Ракета «союз»: описание, история, запуск и интересные факты

Системы наведения ракет

В наше время почти все ракеты имеют систему наведения. Думаю, не стоит объяснять, что попасть по цели, которая находится на расстоянии сотен или тысяч километров, без точной системы наведения просто невозможно.

Систем наведения и их комбинаций очень много. Только среди основных можно отметить систему командного наведения, электродистанционное наведение, наведение по наземным ориентирам, геофизическое наведение, наведение по лучу, спутниковое наведение, а также некоторые другие системы и их сочетание.

Ракета с системой наведения под крылом самолета.

Система электродистанционного наведения имеет много общего с системой на радиоуправлении, но она обладает более высокой устойчивостью к помехам, в том числе, намеренно создаваемым противником. В случае такого управления команды передаются по проводу, который направляет в ракету все данные, необходимые для поражения цели. Передача таким способом возможна только до момента запуска.

Система наведения по наземным ориентирам состоит из высокочувствительных высотомеров, позволяющих отслеживать положение ракеты на местности и ее рельеф. Такая система применяется исключительно в крылатых ракетах ввиду их особенностей, о которых мы поговорим чуть ниже.

Система геофизического наведения основана на постоянном сопоставлении угла положения ракеты относительно горизонта и звезд с эталонными значениями, заложенными в нее перед стартом. Внутренняя система управления при малейшем отклонении возвращает ракету на курс.

При наведении по лучу ракете нужен вспомогательный источник целеуказания. Как правило, им является корабль или самолет. Внешний радар определяет цель и производит ее отслеживание, если она движется. Ракета ориентируется на этот сигнал и сама наводится на него.

Название системы спутникового наведения говорит само за себя. Наведение на цель производится по координатам системы глобального позиционирования. В основном такая система широко используется в тяжелых межконтинентальных ракетах, которые наводятся на статичные наземные цели.

Кроме приведенных примеров, есть также системы лазерного, инерциального, радиочастотного наведения и другие. Также командное управление может обеспечивать связь между командным пунктом и системой наведения. Это позволит изменить цель или вовсе отменить удар уже после запуска.

Благодаря такому широкому перечню систем наведения, современные ракеты могут не только взорвать что угодно и где угодно, но и обеспечить точность, которая иногда исчисляется десятками сантиметров.

Протон-М — это:

  • Основа космической транспортной системы России
  • Отработанная конструкция, за время эксплуатации — более 400 пусков (всех модификаций)
  • Высокий коммерческий потенциал на мировом рынке

Ракета-носитель «Протон-М»

Для ракеты-носителя «Протон-М» разработаны более легкие и объемные головные обтекатели. Это позволяет значительно увеличить объем для размещения полезной нагрузки, а также осуществлять групповые запуски спутников различного типа.

На модернизированном носителе «Протон-М» установлена новая совершенная система управления на основе бортового цифрового вычислительного комплекса (БЦВК). 

Новая система управления «Протона-М» позволяет:

  • улучшить использование бортового запаса топлива за счет его более полной выработки, что повышает энергетические характеристики ракеты-носителя и уменьшает или даже исключает остатки вредных компонентов;
  • обеспечить пространственный маневр на активном участке полета, что расширяет диапазон возможных наклонений опорных орбит;
  • упростить состав бортовых электронных систем в связи с передачей вычислительных операций систем опорожнения баков и безопасности носителя на бортовом цифровом вычислительном комплексе;
  • позволить реализовать в полете ограничения по параметру «произведение скоростного напора на угол тангажа», что дает возможность без существенного изменения прочности конструкции ракеты-носителя установить головные обтекатели больших размеров;
  • обеспечить оперативный ввод или изменение полетного задания;
  • улучшить массовые характеристики ракеты-носителя.

На «Протоне-М» решена задача резкого сокращения размеров полей, отводимых для падения отработавших первых ступеней носителя. Сокращение размеров полей падения осуществляется путем управляемого спуска ускорителя первой ступени на площадку ограниченных размеров.  Уменьшение размеров полей падения позволяет облегчить задачи по поиску и утилизации остатков первой ступени. Кроме того, она падает на землю практически «чистой» — циклограмма работы двигателей первой ступени обеспечивает полную выработку компонентов из ее баков. Таким образом, существенно улучшаются экологические показатели нового российского носителя.

Состав ракеты-носителя «Протон-М» со спутником связи

Тактико-технические характеристики ракеты-носителя

Протон-М

Стартовая масса, т

~705

Количество ступеней

3

Компоненты топлива:

— первой ступени

— второй ступени

— третьей ступени

НДМГ + АТ

НДМГ + АТ

НДМГ + АТ

Двигатели:

— первой ступени

— второй ступени

— третьей ступени

6 х РД-276

3 х РД-0210 и 1 х РД-0211

1 х РД-0213 и 1 х РД-0214

Используемые разгонные блоки

Бриз-М и ДМ-03

Космодром

Масса полезной нагрузки, т.*

— на НОО (200 км, i=51,6 град.)

С разгонным блоком «Бриз-М»

— на ГПО

— на ГСО

22,4

6,3

3,3

* — НОО — низкая опорная орбита; ГПО — геопереходная орбита; ГСО — геостационарная орбита.

Стартовый комплекс ракеты-носителя 

Стартовый комплекс на космодроме Байконур предназначен для подготовки к пускам и проведения пусков ракет-носителей «Протон-М» с различными космическими головными частями. Головным разработчиком СК является филиал ФГУП «ЦЭНКИ» — НИИ СК.

Стартовый комплекс, состоит из двух стартовых площадок, объединенных сетью коммуникаций, и общего для обеих площадок комплекса сооружений, обеспечивающих каждую из них сжатыми газами, водой, электроэнергией, хладагентами для термостатирования компонентов топлива и космических аппаратов.

Построение стартового комплекса обеспечивает достаточную автономность каждой стартовой площадки. Агрегаты и системы стартового комплекса, все технологические процессы подготовки к пуску и пуска ракеты-носителя созданы с учетом максимальной безопасности обслуживающего персонала и требований экологичности при эксплуатации.

Фотогалерея 

Видео

Вывоз ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и спутником «Ямал-601» на стартовый комплекс Байконура

Пуск ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и спутником «Интелсат-22» 25 марта 2012 года

С чего все начиналось?

К средине 20 века человечество попало в «ядерную западню». По сравнению с другими видами вооружений, простое качественное и количественное превосходство единиц ОМП любой из стран мира не гарантировало победу. Сам факт массового использования ядерных боеголовок одной из стран может привести к гибели всего человечества. С 70-х годов стратегический паритет выступает гарантией мира, однако, оружие массового поражения выступает инструментом оказания политического давления.

Гарантированный ответ или первый удар?

Сегодня само наличие и количество зарядов отыгрывает уже второстепенную роль. Теперь актуальная задача заключается либо в возможности безнаказанной атаки, либо обеспечить возмездие стране-агрессору. Если разворачивание глобальной системы ПРО американского производства призвано выполнять наступательную доктрину, то разработка оружия ответного удара – главное и приоритетное направление развития стратегических сил России.

На сегодняшний день основой РВСН выступают носители «Воевода» (они известны, как «Сатана»). ИХ не могут перехватить никакие противоракетные системы. Эти МБР производились еще в советское время в Днепропетровске, который после распада СССР стал украинским.

При всех своих преимуществах комплексы стреляют, как и любая военная техника. Не так давно военные аналитики предполагали, что срок их эксплуатации продолжился до 2022 года, но современная политическая ситуация, связана с конкретными вопросами технического обслуживания, диктуют уменьшение оставшегося до их тестирования времени. Но задача принятия на вооружения современного стратегического носителя «Сармат» стала еще более актуальной. В 2018 году ракета должна сменить стоящие на вооружении в шахтах «Воеводы».

Соотношение сил

На сегодняшний день ядерное оружие, находящееся на вооружении всех стран распределено таким образом: приблизительно 45% подобных боевых запасов приходится на РФ и США. Число зарядов известно и согласно договору СНВ-3 составляет приблизительно по 1550 шт. наземного и морского базирования плюс 700 шт. на авиационных средствах.

По количеству носителей картина немного другая. У России их 528, а у Америки – 794. Но это не говорит о преимуществах вероятного противника, просто США располагает большим количеством моноблочных систем.

90% всех атомных (нейтронных, водородных) зарядов находится на вооружении американской и российской армии. Остальными 10% располагают КНР, Британия, Франция и прочие страны «ядерного куба». Сложно сказать какую сторону выберут государства при глобальном конфликте. Не исключено, что многие из них (которые не входят в НАТО) выберут нейтралитет.

История

Первым детально проработанным теоретическим проектом ракеты-носителя был «Lunar Rocket», спроектированный Британским межпланетным обществом в 1939 году. Проект представлял собой попытку разработки ракеты-носителя, способной доставить полезный груз на Луну, основанную исключительно на существующих в 1930-х годах технологиях, то есть был первым проектом космической ракеты, не имевшем фантастических допущений. Ввиду начала Второй мировой войны работы по проекту были прерваны, и существенного влияния на историю космонавтики он не оказал.

Первой в мире настоящей ракетой-носителем, доставившей в 1957 году груз на орбиту, была советская Р-7 («Спутник»). Далее США и ещё несколько стран стали так называемыми «космическими державами», начав использовать собственные ракеты-носители, а три страны (а значительно позже также и четвёртая — Китай) создали РН для пилотируемых полётов.

Ракета-носитель Дельта 2

Самые мощные используемые на данный момент ракеты-носители — это российская РН «Протон-М», американская РН «Дельта-IV Heavy» и европейская РН «Ариан-5» тяжёлого класса, позволяющие выводить на низкую околоземную орбиту (200 км) 21—25 тонн полезного груза, на ГПО — 6—10 тонн и на ГСО — до 3—6 тонн.

Планируемая ракета Ариан 6

В прошлом были созданы (в рамках проектов высадки человека на Луну) и более мощные ракеты-носители сверхтяжёлого класса — такие, как американская РН «Сатурн-5» и советская РН «Н-1», а также, позднее, советская «Энергия», которые в настоящее время не используются. Соизмеримой мощной ракетной системой была американская МТКС «Спейс шаттл», которую можно было рассматривать как РН сверхтяжёлого класса для вывода пилотируемого корабля 100-тонной массы, или как РН всего лишь тяжёлого класса, для вывода на НОО прочей полезной нагрузки (до 20—30 тонн, в зависимости от орбиты). При этом космический корабль-челнок являлся частью (второй ступенью) многоразовой космической системы, которая могла использоваться только при его наличии — в отличие, например, от советского аналога МТКС «Энергия—Буран».

Монстр в космосе

Ракета «Сатурн-5» была изготовлена с использованием алюминия, полиуретана, асбеста, пробки и титана и многих других материалов. Она имела примерно в 4 раза большую грузоподъемность, чем другой космический монстр — Space Shuttle.

Весь пусковой комплекс «Сатурн-5» весил 2 800 000 кг на стартовой площадке. То есть в 16 раз больше самого крупного и тяжелого животного на планете Земля — ​​голубого кита. Вес которого достигает 177 тонн.

Эта гигантская ракета выходила в космос 13 раз, в период с 1967 по 1973 год. Кроме программы «Аполлон» ее использовали для вывода на орбиту космической станции Skylab.

И по сей день «Сатурн-5» остается самой большой, самой тяжелой и самой мощной ракетой, когда-либо летавшей в космос.

Как работодателю получить компенсацию в связи с отсутствием сотрудника

Если вы работодатель и вашему сотруднику в рабочее время пришла повестка в военкомат на мероприятия связанные с призывом, то по закону вы должны выплатить ему сумму равную средней заработной плате. Также вы не вправе требовать от него отработать то время, в течение которого он отсутствовал.

Однако, вы должны знать что в данном случае вам (или вашей организации) должны оплатить потери, которые вы понесли в связи с отсутствием работника. Эту компенсацию вам выплачивает Министерство Обороны РФ, для того чтобы ее получить нужно сделать следующие вещи:

Юридическим лицам (организациям):

  • Предоставить заверенные копии документов, в которых содержатся сведения о расходах, которые понесла организация из-за отсутствия сотрудника. Они должны представлены на официальном бланке организации с печатью. Должны стоять подписи руководителя учреждения или его заместителя;
  • Предоставить реквизиты банковских счетов для перевода денежной компенсации.

Физическим лицам:

  • Предоставить оригиналы документов со сведениями об понесенных издержках;
  • Указать реквизиты банковских счетов для получения компенсации.

Все указанные документы подаются на имя военного комиссара и главы местного органа ФСБ.

Апулия

Секретное оружие

Завершающие стадии эволюции красных гигантов

Пути эволюции красных гигантов в зависимости от их массы
Масса Ядерные реакции Процессы в ходе эволюции Остаток
0,08—2,5 Водородный слоевой источник Образуется вырожденное гелиевое ядро, оболочка рассеивается
2,5—8 Двойной слоевой источник
  1. Образуется вырожденное СО-ядро с массой до 1,2 солнечных, на стадии асимптотической ветви гигантов происходит сброс оболочки с образованием планетарной туманности, наблюдающейся ~104 лет
  2. В некоторых случаях углеродная детонация ядра, наблюдающаяся как вспышка сверхновой типа I
  1. СО-белый карлик массой 0,6—0,7 солнечных, Планетарная туманность
  2. Звезда полностью рассеивается при вспышке
8—12 Двойной слоевой источник, затем «загорание» углерода в недрах
12—30 Вырождение в ядре не наступает и нуклеосинтез идёт вплоть до образования элементов железного пика (Fe, Co, Ni) Ядро с массой 1,5—2 солнечных коллапсирует в нейтронную звезду, коллапс наблюдается как вспышка сверхновой типа II (при наличии протяжённой водородной оболочки) или Ib/с (коллапс ядра звезды Вольфа — Райе), сброшенная оболочка в течение ~104 лет наблюдается как остаток сверхновой Нейтронная звезда
> 30 Процессы неясны Процессы неясны Чёрная дыра с массой до 10 солнечных?

Разработка

Работы по созданию нового комплекса начались в середине 1980-х годов. Постановление Военно-промышленной комиссии от 9 сентября 1989 года предписывало создать два ракетных комплекса (стационарный и мобильный) и универсальную твердотопливную трёхступенчатую межконтинентальную баллистическую ракету для них. Эта опытно-конструкторская работа получила название «Универсал», разрабатываемый комплекс — обозначение РТ-2ПМ2. Разработка комплекса велась совместно Московским институтом теплотехники и Днепропетровским КБ «Южное».

Ракета должна была быть унифицирована для обоих типов комплексов, но в первоначальном проекте предполагалось различие в системе разведения боевого блока. Боевая ступень для ракеты шахтного базирования должна была оснащаться ЖРД на перспективном монотопливе «Пронит» на основе динитрата пропиленгликоля (англ.)русск.. Для подвижного комплекса МИТ разрабатывал двигательную установку на твёрдом топливе. Существовали и различия в транспортно-пусковом контейнере. Для подвижного комплекса он должен был изготавливаться из стеклопластика. Для стационарного — из металла, с креплением на нём ряда систем наземного оборудования. Поэтому ракета для подвижного комплекса получила индекс 15Ж55, а для стационарного — 15Ж65.

В марте 1992 года было принято решение разработать на базе наработок по программе «Универсал» комплекс «Тополь-М» (в апреле «Южное» прекратило своё участие в работах по комплексу). Указом Бориса Ельцина от 27 февраля 1993 года головным предприятием по разработке «Тополя-М» стал МИТ. Было принято решение о разработке унифицированной ракеты только с одним вариантом боевого оснащения — с двигательной установкой боевой ступени на твёрдом топливе.

Испытания ракеты начались в 1994 году. Первый пуск был проведён из шахтной пусковой установки на космодроме Плесецк 20 декабря 1994 года. В 1997 году, после четырёх успешных пусков начато серийное производство этих ракет. Акт о принятии на вооружение РВСН РФ межконтинентальной баллистической ракеты «Тополь-М» был утверждён Госкомиссией 28 апреля 2000 года, а Указ Президента РФ о принятии БРК на вооружение был подписан Владимиром Путиным летом 2000 года, после чего на лётные испытания вышел подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) на базе восьмиосного шасси МЗКТ-79221. Первый пуск с мобильной ПУ был осуществлён 27 сентября 2000 года.

Задействованные структуры

В разработке и производстве боевых и учебных средств комплексов «Тополь-М» были задействованы следующие структуры:

  • Ракета — ЗАО «НТЦ «Комплекс-МИТ», Москва (разработка);ОАО «Воткинский завод», Воткинск, Удмуртская Республика (производство);
  • Система управления — ФГУП «НПЦ автоматики и приборостроения им. академика Н. А. Пилюгина», Зюзино, Москва (разработка); ОАО «ЛОМО», Санкт-Петербург (разработка/производство);
  • Головная часть и боевые блоки — РФЯЦ «ВНИИЭФ», Саров, Нижегородская обл. (разработка/производство);
  • Приводы — ГУП «ВНИИ «Сигнал», Ковров, Владимирская обл. (разработка); ОАО «ПО «Завод им. А.В. Ухтомского», Люберцы, Московская обл. (производство);
  • Пусковая установка и машина обеспечения — ФГУП «ЦКБ «Титан» (разработка) и ГП «ПО «Баррикады», Волгоград, Волгоградская обл. (производство);
  • Стартовый ракетный двигатель, базовые несущие конструкции (БНК) для ракет — ФЦДТ «Союз», Дзержинский, Московская обл. (разработка);
  • Шахтные пусковые установки — ФГУП «ОКБ «Вымпел», Москва (разработка, создание и переоборудование имеющихся под новые ракеты);ОАО «ГОЗ», Санкт-Петербург (производство конструкций);
  • Контейнер из композитных материалов — ОАО «ЦНИИ Спецмашиностроения», Хотьково, Московская обл.

Ракета «Союз» — топливо и двигательные установки

Используемое для двигательных установок всех ступеней топливо было идентичным – керосин Т-1. Жидкий кислород использовался в качестве окислителя. Это весьма взрывоопасное вещество, но не токсичное. Для работы вспомогательных систем в небольшом количестве использовались жидкий азот и перекись водорода.

Для первой ступени в качестве двигательной установки (ДУ) использовались четыре 4-х камерных ЖРД (жидкостные ракетные двигатели) РД-107 8Д728. Каждый двигатель ракеты «Союз» первой ступени имел 4 основных неподвижных камеры сгорания и 2 поворотно-рулевых на шарнирных подвесах. Полная масса двигателя составляла 1300 кг.

ДУ второй ступени ракеты «Союз» – двигатель ЖРД РД-108, состоящий из 4-х неподвижных и 4-х поворотных камер с отклонением 350, которые являлись исполнительными органами управления ракетой и использовались для управления положением ракеты в пространстве. Это двигатель открытого цикла с системами наддува и газогенерации массой 1195 кг.

Для третьей ступени — высоконадежный ЖРД РД-0110 11Д55. Это двигатель открытого цикла с турбированной подачей топлива, созданный в ОКБ-154 под начальством С. А. Косберга также имел 4 основных и 4 поворотных камеры сгорания. Предельное время непрерывной работы – 250 сек.

Непредсказуемость

Все преимущества уникальной персонального управления боевых блоков разделяемой головной части окружаются бесполезными, если враг сможет уничтожить МБР до того как она выйдет на боевой курс. Ракета «Сармат» летит быстро, однако, ее траектория в любой момент может сойти с обычной предсказуемой дуги – параболы. Дополнительные маневровые двигатели меняют направление, высоту, скорость, а затем бортовая ЦЭВМ определяет новые показатели полета для выхода на цель. Такая непредсказуемость присуща и для других типов современных отечественных носителей ядерных зарядов. В результате она стала их «визитной карточкой» или ассиметричным ответом на попытки вероятного противника обеспечить собственную неуязвимость, которая бы позволяла нанести первый удар.

Факты и инциденты

Одним из предназначений «Союз» 11А511 была возможность выводить на орбиту Луны пилотируемые корабли с экипажем. С этой целью на околоземной орбите планировалось создать целый комплекс из пилотируемого корабля, танкера заправщика и разгонного блока. Выводить на орбиту все элементы планировалось при помощи РН «Союз».

Инцидентов при запусках РН «Союз» было всего два. В декабре 1966 года во время предпусковой подготовки не сработал пирозапал, и автоматика отменила запуск. Персонал начал процедуру слива топлива, но спустя 27 мин сработала САС, которая все то время оставалась активной. Причиной срабатывания стало вращение Земли, вследствие чего датчики зарегистрировали угловое отклонение положения корабля и активировали аварийную систему. В результате после отсоединения головной части из трубопроводов вылился и загорелся теплоноситель, последовал ряд взрывов. От удушья погиб один человек и двое — от полученных травм, было повреждено оборудование.

В 1975 году при выведении корабля на орбиту на высоте 150 км сбой автоматики вызвал отделение корабля от ракетоносителя. Аппарат с экипажем спустился на склон горы в Алтае и покатился вниз. Космонавтов спас парашют, который они не отстрелили, зацепившийся за дерево. Никто из экипажа не пострадал.

Применение

Предполагается, что носитель сможет заменить все существующие РН среднего и тяжелого классов — от «Союз-2» и «Зенит» до «Ангары» и «Протон-М».

Гражданские пуски Роскосмоса

Данный носитель сам по себе не подходит для лунной программы ввиду недостаточной грузоподъемности, однако станет первой и второй ступенями будущей сверхтяжелой ракеты. В конце июля 2017 года РКК «Энергия» разработала схему осуществления пилотируемой экспедиции на Луну, которая требует двух пусков сверхтяжёлой ракеты и одного пуска ракеты «Союз-5».

Коммерческие пуски

22 августа 2017 года глава Роскосмоса Игорь Комаров заявил СМИ, что многие страны, космические агентства и коммерческие заказчики проявляют интерес к пускам на «Союзе-5».

Старый, но не бесполезный

А изменилась лисамая древняя ракета» за полвека эксплуатации? Насколько похож нынешнийСоюз» на те аппараты, что летали во времена Королёва и Гагарина?

Внешне похож — очень и очень. Всё та же трёхступенчатая схема с боковыми ускорителями. Визуально отличить ракету от той, что летала в шестидесятых годах прошлого века, практически невозможно.

Стартсоюзов» 1966-го, 1975-го и 2008-го годов

Тогда начинаем заглядывать внутрь. На первой и второй ступени стоят те же самые двигатели РД-107 и РД-108, но модернизированные, с литерой А.Союзы» получили обновлённые двигатели с начала двухтысячных годов. Они более эффективны за счёт использования новых форсуночных головок, повышающих качество получаемой смеситопливо-окислитель». Это даже привело к увеличению выводимой полезной нагрузки. Да, всего на триста килограммов. Это немного, но тоже приятно.

(Фото: Роскосмос)

На третьей ступени и вовсе стоит новый двигатель РД-0124, похожий на предшественника РД-0110 только точками соединения да количеством камер. В остальном это полностью новый двигатель, у которого есть лишь один существенный минус, — он дороже. Поэтому в зависимости от задачи ракету могут комплектовать третьей ступенью либо с новым, либо со старым двигателем.

РД-0110 и РД-0124

А вообще, насколько критично, что ракетные двигатели не менялись столько лет?

Вопрос сложный. Но давайте посмотрим, что за океаном. Там, к примеру, несмотря на появление новых двигателей, американские конструкторы приняли решение ставить на перспективную сверхтяжёлую ракету SLS двигатели RS-25, которые создавались для программы   Спейс шаттл» в 1972–1977 годах, лишь немного модернизировав их.

Если же посмотреть системы управления нашей ракетой, то выяснится, что они претерпели гораздо бо́льшие изменения. НаСоюзе-2.1» вместо двух аналоговых систем управления стоит одна новая, цифровая. За счёт её применения и повышения устойчивости ракеты в полёте появилась возможность использовать на грузовых версияхСоюза» второй серии увеличенные обтекатели. То есть, по сути,Союз-2.1», несмотря на внешнее сходство с легендарным предком, уже во многом другая, гораздо более современная ракета.

Новые, увеличенные в размере головные обтекатели позволяют выводить космические аппараты больших габаритов

Нужна мощная ракета

И это серьезная проблема. Вес ракеты, несущей крупный груз, вырастает до немыслимых значений.

Но однажды одни люди сказали другим — ах так! Тогда мы… полетим… ммм… на Луну! Вот!

И разработали план полетов к нашему единственному спутнику. Так появилась на свет программа «Аполлон».

Эта была ошеломляюще амбициозная задумка. Ее целью являлась высадка человека на Луне. Впервые в истории человечества. Ну и конечно благополучное возвращение этих людей на Землю. Однако решение этой задачи привело к возникновению целого ряда проблем. Одна из которых заключалась в том, что для ее решения нужна была просто колоссальная по мощности ракета. Которая не должна была быть уж слишком грузной. И запросто могла бы вывести в космос достаточно тяжелую полезную нагрузку.

«Тополь-М»

Испытания ракетного комплекса, ставшего вторым в семействе «Тополей», завершились в 1994 г., а спустя три года, он был поставлен на вооружение РВСН. Однако стать одной из главных составляющих российской ядерной триады ему не удалось. В 2017 г. МО РФ прекратило закупки изделия, сделав выбор в пользу РС-24 «Ярс».

Современный ракетоноситель России «Тополь-М» на параде в Москве

ТТХ РК стратегического назначения «Тополь-М»:

Наименование Значение Примечание
Длина и диаметр, м 22,55х17,5
Масса взлетная, т 47,2
Число ступеней, шт 3
Тип топлива твердое
Разгонная скорость, м/с 7320
Дальность полета максимальная, км 12000
Предельное отклонение от цели, м 150–200
Масса боезаряда, т 1,2
Тип заряда термоядерный, 1 Мт
Боевые блоки 1 неотделяемые
Вид базирования наземный в шахтах или на тягаче базой 16х16

ТОП — ракета российского производства. Выделяется высокой способностью противостоять западным системам ПВО, отличной маневренностью, малой чувствительностью к электромагнитным импульсам, радиации, воздействию лазерных установок. На данный момент на боевом дежурстве находится 18 мобильных и 60 шахтных комплексов «Тополь-М».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector