Оружие японских ниндзя
Содержание:
- Содержание
- Оружие синоби было экзотичнымдаже по меркам средневековой Японии
- История [ править ]
- Ислам Краткий обзор
- Ингредиенты
- Разновидности кусаригам
- Использование в боевых условиях
- Ниндзя были сильно увлечены эзотерикой
- Явара
- Историческая справка – кусаригама
- Современный Каларипаятту
- Кусаригама: самое экзотическое оружие средневековой Японии
- Версии
- Конструкция
- Первый ниндзя был принцем в костюме горничной
- Кусаригама
Содержание
Оружие синоби было экзотичнымдаже по меркам средневековой Японии
Вопреки стереотипам, ниндзя не пытались развить какое-то собственное уникальное боевое искусство. Они просто брали то, чего достигли самураи и монахи, и приспосабливали к своим нуждам.
Ниндзято в представлениях наших современников.
К примеру, меч этих убийц под названием «ниндзято» зачастую был просто трофейной катаной, которую укорачивали и изредка переделывали так, чтобы можно было делать колющие удары. Это делалось для того, чтобы было удобнее орудовать в узких помещениях и кустах, где ниндзя мог сидеть в засаде. Другое распространенное оружие синоби — сикомидзуэ, клинок, спрятанный в посохе, что позволяло выдавать себя за странствующего монаха.
Кусаригама.
Однако остальное оружие ниндзя зачастую было изощренным и маскировалось под крестьянские орудия труда. Самый известный пример — кусаригама, серп с цепью и грузом. Использовались духовые трубки для стрельбы дротиками (фукия), укороченные версии самурайских луков юми, сюрикены, а также всевозможные ловушки с шипами и пороховые бомбы.
Неожиданный факт: ниндзя использользовали секиры и щиты.
По сюжету Sekiro главный герой лишился руки, однако мастер-резчик буши сделал ему новую, лучше прежней. Одна из модификаций протеза — это самая настоящая секира. Ниндзя с тяжелым топором выглядит непривычно, но, как ни странно, это не идет вразрез с историчностью. Синоби действительно пользовались секирами под названием «оно». Такие длинные и тяжелые топоры таскали с собой странствующие монахи и лесорубы, а во время заданий ниндзя зачастую переодевались именно под эти типажи. Топор, способный пробить доспехи, — неприятный сюрприз для самурая.
Топор оно.
Еще непривычнее кажется тот факт, что синоби нередко пользовались щитами. Когда-то воинское сословие Японии само не брезговало ими, но со временем преисполнилось презрения к этому средству защиты, ведь настоящий воин не должен прятаться за какие-то деревяшки. Правда, они не исчезли полностью и остались в виде рудимента — огромных наплечников о-содэ на доспехе самурая.
А вот синоби сохранили память о щитах и использовали их, ведь кодекс бусидо был написан не для них. Круглый и обитый толстой кожей тэцу-но камэ был превосходным подспорьем для не слишком удачливого убийцы. Такой щит можно было надеть на спину и, убегая, иметь неплохой шанс того, что самурайские стрелы и пули застрянут в нем. Однорукий Волк в Sekiro тоже пользуется щитом — это одно из умений, доступных как апгрейд его протеза.
Яды, огнестрел и даже огнеметы — все это нашло место в арсенале ниндзя.
Синоби явно не были консерваторами в том, что касается оружия. Как только в стране появлялось что-то новое, они тут же придумывали, как это приспособить. Стоило дзен-буддистам привезти в Японию чай, и ниндзя придумали, как делать из него яд. Едва китайцы завезли порох, и синоби принялись делать бомбы. Как только португальцы завезли аркебузы, монахи-ямабуси и ниндзя принялись использовать их в покушениях.
Например, знаменитый убийца Дзэндзюбо был мастером аркебуз и даже пытался убить объединителя Японии Оду Нобунагу. Однако он залег слишком далеко, и пули не пробили доспех военачальника. Другая полулегендарная история рассказывает о том, как один ниндзя совершил покушение на преемника Оды, Тоётоми Хидэёси. Синоби спрятался в подполе, но был «выкурен» из своего укрытия другим ниндзя, работавшим на Хидэёси. Причем использовал он для этого огнемет!
Герой Sekiro также использует огнемет, стреляющий во врага облаком огня. Сейчас уже не узнать, как именно выглядело оригинальное устройство ниндзя, так что такая фантазия на тему вполне имеет право на жизнь.
Огнестрельное оружие ловко маскировалось. Ниндзя быстро поняли, какую силу имеет огнестрел, особенно замаскированный. В их арсенале было такое оружие, как ядатэ-тэппо (ружье, замаскированное под футляр для кисти), вакидзаси-тэппо (ружье, замаскированное под меч-вакидзаси), а также кисэру-тэппо (ружье, замаскированное под курительную трубку). Сохранились сведения даже о замаскированных под поваленные деревья пушках.
История [ править ]
Нет никаких свидетельств того, что кусаригама использовалась в качестве оружия массового боя. Раскачивание его длинной цепи может подвергнуть опасности союзников и будет неэффективным против брони. Оружие наиболее полезно, когда оно используется против противника, который атакует мечом; он не так полезен против более длинного оружия, такого как копье, нагината или бо . Возможно, его носили как запасное оружие из-за его небольшого веса. Вероятно, кусаригама была распространена в период Эдо , использовалась против фехтовальщиков и в качестве тренировочного оружия, но впервые она была создана в период Муромати .
С 12 века до времен сёгуната Токугава многие бойцы специализировались на использовании этого оружия. Одним из этих бойцов был Ямада Синрюкан , человек, победивший многих фехтовальщиков; он был пойман в бамбуковой роще Араки Матаэмоном и убит. Ямаде не хватило места в бамбуковой роще, чтобы крутить цепь своей кусаригамы . Оружие использовалось ниндзя . кусаригам также был использован в качестве «игрушки для воинов со временем на их руках, и средство привлечения сельских студентов , которые хотели сделать что — то уникальное в местных фестивалях». Оружием пользовались и женщины-самураи.
Школы кендзюцу , дзюдзюцу и нагинатадзюцу обучали кусаригамадзюцу , искусству обращения с кусаригамой . Он сочетал в себе аспекты камадзюцу , кусаридзюцу и фундодзюцу . Камадзюцу относится к каме (серпу), кусаридзюцу относится к цепи, а фундодзюцу относится к весу. Кусари-фундо относится к цепи в сочетании с железным грузом.
Ручка кусаригамы окружена раденом, который представляет собой инкрустацию из лакированного дерева с кусочками перламутра . Ручка часто имеет металлические полосы или полосы для усиления на обоих концах.
Книга Эллиса АмдураСтарая школа: очерки японских боевых традиций» пересказывает миф о происхождении кусаригамы . По сюжету фермер, который срезал рисовые растения серпом, подвергся нападению самурая . Фермер использовал серп с цепью, чтобы победить воина. По словам Амдура, поймать противника цепью неэффективно, а фермерский серп был бы неудобным оружием. Он также заявляет, что нет никаких свидетельств использования кусаригамы крестьянами или того, что она была получена из орудия фермера. Однако Донн Ф. Дрегер упоминает в своей книге « Всеобъемлющие азиатские боевые искусства»что серп, относящийся к каме , первоначально использовался в сельском хозяйстве, а затем стал использоваться как оружие.
Ислам Краткий обзор
Ингредиенты
Разновидности кусаригам
Разновидностей кусаригам японские бойцы напридумывали огромное число. Так, в некоторых вариациях фундо заменялись довольно-таки специфическими атрибутами:
- Мотки горящих тканей;
- Взрывчатые вещества в специальных емкостях;
- Живые ядовитые змеи;
- Факелы и прочее.
Когда вместо традиционных грузил кусаригамы оснащались пакетами с взрывчатыми смесями, такая разновидность вооружения называлась «бакухацу-гамой», что переводилось как «взрывной серп». Важнейшей изюминкой этого хитроумного приспособления являлась полнейшая внезапность для неприятеля при непосредственном соприкосновении с ним, а особенно от воздействия оригинального «взрывпакета».
В результате контактирования оружия с неприятелем раздавался громоподобный взрыв, который на некоторое время полностью приводил к дезориентации неприятеля. После такого контакта, неприятель представал перед атакующим в более уязвимом положении для последующих нападений. Особенно эффективно эта разновидность кусаригам действовала против группы неприятелей.
Виды кусаригам изменялись в зависимости от того, какие школы занимались разработкой и боевым их применением. Одной из самых успешных школ в области кусаригама-дзюцу специалисты называют школу Иссин-рю. Некоторые из них предполагают, что ее образовал Нэн Ами Дзион в XIV или XV столетии, другие же считают, что Тан Иссин, но позднее.
Собственно кусаригамы этой школы отличаются среди прочих по своему дизайну. Они состояли из чрезвычайно длинных цепей и прямых лезвий, заточенных с обеих сторон. И это притом, что, как правило, они заострялись только с внутренних частей серпов. Кроме того, кусаригамы школы Иссин-рю обладали металлическими гардами для предохранения кистей рук.
Существовала еще и так называемая каен-кусаригама. Ее отличительной чертой от стандартных образцов аналогичного вооружения было то, что ее грузило оборачивалось куском пылающего материала. Вследствие этого усовершенствования атакующие достигали невероятного деморализующего воздействия на неприятелей.
Самой изощренной и удивительной составляющей в данном вооружении было использование живой ядовитой змеи. Главным образом для этих целей задействовались мамуси. Это такая разновидность японских щитомордников. С помощью мамуси-гам, или змеиных серпов, достигалось отвлечение неприятеля. Это предоставляло атакующим драгоценные доли секунды для нанесения точных решающих исход боя ударов.
Интересно, что сами воины принимали всеобщее осуждение этого холодного оружия, как не совсем честного.
Использование в боевых условиях
Это оружие действительно смертоносное, чтобы от него уберечься, надо очень изловчиться. Само приспособление всегда находится в руках владельца, а вот грузилом отчерчивалось огромное расстояние. Искусным бойцам легко одолевались мечники и лучники. Явное преимущество этого оружия, его способность действовать как на ближнем, так и дальнем расстоянии.
Грузилом выполнялись несколько действий помогающих в захвате и обездвижении неприятеля. При его помощи можно было оставить врага безоружным или раздробить что-нибудь. Так как конструкция зависела от владельца, могли добавляться и другие функции.
Ниндзя были сильно увлечены эзотерикой
Актер театра изображает секретные движения кудзикири.
Одна из вещей, которые попали в современную поп-культуру благодаря ниндзя — это техника кудзикири, или «девять печатей». Вы наверняка видели ее в аниме, фильмах, или хотя бы в мемах о «Наруто»: синоби делает странную фигуру пальцами и обретает фантастическую силу. Нечто подобное есть и в Sekiro: Однорукий Волк совершает быстрые жесты руками, на его теле загорается иероглиф, и герой становится сильнее.
Истоки веры в силу магических движений лежат в происхождении синоби. Монахи-ямабуси и даосские отшельники (мода, пришедшая из Китая) сильно повлияли на ниндзя. От первых они взяли буддийскую эзотерику с ее мантрами и медитациями, а от вторых — интерес к алхимии и зельям.
Так что обилие диковатых псевдоэзотерических предметов в Sekiro не должно смущать: ниндзя действительно были помешаны на тайных знаниях, астрологии и магии. Видимо, в профессии шпиона, где слишком многое зависит от удачи, нужно много плацебо. Очень много плацебо.
Явара
Это деревянный цилиндр, от 10 до 15 сантиметров в длину и 3 сантиметра в диаметре. Явара обхватывается пальцами, а её концы выступают по обе стороны кулака. Таким образом, этот довольно простой кастет служит для утяжеления и усиления эффекта от удара. Но назначение явары заключается в нанесении тычковых ударов концами торцов, преимущественно в центры нервных пучков, сухожилия и связки.
Само появление явары в японской культуре объясняют две версии. По одной из них, японский кастет является подобием символа веры, который был атрибутом буддистских монахов – виджра. Это небольшое древко, напоминающие изображение молнии, которое монахи использовали не только в ритуальных целях, но и в качестве оружия, так как им было необходимо его иметь. Вторая версия является наиболее правдоподобной. Обыкновенный пестик, который использовали для толчения в ступе злаков или приправ, и стал прообразом явары.
Историческая справка – кусаригама
Человек, в отличие от большинства представителей дикой природы, никогда не обладал внушительным арсеналом клыков, когтей, ядовитых желез и прочих ухищрений, позволяющих выжить, и не оказаться в самом начале пищевой цепи. Зато потомки Адама и Евы могут похвастаться изощренным разумом, львиная доля которого была направлена на изобретение и доведение до совершенства всевозможных орудий убийства. Оружие всегда было и будет неотъемлемым атрибутом человеческой культуры. Более того оружие можно считать зеркалом той эпохи, в лоне которой, оно было рождено. В рамках этого положения особый интерес представляют некоторые экзотические виды вооружения, коими успешно пользовались наши далекие предки.
Кусаригама (кусари-кама)
Это традиционное японское оружие представляет собой серп, иначе называемый кама, к которому при помощи цепи (кусари) прикрепляется ударный груз. Цепь крепится либо к концу рукояти серпа, либо к его обуху. Рукоятка серпа в среднем достигает в длину 60 см, в то время как длина лезвия серпа составляет 20 см. Самым внушительным по размеру элементом кусаригама является цепь, ее длина может составлять 2,5 м. Лезвие серпа затачивается с внутренней, вогнутой стороны.
В некоторых вариациях оружия ударный груз, именуемый фундо, мог быть заменен на ряд весьма специфических вещей: емкость с взрывчатым веществом, кусок горящей ткани, небольшой факел, живая змея. Кусаригама оснащенная вместо обычного грузика емкостью с взрывчатым порошком, называется Взрывной серп (бакухацу-гама). Сущность этой хитро-выдуманной конструкции заключается в эффекте неожиданности, возникающем при соприкосновении «взрывпакета» с противником. В результате контакта происходил громкий хлопок, который легко мог дезориентировать соперника, тем самым сделав его более уязвимым для последующих атак. Каен-кусаригама отличалась от стандартной версии оружия тем, что грузик был обернут куском горящей ткани. Такое усовершенствование позволяло производить усиленный деморализующий эффект. Однако, самым странным и изощренным компонентом этого вида оружия можно считать живую ядовитую змею. Чаще всего использовался японский щитомордник – Mamushi. Змеиный серп (мамуси-гама) позволял отвлечь противника при помощи змеи и выгадать тем самым время для нанесения точного удара.
Кусаригама сочетает в себе качества колющего, режущего, метательного и ударно-дробящего оружия. Такая универсальность оплачивалась долгим и тяжелым обучением искусству владения этим необыкновенным серпом. Кусаригама-дзуцу входит в традиции японского боевого искусства владения холодным оружием – кобудо.
При помощи кусаригама можно было комбинировать атаки ближнего и дальнего боя. Защититься от столь непредсказуемого двустороннего оружия было довольно непросто. Человек в совершенстве владеющий кусаригама мог успешно противостоять практически любому бойцу. При помощи грузила можно было ошеломить, обезоружить, травмировать дезориентировать и даже обездвижить противника. Серп использовался для отражения атак, точечных ударов и добивания соперника. Иногда серп использовали для метания с последующим возвращением при помощи цепи. Минусом данного оружия можно считать необходимость открытого пространства, в котором можно свободно раскачивать цепь с грузилом.
История возникновения кусаригама доподлинно никому не известна. По одной версии данное оружие появилось благодаря смекалке ниндзя, которые вынуждены были маскировать свое оружие под сельскохозяйственные инструменты. Особенно правдиво данная версия выглядит на фоне того, что подобное оружие преимущественно использовалось в период Сэнгоку. То смутное время воюющих провинций было наполнено тайными убийствами, исполнение которых требовало повышенного уровня конспирации. По другой версии боевой серп появился в среде крестьян, которые активно пользовались им в своей повседневной жизни.
Одной из самых известных школ боевых искусств использующих кусари-кама является Иссин-рю. Предположительно основателем Иссин-рю быд самурай Нэн Ами Дзион, живший в XIV веке. Однако, доподлинно известно, что современные техники школы были включены в программу обучения не позднее XVII века, при непосредственном участии мастера по имени Хараюки Уэмон Удзисада. Согласно легенде Нэн Ами Дзион увидел во сне божество с серпом в одной руке, и металлическим грузилом в другой руке. Кусаригама школы Иссин-рю несколько отличается от остальных, нетипично длинной цепью (3,6м) и обоюдоострым лезвием серпа.
Современный Каларипаятту
В современной Индии Каларипаятту начали активно развивать с 1920 года как символ противостояния колониальному британскому режиму, а особенно с началом всемирного интереса к боевым искусствам вообще и рукопашному бою в частности.
В Каларипаятту различают Северный стиль, в котором много акробатики, гибкости, высоких прыжков, и атак по разным уровням, и Южный стиль, где основы составляют тяжелые удары, работа с оружием, и воздействие на болевые точки.
Когда англичане захватили Индию, они запретили заниматься национальной борьбой, увидев в ней символ сопротивления своей власти, поэтому система ушла в подполье, передаваемая втайне от мастера к сыну или любимому ученику. Теперь, понятное дело, она вышла из тени и стала популярна, причем настолько, что даже добрались до холодной России, где уже пятнадцать лет преподается в Санкт-Петербурге и какое-то время преподавалась в Москве.
Кусаригама: самое экзотическое оружие средневековой Японии
Человек – существо довольно слабое и уязвимое. Природа не дала нам ни силы медведя, ни когтей тигра, ни яда гадюки. Наши ноги не сравнятся в прыткости с оленем или зайцем. Зато эволюция наделила человека чрезвычайно развитым мозгом, который оказался куда более эффективным инструментом в борьбе за выживание, чем когти и клыки. Люди с незапамятных времен использовали свой интеллект для изобретения всевозможных орудий убийств, нередко используя для этого подручные материалы.
Ярким примером человеческой изобретательности в этой области служит кусаригама – разновидность японского холодного оружия, которое появилось примерно в XIV столетии. Неизвестно, кому именно первому в голову пришел чертеж кусаригамы, но уже в период Муромати она получила весьма широкое распространение.
Даже для экзотической Японии, страны загадочных ниндзя и самураев, внешний вид этого оружия кажется очень необычным. Несмотря на это, тяжелая кусаригама была эффективным боевым оружием, которое с большим успехом применялось воинами прошлого.
Это японское оружие состояло из серпа (он назывался кама), лезвие которого находилось перпендикулярно к рукояти и имело специальную заточку, а также ударного груза (фундо), прикрепленного к серпу с помощью веревки или цепи (кусари). Рукоять серпа имела длину 50-60 см, а его лезвие – примерно 20 см. Цепь имела значительные размеры, иногда они достигали 3,5 метров. Она могла крепиться как к обуху серпа, так и к противоположному концу рукояти.
Существовало большое количество разновидностей кусаригамы. Они отличались размерами своих элементов, а также их формой. Вместо обычного груза, на конец цепи могли подвешивать и другие «боевые части»: емкости со взрывчаткой или горючим веществом, шары, утыканные острыми шипами, горящие факелы. Если вместо обычного грузика на конец цепи была подвешена емкость со взрывчаткой, то в этом случае оружие именовалось бакухацу-гама или взрывной серп.
Иногда груз обматывали тряпкой, пропитанной зажигательным составом. В бою ее поджигали, чтобы еще больше деморализовать противника. До нас дошли сведения, что иногда на конец цепи привязывали живую ядовитую гадюку, обычно для этой цели использовали японского щитомордника. Неизвестно, правда это или нет, и насколько эффективным было оружие с таким диковинным поражающим элементом, но на врагов оно точно наводило дикий ужас.
Версии
Конструкция
Первый ниндзя был принцем в костюме горничной
Легенды говорят о том, что первым синоби был наследный принц II века Ямато Такэру, сын императора Кейку. В 97 году он хладнокровно убил вождя и героя варварского народа кумасо, переодевшись в одежду служанки и пробравшись в покои врага. Потеряв лидера, кумасо были легко покорены войсками Ямато.
Ниндзя произошли от воинственных монахов. Нельзя сказать точно, как появились ниндзя, и с какого момента истории японских лазутчиков стоит называть этим словом. Однако самая распространенная (и самая интересная) версия гласит, что синоби вышли из среды монахов-отшельников ямабуси. Те понимали буддизм весьма своеобразно, и медитациям предпочитали военную подготовку и муштру.
Ямабуси не сторонились не только битв, но и шпионажа. Живя в горах, они учились сливаться с местностью и выживать в дикой природе, что сделало их лучшими лазутчиками в стране. Этим не преминули воспользоваться аристократы и даже императоры, которым монахи «помогали» за щедрые пожертвования храму.
Кусаригама
Кусаригама (кусарикама) — это традиционное японское оружие, состоящее из серпа(кама) и цепи(кусари), которая соединяет его с ударным грузом(фундо). Место крепления цепи к серпу варьируется от конца его рукояти до основания лезвия камы.
Искусство владения кусаригама (кусаригама-дзуцу) входит в традиции кобудо (японское боевое искусство владения холодным оружием). Кусаригама сочетает в себе сразу несколько видов оружия: колюще-режущее, метательное и ударно-дробящее.
Кусаригама принято считать средневековым изобретением ниндзя, прототипом которого был обычный сельскохозяйственный серп, которым крестьяне собирали урожай, а солдаты во время походов прорубали себе путь сквозь высокую траву и другую растительность. Есть мнение, что появление кусаригама обуславливалось необходимостью маскировать оружие под не вызывающие подозрений предметы, в данном случае сельскохозяйственное орудие.
Разделяют два типа кусарикама: фермерский и воинский. У первого в составе серпа короткое лезвие, напоминающее изогнутый птичий клюв, лезвие второго же — это скорее небольшой меч. Оба крепятся к рукояти из твердых пород дерева. Фермерский тип кусарикама не имеет такой же дальности броска, что воинский, и менее эффективен в ближнем бою.
Этот вид комбинированного оружия является двусторонним. Одной из техник его применения было метание в противника грузила или запутывание его цепью с последующим нападением серпом. Или же можно использовать другой способ, где метание производится непосредственно камой, которая возвращается при помощи цепи.
Виды кусаригама варьируются в зависимости от школ, которые его используют. Наиболее успешной в кусаригама-дзуцу считается школа Иссин-рю, по одним предположениям, основанная Нэн Ами Дзионом в 14 или 15 веке, по другим же Тан Иссином в 17. Традиции Иссин-рю содержат учение о том, что кусаригама было изобретено Нэн Ами Дзионом после того, как во сне ему привиделось божество, державшее в одной руке серп, а в другой металлическое грузило. Кусаригама этой школы выделяется среди других своим дизайном: очень длинная цепь и прямое лезвие, заточенное с двух сторон, тогда как обычно оно острое лишь со внутренней части серпа. Так же кусаригама школы Иссин-рю имеет металлическую гарду для защиты рук.
Помимо классических элементов кусаригама может иметь и довольно экзотические дополнения, например, змею или взрывчатое вещество. Так разновидность с прикрепленными вместо грузика пакетами или баночками, содержащими в себе взрывчатый порошок, или горящими петардами носит название бакухацу-гама(взрывной серп). При нанесении удара противнику, соприкасаясь с ним или его оружием, пакет взрывался, заставляя того потерять ориентацию из-за громкого звука от взрыва или дыма, закрывающего обзор. Дезориентированного противника было проще атаковать и одержать над ним молниеносную победу. А некоторые изощренные воины начиняли сосуд ядом мгновенного действия, парализующим или убивающим противника при ударе. Но, пожалуй, самым необычным является мамуси-гама (змеиный серп), в котором вместо грузила используется живая ядовитая змея — японский щитомордник мамуси, которая при обматывании цепью кусает противника, впрыскивая в него яд, и позволяя атакующему уловить момент для нападения серпом, пока жертва пытается освободиться от гада. И еще один из видов кусаригама – это каен-кусаригама, грузик которого обернут горящей тканью, либо заменен на небольшой факел.
Многие воины считали использование кусаригама нечестным из-за его комбинированности и универсальности. Вполне возможно, что не самое широкое его распространение было обусловлено очень долгим сроком овладения искусства боя с помощью кусаригама.
Анастасия Мальцева