Можайский александр федорович: биография, достижения и интересные факты

Пистолет Форт-9

Начало воздушных исследований

Когда именно А. Ф. Можайский начал интересоваться воздушными полётами, достоверно неизвестно. Моряку, совершившему кругосветное путешествие (а Можайский совершил его в 1850-х годах, причём на четырёх разных кораблях), очевидно, приходилось наблюдать полёты морских птиц, способных преодолевать тысячи километров. Кроме того, в седине 19-го века воздушные шары если и не стали тривиальным зрелищем, то явно перестали быть сенсационной экзотикой.

Какова бы ни была причина интереса Можайского к полётам по воздуху, достоверно известно, что уже с конца 1860-х годов в имении брата Александр Фёдорович начинает скупать мёртвых птиц и их чучела и делать модели планеров. Есть свидетельства о том, что Можайскому удалось построить планер, способный поднимать человека. Его коллега П. А. Богословский писал, что Можайский сам совершал полёты на собственном планере и на воздушном змее. Однако вещественных свидетельств и других подтверждений этих полётов не осталось.

История

На рубеже XVIII-XIX веков английский естествоиспытатель Джордж Кейли предложил концепцию летательного аппарата с фиксированным крылом и отдельным от него двигателем. В 1843 году английский изобретатель Уильям Хенсон получил патент на проект самолёта. Первый российский проект самолёта был предложен Николаем Афанасьевичем Телешовым в 1864 году . В 1874 году французский морской офицер Жан Мари Феликс де Ла Круа Дю Тампль построил полноразмерный самолёт с паровой машиной. Однако недостаточная мощность двигателя не позволяла ему совершать полёт. В 1882 в присутствии представителей военного ведомства Российской Империи и Русского технического общества была предпринята попытка взлёта на самолёте с паровой силовой установкой, построенном по проекту русского морского офицера Александра Фёдоровича Можайского. Согласно ряду исследований, проведённых в XX веке в СССР, имеющаяся мощность двигателей также не позволяла самолёту Можайского совершать установившийся полёт, однако по некоторым сообщениям современников, имел место кратковременный отрыв аппарата от земли. Самолёты с паровыми двигателями Клемана Адера (Франция) и Хайрема (Гирама) Максима (США) также кратковременно отрывались от земли, однако не могли совершать устойчивый управляемый полёт. Причинами этого служили: отсутствие теории полёта и управления, теории прочностных и аэродинамических расчётов. В связи с этим самолёты строились «наобум», «на глазок», несмотря на наличие инженерного опыта у многих пионеров авиации.

В современной академической литературе, касающейся авиастроения, наиболее распространено мнение, что первым самолётом, который смог самостоятельно совершить устойчивый управляемый горизонтальный полёт, стал «Флайер-1», построенный братьями Орвилом и Уилбуром Райт в США. Первый полёт самолёта в истории был осуществлён 17 декабря 1903 года. «Флайер-1» продержался в воздухе 12 секунд и пролетел 36.58 метров (120 футов). На усовершенствованных моделях братья Райт 20 сентября 1904 года впервые в мире выполнили полёт по кругу, а в 1905 году — полёт по замкнутому маршруту длиной в 39 км.

Их аппарат представлял собой биплан типа «утка» — пилот размещался на нижнем крыле, руль направления сзади, руль высоты спереди. Двухлонжеронные крылья были обшиты тонким небелёным муслином. Двигатель «Флайера» был четырёхтактный, со стартовой мощностью 16 лошадиных сил и весил всего (или целых, если оценивать с современной точки зрения) 80 кг.

Аппарат имел два деревянных винта. Вместо колёсного шасси Райты использовали стартовую катапульту, состоящую из пирамидальной башни и деревянного направляющего рельса. Привод катапульты осуществлялся с помощью падающего массивного груза, связанного с самолётом тросом через систему специальных блоков.

В России практическое развитие авиации задержалось из-за ориентации правительства на создание воздухоплавательных летательных аппаратов. Основываясь на примере Германии, русское военное руководство делало ставку на развитие дирижаблей и аэростатов для армии и не оценило своевременно потенциальные возможности нового изобретения — самолёта.

Свою отрицательную роль в отношении летательных аппаратов тяжелее воздуха сыграла и история с «Аэромобилем» В. В. Татаринова. В 1909 году изобретатель получил 50 тысяч рублей от Военного министерства для постройки вертолёта. Кроме того, было много пожертвований от частных лиц. Те, кто не мог помочь деньгами, предлагали бесплатно свой труд для воплощения замысла изобретателя. Россия возлагала большие надежды на это отечественное изобретение. Но затея закончилась полным провалом. Опыт и знания Татаринова не соответствовали сложности поставленной задачи, и большие деньги были выброшены на ветер. Этот случай отрицательно повлиял на судьбы многих интересных авиационных проектов — русские изобретатели не могли больше добиться государственных субсидий. [ источник не указан 1600 дней ]

В 1909 году русское правительство наконец проявило интерес к самолётам. Было решено отклонить предложение братьев Райт о покупке их изобретения и строить самолёты своими силами. Конструировать самолёты поручили офицерам-воздухоплавателям М. А. Агапову, Б. В. Голубеву, Б. Ф. Гебауеру и А. И. Шабскому. Решили строить трёхместные самолёты различных типов, чтобы потом выбрать наиболее удачный. Никто из проектировщиков не только не летал на самолётах, но даже не видел их в натуре. Поэтому не приходится удивляться, что самолёты терпели аварию ещё во время пробежек по земле.

Штандарты глав государств [ править ]

«Жар-птица»

В 1882 году, несмотря на все трудности, с которыми столкнулся изобретатель, самолёт был готов. Можайский назвал своего первенца «Жар-птицей». Для испытаний была построена специальная взлётная дорожка в виде наклонного помоста. Самому провести испытания первого самолёта Можайскому не разрешили. Военное ведомство сочло, что 57 лет – это уже возраст не для подвигов. За штурвал сел И. Н. Голубев, механик, который всё время помогал Можайскому. Самолёт оторвался от земли, пролетел небольшое расстояние по прямой и сел (в разных источниках указывается разная длина полёта – от нескольких метров до сотни).

Самолёт Можайского весил 57 пудов (около 934 кг) и летел со скоростью 11 метров в секунду. Тягу обеспечивали два паровых двигателя мощностью 10 и 20 лошадиных сил. При посадке самолёт зацепился крылом за землю, а механик получил травму. В Военной энциклопедии говорилось: «Первый полёт аэроплана на военном поле в Красном селе дал результаты неважные: аппарат отделился от земли, но, будучи неустойчивым, накренился набок и поломал крыло. Дальнейших опытов не было за неимением средств. Аппарат Можайского интересен как первая практическая попытка построить большой аэроплан». Можайский пытался затем отремонтировать свой самолёт и улучшить его лётные качества, но вплоть до смерти, последовавшей 1 апреля 1890 года, ему этого сделать не удалось.

К. Арцеулов. Взлет самолета А.Ф. Можайского

17 декабря 2003 года во всем мире с большим размахом отмечалось 100 лет со дня полёта первого самолёта. Конструкция братьев Райт поднялась в воздух и за 12 секунд пролетела 37 метров. Вот с тех пор мир и отмечает рождение авиации. Забывая (как всегда), что ещё 20 годами раньше первый самолёт был построен в России.

Сегодня, когда без авиации трудно представить современную жизнь и когда вся история ее развития досконально изучена, нужно по достоинству оценить заслуги замечательного русского изобретателя. Можайский ведь первым предложил конструкцию самолёта, в которой имеются все элементы, присущие современным крылатым машинам: силовая установка, фюзеляж, хвостовое оперение, крыло, шасси.

Источник иллюстраций: https://pinterest.com

Какая форма правления в Японии?

План самолета

Разработав проект воздушного судна, весной 1878 года представил его напрямую военному министру, попросив поддержать разработку летательного аппарата. Его план предполагал, что самолет будет состоять из следующих элементов:

  • лодки, где будут размещаться люди;
  • неподвижных крыльев в количестве двух штук;
  • хвоста, основное назначение которого — изменять направление движения за счет способности подниматься и опускаться;
  • трех винтов: одного большого переднего и двух малых позади;
  • тележки на колесах, располагающейся под лодкой, ее назначение — придать самолету скорость, необходимую для взлета;
  • двух матч для крепкой фиксации крыльев и подъема хвостовой части.

Двигателем должны были выступать две паровые машины: одна приводит в движение носовой винт, вторая – два толкающих задних. Приложенная схема затрат, чертежи, расчеты и описания не убедили комиссию министерства: сославшись на недостаточную мощность установки, прошение отклонили. В 1880 г. было согласовано финансирование и организовано командирование за границу, откуда Можайский доставил 2 паровые установки, оборудованные водотрубным котлом и холодильником. Осенью 1881 г. стал обладателем первого в стране патента.

Боевое применение

Images & Screenshots

Испытания, отзывы стрелков

План самолета

Разработав проект воздушного судна, весной 1878 года представил его напрямую военному министру, попросив поддержать разработку летательного аппарата. Его план предполагал, что самолет будет состоять из следующих элементов:

  • лодки, где будут размещаться люди;
  • неподвижных крыльев в количестве двух штук;
  • хвоста, основное назначение которого — изменять направление движения за счет способности подниматься и опускаться;
  • трех винтов: одного большого переднего и двух малых позади;
  • тележки на колесах, располагающейся под лодкой, ее назначение — придать самолету скорость, необходимую для взлета;
  • двух матч для крепкой фиксации крыльев и подъема хвостовой части.

Двигателем должны были выступать две паровые машины: одна приводит в движение носовой винт, вторая – два толкающих задних. Приложенная схема затрат, чертежи, расчеты и описания не убедили комиссию министерства: сославшись на недостаточную мощность установки, прошение отклонили. В 1880 г. было согласовано финансирование и организовано командирование за границу, откуда Можайский доставил 2 паровые установки, оборудованные водотрубным котлом и холодильником. Осенью 1881 г. стал обладателем первого в стране патента.

История

В 70-е…80-е годы 19-го века существовала «Комиссия по воздухоплаванию» при Военном ведомстве под председательством Э.И.Тотлебена.

В эту Комиссию Можайский докладывал результаты своих экспериментов и предоставлял смету на расходы на продолжение исследований.

Авиационная тема, несколько непрофильная для Комиссии (основное направление — аэростаты), тем не менее, была «на контроле» у Александра II и получала регулярное финансирование.

Почему казенное ведомство вообще могло рассматривать заявки постороннего морского офицера?

Это становится понятным, если предположить, что Можайский служит в подразделении упомянутой комиссии. Например, в должности заведующего отделом аэродинамы.

Этот отдел занимается исследованиями вопросов аэродинамики и самолетостроения.

То-есть, задача отдела — не постройка самолета как такового, а получение научных знаний.

Данная гипотеза объясняет многие странные факты.

Например — демонстрация Можайским малоразмерных летающих моделей. Технически вполне возможно было в те времена построить аэродинамическую трубу, продуть модели и получить огромное количество экспериментальных данных. И это — первейшая задача, которая должна была быть поставлена перед отделом Можайского. Иначе непонятно, зачем вообще тратить деньги на этот проект.

Тем не менее, в 1878 году Можайский пишет в докладной записке, что » требуемые для решения вопроса данные могут быть получены только над аппаратом таких размеров, на котором силою машины и направлением аппарата мог бы управлять человек «.
Научное руководство на основании экспериментальных данных выполняет расчет модели и принимает решение о строительстве полноразмерного стенда. Итак, изделие, известное как самолет Можайского, на самом деле является испытательным стендом.

Путаница возникла из-за того, что похожая конструкция была ранее запатентована как самолет.

Но этот «самолет» предназначался не для полетов, а для экспериментов. Так как полноразмерная модель не помещалась в аэродинамическую трубу, то была построена так называемая «аэродинамическая тележка». Каждое из 4-х колес тележки имело пружинный амортизатор, по положению которого можно было судить о нагрузке на колесо. Все колеса снабжались самописцами, что позволяло довольно точно знать горизонтальную и вертикальную силы, а также точку приложения сил на каждый момент движения тележки.

На тележку устанавливалось исследуемое крыло заданного профиля и под заданным углом установки, и тележка скатывалась по наклонному помосту с ускорением. Вот для чего нужен был помост — не для старта самолета (взлет вообще не предполагался), а для экспериментов.

Так как эксперименты заняли не один год, то это объясняет некоторую неопределенность даты создания «первого самолета».

Ваш визит

Посещения в Семеновском полку в основном по выходным. Увольнения в субботу 14.00 — 21.00, воскресенье 10.00 — 21.00, в Москве — в субботу 16 00 — 19.00. Для увольнения нужна телеграмма с просьбой отпустить бойца в такой-то день, в связи с вашим приездом. Отправьте ее ротному командиру не менее чем за 10 дней. Выясните, не планируется ли ваш боец в этот день в караул: оттуда не отпустят. Повидаться можно на КПП. Называете фамилию бойца и ждете — его вызовут. Сколько времени дадут, неизвестно.

Ехать до Семеновского полка (Чернышевский военный городок):

Москва, Большая Серпуховская улица, д. 35, строение 1, в/ч 75384. Ближайшие станции метро — это «Тульская» (950 м) и «Серпуховская» (1 км 150 м). Ехать от «Серпуховской»: автобусом № 41, ваша остановка — «Детская поликлиника». Ехать от «Тульской»: троллейбусами №№ 1, 1к, 8, 71 или автобусами №№ 25, 700. Ваша остановка — «Даниловская площадь». Всеми этими видами транспорта вы сможете добраться обратно от части до метро «Серпуховская».

Ехать до пос. Мосрентген:

Несмотря на то, что это — пригород, можно добраться на метро. Ближайшие станции метро — это «Теплый стан» и «Юго-Западная». От станции метро «Теплый стан» — автобусом №804. От станции метро «Юго-Западная» — маршруткой №1011. Из города можно также доехать прямой маршруткой №46. Во всех случаях ваша остановка — «Поселок «Мосрентген».

Электричка+Автобус

Отправляемся на Казанский вокзал. Вариант 1. Все электрички до станции «Малаховка» («47-й км», «Раменское», «Фабричная», «Быково» и др.). Идите в направлении движения электрички, в переход — и на левую сторону. Дойдете до автобусной остановки (она — единственная) и сядете в маршрутку №37 — до деревни Копнино. Рейсы с 05:51 каждые полчаса (могут задерживаться), едет около 20 мин. Зюзино – предпоследняя остановка. На остановке посмотрите на другую сторону — в 30 м увидите КПП в/ч 75384 Семеновский полк. Вариант 2. Тот же вокзал — все электрички до станции «Родники» («Гжель», «Куровская», «Шатура» и др.). Сесть лучше в первый вагон. На «Родниках» перейдите на противоположную сторону путей — к Егорьевскому шоссе; не переходя шоссе, увидите автобусную остановку — справа. Оттуда той же маршруткой №37 до той же деревни Копнино.

Машина

Из Москвы: Рязанское направление, 22 км от МКАД до Зюзино. Город Люберцы проезжаете насквозь. За ним, там, где справа пост ГАИ, а слева «Макдоналдс», у светофора поворачивайте влево — на Егорьевское шоссе. По нему ехать прямо до большой надписи «Раменский район», оттуда тоже прямо, до дер. Вялки. Проезжаем всю деревню. Затем у кирпичной красной церкви повернете влево и поедете прямо, вдоль леса — до бетонного забора слева (за забором — уже наша воинская часть 75384). Продолжаете ехать вдоль этого забора — увидите поворот влево. За поворотом будет через 50 м наш КПП.

Пистолет HK USP — видео

На рубеже 80–90-х гг. XX в. германская в очередной раз попыталась создать «универсальный пистолет», удовлетворяющий требованиям армии, полиции, формирований специального назначения. Модель, представленная в 1993 г., так и была обозначена, USP — Universal Selbstladen Pistole, то есть «универсальный самозарядный пистолет». Руководил ее разработкой опытный конструктор Х. Вельдль. Пистолет спроектирован под патроны 9х19 «парабеллум» и .40 «смит энд вессон», позднее представлен вариант под патрон .45 АСР.

Пистолет HK USP под патрон .45 ACP

Автоматика пистолета работает по схеме отдачи ствола с коротким его ходом, запирание и отпирание канала ствола производятся качанием казенной части ствола. При этом, в отличие от классической схемы «Браунинг Хай Пауэр», снижение ствола производится не жестким штифтом рамки, а подпружиненным крюком на заднем конце стержня возвратной пружины, смещающимся при ходе подвижной системы. Это позволяет смягчить действие отдачи на оружие, а также — по утверждению разработчиков — обеспечивает работу автоматики при значительном разбросе давления пороховых газов в канале. Таким образом, автоматика сохраняет работоспособность при использовании патронов различного снаряжения, включая усиленные. Запирание производится сцеплением выступа казенной части ствола с пазом окном затвора, что позволило упростить форму затвора.

Ствол с полигональной нарезкой изготовлен методом холодной ковки. Внешние металлические поверхности обработаны антикоррозионным покрытием. Рамка пистолета выполнена из литой пластмассы, армированной стекловолокном, со стальными вставками в верхней части. Форма спусковой скобы рассчитана на «двуручный» хват, размеры скобы — на стрельбу в плотных перчатках. Пазы на передней части рамки служат для крепления лазерного целеуказателя, осветителя и т.п.

Пистолет HK USP калибра 9 мм

Ударно-спусковой механизм с полускрытым курком стандартно оснащен флажковым предохранителем, играющим также роль рычажка безопасного спуска. Однако к характерным особенностям USP относится возможность заменой особой пластины в ударно-спусковом механизме изменять характер работы механизма. Возможны пять вариантов его работы: – при верхнем положении флажка возможна стрельба с предварительным взведением курка, при нижнем — только самовзводом; – положения флажка — «предохранитель» (с безопасным спуском) и «двойное действие» (стрельба с предварительным взведением курка или самовзводом); – положения флажка — «предохранитель» (без безопасного спуска) и «двойное действие»; – положения флажка — «стрельба самовзводом» и «предохранитель»; – стрельба только с предварительным взведением курка, флажок служит только для безопасного спуска курка; – стрельба только самовзводом, флажок снят. Поскольку флажок может располагаться справа или слева, получается до десяти вариантов работы, предусматривающих запросы различных групп пользователей. Менять варианты может только квалифицированный мастер. Имеется автоматический предохранитель, блокирующий ударник до полного нажатия на спусковой крючок.

Питание патронами производится из двухрядного отъемного магазина. Двухсторонний рычажок защелки магазина расположен позади спусковой скобы. Прицельное приспособление снабжается белыми вставками для стрельбы в условиях пониженной освещенности.

Модификация USP с обычными нарезами канала ствола, ударно-спусковым механизмом двойного действия с флажковым предохранителем принята бундесвером под обозначением Р8. Модификация USP Compact под обозначением Р10 поступила на вооружение федеральной полиции Германии. Пистолеты USP продавались также в Венгрию, Данию, Ирландию, Италию, Польшу, Францию, Швейцарию, Эстонию, Японию, на Украину. Популярны USP и на «гражданском» рынке.

В России 9-мм пистолет USP Compact в 2006 г. включили в число зарубежных образцов оружия, принятых для вооружения органов внутренних дел.

Штурмовая винтовка CAA Kalashnikov-Israel AK-Alfa

Служба на Балтике и Хивинская экспедиция

  • Летом 1855 года Можайского направили на Амур, где назначили командиром эскадры мелкосидящих судов. Здесь он служил до 1856 года, после чего получил приказ о возвращении на Балтику.
  • К тому времени стало очевидным преимущество паровых судов над парусными. Однако первое время в России строили комбинированные суда, которые имели как паровой двигатель, так и парусную оснастку. В 1857 году Александра Фёдоровича поставили во главе одного из таких винтовых фрегатов, который назывался «Гремящий». На его борт иногда поднималась для совершения морских путешествий семья императора Александра II.
  • В 1858 году Можайского включили в состав сухопутной экспедиции, путь которой лежал в Хивинское царство, находящиеся в Средней Азии. Помимо изучения жизни и быта местных народов, задачей путешественников было исследование бассейна Аральского моря. Для этого и понадобилось включить в её состав опытного и знающего моряка.
  • Александр Фёдорович справился с поставленной перед ним задачей и впервые составил описание Аральского морского бассейна, а также реки Амударьи. Собрав богатый научный материал, зимой 1859 года экспедиция вернулась на родину.

Семья

Конец

Можайский мучился ещё семь лет, но довести работу до конца так и не сумел. Он умер в 1890 году. Его самолёт, перевезённый в родовое имение, сгорел пятью годами позже. Двигатели постигла та же судьба, но на Балтийском заводе. От великого русского прорыва в авиации не осталось даже чертежей.

Правоту Можайского доказала история. Господствовавший миф о том, что аппараты тяжелее воздуха летать не могут, был посрамлён уже в начале 20-го века. Расчёты Можайского о возникающей на крыле подъёмной силе и её соотношении с весом летательного аппарата оказались правильными. Вполне возможно, что если бы в распоряжении Можайского оказалась нужная сумма денег, а в Англии производили бы чуть более мощные машины, датой первого полёта самолёта считалось бы не 17 декабря 1903 года, а 20 июля 1882 года.

Финансовые вопросы

Если на создание малых экспериментальных моделей Александр Можайский, краткая биография которого стала предметом нашего обзора, тратил личные сбережения, то на разработку полноценного воздухоплавательного судна его средств было недостаточно. По этой причине Можайский составил прошение Военному министерству о предоставлении финансирования на конструирование модели в натуральную величину. Комиссией, возглавляемой Д. И. Менделеевым, было принято решение о выделении ему ассигнований на сумму 3 000 рублей. В 1878 г. конструктором были предоставлены чертежи летательного аппарата, с подробными расчетами и разъяснениями, Главному инженерному управлению. Надеясь получить финансирование, он предлагал использовать самолет для военных целей. Управление отказало в предоставлении денежных средств, поставив под сомнение пользу от проекта. Это не остановило изобретателя, он продолжил эксперименты, привлекая частных инвесторов.

В книгах и фильмах

Но позже изобретателю было отдано должное. Его имя получило село в Вологодской области, где он когда-то жил. Его имя носит Петербургская военно-космическая академия.

В 1950 году поэт С.Васильев написал поэму об испытании первого самолета и его конструкторе. В том же году режиссер В.И.Пудовкин изобразил сцену испытания самолета Можайского в своем фильме о Жуковском. Современная литература превратила «Жар-птицу» в героя фантастических произведений.

В 2013 году вышла книга белорусского писателя А.Е Матвиенко «Аэропланы над Мукденом» (жанр альтернативной истории). В ней судьба изобретения сложилась более благоприятно. А в 2020 году культовый В.Пелевин выпустил «Лампу Мафусаила», где тоже изображено в фантастической форме изобретение первого самолета.

Россия – не родина слонов, и приписывать русским все мировые изобретения не стоит. Они достаточно сделали на самом деле. В том числе изобрели самолет.

Фугасные взрыватели

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector