152-мм пушка-гаубица д-20

Предыстория разработки орудия

В начале 1891 года во Франции русской правительственной делегации была продемонстрирована стрельба из 152-мм/45 пу­шек системы инженера Гюстава Канэ (фр. Gustave Canet). Стрельба производилась унитарны­ми патронами и французам удалось достичь удивительной ско­рострельности в 10 выстр./мин.

10 августа 1891 года между Россией и компанией Forges et Chantiers de la Mediterranes был заключен договор, согласно которого покупателю предоставлялась вся необходимая для производства техническая документация. Опытные образцы орудий при этом по решению российской стороны не приобретались.

Производство орудий

С 1892 года Обуховский сталелитейный завод приступил к выполнению заказа. С 1 января 1897 по 1 января 1901 года завод изготовил 135 орудий, а с 1 мая 1900 по 1 мая 1901 года — 46. Несколько позже к производству орудий подключился Пермский пушечный завод. С 1897 по 1900 годы ему было заказано 37 орудий. В это число не вошли заказы армии, которая также была заинтересована в этой системе, для перевооружения крепостных и полевых подразделений.

В ходе войны русско-японской войны 1904 — 1905 годов было отмечено несколько разрывов дульной орудий. В скором времени новые производимые стволы получили усиление в скрепах до дульного среза. Такие пушки устанавливались на броненосные крейсера типа «Адмирал Макаров». Вместе с этим не прекращалось производство пушек старого образца взамен расстрелянных.

За период 1909 — 1916 годов Обуховский завод изготовил 215 орудий. Пермский завод в 1914 — 1916 годах выпустил 89 орудий. В 1917 году обуховцами планировалось произвести 21 пушку, а в Перми 23 единицы. Но после Февральской революции темпы производства резко снизились и в итоге с заводов вышли единичные экземпляры.

Производство башенных установок

152-мм/45 башенные установки в русском флоте изготавли­вались на четырёх заводах и в каждом по своим индивидуальным проектам.

Всего было произведено на заводах: 
  • Ме­таллическом — 26 башен, для броненосцев «Бородино», «Орёл», «Слава» и крейсеров «Богатырь», «Олег», «Кагул», «Очаков»;
  • Путиловском — 18 для линейных кораблей «Импера­тор Александр III» и «Князь Суворов»;
  • Обуховском — 16 для броненосцев «Севастополь» и «Ростислав»;
  • Французском — 6 башен для эскадренного броненосца «Цесаревич».

Особенности эксплуатации

Пользователи должны знать, как правильно эксплуатировать представленную силовую установку, как проводить ремонт, а также последовательность сборки двигателя УТД-20. Чтобы его работа была безотказной, нужно следить за выполнением некоторых правил. Основные требования по эксплуатации следующие:

  • запуск мотора осуществляется только в соответствии с правилами для зимнего и летнего использования;
  • в процессе эксплуатации нужно контролировать показания измерительных приборов, поддерживая температуру антифриза на заданном уровне;
  • следить за показанием температуры масла, периодически контролировать его количество в системе;
  • избегать длительной работы мотора при пониженном тепловом режиме, его прогрева;
  • нужно применять топливо, смазку, которые рекомендует производитель двигателя;
  • заправка дизтоплива и масла происходит только закрытой струей, недопустимо попадание в отверстия для заправки пыли, воды.

Кроме того, владелец транспортного средства должен проводить техническое обслуживание двигателя.

Литература

Рекомендации

Интересные факты о Д-1

  • Как и у других орудий калибра 152 мм, работа заряжающего и подносчика в расчёте была очень тяжёлой — требовалось в одиночку переносить снаряды массой свыше 40 кг.
  • Снаряды 53-ОФ-530, которые были разработаны в конце 1930-х годов и использовались гаубицей Д-1, пригодны для стрельбы из более современных гаубиц, состоящих на вооружении Российской армии.
  • Метод изготовления бетонобойных снарядов для гаубицы Д-1 влиял на их боевые характеристики: снарядом 53-Г-530Ш можно было стрелять на полном (самом мощном) заряде, а снарядом 53-Г-530 — категорически запрещалось, во избежание его разрыва в канале ствола орудия. Максимально дозволенным для 53-Г-530 зарядом был первый, соответственно начальная скорость и глубина углубления в бетон у него были меньше, чем у 53-Г-530Ш.
  • В отличие от многих других типов орудий, финской армии, по всей видимости, не удалось захватить ни одной исправной гаубицы Д-1 — в богатейшей экспозиции финского артиллерийского музея в Хямеэнлинна гаубицы Д-1 нет.

Военный девиз: зачем и для чего?

ТТХ

  • Калибр, мм: 152
  • Максимальная дальность стрельбы, км: ОФС — 24,7; ОФС с газогенератором — 28,5
  • Минимальная дальность стрельбы, км: 6,5
  • Скорострельность, выстр./мин.: 7
  • Начальная скорость ОФС при температуре заряда 15°С, м\с: 810
  • Давление в УМ при угле возвышения ствола 0° Мпа (кгс/см2): 9,5±0,5 (95±5)
  • Угол возвышения, град.: −30…+70
  • Угол горизонтального наведения, град.: −28…+28
  • Кучность стрельбы:

    • По дальности, Вд/Х мак: 1/363
    • По боку, Вб, м: 11
  • Масса ОФС, кг: 43,56
  • Масса заряда (дальнобойного) кг: 12,05
  • Масса гаубицы в походном положении кг: 7000
  • Масса ствола кг: 2599
  • Масса дульного тормоза кг: 170
  • Длина гаубицы в походном положении мм: 12700
  • Ширина гаубицы: 2500
  • Высота гаубицы: 2950
  • Длина ствола с дульным тормозом мм: 8130
  • Длина направляющей части канала ствола мм: 6184
  • Число нарезов: 48
  • Максимальная скорострельность, выстрел/мин: 7
  • Высота линии огня мм: 1330
  • Предельная длина отката на дальнобойном заряде мм: 1000
  • Количество жидкости в тормозе отката, л: 17,5
  • Количество жидкости в кожухе люльки, л: 10,5
  • Количество жидкости в накатнике Мпа (кгс/см2): 5,5±0,25 (55±2,5)
  • Количество жидкости в мультипликаторах накатника л: 1,0
  • Дорожный просвет мм: 400
  • Ширина колеи мм: 2150
  • Время перевода гаубицы из походного положения в боевое, мин: 2—2,5
  • Скорость буксирования по грунтовым дорогам км/ч: 60
  • Боевой расчет, чел.: 8

История гаубицы Д-30

Гаубица – это тип артиллерийского орудия, предназначенный для стрельбы по навесной траектории с закрытых позиций вне прямой видимости неприятеля. Первые образцы подобного оружия появились в Европе еще в XIV столетии. Изначально они не были слишком популярными, артиллеристы того времени предпочитали стрелять по врагу прямой наводкой.

Расцвет гаубиц начался примерно в XVII веке с появлением различных видов разрывных боеприпасов. Особенно часто гаубичная артиллерия применялась во время штурма или осады вражеских крепостей.

«Звездным часом» для гаубиц стала Первая Мировая война. Позиционный характер боевых действий как нельзя лучше подходил для использования подобной артиллерии. Их массово применяли все стороны конфликта. В Первой Мировой войне число погибших от вражеских снарядов намного превосходит потери от стрелкового оружия или отравляющих газов.

Советская армия обладала высококлассной и многочисленной артиллерией. Она сыграла важнейшую роль в разгроме гитлеровских захватчиков. Самой знаменитой гаубицей времен Великой Отечественной войны была М-30 калибра 122 мм.

Однако после окончания войны ситуация несколько изменилась. Началась ядерная и ракетная эпоха.

Первый секретарь ЦК КПСС Хрущев считал, что исход современной войны можно решить с помощью ракет, артиллерию он считал анахронизмом. В термоядерной войне пушки вообще казались ему лишними. Подобная точка зрения оказалась явно ошибочной, но она затормозила развитие отечественной ствольной артиллерии на десятки лет. Только в начале 60-х годов были инициированы разработки новых систем самоходной и буксируемой артиллерии.

Именно в этот период началась разработка новой дивизионной гаубицы калибра 122 мм. Она должна была прийти на смену легендарной М-30, которая была сконструирована еще до начала войны талантливым конструктором Федором Петровым.

Разработку новой гаубицы Д-30 также была поручена Петрову, на тот момент он возглавлял ОКБ завода №9. М-30 имела некоторые недостатки, которые конструкторам нужно было учесть при работе над новой артиллерийской системой. К ним относилась недостаточная кучность стрельбы и невозможность вести круговой обстрел.

Основной особенностью новой гаубицы было необычное устройство лафета, конструкция которого отличалась от любых других орудий, принятых на вооружение советской армии ранее. Гаубица Д-30 имела лафет, состоящий из трех станин, что позволяло орудию вести круговой обстрел. Необычным был и способ буксировки орудия: шкворневая балка для зацепа была прикреплена к дульному тормозу гаубицы.

В 1963 году 122-мм гаубица Д-30 была принята на вооружение. В 1978 году провели модернизация орудия, но она была незначительна. Шкворневая балка, за которую гаубицу цепляли при транспортировке, получила жесткую конструкцию, также был изменен дульный тормоз. Если ранее он имел пять пар больших щелей и одну пару малых, то теперь на орудие был установлен дульный тормоз с двумя камерами.

На броневом щитке были установлены поворотники и габаритные огни для большего удобства транспортировки гаубицы в колоне. Новая модификация орудия получила обозначение Д-30А.

Серийное производство Д-30 было налажено на заводе №9. Выпуск орудия был прекращен в начале 90-х годов. Разговоры о снятии гаубицы с вооружение российской армии велись с начала нулевых годов, но такое решение было принято только несколько лет назад. Российское министерство обороны сообщило, что Д-30 были отправлены на базы хранения еще в 2013 году. Их планируют заменить буксируемой гаубицей «Мста-Б» калибра 152-мм и самоходными установками «Акация».

История

См. Также [ править ]

Эксплуатанты

Современные операторы

  • Азербайджан Азербайджан — 24 Д-20, по состоянию на 2017 год
  • Ангола Ангола — 4 Д-20, по состоянию на 2017 год. поставленны в 1999 году из Болгарии
  • Армения Армения — 34 Д-20, по состоянию на 2017 год. 87 единицы Д-20 по состоянию на 2016 год
  • Болгария Болгария — 24 Д-20, по состоянию на 2017 год
  • Венгрия Венгрия — 18 Д-20, по состоянию на 2017 год
  • Вьетнам Вьетнам — некоторое количество Д-20, по состоянию на 2017 год
  • Ирак Ирак — некоторое количество Д-20, по состоянию на 2017 год
  • Иран Иран — 30 Д-20, по состоянию на 2017 год
  • КНР КНР — некоторое количество (<2106) Тип 66 (Д-20), по состоянию на 2017 год
  • Республика Конго Республика Конго — некоторое количество Д-20, по состоянию на 2017 год
  • Молдавия Молдавия — 31 Д-20, по состоянию на 2017 год
  • Никарагуа Никарагуа — 30 Д-20 на хранении, по состоянию на 2017 год
  • Сирия Сирия — некоторое количество Д-20, по состоянию на 2017 год
  • Туркмения Туркмения — 72 Д-20, по состоянию на 2017 год
  • Украина Украина — >130 Д-20, по состоянию на 2017 год
  • Шри-Ланка Шри-Ланка — 46 Тип 66 (Д-20), по состоянию на 2017 год

Бывшие операторы

  • Албания Албания — китайские Тип 66 находились на вооружении по состоянию на -1992 годы
  • Афганистан Афганистан — Д-20 находились на вооружении по состоянию на -2005 годы
  • Белоруссия Белоруссия — 58 единиц Д-20 по состоянию на 2010 год
  • Босния и Герцеговина Босния и Герцеговина — всего 30 орудий, в том числе 13 Д-20 и 17 M84 «NORA-A» по состоянию на 2010 год
  • ГДР ГДР — см. данные по Финляндии
  • Йемен Йемен — 10 единиц Д-20 по состоянию на 2010 год
  • Казахстан Казахстан — 74 единиц Д-20 находились на вооружении по состоянию на 2007 год
  • КНДР КНДР — значительное количество китайских Тип 66 находились на вооружении по состоянию на —1992 годы
  • Мьянма Мьянма — 35 единиц поставлено в 2009 году из КНДР
  • НКР НКР — 53 орудий Д-20 находились на вооружении по состоянию на -2005 годы
  • Польша Польша — 166 Д-20 находились на вооружении по состоянию на -1992 годы
  • Румыния Румыния — 84 Д-20 находились на вооружении по состоянию на -1992 годы, по состоянию на 2010 год румынская армия имела 329 гаубиц M1981 (245 находились в эксплуатации)
  • Россия Россия — 1075 единиц Д-20 на хранении по состоянию на 2016 год
  • Сербия Сербия — всего 68 орудий, в том числе 18 Д-20 и 50 M84 «NORA-A» находились на вооружении по состоянию на 2007 год
  • СССР СССР — перешли к странам-преемникам
  • Финляндия Финляндия — бывшие Восточногерманские орудия, известные в Финляндии, как 152 H 55 находились на вооружении по состоянию на -2005 годы
  • Хорватия Хорватия — всего 41 орудие, в том числе 20 Д-20, 18 M84 «NORA-A» и 3 M84H по состоянию на 2010 год
  • Югославия Югославия — M84 «NORA-A» (перешли к странам-преемникам)

Примечания

Страны-эксплуатанты

Описание

Чтобы понять, почему представленное оборудование пользуется таким спросом, нужно рассмотреть техническое описание двигателя УТД-20. Этот мотор славится своей надежностью. В его конструкции предусмотрено жидкостное охлаждение. Впрыск топлива производится непосредственно. При этом представленный агрегат прост в эксплуатации. Он отличается длительным сроком эксплуатации. Еще одним достоинством является неприхотливость к топливу, на котором может работать система.

Применение на коленчатом валу подшипников качения вместо подшипников скольжения является отличительной особенностью представленного агрегата. Это техническое решение позволило упростить процесс эксплуатации мотора. Он стал надежнее.

Рассматривая характеристики двигателя УТД-20, следует отметить, что представленный силовой агрегат имеет рабочий объем 15,9 л. Это наделяет дизельную установку замечательными тяговыми качествами. Поэтому мотор применяли на танковой технике и устанавливают и сейчас на грузовых автомобилях. С минимальными изменениями этот двигатель устанавливали на КамАЗе и прочей специальной автотехнике. Рассматривая ТУ на сборку двигателей УТД-20, а также рекомендации относительно проведения его ремонта, можно отметить простоту этого процесса.

Особенностью представленного мотора также является отсутствие системы слива дизтоплива. У него нет обратки, которая применяется в большинстве силовых агрегатов подобного типа. Недостатком системы является отсутствие пусковой системы в зимний период. Это усложняет процесс эксплуатации транспортного средства. В это время могут возникать проблемы, связанные с замерзанием дизтоплива. В последующей модификации мотора 20С1 подобная система уже была предусмотрена. Это позволило эксплуатировать мотор при температуре до -20°С. Здесь конструкторы предусмотрели наличие бесфорсуночного факельного подогрева входящего потока воздуха.

Так как мотор изготовлен из качественного металлического сплава, он может применяться в условиях повышенных нагрузок. Двигатель является устойчивым к перегреву.

Параболические траектории, или Зачем нужны гаубицы?

Чтобы ответить на этот вопрос, следует для начала рассмотреть баллистические траектории разных классов орудий. Всем известно, что выпущенное с начальной линейной скоростью физическое тело, будь то обычный камушек или пуля, летит не по прямой, а по параболе. Параметры этой фигуры могут быть разными, но при одном и том же стартовом импульсе увеличение угла возвышения приведет к уменьшению горизонтальной дистанции, на которую этот предмет полетит. Высота будет максимальной при прямом угле к горизонтали, но в этом случае возникает риск, что запущенный снаряд (или тот же камушек) упадет прямо на голову метателя. Крутизна траектории и есть то, чем отличается гаубица от пушки. Она же определяет и назначение орудия.

Ссылки

ГАЗ 33023 с 2003 по 2010 год

Следует отметить, что длиннобазные модели ГАЗ 330232 пошли в серию за год до первого рестайлинга, то есть, в 2002-ом, поэтому во втором поколении «Газель Фермер» модификаций уже было больше.

Размер шасси газели Фермер

С 2003 года постепенно менялся модельный ряд двигателей. Со временем перестали устанавливать карбюраторные ДВС ЗМЗ 402, УМЗ 4215, на смену им пришли следующие моторы:

Правда, турбодизельный двигатель ГАЗ 560 был снят с производства в 2008 году – двигатель хоть и обладал отличными техническими характеристиками, но был сложен в ремонте, и стоимость запчастей на него никак не устраивала автовладельцев – детали слишком дорогие.

Самое главное внешнее отличие обновленной «Газели Фермер» с 2003 года – совершенно другие фары, капот, решетка радиатора и передний бампер. Фары приобрели каплевидную форму, а поворотные фонари спрятали в фары – они уже не являлись отдельными элементами. В салоне поменялась панель приборов и некоторые детали системы отопления.

Конспирология

Гаубица Мста-Б (2А65) — видео стрельб

https://youtube.com/watch?v=RULDL3I_95I

В конструкции гаубицы 2А65 по сравнению с ее предшественницами применено несколько кардинальных нововведений, самым очевидным из которых является длинный тонкий ствол, имеющий, по оценкам, длину около 40 калибров, оснащенный двухщелевым дульным тормозом

Стоит обратить внимание также на двухстанинный лафет, оснащенный убирающимися дополнительными колесиками на каждой станине и гидравлическим домкратом с платформой под поддоном для вывешивания колес при стрельбе. Расчет из восьми человек приводит гаубицу 2А65 в боевое положение и сворачивает ее за две — две с половиной минуты

Механизм досылки и полуавтоматический затвор позволяют довести боевую скорострельность до семи выстрелов в минуту. Пушка может буксироваться со скоростью 80 км/ч по шоссе и 20 км/ч по грунтовой дороге.

Гаубица «Мста-Б» (2А65) может стрелять большинством существующих типов боеприпасов калибра 152 мм, но специально для нее и других подобных орудий разработано новое семейство боеприпасов. При использовании новых видов боеприпасов в зависимости от задачи выбирается заранее снаряженный картуз одного из трех типов. При стрельбе осколочно-фугасным снарядом последнего поколения дальность стрельбы составляет 24000 метров, а при использовании ОФС с газогенератором дальность выстрела увеличивается до 29 000 метров. Среди других новых типов 152-мм боеприпасов, впервые появившихся у 2А65, кассеты, содержащие 42 шрапнельные гранаты двойного действия (противопехотные и бронебойные), каждая из которых содержит 45 граммов взрывчатого вещества.

Еще одним новым видом боеприпасов является контейнер, разбрасывающий крошечные радиопередатчики, предназначенные для нарушения неприятельских связных коммуникаций. Кроме того, из гаубицы 2А65 можно стрелять бронебойным корректируемым снарядом с лазерным наведением «Краснополь».

Ствол гаубицы 2А65 в основном аналогичен тому, которым оснащена самоходная гаубица 2С19.

Боеприпасы Мста-Б

Стрельба из гаубицы ведётся 152-мм выстрелами раздельного заряжания разработанными, как специально для неё (и для 2С19 «Мста-С»), так и применяющимися на гаубицах Д-20, 2С3 «Акация», МЛ-20.

— выстрелами 3ВОФ58, 3ВОФ72, 3ВОФ73 (с полным, дальнобойным и уменьшенным зарядами соответственно) с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ45- выстрелом 3ВОФ91 с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ61 с газогенератором донного вдува и дальнобойным зарядом.- выстрелами 3ВОФ96, 3ВОФ97, 3ВОФ98 (с дальнобойным, полным и уменьшенным зарядами) с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ64.- выстрелами 3ВОФ32, 3ВОФ33 (с полным и уменьшенным зарядами) с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ25.- выстрелами 3ВО28, 3ВО29, 3ВО30 (с дальнобойным, полным и уменьшенным зарядами) с кассетным снарядом 3-О-23 с кумулятивно-осколочными боевыми элементами.- выстрелами 3ВО13, 3ВО14 (с полным и уменьшенным зарядами) с кассетным снарядом 3-О-13 с осколочными боевыми элементами.- выстрелом 3ВНС38 со снарядом постановки КВ и УКВ радиопомех 3РБ30-1-8.- выстрелом со снарядом-постановщиком активных радиолокационных помех 3НС30.- выстрелом 3ВДЦ8 с дымовым целеуказательным снарядом.- выстрелом 3ВОФ64 с корректируемым снарядом с лазерной подсветкой 3ОФ39 комплекса 2К25 «Краснополь».

152-мм снаряд гаубицы 2А65 «Мста-Б» в руках солдата

Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector