20 лет со дня гибели курска: почему экипаж не спасли

Причины и дата катастрофы

Вместе с подлодкой погибло 118 членов экипажа, все посмертно награждены орденами Мужества

10 августа 2000 года в соответствии с планом учений «Курск» вышел на выполнение поставленных задач. Боекомплект состоял из 24 крылатых ракет П-700 «Гранит» и 24 торпед. Утром 12 августа в Баренцевом море были выполнены необходимые маневры по поражению условного противника.

В промежутке с 11:40 до 13:40 подлодка должна была провести новую учебную атаку авианосной группы. В 11:28 акустик атомного крейсера «Петр Великий» зафиксировал мощный хлопок, после которого тряхнуло корабль. В назначенное время никаких торпедных атак не последовало.

https://youtube.com/watch?v=WPERlVDFOh0

В 17:30 «Курск» не вышел на запланированный сеанс связи. В 23:00 сеанс связи также был пропущен. В 23:30, в соответствии с протоколом, подлодка объявлена аварийной. Ее нашли затонувшей в 4:51 утра 13 августа на глубине 108 метров.

Используемые торпеды 65-76А «Кит» на момент аварии считались ненадежными, однако причины взрыва до сих пор оспариваются. Вопрос о том, когда затонула подводная лодка «Курск», имеет однозначную дату — 12 августа 2000 года.

Инженерные и полетные данные

Технические характеристики

Останки подлодки «Курск», поднятые со дна

Технические характеристики подводной лодки «Курск» во многом стандартны для проекта 949А. Однако в ряде показателей имеются незначительные отличия.

Габариты

По габаритам подлодка К-141 имеет следующие параметры:

  • длина корпуса — 154 м;
  • ширина — 18,2 м;
  • осадка — 9,2 м.

Общая высота подводной лодки «Курск» — 18,3 м. В данных показателях ТТХ общие с другими кораблями серии.

Водоизмещение

Надводное водоизмещение подлодки «Курск» составляет 14700 т. При погружении оно увеличивается до 23860 т. Полное водоизмещение по стандартным показателям — 24 тыс. т.

Максимальная глубина погружения

Рабочая глубина погружения составляет 420 м. Максимальная — 500 м. Данные показатели меньше стандартных, у субмарин серии «Антей» рабочее и допустимое погружение доходит до 500 и 600 м соответственно.

Силовая установка

Силовая установка подводной лодки К-141 атомная на два реактора ОК-650В. Тепловая мощность каждого составляет 190 МВт, мощность на валу — по 50 тыс. л. с. В качестве движителей используются два винта фиксированного шага.

Автономность и экипаж

Автономность плавания составляет 4 месяца, дальность не ограничена. Номинальная численность экипажа — 130 человек.

Прикомандированные

Как К-141 стал «Курском»

Атомная подводная лодка К-141 была заложена на «Севмашпредприятии» — одном из ведущих судостроительных заводов, выпускающих атомные субмарины — 22 марта 1990 года. Это была одна из последних крупных подлодок, заложенных в советское время. Она строилась по проекту 949А, который в СССР имел шифр «Антей», а на Западе — Oskar II, и имела заводской номер 662. 31 января 1991 года лодка была зачислена в состав советского ВМФ, а уже 18 марта, за три года до спуска на воду, был сформирован экипаж новой субмарины: это было обычной практикой, поскольку до передачи лодки флоту члены ее экипажа должны были пройти обучение в учебном центре подплава в Обнинске. Лодка еще достраивалась, когда 6 апреля 1993 года по приказу главнокомандующего российским ВМФ ей было присвоено собственное имя — «Курск» – в честь 50-летия победы на Курской дуге (тем же приказом собственные имена получили еще пять лодок проекта «Антей» и тоже в честь городов-героев и городов воинской славы). 16 мая 1994 года лодку спустили на воду, а 20 января на ней торжественно подняли Андреевский флаг.

Экипаж К-141 «Курск»

Задача следствия: не найти виновных

Следствию, которое готовилось предъявить обвинение виновным адмиралам и офицерам, пришлось развернуться на 180°, тогда и назначаются дополнительная судебно-медицинская и навигационная экспертизы. Из экспертизы,  проведенной главным судебно-медицинским экспертом министерства обороны полковником Виктором Колкутиным, следует, что 23 подводника в 9-ом отсеке прожили не более 8 часов, хотя первоначально он же не смог установить время наступления смерти. В навигационной экспертизе, проведенной бывшим в то время заместителем главного штурмана ВМФ капитаном I ранга Сергеем Козловым, утверждалось, что стуки исходили не из «Курска». Не буду описывать все грязные приемы и средства, к которым прибегли «эксперты», об этом подробно описано во втором издании моей книги «Она утонула…», которая имеется в открытом доступе в интернете

В дополнительном постановлении полковник юстиции Егиев пишет, что выводы данных экспертиз следствие во внимание не принимает, однако постановление о прекращении уголовного дела не было изменено, а виновные лица на скамью подсудимых не сели.

Я агностик, но верю в существование высшей справедливости и в то, что каждое зло наказуемо.  В отношении этих экспертов «наказание» не заставило себя долго ждать. «Эксперт» Сергей Козлов через четыре месяца после дела «Курска» стал главным штурманом ВМФ России, контр-адмиралом, а затем и начальником Военно-топографического управления Генштаба, но в 2013 году сел на скамью подсудимых за мошенничество и приговором военного суда признан виновным. 

Кому спасать утопающих

При расследовании обстоятельств гибели «Курска» неоднократно отмечалось, что в России отсутствуют эффективные средства спасения экипажей аварийных подводных лодок. Прошли годы. Ссылаюсь на несомненного авторитета — главного спасателя ВМФ СССР (1974-1987) Юрия Сенатского, который в 2017 году написал: «Полвека назад …коллеги спокойно поднимали подлодки с глубины в 200 метров в открытом море. Сейчас же учения по подъему «аварийных» ПЛ проводятся на глубинах в 50 метров. Что тут сказать?».

В этой же публикации приводится мнение Юрия Борисова: «Доля оснащенности аварийно-спасательных отрядов флотов современными судами и глубоководными аппаратами составляет 44% и к 2020 году составит 71% от потребного количеств», – отметил Юрий Борисов. Он также заявил, что строительство серии спасателей заложено в госпрограмму вооружений до 2027 года.

Очевидно, что единственным судном, более или менее оборудованным глубоководным водолазным комплексом (ГВК) является «Игорь Белоусов» на Тихоокеанском флоте, а на других флотах оборудований для декомпрессии просто нет. Второго «Игоря Белоусова» из-за санкций построить невозможно. Ели еще пару лет назад предполагалось, что серийное судно — спасатель  подводных лодок – появится в 2025 году, то сегодня условиях обвалившихся нефтяных цени и COVID-19 думаю, что и наши внуки до этого не доживут.

Это главный невыученный урок «Курска».

История разработки и создания АПЛ

«Курск» на стоянке

История разработки атомохода К-141 связана с проектом 949А «Антей». Техническое задание на него было выдано еще в 1969 году. Перед подводными лодками данного класса изначально ставилась задача противодействовать авианосным группа противника.

Всего построено 12 субмарин данного класса из запланированных 18, К-141 стал 10-ой. Курск подводная лодка заложена в Северодвинске в 1990, в 1993 получила свое название в честь Курской битвы. На воду спущена в 1994, 30 декабря того же года принята в эксплуатацию. Испытания показали отличную подготовку экипажа и самой лодки.

Вход в систему

Как забрать военный билет после 27 лет

Многие люди интересуются вопросом получения военных билетов после 27 лет. В этом случае дела обстоят несколько сложнее. С одной стороны придется объяснять принимающим сотрудникам причины, по которым были пропущены сроки.

Кто не сможет доказать объективные причины, тому придется заплатить штраф в размере 500 рублей. Разумеется, оплачивать нужно будет не сразу, а через платежные поручения (квитанции) в указанных кассах банков. И это и будет оплата штрафа за несвоевременное получение военного билета после 27 лет.

Вслед за проведением вышеописанных процедур, дальше все пойдет по обычной схеме: подача заявления, документов, после чего получение военного билета. В этом, как и в предыдущем случае, исполнительным органам даются 10 рабочих дней на подготовку документа. Однако это относится к тем, кто не служил срочную службу в вооруженных силах.

Главная спецоперация Путина

Вернемся к сегодняшнему дню. Путин начал лгать с «Курска», а заканчивает Конституцией Российской Федерации. Еще в 2001 году он заявил: «А ревизия норм продиктованная политической конъюнктурой, – прямой путь к кризису власти и к расшатыванию органов власти. К опасным государственным конфликтам. В этой связи хотел бы еще раз подчеркнуть: вопрос о поправках, ведущих к принципиально новой Конституции в нашей стране, на повестке дня не стоит». О том же он говорил в 2003-м, 2007-м, 2013-м, 2018-м годах.

Но в итоге Конституция разрушается, Путин пошел по пути установления диктатуры и личной власти, он поддержал «инициативу» об обнулении его президентского срока, продолжая говорить о недопустимости занятия должности президента более двух сроков. Путин организует проведение спецоперации, которая предусматривает принятие неких поправок в Конституцию, некоторые их которых дублируют уже существующие нормы, другие не имеют ничего общего с нормами конституционного права, создавая таким образом дымовую завесу главной поправке – возможности осуществлять правление до 2036 года. 

маскировкидымабоякораблей

Если действия Путина, который укрывал виновных по делу «Курска», могли быть квалифицированы, как преступление против правосудия и злоупотребление должностными полномочиями, то совокупность действий, совершенных в обход Конституции и законов Российской Федерации, можно квалифицировать, как насильственный захват и удержание власти. 

На вопрос – ДОКОЛЕ население России будут дурачить? – у меня ответ есть, а ДОКОЛЕ граждане России будут это терпеть, я не знаю.

«Не гоните волну!»

С каждой озвученной версией прибавлялось у страны вопросов, главный из которых – «Почему их не спасли?» – не дает и сегодня спать родным погибших моряков. После того как и без нас была проработана сотня версий, мы не будем строить 101-ю. Мы поговорим с участниками спасательной операции. Один из них живет в Благовещенском районе. Глава Леньковского сельсовета Александр Гринчук сразу поставил условие: он расскажет, все, что знает, а журналисты не будут гнать волну. Александр Михайлович – офицер запаса, с 1983 по 1995 год служил в составе Северного флота в Североморске, близ Видяево, где базировался погибший «Курск». 13 августа 2000 года он, тогда еще старший лейтенант и борттехник спасательного вертолета К-27, в составе других экипажей отдельного противолодочного вертолетно-корабельного полка работал в районе бедствия. Вот как ответил на главный вопрос Александр Гринчук:

– Александр Михайлович, самая страшная и безбожная из опубликованных версий звучит примерно так. Людей могли спасти, но не спасали специально, дабы не оставлять живых свидетелей столкновения с американской субмариной и не осложнять отношений с Америкой…

– Да, живые на «Курске» в первые сутки после аварии оставались. Но то, что их специально не спасали, – бред полный. Не могли спасти по стечению роковых обстоятельств. Сильный шторм, который не давал близко подойти к аварийной АПЛ, лишь одно из них. Самое главное – отсутствие аппаратов для работы на стометровой глубине. Если честно, мы не были к такому готовы. В 90-е корабли, в том числе и спасательные, списывали без разбору. Случилась беда с «Курском», и люди одумались, и стали оснащать флот специальными спасательными агрегатами. Увы, вся история ВМФ и авиации написана кровью российских мужиков. Не приведи бог, случись что-то подобное в наше время, моряков достанут с любой глубины, в любую погоду.

– По официальной версии, «Курск» погиб из-за детонации торпед в отсеках. Но было много и неофициальных, от которых не отмахнуться. Какой из них придерживаетесь вы?

– Даже в нашей профессиональной среде военных я слышал много и правдоподобного, и не очень. Государственная комиссия работала долго и тщательно, ни у одного военного человека нет повода не верить ее выводам о том, что в торпедных отсеках сдетонировали торпеды. Но свое мнение, конечно, было у каждого, кто участвовал в спасательной операции. Мое личное, считайте его субъективным, основано на анализе характера повреждений корпуса «Курска». Они дают повод предположить, что случилось столкновение. Утверждать, с субмариной американцев или иной страны НАТО, не буду – не хватает для этого достоверных фактов.

К слову, сказанное Александром Гринчуком в одном из комментариев после окончания расследования трагедии подтвердил и руководитель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников Игорь Кудрин: «Не могу себе представить ситуацию, когда наша подводная лодка где-то терпит бедствие, а ее никто не ищет и не оказывает ей помощи. Этого просто не может быть».

«Работа одного дня»

Подтверждение версии о том, что на момент аварии у ВМФ Росси просто не оказалось технологий для спасения подводников, мы находим в статье «Гибель подлодки «Курск» старшины второй статьи в запасе, журналиста Олега Лурье: «Я помню все, что тогда говорили о гибели «Курска» всевозможные специалисты, проверяющие и руководящие. До каждого слова, до интонации. Было больно и противно слышать, как чиновники и адмиралы со скорбными лицами врали, что никогда у Северного флота не было техники, способной поднять выживших моряков со дна целыми и невредимыми. Врали и тогда, когда заявляли, что спасательные работы на такой глубине россиянами никогда не проводились… Неужели они посчитали, что никто уже не помнит о том, что на Северном флоте еще за пятнадцать лет (!!!) до гибели «Курска» существовала уникальная аварийно-спасательная глубоководная служба (АСС), для которой спасение оставшихся в живых подводников «Курска» было бы обычной работой и заняло бы один день».

С 1981 по 1984 год Олег Лурье служил в той самой АСС, базировавшейся в Североморске. Водолазы АСС «Алтай», «Трефолев», подлодки «Ленок» (940 проект) не раз выводили подводников из затонувших субмарин. Лурье называет и номер «никогда не существовавшей» в/ч № 39199, базы АСС «Алтай». Из открытых источников известно, что у ВМФ СССР до 1990 года было 310 кораблей-спасателей. За 10 лет, с 1991 по 2000 год, на вооружение флота не поступило ни одного корабля такого класса, многие при этом были списаны или пущены «под нож», среди них – «Алтай», «Ленок», «Трефолев». На всем флоте оставалось всего 23 таких судна (включая и «прадедушку» субмарин, построенного еще в Первую мировую войну), разбросанных по всей стране, от Черного моря до Тихого океана. «Курску» не повезло…

К слову, за год до своей гибели субмарина была удостоена звания «Лучшая подлодка Северного флота» за выполнение особо важного задания. В августе 1999-го в автономке «Курск» прошел через Атлантику и Гибралтар в Средиземное море для скрытного наблюдения за группировкой Шестого флота ВМС США, с одного из авианосцев которой самолёты НАТО бомбили Сербию

Отработав пять условных атак по реальным целям, «Курск» исчез так же внезапно, как и появился. «Это был не прорыв, а песня!» – скажет по возвращении подводников на базу командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов о том ударе, что нанесли русские по американскому самолюбию. После похода 72 члена экипажа были представлены к правительственным наградам.

Иностранное влияние и заговор олигархов

Но, пожалуй, больше других вызывают недоумение намеки бывших руководителей ВМФ и Северного флота на причастность американских подводных лодок к гибели «Курска». Хочу напомнить, что на закрытом полигоне проводились противолодочные учения, что в составе надводных сил находилось несколько противолодочных кораблей. Если даже предположить, что американские подводные лодки находились в непосредственной близости от района учений, не говоря об их нахождении в самом районе, то чего стоит в этом случае ВМФ России? 

В ходе расследования версия о столкновении с западной подлодкой, как и многие другие, отпала, и в середине 2002 года, когда я начал ознакомление с материалами уголовного дела, представляя интересы 55 потерпевших — членов семей погибшего экипажа, осталась единственная версия, в правильности которой у меня нет сомнений. Тогда уже было ясно, что «Курск» погиб в результате возгорания после двух внутренних взрывов: окислителя и топлива перекисно-водородной торпеды 65-76 в 4-ом торпедном аппарате первого отсека, объемного пожара, который через 135 секунд привел к детонации значительной части боезапаса, не менее 10 боевых торпед.

А в чем перед Путиным виноваты те же олигархи, если командир гидроакустической группы «Петра Великого» Андрей Лавренюк в 11:28 зафиксировал на экране локатора большое светлое пятно и хлопок, запеленговал его и доложил о взрыве на ходовой мостик и на центральный командный пункт, где находился командир корабля, руководители Северного флота, однако те не дали команды классифицировать взрыв, не потрудились взять карту с планом учения, где пеленг совпал с коридором, через который «Курск» должен был входить в район учений? Отнюдь не президент Ельцин, и не олигархи объявили корабль аварийным с задержкой на 12 часов. А кто? Вопрос риторический.

Сокрытие информации и мифологизация

А что выучено? Ни одна из катастроф подобной «Курску» никогда, ни при каких условиях не будет впредь обсуждаться открыто. Все аналогичные расследования будут и уже засекречены. А в 2015 году президент подписал указ, согласно которому данные о потерях личного состава в Вооруженных силах в мирное время отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну, хотя раньше они были доступны.

Кроме выводов официального следствия по делу о гибели экипажа «Курска» и моего адвокатского расследования, появились многочисленные публикации, интервью, документальные фильмы, книги, в которых исследуются многочисленные версии о гибели корабля и экипажа Я остановлюсь только на самых значимых.

Их можно условно разделить на три части. Первая — это вышедшие до окончания расследования уголовного дела, где многочисленные версии возникали и множились из-за недостатка информации. Морские писатели Владимир Шигин, Николай Черкашин поторопились опубликовать свои версии. Книга Роберта Мура «Время умирать» более всех приближена к действительным обстоятельствам. По этой книге снят бельгийский фильм «Курск» режиссёра Томаса Винтерберга и продюсера Люка Бессона. 

Вторая группа фильмов, книг и публикаций, появившихся после окончания расследования, — сокрытие действительных обстоятельств и виновных. Большинство тех, кто выдвигает версии об атаке «Курска» ракетами с «Петра Великого», российскими береговыми противокорабельными комплексами или «чеченским следом», не знакомы с обстоятельствами гибели корабля и экипажа, а их мотивы — желание заявить о себе, прославиться. Но и после окончания расследования ряд авторов и интервьюеров пытаются сгладить острые углы, представить события 20-летней давности как цепь случайных событий.

 Тот же Владимир Шигин выпускает в 15-летнюю годовщину еще одну, третью книгу «Гибель «Курска». Неизвестные страницы трагедии». Никаких неизвестных страниц я не обнаружил, как не нашел откровенной лжи. Но некоторые действительные обстоятельства маскируют правду. Приведу только один пример. Автор пишет: «01 час 04 минуты. «Михаил Рудницкий» отошел от причала и начал движение в район поиска. При установленной готовности к выходу в четыре часа экипаж спасательного судна управился всего за три часа тридцать минут, перекрыв все установленные нормативы». 

Действительно, спасательное судно «Михаил Рудницкий» отошел от пирса в 01:04 13 августа, но автор умалчивает, что судно в соответствии с телеграммой начальника Главного штаба ВМФ России адмирала Виктора Кравченко должно было находиться в районе учений. Не пишет Шигин, что даже формально готовность судна к выходу в море при проведении учений должна составлять 1 (один) час. А приказ о часовой готовности командир судна получил только в 20:20, спустя 8 часов 50 минут после взрыва. Не пишет он и о том, что при допросе 28 августа 2000 года командир спасательного судна, капитан II ранга Юрий Костин показал, что он слышал о запланированных учениях в августе, но точные сроки ему известны не были и никаких задач о вступлении в силы ПСО ни ему, ни экипажу не ставились. А прибыло судно к месту обнаружения «Курска» только в 11 часов и 11 минут 13 августа. 

Единственным профессиональным и честным публицистическим исследованием, как я считаю, стала книга вице-адмирала Валерия Рязанцева «В кильватерном строю за смертью. Почему погиб «Курск». Рязанцев участвовал в деле «Курска» в качестве эксперта, у него была возможность знакомиться с некоторыми материалами уголовного дела, не со всеми, к сожалению. У меня есть свое, отличное от Рязанцева, мнение в отношении сроков жизни 23 моряков и причиной детонации части боезапаса, но что касается готовности корабля и экипажа, то и экспертиза, и книга честны и объективны.

window.Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 279712, containerId: ‘adfox_151792529491071342’, params: { p1: ‘ccuhg’, p2: ‘geus’ } }, [‘desktop’, ‘tablet’], { tabletWidth: 830, phoneWidth: 480, isAutoReloads: false }); Конструктивные особенности

ЦКБ МТ «Рубин»

Умолчание собственных ошибок — одна из разновидностей скрыть правду, урок – который так и не выучен. 

Молчит Игорь Спасский о расположении во 2-м отсеке центрального поста (поста управления), по соседству с взрывоопасным торпедным боезапасом и такими же аккумуляторными батареями. Не упоминает экс-руководитель «Рубина» и о том, что комингс-площадка аварийно-спасательного люка по сравнению с резиновым покрытием корпуса оказалась занижена на 7 см., что не дало возможности присоса АС-32 и АС-34 и спасения двадцати трех подводников в 9-м отсеке «Курска» (это могло быть ошибкой при строительстве корабля, но и в этом случае можно говорить о недостатках авторского надзора со стороны КБ «Рубин»). Неправда и то, что спасательные аппараты не могли состыковаться из-за повреждения комингс-площадки.

В 2001 году был утвержден новый Корабельный устав ВМФ России. Хотя его принятие и произошло после трагедии «Курска», но, как мне представляется, эти события связаны между собой слабо. В новом Уставе усилены нормы, касающиеся борьбы за живучесть, но гибель «Курска» связана с нарушением ранее действующего Устава. Вместо формы боевой учебы «Сбор-поход» с 10 по 13 августа с ведома руководства ВМФ России эта форма боевой учебы была заменена на проведение «Комплексной боевой подготовки» хотя такая форма не предусмотрена ни одним руководящим документом ВМФ. Вице-адмирал Валерий Рязанцев характеризовал эти учения, как «липовые». 

Если план проведение сбор-похода утверждает главком ВМФ, а, следовательно, он, и подчиненные ему службы, флагманские офицеры согласовывают все аспекты плана, проверяют готовность к учениям руководства Северного флота, плавсостава, наземных служб, готовность к учениям кораблей и судов, включая обеспеченность поисково-спасательными средствами, то для вновь изобретенного вида боевой учебы руководство ВМФ России и Главный штаб ВМФ остаются в стороне, а всю ответственность несет руководство Северного флота.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector