Танк элефант (olifant) — южноафриканский основной боевой танк: описание, характеристики, производитель, фото
Содержание:
Брянский фронт. Вторая попытка
Тем временем к полю сражения на макушке Орловского выступа прибыла 3-я гвардейская танковая армия П. С. Рыбалко. Её тоже решили использовать, чтобы расколоть выступ надвое. Начальник Автобронетанкового управления Красной армии Я. Н. Федоренко, словно чуя неладное, предлагал использовать 3-ю гвардейскую танковую армию на северном фасе орловской дуги.Фердинандов» там, кстати, не было. Но тов. Федоренко не послушали.
В итоге утром 19 июля танки Рыбалко продефилировали мимо поля неудачи своих предшественников у Подмаслово и влетели прямо вфердинанды» у другой деревеньки поблизости, Казинки. На 18 июля в строю в 7-м гвардейском танковом корпусе имелось исправными 129 Т-34 и 68 Т-70. К вечеру 19 июля от них осталось на ходу 32 Т-34 и 42 Т-70. Бой на большой дистанции имел свои особенности. В мощную оптику наводчикифердинандов» видели, как выскакивают танкисты из подбитых советских танков, но уже не успевали послать в них фугасный снаряд. Пулемётов же у них не было.
Тяжёлые самоходки даже отмечали на рабочих картах корпуса Рендулича.4 F» это четыреФердинанда» в подчинении 36-й МД
Потом на Брянском фронте пытались менять направления ударов, но немцы синхронно перебрасывали вдоль фронтафердинанды».
Так, в конце июля 1943 года 3-я гв. ТА пыталась пробить оборону так называемойГруппы Траута»(командира 78-й штурмовой дивизии). Уже после первых атак она получилафердинанды» с соседнего участка. Прорыва фронта так и не состоялось. Операция в целом развивалась каквыталкивание» немцев с Орловской дуги, а не как окружение и разгром.
Лето 1943 года действительно стало звёздным часомфердинандов». Но не только в качестве фотомодели для советских корреспондентов под Понырями. Странные самоходки стали одной из опор германской обороны в орловском выступе и крайне опасным противником для советских танков в операцииКутузов». До 42 единиц число безвозвратно потерянныхфердинандов» выросло только к августу 1943 года. Что самое обидное — рискованные решениянаверху» выводили советские танки прямо нафердинанды». Врага нельзя недооценивать. Наш противник в той войне был хитрым и опасным.
Вклад в культуру и историю
Машина Порше, несмотря на малый тираж, оставила яркий след в истории Второй Мировой войны. Наряду с «Тигром» и «Мессершмиттом», эта самоходка является символом Вермахта. Составившая славу германских самоходных систем, она была настоящим ужасом для противника.
Конечно, бороться можно научиться со всяким противником, но в 1943 году в войсках началась настоящая «фердинандофобия». Ушлые немцы пользовались этим, надевая ведра на стволы других самоходок, имитируя дульный тормоз.
Судя по мемуарам, только советские войска уничтожили около 600 «Фердинандов» за время боев, при общем выпуске в 91 единицу.
Не отставали и немцы. Чем тяжелее и не удачней протекала для них война, тем больше был счет уничтоженных советских танков. Часто в мемуарах танкисты и самоходчики называют цифры подбитых машин, вдвое превышающие количество бронетехники на участке фронта. И в одном, и в другом случае рассматриваемые самоходные установки играли громадную роль.
Большое внимание уделяется САУ в литературе. Художественное произведение «На войне как на войне», описывающее советских самоходчиков, содержит описание поле боя после встречи немецкой самоходки с группой «тридцатьчетверок», не в пользу для советской техники. Сами бойцы говорят о нем, как о достойном и опасном противнике
Сами бойцы говорят о нем, как о достойном и опасном противнике.
Собственно, проще назвать те игры, в которых САУ нет. Стоит отметить, что характеристики и описание в подобных поделках часто не соответствуют реальности. В угоду играбельности разработчики жертвуют настоящими характеристиками машины.
Можно самостоятельно сделать и поставить на полку легендарную машину. Многие фирмы, занимающиеся моделями, делают наборы по сборке в разных масштабах. Можно назвать бренды Cyber Hobby, Dragon, Italeri. Дважды производила и пускала в серию САУ фирма «Звезда». Первый выпуск, номер 3563, имел много неточностей.
Скопированные у Italeri лекала представляли «Элефант», и имели много неточностей. Следующая модель, 3653, представляет собой первый, получивший крещение под Курском «Фердинанд».
Вторая Мировая и Великая Отечественная война дали множество технических образцов, ставших легендами. Среди САУ немецкого производства «Фердинанд» занимает, безусловно, первое место.
Начало проектирования
В 1976 г. в рамках программы по модернизации британской бронетехники «Центурион» южноафриканские конструкторы начали работы по созданию танка Olifant Mk.1А. В результате модернизаторских работ в данной бронетехнике был произведен ряд изменений. В качестве вооружения танк «Элефант» оборудовали 105-миллиметровой пушкой L7A1. Раньше использовалась 83-миллиметровая. Кроме того, новое орудие снабдили лазерным дальномером и баллистическим вычислителем.
Также танк «Элефант» Mk.1А оснастили 81-миллиметровыми дымовыми гранатометами, подсвечиваемым ночным прицелом для командира, перископическими наблюдательными приборами. Пользоваться ими могли водитель и наводчик. Изображение, которые выводили данные приспособления, как утверждают специалисты, было лучшим, поскольку для них предусматривалось электронно-оптическое усиление. Учитывая условия, в которых планировалось эксплуатировать танк, разработчикам пришлось модернизировать радиоэлектронное оборудование. Например, местом для резервных антенн стали специальные трубки, задача которых – предотвратить изгибание антенн в условиях густой растительности. Каждую бронемашину укомплектовали индивидуальным резервуаром, в котором перевозилась питьевая вода. Имелась также варочная плита и необходимый набор инструментов. Поскольку ангольским FAPLA приходилось иметь дело преимущественно с бронетранспортерами, которые легко уничтожались зенитками, броневую защиту в танке решили не изменять. По той причине, что в условиях с густой растительностью бортовые экраны нередко цеплялись за кустарники, экипаж боевой единицы их просто демонтировал.
Боевое применение
Крещением «Фердинандов» стала битва на Курской дуге. Советская разведка, правда, уже 11 апреля имела сведения о новой технике, подвозимой к линии фронта. К сведениям был прикреплен примерный чертеж машины, достаточно похожий на оригинал. Было составлено требование о проектировании 85-100-мм орудии для борьбы с броней самоходок, но до летнего наступления Вермахта, само собой, войска эти орудия не получили.
Уже 8 июля в Главное бронетанковое управление СССР пришла радиограмма о застрявшем на минном поле «Фердинанде», сразу привлекшем внимание своим неповторимым силуэтом. Прилетевшим на осмотр офицерам не довелось видеть эту машину, так как за два дня немцы продвинулись вперед. В бой «Фердинанды» пошли у станции Поныри
Взять в лоб позицию советских войск у немцев не получалось, поэтому 9 июля была сформирована мощная штурмовая группа, в голове которой шли «Фердинанды». Тщетно выпускавшие снаряд за снарядом по САУ, советские артиллеристы, в итоге, оставили позиции у поселка Горелое
В бой «Фердинанды» пошли у станции Поныри. Взять в лоб позицию советских войск у немцев не получалось, поэтому 9 июля была сформирована мощная штурмовая группа, в голове которой шли «Фердинанды». Тщетно выпускавшие снаряд за снарядом по САУ, советские артиллеристы, в итоге, оставили позиции у поселка Горелое.
Этим маневром они заманили наступающую группировку на минные поля, а затем ударами с флангов уничтожили большое количество бронетехники. 11 июля основная масса наступающей техники была переброшена на другой участок фронта, оставшиеся части батальона «Фердинандов» попытались организовать эвакуацию подбитой техники.
Это было сопряжено со множеством трудностей. Главной из них было отсутствие достаточно мощных тягачей, способных утащить самоходки к своим.
Другой участок фронта, у поселка Теплое, атакуемый батальоном «Фердинандов», подвергся не меньшему прессингу. За счет более обдуманных действий противника, здесь потери самоходок были намного меньше. Но здесь произошел первый случай захвата боевой машины вместе с экипажем. Во время атаки, подвергшись массированному обстрелу тяжелой артиллерией, самоходчики начали маневрировать.
В результате машина попала на песок и «закопалась» в грунт. Сначала экипаж попытался своими силами откопать САУ, но подоспевшая советская пехота быстро переубедила немецких самоходчиков. Полностью исправная машина была вытащена из ловушки только в начале августа с помощью двух тракторов «Сталинец».
После окончания боев был проведен всесторонний анализ применения немцами новой самоходки, а так же способов эффективной борьбы с ней. Львиная доля машин были выведены из строя из-за подрыва на минах и повреждений ходовой части. Несколько САУ были подбиты тяжелой корпусной артиллерией и огнем СУ-152. Одна машина была уничтожена бомбой с , одну сожгли бутылками с КС пехотинцы.
И всего одна машина получила пробоину 76-мм снарядом, в полосе обороны Т-34-76 из 76-мм дивизионных пушек, огонь вёлся на дистанции всего 200-400 метров. Советские воины были под большим впечатлением от новых немецких машин. Командование, оценив сложность борьбы с «Фердинандом», дало распоряжение награждать орденами тех, кто смог в бою уничтожить эту машину.
Немцы сделали свои, неутешительные выводы. 39 из 90 имевшихся машин была потеряна под Курском, еще 4 машины сожгли в ходе отступления на Украине в 1943 году. Оставшиеся самоходки, в полном составе, кроме нескольких образцов, вывезли к Порше для доработки. Были заменены некоторые детали, установлен курсовой пулемет, и машина отправилась помогать в борьбе против союзников в Италии.
Широко распространен миф о том, что это перемещение было вызвано тяжестью системы и большей приспособленности итальянских каменистых дорог для них. На самом деле около 30 машин были отправлены на Восточный фронт, где в ходе отражений «10 сталинских ударов» 1944 года «Фердинанды», один за одним, отправлялись в небытие.
Последним сражением с участием этой машины стала битва за Берлин. Как бы ни было прекрасно орудие и броня, но сдержать Красную Армию весной 1945 года она не смогла.
Доставшиеся в качестве трофеев Советскому Союзу «Фердинанд» САУ использовались как мишени для апробации нового противотанкового оружия, разбирались до винтика для изучения, а затем были отправлены на слом. Единственная советская дошедшая до нашего времени машина стоит в знаменитой Кубинке.
Умения экипажа
Перед тем, как прокачивать перки у экипажа, необходимо изучить сильные и слабые стороны танка. Рекомендуемые умения, которые необходимо поэтапно прокачать экипажу:
1 перк:
- командир — «шестое чувство»;
- наводчик – «маскировка»;
- механик-водитель – «маскировка»;
- радист – «радиоперехват»;
- заряжающий – «маскировка»;
- заряжающий – «маскировка».
2 перк:
- командир – «боевое братство»;
- наводчик – «боевое братство»;
- механик-водитель — «боевое братство»;
- радист – «боевое братство»;
- заряжающий – «боевое братство»;
- заряжающий — «боевое братство».
3 перк:
- командир – «орлиный глаз»;
- наводчик – «снайпер»;
- механик-водитель – «король бездорожья»;
- радист – «маскировка»;
- заряжающий – «ремонт»;
- заряжающий – «ремонт».
4 перк:
- командир – «маскировка»;
- наводчик – «снайпер»;
- механик-водитель – «плавный ход»;
- радист – «ремонт»;
- заряжающий – «боевое братство»;
- заряжающий – «отчаянный».
Фердинанд обладает большим силуэтом, поэтому замаскировать его под снайпера не удастся. Если поставить соответствующее оборудование и прокачать умения экипажа на маскировку, то можно добиться неплохих показателей, однако, при первом же выстреле или движении, немец моментально будет засвечен.
«Слоны» в горах
Несмотря на точность данных, поступивших из СССР на запад, через некоторое время они перестали быть актуальными. После первого опыта, полученного на русском фронте, немцы модернизировали свои машины. «Фердинанды» получили новые 640-мм траки, а также пулемёты в лобовой плите брони. Вместо командирского люка установили башенку — теперь у командира был обзор по бортам. В процессе модернизации самоходные орудия претерпели и другие, менее заметные изменения. Модернизированные машины получили название «Элефант», то есть «Слон».
Описание и тактико-технические характеристики «Фердинанда», 22 апреля 1944 года. К этому времени машины уже выглядели и назывались иначе
Точная информация о немецких самоходных орудиях была как никогда важна для Союзников. 3 сентября 1943 года англо-американские войска атаковали «мягкое брюхо Европы», высадившись в Италии. «Фердинанды» туда попали не скоро, но разведка Союзников работала: тяжёлые машины появлялись в технических сводках вместе с рисунками для опознавания. Новой информации о гигантах не поступало, не было и фотографий — наводчики Союзников довольствовались рисунками с фотографий, снятых ещё под Курском. В ноябре 1943 года был опубликован очередной свежий справочник о немецких танках, но новой информации о «Фердинанде» в нём тоже не содержалось.
Направленному в Италию британскому 5-му корпусу тоже дали рисунок, сделанный со знаменитой фотографии в сводке об известных машинах противника
Приказ перебросить тогда всё ещё «Фердинанды» в Италию был отдан 1 февраля 1944 года, но проходившие модернизацию машины отправлять не торопились. Первая рота 653-го батальона тяжёлых истребителей танков в составе 11 боевых машин и одной БРЭМ «Бергефердинанд» получила свою матчасть 15 февраля 1944 года и прибыла в Рим 24 февраля. Так как полный батальон собрать не удалось, «Элефанты» отдали в подчинение 508-му тяжёлому танковому батальону, вооружённому «Тиграми».
Впервые в бой «Элефанты» пошли 28 февраля. Первые же эпизоды боевого применения показали, что решение задействовать такую тяжёлую технику в сложных условиях Италии было как минимум спорным. Первый «Элефант» встал намертво уже 1 марта. Эвакуация самоходки оказалась делом сложным, особенно под обстрелом, и, потеряв несколько человек убитыми и ранеными, немцы были вынуждены бросить ценнейшую машину. Ещё один «Элефант» подорвался на мине, и экипажу пришлось его уничтожить. После такого неудачного дебюта машины отвели от фронта, где они простаивали до мая.
Самовоспламенившийся на марше «Элефант», доставшийся американцам в качестве трофея. На фотографии видна командирская башенка и пулемётная установка во лбу корпуса — явные признаки модернизированной машины
23 мая 1944 года началось массированное наступление англо-американских войск на так называемую зимнюю линию укреплений, которые остановили наступление Союзников в конце 1943 года. Казалось бы, оборона должна была стать для «Элефантов» идеальным занятием — эти машины могли воспользоваться своей толстой лобовой бронёй и безнаказанно отстреливать американские танки. Однако самоходные орудия были замечены передовыми американскими наблюдателями и обстреляны американской артиллерией, которая вынудила экипажи «Элефантов» отступить.
В тот же день был потерян один «Элефант», а к 26 мая — ещё два: один пришлось бросить, так как у машины сбили гусеницу, у второго во время марша самовоспламенился двигатель. Экипажи самоходных орудий записали на свой счёт несколько «Шерманов», но на ситуацию в целом это никак не повлияло. Одна за другой установки выбывали из строя. Не все попадали под обстрел артиллерии или американских штурмовиков — некоторые застревали или ломались, и во время спешного отступления эвакуировать их не было возможности.
Разбитый «Элефант». Даже самая толстая броня не стала залогом успеха
Отставшие машины взрывались экипажами. 10 июня в роте осталось всего три самоходки, и остатки подразделения вернулись с фронта в Вену, где уцелевшая техника прошла ремонт. Больше в Италию «Элефанты» не вернулись. Интересно, что в безвозвратных потерях оставленные в Италии машины не числятся: по немецким данным, в мае у «Элефантов» потерь не было, а в июне они составили всего четыре машины.
Устройство «Фердинандов»
Гитлер не жалел никаких материалов для любимого конструктора, поэтому машины Порше получили самое лучшее. Моряки передали часть запасов цементированной брони, рассчитанной на огромные флотские калибры. Масса и толщина заставили соединять броневые листы «в шип», дополнительно используя шпонки для усиления. Разобрать эту конструкцию было невозможно.
Дальнейшая обварка корпуса производилась, скорее, для герметизации, а не для сочленения. Броневые листы борта и кормы ставились под небольшим наклоном, повышая снарядостойкость. Там же имелись амбразуры для ведения огня из оружия экипажа. Небольшой размер этих отверстий, правда, не позволял весть прицельную стрельбу, так как не была видна мушка.
Корма рубки имела бронированный люк. В него загружали снаряды, через него меняли орудие. В случае повреждения через эту же дверь спасался экипаж. Внутри находилось 6 человек, компоновка предусматривала водителя-механика и радиста в лобовой части, затем моторное отделение в середине, а в корме командир орудия, наводчик и двое заряжающих.
Вообще, двигатели «Фердинанда» были чем-то фантастическим по меркам танкостроения 1940-х. Карбюраторные 12-цилиндровые HL 120TRM в 265 л.с расположены были не один за другим а параллельно. Коленвал ДВС имел фланец, к которому крепился генератор Typ aGV постоянного тока напряжением 385 вольт фирмы Siemens-Schuckert.
Электричество от генераторов передавалось на 2 тяговых электродвигателя Siemens-Schuckert D149aAC мощностью по 230 кВт каждый. Электродвигатель вращал понижающий планетарный редуктор, который соответственно свою тяговую звездочку гусеницы.
Низковольтная цепь выполнена по однопроводной схеме. Некоторые приборы (радиостанция, освещение, вентилятор) питались от напряжения 12В, некоторые (стартеры, независимые обмотки возбуждения электромашин) от 24В. Четыре аккумулятора заряжались от расположенных на каждом двигателе 24-х вольтовых генераторов. Всю электрику производила фирма «Бош».
Проблему создавала система выхлопа газов. У 5-го опорного катка находилось выведение выхлопной трубы, вокруг все нагревалось, из подшипников испарялась смазка, а резиновый бандаж быстро выходил из строя.
Ходовую часть самоходной установки Порше взял у своего же танка «Леопард», придуманного в 1940 году. Особенностью в ней было наличие тележки для торсионов, по 3 на борт, а не установка их внутри корпуса. Это снискало Фердинанду любовь немецких техников, седевших лишь при упоминании о ходовой хеншелевского «Тигра».
Сами катки так же были удачны за счет бандажей внутри колеса. Это требовало в 4 раза меньше резины. Принцип работы на сдвиг повышало порог службы бандажа.
Признанием удачности опыта можно назвать введение катков подобной конструкции на тяжелые танки в конце войны. На одну сторону уходило 108-110 траков шириной 64 сантиметра.
Вооружение самоходной установки представляло собой 88-мм орудие, с длиной ствола 71 калибр (около 7 метров). Установлено орудие было в шаровой маске, в лобовой части рубки.
Эта конструкция оказалась неудачной, так как в щели во множестве попадали осколки и брызги свинца от пуль. В дальнейшем, для исправления этого недочета, ставились специальные защитные щитки. Орудие «Фердинанда», одно из самых сильных разработок в немецкой армии, первоначально было зенитным. После доводки его поставили на самоходку.
Его снаряды эффективно поражали с большого расстояния практически любую советскую или союзную бронетехнику. Боекомплект включал бронебойные и подкалиберные снаряды, а так же осколочно-фугасные, раздельного заряжания.
Отмеченное выше отсутствие пулемета на ранних машинах можно объяснить следующим образом. Согласно немецкой тактике, штурмовые самоходные установки должны двигаться во второй линии наступления, за танками и пехотой, прикрывая их огнем орудия. Под Курском высокая концентрация, а, главное, эффективность огня артиллерии заставило бросить самоходки вперед, с минимальным прикрытием.
Внутренняя связь поддерживалась переговорным устройством, за внешнюю связь отвечал радист (он же стрелок в модернизированном «Элефанте»).
Предложения по тактике на Ferdinand.
Правильная и успешная игра на данной ПТ зависит от ключевых факторов. Это выбор правильного направления для продавливания обороны противника и максимально удобной позиции, которая позволит нам эффективно использовать сильные стороны: урон, бронепробиваемость и лобовую броню. Попадая в топ, мы грозная сила для команды противника. В середине и внизу списка Фердинанд поддерживает ТТ в наступлении. Эффективно проявляет себя орудие при стрельбе на средние и дальние дистанции. Имея отличную бронепробиваемость, мы способны поражать цели с минимальным для нас риском
Очень важно не подпустить к себе ЛТ или СТ. Закружить нас очень просто и в случае, если рядом не окажется союзника, 99% вероятность, что мы отправимся в ангар
В целом можно сказать, что игра на Феде имеет жесткий оборонительно-наступательный характер.
Перейдем к достоинствам данной ПТ-САУ. Здесь можно выделить крепкое лобовое бронирование, мощное 128-мм орудие с прекрасным уроном, пробитием и прочностью и достаточно хороший обзор. Небольшим плюсом можно считать попадание Феди в топ, хотя это происходит и не так часто.
Недостатки не так сладки. Приходится смириться с отсутствием всякого рода маскировки. Замечают нас дальше, ввиду больших габаритов, попадают чаще. Федя достаточно медлителен, из-за чего противник может вести огонь по нам с больших дистанций преимущественно с пробитием. Ну и извечная проблема большинства ПТ это слабо защищенные борта и корма.
Самоходка в бою
Машины подоспели как раз к началу Курской битвы. Следует отметить один забавный факт: все советские фронтовики, участвовавшие в этом сражении, в один голос твердят, что танк “Фердинанд” применялся массово (чуть ли не тысячами) по всему фронту. Но реальность не соответствовала этим словам. В действительности, в боях участвовали только 90 машин, при этом их применяли только на одном участке фронта – в районе железнодорожной станции Поныри и поселка Теплое. Там сражались два дивизиона самоходок.
В целом можно сказать, что “Фердинанд” прошел боевое крещение успешно. Немаловажную роль сыграла боевая рубка, которая была хорошо бронирована. Из всех потерь наибольшее количество произошло на минных полях. Одна машина нарвалась на перекрестный обстрел нескольких противотанковых орудий и семи танков, но в ней обнаружили всего одну (!) пробоину. Еще три самоходки были уничтожены бутылкой с зажигательной смесью, попаданием авиабомбы и крупнокалиберным гаубичным снарядом. Именно в этих боях Красная армия и ощутила на себе всю мощь такой грозной машины, как танк “Фердинанд”, фото которого были сделаны тогда впервые. До этого никакой информацией о машине русские не располагали.
В ходе боев были выяснены достоинства и недостатки машин. Например, экипажи жаловались на то, что отсутствие пулемета снижает живучесть на поле боя. Эту проблему пытались решить оригинальным способом: ствол пулемета вставлялся в незаряженное орудие. Но можно представить себе, как это было неудобно и долго. Башня не вращалась, поэтому наводка пулемета осуществлялась всем корпусом.
Другой способ был тоже остроумным, но неэффективным: к задней части самоходки приваривали железную клетку, где располагалось 5 гренадеров. Но “Фердинанд”, танк крупный и опасный, всегда привлекал к себе огонь противника, поэтому долго они не жили. Пытались установить пулемет на крышу рубки, но обслуживающий его заряжающий рисковал жизнью так же, как и гренадеры в клетке.
Из более значительных изменений – провели усиленную герметизацию топливной системы двигателя машины, но она увеличивала вероятность возникновения пожара, что подтвердилось в первые недели боев. А еще выяснили, что ходовая сильно восприимчива к повреждениям от мин.