«по манёвренности ему нет равных»: какие задачи будет выполнять новейший истребитель су-57

Экспортная версия

Для поставки в Индию, а в перспективе возможно и в другие страны, была создана экспортная модификация самолета Су-57, получившая название FGFA. ОАК и индийская компания HAL подписали договор о совместном создании и производстве истребителя 5-го поколения. По условиям соглашения, индийская сторона будет заниматься разработкой бортового ПК, навигационной системы, системы самозащиты и информационных дисплеев. Все остальные работы на себя берет фирма «Сухой». Доля HAL в проекте оценивается минимум в 25%. Предположительно, версия истребителя, созданная совместными усилиями РФ и Индии, будет поставляться на экспорт. Конечно же, технические характеристики истребителя Су-57, созданного для продажи, будут отличаться от моделей, поступающих на вооружение РФ. Ориентировочная цена такого самолета составит 100 млн долларов США.

Новый двигатель российского истребителя

Январским морозным утром 2010 года под заводским обозначением Т-50 впервые оторвался от бетонки аэродрома и совершил пробный полёт новый самолёт пятого поколения. Общественности он был продемонстрирован на МАКС-2011, а в 2017 году машина получила новый индекс – Су-57, с которым продолжает испытательные полёты.

В конце 2017 года 5 декабря в течение 17 минут продолжался испытательный полёт с мотором второго этапа, так называемым «изделием 30», который прошёл успешно, тестирование и испытания в воздухе нового двигателя будут продолжаться ещё три года.

Накопленный огромный потенциал в авиастроительной области был успешно востребован при создании двигателя второго этапа для Су-57 и это ещё раз доказало, что задел, который российская авиационная отрасль получила в советские времена не растерян и применяется для создания высокоинтеллектуальных цифровых систем.

Двигатель второго этапа для СУ-57

В этой силовой установке сопло имеет внутри ровную поверхность и зубчатую кромку по внешнему контуру, что важно для получения наилучшей незаметности по стелс-технологии и сохранения высоких возможностей при маневрировании. Смешивание горячего воздуха от силовой установки с внешним холодным потоком происходит интенсивнее при маневрировании машины и заставляет холодную струю проходить между внешней кромкой и внутренней поверхностью, что значительно снижает видимость самолёта в инфракрасном диапазоне

Смешивание горячего воздуха от силовой установки с внешним холодным потоком происходит интенсивнее при маневрировании машины и заставляет холодную струю проходить между внешней кромкой и внутренней поверхностью, что значительно снижает видимость самолёта в инфракрасном диапазоне.

Сжатие-расширение силового привода является особенностью конструкции сопла двигателя российского Су- 57 и американских машин пятого поколения.

Несмотря на эту схожесть в российской силовой установке крыльчатки компрессора конструктивно выполнены из радиопоглощающих элементов, что наиболее эффективно увеличивает незаметность и повышает маневренность российского самолёта и делает возможным в крейсерском режиме выполнять полёт на сверхзвуке. По мнению экспертов, эти качественные изменения доказывают превосходство Су-57 над «Раптором».

Преимущества и компетенции

МЕТОДОЛОГИЯ «ВЦИОМ-Спутник»

Расстояние

Конструкция: общие сведения

С появлением первых упоминаний о Су-57 характеристики и фото этого самолета стали интересовать всех. Но если фото доступны любому желающему, то технические параметры пока что не разглашаются. Львиная доля информации о технических характеристиках Су-57 является засекреченной. Широким массам доступны лишь приблизительные данные, которых, в принципе, для простых обывателей более чем достаточно.

Предполагается, что размах крыла и длина корпуса у Су-57 немного больше, нежели у американского F-22, однако меньше, чем у предшествующего ему Су-27. По массе новый истребитель, как и Су-27, скорее всего, относится к тяжелым истребителям. Вот что точно известно, так это его принадлежность к тому самому 5-му поколению, отличительными чертами которого являются малозаметность, сверхзвуковая крейсерская скорость, способность к маневрам с большой перегрузкой, многофункциональность и наличие передовой электроники. Теперь разберем характеристики самолета Су-57 подробнее.

«Сердца пламенный мотор» с плазменным зажиганием

И вот, похоже, именно в настоящее время Россия подошла к знаковому рубежу. Согласно открытой информации, данной прессе Евгением Марчуковым, генеральным конструктором-директором «ОКБ им. А. Люльки», новая силовая установка, настоящее сердце Су-57, то самое  «изделие 30» наконец-то готово к производству.

Впереди ещё длинный путь по проверке и доводке, но самое главное — двигатель существует в металле. Традиционно считается, что создание нового авиамотора даже сложнее, чем разработка нового типа самолёта. В среднем, такой процесс у технологически развитой страны занимает не менее 20 лет.

Militaryrussia.ru
«Изделие 30» — двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой, который способен выдавать тягу в 10 раз больше собственного веса.

Любопытнейшими особенностями двигателя нового поколения является изменяемая степень двухконтурности, а также плазменное зажигание, установленное прямо на форсунках. При таком инженерном решении топливо сгорает сразу при поступлении в камеру, что исключает факеление и, соответственно, снижает заметность самолёта.

А изменение степени двухконтурности — опять-таки делающее самолёт почти «невидимым» в инфракрасной и радиолокационной системах наблюдения — стало возможным благодаря новой архитектуре воздухозаборника и сопла. Задняя кромка сопла при этом специально сделана неровной формы.

На сегодня уже изготовлено более 20 единиц новых двигателей. За истёкший год изделие интенсивно дорабатывалось — на стендах и на крыле. Скорее всего, наш боевой самолёт уже готов к серийному выпуску с новым двигателем.

Для сомневающихся в правдивости этих строк, можно сослаться и на мнение американских коллег — в частности, статью Марка Эпископоса, появившуюся в журнале «The National Interest» («Russia’s Su-57 Stealth Fighter Is a Real Threat» от 11.12.20).

И наконец, на мой взгляд, самое любопытное. F-35 при бешеной дороговизне уже исчерпал свой потенциал развития, а Су-57 только начинает осваивать все возможные ниши. И тут как раз впору вспомнить о боевом применении и, как следствие, системах вооружения нашей и американской новой техники.

Флаг и знамя — два термина, обозначающих важнейший символ любого государства

В русском языке издавна использовались два слова, имеющие схожий семантический смысл: «знамя» и «флаг». Первый имеет славянские корни и происходит от слова «знамение» или «знак». Он указывает на своего владельца и выступает в качестве особого символа. Второй термин «флаг» пришел к нам из Голландии и в переводе обозначает «корабельное и мореходное знамя». Обычно он поднимался на специальной мачте, называемой «флагшток».

Издавна флаг выглядел как кусок ткани определенной геометрический формы, который прикреплялся к шнуру или древку. Он мог иметь разную окраску, и зачастую его цвета несли особенный смысл. Сложно переоценить роль знамени в древних сухопутных, морских битвах и средневековых сражениях, когда с его помощью велось управление воинскими отрядами. По сей день оно используется как символ государства, власти, как «представитель» нации.

Все страны мира имеют свое особое одноцветное или разноцветное знамя. Современный флаг Российской Федерации легко узнаваем — он представляет собой полотнище прямоугольной формы, имеющее три горизонтальные полосы белого (верхняя), синего (средняя) и красного (нижняя) цветов. Около трех веков русский народ «прошел» под триколором. А как выглядел флаг России ранее? Что он символизировал? Давайте попробуем в этом разобраться.

Су-57 и F-35 соотносятся примерно, как человек и шимпанзе

Подобно тому, как, например, человек и шимпанзе оба относятся к классу приматов (разница всего в две пары хромосом), так и российский и американский истребитель относятся к классу многофункциональных истребителей пятого поколения. Однако они предназначены для достижения принципиально разных задач и стоят на разных ступенях эволюции.

F-35 обладает функционалом F-16. Он более лёгкий, чем Су-57 и не имеет возможности отработать по тем же целям, что его российский собрат.

defense.gov
F-35.

Кроме того, F-35, опять-таки по американским источникам, пока не в состоянии поражать движущиеся цели (!). Об этом пишет Валери Инсинна в своём материале «Here’s how the Air Force is fixing the F-35’s moving target problem», вышедшем в 2017 г. в издательстве «Defense News».

defensenews.com
Статья Валери Инсинны в «Defense News».

Для исправления этой ситуации Пентагон намерен доработать корректируемую авиабомбу с лазерным целеуказанием StormBreaker Small Diameter Bomb II GBU-53. И хотя статья Инсинны появилась уже три года назад, ещё на конец 2019-го GBU-53 была только концептуально анонсирована. Напомню, что речь идёт о вооружении для самолёта, серийно выпускающегося с 2015 года.

В то же время наш Су-57 даже с точки зрения американских аналитиков способен нести новейшую гиперзвуковую ракету «Кинжал» (о чём, в том числе, пишет и Марк Эпископос). Кроме того, под него разработан целый арсенал ракет, делающих российского бойца воистину универсальным средством достижения господства не только в воздухе, но и над контролируемой им земной поверхностью. Причём всё это за весьма невысокую цену.

В общем, как водится, столь милый сердцам многих зрителей Голливуд всё-таки гораздо больше соответствует реальным возможностям США, чем ОПК — Америке проще создавать видимость результата, чем добиваться действительно новых открытий и разработки революционных военных  технологий. Для такой «неблагодарной» работы есть другие страны — например, Россия.

Преимущества Су-57 и боевые возможности

К преимуществам новейшего истребителя многоцелевого назначения относится:

  • превосходные летно-технические параметры и высокие маневренные характеристики, по которым он превосходит иностранную аналогичную авиационную технику;
  • продолжительный полет на крейсерской сверхзвуковой скорости;
  • применение при производстве планера композитных материалов способствует снижению веса и улучшению маневренности;
  • вес боезапаса составляет до 10 тонн (ракеты воздух-воздух, воздух-земля, противокорабельные различного класса, управляемые авиабомбы, в перспективе – крылатые ракеты);
  • возможность взлетать и садиться на короткой взлетно-посадочной полосе;

  • значительное снижение инфракрасной и радиолокационной заметности, что благоприятно влияет на уязвимость от средств противовоздушной обороны;
  • всенаправленность и многоканальность применение ракетного и обычного вооружения по наземным, воздушным, надводным целям;
  • обеспечение качественно нового уровня защиты самолета, благодаря оснащенности активными и пассивными системами, которые эффективны и при групповых полетах;
  • внедрение нового комплекса катапультирования, который позволяет пилоту покидать самолет на любой высоте и скорости;
  • высокий уровень помехозащищенности комплексов бортового оборудования (КБО) и авиационных средств поражения (АСП).

Кроме того, реализация нового подхода к техобслуживанию позволило ускорить процесс подготовки боевой машины к вылету и увеличить боевую живучесть.

Оснащенность и внедрение комплекса технических решений Су-57 позволило улучшить летно-технические характеристики и поставить на вооружение самолет, превосходящий все современные авиационные машины аналогичного класса.

Blue Origin расскажет, как купить билет на ее ракету ровно через 60 лет после первого полета американца в космос

Дополнительные статьи

Вооружение

Истребитель будет вооружаться 30-миллиметровой авиационной пушкой модели 9-А1-4071К, которая представляет собой усовершенствованную версию пушки ГШ-30-1, выпускаемой для самолетов Миг-29 и Су-27. Эта пушка способна отработать весь боекомплект в любом режиме огня. Во внутренние бомбоотсеки будут закладываться новые управляемые ракеты класса «воздух-воздух» разной дальности. Они отличаются от предшественников повышенной чувствительностью, помехозащищенностью и возможностью обнаружения и захвата вражеской цели прямо во время автономного полета. Вероятно также, что на внешних узлах подвески будут использоваться ракеты «воздух-воздух» модели КС-172. В общей сложности, истребитель пятого поколения получил 14 типов вооружения.

«Сухой» Су-7.

Су-7

В мае 1953г. П. О. Сухой назначается главным конструктором опытно-конструкторского бюро №1. Это было второе рождение легендарного ОКБ. И уже летом этого года инженеры-конструкторы КБ приступают к разработкам сверхзвуковых военных самолетов. Проектирование ведется в двух направлениях, в первом за основу берется стреловидное, а во втором треугольное крыло. Вскоре строится прототип, на котором впервые применяются регулируемый воздухозаборник, а также полностью поворотный стреловидный стабилизатор.

Также читайте — «Вертолеты Яковлева».

В первых же испытательных полетах самолет развивает скорость 2170км/ч. Такие впечатляющие показатели дают «зеленый свет» на постройку истребителя Су-7. И уже в 1956г. Су-7 принимает участие на авиационном параде в Тушино. В 1957г. разворачивается серийное производство нового истребителя Сухого и продолжается до 1960г. Всего было выпущено 133 самолета.

Повелитель роботов

Кроме того, Су-57 обладает системой, которую можно назвать «электронным» пилотом. Система подсказывает оптимальные варианты тактики боя, автоматически распределяет цели, просчитывает различные сценарии и даёт рекомендации по повышению эффективности действий. Считается, что развитие таких систем приведёт к появлению так называемого интеллектуального борта, который сможет эффективно вести бой в автоматическом режиме, без участия человека, — об этом, в частности, сообщал заместитель директора ОКБ Сухого по развитию — заместитель главного конструктора Виктор Попик.

В августе этого года Су-57 впервые совершил совместный полёт с тяжёлым беспилотным летательным аппаратом «Охотник». Боевой дрон, выполненный по схеме «летающее крыло» (масса 20 тонн), взлетел под Астраханью и в назначенной точке присоединился к Су-57, который и взял контроль над электронным разумом БПЛА. В результате синхронного пилотирования они, действуя в паре, осуществили прорыв системы противовоздушной обороны условного противника.

По некоторым данным, «Охотник» может нести до восьми тонн боевой нагрузки — высокоточных ракет и бомб. Столько же поднимает за раз модернизированный истребитель МиГ-29. Но с одним существенным отличием — в кабине «МиГа» сидит пилот, и посылать его под ракетный удар, практически на верную гибель, жестоко. А вот робота…

Российский истребитель Су-57 по многим показателям превосходит американские самолёты F-22 Raptor и F-35 Lightning II. Так утверждал в интервью телеканалу «Звезда» главный конструктор истребителя Михаил Стрелец. Он ответил, что Су-57 изначально создавался как многофункциональный истребитель, тогда как F-22 Raptor (Хищник) и F-35 Lightning II (Молния) способны качественно решать только определённые задачи. «F-22 предназначен для завоевания превосходства в воздухе. И только потом американцы поняли, что принципиально неправильно было проектировать самолёт только под размещение ракет «воздух-воздух», и предприняли попытку разместить авиационные средства «воздух-поверхность» в существующую конфигурацию отсеков. Но конфигурация отсеков не позволила разместить более крупные грузы», — говорит Стрелец.

Полёты на сверхзвуке

В эксклюзивном интервью RT российские военные лётчики назвали Су-57 единственным в мире самолётом пятого поколения, способным применять ракетное вооружение на любой скорости и высоте. Этого качества лишён, в частности, американский истребитель-бомбардировщик F-35 Lightning II, который считается основным зарубежным конкурентом отечественной машины.

Как отметил лётчик, в режиме форсажа (характеризуется высоким расходом топлива) Су-57 способен разгоняться до 2,45 Маха, при бесфорсажном полёте — до 2 Махов, то есть в два раза больше скорости звука. При этом F-35 имеет массу ограничений при полётах на сверхзвуке.

Также по теме


Технические неполадки: в США рассказали о проблемах в работе одной из систем истребителя F-35

В Счётной палате США заявили о серьёзных проблемах в системе ALIS, которая помогает проводить диагностику и обеспечивать…

В частности, как сообщало американское издание Defense News, при полёте на сверхзвуковых скоростях на экстремально больших высотах у версий B и С истребителя F-35 могут разрушиться хвостовые антенны, киль, а также повредиться радиопоглощающее покрытие.

«Американцы не смогли пока достичь того, чтобы их самолёт (F-35. — RT) смог разогнаться на более чем 1,4 числа Маха и спокойно летать на таких скоростях, то есть в полном объёме выполнять номинально возложенные на него боевые задачи

В этом крайне важном компоненте Су-57, безусловно, превосходит F-35», — констатировал Руссанов

Как говорит лётчик, скоростной лимит американского самолёта не вписывается в доминирующую в наши дни концепцию воздушного боя. Она подразумевает оперативное обнаружение противника на дальних подступах, атаку с максимально допустимой дистанции и последующий уход из зоны поражения. Скоростные качества выступают одним из ключевых факторов успеха в таком бою. Они позволяют самолёту быстрее выходить на рубеж обнаружения цели и пуска ракеты, а также совершать оборонительные манёвры. Подобные задачи Су-57 способен выполнять эффективнее F-35. 

По словам Руссанова, боевое соприкосновение двух современных самолётов на ближней дистанции и в зоне видимости исключать нельзя, но такой вариант развития событий маловероятен с учётом нынешнего уровня развития ракетного вооружения, авионики и средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ). 

Ещё одно достоинство Су-57 в сравнении с американскими аналогами заключается в более высокой боевой нагрузке. Российский самолёт может поднять в воздух 10 тонн боеприпасов, F-35 — чуть более 8 тонн.

Кроме того, применение оружия на отечественной машине происходит практически незаметно для средств обнаружения противника. Такой эффект достигается с помощью особых геометрических конструкций и композитных материалов, из которых изготовлена пусковая установка. Она используется для применения ракет малой дальности. Пуск ракет средней и большой дальности, по словам Руссанова, происходит посредством специальной катапульты.

«Колоссальным преимуществом Су-57 является угол обзора бортовой радиолокационной станции. Он позволяет более безопасно применять ракеты с радиолокационной головкой самонаведения (ГСН)», — сказал Руссанов.

Как пояснил собеседник RT, во всех самолётах пилот должен направлять ракету с радиолокационной ГСН на цель с помощью луча радара. Но в таком случае он теряет возможность совершать какие-либо манёвры.

Лётчик Су-57 также должен вести ракету, однако уникальная радиолокационная станция позволяет ему отклоняться от линии пуска на десятки градусов. Такой возможности F-35, по словам Руссанова, лишён и потому вынужден оставаться в зоне гипотетического поражения до завершения полёта ракеты.

Примечания

  1. Грушин Б. На дальних и ближних подступах к созданию ВЦИОМа / Общественный разлом и рождение новой социологии: двадцать лет мониторинга. — М.: Новое издательство, 2008. — С. 18—22.
  2. Заславская Т. Как рождался ВЦИОМ / Общественный разлом и рождение новой социологии: двадцать лет мониторинга. — С. 11—17.
  3. Левада Ю. Ищем человека. Социологические очерки 2000—2005 годов. СС. 263—379.

Хитрые индийцы, возможно, перехитрили самих себя

На самом деле позиция Индии по выходу из совместной с Россией программы строительства истребителя пятого поколения FGFA связана с долгосрочной переговорной стратегией Нью-Дели по подписанию оружейного контракта с Москвой.

Дело в том, что договор предусматривал совместное финансирование и разработку новой машины на основе Су-57. Причём на момент подписания российский истребитель оснащался силовой установкой АЛ-41Ф1 («изделие 117»). Предполагалось, что со временем будет разработан принципиально новый тип двигателя — «изделие 30», который и обозначит после запуска в серию окончательный успех нашего военного авиапрома, построившего самолёт, не имеющий аналогов в мире.

Конечно, разработка перспективной военной техники стоит весьма серьёзных средств. Напомню, что 10 лет назад, наблюдая за полётом первого поднявшегося в воздух прототипа Су-57, Владимир Путин сообщил, что его разработка обошлась России в 30 миллиардов рублей, причём, по словам главнокомандующего, столько же ещё предстояло потратить на доводку изделия.

ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»
Россия и Индия реализуют проект по созданию истребителя пятого поколения (FGFA).

Что ж, подобная логика, возможно, и помогла нашим друзьям сэкономить деньги, но зато лишила их передачи уникального российского ноу-хау, а также права на производство и на копирайт. Да и закупочная цена теперь может стать для них немного другой.

Испытания

В январе 2010 года самолет первый раз поднялся в небо. Сергей Богдан — заслуженный летчик-испытатель РФ, около 45 минут держал машину в воздухе. 14 марта следующего года в ходе очередных испытаний новый истребитель преодолел звуковой барьер. Данному достижению предшествовало порядка 40 испытательных полетов, после каждого из которых характеристики Су-57 улучшались.

В июле 2012 года в небо поднялся третий образец машины, оборудованный бортовой радиолокационной системой. К осени 2013 года опытные образцы Су-57 совершили более 400 полетов. В сентябре 2015 года было объявлено о начале завершающей стадии испытаний. В ноябре 2016 года в небо поднялся уже 7-й опытный образец истребителя. В последнем квартале 2017 года в небо должен подняться первый самолет Су-57 с мотором нового образца.

В июле 2017 года Юрий Слюсарь – президент ПАО «ОАК» (Объединенной авиастроительной компании) заявил, что начало передачи установочной партии истребителей Су-57 (12 экземпляров) запланировано на 2019 год. При этом все самолеты кроме двух будут оборудоваться моторами первого этапа. Месяцем позже Главнокомандующий ВКС РФ генерал-полковник Бондарев сообщил, что первые серийные экземпляры нового самолета будут переданы ВВС уже в 2018 году.

История создания Су-57

Чтобы повысить уровень боевой готовности российских ВВС и обновить авиационный парк новыми образцами, в 2001 году начались конструкторские работы в компании ПАО «Сухой» по созданию самолета нового поколения. Он должен был заменить истребители Су-27 и МиГ-29. Но обстановка в стране, в том числе и экономическая, была сложной, а такие боевые машины конструируются не скоро, поэтому первый испытательный полет был совершен лишь в 2010 году. Требовалось создать не просто истребитель, а самолет, который по всем техническим, боевым, летным характеристикам был на голову выше имеющихся на вооружении зарубежных аналогов. Главное заключалось в разработке и внедрении новейших электронных систем, ракетного вооружения. И это ученым и инженерам конструкторского бюро «Сухой» удалось.

Хоть первоначально планировалось поступление в войска нового истребителя к 2018 году, но массовое производство полностью проверенного по всем летным показателям началось лишь в 2018 году. До того как Су-57 не поступил на вооружение, его заменял его предшественник – многоцелевой, многофункциональный боевой самолет Су-35, который на тот момент считался лучшей машиной в своем классе. О том, что в войсках ждут боевую машину, свидетельствуют многочисленные заявки от действующих авиационных подразделений и соединений. Поскольку летчики, командиры смогли оценить перспективность и боевую мощь новой машины, наблюдая за полетами и работой опытных и предсерийных образцов. Кроме того, командования ВКС РФ уже приняло организационные меры по переподготовке летчиков по управлению новой современной машиной и по его боевому применению. Полное перевооружение войсковых подразделений на боевую машину истребительной фронтовой авиации 5-го поколения планируется провести до 2028 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector