История военных вертолетов
Содержание:
- Содержание
- Современные военные вертолеты
- Ил-112 – это прошлое или будущее
- Технические характеристики вертолета Ми-28Н
- Percival P.74
- Литература
- Кабина: особенности конструкции
- Описание
- Истребители России
- В-7
- МИ-28Н
- Реализация продукции
- 8. Denel AH-2 Rooivalk
- Fi-103A-1
- Обгон велосипедиста через сплошную в 2021 году..
- Угольный эквивалент энергии, условное топливо
- Не ударить, не ударить…
- И вот как это было в Чечне
- Опять «лапша»!
- Гражданские травматические пистолеты
- 9
- Примечания
- Вертолет Ми-24
- Краткое знакомство
- Минобороны РФ обеспечит авиазавод «Прогресс» в Приморье заказами на ближайшие годы -губернатор
- Sikorsky X2
- Крепление сотового поликарбоната к металлическому каркасу
- HAL Light Combat Helicopter. Индия
- Примечания
- 1965–1985 гг.
- История создания
- Тихая застава (2010)
- Комментарии
Содержание
Современные военные вертолеты
Отказ от стратегии «большой войны» привел к тому, что для ударных вертолетов задача борьбы с танками перестала быть первостепенной. С другой стороны, опыт локальных конфликтов в очередной раз показал значимость и универсальность боевых «вертушек». В результате их разработкой занялись многие страны.
Во второй половине 1970-х гг. в СССР объявили конкурс на создание боевого вертолета нового поколения. Ка-50 – вертолет, представленный КБ им. Н.И. Камова, по настоянию военных был сделан одноместным. Генералы считали, что автоматизация позволит летчику выполнять боевые задачи в одиночку, а с одноместной кабиной машина станет легче. КБ им. М.Л. Миля выдвинуло проект двухместного Ми-28, у которого в отличие от его предшественника Ми-24 не было транспортно-десантного отсека.
После проведения сравнительных испытаний в 1995 г. на вооружение приняли Ка-50. Но доработка милевского вертолета продолжилась, и в 2013 г. ВВС РФ получили Ми-28Н «Ночной охотник» – версию, способную воевать в темное время суток. А вот эксплуатация Ка-50 показала, что один летчик все же не сможет воевать эффективно. Пришлось создавать двухместную версию – Ка-52 «Аллигатор». Сейчас на вооружении Российской армии состоят оба этих вертолета.
Ка-50 («Черная
акула»). 1995 г.
Ка-52 «Аллигатор».
2008 г.
Ми-28Н
(«Ночной
охотник» ).
2013 г.
В 1996 г. на замену устаревающему ударному вертолету АН-1 «Кобра» и вертолетам-разведчикам пришел RAH-66 «Команч» (reconnaissance attack helicopter – «разведывательно-ударный вертолет») – машина футуристических форм, использовавшая технологии «стелс». Предполагалось, что армия США закупит 1300 таких вертолетов. Однако воздушной разведкой стали заниматься беспилотные летательные аппараты, а с задачами противопартизанских войн вполне справлялась более дешевая «Кобра». В 2004 г. разработку оставшегося «не у дел» «Команча» прекратили, хотя его технологии могут использоваться в будущем.
RAH-66 «Команч». США. 1996 г.
Производство ударных вертолетов не долго оставалось «эксклюзивом» СССР / России и США – ими занялись и другие страны. Европа стремится к «технической независимости» от США, поэтому франко-немецкий концерн «Еврокоптер» создал «Тайгер» («Тигр»), а британцы с итальянцами совместно разработали вертолет А-129 «Мангуста». Неплохие ударные вертолеты разработаны в Китае и ЮАР, созданием такой машины занимаются также в Индии.
«Еврокоптер Тайгер».
Франция–Германия.
2002 г.
А-129 «Мангуста».
Италия,
Великобритания.
1990 г.
В 2005 г. в США был принят на вооружение первый в истории авиации серийный конвертоплан V-22 «Оспри». Этот летательный аппарат сочетает достоинства вертолета и самолета: он может взлетать и садиться вертикально, но в полете его винты создают тягу «по горизонтали», поэтому конвертоплан летит быстрее и тратит меньше топлива, чем вертолет, – хотя и уступает по скорости и экономичности самолету.
Самое сложное для любого конвертоплана – переход от режима висения (на взлете и посадке) к режиму горизонтального полета и обратно. Из-за этого доводка «Оспри» шла долго и трудно, несколько машин было потеряно в авариях и катастрофах. Сложность конструкции привела к тому, что цена «Оспри» превысила 100 млн долл. Споры о том, нужны ли военным конвертопланы, не утихают до сих пор.
Конвертоплан V-22 «Оспри». США. 2003 г
Поделиться ссылкой
Ил-112 – это прошлое или будущее
Технические характеристики вертолета Ми-28Н
Percival P.74
Немецкие авиаконструкторы в годы Второй мировой войны проводили эксперименты, создавая летательные аппараты со странным вращением винта.
Лопасти в таких вертолётах крепились на концах роторов, а реактивные двигатели подавали мощную воздушную струю. Через сопла, воздух вращал основной винт.
Немецкий летательный аппарат остался экспериментальной моделью, не поступив в серийное производство.
Британские инженеры в 1950-х годах решили возродить идею немецких конструкторов. Так появился «Percival P.74». Двигатели размещались не снаружи, а внутри фюзеляжа. Машина была громоздкой, а мощности двигателей не хватило, чтобы поднять вертолёт в небо. Проект закрыли, как неперспективный.
7
Литература
Кабина: особенности конструкции
Описание
Многоцелевой ударный вертолет Ми-35М является глубокой модернизацией вертолета Ми-24В. Ми-35М разработан Московским вертолетным заводом имени М.Л. Миля и серийно выпускается на «Роствертоле» с 2005 года.
Вертолет Ми-35М круглосуточно обеспечивает:
- боевое применение управляемого и неуправляемого вооружения вертолета в простых и ограниченно сложных метеоусловиях;
- выполнение полета на высотах 10–25 м. днем и не менее 50 м. ночью над поверхностью земли с выходом на цель.
Для круглосуточного боевого применения Ми-35М оснащен современным комплексом навигации и электронной индикации с многофункциональными цветными дисплеями, обзорно-прицельной системой, включающей в себя тепловизионный и телевизионный каналы, лазерный дальномер и пеленгатор.
Ми-35М отличает усовершенствованная конструкция. Он оснащается новыми мощными двигателями ВК-2500 производства «Климов», имеет стеклопластиковые лопасти несущего винта, втулку несущего винта с эластомерными шарнирами, новый автомат перекоса и Х–образный рулевой винт. Фюзеляж вертолета Ми-35М обладает укороченным крылом, имеет неубирающееся шасси.
Ми-35М отличается высокими летными характеристиками, в частности, он может эффективно применяться в условиях высоких температур и высокогорья. Конструкция Ми-35М обеспечивает вертолету низкую акустическую заметность, повышение боевой живучести, а также снижает трудоемкость технического обслуживания.
Помимо выполнения ударных функций вертолет Ми-35М может использоваться как:
- десантно–транспортный – для перевозки до 8 десантников с личным вооружением в транспортной кабине;
- транспортный – для перевозки боеприпасов или других грузов общим весом до 1500 кг внутри грузовой кабины. Ми-35М оборудован также системой внешней подвески, позволяющей перевозить груз весом до 2400 кг;
- санитарный – для перевозки больных и раненых в сопровождении медицинского работника.
В течение многих лет вертолеты типов Ми-24/25/35 доказали свою высокую эффективность. Ми-35М – это машина, в которой уникальный опыт длительного боевого применения соединен с последними достижениями и разработками в области вертолетостроения.
Истребители России
Истребители в России разрабатывают и выпускают две компании: ПАО «Компания «Сухой» и АО «РСК „МиГ“».
Истребители Су
ПАО «Компания «Сухой» поставляет в войска такие современные боевые машины, как истребитель пятого поколения Су-50 (ПАК ФА), Су-35, фронтовой бомбардировщик Су-34, палубный истребитель Су-33, Су-30, тяжёлый истребитель Су-27, штурмовик Су-25, фронтовой бомбардировщик Су-24М3.
Рассмотрим самолёты Су.
Истребитель пятого поколения ПАК ФА (Т-50)
ПАК ФА (Т-50 или Су-50) — истребитель пятого поколения, разрабатываемый ПАО «Компания «Сухой» для ВКС России с 2002 года. По состоянию на конец 2016 года завершаются испытания и самолёт готовится к передачи в регулярные части.
Фото ПАК ФА (Т-50).
Смотрите ещё фото ПАК ФА.
Су-35 — истребитель истребитель поколения 4++.
Фото Су-35.
Смотрите ещё фото Су-35.
Палубный истребитель Су-33
Су-33 — палубный истребитель поколения 4++. Несколько таких самолётов находятся на вооружении авианосца «Адмирал Кузнецов».
Су-33
Смотрите ещё фото Су-33.
Истребитель Су-27
Су-27 — основной боевой истребитель ВКС России. На его основе были разработаны Су-34, Су-35, Су-33 и ещё несколько истребителей.
Су-27 в полёте
Смотрите ещё фото Су-27.
Истребители МиГ
АО «РСК „МиГ“» на сегодня поставляет в войска истребитель-перехватчик МиГ-31 и истребитель МиГ-29.
Рассмотрим самолёты МиГ.
Истребитель-перехватчик МиГ-31
МиГ-31 — истребитель-перехватчик, предназначен для выполнения задач в любое время суток и при любой погоде. МиГ-31 — это очень быстрый самолёт.
МиГ-31
Смотрите ещё фото МиГ-31.
Истребитель МиГ-29
МиГ-29 — является одним из основных боевых истребителей ВКС России. Есть палубная версия — МиГ-29К.
МиГ-29УБ
Смотрите ещё фото МиГ-29.
В-7
Первый советский реактивный вертолёт, разработанный К.Б. Миля. Работы над созданием начали в середине 50-х годов, а в 1957 уже были созданы 5 опытных экземпляров.
Конструкция была достаточно простой. Создатели отказались от механической трансмиссии, а лопасти приводились в движение газами, выходящими из сопел двигателей. Диаметр несущего винта был равен 60 м. впервые на И-7 установили полозковое шасси.
Двигатель и аэродинамические качества требовали серьезной доработки. Дорогостоящий проект прикрыли, но В-7 стал первым и единственным в мире вертолётом, на краях лопастей которого установили турбореактивные двигатели.
12
МИ-28Н
В списке Топ 10 лучших боевых вертолетов мира достойно красуется МИ-28Н, который является модернизированной версией МИ-28. Его разработка велась долгих 33 года (с 1980-го), после чего этот вертолет поступил на вооружение армии. Согласно классификации натовских вертолетов МИ-28Н получил второе название, которое переводится как «опустошитель». Эта воздушная машина может похвастаться передовым вооружением, прекрасной живучестью, высокими скоростными показателями и способностью выполнять фигуры высшего пилотажа. Вертолет также способен вести огонь в любое время суток, в любую погоду, а также – на невероятно малых высотах.
Реализация продукции
Внутренний рынок
Крупные соглашения на поставку авиатехники российским заказчикам:
- Поставка 100 пассажирских самолётов SSJ 100 авиакомпании «Аэрофлот». Контракт заключён в сентябре 2018 года, стоимость контракта — 210 млрд рублей.
- Поставка 50 пассажирских самолётов МС-21-300 авиакомпании «Аэрофлот». Контракт заключён в феврале 2018 года.
- Поставка 10 стратегических бомбардировщиков Ту-160М2 Министерству обороны России. Контракт заключён 25 января 2018 года. Стоимость контракта — 160 млрд рублей.
- Поставка 92 фронтовых бомбардировщиков Су-34 Министерству обороны России. Контракт заключён в феврале 2012 года. По состоянию на декабрь 2018 года заказчику были переданы 84 самолёта.
- Поставка 76 истребителей Су-57 Министерству обороны России. Контракт заключён в июне 2019 года.
- Поставка 50 истребителей Су-35С Министерству обороны России. Контракт заключён в декабре 2015 года.
- Поставка 39 военно-транспортных самолётов Ил-76МД-90А Министерству обороны России. Контракт заключён в октябре 2012 года. Первый самолёт по контракту был передан заказчику в начале 2016 года.
- Поставка 98 ударных вертолётов Ми-28НМ Министерству обороны России. Контракт заключён в июне 2019 года.
Экспорт
Значительная часть производимой в России авиатехники идёт на экспорт. Основу экспорта военных самолётов составляют истребители (Су-30, Су-35, МиГ-29) и учебно-боевой самолёт Як-130. В экспорте гражданских самолётов в последние годы доминирует ближнемагистральный пассажирский самолёт Sukhoi Superjet 100. Экспортируемые вертолёты: Ми-8, Ми-35, Ка-32, Ка-226 и другие.
Портфель заказов «Рособоронэкспорта» (основного российского экспортёра вооружений) по авиационной технике по состоянию на начало 2016 года превышает $22 млрд.
Крупнейшие соглашения на экспорт российской авиатехники:
- Поставка свыше 20 истребителей Су-35 в Египет. Соглашение вступило в силу в конце 2018 года, стоимость соглашения — около $2 млрд.
- Поставка 11 истребителей Су-35 в Индонезию. Контракт заключён в феврале 2018 года, стоимость контракта — $1,1 млрд.
- Поставка свыше 50 истребителей МиГ-29М/М2 в Египет. Контракт заключён в апреле 2015 года, стоимость контракта — около $2 млрд. Поставки самолётов продолжаются.
- Поставка 30 пассажирских самолётов SSJ 100 для мексиканской авиакомпании Interjet. По состоянию на февраль 2018 года заказчику поставлено 22 самолёта.
- Поставка 50 боевых вертолётов Ка-52 в Египет. Контракт заключён в 2015 году, стоимость контракта — свыше $1 млрд. Поставки вертолётов начались в сентябре 2017 года.
- Организация сборки не менее 200 лёгких многоцелевых вертолётов Ка-226Т в Индии. Соглашение заключено в 2015 году.
- Поставка 48 новых вертолётов Ми-17-В5 для ВВС Индии. Контракт одобрен Советом по оборонным закупкам Индии в 2015 году, оценивается в сумму около 1,1 млрд долларов.
8. Denel AH-2 Rooivalk
Настоящим достижением для вооруженных сил Южно-Африканской Республики стала высокая эффективность их вертолета Denel AH-2 Rooivalk, который был признан одним из лучших в мире. Но стоит он на вооружении только в ЮАР, и то – это всего лишь 12 вертолетов, которые были модифицированы из тех, что использовались в этой стране ранее. В серийное производство они не запущены и созданы в таком количестве только для удовлетворения соответствующих боевых нужд государства. Denel AH-2 Rooivalk, однако, способен развивать скорость в 309 км/ч, что является вторым показателем среди всех боевых вертолетов в мире (первое – у Ми-24). Вооружение так же не особо уступает его конкурентам – точки присоединения ракетных комплексов (с возможностью оснащения управляемыми ракетами) и 20-миллиметровый пулемет с запасом в 700 патронов.
Fi-103A-1
Базовая модель ракеты. По сути, именно та, что обычно и считается знаменитой Фау-1, впервые запущенной летом 1944 года. Все ракеты, выпущенные по Лондону до потери немцами пусковых позиций во Франции, относились к модели A-1.
Fi-103A-1 в австралийском мемориальном военном музее
Fi-103A-1 приводилась в движение пульсирующим двигателем “Аргус” As 109-14 и несла на борту 610 литров (133 галлона) авиатоплива E-1; этого хватало, чтобы пролететь от 200 до 210 км. Скорость составляла 670 км/ч на высоте в 1375 метров (4500 футов).
Боевая часть базовой Fi-103A-1 весила 850 килограмм и снаряжалась амматолом 39А. По распоряжению OKW, в попытке увеличить разрушительный эффект от ракеты двести пятьдесят единиц были снаряжены триаленом 105 – смесью взрывчатых веществ, усиленных алюминиевой пудрой. Поскольку версия с триаленом ничем больше не отличалась от базовой, она не считалась отдельной модификацией (однако, изредка встречается обозначение Fi-103A-2, возможно, относящееся именно к ней). В 1945 году, в связи с дефицитом качественной взрывчатки, некоторые боевые части снаряжались дешевыми инженерными взрывчатыми веществами на основе динамита.
Обгон велосипедиста через сплошную в 2021 году..
Угольный эквивалент энергии, условное топливо
Не ударить, не ударить…
И вот как это было в Чечне
«Ужас неожиданных ударов» с вертолетов Ка-50.
«Но самым большим впечатлением от работы «акул» в Чечне стала новая боевая тактика. Даже самый прекрасный вертолет уязвим. И сбить ту же «акулу» большого труда не составит. Но это — если следовать наставлениям, писанным еще в середине прошлого века, и летать прямо над полем боя. А вот по новой тактике ударные вертолеты барражируют в безопасном районе, ожидая команды на атаку. Получив целеуказание, они стремительно выходят в район атаки, наносят снайперский удар — и сразу же уходят из зоны боя.
Но кто наводит новейшие винтокрылы на цель? Раньше это делали наземные наблюдатели по радио. Нынче это опасно: боевики оснащены сверхсовременными системами радиоперехвата. Подслушав переговоры наводчика с вертолетами, они либо ускользают от удара, либо уничтожают вертолет метким огнем.
А вот Ка-50 в Чечне стал для бандитов сущим ужасом. Ведь наводились его удары не с земли и не голосом, а с летающего командного пункта-вертолета, причем в виде кодированных цифровых сигналов. Перехватить и расшифровать эти сигналы бандиты не могли, и потому удары обрушивались на них, подобно грому среди ясного неба. Летающий командный пункт должен быть оборудован самыми современными системами наблюдения, получать дополнительную информацию со спутников, с самолетов типа АВАКС и от наземных авианаводчиков, тоже связанных с системами воздушно-космической разведки.
…Группа из трех вертолетов действовала как единый боевой организм. Воздушный пункт наблюдения и целеуказания — Ка-29ВПНЦ — летал на высоте, недосягаемой для переносных зенитно-ракетных комплексов типа «Игла». Он держал закрытую телекодовую связь с «акулами». На экранах дисплеев Ка-50 высвечивалась вся информация о местонахождении, рельефе местности, координатах целей. Ка-50 оборудовали отечественной спутниковой навигационной системой «Абрис», позволявшей летать по цифровой карте местности с огибанием рельефа фактически вслепую и выходить на цель с точностью в несколько метров («Крокодилы» против «Акул». ufo-online.ru)
Опять «лапша»!
…Вот только можно заранее предугадать, что военные не пойдут на уменьшение экипажа».
…Не «предугадывайте», ибо «летающая платформа» – не высокоскоростное изделие и для массового производства не пригодно по своей сути. Против камовского одноместного «пошли» не военные, но генеральные конструкторы МВЗ им. М.Л.Миля и им в помощь – США в лице Сергея Сикорского, который в Москве самолично пробивал замену Ка-50 на Ми-28. Американский посланник оказался сильнее наших военных и в результате экс. министром обороны Сергеем Ивановым вместо выдающегося Ка-50 «Черная акула» на вооружение был поставлен посредственный, да ещё и сырой Ми-28Н. Что касается военных, то от лейтенанта до полковника все были за одноместный Ка-50, который во второй Чеченской войне показал высокие боевые качества. Они (военные) и сегодня на его стороне, чего не скажешь о министерских генералах, далеких от работы боевых вертолетов, но близких к коррупции.
Вместо летчика-оператора у «Черной акулы» работает автоматика, которая, как известно, соображает быстрее человека и точнее! И вообще весь мир переходит на безпилотные летательные аппараты, а конструкторам МВЗ, менеджерам от «Вертолеты России» и министерским генералам подавай многоместные ударные вертолеты!? Поэтому одноместность – не причина, а всего лишь неуместный повод для замены лучшего вертолета мира на дохлый Ми-28Н. Штурмовик Ил-2 с одним летчиком в В.О.В. был самым массовым боевым самолётом в истории (солдаты вермахта называли его «Schwarzer Tod»), которые воевали на более высоких скоростях и тоже на бреющих полетах. Штурмовик Су-25 до сих пор летает с одноместной кабиной, хотя его скорость в 2раза превышает скорость вертолетов: уверенно находит цели и также безупречно уничтожает их при том же БРЭО, что и у Ка-50.
Гражданские травматические пистолеты
9 мм резиновая пуля и 9 мм травматический патрон с резиновой пулей
ИЖ-79-9Т
Травматические пистолеты Форт-12Р и ПСМ-Р
- MP-78-9TM (ИЖ-78-9Т)
- MP-79-9TM (ИЖ-79-9Т)
- МР-79-9ТМ-10
- МР-80-13Т
- ПСМ-Р
- Форт-12Т (Форт-12ТМ)
- Хорхе
- Grand Power T10
- Streamer 1014 (Streamer 2014)
- Walther P22Т
- Walther P50T
- Walther PP
- Walther Р99Т
Пистолеты семейства «ОСА»:
- ПБ-2 (с ЛЦУ и без ЛЦУ)
- ПБ-4-1МЛ
- ПБ-4-2
- М-09 (с красным и зелёным лазером)
9
Примечания
- ↑
- ↑
- ↑
- Среднесуточная добыча в марте 2016 г.
- по состоянию на 2015 год. см. Список стран по добыче нефти
Вертолет Ми-24
Эта винтокрылая машина получила название «крокодил». Вертолеты ВВС России серии Ми-24 уже неоднократно подтверждали способность круглосуточного ведения боя. Данный аппарат может не только десантировать до 10 человек – он весьма эффективен при воздушной и наземной атаке. Модель Ми-24ПС является альтернативой оригинала и способна решать поисково-спасательные задачи. Другой представитель серии – Ми-24РХР – нашел широкое применение в радиохимической разведке. Именно эти вертолеты позволили вовремя оценить уровень опасности при ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС. В арсенал входит подвесное вооружение (2 пушки, 2 пулемета и 2 гранатомета), управляемые ракеты «Штурм», «Гермес» и «Атака». Комплектация также содержит кассеты с бомбами до 500 кг. Модернизированная версия имеет пушечное оружие «воздух-воздух». Максимальный скоростной порог – 330 км/ч. Потолок подъема – 5 км. Суммарная мощность двигателей – 4400 л. с.
Краткое знакомство
Грузовик производится на Уральском автомобилестроительном заводе в Миассе. По сей день с конвейера завода сходят новые автомобили Урал для грузоперевозок и решения важных задач. Последнее поколение автомобиля комплектуется мощными дизельными агрегатами ЯМЗ (значения мощности расходятся в зависимости от модели двигателя). Моторы соответствуют экологическому стандарту «Евро-4». Повышенная проходимость машины обеспечивается во многом благодаря колесной формуле 6 х 6. Подъемы, ямы, заболоченная местность и другие препятствия не страшны, если речь идет об автомобиле Урал 4320.
Модификации Урал 4320:
- 4320 – шасси с базовой металлической кабиной. Грузоподъемность до 9 тонн
- 4320-19 – шасси с длинной базой. Грузоподъемность до 12 тонн
- 43203 – шасси с усиленной передней подвеской
- 43204 – шасси с увеличенными показателями грузоподъемности
- 44202 – седельный тягач
- 43206 – шасси с колесной формулой 4 х 4
Урал стандартной версии стал главной моделью в линейке грузовиков автомобилестроительного завода. Практичность, выносливость и долговечность – не последние преимущества автомобиля. Помимо вооруженных сил машина нашла применение в строительстве, лесном хозяйстве, горнодобывающей сфере, коммерции, а также коммунальном хозяйстве.
Минобороны РФ обеспечит авиазавод «Прогресс» в Приморье заказами на ближайшие годы -губернатор
Sikorsky X2
В 2008 году компания Сикорского представила миру экспериментальный вертолёт соосной системы. За основу была взята модель 1972 года S-69.
На «Х2» была использована концепция опережающей лопасти. Суть в том, что отступающая лопасть машины двигалась со скоростью воздушного потока. Это значительно снижало скорость. Чтобы решить эту проблему установили дополнительные турбореактивные двигатели.
Такое сочетание винтов и двигателей позволило летательному аппарату развивать большую скорость. На испытаниях машина установил рекордную для вертолётов скорость 500 км/час. Но проект признали бесперспективным. В 2011 году проект закрыли, а на концепции соосной системы создали военную модель «S-97 Raider».
?
Крепление сотового поликарбоната к металлическому каркасу
HAL Light Combat Helicopter. Индия
Этот вертолёт ещё проходит лётные испытания, но его заявленные характеристики просто впечатляют.
Безусловно, это самый современный вертолёт индийского производства. Его разработка началась в 2006 году. Модель создавалась для уничтожения техники, а также живой силы противника в различных условиях, включая работу в высокогорье. Именно поэтому потолок высоты для этого вертолёта составляет 6 500 м. По этому параметру HAL Light Combat Helicopter не уступает ни одному вертолёты из этого списка.
На вертолёте установлены два двигателя TM333-2C2, мощностью 1 200 л.с каждый.
Боевое оснащение: поворотная пушка калибра 20 мм, управляемые ракеты.
Максимальная скорость: 330 км/ч.
10
Примечания
1965–1985 гг.
С середины 1960-х гг. на смену транспортным и многоцелевым вертолетам, успешно выполнявшим и гражданские, и военные задачи, начали приходить вертолеты чисто военного назначения. Ими стали бронированные боевые машины – вертолеты огневой поддержки и противотанковые. Военным понадобились и транспортные машины нового класса – сверхтяжелые вертолеты для перевозки бронированной и ракетной техники.
Первым вертолетом, который с самого начала проектировался как боевой, стал американский АН-1 «Кобра», поднявшийся в воздух в 1965 г. Его конструкторы учли опыт, полученный в ходе вьетнамской войны. Композитная броня NOROC прикрывала сиденья экипажа, боковые стенки кабины, важные элементы двигателя. В кабине схемы «тандем» (по называнию двухместного велосипеда) впереди сидел оператор управления огнем, а сзади и выше – летчик. «Кобры», вооруженные пулеметами и 20-мм пушками, были относительно дешевым и, при этом эффективными вертолетами огневой поддержки, и их закупали армии многих стран.
AH-1 «Кобра».
США. 1967 г.
Специализированные вертолеты для борьбы с танками появились в результате арабо-израильского конфликта 1973 г. Тогда всего 18 американских многоцелевых вертолетов UH-1, которые израильтяне снабдили ПТУР, за один день уничтожили 90 египетских танков. Это произвело большое впечатление на Пентагон, намеревавшийся бороться с советскими танками, и ПТУР установили на «Кобру».
Но и UH-1, и «Кобра» оказались слабоваты для противодействия танкам. Поэтому началась разработка специализированной противотанковой машины, и в 1975 г. взлетел прототип вертолета АН-64 «Апач», которому дали имя «в честь» племени североамериканских индейцев-апачей. «Апач» оказался весьма сложным, поэтому его доводка и постановка на вооружение заняли 9 лет.
АН-64 «Апач». США. 1948 г.
UH-1 «Ирокез»
(»Хьюи»). США.
1959 г.
Советские конструкторы подошли к проектированию боевого вертолета иначе, чем американцы. Впервые поднявшийся в воздух в 1974 г. Ми-24 имел «пассажирский» отсек, в котором размещались 8 десантников. Это позволило «Крокодилу» (такое прозвище получил Ми-24 в период войны в Афганистане – 1979-1989 гг.) высаживать группы спецназа – и тут же прикрывать их огнем, а также вывозить под вражеским огнем раненых. Ми-24 стал самым популярным в мире боевым вертолетом – его серия превысила 3500 шт.
Ми-24. СССР. 1971 г.
По заказу советских военных для доставки в труднодоступные места тяжелой техники, включая разобранные на крупные агрегаты баллистические ракеты, в 1968 г. был создан В-12 – прототип вертолета поперечной схемы грузоподъемностью до 30 т. Машина оказалась слишком сложной и дорогой и осталась в единственном экземпляре. Позднее на вооружение был принят Ми-26, выполненный по схеме Ми-6, но поднимающий почти в два раза больший груз (20 т). США ограничились модернизацией тяжелого вертолета СН-47 «Чинук», но его грузоподъемность была даже меньше, чем у Ми-6.
Сверхтяжелый вертолет
Ми-26. СССР. 1980 г.
Сверхтяжелый вертолет В-12
(Ми-12). СССР. 1968 г.
На вооружение не принят
Защита вертолета
Вертолетная броня не должна
быть слишком тяжелой – иначе
вертолет не взлетит. Поэтому броня защищала лишь экипаж и критически важные зоны
вертолета от наиболее вероятного оружия противника. Советские вертолеты (как и самолеты-штурмовики) должны были
выжить после попадания снаряда
калибра 20 мм (пушка М61 «Вулкан» в авиационном и зенитном
варианте), а американские –
после попадания 23-мм снаряда
(пушка ГШ-23, зенитка ЗУ-23-2,
самоходная установка ЗУ-23-4
«Шилка»). Кроме того, броню не
должны были пробить 12,7-мм
бронебойная пуля, а также осколок боевой части легкой зенитной ракеты.
История создания
Проект был осуществлен танковым конструктором Николаем Фёдоровичем Шашмуриным.
Летом 1945 года в г. Ленинграде началось проектирование Объекта 260, получившего индекс ИС-7. Для его детальной проработки было создано несколько узкоспециализированных групп, руководителями которых назначили опытных инженеров, имевших большой опыт в создании тяжелых танков.