Как появился советский военно-морской флот?

Морская закалка

Николая Кузнецова отправили служить на Черноморский флот, на новый крейсер «Червона Украина». За три года молодой офицер прошёл путь от командира батареи до старшего вахтенного начальника и получил направление в Военно-морскую академию.

В 1932 году, после выпуска из академии, служившей кузницей командных кадров флота, Кузнецов был назначен старпомом на крейсер «Красный Кавказ». А всего через год уже принял под своё командование «Червону Украину». На родном крейсере Кузнецов разработал систему боеготовности одиночного корабля, которая в дальнейшем была принята на всех флотах Советского Союза. Командир вместе с командой прорабатывал методы экстренного прогрева турбин, стрельбы при максимальной скорости движения, использования авиации для корректировки огня.  «Крейсер «Червона Украина» вышел на первое место среди кораблей Морских сил СССР», — пишет в своей книге «Адмирал Кузнецов» историк Владимир Булатов.

  • Крейсер «Червона Украина»
  • РИА Новости

В августе 1936 года Кузнецов был направлен в Испанию в качестве военно-морского атташе, главного военно-морского советника и руководителя советских моряков-добровольцев. Он не только помогал законному правительству Испании при планировании боевых операций, но и отвечал за приём доставленной из СССР по морю военной техники, а также переправлял в Советский Союз испанских детей-сирот, потерявших родителей на войне.

В 1937 году Кузнецов вернулся в СССР и был награждён двумя орденами — Ленина и Красного Знамени. После Испании его сразу назначили на должность заместителя командующего Тихоокеанским флотом. Он не успел даже принять дела, как получил новое назначение — теперь уже на пост командующего. Его начальника, флагмана 1-го ранга Григория Киреева, в январе 1938 года вызвали в Москву и арестовали.

Также по теме

«Горели камни и земля»: чем уникален подвиг советского морского десанта на Малой земле

4 февраля 1943 года советские морские пехотинцы провели успешную десантную операцию, закрепившись на клочке Черноморского побережья….

Оказавшись на новой должности в разгар Большого террора, Кузнецов быстро испортил отношения с ежовскими кадрами в местном НКВД, отказавшись выдавать им для расправы своих подчинённых. Но, несмотря на это, репрессии обошли его стороной, а Тихоокеанский флот сохранил свой военный потенциал.

В ходе боёв в районе озера Хасан морские силы под командованием Кузнецова оказывали поддержку советским сухопутным войскам. Когда сильные дожди размыли дороги, блокировав снабжение войск, Кузнецов мобилизовал сотни рыболовецких судов для подвоза на передовую подкреплений, боеприпасов и техники.

В марте 1939 года Кузнецов стал делегатом XVIII съезда ВКП(б). Председатель Совнаркома Вячеслав Молотов предложил ему выступить на съезде с речью. Командующий согласился и рассказал об опыте взаимодействия армии и флота в ходе боёв с Японией, заявив о необходимости укрепления военно-морских сил. На съезде Кузнецов был избран членом ЦК ВКП(б), а затем встретился лично с Иосифом Сталиным. Ещё через день он стал первым заместителем наркома Военно-морского флота.

«Он был на своём месте»

В 1944 году Кузнецову было присвоено звание адмирала флота, которое приравнивалось к генералу армии. А в мае 1945 года это звание было приравнено уже к маршалу Советского Союза (с вручением маршальской звезды). 14 сентября 1945 года Кузнецов был награждён звездой Героя Советского Союза.

Однако в 1946 году наркомат ВМФ был упразднён, а флот переподчинён Народному комиссариату Вооружённых сил. Адмирал занял пост главнокомандующего морскими силами и заместителя наркома.

«Кузнецов никогда не стеснялся высказывать своё мнение на самом высоком уровне, в том числе и Сталину. Тому это не всегда нравилось, и после войны адмирал оказался в опале», — рассказал RT председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий. В начале 1947 года Кузнецов был понижен в должности — до начальника Управления военно-морских учебных заведений.

Вскоре на флоте возник скандал, связанный с несанкционированной передачей союзникам во время войны технических данных, формально являвшихся секретными. Кузнецов и группа адмиралов судом чести были признаны виновными, и их дело передали в Военную коллегию Верховного суда СССР. В ходе рассмотрения дела Кузнецову предлагали оправдаться за счёт того, что он не подписывал соответствующих распоряжений. Однако бывший нарком заявил, что несёт личную ответственность за всё, что происходило в его ведомстве. В итоге Кузнецова признали виновным, но ввиду заслуг не стали применять к нему уголовного наказания. Однако по рекомендации Военной коллегии он был разжалован в контр-адмиралы.

Также по теме


Крах арктического блицкрига: почему нацисты не смогли захватить советское Заполярье

29 июня 1941 года нацистская Германия и Финляндия начали операцию по оккупации Кольского полуострова — «Голубой песец». Судьба…

После суда он был понижен не только в звании, но и в должности — занял пост заместителя главнокомандующего войсками Дальнего Востока по военно-морским силам и командующего 5-м военно-морским флотом на Тихом океане. В 1951 году его начали вновь повышать в звании — до вице-адмирала и уже летом того же года ему опять доверили командование всем флотом Советского Союза. Правда, его должность теперь называлась так: военно-морской министр СССР.

«Облик нового отечественного сбалансированного океанского ракетно-ядерного флота был определён в программе военного кораблестроения на 1955—1964 годы, подготовленной под руководством главкома к весне 1954 года… При непосредственном участии флотоводца Н.Г. Кузнецова были начаты создание первой советской атомной подводной лодки и внедрение в ВМФ ракетного оружия. Увы, вывести в океан своё детище ему так и не пришлось», — пишет в своей книге Владимир Булатов.

В 1953 году Кузнецову было возвращено звание адмирала, а в 1955 его заменили на более высокое — адмирал флота Советского Союза. Отдельное флотское министерство снова ликвидировали, и адмирал занял должность первого заместителя министра обороны — главкома ВМФ.

Однако пришедший к власти после смерти Сталина Никита Хрущёв верил в будущее ракет, а развитие надводного флота и морской авиации считал бесперспективным. Предлагаемые Кузнецовым проекты строительства авианосцев и крейсеров его раздражали. Кроме того, у адмирала были плохие отношения с министром обороны Николаем Булганиным. Последний, по словам Владимира Булатова, рассказал Георгию Жукову, что Кузнецов якобы выступал против его продвижения по службе.

В 1955 году находящегося на больничном адмирала обвинили в том, что по его вине в Севастополе взорвался линкор «Новороссийск», и сначала сняли с должности, а затем понизили в звании до вице-адмирала и отправили в отставку. Без льгот и персональной пенсии Кузнецов оказался стеснён в средствах — в эти годы его поддерживала писательская и переводческая деятельность. Новый генсек Леонид Брежнев назвал Кузнецова выдающимся военачальником, но полностью его доброе имя так и не восстановил.

  • Памятник адмиралу Николаю Кузнецову на набережной Северной Двины в Архангельске

6 декабря 1974 года Николай Кузнецов ушёл из жизни. Только посмертно, в 1988 году его восстановили в звании адмирала флота Советского Союза.

По мнению Юрия Кнутова, успехи советских военно-морских сил в середине ХХ века — во многом личная заслуга Кузнецова.

«Флотский характер был у него в крови, и офицеров он себе под стать подбирал. Много внимания уделял поднятию боевого духа», — считает эксперт.

«Николай Кузнецов — один из величайших советских руководителей флота, талантливый военно-морской администратор. Он превратил флот в мощную, самостоятельную военную силу. Во время Великой Отечественной войны он был на своём месте», — заявил Константин Стрельбицкий.

Развитие ракетного оружия

Всплытие подводной лодки.

Как за рубежом, так и в Советском Союзе продолжали совершенствоваться ракеты различных классов для поражения наземных, морских и воздушных целей. В качестве оружия дальнего действия противолодочные корабли получили ракеты-торпеды, а для ближнего действия — реактивные бомбометы.

Развитие ядерного оружия повлекло за собой изменения в военной науке. В подводном кораблестроении определились два направления: создание атомных подводных ракетоносцев для мощных дальнобойных ракет и многоцелевых атомных подводных лодок, способных выполнять комбинированные боевые задачи. Одновременно было признано необходимым вооружить флот ракетоносной авиацией дальнего действия, способной выполнять боевые задачи в океане. Борьбу с угрозой из глубины предусматривалось вести атомными подводными лодками, морской авиацией, а также надводными кораблями специальной постройки.

В середине 50-х годов правительство СССР приняло решение о строительстве мощного ракетно-ядерного океанского флота, и уже через несколько лет от причала отошел «Ленинский комсомол», первый советский подводный атомоход. В сентябре 1958 года с подводной лодки был впервые осуществлен пуск ракеты из подводного положения.

Важной страницей в истории ВМФ СССР стало групповое кругосветное плавание атомоходов в 1966 году.

Примечания

Без мирного атома никак

Мировая экономика немыслима без атомной энергетики. На атомных электростанциях вырабатывается одна десятая всей производимой на планете электроэнергии. Сегодня 192 атомные электростанции работают в 31 стране мира. Как правило, все они имеют по несколько энергоблоков – технологических комплексов оборудования для производства электроэнергии, имеющих в своем составе ядерный реактор. Общее количество таких энергоблоков в мире составляет 451.

На первом месте по количеству АЭС находятся США – 62, на втором Франция – 19, третье место у Японии – 17. Россия занимает пятое место по количеству атомных электростанций. Их у нас 10 с 37 энергоблоками. Общая мощность всех АЭС мира составляет около 392 ГВт.

Атомная энергетика имеет много плюсов. Ключевые – высокая рентабельность и отсутствие выбросов в атмосферу продуктов сгорания, как это происходит на тепловых электростанциях. Однако есть и серьезные минусы. В случае аварии на атомной электростанции продукты деления ядерного топлива, вырвавшиеся из реактора, могут надолго сделать непригодными для жизни большие территории, прилегающие к станции. Еще один минус – это проблема хранения и переработки отработанного ядерного топлива.

Развитие ВМФ СССР после Второй мировой войны

Основная статья: Развитие ВМФ СССР после Второй мировой войны

ПЛ «Ленинский комсомол».

В первые же послевоенные годы Советское правительство поставило задачу ускоренного развития и обновления Военно-Морского Флота. В конце 40-х — начале 50-х годов на флот поступило значительное количество новых и современных крейсеров, эскадренных миноносцев, подводных лодок, сторожевых кораблей, тральщиков, охотников за подводными лодками, торпедных катеров, а корабли предвоенной постройки проходили модернизацию.

В то же время большое внимание уделялось совершенствованию организации и повышению уровня боевой подготовки с учётом опыта Великой Отечественной войны. Были переработаны существовавшие и разработаны новые уставы и учебные пособия, а для удовлетворения возросших кадровых потребностей флота была расширена сеть военно-морских учебных заведений.

Кузов и кабина ГАЗ-66

Кузов ГАЗ-66 представляет собою металлическую платформу, вдоль высоких решётчатых бортов которой располагаются откидные скамейки. Задний борт открывается, тент натягивается на пяти дугах.

В цельнометаллической кабине расположено два унифицированных сиденья – для водителя и для пассажира, разделённые верхним кожухом двигателя. Для отдыха водителя при длительных поездках в кабине предусмотрено подвесное спальное место. Проще говоря, брезентовый гамак на четырёх крючках.

Обстановка в кабине более чем брутальная и спартанская – вокруг один металл, ничего лишнего. Но комфорт всё же лучше, чем у предшественника, ГАЗ-63: кабина оборудована эффективной вентиляцией и отоплением, устройствами обдува и обмыва ветрового стекла.

В наше время ГАЗ-66 катают отдыхающих на многих курортах Краснодарского края.

Для осмотра и ремонта мотора кабина довольно легко откидывается на шарнирах вперёд. Между сиденьем водителя и сиденьем пассажира расположен несъёмный кожух, прикрывающий двигатель, и из-за этого изогнутый рычаг коробки переключения передач расположен справа-сзади от водителя. Это вызывает немалые неудобства при переключении передач; к такому рычагу ещё надо приноровиться.

«Холодная война» и её окончание

После знаменитой Фултонской речи британского экс-премьер-министра У. Черчилля в марте 1946 года, стартует новое противостояние с США и западным блоком, которое было навязано СССР и его союзникам. Это противостояние было связано с падением колониальной системы, неизмеримо возросшим авторитетом СССР, который внес решающий вклад в Победу над агрессорами в годы Второй мировой войны, распространением в мире идей социализма и желанием Запада сохранить свое влияние на мировые процессы.

И решать какие бы то ни было задачи объективно нельзя, не имея мощного флота. В послевоенные годы флот СССР рос самыми впечатляющими по скорости темпами. В первое послевоенное десятилетие было введено в строй 248 дизельных подводных лодок и 619 надводных кораблей. Всего в боевом составе ВМФ СССР в 1955 г. (с учетом построенных в довоенные и военные годы) находилось 265 дизельных подводных лодок и около 900 боевых надводных кораблей. От былой слабости не осталось и следа.

Но этот флот всё еще не был океанским в полной мере. Адмирал С. Г. Горшков, возглавлявший ВМФ СССР с 1956 по 1985 годы, как и его предшественник Н.Г. Кузнецов, ратовал за постройку новых кораблей океанского класса и подводных лодок с неограниченной дальностью похода и пребывания в глубинах.

Действия Советского флота во время Карибского кризиса, локальных конфликтов в Африке, постоянных патрулей подводных атомоходов и их «пикировка» с НАТОвскими подводниками, разведывательные выходы и крупные учения, такие как «Океан 77», сделали ВМФ СССР одним из самых могущественных в мире. Доходило и до прямых столкновений кораблей, таких как знаменитый навал в Черном море 12 февраля 1988 года. Сторожевой корабль СКР «Беззаветный» и «СКР-6» совершили навал на два американских боевых корабля – ракетный крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон», которые посмели зайти в советские территориальные воды и были буквально вытолканы из них.

К 1991 году, когда СССР прекратил свое существование, наш флот находился на пике могущества. Если вспомнить, с чего начинался РККФ, и к чему он пришел, виден не только огромный прогресс, но и труд сотен тысяч наших рабочих и инженеров, а также военных моряков, которые день за днем крепили мощь флота. Отечественный флот на 1991 год насчитывал: более 100 эскадр и дивизий, а общая численность личного состава ВМФ СССР составляла около 450 000 чел. (в том числе 12,6 тыс. морских пехотинцев), 64 атомные и 15 дизельных подводных лодок с баллистическими ракетами, 79 подводных лодок с крылатыми ракетами (в том числе 63 атомных), 80 многоцелевых торпедных атомных подводных лодок, четыре авианесущих корабля, 96 крейсеров, эсминцев и ракетных фрегатов, 174 сторожевых и малых противолодочных корабля, 623 катера и тральщика, 107 десантных кораблей и катеров. Всего 1380 боевых кораблей (не считая вспомогательных судов), 1142 боевых самолёта.

На 1991 год на судостроительных предприятиях СССР строилось: два авианосца (в том числе один атомный), 11 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, 18 многоцелевых атомных подводных лодок, семь дизельных подводных лодок, два ракетных крейсера (в том числе один атомный), 10 эскадренных миноносцев и больших противолодочных кораблей.

Советский флот проделал огромный путь и обрел огромную боевую мощь, стал примером того, как можно построить современный и мощный флот и доктрину его применения опираясь лишь на собственные силы.

В наши дни активно развиваются судостроительные программы, ВМФ России пополняется новейшими кораблями всех типов. Боеготовность нашего флота, проверенная в ходе Сирийской кампании, крупных учений и межфлотских переходов, день за днем неуклонно повышается. Почетная служба в рядах Российского флота и сохранение традиций, выработанных в ВМФ СССР, является отличительной чертой современных российских моряков. Зная многовековую историю отечественного флота, они с уверенностью смотрят в будущее и продолжают стоять на страже морских рубежей Отчизны.

Обложка: https://www.pinterest.se/

Воинские звания на флоте по возрастанию | Полный список

Корабельные звания на флоте используются в ВМФ России и присваиваются морякам по мере способности взять на себя ответственность за командование тем или иным воинским составом. Они также присваиваются военным береговой охраны пограничных войск МВД РФ, подводных и наводных подразделений ВМФ и морских частей войск.

Почти все флотские звания отличаются от ракетных и сухопутных войск, ВДВ и ВСВ. С 1884 по 1991 года они изменялись вследствие ряда событий:

  • распада Российской империи в 1917 году;
  • создания Советского союза и его последующего распада 1922-1991;
  • создание Российской Федерации в 1991 г.

Современные звания на флоте делятся на 4 категории:

1. Призывников срочной и контрактной службы. Сюда входят: матрос, старший матрос, старшина второй статьи, старшина первой статьи и главный корабельный старшина. Также в старшинский состав входят мичман и старший мичман.

2. Младший офицерский состав флота. Это: младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант и капитан-лейтенант.

3. Старшие офицеры ВМФ. Звания делят: капитаны третьего, второго и первого ранга.

4. Высший офицерский состав. Состоит из: контр-адмирала, вице-адмирала, адмирала и адмирала флота.

Детальное описание корабельных званий по возрастанию

Матрос – младшее звание на флоте, которое соответствует сухопутному рядовой. Это призывники срочной службы.

Старший матрос – параллель армейскому чину ефрейтор, который присваивается моряку за соблюдение дисциплины и образцовое выполнение обязанностей. Может быть помощником старшины и замещать старшину второй статьи.

Каким видам войск присваиваются флотские звания?

Военно-морской флот Российской Федерации (ВМФ РФ) также включает в себя следующие части:

  • морскую пехоту;
  • береговую охрану;
  • морскую авиацию.

Морская пехота – подразделение, которое осуществляет оборону военных объектов, участков побережья и других морских линий. В составе «морпехов» есть диверсионные и разведывательные группы. Девиз морской пехоты: «Там где мы, там и победа».

Береговая охрана – род войск, которые обороняют базы флотов РФ и специальные объекты прибережной зоны. В их распоряжении находятся зенитное, торпедное, минное оружие, а также ракетные комплексы и другая артиллерия.

https://youtube.com/watch?v=d_7Hlj0WWGg

Морская авиация – войска, в обязанности которых входит обнаружение и уничтожение противника, оборона кораблей и других элементов от сил противника, уничтожение вражеских самолетов, вертолетов и других воздушных конструкций. Также авиация РФ осуществляет перевозки по воздуху и спасательные работы в открытом море.

Как и за что присваивается очередное звание морякам?

Присвоение очередного звания расписано в действующих законах РФ:

  • для старшего матроса необходимо прослужить 5 месяцев;
  • получение старшины 2 статьи можно ожидать через год службы;
  • три года для старшего сержанта и главного корабельного старшины;
  • три года для получения мичмана;
  • 2 года для младшего лейтенанта;
  • 3 для получения лейтенанта и старшего лейтенанта;
  • 4 года чтобы получить капитан-лейтенанта и капитана 3 ранга.
  • 5 лет до капитана 2 и 1 ранга;
  • для высшего офицерского состава не менее года на прежнем звании.

Стоит знать также, что воинские звания на флоте могут присваиваться, если положенный срок еще не прошел, но военный проявил свои организаторские, тактические и стратегические способности. Плох тот матрос, который не хочет стать адмиралом, тем более, это возможно. Есть множество примеров целеустремленных моряков с масштабным мышлением, которые становились адмиралами.

Красная звезда и Андреевский крест

Первая мировая война, революционные события 1917 года и последовавшая затем Гражданская война, с известным всем нам исходом, больно ударили и по Российскому Императорскому военно-морскому флоту. Многие опытные и авторитетные морские офицеры не желали служить советскому государству и уходили из рядов флота, количество личного состава сократилось с почти полумиллиона до ничтожных 36 тыс. человек. Но самая сложная обстановка была с корабельным составом, новообразованный РККФ обладал лишь 16% водоизмещения царского флота. Некоторые корабли были потеряны в боях Первой мировой войны, некоторые стали жертвой германской армии в портах, некоторые были затоплены по приказу Ленина, часть судов ушла с бароном Врангелем из Крыма и была интернирована Антантой. К примеру, в новый Красный флот не вошел ни один крейсер. Крейсеров как класса кораблей просто не осталось. Катастрофическое положение усугублялось почти полной деградацией береговой инфраструктуры, особенно на Севере и на Тихом океане. По сути, перед советским командованием стояла задача формирования флота с нуля и полной перестройки всех связанных с ним учреждений.

Первое время (с 1925 по 1932 годы) шла большая дискуссия с участием командования флота и армии, руководства страны, о том, каким должен быть новый советский флот. В этот период шло поддержание боеготовности имеющихся кораблей, обучение и формирование костяка командиров и младшего начсостава будущего флота. Большую помощь в деле воссоздания флота в это время оказывал лично К.Е. Ворошилов, который, несмотря на то что никогда не был флотским офицером, очень подробно вникал в вопросы военно-морского строительства и требовал от подчиненных уделять больше внимания флоту. В итоге руководством страны было выработано решение, о преимущественно оборонительной доктрине действий советского флота в случае новой войны. Была принята новая грандиозная программа строительства судов. Развивалась почти исчезнувшая морская авиация. К 1941 году отечественный флот представлял собой грозную силу. На 22 июня 1941 года корабельный состав РККФ насчитывал 3 линейных корабля, 7 крейсеров, 59 лидеров и эскадренных миноносцев, 218 подводных лодок, 269 торпедных катеров, 22 сторожевых корабля, 88 тральщиков, 77 охотников за подводными лодками и ряд других кораблей и катеров, а также вспомогательных судов. В постройке находилось 219 кораблей, в том числе 3 линейных корабля, 2 тяжелых и 7 легких крейсеров, 45 эсминцев, 91 подводная лодка.

Советский флот в годы войны

На начало Великой Отечественной войны Черноморский и Балтийский флоты оказались наиболее подготовленными к отражению первых немецких авиаударов, в полной мере без потери организации могли вести боевые действия. Во многом этому помогли радары, расположенные на новых крейсерах проекта 26 и 26бис, которые видели армады немецких бомбардировщиков еще на подходе и своевременно оповещали об этом остальные корабли и береговые части. К примеру, так отбился в первый день войны крейсер «Молотов», стоявший в Севастополе. Впоследствии его РЛС «Редут-К» постоянно оповещала штаб ЧФ о перемещениях немецкой авиации и ни разу не дала застать корабли ЧФ врасплох.

Судьба Великой Отечественной войны решалась на сухопутных фронтах, но действия РККФ были направлены на помощь и обеспечение нужд действующей Красной Армии. Эвакуация войск из Прибалтики, Одессы и Севастополя, проводка конвоев с военной помощью от союзников в Заполярье. Героические и очень рискованные действия советских подводников на Балтике. Помощь в защите Ленинграда всеми силами Балтфлота. Активные наступательные действия на Балтике и на Черном море, направленные на поддержку наземных частей и скорейшее освобождение территорий, оставленных ранее. Все эти военные кампании невозможны были бы без участия флота.

В ходе войны флот направил в сухопутные части свыше 400 тыс. бойцов. Без преувеличения можно утверждать, что произошло второе рождение морской пехоты. Не зря немцы называли моряков «черной смертью», причем не только за цвет их форменных бушлатов. Стойкие в обороне и безудержные в атаке морские пехотинцы снискали себе большой воинский почет, и до наших дней бригады морской пехоты («Черные береты») являются элитой нашего флота.

К 1945 году РРКФ был уже опытным флотом, прошедшим Великую Отечественную войну, но намечалось очередное противостояние мирового масштаба, к которому готовился флот, чтобы выступить уже в новом качестве.

Список статей о кораблях Черноморского флота ВМФ СССР

Линейные корабли

  • Парижская коммуна (1921), бывш. «Севастополь», после 1943 года вновь «Севастополь»
  • Новороссийск (1948)

Крейсеры

Артиллерийские крейсера

  • Червона Украина (1922)
  • Красный Кавказ (1926)
  • Красный Крым (1913)
  • Ворошилов (1937)
  • Молотов (1939)
  • Фрунзе (1940)
  • Куйбышев (1940)
  • Дзержинский (1950)
  • Жданов (1950)
  • Адмирал Нахимов (1951)
  • Адмирал Ушаков (1952)
  • Михаил Кутузов (1952)
  • Легкий крейсер «Керчь» (1932)
  • Коминтерн (1901)
  • Противолодочный крейсер «Ленинград» (1965)

Ракетные крейсера

  • Москва (1982), до 1996 года «Слава»
  • Грозный (1961)
  • Адмирал Головко (1961)

Лидеры ЭМ и эскадренные миноносцы

Лидеры ЭМ

  • Москва (1934)
  • Харьков (1934)
  • Лидер «Ташкент» проекта 20И (1937)

Эскадренные миноносцы

  • Бдительный (1936)
  • Бдительный (1947)
  • Безбоязненный (1951)
  • Безжалостный (1949)
  • Беззаветный (1950)
  • Безотказный (1951)
  • Безудержный (1947)
  • Безукоризненный (1951)
  • Безупречный (1936)
  • Безупречный (1947)
  • Беспокойный (1950)
  • Беспощадный (1936)
  • Беспощадный (1949)
  • Бесследный (1953)
  • Бессменный (1951)
  • Бесстрашный (1947)
  • Бесшумный (1950)
  • Благородный (1953)
  • Блестящий (1952)
  • Бодрый (1935)
  • Боевой (1947)
  • Бойкий (1936)
  • Бравый (1952)
  • Буйный (1947)
  • Бурный (1948)
  • Бурливый (1953)
  • Бывалый (1952)
  • Быстрый (1936)
  • Быстрый (1948)
  • Дзержинский (1915)
  • Железняков (1915)
  • Занте (1915)
  • Калиакрия (1915)
  • Корфу (1915)
  • Левкас (1915)
  • Летучий (1928)
  • Лихой (1928)
  • Ловкий (1913)
  • Настойчивый (1954)
  • Напористый (1955)
  • Находчивый (1954)
  • Незаможник (1917)
  • Несокрушимый (1954)
  • Огневой (1940)
  • Огненный (1947)
  • Оживленный (1951)
  • Озаренный (1948)
  • Озорной (1948)
  • Отзывчивый (1950)
  • Отчаянный (1950)
  • Петровский (1915)
  • Пламенный (1954)
  • Пылкий (1951)
  • Сведущий (1952)
  • Свободный (1936)
  • Серьезный (1951)
  • Смышленый (1936)
  • Смышленый (1952)
  • Совершенный (1936)
  • Совершенный (1950)
  • Сознательный (1953)
  • Солидный (1951)
  • Сообразительный (1939)
  • Способный (1936)
  • Фрунзе (1911)
  • Шаумян (1915)

{`content`}

  • Подводные лодки типа Л («Ленинец») II серии
  • Подводные лодки типа Л («Ленинец») ХI серии
  • Подводные лодки типа Л («Ленинец») ХIII серии
  • Подводные лодки типа Л («Ленинец») ХIII-1938 серии
  • Подводные лодки типа Щ («Щука») III серии
  • Подводные лодки типа Щ («Щука») V серии
  • Подводные лодки типа Щ («Щука») V-бис
  • Подводные лодки типа Щ («Щука») V-бис-2 серии
  • Подводные лодки типа Щ («Щука») Х серии
  • Подводные лодки типа Щ («Щука») Х-бис серии

Подводные лодки типа П («Правда») IV серии

  • Подводные лодки типа М («Малютка») VI серии
  • Подводные лодки типа М («Малютка») VI-бис серии
  • Подводные лодки типа М («Малютка») XII серии
  • Подводные лодки типа М («Малютка») ХV серии
  • Подводные лодки типа С («Средняя») IХ серии
  • Подводные лодки типа С («Средняя») IХ-бис серии

Подводные лодки типа К («Крейсерская») ХIV серии

Знаки отличия

Орден Красного Знамени

За боевые заслуги 18 кораблям, частям и соединениям Черноморского флота присвоено гвардейское звание (среди них – крейсеры «Красный Кавказ» и «Красный Крым», эскадренный миноносец «Сообразительный», тральщик «Защитник», подводные лодки М-35, М-62, С-33, Щ-205, Щ-215, 2-я минно-торпедная авиадивизия), 59 награждены орденами (среди них – Севастопольская бригада подводных лодок, Севастопольская бригада торпедных катеров, линейный корабль «Севастополь», крейсер «Ворошилов», эскадренные миноносцы «Беспощадный», «Бойкий», «Железняков», «Незаможник», подводные лодки Л-4, М-111, М-117, С-З, Щ-201, Щ-209, 11-я штурмовая авиадивизия, Таманская морская стрелковая бригада), 44 частям и соединениям присвоены почётные наименования; тысячи черноморцев награждены орденами и медалями, свыше 200 удостоены звания Героя Советского Союза.

За боевые заслуги, массовый героизм и мужество в Великой Отечественной войне Указом Президиума Верх. Совета от 7 мая 1965 года Черноморский флот был награжден орденом Красного Знамени.

Красная звезда и Андреевский крест

Первая мировая война, революционные события 1917 года и последовавшая затем Гражданская война, с известным всем нам исходом, больно ударили и по Российскому Императорскому военно-морскому флоту. Многие опытные и авторитетные морские офицеры не желали служить советскому государству и уходили из рядов флота, количество личного состава сократилось с почти полумиллиона до ничтожных 36 тыс. человек. Но самая сложная обстановка была с корабельным составом, новообразованный РККФ обладал лишь 16% водоизмещения царского флота. Некоторые корабли были потеряны в боях Первой мировой войны, некоторые стали жертвой германской армии в портах, некоторые были затоплены по приказу Ленина, часть судов ушла с бароном Врангелем из Крыма и была интернирована Антантой. К примеру, в новый Красный флот не вошел ни один крейсер. Крейсеров как класса кораблей просто не осталось. Катастрофическое положение усугублялось почти полной деградацией береговой инфраструктуры, особенно на Севере и на Тихом океане. По сути, перед советским командованием стояла задача формирования флота с нуля и полной перестройки всех связанных с ним учреждений.

Первое время (с 1925 по 1932 годы) шла большая дискуссия с участием командования флота и армии, руководства страны, о том, каким должен быть новый советский флот. В этот период шло поддержание боеготовности имеющихся кораблей, обучение и формирование костяка командиров и младшего начсостава будущего флота. Большую помощь в деле воссоздания флота в это время оказывал лично К.Е. Ворошилов, который, несмотря на то что никогда не был флотским офицером, очень подробно вникал в вопросы военно-морского строительства и требовал от подчиненных уделять больше внимания флоту. В итоге руководством страны было выработано решение, о преимущественно оборонительной доктрине действий советского флота в случае новой войны. Была принята новая грандиозная программа строительства судов. Развивалась почти исчезнувшая морская авиация. К 1941 году отечественный флот представлял собой грозную силу. На 22 июня 1941 года корабельный состав РККФ насчитывал 3 линейных корабля, 7 крейсеров, 59 лидеров и эскадренных миноносцев, 218 подводных лодок, 269 торпедных катеров, 22 сторожевых корабля, 88 тральщиков, 77 охотников за подводными лодками и ряд других кораблей и катеров, а также вспомогательных судов. В постройке находилось 219 кораблей, в том числе 3 линейных корабля, 2 тяжелых и 7 легких крейсеров, 45 эсминцев, 91 подводная лодка.

Советский флот в годы войны

На начало Великой Отечественной войны Черноморский и Балтийский флоты оказались наиболее подготовленными к отражению первых немецких авиаударов, в полной мере без потери организации могли вести боевые действия. Во многом этому помогли радары, расположенные на новых крейсерах проекта 26 и 26бис, которые видели армады немецких бомбардировщиков еще на подходе и своевременно оповещали об этом остальные корабли и береговые части. К примеру, так отбился в первый день войны крейсер «Молотов», стоявший в Севастополе. Впоследствии его РЛС «Редут-К» постоянно оповещала штаб ЧФ о перемещениях немецкой авиации и ни разу не дала застать корабли ЧФ врасплох.

Судьба Великой Отечественной войны решалась на сухопутных фронтах, но действия РККФ были направлены на помощь и обеспечение нужд действующей Красной Армии. Эвакуация войск из Прибалтики, Одессы и Севастополя, проводка конвоев с военной помощью от союзников в Заполярье. Героические и очень рискованные действия советских подводников на Балтике. Помощь в защите Ленинграда всеми силами Балтфлота. Активные наступательные действия на Балтике и на Черном море, направленные на поддержку наземных частей и скорейшее освобождение территорий, оставленных ранее. Все эти военные кампании невозможны были бы без участия флота.

В ходе войны флот направил в сухопутные части свыше 400 тыс. бойцов. Без преувеличения можно утверждать, что произошло второе рождение морской пехоты. Не зря немцы называли моряков «черной смертью», причем не только за цвет их форменных бушлатов. Стойкие в обороне и безудержные в атаке морские пехотинцы снискали себе большой воинский почет, и до наших дней бригады морской пехоты («Черные береты») являются элитой нашего флота.

К 1945 году РРКФ был уже опытным флотом, прошедшим Великую Отечественную войну, но намечалось очередное противостояние мирового масштаба, к которому готовился флот, чтобы выступить уже в новом качестве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector