Самые интересные факты о мужском русском народном костюме

Введение

Народный костюм — это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.

Народный костюм — не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества, вплоть до середины ХХ века донёсшего традиционные элементы кроя, орнамента, использования материалов и украшений, свойственных русской одежде в прошлом.

На формирование состава, покроя, особенностей орнаментации русского костюма оказывали влияния географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил. Немаловажными факторами явились историко-социальные процессы, способствующие созданию особых форм одежды, значительна была роль местных культурных традиций.

До 1930 годов народный костюм составлял неотъемлемую часть художественного облика сельского населения: русских хороводов, свадебных обрядов, посиделок и т.д. У многих народов национальный костюм в качестве праздничного сохраняется до сих пор. Он осваивается как художественное наследие современными модельерами, живет в творчестве ансамблей народной песни и танцах.

Содержание

Отличительные особенности

Итак, чем же отличались народные комплекты русских красавиц от нарядов женщин других стран?

Изюминкой была их многослойность. В нарядах любого региона присутствовало много элементов верхней одежды. Она делилась на накидную и распашную.

Как и следует из названия, накидная одевалась через голову, а распашную, имевшую продольный разрез от самого верха до низа, плотно застегивали на пуговицы или крючки.

Также костюм на Руси отличался богатым декором и расклешенным силуэтом без подчеркнутой талии.

Интересно, что такое разнообразие привело к образованию классификации комплектов, каждый из которых отличался:

  • Высоким эстетическим уровнем.
  • Функциональностью.
  • Целесообразностью.
  • Рациональностью как в технике покроя, так и в исполнении.

Итак, как же одевались наши прародительницы.

Советуем посмотреть видео:

Watch this video on YouTube

2.5 Пояса

Обязательной деталью мужского и женского костюма были пояса, в северных районах их ещё называли покромками, опоясками. «Без пояса запрещали носить одежду религиозные представления, отсюда и выражение «без креста и пояса», «распоясался», означающие, что поведение человека не соответствуют общепринятым нормам поведения» . Обязательно подпоясывали нательную одежду, сарафан и верхнюю одежду. Женщины, как правило, носили тканный или тканевый пояс, а мужчины кожаный. Тканые пояса для подпоясывания рубахи были узкие — гасники, а верхнюю одежду подвязывали широкими кушаками. Существовало два способа подвязывания пояса: высоко под грудью или низко под животом («под брюхо»). Женщины завязывали пояс с левой стороны, а мужчина справа. Пояса украшались геометрическим орнаментом — кроме украшения это несло в себе функцию оберега.

Наряды населения Европы и США

У национальных костюмов разных стран Европы имеются существенные отличия, которые формировались столетиями, ведь у каждого народа имеется своя культура и символика. Несколько наиболее известных европейских народностей:

  1. Немцы. Наиболее характерный немецкий мужской костюм — ледерхозен. Это штаны длиной три четверти, а также рубашка, сюртук, жилетка. Шляпа имела в качестве украшений перья или щетки. Женский комплект состоял из юбки-колокола, белой или цветной блузки, жилетки, фартука. На жилетке были пуговицы или шнуровка, которая выполняла роль корсета.
  2. Испанцы. Женщины носили отрезные по талии платья с глухим закрытым лифом на корсете. В нижнюю часть вшивали металлический обруч, на который надевалось две юбки. Последняя имела треугольный разрез спереди. Платья декорировались нагрудными вставками в виде сетки из жемчужных нитей и шнуров. Мужчины облачались в сорочку, укороченные штаны и плащ. Сорочка обязательно имела высокий воротник и манжеты.
  3. Англичане. Не имели национального костюма как такового. Но у них была узнаваемая форменная одежда – костюм бифитеров: красный камзол, расшитый золотыми нитями, такого же цвета чулки, черная круглая шляпа с полями. Коренные жители носили укороченные брюки, белую рубашку, зеленый жилет и соломенную шляпу.
  4. Норвежцы. Мужской гардероб весьма привлекателен — рубаха, жакет, жилетка, чулки, шляпа. В качестве украшения использовались застежки, пуговицы из серебра. У женщин — богато декорированная блузка, юбка, чулки, жакет и жилетка. В холодное время года сверху надевали шаль и варежки ручной работы.
  5. Украинцы. Самая красивая нация по богатству костюма. Он имеет огромную палитру красок, большое количество узоров. В женский гардероб входила красиво вышитая рубашка, называемая кошулей. Она длиннее, чем мужская, состоит из двух частей. В качестве пояса выступал кушак, красиво расписанный, широкий, подчеркивающий талию. Украинский костюм всегда отличался стройностью силуэта. У мужчин гардероб многофункционален и удобен — простая рубаха с отложным воротником, шаровары. На западе Украины штаны были более узкими (дудочки).
  6. Американцы. Американский национальный костюм мужчин — кожаная рубаха, мокасины, гетры. Позже их заменили практичные джинсы. У женщин в США — многоярусная юбка, клетчатая рубашка или белая, а также шейный платок.

ИспанцыНемцыНорвежцыУкраинцы

Глава 1. «Из глубины веков»

Откуда мы знаем, как наряжались тысячу лет назад наши далёкие предки, что надевали они зимою и летом, в будни, в праздничные и печальные дни? Конечно, на многие вопросы отвечает в первую очередь археология. Особенно полезными для изучения древних одежд оказались мужские, женские, детские захоронения, многие сотни которых обнаружены и исследованы учёными на всей территории расселения древних славян.

Погребальный обычай наших пращуров требовал отправлять человека в последний путь в богатом, удобном и красивом убранстве, причём для женщин и девушек это был, как правило, свадебный наряд.

Металлические, самоцветные, стеклянные элементы таких нарядов — пряжки, бусы, пуговицы — попадали в землю более или менее целыми даже в том случае, если тело предавали огню. Но, к счастью для современной науки, погребальный костёр устраивали не всегда, и во многих могилах сохранились настоящие комплекты амулетов, украшений и всевозможной «галантереи». По тому, как они расположены на костях древних скелетов, учёные делают выводы о древних костюмах.

От долгого лежания в земле обувь превращается в бесформенные комки, а ткань, в лучшем случае, становится тёмно-коричневой. Нужна специальная обработка, чтобы драгоценные клочки не погибли, извлеченные наружу. Однако со временем в руках учёных оказывается почти прежняя туфелька или сапожок, а современная техника помогает выяснить, из каких нитей была соткана материя и частицы какого красителя на ней остались. Существуют и методы, позволяющие установить «возраст» находки — иногда с точностью до нескольких лет.

И всё-таки было бы очень трудно, почти невозможно собрать из клочков полуистлевшей ткани целый костюм, если бы не изображения, сохранившиеся до наших дней или воскресшие под руками реставраторов на фресках древних соборов, на миниатюрах рукописей, камне и дереве языческих и христианских священных изваяний. Конечно, их создатели запечатлели в первую очередь знатных людей своей эпохи или вовсе мифологических персонажей, к тому же рисунки и скульптуры зачастую весьма схематичны. И, тем не менее, эту возможность увидеть прошлое трудно переоценить.

Подобный шанс дают нам и памятники литературы, в которых сохранились описания одежды.

И, наконец, нельзя пренебрегать сведениями, которые может дать народный костюм, кое-где перекочевавший из бабушкиного сундука на витрины музеев. Понятно, здесь необходима разумная осмотрительность, ведь на протяжении веков народный костюм хоть и медленно, но всё же менялся.

В Прикамье одновременно с формированием русского населения происходит распространение северно-русского и среднерусского комплектов одежды, впоследствии они долго оставались определяющими в сельской и городской среде.

Материалом для одежды служили ткани домашнего производства: однотонные льняные и конопляные холсты, узорные льняные пестряди и набойки, сукно из овечьей шерсти.

В крестьянской среде однотонные холсты называли портянными, пестрядь в мелкую клетку — сарапинокой, сукно — пониточина.

Помимо ткани для изготовления одежды использовали кожу, овчину, меха.

2.7 Обувь

В качестве материала для изготовления обуви использовались
шкуры животных, дубленую кожу, реже мех, древесную кору, пеньковую веревку. Древнейшей
у русских следует считать кожаную обувь, которую не шили, а морщили — стягивали
кусочек кожи веревками так, что по бокам образовывались складки и привязывали к
ноге длинной веревкой. Такая обувь считается прямым продолжением древней обуви,
когда привязывали к ноге шкурку небольшого животного. Такую обувь называли
поршни.

Кожанная обувь похожая на поршни, но не морщенная, а сшитая,
с подшитой подметкой, называется коты, их носили и женщины и мужчины и в будни,
и в праздники. Название их происходит от слова «катать», так как
первоначально их катали из шерсти.

Кожанную обувь с высокими голенищами — сапоги (чеботы) —
русские шили сначала без каблуков, его заменяла небольшая железная подковка на
пятке, так же носили бахилы — подметка к ним пришивалась изнутри, они были широкие
и неуклюжие.

Все вышеописанные виды обуви носили как мужчины, так и
женщины. К специальной женской обуви относятся башмачки — черевички — с низким
голенищем.

Наиболее распространенной обувью можно считать лапти,
известные в крае повсеместно. Это обувь, сплетенная из древесного лыка, типа
сандалий, которую привязывали к ноге длинными шнурами (опоры), для тепла к
лаптям пришивали или привязывали опушку — полоску из холщовой ткани. В
дождливую погоду на лапти привязывали небольшую дощечку — подошву. С лаптями и
с другой низкой обувью носили онучи — длинные узкие полосы ткани из шерсти или
конопли. Этой тканью оборачивали стопу и голень до колена, а поверх обвивали
ногу крест накрест длинными шнурками — гасниками. Онучи делали из среднего по
качеству холста белого цвета. Лыко заготавливали в летний период и хранили в
бобинах, а длинными зимними вечерами глава семейства плел лапти на всю семью,
инструментом, который назывался кочедык. В среднем одна пара лаптей
изнашивалась за три — четыре дня.

Взгляд в древнейшую историю славянского костюма

Одежда древних славян ничем не напоминала любой из традиционных костюмов, которые сейчас так популярны. В связи с тем, что большая часть народа проживали в глуши, и торговые караваны туда даже не заходили, одежда делалась из звериных шкур. После того, как Древний Рим начал завоевывать исконные варварские земли, славяне стали знакомиться с одеждой из ткани. Впрочем, доступна она была только для вождей и знатных воинов, так как стоила достаточно дорого.

Если среди западных славян вещи из ткани перестали быть чем-то выдающимся, то одежда восточных славян ещё долго была меховой. С распространением римской культуры и торговли славяне получили возможность приобщиться к цивилизации. Взамен шкур пушных зверей, они получили матерчатую одежду и ткани. Через некоторое время славяне и сами научились прясть вещи из шерсти, льна или конопли.

2.4 Верхняя одежда

Зимой и летом мужчины и женщины носили однобортные кафтаны,
у женщин застежкой на правой стороне, а у мужчин на левой, их называли
понитками, шабурами, сибиряками, армяками или азыми, при своем типологическом
сходстве они отличались деталями кроя. Понитки шили из домашнего сукна —
пониточины, с прямым передом и спинкой в талию, иногда со сборками или клиньями
по бокам. Пониток покрытый холстом или фабричной тканью назывался гуней, иногда
для большего тепла их стежили куделью, бытовали гуни в качестве праздничной и
будничной одежды. Выходные гуни покрывали крашенным холстом, а рабочие, из
грубого холста, называли сермяками или шабурами, шили их из синего холста для
повседневной носки и из фабричных тканей — для праздников. Они имели отрезную
талию, вначале широкие складки — пластики, позднее пышные сборки. Перед шабура
был прямой, полы застегивались на крючки, шили его на подкладке из холста,
который пришивался только на груди.

Издавна на Урале была распространена одежда из овчины,
носили шубы крытые и нагольные — без покрытия. Покрывали шубы холстом, сукном,
а богатые люди привозной дорогой материей. Шили их по-старинному — в талию и со
сборками. Особенно нарядными выглядели женские шубы, покрытые шелковой материей
и с воротниками из беличьего или соболиного меха.

Дорожной одеждой были тулупы, зипуны. Зипуны шили из холста
или серого сукна, их надевали поверх понитка, шубы.

Была у русских крестьян и одежда, специально предназначенная
для работы и хозяйственных дел. Мужчины охотники и рыболовы носили лузаны,
русские этот вид одежды заимствовали у коми-пермяков и манси. Специально
вытканное поперечнополосатое полотно складывалось вдвое и по сгибу вырезалось
отверстие для головы, нижние концы закреплялись веревками на талии. Под
полотнищами спереди и сзади подшивали холст, образовавшиеся мешки — карманы использовали
для хранения и переноски принадлежностей и добычи. Для хозяйственной работы на
поле и дома мужчины и женщины надевали поверх одежды глухие запоны туникообразного
покроя с длинными рукавами, спереди полотно из холста спускалось до колен,
сзади до талии.

2.1 Рубаха

В теплый период года у женщин и мужчин основной одеждой были
туникообразная рубаха. Мужская рубаха была до колен или чуть длиннее, и носили
её поверх штанов, женская рубаха была почти до пят, и шили её из двух частей: нижняя
часть из более грубой ткани, она называлась становиной, а верх из более тонкой.
Рубаху без воротника обычно носили в будние дни, а с воротником по праздникам,
воротник был невысокий, в виде стойки, и называли его остебка, разрез на рубахе
для застежки делали сбоку, редко у самого плеча, он шел вертикально вниз, реже
косо, от плеча к середине груди. Рубаху застегивали на пуговицы или завязывали
у ворот на тесемку, такую рубаху называли — косоворотка.

Женские рубахи кроились обычно до полу (по мнению некоторых
авторов, отсюда и происходит «подол»). Их тоже обязательно
подпоясывали, при этом нижний край чаще всего оказывался посередине икры. Иногда,
во время работы, рубахи подтягивали и по колено

Рубаха, которая непосредственно
прилегает к телу, шилась с бесконечными магическими предосторожностями, ведь
она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу — удерживать
в теле. По мнению древних следовало «обезопасить» все необходимые
отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава

Оберегом здесь
служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические
символы. Языческий смысл народных вышивок очень хорошо прослеживается с
древнейших образцов до вполне современных работ, недаром учёные считают вышивку
важным источником в изучении древней религии.

Тунец на 200 кг | 230 000$

Украинский национальный костюм

Украинская национальная одежда пополняет список костюмов народов России. Для ее пошива использовались плотные простые ткани. Украинские костюмы – вышиванки, то есть, украшены вышивкой. При оформлении убранства приветствуются черные, белые и красные цвета. Голову украшали цветочным венком с сине-желтыми лентами, символизирующими флаг страны. Пример национального украинского костюма представлен на фото ниже.

На заметку! В каждой области Украины предусмотрены разные костюмы. Различия наблюдаются в крое, декоративных вставках и других элементах. При помощи этого украинцы стараются выделить этнические особенности.

Цвета мужских портов наших предков, их значение

Из чего делали одежду на Руси?

Издавна на Руси для изготовления костюмов использовали натуральные ткани: хлопок, лен, конопляное полотно или сукно из овечьей шерсти. Красили их натуральными красками. В большинстве областей России наиболее распространенным был красный цвет. В более богатых семьях шили одежду из дорогих привозных тканей, например, шелка. Кроме тканей использовались меха, овчина и кожа. Для теплой одежды применяли также шерстяную нить из овечьей и козьей шерсти. Очень богато украшен был народный костюм России. Рисунок на ткани и вышивку могли делать золотой или серебряной нитью, отделывали наряд бисером, драгоценными камнями или металлическим кружевом.

2.1 Рубаха

В теплый период года у женщин и мужчин основной одеждой были туникообразная рубаха. Мужская рубаха была до колен или чуть длиннее, и носили её поверх штанов, женская рубаха была почти до пят, и шили её из двух частей: нижняя часть из более грубой ткани, она называлась становиной, а верх из более тонкой. Рубаху без воротника обычно носили в будние дни, а с воротником по праздникам, воротник был невысокий, в виде стойки, и называли его остебка, разрез на рубахе для застежки делали сбоку, редко у самого плеча, он шел вертикально вниз, реже косо, от плеча к середине груди. Рубаху застегивали на пуговицы или завязывали у ворот на тесемку, такую рубаху называли — косоворотка.

Женские рубахи кроились обычно до полу (по мнению некоторых авторов, отсюда и происходит «подол»). Их тоже обязательно подпоясывали, при этом нижний край чаще всего оказывался посередине икры. Иногда, во время работы, рубахи подтягивали и по колено

Рубаха, которая непосредственно прилегает к телу, шилась с бесконечными магическими предосторожностями, ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу — удерживать в теле. По мнению древних следовало «обезопасить» все необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава

Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы. Языческий смысл народных вышивок очень хорошо прослеживается с древнейших образцов до вполне современных работ, недаром учёные считают вышивку важным источником в изучении древней религии.

Ссылки

  • Костюм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Интересные сайты

2.9 Обрядовая одежда

Некоторые характерные элементы отличали повседневный костюм
от свадебного, рекрутского или погребального. «В Осинском уезде рекрута
отличал цветок, приколотый на грудь. В Чердынском районе рекруту нашивали или
привязывали на фуражку разноцветные ленточки, в Суксунском районе ленточки,
собранные в «букет», держали в руках, затыкали за пояс» .

В начале ХХ в. костюм невесты отличал венок, выполненный из
восковых цветов. Обычно невесту закрывали большим подшалком.

Наиболее древние черты сохранились в погребальном костюме,
особенно у старообрядцев. Погребальный женский костюм включал в себя длинную
рубаху и головной убор, состоящий из волосника, поверх которого надевали
позатыльник, а затем сороку. Поверх надевали саван. Мужской погребальный костюм
также состоял из длинной «до пят» рубахи и савана. Православные чаще
всего в качестве погребального костюма использовали свадебную одежду.

2.4 Верхняя одежда

Зимой и летом мужчины и женщины носили однобортные кафтаны, у женщин застежкой на правой стороне, а у мужчин на левой, их называли понитками, шабурами, сибиряками, армяками или азыми, при своем типологическом сходстве они отличались деталями кроя. Понитки шили из домашнего сукна — пониточины, с прямым передом и спинкой в талию, иногда со сборками или клиньями по бокам. Пониток покрытый холстом или фабричной тканью назывался гуней, иногда для большего тепла их стежили куделью, бытовали гуни в качестве праздничной и будничной одежды. Выходные гуни покрывали крашенным холстом, а рабочие, из грубого холста, называли сермяками или шабурами, шили их из синего холста для повседневной носки и из фабричных тканей — для праздников. Они имели отрезную талию, вначале широкие складки — пластики, позднее пышные сборки. Перед шабура был прямой, полы застегивались на крючки, шили его на подкладке из холста, который пришивался только на груди.

Издавна на Урале была распространена одежда из овчины, носили шубы крытые и нагольные — без покрытия. Покрывали шубы холстом, сукном, а богатые люди привозной дорогой материей. Шили их по-старинному — в талию и со сборками. Особенно нарядными выглядели женские шубы, покрытые шелковой материей и с воротниками из беличьего или соболиного меха.

Дорожной одеждой были тулупы, зипуны. Зипуны шили из холста или серого сукна, их надевали поверх понитка, шубы.

Была у русских крестьян и одежда, специально предназначенная для работы и хозяйственных дел. Мужчины охотники и рыболовы носили лузаны, русские этот вид одежды заимствовали у коми-пермяков и манси. Специально вытканное поперечнополосатое полотно складывалось вдвое и по сгибу вырезалось отверстие для головы, нижние концы закреплялись веревками на талии. Под полотнищами спереди и сзади подшивали холст, образовавшиеся мешки — карманы использовали для хранения и переноски принадлежностей и добычи. Для хозяйственной работы на поле и дома мужчины и женщины надевали поверх одежды глухие запоны туникообразного покроя с длинными рукавами, спереди полотно из холста спускалось до колен, сзади до талии.

Одежда в Индии

Это многонациональная страна. Как-никак здесь говорят на 447 языках и 2000 тысячах диалектов. Поэтому национальный костюм и его особенности разнятся в зависимости от штата. Даже влияние европейского масс-маркета, его дешевизна и практичность не смогли снизить популярность сари, патиала, дхоти и шервани.

Сари — это широкая полоска ткани (обычно 5-10 метров), которая драпируется вокруг тела женщины специальным образом. Как правило, ткань обматывают несколько раз вокруг талии, а оставшийся «хвостик» перебрасывают через плечо, оголяя живот.

Для туристов продаются специальные подробные схемы про то, как правильно «замотать сари». Правда, иностранке в таком костюме особо не походишь, он годится только для фотосессий.

Искусству грациозной носки этой национальной гордости девочки-индианки обучаются с 10-12 лет.

Сальвар-камиз — еще одно популярное одеяние у индианок. Мода на нее зародилась в Афганистане и со временем перекочевала в Индию. Этот красивый, практичный наряд популярен до сих пор, немного упростив свой внешний вид. Сальвар — шелковые шаровары, камиз — туника, доходящая до середины бедра.

Мужчины из рабочих каст носят дхоти — искусно задрапированная набедренная повязка. Джентльмены побогаче предпочитают шервани (длинный, расшитый сюртук) в сочетании с шароварами и тюрбаном (особенно этот головной убор популярен у тех, кто исповедует сикхизм).

Популярные темы сообщений

  • Первобытный зоопарк

    Охота была важнейшим занятием для первобытных людей. Охотились они на диких лошадей, коз, оленей, пещерных медведей, мамонтов. Было и такое, что добычей становилась самка, в этом случае, люди забирали маленьких детенышей себе.

  • Город Тула

    На территории нынешнего города жили вятичи. Тут было небольшое поселение. Которое не чем не выделялось среди других таких же населенных пунктов. Городок относился к Рязанскому княжеству, а в XVI века перешёл к Московскому. Из – за того,

  • Филимоновская игрушка

    Филимоновская игрушка относится к разновидностям художественного промысла. Название игрушки произошло от населенного пункта в Тульской области – деревни Филимоново. В этом регионе находятся залежи специфической глины,

Ссылки

Это заготовка статьи о политическом деятеле Российской империи. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Последние новости

Таким образом, Росгвардия – это достаточно мощная структура, во многом взявшая на себя функции полиции. Основной ее задачей является охрана крупных государственных и общественных интересов.

Прочтите также: Права и льготы для многодетных родителей на работе

Правоприменительная практика и/или законодательство РФ меняется достаточно быстро и информация в статьях может не успеть обновиться.Самую свежую и актуальную правовую информацию, с учетом индивидуальных нюансов вашей проблемы, можно получить по круглосуточным бесплатным телефонам:

или заполнив форму ниже.

«Виктория»

Самым эпичным эпизодом британских морских сражений является, без сомнений, Трафальгарская битва. Корабль с победным именем вначале был призван осуществлять гражданскую службу, однако в 1778 году, спустя 13 лет после спуска на воду, он перепрофилировался в военный корабль. Франция, признав независимость Америки от Британии, активно устанавливала с ней торгово-экономические отношения, что подрывало экономику и перспективы развития дипломатических отношений с Новым Светом. В связи с этим флот Туманного Альбиона наращивал силу как только мог. Командующий Флотом пролива Ла-Манш Кеппель избрал «Викторию» флагманом и не прогадал: победное имя-таки принесло перевес в противостоянии с Францией. Первое сражение, где «Виктория» получила свое боевое крещение, показало, что флот и тактика ведения морских боев Британии не усовершенствовалась. Неопределенный итог битвы заставил Наполеона снова помериться силами с британскими военно-морскими силами

На борту флагмана в сражении у испанского мыса Трафальгар был уже ставший известным вице-адмирал Горацио Нельсон, который не только мудро рассчитал тактику боя, но и уделял большое внимание моральному состоянию своих подопечных, подбадривая их и поднимая боевой дух. Ценой своей жизни он одержал победу на «Виктории»

Теперь легендарный корабль навечно возвращен в Портсмут, служа музеем в своем порту приписки.

См. также

  • Косоворотка
  • Сарафан
  • Панёва
  • Кокошник (головной убор)
  • Сорока (головной убор)
  • Лапти
  • Народный костюм Белгородчины
  • Украинский национальный костюм
  • Русское национальное жилище

см. также

Ссылки

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ

Учитель изобразительного искусстваМордовкина С.В

Слайд 2

Текст слайда:

Русский народный костюм

это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа. В народном костюме нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном, она представляла собой большую ценность, ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости.

Слайд 3

Текст слайда:

Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежу,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли проста и хороша!

Слайд 4

Текст слайда:

Традиционная мужская и женская одежда обладали сходством, различались мужской и женский костюмы только деталями, некоторыми элементами покроя, размером.

Слайд 5

Текст слайда:

Цвет в русском народном костюме всегда был символичным: красный цвет жизнь, огонь, кровь; желтый – огонь; синий, черный – тьма, горе; белый – свет, праздник; охра – земля; голубой, серый – надежда.В узорах зашифрованы магические знаки – обереги, вышитые красными и черными нитями по подолу, вороту, на рукавах и груди.

Символика цвета и орнаментов в одежде

Слайд 6

Текст слайда:

Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник или занавеска, сарафан, понёва, нагрудник.

Женский костюм

Слайд 7

Текст слайда:

Рубаха

Её шили из тонкого льняного или конопляного полотна. Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но должна была оберегать, защищать женщину. Особенно тщательно украшались ворот, оплечья, грудь, подол. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет её владелица.

Слайд 8

Текст слайда:

Сарафан

Поверх рубахи надевали сарафан. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом и узорными пуговицами. Попроще сарафаны украшали по подолу лентами разных цветов.

Слайд 9

Текст слайда:

Сверху на сарафан надевалась епанечка или душегрея — короткая, чуть ниже талии и очень широкая сборчатая одежда без рукавов.

Епанечка или душегрея

Слайд 10

Текст слайда:

Вместо сарафана носили понёву, домотканую юбку из шерсти, в которую оборачивались, укрепляя по талии поясом. К понёве полагался передник (запон, занавеска). По праздникам поверх понёвы или запона надевали богатую одежду-навершник.

Понёва и передник

Слайд 11

Текст слайда:

Головной женский убор

Головные уборы делились на девичьи и женские, или «бабьи». Девушки по обычаю заплетали волосы в одну косу, макушку оставляли открытой. Поэтому их головной убор — это  венцы, повязки, обручи, которые украшались речным жемчугом, бисером.

Слайд 12

Текст слайда:

Основу всех русских женских головных уборов, составляла твердая налобная часть называвшаяся кичкой или рогатой кичкой. Позднее стали носить  платки. Вначале они были дорогие, с тканым рисунком, позднее ситцевые, с набивным растительным орнаментом.

Слайд 13

Текст слайда:

Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посередине или сбоку (косоворотку). Рубаху носили на выпуск и обязательно подпоясывали. Шили её из белой, красной или синей ткани, украшали вышивкой. Обязательной частью одежды были длинные штаны-порты. Порты заправлялись в сапоги, или их обвёртывали онучами и поверх надевали лапти.

Мужской костюм

Слайд 14

Текст слайда:

Поверх рубахи обычно надевали зипун или кафтан из домотканного сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы; зимой – овчинная нагольная шуба.

Зипун, кафтан, шуба

Слайд 15

Текст слайда:

Хвалят на девке шёлк, когда в самой девке есть толк.По одежке встречают, по уму провожают.

Пословицы

Слайд 16

Текст слайда:

Для самых известных модельеров русский народный костюм – это неиссякаемый источник вдохновения для создания современных нарядов.

Слайд 17

Текст слайда:

www.slavlibrari.ruhttp://ru.wikipedia.org/wiki

Ресурсы

Итоги и последствия

Подводя итоги советско-финской войны, можно сказать, что Советский Союз получил то, что хотел: граница отодвинулась от Ленинграда на 120 километров, отвоеваны Выборг, часть Ладожского озера, несколько островов в Финском заливе. Однако досталось это очень высокой ценой обоим участникам этой короткой, но кровопролитной войны. Список потерь огромен. По официальным данным, война с Финляндией унесла жизни 48 745 человек, 158 863 человек были ранены и обморожены.

В Книге учета потерь личного состава в боях отмечено, что всего погибло, пропало без вести и умерло от ран свыше 130 тысяч солдат и офицеров. Кроме того, нет данных об убитых в сражениях моряках. Вопрос о количестве погибших с советской стороны открыт до сих пор, так как находятся все новые документы, подтверждающие условность хрестоматийных цифр. Финская армия понесла следующие потери:

  • 23 тысячи солдат погибли и пропали без вести;
  • 45 тысяч получили ранения.

Более того, Финляндия лишилась многих важных в экономическом и стратегическом плане территорий (10% от всей площади страны). Из нейтральной она превратилась в страну, ставшую на стороне фашистской Германии. Именно через Финляндию немцы впоследствии осуществят блокаду Ленинграда.

Престиж Красной Армии был сильно подорван. При большой численности и вооружении, превосходящем силы противника, она на первом этапе войны потерпела несколько сокрушительных поражений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector