300 |
Экипаж, чел | 1 |
Вооружение: | две 30-мм пушки НР-30 |
Боевая нагрузка — 3000 кг на 7 узлах подвески | |
УР воздух-воздух , УР воздух-земля , НУР, бомбы (корректируемые, кассетные, ядерные) |
История
Су-17 проектировали и строили согласно программе опытного самолетостроения 1948-1949 гг., которую утвердил Совет Министров СССР 12.06.1948. Предполагался выпуск двух вариантов истребителя: экспериментальный и боевой. На боевой вариант планировалась установка двух пушек Н-37.
В декабре 1948 г. государственной макетной комиссией был одобрен макет и эскизный проект истребителя, почти полностью согласованы конструктивные материалы производства. Замечания, которые были сделаны, учтены в дальнейших этапах проектирования и постройке самолета, которые проводили, опираясь на точные расчеты и экспериментальные данные.
После аварии самолета Су-15 на летные испытания Су-17 наложили запрет. В ноябре 1949 года произошло расформирование ОКБ им. П. Сухого. Опытный экземпляр, который так ни разу и не был поднят в небо, перевезли в летный исследовательский институт имени М. Громова для проведения наземных испытаний, в частности проверки носовой части фюзеляжа. Далее проводили проверку аппарата на устойчивость, подвергая его обстрелу из авиапушек.
Бортовое оборудование и системы
Наиболее современные самолеты, типа Су-17, — истребители-бомбардировщики Су-17М4 и -22М — оснащены прицельно-навигационным комплексом ПрНК-54 , в состав которого входит ЦВМ. Для решения разведывательных задач самолет может комплектоваться контейнером комплексной разведки ККР, в котором размещаются АФА плановой, панорамной и перспективной съемки, РЛС БО, ИК система, а также осветительные патроны для фотографирования в ночных условиях. Су-17 и Су-17М оснащались бомбоприцеломПБК-2 и стрелковымАСП-5НД-7 . На Су-17М2 вместо последнего был установлен более совершенныйАСП-17 . Установленный на Су-17М3 прицельно-навигационный комплекс КН-23, включающий в себя лазерный дальномер «Клён-ПС», стрелково-бомбардировочный прицел АСП-17БЦ-8 и радиовысотомер РВ-5, позволяет выполнять полет со сверхзвуковой скоростью на малых высотах в автоматическом режиме. Для наведения УР |Х-23М| применялась аппаратура управления«Дельта» , размещённая в подвесном контейнере. Для наведения |Х-25МЛ| и |Х-29Л| использована лазерная станция«Прожектор» , также размещённая в подвесном контейнере. На Су-17М2, помимо данной станции, установлен лазерный дальномер-целеуказатель«Фон-1400» . На Су-17М3 вместо него установлен более совершенный«Клён-54» , прицелАСП-17 , индикатор прямой видимости, станция предупреждения о радиолокационном излучении«Сирена-3» и др. БРЭО. Также установлены отстреливатели ловушек и диполейКДС-23 иАСо-2В . Некоторые самолёты для контроля результатов бомбометания имеют камеруАФА-39 .
Технические характеристики СУ-17 1970 года выпуска
- Годы производства: 1969-1990гг.
- Всего изготовлено: 2867 шт.
- Боевое применение: военные конфликты второй половины ХХ в.
- Экипаж — 1 человек.
- Взлетная масса — 16,2 т.
- Размеры: длина — 18 м, высота — 4,9 м, размах крыла при стреловидности 30 градусов — 13,6 м, при стреловидности 63 градуса — 10 м.
- Вооружение: 2х30-мм пушки, боекомплект — 160 снарядов, шесть точек подвески, на которые крепятся управляемые ракеты класса «воздух-воздух», неуправляемые реактивные снаряды, авиабомбы.
- Двигатель турбореактивный.
- Максимальная скорость — 1350 км/ч.
- Практический потолок — 16,3 км.
- Дальность полета — 1930 км.
https://youtube.com/watch?v=MF99G40n4BQ
Автор статьи:
Никифоров Владислав
Особенности конструкции
Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме как одноместный однодвигательный цельнометаллический свободнонесущий среднеплан с крылом изменяемой геометрии и цельноповоротным горизонтальным оперением. Планер изготовлен в основном из алюминиевых сплавов.Крыло состоит из неподвижной части и подвижных консолей, способных изменять угол стреловидности в пределах 30-63 град. Поворот консолей обеспечивается посредством двух гидромоторов, которые приводятся в действие двумя независимыми гидросистемами. Неподвижная СЧК имеет фиксированный угол стреловидности по передней кромке 63°. Специальная система синхронизации обеспечивает симметричную перекладку консолей. Средства механизации крыла включают закрылки на центроплане и консолях и предкрылки по передней кромке консолей. Лётчик размещается в отапливаемой и вентилируемойгермокабине , закрываемой фонарём, крышка которого откидывается вверх-назад при помощи сервопривода. На фонаре кабины расположен перископ для обзора задней полусферы. На модификациях до Су-17М2 включительно применены катапультные креслаКС-4С-32 , на последующих –К-36ДМ класса 0-0. Самолет оснащен трехстоечным убираемымшасси с одинарными баллонами на колесах. Применение пневматики низкого давления позволило эксплуатировать самолет с аэродромов, имеющих травяное покрытие. Самолет для уменьшения длины пробега снабжен тормозным парашютом. Самолет имеет частичное бронирование и другие средства повышения боевой живучести.
Истребитель-бомбардировщик Су-17. На чертеже:
1 —гаргрот; 2— антенна радиокомпаса АРК-10; 3 —отсек блоков САУ-22; 4—отсек радиооборудования; 5—перископ ТС-27АМШ; 6—аварийный ПВД-7; 7—антенны системы «Пион»; 8—антенны системы СРО-2М; 9—датчик; 10—подвижный радиопрозрачный конус; 11—посадочная фара; 12 — створки ниши передней опоры шасси; 13—окно выброса стреляных гильз; 14 — створки ниши основной опоры шасси; 15—узел поворота консоли; 16—ПЧК; 17 — воздухозаборник охлаждения отсека двигателя; 18 — цельно-поворотный стабилизатор; 19 — противофлаттерный груз; 20—разрядник статического электричества; 21 — 850-литровый ПТБ; 22—НАР С-24; 23 — ПУ-12-40У; 24 — 1150-лит-ровый ПТБ; 25—противопомпажные створки; 26—козырек фонаря; 27—петлевая антенна радиокомпаса АРК-10; 28—подвижная часть фонаря; 29—пилон подвески вооружения; 30—балочный держатель БДЗ-57М; 31 —аэродинамический гребень; 32—окно перепуска воздуха ТРДАЛ-7Ф-1-250; 33—крышки люков разъемов гидросистемы; 34—тормозной щиток; 35 — бортовой аэронавигационный огонь; 36—крышки люков САРПП; 37—антенны станции предупреждения об облучении «Сирена-ЗМ»; 38—радиопрозрачный обтекатель антенны радиостанции; 39 — антенна системы МРП-56М; 40—антенны системы «Пион»; 41 —хвостовой аэронавигационный огонь; 42—створка контейнера тормозного парашюта; 43 — крышка лючка замка створки контейнера; 44—крышка люка фитинга; 45—колесо КТ69/4У (880×230 мм); 46—защитная накладка из нержавеющей стали; 47—амортизационная стойка; 48 — колесо К2-106А (600×200 мм); 49—левый щиток приборной доски; 50 — щиток указателя поворота крыла самолета и пульт управления предкрылками; 51 — пульт прицела для бомбометания с кабрирования ПБК-2; 52—прицел АСП-Г1Ф-7; 53 —верхний щиток приборной доски с аварийным табло; 54—правый щиток приборной доски с информационным табло; 55—центральная панель приборной доски; 56 — термостат регулятора температуры воздуха в кабине; 57—указатель термометра выхлопных газов турбостартера; 58 — белая полоса; 59 — жалюзи продува отсека пушки НР-30; 60—крышка люка пушки; 61—крышка отсека фотокинопулемета АКС-5-57; 62—антенны системы госопознавания; 63 — отклоняемый предкрылок; 64—элерон; 65 — поворотные закрылки; 66 — закрылок в убранном положении; 67 — закрылок в выпущенном положении; 68—ствол пушки НР-30; 69—крышка люка переднего отсека радиооборудования; 70,71 —гидроцилиндры уборки шасси; 72—амортизационная стойка; 73—зажигательный бак ЗБ-ЗбО; 74 — балочный держатель БДЗ-57М
Что влияет на увеличение или уменьшение зарплаты
Существует несколько факторов влияющих на размер заработной платы военнослужащий:
- Звание и должность. Для увеличения денежной выплаты, необходимо получить высшее звание или должность. При лишении звания, зарплата уменьшается.
- Расположение. У частей расположенных на севере оклад выше.
- Секретность. Переведясь в секретную часть можно получить надбавку в половину оклада.
- Премииза отличную службу.
- Компенсации за снятие жилья и разовые выплаты.
- Рисковые условия.Служба в горячих точках имеет денежное вознаграждение.
- Премиальныеза персональные достижения.
- Квалификационные экзамены. Их сдача повышает надбавки.
Как можем видеть возможностей повысить свою зарплату множество, главное добросовестно трудиться.
Влияние звания на зарплату
Также на заработную плату оказывает значительное влияние и звание военного, служащего по контракту.
У военных, занимающих должности первого порядка, зарплата составляет от 30 тысяч рублей и выше, для офицерского состава – от 60 тысяч рублей, высший офицерский состав получает по закону от 100 тысяч рублей.
Влияние рода войск на зарплату
Заработная плата военнослужащих зависит от рода войск.
Сотрудники ВМФ (Военно-Морского Флота) Российской Федерации зарабатывают 22 тысячи рублей. Около 20 тысяч рублей платят контрактникам сухопутной службы и военно-воздушных войск.
Особенности конструкции Су-17
В 69 году были изготовлены первые 12 машин Су-17, которые имели усовершенствованные системы. Была изменена и доработана топливная система, был установлен на фюзеляже гагрот, было увеличено число точек, к которым крепилась внешняя подвеска.
Корпус самолета изготовлен с использованием аэродинамических характеристик. Что касается крыльев, то они могли менять угол своей геометрии. Основные консоли крыльев могли поворачиваться за счет встроенных гидромоторов, которые работали от автономных гидросистем. Для повышения синхронизации поворотов эти моторы были соединены валом.
Самолет Су-17 оборудован трёхопорной системой шасси, убирающейся в корпус машины. Некоторые модификации могли быть оснащены системой лыжного шасси.
Силовая установка аппарата представлена новым двигателем типа ТРДФ АЛ-21Ф-3, который отличался надежностью и давал машине большую тягу. Замена двигателя могла производиться достаточно быстро и легко, поскольку хвостовая часть корпуса самолета была съемной, причем снималось и оперение корпуса.
Главной задачей конструкторов было сокращение разбега при отрыве от взлетной полосы. Данная проблема была решена задействованием дополнительных ускорителей СПРД, которые работали на пороховом заряде и давали большое ускорение при взлете. Топливо самолета было размещено в пяти баках, которые располагались в фюзеляже машины и ксенонах крыльев. Внешняя подвеска Су-17 позволяет крепить дополнительные топливные баки или же бомбы массой от 100 до 500 килограммов.
За все время изготовления самолет прошел множество модернизаций и доработок практически во всех системах, а также получил множество модификаций, которые могли выполнять более специализированные задания.
Xарактеристики истребителя-бомбардировщика Су-17
Размах крыла, м: при минимальном угле стреловидности…….13,68 при максимальном угле стреловидности…. 10,025 Длина самолета с ПВД, м…………………………..18,097 Длина самолета без ПВД, м…………………………15,87 Высота самолета на стоянке, м…………………….4,962 Площадь крыла, м2: при минимальном угле стреловидности…….38,49 при максимальном угле стреловидности……34,45 Масса пустого самолета, кг…………………………..9950 Емкость внутренних топливных баков, л………3400 Максимальная взлетная масса, кг……………….16 270 Максимальная масса боевой нагрузки, кг……..2500 Максимальная скорость на Н = 11 км, число М……………………………………..2,1 Скорость отрыва при угле стреловидности крыла 30°, откл. предкр. 10°, при взл. массе 16 270 кг……..350 Длина разбега при массе 16 270 кг, м…………….1250 Посадочная скорость с предкрылками и закрылками, отклоненными на угол 30°, км/ч……………………..275 Длина пробега (с тормозным парашютом), м…..700 Практический потолок без подвесок на форсаже, м………………………..16 350 Практическая дальность полета на крейсерской высоте с ПТБ, км……………………193
н.сойко «Моделист-конструктор» № 4’2008
Бортовое оборудование и системы
Наиболее современные самолеты, типа Су-17, — истребители-бомбардировщики Су-17М4 и -22М — оснащены прицельно-навигационным комплексом ПрНК-54 , в состав которого входит ЦВМ. Для решения разведывательных задач самолет может комплектоваться контейнером комплексной разведки ККР, в котором размещаются АФА плановой, панорамной и перспективной съемки, РЛС БО, ИК система, а также осветительные патроны для фотографирования в ночных условиях. Су-17 и Су-17М оснащались бомбоприцеломПБК-2 и стрелковымАСП-5НД-7 . На Су-17М2 вместо последнего был установлен более совершенныйАСП-17 . Установленный на Су-17М3 прицельно-навигационный комплекс КН-23, включающий в себя лазерный дальномер «Клён-ПС», стрелково-бомбардировочный прицел АСП-17БЦ-8 и радиовысотомер РВ-5, позволяет выполнять полет со сверхзвуковой скоростью на малых высотах в автоматическом режиме. Для наведения УР |Х-23М| применялась аппаратура управления«Дельта» , размещённая в подвесном контейнере. Для наведения |Х-25МЛ| и |Х-29Л| использована лазерная станция«Прожектор» , также размещённая в подвесном контейнере. На Су-17М2, помимо данной станции, установлен лазерный дальномер-целеуказатель«Фон-1400» . На Су-17М3 вместо него установлен более совершенный«Клён-54» , прицелАСП-17 , индикатор прямой видимости, станция предупреждения о радиолокационном излучении«Сирена-3» и др. БРЭО. Также установлены отстреливатели ловушек и диполейКДС-23 иАСо-2В . Некоторые самолёты для контроля результатов бомбометания имеют камеруАФА-39 .
Характеристики Су-17
Модификация | Су-17 |
Размах крыла, м | |
при мин. стреловидности | 13.70 |
при макс. стреловидности | 10.03 |
Длина самолета, м | 18.90 |
Высота самолета, м | 4.97 |
Площадь крыла, м2 при мин. стреловидности | 38.50 |
Площадь крыла, м2 при макс. стреловидности | 34.50 |
Масса, кг пустого | 9600 |
Масса, кг максимальная взлётная | 16280 |
Двигатели | 1 ТРД АЛ-7Ф-1-250 |
Тяга, кгс | 1 х 9600 |
Максимальная скорость, км/ч у земли | 1350 |
Максимальная скорость, км/ч на высоте | 2230 |
Потолок высоты, м | 16500 |
Дальность полета, км | 2300 |
Экипаж, чел | 1 |
Вооружение: | две 30-мм пушки НР-30 |
Боевая нагрузка — 3000 кг на 7 узлах подвески | |
УР воздух-воздух , УР воздух-земля , НУР, бомбы (корректируемые, кассетные, ядерные) |
Характеристики
ГАБАРИТЫ. Размах крыла 10,03/13,70 м; длина самолета 18,9 м (Су-17М4 — 19,03 м); высота самолета 4,97 м, площадь крыла 34,5/38,5 м2.МАССЫ И НАГРУЗКИ, кг: максимальная взлетная 16280 (Су-17М4 — 19500), нормальная взлетная (с 1000 кг бомб) 14280 (Су-17М4 — 16400), топлива во внутренних баках 2800 (Су-17М4 — 3630), топлива в ПТБ 2860.ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. Максимальная скорость у земли 1350 км/ч; максимальная скорость на большой высоте 2230 км/ч (Су-17М4 — 1850 км/ч); максимальная дальность полета с боевой нагрузкой и подвесными баками на большой высоте 2300 км; максимальная дальность полета с боевой нагрузкой и подвесными баками на малой высоте 1400 км; максимальная дальность полета с боевой нагрузкой без подвесных баков на малой высоте 560 км; длина разбега 800 м (Су-17М4 — 1050 м); длина пробега 650 м (Су-17М4 — 950 м); максимальная эксплуатационная перегрузка 7.
ТТХ в сравнении с конкурентами
Су-17М | Су-17М3 | Sepecat Ягуар | LTH А-7H Корсар 2 | F-111 | |
Размах крыла, мм | 10004…13650 | 10004…13680 | 8690 | 11810 | 9470…19200 |
Длина, мм | 18720 | 19020 | 16420 | 14060 | 22400 |
Высота, мм | 4850 | 5130 | 4920 | 4880 | 5220 |
Масса максимальная, кг | 18120 | 19630 | 15500 | 19050 | 45000 |
Тип двигателя | 1*АЛ-21Ф-3 | 1*АЛ-21Ф-3 | 2*Аdour Mk. 104 | 1*Allison TF41-A-400 | 2* Pratt & Whitney TF30-P103 |
Тяга номинальная, кгс | 7800 | 7800 | 2*2300 | 6800 | 2*4060 |
Тяга форсажная, кгс | 11200 | 11200 | 2*3580 | — | 2*6120 |
Скорость у земли, км/час | 1200 | 1400 | 1300 | — | 1300 |
Скорость на высоте, км час | 2230 | 2230 | 1800 | 1112 | 2700 |
Дальность с ПТБ, км | 2700 | 2550 | 1315 | 1127 | 6400 |
Потолок, м | 16800 | 14000 | 14300 | 15545 | 18000 |
Модификации
За свое недолгое существование ПП-91 приобрел несколько различных модификации. В основе своей это изменения под питание боеприпасами различных видов, но встречаются и более основательные варианты. К незначительным модифицированным образцам можно отнести ПП-91-01 (с встроенным глушителем) и ПП-91-02 (Не ушедшая в серию самозарядная модель).
Чуть более интересен был образец использующий патрон 9*18 ПММ. Он получил название ПП-9 “Клин”. Его производили для МВД РФ в начале 2000 годов. Кроме улучшенного боеприпаса, дающего боле высокий показатель баллистики, изменения коснулись затвора (у него увеличилась масса) и появились винтовые канавки внутри патронника.
Хоть и патрон 9*18 ПМ и широко распространен и склады им просто завалены, он не удовлетворял своим качеством, что негативно сказывалось на эффективности боя. Конструкторами было принято решение начать изготовление ПП-919 “Кедр-2” под боеприпас 9*19 “Parabellum”. Данный вариант поступил в Налоговую полицию.
Сын Драгунова, Андрей и В.М. Калашников спроектировали и свою модификацию ПП-91, под наименованием ПП-27 “Клин-2”. В нем магазинная шахта перенесена в рукоять на манер Израильских “Узи”.
Для служебного пользования инкассаторов и сотрудниками частных охранных организаций разработана особая модификация — ПКСК-10. Ее главное отличие в применении ослабленного и слаборикошетирующего боезаряда 9*17 Куртц. Изменения коснулись и внутренних механизмов – ведение стрельбы в автоматическом режиме отсутствует. Возможность установки пламегасителя не предусмотрена. Яркой частью является выкрашенная в белый цвет крышка ствольной коробки.
Эта отметка позволяет сотрудникам полиции идентифицировать оружие как не боевое. Магазин всего на 10 патронов.
В качестве тренировочных и спортивных вариаций производятся модели КМО-9 “Корсак” 9*21 мм и КСО-9 “Кречет” 9*19 мм. Оба изделия имели удлиненный ствол, были самозарядными, оснащались магазинами только на 10 патронов.
ПСТ “Капрал” самозарядный вариант, рассчитанный под патрон 10*23 мм Т, травматический. Стоит на вооружении у охранных организаций. Обойма десятизарядная.
ППА-Х “Тирекс” – реплика максимально похожая на оригинальный ПП-91. Принцип действия основан на использовании пневматики. Стреляет 4-мм пульками-шариками. Может вести огонь очередями. Боевым оружием не является.
Модификации Су-17
Су-17 | первый серийный вариант; до 1972 г. выпущено несколько десятков. |
Су-17М | модификация с ТРДФ АЛ-21Ф3, увеличенным запасом топлива, более совершенным БРЭО, расширенной номенклатурой вооружения и некоторыми другими изменениями; выпускался с 1972 г.; |
Су-17М2 | вариант с удлинённой на 200 мм носовой частью фюзеляжа, новым БРЭО и расширенной гаммой управляемого вооружения; совершил первый вылет в начале 1974 г., серийное производство велось в 1975-79 гг.; |
Су-17М3 | дальнейшее развитие М2; установлено новое прицельное оборудование, увеличен запас топлива; выпускался с 1976 г.; |
Су-17М4 | вариант с новым БРЭО, нерегулируемым воздухозаборником и некоторыми конструктивными изменениями в фюзеляже; прототип появился в 1980 г., серийное производство велось в 1981-90 гг.; |
Су-17УМ | двухместный учебно-боевой самолёт, оснащённый БРЭО, применявшемся на Су-17М2; прототип появился в 1975 г., серийный выпуск осуществлялся в 1976-78 гг.; конструкция самолёта послужила основой для создания Су-17М3; |
Су-17УМ3 | двухместный учебно-боевой самолёт, оснащённый БРЭО, применявшемся на Су-17М3; выпускался с 1978 г.; |
Су-17 (1949 г.)
Су-17 – экспериментальный советский истребитель, который был создан в ОКБ Сухого в 1949 г. Целью его проектирования было достижение скорости, равной числу Маха М = 1, и проверка работоспособности летательных аппаратов на околозвуковых скоростях. Плюс ко всему, Су-17 мог стать прототипом фронтового ударного серийного истребителя с хорошими скоростными показателями.
Особенностью конструкции самолета была отделяемая носовая часть фюзеляжа, которая отсоединялась вместе с герметичной кабиной. Такой подход к исполнению команда Сухого применила впервые в мире, далее по их принципу строились американские самолеты типа F-111.
Боевое применение
Боевое крещение Су-17 получили в октябре 1973 г. в составе Сирийских ВВС: 15 Су-20 совершили 98 вылетов против израильских военных и промышленных объектов, в т.ч. наносили удары по НПЗ в Хайфе. Потеряно 8 машин, в воздушных боях сбит самолёт противника. Также сирийцы применяли Су-20/22 в ходе боёв в июне 1982 г. на юге Ливана. Потери составили около 10 самолётов. Советские Су-17 различных модификаций использовались в ходе афганской войны для нанесения ударов по отрядам моджахедов, караванам, элементам инфраструктуры и т.д. Подобное применение имели и самолёты афганских правительственных ВВС, но были случаи бомбардировок территории СССР и Пакистана по причине навигационных ошибок. После победы моджахедов начался новый виток гражданской войны, и Су-20 были растащены по враждующим фракциям и вновь были задействованы в боевых действиях между недавними союзниками. Самолёты ВВС Анголы с первой половины 80-х гг. применялись в боевых действиях против отрядов организации УНИТА и южноафриканских войск. Египетские самолёты участвовали в кратковременном конфликте с Ливией в июле 1977 г. Было потеряно от 2 до 6 машин. Ливийские Су-22 применялись в 1982-1987 гг. в ходе боевых действий в Чаде и Судане, а также “отметились” в ряде инцидентов над Средиземным морем с участием, с другой стороны, американских самолётов. Потери составили около 5 машин. Иракские истребители-бомбардировщики активно участвовали в боевых действиях ирано-иракской войны, а также при поддержке своих войск во время их вторжения в Кувейт. В ходе боевых действий в январе-марте 1991 г. американскими истребителями было сбито 2 Су-22. В этот же период отмечено применение иракскими ВВС самолётов данного типа против восставших шиитов на юге и курдов на севере страны. Последними на земле уничтожено 2 машины. Южнойеменские Су приняли участие в боях гражданской войны, вспыхнувшей в этой стране в январе 1986 г. После образования единого Йемена здесь в 1995 г. вновь произошла очередная война, на сей раз между Севером и Югом. Южане вновь использовали свои Су-20. Перуанские Су-20 участвовали в ряде конфликтов и вооружённых инцидентов на границе с соседним Эквадором, в ходе которых было потеряно около 3 машин. Также самолёты привлекались к действиям против наркомафии. В 1994-95 гг. российские Су-17 применялись в чеченской войне. Отмечалось также участие армянских Су-17 в боях карабахского конфликта, при этом противником был сбит 1 самолёт.