Многоцелевой истребитель-бомбардировщик су-30
Содержание:
- История создания
- Корпус и силовая установка
- Су-30 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок
- Влияние на биосферу Земли
- Автоматика и радиоэлектроника
- Применение Ан-12
- Как правильно собрать?
- Создание Су-30СМ
- Су-30
- 4.11. Малые тела Солнечной системы
- Через поколение
- Найти верный баланс
- Конструкция
- Су-30МКК
- Характеристики самолета Су-30
- Иссин-рю кусаригама
- Силовая установка
- Применение
- Грозная красота
- Сравнение Су-30СМ и Су-35
- Цена ТОЗ-8
- Авиационные происшествия и катастрофы
- Авиационные происшествия и катастрофы
- Технические характеристики пистолета ОСА ПБ-4-2
- Описание
- Международное признание
- Кабина
- Как принять Ислам?11 статьи
- МР-155: особенности и технические характеристики современного охотничьего ружья
История создания
История создания Су-30 связана с изменением концепции ведения воздушного боя ввиду прогрессивного развития технологий, применяемых в конструкции бортовых антенных радиолокационных станций на базе активной фазированной антенной решётки. Такое развитие технологий позволило передать истребителю часть функций самолёта дальнего радиолокационного наведения и обнаружения (ДРЛО) при управлении группой. Наличие одного такого истребителя в ударной группе кардинально изменяло ситуацию при ведении группового воздушного боя и позволяло исключить самолёт ДРЛО из боевых порядков. Возможности такого истребителя позволяют обнаружение целей на большой дальности, управление пуском ракет своей группы, выполнение подсветки целей для ракет дальнего радиуса действия (как РВВ-АЕ) с дальностью поражения до 110 км. При этом акцент делался на использование ракет со всеракурсным наведением, что позволяло реализовывать концепцию «выстрелил и забыл».
За счёт указанных средств в постановочных учебных боях Су-30 показал своё превосходство над истребителями F-16 и F-15 ВВС США, а также перспективным истребителем Eurofighter Typhoon ВВС Великобритании.
Также такая концепция тяжёлого истребителя с радаром дальнего радиуса действия позволяла его использовать для ведения воздушной разведки и уничтожения наземных или надводных целей в том числе управляя звеном бомбардировщиков как Су-34. Радар Су-30 позволяет ему вести бой с одним самолётом РЭБ.
Эффективность указанных сценариев применения привела к тому, что Су-30 по результатам учебных воздушных боёв был закуплен на вооружение множеством стран.
Корпус и силовая установка
Двухместный тяжелый истребитель Су-30СМ оснащается парой двухконтурных двигателей модели АЛ-31ФП, размещенных по отношению друг к другу под углом в 32 градуса. Сопла каждого двигателя Су-30СМ отклоняются на ±16° в вертикальной плоскости и на ±15° во всех направлениях. Благодаря этому вектор тяги можно направлять по рысканью и тангажу. Сопла могут быть отклонены как вместе с управляющими плоскостями фюзеляжа, так и независимо от них.
Как можно увидеть на фото, Су-30СМ имеет переднее горизонтальное оперение, которое вместе с изменяемым вектором тяги в значительной степени повышают маневренность самолета. Так как истребитель неустойчив в продольном канале, его полет обеспечивает электро-дистанционная система управления, отвечающая за положение рулей и поворотных сопел двигателя. В целом габариты и компоновка фюзеляжа полностью позаимствованы у моделей Су-30 и Су-30МКИ.
Су-30 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок
Для борьбы с крылатыми ракетами противника российским ВВС требовался двухместный дальний истребитель. Потенциала боевых возможностей истребителя Су-27 явно не хватало. В ОКБ решили использовать в качестве основы двухместный Су-27УБ, серийное производство которого было освоено на Иркутском авиазаводе. Работы по самолету начались в 1986 г. При испытании опытного Су-27УБ на нем уже отрабатывалась система дозаправки топливом в воздухе. С правого борта, на уровне козырька фонаря кабины, была установлена Г-образная штанга топливоприемника. На модернизированной «спарке», получившей название Су-27ПУ, также были несколько улучшены условия обитаемости в кабине летчика.
Влияние на биосферу Земли
Автоматика и радиоэлектроника
В передней части фюзеляжа установлена многофункциональная дальняя РЛСУ Н0011М «Барс», которая способна взять в цель 15 объектов и поразить 1 ближнюю цель или 4 дальних, а также преодолеть помехи вражеских РЭБ. Фазированную антенную решётку пытаются критиковать за объёмы и вес, но именно она позволяет получить преимущество в обнаружении противника первым, таких мощных излучателей среди самолётов 4-го поколения в НАТО нет. А ещё она способна обнаружить «Невидимку» 5-го поколения.
В разработке бортовых электронных систем использованы технологии России, Израиля, Франции, Индии. В ранних версиях изображения выводились на экраны телевизоров. В последних версиях есть картографирование (трёхмерное изображение) и селекция целей на ЖК экранах благодаря наличию всех видов вычислителей и датчиков. На внешней стороне крыльев установлены приёмники для системы спутниковой навигации ГЛОНАСС (Россия) и NAVSTAR (США). Ближний бой позволяет вести встроенная в кабину ОЛС (оптико-локационная станция), она является подсистемой СУВ (системы управления вооружением). Основана на принципе работы обнаружения и ведения цели по тепловому излучению, дальность цели измеряется лазерным дальномером, данные выводятся на экран. Эта же система следит за исправностью работы всех узлов, прочностью конструкции и состоянием полёта самолёта. Новые вычислители СУО дают возможность применять более современный тип ракет.
Применение Ан-12
Самолет активно использовался в чрезвычайных ситуациях, в военных целях, для переброски личного состава и военной техники, также для грузовых и пассажирских перевозок, спасания и поиска космических объектов, экипажей пилотируемых воздушных судов и космических кораблей, терпящих бедствие. Он стал толчком для развития влияния ВВС.
Самое большое значение Ан-12 имел в становлении ВДВ СССР. Ан-12 был первым массовым самолетом в ВТА (военно-транспортной авиации), который позволял выполнять массовое десантирование как боевой техники ВДВ, так и парашютистов.
Ан-12 способен брать на борт 2 боевые машины, сделанные на базе БТР-Д, 2С9 «Нона», или 2 боевые машины десанта, а именно БМД-1 или 60 парашютистов. В грузовой кабине парашютисты размещаются в 4 ряда. Десантирование выполняется в 2 потока: первый – бойцы в средних рядах, второй – бойцы, располагающиеся вдоль бортов.
Самолет Ан-12 использовали в качестве летающих лабораторий для таких работ:
-
отработка систем приземления аппаратов космических кораблей;
-
испытание мотора АИ-24 с винтами АВ-72 самолета Ан-24;
-
отработка систем самолетовождения и сборка грузов «Купол» для Ил-76 и Ан-22 (в 1961 году);
-
испытание тепловизора для формирования карт пожаров и тепловых карт местности;
-
испытания новейших катапультируемых кресел;
-
исследования средств обнаружения лазерного облучения, ракет и оперативной радиотехнической разведки;
-
испытание новых средств обнаружения подводных лодок;
-
создание искусственного обследования.
Ан-12 зарекомендовал себя в качестве надежного аппарата, который может работать даже в очень сложных климатических условиях
Не менее важно и то, что он неприхотлив в обслуживании
Как правильно собрать?
Плащ-палатка в зависимости от модельно ряда может иметь разные размеры. В зависимости от того, на какое количество человек она рассчитана, используется следующая инструкция установки.
- Стойку необходимо ставить так, чтобы она плотно упиралась на среднюю петлю конструкции, размещенную на борту брезента. Оттяжку в этом случае делают при помощи веревки, а четыре угла плаща крепят к земле на приколыши. Ели же приколышей нет в наличии, то полотно придавливают камнями.
- Чтобы собрать укрытие, нужно соединить друг с другом два плаща, каждый из них будет представлять отдельный скат кровли. Открытые торцы следует крепить с помощью 2 веревок и полустоек, а 2 свободных угла фиксируют к земле на приколышах.
- Установка ночлега выполняется согласно инструкции, как и для палаток, рассчитанных на 2 человека. Единственное, что в такой конструкции основу формируют два полотна, а третье применяется для укрытия бокового торца. Благодаря этому в сооружении остается открытой только одна часть.
- Данное укрытие можно собрать как полностью закрытым, защищая спальное место от негативного воздействия внешних факторов, так и оставить одну часть открытой. Для монтажа требуется 2 веревки на оттяжку и 2 – на шнуровку торцевых швов.
- Представляет собой просторную конструкцию, скат крыши которой состоит из 2-х объединённых между собой плащей, а 5-м накрывают один торец. Второй торец остается открытым. Для установки такого укрытия требуется 3 полустойки.
Что же касается способов сборки палатки, то их много. К самым популярным относятся следующие варианты.
- Полотно крепится к земле кольями сквозь люверсы за два соседних угла. Посередине ставится центральный кол, высотой не более 60 см. Те углы, которые остались, также натягиваются и фиксируются кольями. Недостатком этого способа установки считается то, что его сложно выполнить в одиночку – натягивать полотно лучше одновременно с обеих сторон. Кроме этого, в подобной конструкции получается мало места.
- Вначале нужно укрепить колышком один угол, потом к люверсу противоположного угла привязать веревку. В эту веревку необходимо также вставить конец основной стойки, которая должна прочно упираться в землю в вертикальном положении. Удерживая стойку в этом положении, делается временная фиксация веревок к колу, вбитому в землю. В первую очередь натягивается одна сторона, потом вторая. Такая конструкция вместительна и отлично подходит для рыболовов и охотников.
- Для установки ночлега следует подобрать место с ровной поверхностью, желательно, чтобы оно было выше окружающей поверхности. Место тщательно очищается от шишек, веток и камней. После этого два плаща сшивают при помощи веревки, которую потягивают через специальные застежки. Затем готовится два стояка высотой до 120 см, их устанавливают в люверсы углов и привязывают веревки, натягивая полотно. Лучше всего такой ночлег собирать втроем (два человека будет крепить стояки, а третий – следить за тем, чтобы конструкция получилась ровной).
Если установка плащ-палатки делается впервые, то новичкам специалисты рекомендуют учесть следующие рекомендации.
Поскольку плащ-палатка обычно состоит из двух соединенных полотен, то при их сшивании важно контролировать, чтобы верх полотен находился максимально близко к коньку. В противном случае вода от дождя будет постепенно накапливаться на швах и со временем протечет внутрь конструкции. Это касается и прорези для руки – она должна быть размещена таким образом, чтобы вода стекала поверх, а не затекала внутрь
Там, где планируется разместить нижние края палатки, нужно хорошо очистить место от травы. Благодаря этому будет обеспечено плотное прилегание и герметизация. Не помешает и очистить территорию вокруг палатки, обязательно прокапывая ров шириной 15 см и глубиной в 10 см. Выкопанный ров будет собирать стекающую с конструкции воду и выводить ее в сторону. Размещаться в палатке на ночевку лучше всего поперек линии козырька, при этом нужно дополнительно осуществить проверку, чтобы к ткани палатки ничего не прикасалось. При наличии упора на ткань с внешней стороны теряется свойство отражения воды, и влага сможет поступить внутрь укрытия. Несмотря на то что плащ-палатка является отличным убежищем от непогоды, она не сможет защитить своих обителей от кровососущих насекомых и животных. Поэтому перед тем как выбраться на природу, необходимо побеспокоиться о наличии специальных мер защиты. Особенно это касается длительного ночлега на открытой местности
Это касается и прорези для руки – она должна быть размещена таким образом, чтобы вода стекала поверх, а не затекала внутрь. Там, где планируется разместить нижние края палатки, нужно хорошо очистить место от травы. Благодаря этому будет обеспечено плотное прилегание и герметизация. Не помешает и очистить территорию вокруг палатки, обязательно прокапывая ров шириной 15 см и глубиной в 10 см. Выкопанный ров будет собирать стекающую с конструкции воду и выводить ее в сторону. Размещаться в палатке на ночевку лучше всего поперек линии козырька, при этом нужно дополнительно осуществить проверку, чтобы к ткани палатки ничего не прикасалось. При наличии упора на ткань с внешней стороны теряется свойство отражения воды, и влага сможет поступить внутрь укрытия. Несмотря на то что плащ-палатка является отличным убежищем от непогоды, она не сможет защитить своих обителей от кровососущих насекомых и животных. Поэтому перед тем как выбраться на природу, необходимо побеспокоиться о наличии специальных мер защиты. Особенно это касается длительного ночлега на открытой местности.
Создание Су-30СМ
Истребитель Су-30МКИ получился настолько удачным, что сразу заинтересовал российское министерство обороны. Осенью 2012 года в небо поднялся первый самолет Су-30СМ, который представлял собой ту же экспортную версию, только немного переделанную для использования ВВС России.
Подобное решение военного руководства РФ объясняется тем, что машина, созданная для Индии, была наделена действительно выдающимися характеристиками. С точки зрения маневренности, она превзошла все российские и даже зарубежные аналоги. Кроме того, огромная работа была проделана для повышения уровня качества авионики. В результате, благодаря использованию иностранного опыта и оборудования, истребитель может конкурировать с лучшими (с точки зрения электроники) западными машинами. Интерес министерства обороны к этому самолету был обусловлен также тем, что его прообразы уже долгие годы производились серийно. За это время выпуск был полностью налажен, замечания летчиков учтены, а все проблемы, обнаруженные при испытаниях – устранены.
Су-30
В 1986 году в СССР началась эксплуатация многоцелевого истребителя Су-27, но буквально через год военное руководство инициировало работы по его усовершенствованию. Из-за стремительного развития технологий изменения коснулись не только тактико-технических характеристик и оборудования самолета, но и концепции воздушного боя в целом. Использование радиолокационных станций (РЛС) с активной фазированной решеткой открыло для истребителя возможность не только вести воздушное сражение, но и руководить группой самолетов, взяв на себя некоторые функции машин ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения). Исходя из этого, руководство ПВО хотело получить машину, которая смогла бы выполнять функции перехватчика и использоваться как летающий командный пункт группы Су-27. Учитывая, что границы Советского Союза имели огромную протяжность, а аэродромов катастрофически не хватало, машина с указанными способностями была крайне необходима.
Военные предполагали, что для решения подобных задач наилучшим образом подойдет двухместный самолет. В качестве примера они приводили модель Су-27УБ – двухместную учебно-боевую версию, которая была оснащена дублированным управлением, но не уступала по возможностям базовой одноместной версии. Современное электронное и радиолокационное оборудование истребителей настолько многофункционально и сложно, что реализовать весь его потенциал в условиях скоротечного маневренного боя одному летчику очень непросто. Кроме того, наличие партнера рядом оказывает положительное психологическое воздействие в условиях длительного патрулирования. Предполагалось, что пока один летчик будет управлять машиной и вести бой на ближних дистанциях, второй сможет анализировать воздушную обстановку и руководить действиями всей боевой группы.
Работа над созданием двухместного самолета-перехватчика началась в ОКБ Сухого в конце 90-х. Как и предполагалось, роль базовой машины для модернизации сыграл Су-27УБ. Его выбор был обусловлен наличием двухместной кабины, десяти точек для подвески вооружения и объемных топливных баков. Чтобы дальность полета новой машины была еще более значительной, конструкторы снабдили ее оборудованием для дозаправки в воздухе. Первый прототип нового самолета получил название Т-10У-5.
Двухместный истребитель был оснащен новой системой дистанционного наблюдения и навигационным комплексом. Рабочее место командира группы было размещено в задней кабине. Его снабдили широкоформатным индикатором, который отображал всю необходимую информацию о воздушной обстановке (расположение группы, характеристики целей и прочие параметры).
Внешне новый истребитель практически не отличался от базовой версии. Он получил такие же технические параметры, отличную управляемость и высокий уровень надежности. В 1991 году в Иркутске машина, названная теперь уже Су-30, поступила в серийное производство.
4.11. Малые тела Солнечной системы
Через поколение
Другим ключевым новшеством, внедренным на Су-30МКИ и перекочевавшим на Су-30СМ, стала бортовая РЛС с фазированной антенной решеткой (ФАР). Ее создание стало серьезным вызовом для отечественного приборостроения. В классе тактических истребителей с созданием радара «Барс» совершен прыжок от параболических антенн к фазированным решеткам, минуя стадию щелевых антенн. Иными словами, от третьего поколения – к пятому, минуя четвертое.
Радар с ФАР существенно расширяет число одновременно сопровождаемых и атакуемых целей и в воздухе, и на земле. Владимир Михеев подчеркивает: «Мы могли любое количество самолетов и ракетно-зенитных комплексов вывести из строя. То есть они нас не видят, не понимают, что происходит, а мы в это время спокойно можем с ними разбираться и противолокационными ракетами, и ракетами класса «воздух–воздух», «воздух–земля».
Не менее важно, что внедрение ФАР создало надежную основу для эволюционного совершенствования Су-30СМ и в части повышения мощности радара (путь Су-35), и в части внедрения активных ФАР (линия Су-57)
Найти верный баланс
Вернемся к вопросу, поставленному в начале статьи: в чем причина успеха самолета?
Прежде всего – это сбалансировать характеристик семейства Су-30МКИ/МКМ/СМ, как продукта, который оценивается по существенно большему числу параметров, чем собственно самолет.
Управленцы корпорации «Иркут» во взаимодействии со специалистами «Рособоронэкспорта» и иностранными партнерами разработали и реализовали образцовый бизнес-план программы.
Конструкторам «ОКБ Сухого» и производственникам ИАЗ удалось найти верный баланс между инновационностью, стоимостью и технологичностью.
Внедрение при разработке самолета принципиально новых технологий предопределило сохранение конкурентоспособности на много лет вперед.
В результате обеспечены крупносерийное производство и низкая себестоимость, которые в совокупности с высокой боевой эффективностью самолета предопределили успех программы.
//
Конструкция
РЛС и системы управления вооружением
Су-30 оборудован РЛС Н011M Барс, которая обеспечивает обзор пространства, автоматическое обнаружение и сопровождение целей, в том числе в условиях близкого манёвренного воздушного боя, наведение на них авиационных управляемых ракет типов Р-77, Р-73, Р-27, Х-31, РВВ-АЕ и других, а также автоматическое радиолокационное картографирование местности.
Типовая дальность обнаружения целей:
-
«истребитель типа МиГ-29»: в зоне обзора 300 кв. град:
- на встречных курсах — до 140 км;
- на догонных курсах — до 60 км;
- «железнодорожный мост»: — 80 — 120 км;
- «группа танков»: — 40-50 км;
- «эсминец»: — 80—120 км;
- «авианосец»: — 250 км.
Кроме этого Су-30 оборудован оптическими станциями обнаружения целей, управление системами наведения вооружением встроено в шлем пилота, что позволяет переключать системы поиска целей буквально поворотом головы.
Средства РЭБ
Истребитель Су-30, как и бомбардировщик Су-34, в своей концепции не являются самолётами ориентированными на скрытность, так как активно ищут воздушные и наземные цели с помощью собственных мощных радаров и поэтому могут быть легко обнаружены по излучению собственных радаров. Это отличает их от истребителей пятого поколения как Су-57 и F-22, которые атакуют цели с выключенными радарами, работая в группе с самолётом ДРЛО, занятого «подсветкой целей», без которого Су-57 и F-22 в целом не являются стелс-самолётами. Для самолётов поколения 4++ как Су-30 и Су-34 характерна возможность самостоятельной разведки целей без ассистирования самолёта ДРЛО, который является «слабым местом» звена истребителей пятого поколения, так как может быть уничтожен дальней ракетой, специально созданной для поражения самолётов ДРЛО, такой как 40Н6Е для С-400, на дальности 350—400 км. Су-30 и Су-34 ориентированы больше не на скрытность, а на применение мощных средств РЭБ (в случае обнаружения противником и начала атаки). Для Су-30 и Су-34 это модули РЭБ Хибины и Сорбция-С, боевой опыт применения которых показал возможность нейтрализации не только весьма ограниченных радаров истребителей, а целых комплексов ПВО (таких как «Кольчуга») под управлением интегрированных систем.
ЭДСУ
Как и на всех самолётах поколения 4++ в Су-30 используется ЭДСУ, так как самолёт имеет динамическую неустойчивость и полёт управляется за счёт компьютера отдающего команды рулям. Весьма совершенная ЭДСУ на Су-30, позволяет ему выполнять в автоматическом режиме «Кобру Пугачёва», что позволяет сбрасывать захват Су-30 как цели с «доплеровских радаров».
Двигатель
Су-30СМ оборудован двумя двухконтурными форсированными турбореактивными двигателями с управляемым вектором тяги (УВТ) АЛ-31ФП, что позволяет истребителю быть сверхманевренным.
Су-30МКК
Создан на базе Су-30М2, был собран в КнААПО в марте 1999 года. Его создали в связи с заинтересованностью в обновлении воздушных сил КНР. Данная модификация отличается от базовой отсутствием ПГО и наличием двигателей УВТ. Оперение подобно самолету Су-35 с разницей в наличии мощной антенны УКВ. Также самолет оснастили РЛС класса Н001ВЭ, которая способна достигать области действия до 100 км передней полусферы и 40 км задней. Встроена новая система ведения групповых боевых действий, система управления самонаводящихся ракет разных классов. На крыльях размещено 12 точек подвески.
Следует отметить базовое вооружение Су-30. В наличии имеется пушка ГШ-301 (одноствольная), ракеты класса «воздух − воздух» Р-27 средней дальности полета, четыре УР Р-73 с ТГС малой дальности, бомбы калибром до 500 кг (в частности ФАБ-250), КМГУ, НУРС и другое неуправляемое оружие класса «воздух − поверхность».
Самолет состоит на вооружении таких стран, как Россия (3 Су-30, 32 Су-30СМ, 16 Су-30М2, 5 Су-30СМ), Ангола (11 Су-30К), Алжир (16 Су-30), Венесуэла (24 Су-30МК2), Вьетнам (4 Су-30МК2-В, 48 Су-30МК2), Индия (200 Су-30МКИ), Индонезия (11 Су-30МК/МК2, 5 Су-27СК/СКМ), Казахстан (1 Су-30МК2), КНР (73 Су-30МКК, 24 Су-30МК2), Малайзия (18 Су-30МКМ), Уганда (6 Су-30МК2), Ирак (10 Су-30К).
Су-30, который по кодификации НАТО получил название Flanker-C, – многоцелевой двухместный истребитель, сконструирован на базе Су-27.
Этот самолет стал первым в мире серийным самолетом, который обладал сверхманевренностью.
Характеристики самолета Су-30
Модификация | Су-30 |
Размах крыла, м | 14.70 |
Длина самолета, м | 21.94 |
Высота самолета, м | 6.36 |
Площадь крыла, м2 | 62.00 |
Масса, кг пустого самолета | 17000 |
Масса, кг нормальная взлетная | 24000 |
Масса, кг максимальная взлетная | 33500 |
Тип двигателя | 2 ДТРД АЛ-З1Ф |
Тяга, кгс | 2 х 12500 |
Максимальная скорость, км/ч на высоте | 2125 (М=2.0) |
Максимальная скорость, км/ч у земли | 1400 |
Дальность полета, км без дозаправки | 3500 |
Дальность полета, км с одной дозаправкой в воздухе | 5200 |
Практический потолок, м | 19820 |
Экипаж, чел | 2 |
Вооружение: | 30-мм авиационная пушка ГШ-З01 (150 патронов) |
Боевая нагрузка — 6000 кг на 10 точках подвески | |
управляемые ракеты Р-27, Р-73 |
Иссин-рю кусаригама
Силовая установка
Истребитель Су-35, технические характеристики которого мы сегодня рассматриваем, оснащается парой двухконтурных турбореактивных силовых установок модели АЛ-41Ф1С. Моторы имеют форсажную камеру и всеракурсно управляемый вектор тяги. Для увеличения количества ракурсов оси поворота отклоняемых сопел сделали наклоненными. Эти двигатели, по сути, представляют собой упрощенный вариант мотора АЛ-41Ф1, разрабатываемого для истребителей пятого поколения.
Версия, используемая в Су-35, отличается сниженной форсажной и бесфорсажной тягой, а также наличием электромеханической системы управления. В форсажном режиме тяга каждого мотора равна 14500 кгс, без форсажа двигатель развивает только 8800 кгс. Мощности моторов достаточно для того, чтобы истребитель набирал сверхзвуковую скорость без применения форсажа.
Межремонтный ресурс двигателей составляет 1000 часов, а общий – 4000 часов. Во вспомогательной силовой установке самолета используется газотурбинный мотор ВГТД ТА14-130-35 мощностью в 105 кВт. Он обеспечивает кондиционирование отсеков и кабины самолета, а также электропитание бортовых потребителей.
Применение
Техника работы этим оружием позволяла нанести противнику удар с помощью гирьки, или запутать его с помощью цепи, после чего произвести атаку серпом.
Кроме этого, можно было метать в противника сам серп, после чего возвращать его с помощью цепи. Таким образом кусаригама использовалась при обороне крепостей. Крайне высокую сложность обучения владению данным оружием успешно компенсирует боевая универсальность: кусаригама может использоваться в качестве режущего, колющего, дробящего или даже метательного оружия.
Искусство ведения боя при помощи этого оружия называется кусаригамадзюцу.
Для достижения мастерского уровня владения кусаригама нужны тысячи часов тренировки. В первую очередь необходима отработка «маки» — техники обматывания цепью оружия противника. Для такого навыка нужно очень тонкое чувство атаки противника, в момент которой, например при поднимании меча и последующем ударе, к оппоненту надо приблизиться. Оценка расстояния и правильная раскрутка имеют решающее значение, поскольку малейшая ошибка может обернуться избиением воином самого себя. Но, помимо подобных тонких моментов, боец, работающий с кусаригама, в схватке будет иметь значительное преимущество за счёт разнообразия возможностей применения этого оружия.
Большинство воителей находило кусаригама очень специфическим оружием, а некоторые даже считали его использование нечестным, ввиду комбинированной природы этого оружия. Вероятно, количество времени, необходимое для овладения кусаригама, было самым главным фактором, ограничивающим его популярность.
Однако во владении этим видом оружия, кроме сложности освоения, существовал ещё один изъян — для эффективного использования кусаригама, а следовательно, и победы над противником необходимо было как можно больше свободного пространства, так как необходимо было эффективно развернуть цепь, чтобы захватить ею оружие противника, а потом уже атаковать его серпом спереди или подцепить лезвием со спины. Как раз этот изъян заметил и использовал в поединке искусный фехтовальщик Араки Матаэмон, сражавшийся с мастером кусаригама Ямада Синрюкан. Первый заманил противника в бамбуковую рощу, где недостаток свободного пространства помешал второму мастеру использовать своё смертоносное оружие.
Грозная красота
Сравнение Су-30СМ и Су-35
Многие любители военной авиации задаются вопросом о том, зачем ВВС РФ закупают сразу две модернизации самолета Су-27 – модели Су-30СМ и Су-35. На самом деле, тот факт, что у истребителей один предшественник, совершенно не значит, что они взаимозаменяемы. Во-первых, Су-30СМ, описание которого мы с вами рассмотрели, строился на базе двухместного СУ-27УБ, а Су-35 – на базе одноместного Су-27С. Во-вторых, герой нашего разговора имеет ПГО, а его соратник – нет. В третьих, Су-30СМ может одинаково успешно атаковать как воздушные, так и наземные цели, а Су-35 – предназначен для завоевания воздушного превосходства. И в-четвертых – Су-30СМ имеет массу вспомогательной аппаратуры, которая позволяет использовать его одновременно как боевую машину и командный пункт. Таким образом, сравнение СУ-30СМ и Су-35 не совсем некорректно.
Цена ТОЗ-8
Авиационные происшествия и катастрофы
По состоянию на 03.05.2018 года известно о потере в лётных происшествиях 16 самолётов семейства Су-30.
Дата | Бортовой номер | Место катастрофы | Жертвы | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
12.06.1999 | Париж | 0/2 | Разбился в демонстрационном полёте на авиасалоне в Ле Бурже, когда после фигуры высшего пилотажа задел землю хвостовой частью. | |
16.03.2004 | 81148 | 0/2 | Разбился в тренировочном полёте. | |
30.04.2009 | SB 021 | 1/2 | Разбился в тренировочном полёте. | |
30.11.2009 | Джайсалмер | 0/2 | Разбился в тренировочном полёте. | |
15.04.2010 | 81148 | 2/2 | Разбился в тренировочном полёте. | |
13.12.2011 | Пуна | 0/2 | Разбился в тренировочном полёте. | |
28.02.2012 | Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре | 0/2 | Во время приёмочных испытаний для ВВС Вьетнама представителями министерства обороны на ОАО «КнААПО» самолёт потерпел крушение в 130 км севернее Комсомольска-на-Амуре. При разгоне на высоте 3 км до максимальной приборной скорости загорелся правый двигатель, что привело к повреждению системы управления самолётом. По команде центра управления полётами лётчики катапультировались. Командир экипажа получил лёгкие травмы при приземлении в результате удара о дерево. | |
19.02.2013 | Раджастхан | 0/2 | Разбился в тренировочном полёте. Пострадавших нет, пилотам удалось катапультироваться. | |
21.12.2013 | ?/2 | Самолёт ВВС Уганды сбит во время удара по силам генерала Питера Гадета в Южном Судане. Судьба экипажа неизвестна. | ||
14.10.2014 | SB050 | Пуна | 0/2 | Истребитель упал во время тренировочного полёта вскоре после взлёта.. |
19.05.2015 | SB137 | Ассам | 0/2 | Су-30МКИ потерпел катастрофу из-за технической неисправности, пилоты катапультировались. Из-за взрыва на земле двое человек получили ранения. |
17.09.2015 | AMB-0460 | 2/2 | Су-30МК2 разбился во время преследования самолёта нарушителя государственной границы. | |
14.06.2016 | 8585 | 1/2 | Су-30МК2 ВВС Вьетнама упал в море. | |
15.03.2017 | Раджастхан | 0/2 | Су-30МКИ потерпел катастрофу из-за технической неисправности, пилоты катапультировались. | |
23.05.2017 | Ассам | 0/2 | Су-30МКИ пропал с экранов радаров во время проведения учебно-тренировочного полёта.: Обломки самолёта обнаружены 26 мая в 60 км от аэродрома. | |
03.05.2018 | 2/2 | Су-30СМ ВКС России упал в Средиземное море. |
Авиационные происшествия и катастрофы
По состоянию на 03.05.2018 года известно о потере в лётных происшествиях 16 самолётов семейства Су-30.
Дата | Бортовой номер | Место катастрофы | Жертвы | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
12.06.1999 | Париж | 0/2 | Разбился в демонстрационном полёте на авиасалоне в Ле Бурже, когда после фигуры высшего пилотажа задел землю хвостовой частью. | |
16.03.2004 | 81148 | 0/2 | Разбился в тренировочном полёте. | |
30.04.2009 | SB 021 | 1/2 | Разбился в тренировочном полёте. | |
30.11.2009 | Джайсалмер | 0/2 | Разбился в тренировочном полёте. | |
15.04.2010 | 81148 | 2/2 | Разбился в тренировочном полёте. | |
13.12.2011 | Пуна | 0/2 | Разбился в тренировочном полёте. | |
28.02.2012 | Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре | 0/2 | Во время приёмочных испытаний для ВВС Вьетнама представителями министерства обороны на ОАО «КнААПО» самолёт потерпел крушение в 130 км севернее Комсомольска-на-Амуре. При разгоне на высоте 3 км до максимальной приборной скорости загорелся правый двигатель, что привело к повреждению системы управления самолётом. По команде центра управления полётами лётчики катапультировались. Командир экипажа получил лёгкие травмы при приземлении в результате удара о дерево. | |
19.02.2013 | Раджастхан | 0/2 | Разбился в тренировочном полёте. Пострадавших нет, пилотам удалось катапультироваться. | |
21.12.2013 | ?/2 | Самолёт ВВС Уганды сбит во время удара по силам генерала Питера Гадета в Южном Судане. Судьба экипажа неизвестна. | ||
14.10.2014 | SB050 | Пуна | 0/2 | Истребитель упал во время тренировочного полёта вскоре после взлёта.. |
19.05.2015 | SB137 | Ассам | 0/2 | Су-30МКИ потерпел катастрофу из-за технической неисправности, пилоты катапультировались. Из-за взрыва на земле двое человек получили ранения. |
17.09.2015 | AMB-0460 | 2/2 | Су-30МК2 разбился во время преследования самолёта нарушителя государственной границы. | |
14.06.2016 | 8585 | 1/2 | Су-30МК2 ВВС Вьетнама упал в море. | |
15.03.2017 | Раджастхан | 0/2 | Су-30МКИ потерпел катастрофу из-за технической неисправности, пилоты катапультировались. | |
23.05.2017 | Ассам | 0/2 | Су-30МКИ пропал с экранов радаров во время проведения учебно-тренировочного полёта.: Обломки самолёта обнаружены 26 мая в 60 км от аэродрома. | |
03.05.2018 | 2/2 | Су-30СМ ВКС России упал в Средиземное море. |
Технические характеристики пистолета ОСА ПБ-4-2
- Калибр: 18,5х55Т
- Длина: 130 мм
- Высота: 119 мм
- Ширина: 39 мм
Масса без патронов: 350 г.
- Емкость блока: 4 патрона
- Усилие спуска: 3,5-4,5 кгс
Источник питания:
- для стрельбы — импульсный генератор МИГ-1К1
- для ЛЦУ — литиевая батарея CR-123
Температурный диапазон применения
- стрельба от -30° до +50° С,
- ЛЦУ – от -10° до +40° С;
Кучность стрельбы на дальности 10 метров:
для серии из 4-х выстрелов не более 220 мм
Травматическое оружие самообороны — оооп
Описание
Является результатом глубокой модернизации двухместного учебно-боевого истребителя Су-27УБ. Необходим для защиты объектов и войск, находящихся на земле, ликвидации в небе десанта, в осуществлении разведки в небе и обстрела целей над водой и на земле, для руководства боевыми групповыми действиями истребителей при стремлении к господству в небе, а также в создании необходимых условий для боевых действий других родов авиации. От своего предшественника Су-30 отличается возможностью выполнять боевые действия, сопряженные с большим временем и дальностью нахождения в небе, а также с эффективным руководством группы истребителей.
При создании истребителя его оснастили улучшенной системой жизнеобеспечения, новейшими навигационными системами, системой дозаправки в небе и увеличенным количеством аппаратов руководства групповыми действиями. Также заметно возросла боевая эффективность, из-за применения новой системы управления вооружением и ракет.
Международное признание
Авторитет этого самолета зарабатывался сложно. По мнению многих зарубежных специалистов, разваленная российская «оборонка» просто физические не могла выдавать ничего стоящего, а потому первоначально интерес к нашей технике был пренебрежительно-скептический. Но все изменилось после нескольких международных учений. В то время многие поняли, что сильно недооценили российский самолет. Впрочем, некоторые эксперты оказались более прозорливыми: когда они получили сведения о модернизированных Су-27, которые также поставлялись Индии, они высоко отозвались о характеристиках этой машины.
Даже эти машины, результатом улучшения которых и стал самолет Су-30 СМ, показатели которого значительно лучше, сумели зарекомендовать себя как надежная и высококлассная боевая техника. После этого высшее командование ВВС Индии решило, что уровень их пилотов вполне позволяет, чтобы они померялись силами с американскими летчиками. Произошло это на учениях Cope India-2004, когда противниками индусских Су-30 СМ, фото которых есть в статье, стали штатовские F-15C.
Кабина
Одной из главных особенностей самолета является кабина, в которой летчики располагаются тандемом (один за другим). Наличие бортовой радиоэлектронной станции, оснащенной фазированной решеткой, позволяет обнаруживать и сопровождать одновременно до 15 объектов. При этом четыре из них можно одновременно атаковать. Работу пилотов упрощают системы индикации на лобовом стекле и нашлемного целеуказания. Кабина также оснащается мультифункциональными жидкокристаллическими дисплеями. Благодаря всему этому летчики постоянно пребывают в полной осведомленности о воздушной обстановке.