Проект 775 (всех модификаций)

Какой может быть современная операция

Современная морская десантная операция проводится ровно по той же схеме, разве что она более насыщена техническими возможностями, появившимися в процессе развития военной техники и оперативного искусства.

Кроме самой высадки, могут иметь место удары крылатыми ракетами по объектам береговой обороны, бомбо-штурмовые удары авиации, радиоэлектронное подавление каналов боевого управления и различных радиотехнических средств противника. Обязательной станет высадка тактического вертолетного десанта в глубину противодесантной обороны.

Федеральное агентство новостей &nbsp/&nbspСтепан Яцко

Сами десантные конвои на переходе морем будут всесторонне прикрыты от воздействия противника как с моря, так и с воздуха, для чего десант сопровождается боевыми кораблями и истребительным прикрытием.

Чтобы однозначно ответить на вопрос, возможна ли морская десантная операция, которую так боятся в Киеве, достаточно просто оценить расклад сил, сложившийся в настоящее время на Черном море.

Разумеется, его необходимо оценивать с учетом всех вероятных противников, включая и тех, кто в настоящее время проявляет нейтралитет. Но даже при таких условиях руководству Украины стоит крепко призадуматься, нужно ли продолжать воинственную риторику в отношении России и Донбасса. Ведь опыт Корфу хорошо помнят и свято чтят на российском флоте.

История больших десантных кораблей проекта 775

Серия больших десантных кораблей советского проекта 775 разработана с целью замены БДК проекта 1171 ВМФ СССР, выполненного на основе гражданского сухогруза и не полностью отвечавшего современным требованиям военных моряков. Требовалось создать специализированный корабль, конструктивно оптимизированный для осуществления крупных десантных операций, имеющий более мощное вооружение и большую живучесть, чем корабли предыдущего проекта 1171. Интересно то, что задание на проектирование было размещено в Польше, разработку поручили известному инженеру-кораблестроителю О. Высоцкому.

Головной корабль имел индекс СДК-47 и сошел со стапелей польской верфи Stocznia Polnocna («Северная верфь») в 1974 г. Всего в 19741991 гг. было построено 28 кораблей этого проекта. Один из них в 1979 г. был экспортирован в Йемен и переделан в сухогруз.

В строю находятся 15 кораблей, в том числе БДК-91 «Оленегорский горняк» (введен в состав флота в 1976 г.), БДК-182 «Кондопога» (1976 г.), БДК-55 «Александр Отраковский» (1978 г.), БДК-101 «Ослябя» (1981 г.), БДК-98 «Адмирал Невельской» (1982 г.), БДК-43 «Минск» (1983 г.), БДК-58 «Калининград» (1984 г.), БДК-45 «Георгий Победоносец» (1985 г.), БДК-56 «Константин Ольшанский» (1985 г.), БДК-60 «Александр Шабалин» (1985 г.), БДК-64 «Цезарь Куников» (1986 г.), БДК-46 «Новочеркасск» (1987 г.), БДК-67 «Ямал» (1988 г.), БДК-54 «Азов» (1990 г.), БДК-11 «Пересвет» (1991 г.), БДК-61 «Королёв» (1991 г.).

Таким образом, суда этого проекта представляют собой основу парка кораблей своего класса российских Черноморского, Балтийского, Североморского и Тихоокеанского флотов. На смену им должны были прийти БДК нового проекта 778, однако он был заморожен.

Конструкция Особенностью десантных кораблей проекта 775 является развитая палубная надстройка, которая редко встречается на судах подобного типа, так как обычно верхняя палуба отдается под взлетно-посадочные полосы и места для авиации. На корме имеется откидной борт, в сложенном состоянии герметично закрывающий ангар с техникой, а в открытом виде превращающийся в мост для погрузки техники через корму.

Корабли проекта 775 по сравнению с британским десантным кораблем HMS Ocean и тем более американским USS Wasp невелики. Российские БДК берут на борт усиленную роту морской пехоты или отряд в составе 225 десантников (для сравнения, HMS Ocean предназначены для транспортировки 900, USS Wasp — до 1900 десантников). Кроме солдат на борт БДК проекта 775 берется до 10 танков или иная военная техника сопоставимой массы (480 т). Радиоэлектронное оборудование десантного корабля включает радиолокационную станцию обнаружения воздушных целей типа МР-302, максимальная дальность обнаружения составляет 100 км.

Служба

За время своей службы корабли этого проекта принимали участие в самых различных операциях не понеся потерь:

В 1986 году с началом очередного витка гражданской войны в Йемене эвакуировали советских граждан из йеменского порта Аден[источник не указан 546 дней

В 1991 году участвовали в эвакуации из Эфиопии, с острова Нокра[источник не указан 546 дней

Активно использовались как сухогрузы для снабжения флотских частей на Камчатке, Сахалине и Курилах[источник не указан 546 дней

Самая крупная современная операция с использованием кораблей этого проекта проведена в августе 1999 года, когда 5 БДК приняли участие в доставке российского контингента миротворческих сил в Югославию — за два рейса в Салоники было доставлено 260 единиц техники и 650 человек личного состава[источник не указан 546 дней

12 августа 2008 года два БДК Черноморского Флота ВМФ России — «Ямал» и «Саратов» под прикрытием МПК «Суздалец» высадили российский десант в грузинском порту Поти. Целью операции было уничтожение в порту кораблей ВМС Грузии. По завершении данной операции БДК оставались на боевом дежурстве у берегов Грузии до 26 сентября[источник не указан 546 дней

22 марта 2011 года, десантный корабль Военно-Морских Сил Украины «Константин Ольшанский» прибыл в Ливию, где разгоралась гражданская война, для эвакуации граждан Украины. На борт были приняты 193 человека, из них 85 граждан Украины и 108 граждан из 14 других стран мира. 4 апреля корабль прибыл на Мальту, где были высажены 79 человек. 11 апреля корабль прибыл в Севастополь, доставив туда граждан Украины и стран СНГ[источник не указан 546 дней

С начала военного противостояния в Сирии и по сей день (декабрь 2015), БДК данного проекта, трёх флотов Российской Федерации, принимают активное участие в доставке грузов сирийскому правительству (Сирийский экспресс), через российскую базу материально-технического обеспечения в сирийском городе Тартус[источник не указан 546 дней

В ночь с 5 на 6 марта 2014 года путём затопления на входе в бухту Донузлав (АР Крым) Черноморским флотом РФ своих старых кораблей БДК «Константин Ольшанский» был заблокирован на своей стоянке. После 18 дней обороны корабль был захвачен российскими военнослужащими. На начало августа 2014 года корабль входит в состав 197 бригады десантных кораблей Черноморского флота России[источник не указан 546 дней

См. также

Конструкция

БДК проекта 1174 имеют полубак и развитую кормовую надстройку. Из-за этого они имеют довольно громоздкий вид. Необходимость наличия крупногабаритной надстройки вызвана использованием в качестве прототипа корпуса БДК проекта 1171 и необходимостью размещать новые объемы, вызванные изменениями проекта, в надстройке.

Полное водоизмещение — 14 060 тонн. Дальность плавания на 18 узлах при нормальном запасе топлива составляет 4000 миль. При максимальном запасе топлива — 7500 миль. Автономность корабля по запасам провизии составляет 15 суток при перевозке 500 десантников и 30 суток при перевозке 250. Корабль также оснащен системами приема жидких и твердых грузов в море.

Силовая установка

Главная энергетическая установка размещена эшелонно в двух бортовых отсеках и состоит из двух газотурбинных установок мощностью по 18000 л. с., работающих на два гребных винта. Вспомогательные механизмы располагаются между газотурбинными агрегатами под стапель-палубой. Для питания бортовой электросети размещены шесть дизель-генераторов мощностью по 500 кВт. Максимальная скорость хода 20 узлов. Использование ГТУ потребовало решить проблему агрегатной замены двигателей, однако из-за неудачной общей компоновки корабля этот вопрос до конца так и не был решен.

Десантные возможности

Бронетехника на борту БДК

В носовой части расположен танковый трюм длиной 54 м, шириной 12 м и высотой около 5 м. В кормовой части расположена доковая камера длиной 75 м, шириной 12 м и высотой около 10 м. Разница по высоте между двумя этими палубами составляет один твиндек.

В транце имеется герметичный откидной лацпорт, который в опущенном положении служит для погрузки техники с пирса при швартовке кормой. Лацпорт используется также для приёма и выгрузки плавсредств в доковую камеру. Техника перемещается по кораблю с помощью трёх сходен с гидравлическими приводами. Одна сходня расположена между доковой камерой и танковым трюмом и одновременно в поднятом положении служит переборкой между двумя этими помещениями. Ещё две сходни расположены между верхней и танковой палубами.

Носовое высадочное устройство состоит из раздвижных носовых ворот и выдвижной сходни длиной 32 метра. В походном положении сходня находится под верхней палубой и выдвигается с помощью гидравлического привода. В танковый трюм и доковую камеру при отсутствии в ней плавсредств может приниматься до 50 танков ПТ-76, либо 80 БТР и БМП, либо до 120 машин. Техника может быть погружена в любых сочетаниях. Личный состав десанта количеством до 500 человек может размещаться в нескольких кубриках и 4-местных офицерских каютах.


БДК «Митрофан Москаленко», 1994 год

Для выгрузки неплавающей техники в доковую камеру могут быть приняты десантные катера. В доковую камеру помещается до шести катеров проекта 1785 (скорость хода 7,5 узлов) или катеров проекта 1176 (10 узлов). Вместо них в доковую камеру могут помещаться три десантных катера на воздушной подушке проекта 1206 (до 50 узлов) или десантные катера на воздушной каверне проекта 11770 «Серна».

Вооружение

Артиллерийское вооружение включает одну 76-мм артустановку АК-726 с РЛС управления «Турель» и четыре шестиствольных 30-мм автоматических пушки АК-630 с РЛС управления «Вымпел». На корабле размещена двухбалочная пусковая установка (ПУ) ЗРК «Оса-М» с боезапасом 20 ракет. Имеются четыре счетверённых ПУ (колонки МТ-4) для ПЗРК. Для огневой поддержки десанта используется одна установка РСЗО А-215 «Град-М».

Вооружение

ПУ ЗРК А-22 «Огонь»

А-22 «Огонь»

Выстрелы к А-22 «Огонь»

140-мм реактивная система залпового огня — огнеметно-зажигательный комплекс. Система создана и производится ГНПП «Сплав» (г.Тула) и предназначена для вооружения речных и десантных кораблей, а так же судов на воздушной подушке.

Наведение — оптический прицел «Шелонь-14» (дальномерно-визирное устройство — ДВУ-3-БС, масса 300 кг). Дальномерно-визирное устройство предназначено для дистанционного управления стрельбой комплекса по береговым и надводным целям,а также для поиска и обнаружения целей в светлое и темное время суток при условии их метеорологической видимости. ДВУ-3-БС обеспечивает выработку полных углов горизонтального и вертикального наведения и автоматическую передачу их на пусковую установку.

Пусковая установка — МС-227, 22 ствола, в походном положении убирается под палубу, перезарядка вручную.

Размеры (ДхШхВ) 2125 мм х 1735 мм х 2200 мм

Угол наведения по вертикали — от -10 до +65 град
Угол наведения по горизонтали — сектор 320 град
Масса ПУ — 1430 кг (без боезапаса), 1700 кг с боезапасом
Масса комплекса:
— без/с боезапасом — 2000 кг/2600 кг

ТТХ артиллерийской части:
Калибр снаряда — 140 мм
Калибр ствола ПУ — 140,3 мм

Дальность действия — 800-4500 м
Скорость снаряда на срезе ствола — 27-40 м/с
Скорость снаряда в конце активного участка — 400 м/с
Скорость носителя максимальная при стрельбе — до 30 узлов
Время реакции комплекса — 8 с
Волнение моря при стрельбе — до 3 баллов
Температура эксплуатации — от -40 до +50 град.С

30мм автоматические установки типа АК-630

АК-630

АК-630 устройство

30-мм шестиствольная автоматическая корабельная артиллерийская установка, созданная под руководством В. П. Грязева и А. Г. Шипунова. В наименовании «6» означает 6 стволов, 30 — калибр. Является средством самообороны кораблей, может быть использована для поражения воздушных целей на наклонной дальности до 4000 м и лёгких надводных сил противника на дистанциях до 5000 м.

Огневые характеристики:

Калибр: 30 мм
Патрон: 30×165 мм
Длина ствола: 54 калибра
Скорострельность: 4000-5000 выстр./мин

Длина очереди:

6 очередей по 400 выстрелов с перерывом 5 с
6 очередей по 200 выстрелов с перерывом 1с
Масса патрона: 0,83 кг
Начальная скорость снаряда: 1030 м/с
Дальность стрельбы: 4000 м

Вертикальная плоскость: от −12 до +88 град
Максимальная скорость поворота в вертикальной плоскости: 50 град/сек
Горизонтальная плоскость: от +180 до −180 град
Максимальная скорость поворота в горизонтальной плоскости: 70 град/сек

Другие характеристики:

Масса: 3800 кг

Система подачи боеприпаса: ленточное, непрерывное
Боевой расчёт: 1 чел.
Боезапас: основной — 2000 ед., запасной бункер — 1000 ед. (только у АК-630М)

Ракетный комплекс «Игла»

«Игла» (индекс ГРАУ — 9К38, по классификации МО США и НАТО — SA-18 Grouse (рус. Шотландская куропатка)) — российский/советский переносной зенитно-ракетный комплекс, предназначенный для поражения низколетящих воздушных целей на встречных и догонных курсах в условиях воздействия ложных тепловых помех. Комплекс принят на вооружение в 1983 году.

Средства связи, обнаружения и управления

Для навигационных задач, безопасности плавания во всем диапазоне
скоростей хода «Зубp» оборудован интегрированной навигационной системой,
гирокурсоуказателем ГКУ-2, магнитным компасом КМ-60-М2, радиодоплеровским
дрейфолагом РДЛ-3-АП100, радиопеленгатором, центральной гироскопической
системой «База», навигационной РЛС РС-1 и спутниковой навигационной
аппаратурой.

Корабль может также производить прием, перевозку мин и постановку
активных минных заграждений. Предусмотрена возможность приема и постановки
20-80 (в зависимости от типа) мин.
На «Зубpе» установлен автоматизированный комплекс радиосвязи «Буран-
6», обеспечивающий связь с надводными кораблями и береговыми пунктами
управления в KB, MB и ДМВ диапазонах в телефонном и телеграфном режимах.

Десант

Десантный отсек

Десантный корабль на воздушной подушке амфибийного типа проекта 12322
«Зубp» может принимать на борт с оборудованного или необорудованного берега
боевую технику и личный состав передовых отрядов морских десантов, перевозить
их морем, высаживать на необорудованное побережье и поддерживать десант огнем.

В десантном отсеке «Зубpа» можно разместить три средних танка типа Т-80Б (Т-72А, Т-64Б, Т-62) или 10 легких боевых бронированных машин (БТР-80, БТР-70 или
БТР-60ПБ), или от 360 до 500 десантников.

Кроме того, корабль мог обеспечивать переброску морем до 8 боевых машин пехоты БМП-1 (БМП-2) или
легких танков ПТ-76Б. Предусмотрен также вариант перевозки техники и 140
десантников.

Конструкция

БДК является многопалубным, плоскодонным десантным кораблём внутренней морской зоны с полубаком и развитой кормовой надстройкой. Предназначен для переброски морем войск, военной техники и высадки морского десанта на необорудованное побережье. Выгрузка техники и грузов осуществляется как с кормы, так и со стороны носовой части. При строительстве на единственном БДК-98 был установлен кран на шкафуте по правому борту, который демонтировали во время одного из ремонтов.

Танковый трюм проходит по всей длине корпуса и имеет размеры: длина 95 м, ширина 4,5 м, высота 4,5 м. Может транспортировать 10 средних/основных танков (до 41 т) и 340 десантников или 12 единиц бронетехники и 340 десантников или 3 средних/основных танков (до 41 т), 3 САУ 2С9 «Нона-С», 5 МТ-ЛБ, 4 грузовых автомашины и 313 десантников или 500 тонн груза.

БДК Может применяться при эвакуации населения из зон военного конфликта. Так же способен транспортировать различные виды техники и грузов не военного назначения.

Основной боевойтанк Т-72Б3 Самоходное артиллерийскоеорудие 2С9 «Нона-С» БТР-70 Морская пехота ВМФ РФна борту БДК

Вооружение

  • Две спаренные 57-мм артиллерийские установки АК-725 на 2200 выстрелов с системой дистанционного наведения и управления огнём МР-103 «Барс».
  • Пусковая установка МС-73 для 122-мм НУРС «Град-М» на 320 выстрелов, с лазерным дальномерным устройством ДВУ-2 и системой управления огнём ПС-73 «Гроза».
  • 4 пусковые установки ЗРК «Стрела-3» c ракетами 9М36 с ИК головкой самонаведения.
  • Одна пусковая установка шнуровых зарядов предназначена для образования безопасных проходов в минных полях на глубинах от 5 метров или создания прохода на побережье для высадки десанта шириной до 10 метров.
  • Корабль может использоваться для постановки минных заграждений с открытой аппарели вручную до 92 штук, которые размещаются в танковом трюме взамен техники.
Вооружение корабля
Артиллерийская установкаАК-725 А-215 Град-М Макеты 122-ммреактивных снарядов Стрела-3 Корабельная контактнаямина

Радиотехническое вооружение

  • РЛС общего обнаружения МР-302 «Рубка» с дальностью действия до 100 км.
  • НРЛС «Дон» для обнаружения надводных целей до 25 км и воздушных целей на расстоянии до 50 км.
  • Две пусковые установки КЛ-101 советского корабельного комплекса радиоэлектронного подавления, постановки пассивных помех и ложных тепловых целей ПК-16 с турбореактивными противорадиолокационными снарядами помех ТСП-60.
Конструктивные особенности корабля
Антенное и радиолокационноевооружение Антенная мачта Пусковая установка КЛ-101постановки помех ПК-16 Рабочее местооператора в рубке

Силовая установка

  • Два 16-цилиндровых дизеля типа 16ZVB40/48,3 «Згода-Зульцер» мощностью 9600 л.с. каждый с системой управления типа USSG-11.1, всережимные регуляторы частоты вращения РGА-58, редукционная станция обеспечения сжатым воздухом в 0,6 МПа и 0,15 МПа.
  • Две выдвижные кормовые вспомогательные винто-рулевые колонки.
  • В качестве источников электроэнергии используются три дизель-генератора «Cegielski-Sulzer» 6А25 мощностью по 640 кВт.

Конструкция

Корабли имеют внешний вид, схожий с сухогрузом. Надстройка только на корме, там же имеется герметичный откидной лацпорт, который в опущенном положении служит для погрузки техники с пирса при швартовке кормой. Также лацпорт используется для приема и выгрузки плавсредств в доковую камеру. На судне имеются краны для погрузки грузов, располагающиеся на палубе. Дальность плавания составляет 4800 миль при скорости 16 узлов, полное водоизмещение — 4650 тонн.
Корпус корабля использовался в качестве прототипа для более крупного десантного корабля океанской зоны проекта 1174 «Носорог».

Десантные возможности

Корабль может вмещать до 20 основных боевых танков, или 45 БТРов, или 50 грузовых автомобилей, и 300-400 человек десанта (два кубрика десанта, под первым и четвёртым твиндеками). Корабль может нести до 1000 тонн различных грузов. В носовой части находится отсек для бронетехники, там же имеется десантная аппарель закрытая раздвижными воротами, а в корме для погрузочно разгрузочных операций оборудован откидной лацпорт.

Вооружение

Основное вооружение кораблей проекта 1171 «Тапир» состоит из одной универсальной спаренной корабельной артиллерийской установки калибра 57 мм — ЗИФ-31Б. Также для поражения береговых целей и поддержки десанта БДК оснащены двумя пусковыми установками реактивной системы залпового огня А-215 «Град-М» дальностью действия около 21 км. Для противовоздушной обороны большинство кораблей серии вооружалось двумя-тремя переносными зенитно-ракетными комплексами «Стрела-3».

Видео современный самурай в Японии

История

3.1 История разработки

Военно-Морскому Флоту было необходимо заменить устаревающие большие десантные корабли проекта 1171, созданные на основе сухогруза. Их последователи должны были быть спроектированными специально для десантных операций, обладать большей живучестью и мощностью вооружения. Новые корабли должны были по значимости встать между БДК проекта 1174 («Носорог») и средними десантными кораблями. Проектирование 775 осуществлялось в Польской Народной Республике.

3.2 История службы

БДК данного проекта неоднократно участвовали в разнообразных операциях, причем без потерь. В их число входят, например:

  • Эвакуация граждан СССР из порта Аден во время гражданской войны в Адене в 1986 году.
  • Эвакуация с острова Нокра (Эритрея, тогда Эфиопия) в 1991 году.
  • Функционирование в качестве сухогрузов при обеспечении флотских частей на Сахалине, Камчатке и Курильских островах.
  • Участие в международной кампании по оказанию помощи иностранным государствам в зонах военных действий в акватории Индийского океана.
  • Доставка с апреля 2014 года по настоящее время грузов правительству Сирии (в рамках кампании Сирийский экспресс).

Весной 2014 года команда одного из кораблей этого проекта, «Константина Ольшанского», БДК Военно-Морских сил Украины, подняла Андреевский флаг. По состоянию на август 2014 года данное судно входит в 197 бригаду десантных кораблей ЧФ РФ.

«Гибкий инструмент»

Как отметил в комментарии RT военный эксперт Алексей Леонков, приёмка в состав ВМФ «Петра Моргунова» — показатель того, что «Россия успешно обновляет парк десантных кораблей, а военные выполняют программу перевооружения флота».

«Такое судно поможет решать крайне важные задачи. Корабли такого рода необходимы, поскольку к авиационным ударным группировкам в настоящее время изменяются требования: нужны мобильность, современные средства вооружения, чтобы в их составе можно было выполнять задачи по захвату плацдармов. И для этого требуются современные десантные корабли, такие как «Пётр Моргунов», «Иван Грен», — они выполняют данные установки», — сказал аналитик.

Как сообщил в разговоре с RT эксперт Академии военных наук Владимир Прохватилов, новейшие большие десантные корабли необходимы «для проецирования военной силы в отдалённые территории».

  • Военные ВМФ России и участники движения «Юнармия»
  • globallookpress.com

«Я высоко оцениваю усилия российских военных в этом направлении. Мы строим то, что нам надо. России, безусловно, нужен сбалансированный военно-морской флот, и большие десантные корабли — одно из важнейших звеньев такого флота», — отметил он.

Новейшие десантные корабли проекта 11711 призваны выполнять задачи, которые будут ставиться перед экспедиционными силами ВМФ РФ, пояснил Леонков.

Также по теме

Импортозамещение на флоте: как Россия оснащает «адмиральские» фрегаты проекта 22350 новыми двигателями

Объединённая двигателестроительная корпорация поставила первый морской дизель-газотурбинный агрегат М55Р для фрегата проекта 22350. Он…

«При этом учитываются различного рода сценарии. Но главное для этих судов — не просто высадить десант, но и оказать ему огневую поддержку. Понятно, что в составе экспедиционных сил будут не только корабли проекта 11711, но и другие современные корветы, фрегаты, которые сейчас поступают на вооружение ВМФ России», — сообщил аналитик.

Военный эксперт, директор по развитию Фонда содействия технологиям XXI века Иван Коновалов, в свою очередь, заявил, что корабли проекта 11711 — это «то, что сейчас необходимо российскому флоту».

«Очень отрадно наблюдать, как развиваются наши военно-морские силы. «Пётр Моргунов» и другие корабли проекта станут незаменимыми в боевых операциях на отдалённых театрах военных действий», — отметил он.

Леонков же добавил, что крайне важная особенность кораблей проекта 11711 — возможность их дальнейшей модернизации.

«Россия не будет просто создавать корабль с фиксированными функциями на десятилетия, чтобы он ходил в одной и той же комплектации. Цель — менять эту комплектацию, исходя из текущих боевых задач. Таким образом, эти суда станут гибким инструментом в руках военачальников России, который будет способен решать задачи в ближней и дальней морской зоне», — заключил аналитик.

Вывод:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector