Юрий пашолок. длинный шмель или немецкая сау geschützwagen iii/iv hummel

Конструкция реактивных мин[ | код]

15-см ракета в музее Хамеенлинна

Боеприпас реактивного миномёта представляет собой цилиндр калибра 158 мм. Масса ракеты составляет 35 кг, из которой до 2 кг приходится на взрывчатое вещество (тротил)[источник не указан 1018 дней]. Весь цилиндр заполнен шашкой из медленно горящего дигликолевого пороха. В задней части цилиндра расположено 28 сопел, угол отклонения от продольной оси ракеты 14 градусов. Сопла сообщают мине в полёте вращение вокруг оси, чем достигается стабилизация в полёте и высокая точность попадания мины (рассеивание на дальности 6000 м: по дальности — 80—100 м, по направлению — 60—90 м). Сопла изготовлены заодно с корпусом. Изготовление снаряда при столь высоких точностных качествах рекордно дешево и не требует специального оборудования.

На конце цилиндра прикреплён в качестве боевой части небольшой контейнер, заполненный взрывчатым веществом. Сквозь него проходит канал основного сопла двигателя, обеспечивающее мине поступательное движение. Там же находится и ударно-инерционный взрыватель.

При загрузке реактивных мин с казённой части снаряды фиксируются специальными держателями, после чего в одно из сопел втыкается электрозапал. После наведения миномёта на цель расчёт уходит в укрытие и с помощью блока запуска выпускает сперва первые 3 ракеты, потом остальные 3. Запуск системы происходит дистанционно, от аккумулятора буксирующего транспортного средства. Залп продолжался около 10 секунд. Время перезарядки — до 1,5 минут (готовность к следующему залпу).

Типы реактивных мин | код

15-см ракета в музее

«Nebelwerfer» имел 5 типов реактивных мин, предназначенных для широкого круга задач.

Существовали следующие типы реактивных мин:

  • Осколочно-фугасные — предназначенные для поражения живой силы противника и лёгких укреплений.
  • Зажигательные — предназначенные для поражения объектов огнём путём разброса на местности нефтепродуктов и их воспламенения.
  • Газовые — применяемые для постановки дымовых завес (первоначальное применение).
  • Химические — снаряжённые отравляющими веществами.
  • Агитационные — предназначенные для разбрасывания листовок.

Калибр оставался постоянным — 158 мм, но каждый тип ракеты имел собственную конструкцию и разный вес (агитационная мина не имела заднего цилиндра, в отличие от фугасной, а также имела 16 сопел против 28 у фугасной).

Характеристики реактивных снарядов

Корпус реактивного снаряда

Реактивные снаряды М-8. Музей космонавтики и ракетной техники; Санкт-Петербург

Корпус реактивного снаряда (РС) представлял собой сварной цилиндр, поделённый на три отсека — отсек боевой части, двигательный отсек (камера сгорания с топливом) и реактивное сопло. Авиационный реактивный снаряд РС-132 имел длину 0,935 метра, диаметр 132 миллиметра и весил 23,1 кг, а реактивный снаряд М-13 для наземной установки БМ-13 имел длину 1,41 метра, диаметр 132 миллиметра и весил 42,3 кг. Внутри цилиндра с оперением находилась твёрдая нитроцеллюлоза. Масса боевой части снаряда М-13 22 кг. Масса взрывчатого вещества снаряда М-13 4,9 кг — «как шесть противотанковых гранат». Дальность стрельбы — до 8,4 км.

Боевая часть снаряжена зарядом взрывчатого вещества, для подрыва которого используются контактный (АМ-А) или неконтактный (АГДТ-А) взрыватели. Реактивный двигатель имеет камеру сгорания, в которой помещен метательный заряд в виде цилиндрических шашек из бездымного пороха с осевым каналом. На наружной части обоих концов камеры выполнены центрирующие утолщения с ввернутыми в них направляющими штифтами. Для воспламенения порохового заряда используется воспламенитель из дымного ружейного пороха. Образующиеся при горении пороховых шашек газы, истекают через сопло, перед которым расположена диафрагма (колосниковая решетка), препятствующая выбросу шашек через сопло. Стабилизация снаряда в полете обеспечивается с помощью хвостового стабилизатора из четырёх стальных штампованных перьев.

М-8 М-13 М-13 УК М-13 ДД М-20 М-28 М-30 M-31 М-31 УК
Год принятия на вооружение 1937 1938 1944 1944 1942 1942 1942 1943 1944
Калибр мм 82 132 132 132 132 280 300 310 310
Длина мм 714 1415 1415 2120 2090 1450 1450 1750 1750
Масса корпуса ракеты кг. 14,1 28,7
Масса боеголовки кг. 5,4 21,3 52,4
Масса взрывчатого вещества (ВВ)

в боеголовке

кг. 0,64 4,9 4,9 4,9 18,4 28,9 28,9 28,9 28,9
Масса порожней ракеты кг. 6,8 35,4 81,1
Масса топлива кг. 1,18 7,15 7,15 15,0 7,15 7,15 7,15 11,25 11,25
Взлетная масса кг. 8,0 42,0 42,3 62,5 57,5 65,0 76,0 92,4 95,0
Отношение массы ракеты к массе боеголовки 1,2 1,2 1,1
Доля стартовой массы приходящаяся на топливо % 15,0 16,7 12,2
Грузоподъёмность (соотношение массы боеголовки к стартовой массе) % 50,1 56,7
Скорость в момент выгорания топлива м / с 315 355 355 520 260 260 195 255 245
Максимальная дальность полёта м 5500 8470 7900 11800 5000 1900 2800 4300 4000

История создания

В 1916 году профессор Иван Платонович Граве создал желатиновый порох, усовершенствовав бездымный порох французского изобретателя Поля Вьеля.

В 1921 году разработчики Н. И. Тихомиров, В. А. Артемьев из газодинамической лаборатории (ГДЛ) приступили к разработке реактивных снарядов на основе этого пороха.

В 1929—1933 годах Б. С. Петропавловский при участии Г. Э. Лангемака, Е. С. Петрова, И. Т. Клеймёнова и др. в ГДЛ проводили разработку и официальные испытания реактивных снарядов различных калибров — прототипов снарядов для «Катюши». Для их запуска использовали многозарядные авиационные и однозарядные наземные пусковые станки.

Группа разработчиков Реактивного института (РНИИ) под руководством Г. Э. Лангемака, при участии В. А. Артемьева, И. Т. Клеймёнова, Ю. А. Победоносцева, Л. Э. Шварца и др. проводили окончательную отработку реактивных снарядов.

В —1938 годы эти реактивные снаряды были приняты на вооружение военно-воздушными силами СССР

Реактивные снаряды РС-82 устанавливали на истребителях И-15, И-16, И-153 (летом 1939 года авиационные реактивные снаряды РС-82, смонтированные на самолётах-истребителях И-16 и И-153, успешно применялись в боях на Халхин-Голе), а позже — на штурмовиках Ил-2; созданные впоследствии РС-132 — на бомбардировщиках СБ и штурмовиках Ил-2.

В 1938—1941 гг. в НИИ № 3 НКБ (с 1937, бывший — РНИИ) под руководством главного конструктора А. В. Костикова, инженеры: И. И. Гвай, В. Н. Галковский, А. П. Павленко, Р. И. Попов, Н. И. Тихомиров, В. А. Артемьев и др. создали многозарядную пусковую установку, смонтированную на грузовом автомобиле.

Снаряд M-13

БМ-13-16 на базе ЗИС-6 в Киеве, с мостами от ЗИС-151 или ЗИЛ-157

В марте 1941 года были проведены успешные полигонные испытания установок БМ-13 (название расшифровывалось: «Боевая машина 132-мм снарядов») со снарядом калибра 132 мм М-13. Реактивный снаряд М-13 (132-мм осколочно-фугасный снаряд) и пусковая установка БМ-13 были приняты на вооружение артиллерии 21 июня 1941 года и тогда же, за несколько часов до войны, подписано постановление об их серийном производстве.

Судьба разработчиков

2 ноября 1937 года в результате «войны доносов» внутри института, директор РНИИ-3 И. Т. Клеймёнов и главный инженер Г. Э. Лангемак были арестованы. 10 и 11 января 1938 года, соответственно, они были расстреляны на полигоне НКВД «Коммунарка». Реабилитированы в 1955 году.

Указом Президента СССР М. С. Горбачёва от 21 июня 1991 года И. Т. Клеймёнову, Г. Э. Лангемаку, Б. С. Петропавловскому, В. Н. Лужину, Б. М. Слонимеру и Н. И. Тихомирову посмертно было присвоено звание Героев Социалистического Труда.

Самоходные гаубицы

Настоящими «кувалдами» в танковых дивизиях вермахта стали самоходные гаубицы sIG 33. Обладавшее сокрушительной мощью орудие вначале устанавливалось на шасси танки Panzer I в своем первозданном виде — на артиллерийском лафете и даже с колесами! Впрочем, от ненужных в рубке колес вскоре отказались. Высота рубки получилась большой, отчего на косогорах самоходка могла завалиться на бок. Ходовая, рассчитанная всего на двух танкистов и крошечную башенку с двумя пулеметами, с трудом выдерживала тяжелую гаубицу в огромной рубке с экипажем из четырех человек.

Модель sIG 33 на базе Panzer II

И все же при всех недостатках первая самоходная гаубица вермахта была незаменима в танковых дивизиях. В отличие от буксируемых тягачами пушек она открывала огонь с ходу, не теряя времени на отцепливание орудия и приведение его в боевое положение. И особенно востребованной самоходная sIG 33 была в войне с Россией, где не только все танки вермахта оказались бессильными в борьбе с Т-34 и КВ, но и противотанковая самоходка Panzer Jager I, вооруженная 47-мм пушкой. А самоходная 150-мм гаубица sIG 33 могла и сильные укрепления разрушить, и новые советские танки вывести из строя. Поэтому, как не прекращался до самого конца войны выпуск самих гаубиц, так не сходили с конвейера и ее самоходные варианты. После Panzer I sIG 33 устанавливали на шасси от Panzer II и Panzer III, но самым массовым стал выпуск самоходных установок (СУ) на базе чешского танка LT-38. Сильно отличаясь по виду, они и назывались по-разному. Грозные машины ранней серии именовали «бизонами», более поздние — «кузнечиками».

В 1943 году вермахт пополнился еще двумя «насекомыми». Легкая 105-мм гаубица на базе Panzer II называлась «оса», а тяжелая 150-мм на Panzer IV- «шмель».

Самоходная 150-мм гаубица «бизон»

Самоходная 150-мм гаубица «кузнечик»

Самоходная 150-мм гаубица «шмель»

Самоходная 105-мм гаубица «оса»

Основные различия

Поскольку разработки итальянских и советских конструкторов проводились после создания установки в Германии, у всех машин, классифицирующихся как штурмовое орудие, есть большие сходства. В частности, однотипная компоновка, при которой боевая рубка расположена в носовой части, а двигатель — в корме.

Тем не менее советская техника отличалась от немецкой и итальянской. Трансмиссия в ней располагалась в кормовой части, из чего следовало, что коробка передач и другие важные узлы находились сразу за лобовым бронированием. А в машинах зарубежного производства трансмиссия находилась впереди, а ее агрегаты — ближе к центральной части.

Развивая строительство военной техники, страны старались получить машину с максимальной бронебойностью и собственной защитой, наиболее скоростную и маневренную. Это достигалось установкой пушек, рассчитанных на снаряды различного калибра, варьированием мощности двигателя и вида используемого топлива, увеличением толщины слоя лобовой брони. Универсальной машины, идеально соответствующей условиям любого боя, не существовало, да и не могло, но конструкторы приложили все усилия, чтобы делать машины лучшими в своем классе.

Работа на позиции

Заняв огневую позицию (ОП), расчет миномета устанавливал опорную плиту на землю таким образом, чтобы она имела небольшой наклон вперед. В случае нужды, нужного положения добивались, подравнивая грунт лопаткой.Ориентируясь по белой полосе, нанесенной на стол, и передвигая опорную плиту, миномет 5 cm l Gr W 36 грубо наводили на цель. Поворотный механизм должен был находится в среднем положении.

Ударами черенка лопаты, опорную плиту осаживали до тех пор, пока ребра на нижней стороне не погрузятся в грунт.

Миномет горизонтируется вращением рукояток 8, покамест пузырек уровня не установится в среднем положении.

Боевое применение

Первые девять полков по 36 боевых машин (БМ) начали формироваться с 8 августа 1941 года.

Экспериментальная батарея из семи машин под командованием капитана И. Флёрова, как свидетельствует военный историк и очевидец первого залпа «Катюш» Андрей Сапронов, была впервые задействована 14 июля 1941 года для нанесения ударов по занятому накануне немцами городу Рудня, а через 2 дня обстреляла железнодорожную станцию Орша в Белоруссии, которая 14 июля была ещё занята частями Красной армии, и переправу через реку Оршица. Обстрелы производились зажигательными снарядами, снаряжёнными термитом.

Особенностью боевого применения реактивной артиллерии в 1943 году явилось её широкое использование не только для уничтожения живой силы, но и в борьбе с танками. Эту задачу она выполняла главным образом путём массирования огня по районам сосредоточения и по крупным атакующим группам танков. При этом танки, как правило, выводились из строя при прямом попадании снарядов М-30 и М-31, а также при разрыве их в непосредственной близости. Лёгкие и средние танки поражались даже при разрыве снарядов в 5-10 метрах от них. Также отмечались случаи применения «Катюш» против танков на прямой наводке. Для этого передними колесами машина заезжала в специально вырытый окоп так, что направляющие находились в горизонтальном положении.

Когда в 1945 году Красной Армии пришлось штурмовать немецкие города-крепости, встал вопрос о применении «Катюш» в условиях городских боев. Нужно было эффективное оружие для уничтожения немецких укреплений, но близость противоборствующих подразделений делала применение ракет опасным для своих пехотинцев. Выход был найден — тяжёлые реактивные снаряды М-31 в транспортировочных ящиках устанавливали прямо в проёмах окон и с расстояния 20—30 м били по противнику, укрывшемуся в домах и подвалах.

Почему трофеи

Использование трофеев в целом — дело достаточно непростое. Главных проблем тут три: снаряды, ремонт и личный состав. Нужно было обеспечить иностранную технику боеприпасами, которые, как правило, не производились в Германии. Необходимо было такую технику ремонтировать, что требовало поиска или изготовления запасных частей. А вот проблему подготовки специалистов по трофейным артсистемам вермахт как-то решал, поскольку в немецких документах нам не встречались упоминания о трудностях с обучением личного состава.

Почему же, сознавая все вышеперечисленные сложности, командование немецкой армии шло на использование захваченного вооружения? Причин тому было несколько.

Во-первых, ряд артиллерийских систем противника или превосходил по своим характеристикам соответствующие немецкие образцы, или таких артиллерийских систем в вермахте просто не имелось.

Здесь уместно напомнить о советском 120-мм полковом миномёте ПМ-38, отсутствовавшем в немецкой армии как класс. Фрицы даже начали собственное производство таких миномётов (в качестве ответного примера можно вспомнить о копировании советской военной промышленностью немецких 280-мм реактивных снарядов).

Другой пример — широкое использование вермахтом в 1941–1942 гг. французских и советских 75/76,2-мм пушек. Применение этих орудий стало реакцией на появление на поле боя танков КВ и Т-34: против их брони состоявшие на вооружении немецких частей 37-мм и 50-мм противотанковые орудия оказались бессильны. К ряду иностранных систем было даже налажено валовое производство боеприпасов.

Во-вторых, можно предположить, что немецкое командование, уделявшее первостепенное внимание огневому подавлению противника, считало правильным использовать для этого все ресурсы, оказавшиеся в его распоряжении. Пусть имелась всего тысяча снарядов и десять орудий какого-нибудь экзотического калибра, например 87,6-мм, но выгоднее обрушить эту тысячу снарядов на вражеские окопы, чем оставить их без пользы ржаветь на складе

Пусть имелась всего тысяча снарядов и десять орудий какого-нибудь экзотического калибра, например 87,6-мм, но выгоднее обрушить эту тысячу снарядов на вражеские окопы, чем оставить их без пользы ржаветь на складе.

Ещё в большей степени данное соображение было оправдано при использовании орудий крупных калибров. Например, французских 155-мм, 220-мм и 280-мм артсистем. С данным предположением связано и распространение так называемых Geratebatterie — то есть батарей с материальной частью, но без штатного личного состава.

Ну и наконец, в-третьих, большие потери в артиллерии во второй половине войны, необходимость оснащать вновь формируемые и восстанавливать разгромленные соединения. Всё это требовало такого количества орудий и миномётов, которое промышленность Германии была просто не в состоянии произвести. Поневоле приходилось искать замену системам немецкого производства. Причём потребность в оснащении второочередных дивизий артиллерией иностранного производства появилась ещё в 1942 году.

Танки-истребители

Совсем по-иному воевали настоящие танки-истребители. Стандартный танк, как вы знаете, является оружием наступления. Он предназначен для того, чтобы «грудью» лезть на врага, а значит, он должен иметь не только мощную пушку, но и хорошее бронирование. Естественно, танк-истребитель также должен был обладать всеми этими качествами. Ведь ему полагалось не просто идти в атаку вместе с пехотой и обычными линейными танками, а идти в атаку на самом сложном направлении – там, где находились танки противника. В обороне танк-истребитель тоже должен был стоять насмерть, прикрываясь своей толстой бронёй, а не ускользать из-под обстрела, как истребители танков.

«Ягдпантера» была лучшим немецким танком-истребителем времён Второй мировой войны

Разрабатывать специальные танки-истребители немцы начали сразу же после того, как начали войну против нашей страны, когда убедились, что советские танки КВ и Т-34 представляют исключительно серьёзную угрозу не только пехоте, но и всем имеющимся в вермахте бронированным боевым машинам. Обычные линейные танки «Панцер» III и «Панцер» IV оказались беспомощны против советских танков. Нужно было срочно создавать боевые машины нового поколения, способные бороться с советскими танками. В 1943 г. первые танки-истребители уже появились на фронте – это были знаменитые «Фердинанды».

На следующий год появились «Ягдтигр» и «Ягдпантера». «Ягдтигр» был создан на базе «Королевского Тигра», а «Ягдпантера» представляла собой самоходную установку на базе тяжёлого танка «Пантера». Во всех этих боевых машинах пушка устанавливалась в неподвижной рубке-каземате. Танки-истребители представляли собой чрезвычайно мощные образцы бронетехники. Толщина лобовой брони корпуса на «Фердинанде» и «Ягдтигре» доходила до 200 мм! «Фердинанд» и «Ягдпантера» были вооружены мощнейшей 88-мм пушкой, а на «Ягдтигре» вообще стояло чудовищное орудие калибра 128 мм. Отдачу таких пушек не могла выдержать никакая башня. Вот почему их пришлось устанавливать в неподвижной рубке. Неуязвимость всего этого сооружения обеспечивалась лобовой бронёй рубки невиданной толщины – 250 мм! «Ягдтигр» был на 10 т тяжелее «Королевского Тигра». Доставка таких тяжёлых боевых машин к месту боёв превращалась в большую проблему. А ещё производство столь сложной боевой техники невозможно было наладить в массовом количестве.

Военная промышленность Германии смогла построить всего около 70 «Ягдтигров»

«Бруммбер»

Перед первыми разработками штурмового вооружения предполагалось создать 120-тонную машину с пушкой в 305 мм и толщиной слоя брони в 130 мм, что превышало значение, существующее на тот момент, более чем в 2,5 раза. Установка должна была иметь название «Бер», что в переводе звучит как «медведь». Проект так и не был реализован, но впоследствии, после создания «Штурмтигра», к нему снова вернулись.

Все-таки выпущенная машина была далека от первоначальных планов. Пушка была 150-миллиметровой, дальность стрельбы обеспечивалась только на 4,3 км, а толщины брони не хватало для того, чтобы противостоять противотанковой артиллерии. От названной «Бруммбером» (в переводе с немецкого «медведь-гризли») машины пришлось отказаться.

Ссылки

«Фердинанд»

Штурмовым орудием, являющимся одним из самых мощных истребителей танков, был «Элефант» (в переводе «слон»). Но чаще употребляется другое его название, а именно «Фердинанд». Всего была выпущена 91 такая машина, но это не помешало ей стать едва ли не самой известной. Она была малоуязвима для артиллерии противников, но отсутствие пулемета делало ее беззащитной перед пехотой. Дальность стрельбы в зависимости от используемых снарядов варьировалась от 1,5 до 3 км.

Часто «Фердинанд» включался в состав бригады штурмовых орудий, включающей до 45 единиц техники. По сути, все создание бригады заключалось в переименовании дивизионов. При этом сохранялись номера, личный состав и другие важные характеристики.

Советскому Союзу удалось захватить 8 боевых машин этого вида, но ни одна из них не применялась непосредственно в бою, так как каждая находилась в сильно поврежденном состоянии. Установки использовались в исследовательских целях: несколько из них было расстреляно для проверки бронирования немецкой техники и эффективности нового советского вооружения, другие были разобраны для изучения конструкции, а затем утилизированы как металлолом.

С «Фердинандом» связано максимальное количество мифов и заблуждений. Одни источники утверждают, что существовало несколько сотен экземпляров, и они применялись повсеместно. В других, напротив, авторы считают, что в боях на территории СССР они использовались не более двух раз, после чего были переброшены в Италию для защиты от англо-американской армии.

Кроме того, существует заблуждение, что средствами борьбы с этой машиной были пушки и СУ-152, тогда как на самом деле для этой цели использовались мины, гранаты и полевая артиллерия.

В настоящее время в мире существует два «Фердинанда»: один хранится в российском бронетанковом музее, а другой — на американском полигоне.

Штурмовые орудия

В это трудно поверить, но, вступая во Вторую мировую войну, немецкая пехотная дивизия по техническому оснащению мало чем отличалась от кайзеровских дивизионов. Вся техника вермахта была собрана в танковых дивизиях, а имущество, артиллерию, еду и боеприпасы в пехоте по-прежнему тащили на себе лошади. Единственными боевыми машинами пехотных дивизий стали штурмовые орудия «штурм гешютц» (StuG). Это были полностью бронированные безбашенные машины с короткой 75-мм пехотной пушкой, установленной в корпусе от танка Panzer III.

В скоротечных компаниях на Западе StuG III проявили себя неплохо. Но в ожесточеннейших боях, разгоревшихся с невиданной силой на Восточном фронте, для штурмовой самоходки требовалось более мощное орудие.

StuG III Т-35

В Сталинграских боях 1942 года была опробована самоходка StuIG 33, вооруженная 150-мм пушкой. Но мощное орудие в огромной рубке сильно перетяжелило ходовую часть от «тройки». Поэтому в преддверии грозных событий под Курском 150-мм пушка была установлена на более крепкую ходовую от танка Panzer IV (самоходка «бруммбар»), а в рубке «штурмгешюц» удалось разместить легкую 105-мм пехотную гаубицу (самоходка StuH 42). Дебютировали на Курской дуге и штурмовые 88-мм орудия «фердинанд», оказавшиеся неплохими истребителями танков.

Но и с новым, более мощными штурмовыми орудиями вермахту в 1943 году не удалось переломить ход войны в свою пользу.

Настоящей диковинкой в семействе штурмовых СУ стал «штурм-тигр», вооруженный 380-мм реактивным противолодочным бомбометом. Уделом этого штурмового монстра, появившегося в 1944 году, стало разрушение восставшей Варшавы да обстрел скоплений американской техники на Западном фронте. На фоне такого «красавца» было не грех и сфотографироваться.

«Штурм-тигр»

StuIG 33, впервые опробованные в Сталинграде, на Курской дуге применялись также в танковых дивизиях вермахта

StuH 42, вооруженную 105-мм орудием, у нас именовали то «артиштурмом», а то и самим «Фердинандом»

Штурмовое орудие «фердинанд», подобно StuG III очень быстро превратилось в настоящего истребителя танков. Не имея пулемета, неуклюжий «фердинанд» был очень уязвим в ближнем бою

«Бруммбар» (медведь-ворчун) получил свое название за грозный вид и ворчащий мотор от Panzer IV. Оборонительный пулемет, нарисованный здесь, появился на поздних СУ

Фото САУ StuG III

Немецкие солдаты у штурмового орудия StuG III Ausf. B, уничтоженного на Восточном фронте. Ствол, разрушенный вследствие избыточного внутреннего давления, обычно имеет вздутие и принимает форму «розочки». В нашем случае, очевидно, это последствие внешнего воздействия. Любопытно, что их семи однокалибеных попаданий, лишь одно имеет пробитие брони. Если сравнивать с диаметром фары, то мне кажется, что это попадания 76-мм болванок. Одно пробите при семи попаданиях говорит об очень, очень высоком качестве броневого листа. Броня ещё качественная и вязкая, не колется, а вот в конце войны пойдут массовые случаи, когда несколько близких попаданий даже без пробития вызывают трещины, расколы а то и просто проломы листов

Хорошая фотография, иллюстрирующая важность правильного изготовления броневых листов. Очевидно, САУ отвели роль донора

Подкоп производят с целью облегчения процесса демонтажа катков. Грунт легкий, песчаный. По правому борту, судя по вынутому грунту и отсутствующему бортовому редуктору, демонтаж катков уже произвели.

Офицеры 238-й тяжелой гаубичной артиллерийской бригады осматривают захваченную немецкую САУ StuG III Ausf.G. Машина имела собственное имя «Tigerhai» (Тигровая акула). САУ была захвачена в сосновом бору в районе поселка Пуща-Водица в предместье г. Киева. Тигровая акула в лесах Украины. По некоторым данным StuG из 202-й бригады, в которой было большое число машин с собственным именем. В альбоме, под фото, имеется рукописная надпись «Еременко». На фото офицеры 108 ГАБР БМ РГК ст. техник-лейтенант Еременко Иван Ефимович техник по радио 108 габр бм, майор Чуйко Алексей Иванович зам командира 108 габр бм.

Солдаты 3-го Украинского фронта рассматривают снаряд захваченной немецкой самоходки StuG III Ausf. G на дороге в Никополь. Машина имеет зимний камуфляж, на уцелевшей гусенице видны антипробуксовочные зубья (Mittelstollen), использовавшиеся для повышения ходовых качеств на льду или твердом снеге. Под Никополем в 1944 г. немцы просто бросили кучу тяжелой техники, т.к. не было подвоза горючки и боеприпасов. Но тут явно подбитый Stug. Судя по свежим тёмных набитыми землёй гусеницами и подсыхающая ведущая звёздочка и ВЛД, машину не так давно выдернули из грунта либо сзади, либо спереди.

Красивая динамичная фотография атакующей немецкой самоходно-артиллерийской установки класса штурмовых орудий StuG III Ausf.B в Гомеле. Это StuG из дивизии СС «Мертвой головы»(192 дивизион). Если верить книжке Ковтуна — место съемки — Опочка, хотя встречал и другое описание — осень 42-го Сталинград, что маловероятно. В Опочке эсэсовцам впервые пришлось вступить в открытый бой с частями красной армии, итог был для них неутешителен — погибло 82 офицера и 1620 человек личного состава. Это были крупнейшие потери «Мертвой головы» за всю историю ее существования к тому моменту. Могу еще добавить, что насколько я знаю именно «Мертвая голова» зачищала место боя 2-ой танковой дивизии РККА под Расейняем и если бы 2-ой танковой дивизии удалось бы смять пять дивизий вермахта брошенных против нее, то именно этому орудию пришлось бы сражаться с ее танками… но этого не случилось. Так же насколько я понимаю все StuGи «Мертвой головы» первого формирования сгинули в Демянском котле, посему их никак не могло быть под Сталинградом. «Всплыли» же они в апреле 1942 на Московском заводе. Перемалывала «Мертвую голову» в Демянском котле все та же 11-армия генерала Морозова частью которой была 2-я танковая дивизия, так она мстила за погибших товарищей,которых добивали эсэсовцы идя по ее следу.

Немецкая САУ StuG III Ausf.G брошенная в городе Проскуров (ныне Хмельницкий). Хм, «брошенная», да из неё наши воины просто груду металлолома сделали. Крыши у самоходки нет, а унитарный выстрел от пушки засветился на снимке. Слева кстати осколочно-фугасный, а справа в руках у бойца видимо бронебойный.

Немного истории и пояснений

Благодаря миномету, пехота получила оружие, которое достаточно легко перемещалось на переднюю линию и позволяло поражать вражеские позиции из безопасного укрытия. Преимущество миномета обуславливалось навесным характером ведения огня – только снаряды с параболической траекторией полета могли достичь целей за укрытиями (в траншеях или за обвалованными огневыми позициями).

С появлением нового оружия дополнительную ценность получил легкий транспорт. Его размер и грузоподъемность, конечно, зависели от размера и веса перевозимого устройства. Миномет малого калибра приносился в окопы на руках всего несколькими солдатами. Увеличением калибра достигалась большая дальность стрельбы, но возрастал и вес установки. Тяжелые минометы размещались в глубине своих позиций, но их перемещение требовало гораздо больших усилий.

Конструкция миномета в сравнении с обычными орудиями подчеркнуто проста. В принципе речь идет о пусковом устройстве, состоящем в большинстве случаев из ствола. Как правило, миномет заряжается через его дульный срез, то есть имеет дульный способ заряжания.

Миномет Стокса

После Первой мировой войны получает распространение система «Стокса-Брандта» (Stokes-Brandt). В своей массе это оружие имеет калибр 81,5 мм. Тем не менее, француз Эдгар БРАНДТ (Edgar BRANDT) проектирует минометы и других калибров (47, 57, 60 и 120 мм).

До начала Второй мировой войны конструкция миномета типа Стокса-Брандта изменилась незначительно. Разработанное для массового производства оружие нашло быстрое распространение. Стандартная модель (калибр 81,5 мм), как прототип современных минометов, вводится в вооруженных силах много стран.

Необходимо отметить, что название «миномет» эта система оружия имела не всегда и не во всех странах. В частности, в Германии, в начале прошлого века выпускаемый снаряд называли не миной, как в России, а гранатой. Как следствие, немецкие минометы практически до конца Второй мировой войны в дословном переводе именовались «гранатометами» (Granatwerfer). Ниже рассмотрены конструкции именно таких «гранатометов», состоявших на вооружении вермахта. За рамками темы также остался и шестиствольный реактивным миномет залпового огня (Nebelwerfer).

УРАЛ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector