Проект 1135 (тип «буревестник») и 11351 (тип «нерей»)
Содержание:
- Содержание
- Содержание
- Locations on map
- История строительства
- Литература
- История проектирования
- История проектирования
- Примечания
- Примечания
- Примечания
- Пограничные сторожевые корабли (ПСКР)
- Модернизации проекта
- Сообщество Империал: M4A3E2 Sherman Jumbo — Сообщество Империал
- Описание конструкции
- Литература
- Примечания
- История строительства[править | править код]
- Особенности СКР
- Особенности СКР
- Литература
- История проектирования[править | править код]
- Вооружение
- Примечания
- Заключение на проект бюджета–2021
Содержание
Содержание
Locations on map
История строительства
Строительство кораблей серии велось на трёх судостроительных заводах (ССЗ имени А. А. Жданова (Ленинград); ССЗ «Янтарь» (Калининград); ССЗ «Залив» (Керчь) в трёх основных модификациях — проекты 1135 (21 ед., 1968—1981), 1135М (11 ед., 1973—1981) и 11351 (в варианте пограничного сторожевого корабля, 7 ед., 1981—1990), отличающихся водоизмещением и вооружением.
Всего было построено 32 корабля: по проекту 1135 до 1981 года был построен 21 корабль и ещё один планировался, но не был заложен; с 1975 года параллельно с базовым проектом строились корабли модернизированного проекта 1135М, было построено 11 корпусов. Кроме этого, проект 1135 стал основой для проектирования пограничного сторожевого корабля проекта 11351 шифр «Нерей».
В 1999—2013 годах по проекту 11356 были построены и сданы шесть фрегатов проекта 11356 типа «Тальвар» для ВМС Индии, с 2010 года реализуется программа по строительству шести фрегатов обновлённого проекта 11356Р для ВМФ России. Основными отличиями фрегатов проекта 11356Р от экспортного аналога является вооружение, выполненное в отечественном исполнении, и обновлённые элементы технологии малозаметности.
Литература
- Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР : Справочник : в 4 т. — СПб. : Галея Принт, 2005. — Т. 3 : Противолодочные корабли, Ч. 1 : Противолодочные крейсера, большие противолодочные и сторожевые корабли. — 120, с., л. ил. : цв. ил. — ISBN 5-8172-0094-5.
- Апальков Ю. В. Противолодочные корабли : . — М. : Моркнига, 2010. — С. 147. — 307, с., л. ил. : цв. ил. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903080-99-1.
- Васильев А. М. и др. СПКБ. 60 лет вместе с флотом. — СПб.: История корабля, 2006. — ISBN 5-903152-01-5.
- Firepower : Sea Warfare : / Horace Beck ; Chris Bishop (ed.). — Orbis Publishing Ltd. — 1999. — ISBN 0-7858-1087-0. — ISBN 978-0785810872.
История проектирования
Навал «Беззаветного» на крейсер США Йорктаун
Пограничный СКР «Имени XXVII съезда КПСС» (затем «Орел»), морские части погранвойск, 1 марта 1987 года
Проект 1135 был разработан в 1964—1966 годах в Северном проектно-конструкторском бюро. В соответствии с техзаданием, руководство ВМФ ВС СССР планировало получить большой противолодочный корабль II ранга — океанский корабль на базе проектов 1134-А и 1134-Б, но с существенно уменьшенным водоизмещением. Новый проект должен был решать широкий круг задач по противолодочной и противовоздушной обороне соединений кораблей, быть способным проводить конвои через районы локальных боевых действий.
Уменьшение водоизмещения привело к отказу от вертолёта, гидроакустическое оснащение было идентичным проекту 1134-Б, но недостаточным для стрельбы ракетами главного калибра на полную дальность, поэтому предполагалось действие кораблей поисково-ударными парами.
Первоначально основным вооружением корабля был ракето-торпедный комплекс «Метель», предназначенный для уничтожения подводных лодок. При модернизациях он заменялся на «Раструб-Б», способный поражать также и надводные цели.
История проектирования
Навал «Беззаветного» на крейсер США Йорктаун
Пограничный СКР «Имени XXVII съезда КПСС» (затем «Орел»), морские части погранвойск, 1 марта 1987 года
Проект 1135 был разработан в 1964—1966 годах в Северном проектно-конструкторском бюро. В соответствии с техзаданием, руководство ВМФ ВС СССР планировало получить большой противолодочный корабль II ранга — океанский корабль на базе проектов 1134-А и 1134-Б, но с существенно уменьшенным водоизмещением. Новый проект должен был решать широкий круг задач по противолодочной и противовоздушной обороне соединений кораблей, быть способным проводить конвои через районы локальных боевых действий.
Уменьшение водоизмещения привело к отказу от вертолёта, гидроакустическое оснащение было идентичным проекту 1134-Б, но недостаточным для стрельбы ракетами главного калибра на полную дальность, поэтому предполагалось действие кораблей поисково-ударными парами.
Первоначально основным вооружением корабля был ракето-торпедный комплекс «Метель», предназначенный для уничтожения подводных лодок. При модернизациях он заменялся на «Раструб-Б», способный поражать также и надводные цели.
Примечания
- Данный объект расположен на территории Крымского полуострова, бо́льшая часть которого является объектом территориальных разногласий между Россией, контролирующей спорную территорию, и Украиной, в пределах признанных международным сообществом границ которой спорная территория находится. Согласно федеративному устройству России, на спорной территории Крыма располагаются субъекты Российской Федерации — Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Согласно административному делению Украины, на спорной территории Крыма располагаются регионы Украины — Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь.
- ↑
- ↑
- Судостроительная отрасль Крыма — перспективы возрождения
- Ошибка в сносках?: Неверный тег ; для сносок не указан текст
- Zaliv shipyard will purchase the shipbuilding assets from Bergen Group ASA (Norway) // JSC Shipyard Zaliv website
- . Дата обращения 20 февраля 2020.
- . Дата обращения 20 февраля 2020.
- (недоступная ссылка). crimea vector
. Дата обращения 20 февраля 2020.
- Елена Лесина.
. КерчьИНФО: новости Керчи и Крыма. Дата обращения 26 апреля 2016.
- ↑
- ↑ (недоступная ссылка). fleetphoto.ru. Дата обращения 25 июня 2017.
Примечания
Примечания
- , с. 89.
- , p. 37.
- По одним данным, первоначально противолодочное вооружение БПК состояло из ПЛРК «Метель», заменённые на ПЛРК «Раструб-Б» в процессе модернизации, по другим данным с 1970 по 1981 года контейнеры ПЛУР пустовали, корабли ходили без основного оружия. Этот факт, однако, удавалось скрыть от разведок НАТО.
- ↑
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 апреля 2012.
- . www.flot.com (14 декабря 2010). Дата обращения: 12 декабря 2010.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 июля 2011.
- . Дата обращения: 5 марта 2013.
- ↑ . www.militarynews.ru. Дата обращения: 13 декабря 2018.
- ↑ 2017-11-14 21:48:00 Kaliningradblog Kaliningradblog 2017-11-14 21:48:00 Kaliningradblogwrote. (англ.). kaliningradblog.livejournal.com. Дата обращения: 13 декабря 2018.
Пограничные сторожевые корабли (ПСКР)
ПСКР постройки 1934÷1941 гг
- Тип «Рубин» (Проект 43)
Спроектирован для противолодочной обороны баз ВМС СССР, с дизельной энергетической установкой (водоизмещение примерно 500 т, скорость 15 уз; вооружение: 1×102-мм; 2×37-мм зенитных автомата; противолодочное вооружение). Однотипный СКР «Бриллиант» (ПСК-29): заложен в 1934 году; построен и введён в строй в 1937 году; водоизмещение 580 т; размерения: 62×7,2×2,6 м; 2200 л. с; максимальная скорость — 17,2 уз; дальность плавания (экономической скоростью) — 3500 миль; вооружение: 1×102-мм, 2×45-мм, 1×37-мм, 2×12,7-мм, 2-бомбомёта; до 31-мины, экипаж- 61 чел.
По данным источника № 2: Длина наибольшая — 67,5 м; ширина — 7,3 м; осадка — 2,2 м; водоизмещение — 600/1000 т; Мощность ГЭУ — 2×1100 л. с; скорость — 16,8 уз; Вооружение: 1 102-мм; 3×1 37-мм зенитных зенитных орудия; 2×1 12,7-мм пулемётные турельные установки; минные рельсы и кормовой скат; 2 лотковых бомбосбрасывателя; 2 бомбомёта; 6×(МБДШ) — морские большие дымовые шашки в корзинах. Экипаж — 68 чел.
- Тип «Киров» (Проект 19) — построены в Италии по заказу СССР
- Тип «Пурга» (Проект 52)
Проекты П1124 и 1124П (патрульные корабли МЧ ПВ КГБ СССР, МЧ ФПС России и МЧ ПС ФСБ России)
Всего построено 17 кораблей. Строились в 1973—1985 годах.
- «Бриллиант»
- «Жемчуг»
- «Изумруд»
- «Рубин»
- «Аметист»
- «Днепр»
- «Сапфир»
- «Измаил»
- «Проворный»
- «Преданный»
- «Бдительный»
- «Безупречный»
- «Зоркий»
- «Решительный»
- «Смелый»
- «Надёжный»
- «Дозорный»
Модернизации проекта
В середине 1980-ых годов проект 1135 претерпел ряд изменений, которые коснулись систем вооружения. Модернизированные корабли выпускались как проект 1135М Главное новшество противолодочный комплекс «Метель» был заменен на комплекс «Раструб». Новая система позволяла атаковать не только подводные лодки, но и надводные суда. Причем ракета могла быть как оружием поражения, так и средством доставки торпеды. В первом случае уничтожается надводная цель связкой ракета-торпеда, во втором ракета служит средством доставки торпеды, которая погружается на необходимую глубину и уничтожает подводную цель.
Установка нового противолодочного комплекса повлекла за собой и изменение системы радиолокационной защиты и борьбы, на фрегатах этой серии впервые применены комплексы постановки ложных помех.
В новой модификации сторожевика была произведена замена 76-мм артиллерийской установки, которая с самого начала не отвечала требованиям достаточности вооружения этого типа, поэтому новые корабли серии оснащались уже 100-мм орудиями.
Всего за период с 1973-1981 г.г. было выпущено 11 сторожевиков нового типа.
Следующая модификация – проект 11352. В этой версии изменение коснулось установки бомбометания РБУ-6000, которая была заменена на противокорабельный ракетный комплекс «Уран». Также корабль получил новейшую радиолокационную систему «Фрегат-МА», и усовершенствованный гидроакустический комплекс «Титан-2т».
Наряду с модернизацией базового проекта производилась разработка сторожевого корабля проекта 1135 для пограничной службы, проект получил название 11351 «Нерей».
Главное отличие от базового проекта – замена кормового корпуса противолодочной борьбы на ангар для базирования корабельного вертолета. Также в данном проекте противолодочный комплекс был заменен на артиллерийскую установку АК-100, а в кормовую часть добавлена автоматическая корабельная установка АК-630. фрегаты этой серии получили новое гидроакустическое оборудование – подкилевый комплекс «Платина-С» и буксируемый «Бронза». Кораблей такого типа было выпущено 7 единиц.
АК-100
Сообщество Империал: M4A3E2 Sherman Jumbo — Сообщество Империал
Дата: 22 Май 2013, 17:05
M4A3E2 Sherman Jumbo
Американский средний танк 6-го уровня
Внешний вид:
Спойлер
(раскрыть) Схема бронированияСпойлер
(раскрыть)
ТТХ:Спойлер
(раскрыть)Общие данные Цена 975000 Прочность 760 HP Масса/пред. масса 33.41/38.5 тПодвижность Мощность двигателя 520 л.с. Удельная мощность 15.57 л.с./т Max скорость 35/15 км/ч Поворотливость 32 °/сБронирование Корпус (лоб/борт/корма) 101.6/76.2/38.1 мм Башня (лоб/борт/корма) 76.2/50.8/50.8 ммВооружение Орудие 76 mm Gun M1A2 Боекомплект 104 шт. Урон 115/110/185 HP Бронепробиваемость 128/177/38 мм Скорострельность 18.18 мин-1 Скорость ГН 39 °/с Скорость ВН 40.25 °/с Углы ГН 360° Углы ВН -10…+25° Обзор 370 м Дальность связи 615 м Плюсы и минусы: + бронирование башни и корпуса + углы вертикально склонения орудия + орудие 105 mm SPH M4 L/23 + скорострельность топового орудия — плохая маневренность — большой силуэт — нехватка бронепробиваемости орудий и малый урон(кроме 105 mm ) С этим образцом американской военной промышленности вы можете столкнуться если, подобно мне, решите изучить американские ветки СТ и ТТ танков, минуя их зачатки на ранних уровнях. Для меня было удобно пойти через М4 к Джамбо, открыв доступ сразу и к СТ и ТТ амеров. По отдельности пробираться через ТТ 5-го и 6-го уровня и СТ M4A3E8 Sherman небыло желания. Тем более что меня интересовали именно американские ТТ начиная с 7-го уровня. А танкM4A3E2 Sherman Jumbo является, как ни странно, ярким представителем американских тяжёлых танков. Да, да, именно так. Танк этот нельзя назвать лучшим в своём классе, но небольшой фокус в развитии делает его хорошим тяжелым танком 6-го уровня. Фокус вот в чём: танк обладает внушительной бронёй корпуса, но и еще более внушительной бронёй стоковой башни. 152 мм по все окружности башни, это вам не хухры-мухры. Печаль одна, невозможность установить в неё более менее хорошее орудие без надобности оплачивать снаряды кучами серебра. Но, я всё же советую вам оставить стоковую башнюM4A2E2T110 и орудие105 mm SPH M4 L/23 у которого доступны чудные снаряды с пробитием в 150 мм. И тогда вы сможете спокойно пройти этот этап перед замечательным танкомТ29 , к тому же получив начальную школу по торговле башней. Американцы любят торговать. В основном башней. Если вы внемлите советам ленивого голдострела, то стиль игры у вас будет примерно таков: поиск позиции для укрытия вашего тела, и игра через башню. Также кстати пригодяться УВН, и высокий корпус позволяющие вам эффективно использовать склоны холмов и ЖД насыпи. Ваша среда это ближний бой, так как обзор в стоковой башне мал. Для орудия 105 мм я советую вам вставитьДосылатель , иУсиленные Приводы наводки иСтабилизатор вертикальной наводки что позволит вам чаще и более точно вести огонь, награждая врага средним уроном в 350. Видеообзор:
Спойлер
(раскрыть)
Описание конструкции
Общий вид СКР проекта 11540
Сторожевые корабли проекта 11540 представляют собой однотрубные двухмачтовые корабли с развитой надстройкой, занимающей более половины длины верхней палубы. Реализованные в кораблях архитектурно-компоновочные решения обеспечивают снижение уровней теплового, акустического, электромагнитного и вторичного радиолокационного полей.
Корпус
«Неустрашимый» в 2006 году. Хорошо видна характерная форма надстроек и крышки буксируемого устройства ГАС в корме
Корпус корабля полубачный, с удлинённым полубаком и характерным изломом верхней палубы в носовой части для улучшения условий стрельбы из универсальной 100-мм артустановки. Подводная часть корпуса оснащена бульбом, в котором размещена антенна гидроакустического комплекса. Водонепроницаемыми переборками корпус корабля разбит на 12 отсеков. И корпус, и надстройка полностью стальные, сконструированы с использованием технологий по снижению заметности; все соединения выполнены методом сварки.
Для снижения уровня отражённого радиосигнала конструкторы применили необычное решение: наружные грани надстройки, а также крышка буксируемого тела в корме получили гофроподобные изломы по внешней поверхности. Более традиционное решение, применяемое в военном кораблестроении СССР с 1960-х годов и к настоящему времени распространённое повсеместно, предусматривает отклонение внешних поверхностей надстроек от вертикали при сохранении ими плоской формы. Технологически традиционное решение проще, но полезный объём верхних ярусов надстроек это несколько сокращает. Вероятно, стремление разместить максимум оборудования и вооружения в минимальном объёме и подтолкнуло конструкторов проекта 11540 к необычному способу обеспечения малозаметности.
Энергетическая установка и ходовые качества
Специалисты 1-го ЦНИИ МО настойчиво рекомендовали для «Ястреба» комбинированную дизель-газотурбинную энергоустановку, как более экономичную. Однако реальные возможности отечественной промышленности, не изготовлявшей дизель-редукторных агрегатов подходящей мощности, не позволяли в этом случае выдержать плановый срок сдачи головного корабля. Поэтому в новом проекте сохранили ГТУ с маршевыми и основными газотурбинными двигателями, отработанную и усовершенствованную на СКР проектов , 1135М и 11351.
Энергетическая установка двухвальная. Применительно к одной валолинии силовой агрегат состоит из одного маршевого М-70 и одного форсажного (основного) М-90 газотурбинных двигателей. Всего, таким образом, ГЭУ состоит из четырёх (двух маршевых и двух основных) ГТД общей мощностью 58000 л. с., работающих через редукторы на два винта фиксированного шага. ГЭУ позволяет кораблю развивать наибольшую скорость хода 30 узлов. При необходимости любой из агрегатов способен вращать оба вала, что делает ГЭУ более живучей и придаёт большую гибкость при выборе экономического режима хода.
Дальность плавания при 18-узловой скорости составляет 3000 миль, а ходом 16 узлов корабль может преодолеть без дозаправки 3500 миль.
Электроэнергию кораблю обеспечивает пара газотурбогенераторов по 1250 кВт, один газотурбогенератор мощностью 600 кВт, а также два резервных дизель-генератора по 600 кВт каждый.
Экипаж и обитаемость
Корабли проекта снабжены успокоителями качки, а также скуловыми килями, способствующими улучшению мореходности, улучшению условий применения оружия и повышению комфортности для экипажа.
Стремление к максимальному насыщению не очень крупного корабля вооружением и оборудованием привело к уплотнению жилых помещений и бытовых устройств. Как следствие, по размещению личного состава на СКР проекта 11540 отмечали некоторое ухудшение по сравнению с аналогичными кораблями.
Автономность кораблей проекта 11540 по запасам провизии рассчитывается на 30 суток.
Литература
- Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР : Справочник : в 4 т. — СПб. : Галея Принт, 2005. — Т. 3 : Противолодочные корабли, Ч. 1 : Противолодочные крейсера, большие противолодочные и сторожевые корабли. — 120, с., л. ил. : цв. ил. — ISBN 5-8172-0094-5.
- Апальков Ю. В. Противолодочные корабли : . — М. : Моркнига, 2010. — С. 147. — 307, с., л. ил. : цв. ил. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903080-99-1.
- Васильев А. М. и др. СПКБ. 60 лет вместе с флотом. — СПб.: История корабля, 2006. — ISBN 5-903152-01-5.
- Firepower : Sea Warfare : / Horace Beck ; Chris Bishop (ed.). — Orbis Publishing Ltd. — 1999. — ISBN 0-7858-1087-0. — ISBN 978-0785810872.
Примечания
- , с. 89.
- , p. 37.
- По одним данным, первоначально противолодочное вооружение БПК состояло из ПЛРК «Метель», заменённые на ПЛРК «Раструб-Б» в процессе модернизации, по другим данным с 1970 по 1981 года контейнеры ПЛУР пустовали, корабли ходили без основного оружия. Этот факт, однако, удавалось скрыть от разведок НАТО.
- ↑
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 апреля 2012.
- . www.flot.com (14 декабря 2010). Дата обращения: 12 декабря 2010.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 июля 2011.
- . Дата обращения: 5 марта 2013.
- ↑ . www.militarynews.ru. Дата обращения: 13 декабря 2018.
- ↑ 2017-11-14 21:48:00 Kaliningradblog Kaliningradblog 2017-11-14 21:48:00 Kaliningradblogwrote. (англ.). kaliningradblog.livejournal.com. Дата обращения: 13 декабря 2018.
История строительства[править | править код]
Строительство кораблей серии велось на трёх судостроительных заводах (ССЗ имени А. А. Жданова (Ленинград); ССЗ «Янтарь» (Калининград); ССЗ «Залив» (Керчь) в трёх основных модификациях — проекты 1135 (21 ед., 1968—1981), 1135М (11 ед., 1973—1981) и 11351 (в варианте пограничного сторожевого корабля, 7 ед., 1981—1990), отличающихся водоизмещением и вооружением.
Всего было построено 32 корабля: по проекту 1135 до 1981 года был построен 21 корабль и ещё один планировался, но не был заложен; с 1975 года параллельно с базовым проектом строились корабли модернизированного проекта 1135М, было построено 11 корпусов. Кроме этого, проект 1135 стал основой для проектирования пограничного сторожевого корабля проекта 11351 шифр «Нерей».
В 1999—2013 годах по проекту 11356 были построены и сданы шесть фрегатов проекта 11356 типа «Тальвар» для ВМС Индии, с 2010 года реализуется программа по строительству шести фрегатов обновлённого проекта 11356Р для ВМФ России. Основными отличиями фрегатов проекта 11356Р от экспортного аналога является вооружение, выполненное в отечественном исполнении, и обновлённые элементы технологии малозаметности.
Особенности СКР
Сторожевой корабль проекта 1135 обеспечивал хождение на дальность до 4000 морских миль при скорости 14 узлов. Максимальная скорость хода находилась в диапазоне 32 узлов при водоизмещении 2800 тонн. СКР оснащались современными газотурбинной и энергетической установками.
Новым кораблям предписывалось обеспечить приемлемые условия для экипажа. Проект предусматривал наличие двухместных кают для офицеров и мичманов, двух матросских столовых, камбуз. Для матросов в носовых и кормовых отсеках создавались кубрики для размещения от 10 до 15 человек в каждом.
Созданные корабли заслужили высокую оценку специалистов. СКР прекрасно всходят на волну, их заливаемость и забрызгиваемость во всех диапазонах скоростей минимальная. Использование вооружения возможно без проблем на любой скорости, в том числе и при волнении моря в 4 балла. При задействовании устройств успокоителей качки вооружение можно применять при волнении более 5 баллов.
Непотопляемость СКР достигалась тем, что корпус корабля поделен на 14 водонепроницаемых отсеков. Специалистами закладывались условия, чтобы корабль мог обеспечивать плавучесть, если затоплены 3 смежных отсека или 5 не смежных.
СКР оснащались достаточными средствами спасения: моторным катером; 6-весельным ялом; 20 аварийными плотами ПСН-310.
Двигательная система — два газотурбинных агрегата М-7К. Мощность каждого — 24 000 лошадиных сил. Они размещались попарно в смежных машинных отделениях.
Кроме этого, имелась система энергообеспечения: газотурбинный агрегат, состоящий из маршевой турбины мощностью 6000 лошадиных сил; форсажная газотурбинная установка мощностью 18 000 лошадиных сил.
Запас топлива максимальный, находился в диапазоне от 450 до 550 тонн. Если корабль использовал полный ход, то топлива расходовалось 390 кг на милю, при этом дальность достигала 1300 миль.
Особенности СКР
Сторожевой корабль проекта 1135 обеспечивал хождение на дальность до 4000 морских миль при скорости 14 узлов. Максимальная скорость хода находилась в диапазоне 32 узлов при водоизмещении 2800 тонн. СКР оснащались современными газотурбинной и энергетической установками.
Новым кораблям предписывалось обеспечить приемлемые условия для экипажа. Проект предусматривал наличие двухместных кают для офицеров и мичманов, двух матросских столовых, камбуз. Для матросов в носовых и кормовых отсеках создавались кубрики для размещения от 10 до 15 человек в каждом.
Созданные корабли заслужили высокую оценку специалистов. СКР прекрасно всходят на волну, их заливаемость и забрызгиваемость во всех диапазонах скоростей минимальная. Использование вооружения возможно без проблем на любой скорости, в том числе и при волнении моря в 4 балла. При задействовании устройств успокоителей качки вооружение можно применять при волнении более 5 баллов.
Непотопляемость СКР достигалась тем, что корпус корабля поделен на 14 водонепроницаемых отсеков. Специалистами закладывались условия, чтобы корабль мог обеспечивать плавучесть, если затоплены 3 смежных отсека или 5 не смежных.
СКР оснащались достаточными средствами спасения: моторным катером; 6-весельным ялом; 20 аварийными плотами ПСН-310.
Двигательная система — два газотурбинных агрегата М-7К. Мощность каждого — 24 000 лошадиных сил. Они размещались попарно в смежных машинных отделениях.
Кроме этого, имелась система энергообеспечения: газотурбинный агрегат, состоящий из маршевой турбины мощностью 6000 лошадиных сил; форсажная газотурбинная установка мощностью 18 000 лошадиных сил.
Запас топлива максимальный, находился в диапазоне от 450 до 550 тонн. Если корабль использовал полный ход, то топлива расходовалось 390 кг на милю, при этом дальность достигала 1300 миль.
Литература
- Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР : Справочник : в 4 т. — СПб. : Галея Принт, 2005. — Т. 3 : Противолодочные корабли, Ч. 1 : Противолодочные крейсера, большие противолодочные и сторожевые корабли. — 120, с., л. ил. : цв. ил. — ISBN 5-8172-0094-5.
- Апальков Ю. В. Противолодочные корабли : . — М. : Моркнига, 2010. — С. 147. — 307, с., л. ил. : цв. ил. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903080-99-1.
- Васильев А. М. и др. СПКБ. 60 лет вместе с флотом. — СПб.: История корабля, 2006. — ISBN 5-903152-01-5.
- Firepower : Sea Warfare : / Horace Beck ; Chris Bishop (ed.). — Orbis Publishing Ltd. — 1999. — ISBN 0-7858-1087-0. — ISBN 978-0785810872.
История проектирования[править | править код]
Навал «Беззаветного» на крейсер США Йорктаун
Пограничный СКР «Имени XXVII съезда КПСС» (затем «Орел»), морские части погранвойск, 1 марта 1987 года
Проект 1135 был разработан в 1964—1966 годах в Северном проектно-конструкторском бюро. В соответствии с техзаданием, руководство ВМФ ВС СССР планировало получить большой противолодочный корабль II ранга — океанский корабль на базе проектов 1134-А и 1134-Б, но с существенно уменьшенным водоизмещением. Новый проект должен был решать широкий круг задач по противолодочной и противовоздушной обороне соединений кораблей, быть способным проводить конвои через районы локальных боевых действий.
Уменьшение водоизмещения привело к отказу от вертолёта, гидроакустическое оснащение было идентичным проекту 1134-Б, но недостаточным для стрельбы ракетами главного калибра на полную дальность, поэтому предполагалось действие кораблей поисково-ударными парами.
Первоначально основным вооружением корабля был ракето-торпедный комплекс «Метель», предназначенный для уничтожения подводных лодок. При модернизациях он заменялся на «Раструб-Б», способный поражать также и надводные цели.
Вооружение
Главный противолодочный комплекс
Основным противолодочным оружием для СКР проекта 1135 и 1135М являлся ракетный комплекс УРПК-4 «Метель» — его четырёхконтейнерная поворотная пусковая установка была смонтирована в носовой части корабля. Ракето-торпеды 85Р комплекса «Метель», по сути, представляют собой одноразовые дистанционно управляемые самолёты-торпедоносцы. Твёрдотопливная крылатая ракета комплекса «Метель» с помощью телеуправления приводится в нужный район, потом сбрасывает в воду самонаводящуюся 533-мм противолодочную торпеду АТ-2УМ, которая и поражает обнаруженную субмарину противника. Ракета имеет дальность до 55 км, а запущенная с неё торпеда может пройти ещё 8 километров под водой со скоростью 40 узлов.
Прочее противолодочное вооружение
Для борьбы с подводными и надводными целями СКР также оснащались двумя поворотными четырёхтрубными 533-мм торпедными аппаратами ЧТА-53-1135, смонтированными на верхней палубе. Боекомплект из 8 самонаводящихся торпед типа СЭТ-65 или 53-65К хранился в аппаратах.
Против подводных целей сторожевые корабли располагали также двумя 213-мм двенадцатиствольными реактивными бомбомётами РБУ-6000 «Смерч-2» с дальностью стрельбы до 5800 метров.
Зенитно-ракетное вооружение
ЗРК «Оса-М» в боевом положении
ПВО сторожевых кораблей проекта 1135 обеспечивали два зенитно-ракетных комплекса (ЗРК) ближнего действия «Оса-М». Каждый ЗРК включает в себя две двухбалочные пусковые установки ЗИФ-122, боезапас из 20 ракет 9М33 (всего на два комплекса 40 ракет) и систему управления 4Р33. Пусковые установки смонтированы в нос и корму от надстройки, а в походном положении они убираются под крышки в палубе.
Артиллерия
100-мм установка АК-100
От кораблей предыдущего проекта 1135 новые СКР отличались, главным образом, заменой артустановок АК-726 с СУО МР-105 на комплекс АК-100-МР-145 из двух 100-мм одноорудийных артиллерийских установок АК-100 и системы управления стрельбой МР-145 «Лев». Последняя включает в себя двухдиапазонную РЛС сопровождения целей, телевизор, лазерный дальномер, аппаратуру селекции подвижных целей и помехозащиты. Она обеспечивает приём целеуказаний от общекорабельных средств обнаружения; точное измерение параметров движения воздушных, береговых и морских целей; выработку углов наведения для двух артустановок; корректировку стрельбы по морской цели по всплескам; автоматическое слежение за артиллерийским снарядом. Инструментальная дальность действия — 75 км. Автоматическая башенная установка обеспечивает скорострельность 60 выстрелов в минуту и способна поражать наземные, надводные и воздушные цели на дистанции до 21,5 км. Вес системы — 8 т. Кожух артустановки АК-100 легко бронирован, охлаждение стволов — водяное. Подбашенное пространство герметизируется пенополиуретаном. В боекомплект входят снаряды для поражения воздушных, морских и береговых целей, а также в инертном исполнении (без заряда ВВ).
Сравнительные ТТХ артиллерийских систем
1 | 2 | 3 |
---|---|---|
Марка артсистемы | АК-726 | АК-100 |
Калибр, мм | 76,2 | 100 |
Длина ствола в клб | 59 | 59 |
Угол вертикального наведения, град | -2. +84 | -10. +85 |
Темп стрельбы, выстр./мин | 90 | 60 |
Масса снаряда, кг | 5,9 | 15,6 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 980 | 880 |
Дальность стрельбы, км | 15,7 | 21,5 |
По морским и береговым целям | 13 | — |
Количество готовых к стрельбе выстрелов | 138 | 320 |
Авиационное вооружение
Авиационного вооружения в проекте 1135 не было предусмотрено, соответственно не было постоянного ангара или средств обеспечения базирования вертолёта. Однако временная посадочная площадка размечалась на крыше помещения БУГАС позади второй орудийной башни. В случае необходимости корабль мог принять на эту площадку аварийный или выработавший топливо вертолёт с другого корабля.
Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование
Радиоэлектронное оборудование СКР проекта 1135М включало в себя обзорные и навигационные РЛС, средства связи и радиоэлектронной борьбы, а также подкильную и буксируемую гидроакустические станции («Титан-2» и «Вега» соответственно).
На кораблях проекта 1135М установлена станция управления огнём артиллерии МР-145 «Лев» — дальнейшее развитие МР-105 с улучшенными параметрами и элементной базой.
Примечания
- , с. 89.
- , p. 37.
- По одним данным, первоначально противолодочное вооружение БПК состояло из ПЛРК «Метель», заменённые на ПЛРК «Раструб-Б» в процессе модернизации, по другим данным с 1970 по 1981 года контейнеры ПЛУР пустовали, корабли ходили без основного оружия. Этот факт, однако, удавалось скрыть от разведок НАТО.
- ↑
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 апреля 2012.
- . www.flot.com (14 декабря 2010). Дата обращения: 12 декабря 2010.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 июля 2011.
- . Дата обращения: 5 марта 2013.
- ↑ . www.militarynews.ru. Дата обращения: 13 декабря 2018.
- ↑ 2017-11-14 21:48:00 Kaliningradblog Kaliningradblog 2017-11-14 21:48:00 Kaliningradblogwrote. (англ.). kaliningradblog.livejournal.com. Дата обращения: 13 декабря 2018.