Огонь очей звериных. испытания в великобритании тяжелых танков pz.kpfw.vi tiger
Содержание:
- Боинг 787 – самолёт мечты
- Концепция бронирования танка «Тигр».
- Преимущества и недостатки танка Тигр
- Расположение
- Боевое применение Panzerkampfwagen VI Ausf. H1
- Разновидность Тигров
- ТТХ
- Первые танки Pz.Kpfw. VI «Тигр».
- Пулемет Корд патрон калибр 12,7 мм. Устройство. Вес. Прицельная дальность
- В чем проявляется польза бани и сауны
- Характеристики ходовой части
- «Мидуэй»
- «Тигр» изнутри
- Производство
- Кто сильнее тигра? Лев, леопард, медведь, пантера?
- «Тигр» долгорукий
- Обозначения с аббревиатурой VK
- О торопливости и ее последствиях
Боинг 787 – самолёт мечты
Концепция бронирования танка «Тигр».
Вначале 30-х еще сохранялось мнение, что действенность наклонного бронирования сомнительна. Считалось, что танкам не придется противостоять вражескому огню на совершенно ровной поверхности, при этом попадания будут приходится под разными углами и как следствие большого выигрыша от наклонного бронирования ожидать не следует. Тогда как внедрение наклонного бронирования существенно уменьшит полезный объем танка.
Однако этот аргумент кажется разумным при условии, если считать основным назначением танка сопровождение пехоты при прорыве оборонительной полосы. В этом случае танк, преодолевая рвы и прочие препятствия будет принимать положение под значительным углом к поверхности. Первые же боевые действия подтвердили предположение что бои таков с танками станут нормой. Эти бои проходили преимущественно на ровной местности, а противники находились на одном- близком к нулевому — уровню, в результате чего наклонное бронирования многократно доказало свою эффективность на практике.
Как бы там ни было, конструкторы танка «Тигр» не реализовали такую возможность. Данное решение стало неотъемлемой чертой этом машины, также как и более ранних немецких машин и можно сделать предположение что Pz.Kpfw VI «Тигр» послужил переходной моделью по отношению к корпусам тех же «Пантеры» и «Тигра-В».
Танк «Тигр» даже внешне схож с более ранними и меньшими по размерам танками. Что нередко давало им определенные преимущества, когда солдаты противника издалека путали их с «Тигром» и реагировали на их появление соответсвующим образом.
С другой стороны, сравнивая танк «Тигр» с «Пантерой», которую проектировали в том же сорок втором году, надо признать что направление мыслей немецких конструкторов в вопросе рационального бронирования все же совпадало с таковым конструкторов вражеского стана.
Сейчас трудно сказать, почему конструкторы «Хеншель» решили придать своему детищу фактически прямоугольную форму. Наклонное бронирование ранее применялось в ранних немецких опытных танках и заметно в Pz.Kpfw I. Лобовой лист подбашенной коробки танка «Тигр» поставлен под почти прямым углом, а это весьма важная деталь корпуса. Считается что этому виной производственно-технические трудности, однако цельносварной остов и гнутые из одного листа корма и борта башни «Тигра» позволяют сказать, что существующие в то время технологии позволили бы внедрение наклонной брони. Так что вероятно, что на выбор формы «Тигра» повлиял скорее консерватизм его конструкторов.
Единственными листами брони расположенными мод наклоном, по сути, являлись нижний и верхний лобовые листы. Особенно последний, который расположен под вертикальным листом с установленным в нем пулеметной установкой и наблюдательной щелью мехвода. Его толщина была вполне достаточной, чтобы обеспечить достаточную защиту. Однако расположение броневых листов под рациональным углом позволило бы уменьшить их толщину при равной защищенности и как следствие снизить вес машины, что всегда было источником проблем для танка «Тигр». Поступи конструкторы именно так, «Тигр» был бы еще лучшей машиной.
Например, 60-мм лобовой лист под углом в 35 градусов обеспечил бы равную сравнению с 100-мм защиту, при равных углах встречи снаряда. А применение этой технологии ко всему танку дало бы значительно снижение массы.
Преимущества и недостатки танка Тигр
Положительные качества
- бронирование не потеряло актуальности даже на поздних этапах войны. Считается, что Тигр один из самых безопасных для экипажей танков;
- благодаря своим размера, боевое отделение машины было просторным. В нем с комфортом размещались все члены экипажа;
- 8,8-см орудие редко не могло пробить вражеские танки. Пожалуй, только лобовая деталь корпуса ИС-2 могла с близких дистанций выдержать калиберный снаряд пушки Т-6;
- отличные средства визуального наблюдения. Оптика “Цейсс” имела высокое качество, а сама фирма существует до сих пор.
Недостатки танка Тигр
- несмотря на тех.характеристики танка Тигр и установку 700-сильного двигателя подвижность машины оставалась на низком уровне. Впрочем, это не мешало оперативно перебрасывать бронетехнику по всей линии фронта;
- самый главный недостаток Pz. 6 – это высокая себестоимость и сложность производства. Ряд историков считает, что серийное производство этого танка было ошибкой;
- сложность конструкции и большой вес танка Тигр-1 зачастую вынуждал оставлять подбитые машины на поле боя. Впрочем, немцам удавалось иногда оттаскивать их с помощью эвакуационных машин.
Расположение
Тигр являлся классическим танком с передней силовой передачей. В передней части танка располагался экипаж и все элементы управления: руль, рабочие места, коробка передач, педали, пулемет и пр.
С целью поднятия боевого духа, а также наглядной демонстрации колоссальной прочности Тигра в учебный центр был привезен танк после двухдневного боя в Ростовое. После 250 прямых попаданий танк смог самостоятельно добраться до базы на ремонт и являл собой поистине гениальное творение инженерной мысли.
В 1943-44 годах Тигров покрывали специальным покрытием — циммеритом, предупреждающим примагничивание подрывающих магнитных мин. Впоследствии от этих мер отказались.
Тигр — это, безусловно, легендарный танк. На момент появления ему не было равных во всем мире: 88-миллиметровый снаряд не оставлял противнику шансов, а пробить толстую лобовую броню было практически невозможно, что как нельзя лучше подходило для контратак и лобовых столкновений.
Боевое применение Panzerkampfwagen VI Ausf. H1
29 августа 1942 года несколько «Тигров» были выгружены в Ленинградской области на станции Мга и начали продвигаться на исходные позиции. Несколько танков были повреждены просто в ходе движения, но их быстро восстановили, и в течение месяца они несколько раз сталкивались со второй ударной армией Волховского фронта. Сначала «Тигры» часто подбивали, но позже они стали действовать успешнее, эффективно справляясь с танками врага.
Восточный фронт
Наиболее широко танки «Тигр» применялись на Восточном фронте – именно на них Гитлер делал основную ставку в кампании 1943 года. «Тигры» включили во все элитные мотострелковые дивизии и во многие другие части. Особенно массово они участвовали в операции «Цитадель», Курской битве. В ходе боев немцы потеряли несколько машин. Вообще на Восточном фронте к концу 1943 года немцы потеряли 274 Pz. VI, из которых отремонтировано было только 19 машин.
Запад
Когда союзники высадились в Нормандии, у немцев на том фронте было 102 «Тигра». Однако из-за особого рельефа и авиационной поддержки союзников танки оказались здесь не слишком эффективны. Исключением можно назвать только бой 13 июля 1944 в Виллер-Бокаже, где Михаэль Виттман уничтожил (по своим словам) 26 танков противником. Документально это, правда, не подтверждено, но в целом вражеских танков, автомашин и бронетранспортеров было повреждено и уничтожено много.
Конец войны
В ноябре 1944 у Германии было 317 «Тигров» на Восточном фронте, 84 – на Западном, и 36 в Италии. К первому марта 1945 всего осталось 322 боеспособных машины. Малое количество делало их уже не такими опасными, хотя при встрече с ним многие танкисты, в том числе советские, предпочитали по возможности отступать, так как он «навевал ужас всем своим видом» и часто был недосягаем для вражеских снарядов.
В Арденнской операции 1945 года именно на Тигров и их преемников, Королевских тигров, делало ставку немецкое командование.
Очень многие машины в конце войны были уничтожены своими же экипажами из-за того, что авиация «Союзников» разрушала мосты там, где отступал вермахт.
Разновидность Тигров
ТТХ
Общая информация
- Классификация – тяжелый танк;
- Боевая масса – 68 тонн;
- Компоновочная схема – классическая, трансмиссия спереди;
- Экипаж – 5 человек;
- Годы производства – 1943-1945;
- Годы эксплуатации – 1944-1945;
- Всего выпущено – 489 штук.
Бронирование
- Тип брони – стальная гомогенная катаная, поверхностно закаленная;
- Лоб корпуса, верх – 150 / 50° мм/градус;
- Борт корпуса, верх – 80 / 25° мм/градус;
- Корма корпуса – 80 / 30° мм/градус;
- Днище – 25-40 мм;
- Крыша корпуса – 40 мм;
- Лоб башни – 107 мм у башен Порше и 185 мм у башен Хеншеля, на 10 градусов;
- Маска орудия – 65-100 мм;
- Борт башни – 80 / 20° мм/градус;
- Корма рубки – 80 / 18° мм/градус;
- Крыша башни – 40 / 80—90° мм/градус.
Вооружение
- Калибр и марка пушки – 88-мм KwK 43 L/71;
- Тип пушки – нарезная танковая;
- Длина ствола – 71 калибр;
- Боекомплект – 77 или 84, в зависимости от башни;
- Углы ВН: −8…+15°;
- Углы ГН – 360 градусов;
- Дальность стрельбы – примерно 4 километра;
- Прицел – телескопический TZF 9d/1;
- Пулеметы – 2 × 7,92-мм MG-34 и 1 × 7,92-мм MG-42 (не у всех моделей);
- Другое вооружение – мортирка 26-мм Nahkampfgerät.
Подвижность
- Тип двигателя – Maybach HL 230, 12-цилиндровый V-образный карбюраторный, с жидкостным охлаждением;
- Мощность – 700 лошадиных сил;
- Тип подвески – торсионная индивидуальная;
- Скорость по шоссе – 38 километров в час, максимально 41,5;
- Скорость по пересеченной местности – 13 километров в час;
- Запас хода по шоссе – 150 километров;
- Запас хода по пересеченной местности – 70 километров;
- Удельная мощность – 10,3 л.с./тонну;
- Преодолеваемый подъем – 35 градусов;
- Преодолеваемая стенка – 0,85 метров;
- Преодолеваемый ров – 2,5 метра;
- Преодолеваемый брод – 1,6 метров.
Первые танки Pz.Kpfw. VI «Тигр».
Желание Гитлера получить неуязвимый и всесокрушающий танк, к дальнейшему увеличению веса машины и на смену VK 3601(H) пришла ее еще более тяжелая модификация VK 4501(H).
Наряду с «Хеншель» и «Крупп», Ф.Порше также получил заказ на проектирование танка своей конструкции VK 4501(Р), неофициальным названием танка было название «Тигр I». Машина должна была быть оснащена «крупповской» башней и двигателем в 400 л.с. Трансмиссия по своей конструкции значительно от таковой в VK 3001(Р) не отличалась и использовала электромоторы и генераторы. Решение спорное для Германии военного времени из-за дефицита меди. Во многом именно из-за электротрансмиссии, предпочтение отдали машине «Хеншель».
Прототип «Хеншель» был готов 17.04.42 г., через два дня обе машины «Хеншель» и «Порше» прибыли на испытания на железнодорожную станцию недалеко от ставки «Волчье Логово». На испытаниях машина от «Хеншель» показала себя немногим менее скоростной, но более маневренной, хотя при этом двигатель постоянно перегревался.
Испытания не смогли выявить явного фаворита. Гитлер после консультаций со Шпеером и секретарем министерства вооружений, приказал провести дополнительные тесты, которые были завершены в мае сорок второго года. По итогам испытаний комиссия выбрала танк от «Хешель».
Заказ «Порше» — всего на 90 танков «Тигр» — служил своего рода подстраховкой, если «Хеншель» не сумеет наладить выпуск более удачной машины в отведенный на это строк. Вскоре оказалось, что на заводе компании «Хеншель» в Касселе все идет без лишних осложнений и Порше принялся переделывать так и не законченные танки «Тигр» в САУ «Элефант» ориентированную на борьбу с танками.
Танк «Тигр» от «Хеншель» получил стандартный индекс вермахта — Pz.Kpfw VI «Тигр» и в июле сорок второго года запущен производство. С августа сорок второго года по май сорок третьего заводские цеха «Хеншель» покинули первые 258 танков «Тигр». До завершения производства в 1944 г. выпустили 1355 танков, при 1376 заказанных.
Пулемет Корд патрон калибр 12,7 мм. Устройство. Вес. Прицельная дальность
В чем проявляется польза бани и сауны
Состояние кожи
Банные процедуры благотворно влияют на все типы кожи: сухая становится упругой и нежной, а слишком жирная подсушивается. После резкого похудения или недавней беременности они помогают скорее вернуть телу эластичность и приятный цвет.
Под воздействием тепла поры открываются, происходит их очищение от грязи, токсинов, пота, слоя отмерших клеток. Также термические ванны нормализуют работу сальных желез, что предупреждает преждевременное появление морщин.
Борьба с бактериями и вирусами
Через 15 минут пребывания в русской бане температура тела возрастает до 38-41 °C. Подкожные ткани и мышцы нагреваются на 0,5-1,5 °C. При таких условиях значительно ускоряется обмен веществ, активизируется выработка лимфоцитов и интерферона (противовирусный белок). Благодаря этому большинство бактерий и вредных микроорганизмов погибают, а рост злокачественных клеток замедляется.
Сердечнососудистая система
Баня и сауна показаны при вегетососудистой дистонии, ишемии (без приступов стенокардии), миокардитах и других заболеваниях.
При парении сердечная мышца сокращается чаще, пульс достигает 120 ударов в минуту, объем выбрасываемой крови увеличивается, а сосуды получают тонизирующую нагрузку. При этом критического роста давления не происходит, так как артерии и капилляры расширяются, снижая сопротивление кровотоку. В результате – бодрость и прилив энергии.
При охлаждении, наоборот, сосуды сужаются, а сердце работает медленнее. Таким образом, чередование высоких и низких температур укрепляет кардиосистему и повышает эластичность ее элементов. Вероятность инфаркта уменьшается. У больных гипертонией отмечается нормализация самочувствия.
Органы дыхания
Прогретый воздух раздражает рецепторы верхних дыхательных путей и их слизистые оболочки. В результате дыхание становится частым и глубоким, увеличивается емкость бронхов и легких.
Парение помогает при насморке, является действенным способом профилактики респираторных заболеваний, аллергических реакций, синуситов, ларингитов и бронхиальной астмы.
Обмен веществ
Жар ускоряет процесс метаболизма на 20 %. При термическом воздействии кровяная жидкость более интенсивно циркулирует по сосудам, насыщая органы кислородом и питательными веществами. Окислительные процессы происходят быстрее, продукты жизнедеятельности и шлаки выводятся через легкие и кожу.
Опорно-двигательный аппарат
Тепло положительно влияет на состояние мышц, суставов и костной ткани. Под действием жара из организма выводится молочная кислота и мочевина, которые образуются в мускулах при физических нагрузках. Связки и суставы получают больше питательных веществ и кислорода, что делает их подвижнее и эластичнее. Соли и патологические отложения постепенно растворяются.
Банные процедуры помогут людям, страдающим от артрозов, ревматизмов, подагры, ускорят восстановление травм.
Характеристики ходовой части
На каждый борт приходилось по 24 опорных катка, которые не только располагались в шахматном порядке, но и стояли сразу в четыре ряда! На опорных катках использовались резиновые бандажи, на прочих они были стальными, но применялась дополнительная система внутренней амортизации. Заметим, что немецкий танк Т-6 «Тигр» имел очень существенный недостаток, который так и не удалось устранить: из-за предельно высокой нагрузки очень быстро изнашивались бандажи опорных катков.
Начиная приблизительно с 800-й машины на все катки стали ставить стальной бандаж и внутреннюю амортизацию. Для упрощения и удешевления конструкции наружные одинарные катки были также исключены из проекта. Кстати, а сколько вообще стоил Вермахту немецкий танк «Тигр»? Модель образца начала 1943 года оценивалась, по разным источникам, в диапазоне от 600 тысяч до 950 тысяч рейхсмарок.
Для управления использовался штурвал, похожий на мотоциклетный руль: за счет использования гидравлического привода танк весом в 56 тонн легко управлялся усилием одной руки. Переключить передачу можно было буквально двумя пальцами. Кстати говоря, КПП этого танка была законной гордостью конструкторов: роботизированная (!), четыре передачи вперед, две — назад.
«Мидуэй»
«Тигр» изнутри
Так же, как и с «Пантерой», британцы испытывали удобство работы экипажа. И опять отозвались о нём отрицательно. Командиру на его месте было тесно: справа давило ограждение пушки, слева либо стенка башни (в верхнем положении), либо поворотный механизм башни (в нижнем и стоячем положении). Так как спинки у сиденья не было, командира при езде бросало на жёсткий стеллаж для противогазов. У командира был вспомогательный маховик для поворота башни, но, чтобы им пользоваться, приходилось сильно выворачивать кисть руки. Вдобавок запястье тёрлось о фиксатор башенки. Сама башенка британцам понравилась, но с оговорками: через две задние щели было неудобно смотреть, к тому же положение щелей не полностью обеспечивало круговой обзор.
Танк в ходе испытаний на удобство для работы экипажа
Место наводчика тоже было очень тесным. Чтобы сидеть в башне, бойцу приходилось сильно сгибать колени. Чтобы использовать маховики наводки или прицел, наводчик должен был наклоняться вперёд, что делало его положение ещё менее удобным. Прицел испытателям не понравился, так как резиновая оправа была слишком жёсткой и его было сложно использовать в наушниках.
Рукоятка маховика вертикальной наводки была слишком маленькой, чтобы хорошо за неё ухватиться. Маховик горизонтальной наводки казался не более удобным: если поворачивать башню правой рукой, то существовала опасность порезаться о клинометр, а если поворачивать левой рукой, то запястье тёрлось о башенный погон. Крутить маховик надо было много: два полных оборота поворачивали башню всего на один градус. По словам доклада, занятие это было «медленное и нудное». Маховик командира мог поворачивать башню быстрее, но тогда маховик наводчика начинал вращаться с дикой скоростью и выскальзывал из руки. Вместе с маховиком выскальзывал и предохранитель поворота башни, без которого ни наводчик, ни командир башню поворачивать не могли.
Поворачивать башню можно было и педалями, но и это оказывалось непросто. Педали были поставлены неудачно, и работать с ними было неудобно, наводчик быстро уставал. Их часто клинило, и башня продолжала поворачиваться даже после того, как наводчик снимал с педали ногу. Вдобавок, педаль легко было нажать нечаянно, особенно при стрельбе из пулемёта (что тоже осуществлялось с помощью педали). Одним словом, точно и быстро управлять башней с помощью педалей было почти невозможно.
Установка прицела T.Z.F. 9(b)
К месту водителя тоже почти не возникло претензий. Разве что нельзя было привести сиденье в положение «по-походному» и места для ног было недостаточно.
Рабочее место водителя. Как видно, для ног места не очень много
Сиденье заряжающего было достаточно удобным и складывалось под пушку, когда он стоял. Заряжать пулемёт было неудобно, так как он располагался слишком близко к пушке. В танке не хватало подсветки, и наводчик не видел снаряды в укладках, если на улице было пасмурно. Заряжать пушку было делом небезопасным, так как можно было повредить пальцы о боеукладку. «Тигр» таким образом «укусил» каждого британского испытателя по нескольку раз.
Пружины люка в крыше башни торчали вовнутрь, что съедало несколько ценных сантиметров высоты боевого отделения. Наводчику также приходилось вылезать из танка, чтобы закрыть люк. Большой люк в корме был слишком тяжёлым, чтобы его закрывать, находясь в башне. Вдобавок в открытом положении люк мешал башне вращаться и совсем не годился для выбрасывания гильз. В общем, ни один люк в танке британским испытателям не понравился.
Чтобы зарядить пушку снарядами, расположенными под рукой, требовалось 7–8 секунд. По мере расхода боезапаса это время возрастало до 24 секунд, так как заряжающему мешали различные предметы в башне, включая его собственное сиденье. После выстрела 2,4 секунды уходило на выброс гильзы из люка. В общем, британцы оценили время на заряжание пушки как «излишне долгое».
Сектор башни, принадлежащий наводчику. Закрыть эвакуационный люк, находясь в ней, было невозможно
По результатам британских испытаний можно сделать выводы, что, хотя «Тигр» и был грозной и внушительной боевой машиной, его появление на поле боя не вызвало у англичан паники. Он поражался существующей противотанковой артиллерией, а 17-фунтовка, прибывшая на фронт примерно в то же время, пробивала его в любую проекцию с дальних дистанций. Тщательное исследование изнутри показало, что даже у самого сильного противника есть слабые места.
Производство
Тигр стал первым тяжелым танком Вермахта. Возможно, его создание было бы отсрочено на неопределенный срок, но средний танк PzKpfw IV Ausf. E-F по всем характеристикам уступал советскому Т-34, и для успеха предприятия армия Третьего рейха отчаянно нуждалась в сильной и мощной машине.
Третьим рейхом был объявлен конкурс на лучшую модель тяжелого танка с массой не менее 30 тонн и орудием, расположенным в башне над корпусом.
Одновременно с фирмой «Хеншель» проектированием заявленной модели нового тяжелого танка занимался Фердинанд Порше. Новатор в области автомобилестроения, он был на хорошем счету у Гитлера и только начинал свой путь в строительстве танков.
По характеристикам надежности и проходимости победил танк «Хеншель». Танк Порше, помимо сложной конструкции, предполагал для своей работы такие редкие материалы, как медь, что исключало потоковое производство.
Башню танка, однако, позаимствовали у модели Порше, поскольку заказанные «Хеншелем» башни не успели изготовить в срок.
Кто сильнее тигра? Лев, леопард, медведь, пантера?
Немного найдется хищников сильнее тигра. Лев и тигр не пересекаются в дикой природе, но в древнем Риме и в зоопарках XX века люди многократно устраивали бои между этими двумя хищниками. В 2/3 случаев побеждают львы. Этому есть объяснение. Несмотря на то, что львы уступают тиграм в размерах, львы выигрывают на опыте. В прайдах львы привыкли драться за лидерство со своими сородичами, тогда как тигры напротив ведут одиночный образ жизни и редко сражаются со своими собратьями. Другой важный фактор в пользу победы львов — грива. Наличие мощной гривы защищает шею льва от укусов тигров. Тигр не может вцепиться льву в шею и душить противника, а ведь именно удушение — это основная стратегия тигра против крупных противников.
В схватке между тигром и леопардом точно победит тигр. Тигры намного превосходят леопардов в размерах и силе. Ареалы обитания хищников в природе часто пересекаются. Тигры являются доминирующим хищником, поэтому леопарды, обитая на их территории, вынуждены подстраиваться, то есть обходить тигров стороной и охотиться на менее крупную добычу. Возможно, у ягуаров, более крупных родственников леопарда из рода Пантер, было бы больше шансов против тигра, однако проверить это на практике не получится. В природе эти виды не пересекаются, ведь ягуары живут в Новом Свете, а тигры исключительно в Азии.
Схватки между тиграми и медведями в природе случаются достаточно часто. Хищники делят добычу, плюс тигры вообще имеют привычку охотится в том числе и на хищников конкурентов. Против большого и матерого медведя шансов у тигра не так много, гораздо лучше шансы хищника против молодых или старых особей. Медведь в среднем крупнее тигра по размерам, обладают более мощным укусом, и более вынослив в длительной драке, однако уступает тигру в скорости. Тигры обычно нападают первыми, ведь медведи медлительные и менее агрессивные. По статистике, примерно в половине случаев конфликт заканчивается смертью медведя. Примерно четверть драк заканчиваются гибелью тигра, и еще в четверти случаев большая кошка просто сбегает с поля боя.
«Тигр» долгорукий
Версальский договор 1919 года запретил Германии заниматься разработкой артсистем крупного калибра. Компания Rheinmetall не имела права создавать пушки калибра более 70 мм, а на концерн Krupp были наложены еще более жесткие ограничения. Поэтому во Вторую мировую войну немецкие танки вступили вооруженные маломощными короткоствольными орудиями, годными разве что для поражения пехоты. Мощные пушки и усиленное бронирование советских Т-34 и КВ стали для Вермахта неприятным сюрпризом.
Единственным орудием, без труда справлявшимся со всеми бронированными машинами союзников, была 88-миллиметровая зенитная пушка 8.8 Flak 36. Танкисты молились, чтобы в случае попадания ее снаряда, танк прошило насквозь. Иначе снаряд начинал рикошетировать внутри боевого отделения, превращая экипаж в фарш. Результат попадания 88миллиметрового снаряда оказывал такое деморализующее воздействие, что специальным приказом по американской 4-й танковой дивизии запрещалось вскрывать подбитый танк и пытаться вытаскивать из него кого-либо. Этим вдали от передовой занималась специальная служба.
Пушка была разработана компанией Krupp на мощностях шведской компании Bo force (немцы командировали туда своих инженеров, чтобы обойти версальские ограничения). В 1933 году она была принята на вооружение как 8.8 cm Flak 18 L/56. Последняя цифра в названии означала длину ствола в калибрах, а цифра 18 — мнимый год разработки. Немцы делали вид, что орудие было сконструировано до окончания Первой мировой.
Ошеломительный успех 88-миллиметровой пушки как противотанковой на Восточном фронте и в Северной Африке побудил немецких инженеров взяться за разработку на ее основе танкового орудия. Вскоре новая пушка с длиной ствола 56 калибров была принята на вооружение под аббревиатурой 8.8 KwK 36 L/56. Все выпущенные Германией 1355 «Тигров» были оборудованы как раз ею.
Появившийся на Восточном фронте в конце 1942 года «Тигр» мог поражать тяжелый советский танк KB на дистанциях, запредельных для последнего. Так, например, 12 февраля 1943 года во время одного из боев по прорыву блокады Ленинграда три «Тигра» 1-й роты 502-го тяжелого танкового батальона уничтожили 10 KB. При этом немцы потерь не понесли.
В конце августа 1943 года, проводя совещание на Заводе № 112, нарком танковой промышленности Малышев отметил, что победа в Курской битве досталась Красной Армии дорогой ценой. По его словам, «Тигры» и «Пантеры» вели огонь с дистанции 1500 м, советские же 76-миллиметровые танковые пушки могли поразить их лишь с дистанции 500−600 м. На самом деле ситуация была значительно хуже. В ходе испытаний трофейного «Тигра» на полигоне в Кубинке 25 апреля 1943 года 76-миллиметровый бронебойно-трассирующий снаряд пушки Ф-34 не пробил бортовую броню немецкого танка даже с дистанции 200 м. А подкалиберный снаряд «Тигра» порой прошивал броню Т-34 и с 4 км.
Спуск в немецкой пушке был не ударно-механический, при котором боек ударяет по капсюлю, а электрический, воспламеняющий метательный заряд при помощи раскаленного электрическим током элемента. Для выстрела наводчику KwK нужно было плавно нажать на кнопку за маховиком вертикальной наводки. Двухкамерный дульный тормоз не только снижал отдачу, но и не давал при выстреле подниматься пыли с земли, что улучшало видимость и не демаскировало танк.
Кстати, появившаяся как ответ на KwK 36 советская 85миллиметровая пушка С-53, принятая на вооружение модернизированного Т-34−85, также получилась при переделке зенитного орудия. Однако даже после этого Т-34 не мог напрямую, дуэльно поражать новые немецкие танки. Все попытки создания 85-миллиметровых пушек с начальной скоростью снаряда свыше 1000 м/с (так называемых пушек большой мощности) закончились неудачей из-за быстрого износа и разрушения ствола еще на стадии испытаний.
Если добавить к изрядным баллистическим качествам KwK 36 прицелы TZF 9 с цейсовской оптикой, о которых артиллеристы союзников могли только мечтать, то получаем практически снайперскую пушку.
Обозначения с аббревиатурой VK
В 1937 году под влиянием инженера Генриха Книпкампа Отдел №6 Управления вооружений начал работы по танкам следующего поколения; тогда же были придуманы новые кодовые обозначения. Возможно, немцам надоела чехарда со сменой названий тяжёлых танков, к тому же двухбуквенные обозначения ограничены алфавитом.
К новым обозначениям немцы пришли далеко не сразу, что хорошо видно по обозначениям Pz.Kpfw.I Ausf.C. Поначалу они имели вид VK 3 t, то есть «гусеничная (Vollketten) машина массой 3 тонны». В дальнейшем от приписки «t» или «to» отказались и стали писать просто VK 6. Вскоре появилась необходимость обозначать варианты конструкции — так появились названия VK 6.01 и VK 6.02. Подобным образом называли и другие перспективные танки — например, VK 9.03 и VK 13.01. Наконец, при работе над VK 30.01 понадобилось разделять проекты Henschel и Porsche, поэтому появилась приписка с сокращённым названием фирмы, а обозначения приняли окончательный вид: VK 30.01 (H) или VK 45.02 (P).
Обозначения VK 45.01 и Tiger H1 использовались как синонимы
Обозначения VK по назначению были аналогичны старым двухбуквенным названиям. Они тоже обозначали не только конкретные танки, но и их семейства, например, проекты VK 20 на смену Z.W. На Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV старые двухбуквенные названия продолжали использовать до конца войны, но D.W. решили переименовать. D.W. neue Konstruktion — «новой конструкции» — стал называться VK 30.01 (H), а D.W. (10 cm) — то есть тяжёлый танк со 105-мм орудием — переименовали в VK 36.01. Из-за этого некоторые горе-исследователи рассматривают VK 30.01 (H) как некий новый танк, созданный после D.W. 1 и D.W. 2, хотя на самом деле это лишь его переделка. Если бы не переименование, он, скорее всего, получил бы название D.W. 3.
Существует миф, будто обозначения VK использовались для прототипов, а Pz.Kpfw. — для принятых на вооружение серийных танков. На самом деле оба типа обозначений применялись параллельно. Возьмём, например, уникальный Tiger H1 с экспериментальной коробкой передач ZF 12 E 170: в документе от 18 февраля 1943 года его называют Pz.Kpfw.VI Tiger H1, а 2 марта 1943 года этот же танк упомянут как VK 45.01 (H). В одной из более поздних бумаг экспериментальный «Тигр» обозначен и как VK 45.01 (H), и как Pz.Kpfw.VI, причём в обоих случаях отмечен один и тот же номер шасси.
О торопливости и ее последствиях
Здесь следует заметить, что сам Порше еще до начала испытаний был настолько уверен в своем успехе, что приказал начать производство не дожидаясь результатов приемки. К весне 1942 году в цехах завода уже стояло ровно 90 готовых шасси. После провала на испытаниях нужно было решать, что с ними делать. Выход нашелся – мощное шасси было использовано для создания САУ «Фердинанд».
Эта самоходка стала не менее известной, чем если бы сравнивать ее с Т-6. «Лоб» этого монстра не пробивался почти ничем, даже прямой наводкой и с дистанции всего 400-500 метров. Неудивительно, что экипажи советских танков «Федю» откровенно побаивались и уважали. Впрочем, пехота с ними была не согласна: «Фердинанд» не имел курсового пулемета, а потому многие из 90 машин были уничтожены магнитными минами и противотанковыми зарядами, «заботливо» подкладываемыми прямо под гусеницы.