9м730

Что взорвалось в Северодвинске?

8 августа 2019 года на полигоне Ненокса под Северодвинском при испытаниях взорвалась реактивная двигательная установка жидкостной ракеты, сообщило Министерство обороны.

Росатом сообщил, что жертвами инцидента стали пять сотрудников госкорпорации.

В администрации Северодвинска отметили, что было зафиксировано краткосрочное повышение радиационного фона. В свою очередь, Минобороны настаивает, что вредных выбросов в атмосферу не было, а радиационный фон оставался в норме.

Что именно взорвалось, Министерство обороны и Росатом не уточнили.

Эксперт по ядерному оружию Джеффри Льюис в

?ref_src=twsrc%5Etfw%7Ctwcamp%5Etweetembed%7Ctwterm%5E1160224386743279616&ref_url=https%3A%2F%2Fnucleardiner.wordpress.com%2F2019%2F08%2F11%2Fspeculations-on-the-nenoksa-explosion%2F»>твиттере обратил внимание общественности на снимки со спутника, на которых видно, что рядом с местом взрыва находится специализированное судно «Серебрянка», которое занимается сбором и хранением жидких радиоактивных отходов. https://img.anews.com/media/gallery/116718164/516686391.jpg


https://img.anews.com/media/gallery/116718164/516686391.jpg

Льюис считает, что «Серебрянка» появилась в этом районе из-за испытаний крылатой ракеты с ядерной установкой «Буревестник».


https://img.anews.com/media/gallery/116718164/379107641.jpg

Эту же версию озвучил американский президент Дональд Трамп. «Взрыв заставил многих поволноваться касательно загрязнения воздуха в районе испытаний и на большом расстоянии от них. Это нехорошо», — написал Трамп в твиттере.

Коллеги погибших под Северодвинском рассказали, что во время испытательного запуска некой ракеты произошла авария. Сразу после старта с морской платформы, произошел отказ двигателя и ракета упала в море. Её извлекли со дна, чтобы изучить причины возможного сбоя. В тот момент, когда она оказалась над поверхностью, произошел взрыв, пишет Baza.

Официального подтверждения того, что под Северодвинском взорвался «Буревестник», нет.

​ ЧП в Северодвинске: Росгидромет обнаружил облако радиоактивных газов

Испытания[править | править код]

Впервые о ходе испытаний ракеты заявил президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию 1 марта 2018 года, заявление сопровождалось видеороликом пуска ракеты.

В июле 2018 года Министерство обороны России провело брифинг и продемонстрировало видео с испытаниями и цеха с ракетами. Представитель Минобороны заявил, что создание ракеты идёт по плану.

В мае 2018 года американский телеканал CNBC опубликовал заявление анонимных источников о том, что, согласно отчёту неназванных разведывательных структур США, испытания ракеты в конце 2017 года были неудачными. Это заявление подверглось критике: в частности, член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации Виктор Мураховский заявил, что источники издания приняли за аварии этап бросковых испытаний.

В августе 2018 года CNBC опубликовал статью, где сообщил подробности испытаний ракеты, проводившихся с ноября 2017 по февраль 2018 года. В качестве источника сведений вновь была указана неназванная разведслужба США. В частности, сообщалось о подготовке операции по поднятию со дна Баренцева моря ракеты с ядерным двигателем, упавшей в ходе одного из неудачных испытаний. Издание The Diplomat дополнило статью CNBC спутниковыми снимками предполагаемого испытательного полигона. Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко назвал новость специально «срежиссированным вбросом, за которым стоят те структуры Пентагона, которые проводят информационные операции в киберпространстве».

В начале февраля 2019 года американские издания The Diplomat и Business Insider на основании неизвестных источников в разведке США заявили о возобновлении испытаний крылатой ракеты на полигоне Капустин Яр; испытания охарактеризованы как частично успешные. В феврале 2019 года Business Insider, комментируя 13-е по счёту испытание, заявил, что «ракета до сих пор не функционирует должным образом». Со ссылкой на разведку США сообщается, что лишь одно испытание за всё это время было успешным.

По официально не подтверждённым данным ТАСС, в январе 2019 года прошли успешные испытания ядерной энергетической установки для крылатой ракеты комплекса «Буревестник».

В сентябре 2019 года CNBC со ссылкой на неназванные источники в американской разведке заявил как минимум о пяти завершившихся неудачей испытаниях «Буревестника» в период с ноября 2017 по 2019 год. Эта информация была опровергнута военным экспертом Игорем Коротченко. Он расценил заявления американских СМИ о неудачах при испытаниях крылатой ракеты «Буревестник» как информационную операцию, направленную на дискредитацию российской «оборонки». Несмотря на имеющиеся проблемы, ракету планируется поставить на вооружение к 2025 году.

В сентябре 2019 года эксперт Павел Иванов выразил мнение, что испытания ракеты идут параллельно на двух или трёх полигонах: на Новой Земле, в Капустином Яру и, возможно, в .

Предполагаемая авария в ходе испытанийправить | править код

Основная статья: Инцидент в Нёноксе

8 августа 2019 года на военном полигоне вблизи села Нёнокса и посёлка Сопка (Архангельская область) произошёл взрыв, в результате которого погибли пять учёных-испытателей и ещё три человека пострадали. В Северодвинске, находящемся в 30 км от этого места, был зафиксирован кратковременный (с 11:50 до 12:20 по московскому времени) скачок радиационного фона до 2 мкЗв/ч при 0,11 мкЗв/ч. По данным Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, повышение гамма-излучения на постах автоматизированной системы контроля радиационной обстановки было связано с прохождением облака радиоактивных инертных газов. Повышенный уровень бета-излучения наблюдался не только в Северодвинске, но и в Архангельске, в период 9 — 11 августа.

По утверждению Минобороны и корпорации «Росатом», на полигоне взорвался жидкостный реактивный двигатель, в котором использовался радиоизотопный источник питания. Эта же версия была приведена в газете «Известия».

Эксперты по ядерному оружию из Института международных исследований Миддлбери Джеффри Льюис и Энн Пеллегрино на основе спутниковых фотографий и косвенных данных высказали мнение, что несчастный случай произошёл во время испытаний крылатой ракеты с ядерной установкой «Буревестник». Позднее президент США Дональд Трамп заявил, что взорвавшимся изделием была именно ракета «Буревестник», при этом в администрации президента не подтвердили и не опровергли возможный факт испытания крылатой ракеты с ядерной установкой, военные эксперты выразили мнение, что сделанное Трампом заявление основано не на докладах разведки, а на публикациях СМИ.

Камера сгорания.

Как создавался «Буревестник»?

Ракета выходит на орбиту с помощью сбрасывания ступеней и выработке горючего. Другое топливо не подойдет. Созданный российскими учеными ядерный реактор позволил выходить в космос.

Работы над созданием технологии на ядерном топливе велись еще в 80-е годы. Однако Перестройка и последующий развал СССР заморозили данный проект. В настоящий момент отечественным ученым удалось возродить некогда забытую технологию и применить ее в военных целях.

Как именно работает «Буревестник», неизвестно. Информация о принципах работоспособности двигателя засекречена, но, если ракета летает, значит ученые смогли запустить ее на ядерном топливе. При этом выброс радиации в атмосфере полностью исключен.

Так или иначе, Запад серьезно озадачился появлением в России новейшей ракеты с ядерным двигателем. Недаром Маршалл Биллингсли из США призвал включить российские «Буревестник» и «Посейдон» в договор по стратегическим вооружениям.

Как это может быть устроено

Сообщение о создании ракеты с ядерным двигателем вызвало сенсацию в политических и военно-промышленных кругах всего мира. Огромный интерес был проявлен общественностью, интересующейся авиационно-ракетной техникой. Мнения разделились: одни (эксперты) утверждают, что это не возможно, другие – что ракета существует. Часто идут комментарии, в которых данные и принцип работы Буревестника излагаются просто в безграмотных, а иногда в совершенно фантастических категориях.Попробуем (в рамках моих скромных возможностей) разобраться в этих вопросах.

Главная загадка и интрига в создании Буревестника – это атомная силовая установка. В 50-60 годах прошлого века как в США, так и в СССР пытались создать атомные авиационные силовые установки. Но работы были свёрнуты из-за технических трудностей, большого веса и малой эффективности. Главное – не обеспечивалась в должной мере радиационная безопасность. Что изменилось за прошедшие 60 лет?

Ядерный двигатель

Пытаясь раскрыть “тайну” ядерного двигателя, многие специалисты в России и за рубежом предполагают, что он произошел от известной советской разработки – твердотопливного ракетного двигателя РД-0410.

Действительно, с 1965 по 1985 годы по этому двигателю был проведен колоссальный объем работ, в результате которых удалось создать образец двигателя массой около 2 тонн (с радиационной защитой), удельной тягой около тонны и рабочим ресурсом работы – 1 час. С таким коротким временем работы крылатая ракета вряд ли далеко улетит и тем более не сможет летать неограниченное время, согласитесь. Кстати, у нас на основе РД-0410 получились надежные ядерные энергоустановки для космических аппаратов, но это тема для отдельной статьи. Поэтому продолжу про крылатую ракету.

Неуловимые: какие советские самолеты не смогли догнать ВВС Израиля

В качестве прародителя двигателя для “Буревестника” мог выступить только авиационный двигатель, а точнее – ядерная авиационная установка с прямоточным или турбореактивным двигателем. Разработки таких двигателей велись в СССР и США с 50-х годов прошлого века.

Пионерами в разработке таких двигателей стали американцы, начавшие в 1946 году проект NEPA (Nuclear Energy for the Propulsion of Aircraft – ядерная энергия для авиационной силовой установки). Затем были проект AEC (Atomic Energy Commission) и масштабная программа ANP (Aircraft Nuclear Propulsion, самолет с ядерной энергетической установкой), в рамках которой разработали экспериментальные реакторы ASTR и Р-1, а также провели испытательные полеты летающих лабораторий на основе бомбардировщиков В-36. Однако в 1961 году программа ANP была закрыта президентом США Кеннеди, который через официальное письмо уведомил о том, что у самолета с ядерной установкой в ВВС США нет перспективного будущего.

В СССР такие разработки начались в 1947 году с научно-исследовательских работ, результатом которых стало Постановление Совета Министров СССР № 1561-868 от 12 августа 1955 года, согласно которому к работам по созданию самолетов с ядерными авиационными двигателями (ЯАД) привлекались авиационные КБ – Мясищева, Туполева и Лавочкина, а также ведущие КБ в области двигателестроения – Кузнецова, Люльки и Бондарюка. Наиболее перспективным решением в создании ЯАД оказался проект ОКБ А. М.Люльки, в котором рассматривались ядерные турбореактивные двигатели в двух вариантах: “соосной” схемы и схемы “коромысло”.

Реактивный таран: как Су-15 сбил самолет-нарушитель с военным грузом

Несмотря на то, что это решение было вполне годным для установки на самолеты, работы над “атомолетами” был прекращены, так как не было найдено решение безопасной “наземной эксплуатации и защиты экипажа, населения и местности в случае вынужденной посадки самолета с ЯАД”. Результаты работ положили на полку архива, с которой их достали тогда, когда в области разработки компактных ядерных реакторов Россия стала единственной страной в мире.

Да, на “Буревестнике” стоит ЯАД с компактным ядерным реактором – созданный благодаря современным российским технологиям, который позволяет крылатой ракете лететь неограниченное время с дозвуковой скоростью на любое расстояние.

Оценка проекта

Загазовывание кокпита

Первая проблема, возникающая с «Тайфунами» после его ввода в эксплуатацию, было просачивание выхлопных газов в кабину пилота. В попытке исправить это в ноябре 1941 года стали устанавливать более длинные выхлопные трубы (Модификация 239), а примерно в то же время, щель в двери кабины была загерметизирована. Несмотря на все совершенствования, эта проблема так и не была полностью решена. Дабы не угореть, стандартной процедурой для пилотов «Тайфунов» в течение всей войны было использование кислорода, начиная со старта двигателя и до самого его выключения.

В дополнение к этому, пилоты испытывали неприятно высокие температуры в кабине — вентиляционная трубка помогла смягчить, но никак не решить её. Кроме того были добавлены два небольших отверстия позади пилота под радио.

Хвост

Одной из основных проблем, от которых страдали ранние «Тайфуны», был ряд структурных неудач, приводящих к потере целых секций хвостовой части на некоторых самолетах, главным образом при высоких перегрузках. В конечном счете было выяснено, что причиной проблемы являлась комбинация факторов, в том числе гармонические колебания, которые были способны привести к усталостным повреждениям металла за весьма короткий срок, и слабый транспортный шарнир, находящийся сразу перед горизонтальным хвостовым оперением.

Начиная с сентября 1942 года внутри фюзеляжа по всей задней части был установлен стальной ремень, но вскоре (модификация 286) он был заменён — «плавник» стали приковывать извне через хвостовую часть фюзеляжа, заодно были усилены некоторые каркасные рамы в хвосте. Это была постоянная мера, призванная избавить от проблем с задней частью фюзеляжа, принятая в периоде с декабря 1942 по март 1943 года. В итоге в 1944 году хвостовая часть была полностью заменена на переработанную.

Хотя эта модификация должна была исключить разрушение хвостовой части, она стала его новой причиной, на этот раз, из-за изменений в конструкции шасси. В полете на высокой скорости обтекатели шасси попадали в зону пониженного давления, создавая неровный воздушный поток вокруг хвостового оперения, из-за чего оно а затем и вся задняя часть фюзеляжа разрушались. В общей сложности из-за данного конструкционного недостатка было потеряно 25 самолетов и 23 пилота.

Hawker Typhoon Mk IB из 486-й эскадрильи RAF в полете. 1943 год.

Двигатель Sabre также был постоянным источником проблем, особенно в холодную погоду, когда завести его было достаточно сложно, слабая износостойкость втулок клапанов и, соответственно, высокое потребление топлива. 24-цилиндровый двигатель производил мало положительных эмоций у пилотов.

Лейтенант Кен Тротт, пилотировавший Тайфун в составе 197-й эскадрильи, вспоминал:

Для пилотов в кабине была пометка об ограничении скорости. Приборная воздушная скорость (IAS) для пикирования была установлена ​​на уровне 525 миль в час (845 км/ч). При необходимости Тайфун мог выполнять полет на скорости 300 миль в час (480 км / ч) с открытой кабиной. Полет с выпущенными шасси и закрылками мог продолжаться без инцидентов на скоростях 210 и 155 миль в час (338 и 249 км/ч) соответственно. Из-за проблем с устойчивостью, когда самолет нёс бомбы, скорость не могла превышать 400 миль в час.

В примечании по управлению топливной системой не рекомендуется летать с дополнительными топливными баками при IAS свыше 380 миль в час (610 км/ч). Баки могли быть выброшены за борт на скорости около 200 миль в час (320 км/ч), но в случае чрезвычайной ситуации, выброс допускался при 350 миль в час (560 км/ч). Баки должны быть выброшены только во время горизонтального полета. С точки зрения стабильности, самолет был стабильным «направленно» и « в поперечном направлении (со стороны)», но немного нестабильным в продольном направлении (в длину). Контроль элеронами был легким и эффективным даже на максимальной скорости, но при этом очень вялым был отклик на низких скоростях. Управление рулем высоты также было довольно легким.

Скорость сваливания была довольно низкая.

Буревестник – крылатая ракета с ядерной энергоустановкой

Поэтому говорить о невозможности для России создать крылатую ракету с ядерной энергоустоновкой Буревестник совершенно неуместно. Главной проблемой, как было сказано выше, были большие габариты, которые не были принципиальны для огромного воздушно-космического самолета, но оказывались критичны для ракеты, размерами сопоставимой с современным «Калибром» или X-101.

В президентской речи были упомянуты материалы, используемые в гиперзвуковом крылатом блоке Авангард, имеющие жаростойкость в 2000 градусов по Цельсию. При такой температуре аппарат будет выглядеть как раскаленный метеорит. Это бесспорно революция в материаловедении, которая, очевидно, и позволила создать один из самых сложных компонентов ядерного ракетного двигателя для крылатой ракеты – эффективный теплообменник малых размеров.

В условиях земной атмосферы такой ракете совсем не обязательно иметь при себе запас рабочего тела, поскольку им может являться воздух. Осуществляя забор воздуха и направляя его в теплообменник, можно получить реактивную струю необходимых параметров. Возможен вариант ядерного реактора в качестве электростанции, которая обеспечивает энергией работу электродвигателей с турбинами. Какой именно использовался принцип, конкретно не оглашалось, однако в любом случае использование крылатой ракеты с ядерным двигателем позволяет получить невероятную дальность. Такой системе можно летать по Земле много дней подряд, преодолевая тысячи километров, а энергия в реакторе не иссякнет. В июле 2018 года были проведены успешные испытания крылатой ракеты Буревестник – характеристики, которые были заявлены ранее, соответствуют расчетным.

История [ править ]

Истоки

Советский Союз , а затем Россия были неопределенными с 1980 до какой степени их ICBM ядерный арсенал обнуляются по системе противоракетной обороны Соединенных Штатов Стратегической оборонной инициативы , предложил во время администрации Рейгана и широко известный как Star Wars программа. Этот тип оружия пролетает под щитом баллистического оружия и является частью более широкой программы президента Путина по попытке сбалансировать российский ядерный ударный потенциал.

Развитие

России оборонная промышленность начала разработку межконтинентальной дальности крылатых ракет с ядерными энергетическими установками , способный проникать любой перехватчик на базе ПРО системы. Говорят, что он имеет неограниченную дальность действия и способность уклоняться от противоракетной обороны. В январе 2019 года успешно завершился основной этап испытаний крылатой ракеты комплекса «Буревестник» — испытания атомного энергоблока

Спекуляция дизайна

По словам Владимира Путина и Минобороны России, ракета по габаритам сопоставима с и оснащена малогабаритной ядерной силовой установкой. Заявленная дальность действия на порядки больше, чем у Х-101. Как показано на официальной презентации, ракета запускается из наклонной пусковой установки с использованием съемного ракетного ускорителя.

Павел Иванов из ВПК-Новости заявляет, что крылатая ракета в полтора-два раза больше Х-101, крылья у « Буревестника» укоренены «наверху фюзеляжа, а не под ним, как у X-. 101 », а также отмечает, что есть« характерные выступы, где воздух, скорее всего, нагревается ядерным реактором ». По словам Иванова, масса « Буревестника » «в несколько раз» больше, чем у Х-101, что исключает Ту-160 и Ту-95 как потенциальные носители ракеты.

По данным « Независимой газеты» , « Буревестник» — это ядерная тепловая ракета с твердотопливным разгонным двигателем. Длина ракеты составляет 12 м (39 футов) при запуске и 9 м (30 футов) в полете. Носовая часть имеет форму «эллипса размером 1 м (3,3 фута) × 1,5 м (4,9 фута)».

Военный эксперт Антон Лавров в статье « Известий» предположил, что в конструкции « Буревестника» используется прямоточный воздушно-реактивный двигатель, который, в отличие от более традиционных силовых установок для ядерного оружия, на протяжении всей эксплуатации будет иметь радиоактивный выхлоп.

Stratfor , платформа американской геополитической разведки, предполагает, что » Буревестник» использует турбореактивный двигатель и ускоритель на жидком топливе.

По словам Джеймса Хокенхалла , начальника военной разведки Великобритании (CDI), Буревестник представляет собой « дозвуковую крылатую ракетную систему с ядерной установкой, которая имеет глобальный охват и позволяет атаковать с неожиданных направлений». По словам Хоккенхалла, у ракеты «почти неопределенное время простоя «.

См. также

Как действует ядерный ракетный двигатель

Принцип действия ядерного ракетного двигателя (ЯРД) в классическом понимании следующий. Ядерное топливо накаляет рабочую камеру до максимально возможной температуры (насколько позволяют конструкционные материалы). Теплообменник передает это тепло рабочему телу, которое, нагреваясь, устремляется через сопло в окружающее пространство и толкает ракету. В качестве рабочего тела может рассматриваться водород, гелий, водяной пар или иные соединения с малой молекулярной массой. Существуют концепции ядерных ракетных двигателей с твердой и газофазной активной зоной. В последнем случае скорость истечения рабочего тела превзойдет на порядок все существующие жидкостные ракетные двигатели при той же тяге, которой они обладают. Реализовать такой проект намного сложнее, чем ядерный ракетный двигатель с твердой активной зоной, показатели которого все равно многократно выше любого ЖРД. Именно поэтому работы велись в основном именно с этим типом двигателей.

Разработка

Решение о начале разработки «Буревестника» было принято в декабре 2001 года, после выхода США из Договора об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года.

По мнению проф. Марка Галеотти, это старая разработка советских времен, «снятая с полки и получившая новое финансирование».

По информации газеты «Коммерсантъ», изготовителем крылатой ракеты является екатеринбургское ОКБ «Новатор» с привлечением специалистов Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики в Сарове.

Внешние видеофайлы

Место старта ракеты на американском спутниковом снимке согласно изданию The Diplomat.

РАКЕТЫ С ЯДЕРНЫМ СЕРДЦЕМ

Как видим, у «Бури» и «Навахо» были одинаковые проблемы – невозможность получить проектную дальность полета с помощью прямоточного двигателя и конкуренция МБР.

Поэтому в 1956 году в США решили создать межконтинентальную крылатую ракету «Плутон» с ядерной энергетической установкой.

Источником энергии ядерных прямоточных двигателей является не химическая реакция горения топлива, а тепло, вырабатываемое ядерным реактором в камере нагрева рабочего тела. Воздух из входного устройства в таком ПВРД проходит через активную зону реактора, охлаждая его, нагревается сам до рабочей температуры (около 3000 градусов по Кельвину), а затем истекает из сопла со скоростью, сравнимой со скоростями истечения для самых совершенных химических ЖРД.

В рамках новой программы в США в 1964 году были проведены стендовые огневые испытания ядерного прямоточного двигателя Tory-IIC (режим полной мощности 513 МВт в течение пяти минут с тягой 156 кН).

Естественно, что газы, вылетавшие из сопла прямоточного двигателя, имели высочайший уровень радиоактивности. Один из создателей проекта предложил превратить этот явный в мирное время недостаток в преимущество в случае войны: ракета должна была продолжать летать над СССР после сброса боевой части до саморазрушения или остановки двигателя.

К 1965 году все работы по «Плутону» были прекращены. Летные испытания не проводились. Не был даже построен планер ракеты. Вместо него ограничились макетами носовой части, а также воздухозаборника и средней части корпуса.

«Плутон», «Навахо», «Снарк», «Буря» и «Буран» не выдержали конкуренции с МБР. В 1960–1970-х годах ни одна из сверхдержав не располагала ПРО для перехвата хотя бы десятой части МБР противника. Сейчас ситуация кардинально изменилась, и межконтинентальные крылатые ракеты вновь оказались востребованными.

Александр Борисович Широкорад – писатель, историк.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector