Крылатые ракеты россии в сирии

Содержание:

Технические характеристики ракет «Калибр»

Мы не имеем исчерпывающей информации об этих ракетах. Доступна минимальные данные о модификациях, предназначенных для экспорта, но большая часть характеристик комплекса морского базирования «Калибр-НК» засекречены. Вот ТТХ, которые нам известны:

Ракета 3М-54Э 3М-54Э1 3М-14Э 91РЭ1 91РТЭ2
Длина 8,22 м 6,20 м 6,20 м 7,65 м 6,20 м
Диаметр 533 мм 533 мм 533 мм 533 мм 533 мм
Стартовая масса 2300 кг 1800 кг 1770 кг 2100 кг 1200 кг
Боевая часть Проникающая фугасная 200 кг Проникающая фугасная 400 кг Осколочно-фугасная или кассетная 450 кг Торпеда АПР-3МЭ Торпеда МПТ-1УМЭ
Дальность полёта 220 км 300 км 300км 50 км 40 км
Скорость полёта На марше: М=0,8 У цели: M=2,9 М=0,8 М=0,8 М=2,5 М=2,0
Траектория На марше: 20 м У цели: 10 м 20 м Над морем: 20 м Над сушей: 50-150 м Баллистическая Баллистическая
Система управления ИНС + РЛГСН ИНС + РЛГСН ИНС + РЛГСН + коррекция по данным ГЛОНАСС или GPS ИНС ИНС

3М54Э и 3М54Э1. Схожесть и различия

3М54Э и 3М54Э1 также имеют схожую конфигурацию. Они выполнены по стандартной аэродинамической схеме с раскрывающимся трапецеидальным крылом, но отличаются количеством ступеней.

У ракеты 3М54Э три ступени: твердотопливная при старте, маршевая с жидкостным реактивом и третья твердотопливная.

Старт начинается за счет первой ступени, после которой она отделяется и запускается маршевый двигатель с раскрытием крыла. Скорость на этом этапе достигает двухсот сорока метров в секунду. После обнаружения цели вторая ступень также отделяется и начинает работать третья. Скорость при этом развивается до тысячи метров в секунду.

Основное различие ракеты 3М54Э1 от 3М54Э — это отсутствие третьей ступени. Поэтому ракета 3М54Э1 имеет только дозвуковую скорость. Она короче на два метра. Зато ее боевая часть больше почти в два раза по сравнению с ракетой 3М54Э. Летит 3М54Э1 так же, как и сравниваемая модель, но не разгоняясь в конце.

Основные технические тонкости и нюансы в создании ракеты нового поколения

Потребность в новой противокорабельной ракете возникла не сразу. Имевшиеся на вооружении флота ракетные комплексы П-600 «Гранит» и П-800 «Оникс» продолжают оставаться на сегодняшний день грозной силой. Однако не тратят времени даром и разработчики суперсовременных средств корабельных ПВО. По мнению специалистов в области оперативно-тактического оружия, через пару лет боевые возможности крылатых ракет морского базирования будут исчерпаны ввиду эффективности противоракетной обороны кораблей.

В связи с этим и возникла идея существенной модернизации ВМФ России новыми видами вооружения. Одним из направлений процесса стала разработка нового противокорабельного комплекса с высокоскоростными крылатыми ракетами. Наличие такого вооружения на больших и малых кораблях флота станет эффективным инструментом сдерживания на море. Новая ракета 3М22 имеет уникальные тактико-технические характеристики, однако точных данных о них пока нет. Даже предварительные данные говорят, что новое оружие является серьезным шагом к появлению новых видов и типов вооружений.

Аппараты, летающие со сверхзвуковой скоростью, принципиально отличаются от аппаратов, летающих на гиперзвуковой скорости. Обычный турбореактивный двигатель после тройного превышения скорости звука теряет тягу — основной показатель эффективности работы авиационного двигателя. К такому виду вооружений, как крылатые ракеты, не подходят ни жидкостный, ни твердотопливный реактивный двигатель. Ракета выполняет во время полета определенные эволюции, которые не могут обеспечить работающие маршевые ЖРД И ТРД с постоянной тягой.

Результатом научно-технических поисков стал прямоточный ракетный двигатель, способный работать в условиях сверхзвукового горения. Для этих целей даже было разработан новый вид ракетного топлива «Децилин-М» с повышенной энергоемкостью.

Во время полета ракеты в воздушном пространстве на высоте 50-200 метров корпус снаряда нагревается до высоких температур, поэтому при изготовлении изделия были использованы новые жароустойчивые сплавы.

Не менее трудно было решить проблему самонаведения ракеты на больших скоростях. В отличие от известных аэробаллистических боевых комплексов, способных летать на гиперзвуковых скоростях и на высотах до 100 км, крылатая ракета имеет иную область применения. Основной полет ракеты происходит в плотных слоях атмосферы. В отличие от баллистических ракет, КР имеет пологую траекторию полета и меньшую дальность. Все эти требования ставят перед разработчиками вооружения новые задачи.

В полете на гиперзвуковой скорости из-за возникновения вокруг летящего снаряда облака плазмы, появляется естественное искажение параметров целеуказания. На новую ракету было решено установить совершенное радиоэлектронное оборудование, способное вести снаряд к цели на высокой скорости, не взирая на противодействие мощных электромагнитных полей.

Планы Высшего военно-морского руководства относительно боевых возможностей новой ракеты

Впервые ракета была запущена на летно-испытательном полигоне в Актюбинске в 2012 году. Пуск был осуществлен с борта стратегического ракетоносца «Ту-22М3». Дальнейшие пуски проводили с наземных пусковых установок. Комплекс основных испытаний уже подходит к концу. Остаются еще недоработки в работе двигательной установки и системы наведения, однако это, по мнению создателей ракеты, можно устранить в течение ближайшего времени. Идет подготовка запуска нового вооружения в серию.

Высшее военно-морское командование считает, что один ТАРКР «Петр Великий», вооруженный гиперзвуковыми противокорабельными ракетами «Циркон», сможет в одиночку противостоять целому боевому соединению кораблей вероятного противника. На прибрежных морских театрах российские боевые корабли малого и среднего класса, оснащенные новейшей ракетой, будут в состоянии контролировать всю акваторию. По дальнобойности и по скорости российской ракете нет аналогов ни в турецких ВМС, ни во флотах странах Балтийского бассейна.

История создания

Эскиз ПКР 3М-54Э

Ракеты семейства «Калибр» были созданы на основе двух проектов: разработанной в течение периода с 1975 по 1984 год в СМКБ «Новатор» стратегической ядерной крылатой ракеты «3М10» с боевым радиусом 2500 км и конкурса противокорабельных ракет «Альфа» (ОКР «Бирюза»).

Первоначально в конкурсе ОКР «Бирюза» участвовала только сверхзвуковая ракета ПКР «Яхонт», однако её разработка затянулась, и ракета вышла дорогой. В то же время у проекта «3М10» появились проблемы из-за намечавшегося Договора о сокращении ракет средней и малой дальности. И ОКБ «Новатор» в инициативном порядке в 1986 году была предложена на конкурс неядерная версия морского варианта ракеты «КС-122», тем не менее она не устроила приёмную комиссию из-за дозвуковой скорости атаки. Работы были продолжены, и в 1990 году появилась готовая версия со сверхзвуковым финишным ускорителем для преодоления систем обороны противника. Однако начавшийся развал СССР приостановил внедрение этого продукта.

Также параллельно велась разработка противолодочного комплекса на базе «КС-122» для замены громоздких и морально устаревших комплексов «Водопад» и «Раструб-Б». Первый вариант ракеты данного направления был представлен в 1997 году.

Широкой публике ракеты семейства «Калибр» впервые были представлены на МАКС-93.

Описание ракеты 3М54Э и 3М541Э

Рассмотреть крылатые ракеты, находящиеся на вооружении комплекса «Калибр», можно на примере характеристик ПКР 3М-54Э и 3М-54Э.

Эти крылатые ракеты морского базирования предназначены для вооружения подводных лодок и предназначены для поражения вражеских судов.

Обе ракеты имеют нормальную аэродинамическую схему, они максимально унифицированы.

Размах трапециевидного раскрывающегося крыла составляет 3,1 метр. ПКР 3М-54Э имеет три ступени: стартовую, маршевую и боевую. Ракета 3М-54Э1 оснащена двумя ступенями, боевая ступень у нее отсутствует. За счет этого увеличена дальность ее полета.

Стартовая ступень обеспечивает старт ПКР и ее разгон, в кормовой части ракеты размещены решетчатые стабилизаторы, стартовая ступень оснащена твердотопливным двигателем.

Затем включается маршевый двигатель, который работает большую часть полета ракеты (у 3М-541М – весь полет), обеспечивая околозвуковую скорость. В маршевой ступени расположен турбореактивный двигатель ТРДД-50Б. На этом участке траектории ракета летит на высоте 15-20 метров.

На расстояние 30-40 км от объекта происходит захват цели головкой наведения ракеты. 3М-54Э делает горку, вторая ступень отделяется. Включается твердотопливный двигатель первой ступени, который разгоняет ее до скорости примерно 1000 км/ч. Двухступенчатая 3М-54Э1 перед заходом на цель выполняет специальный противоракетный маневр.

Обе модификации ракеты оснащены инерциальной системой навигации и радиолокационной головкой самонаведения. Боевая часть 3М-54Э – 200 кг, а 3М-54Э1 – 400 кг. БЧ проникающая с подрывом на необходимой глубине, она обеспечивает надежное поражение цели. Дальность полета 3М-54Э составляет 220 километров, а дальность 3М-54Э1 – 300 км.

Фау-2 (V-2)

Эта немецкая ракета имела далеко не идеальную конструкцию, ее характеристики не идут ни в какое сравнение с современными аналогами. Однако Фау-2 была первой боевой баллистической ракетой, немцы применяли ее для обстрелов английских городов. Именно Фау-2 совершила первый суборбитальный полет, поднявшись на высоту 188 км.

Фау-2 – это одноступенчатая жидкотопливная ракета, работавшая на смеси этанола и жидкого кислорода. Она могла доставлять боевую часть весом в одну тонну на расстояние в 320 км.

Первый боевой запуск Фау-2 состоялся в сентябре 1944 года, всего по Британии было выпущено более 4300 ракет, из которых почти половина взорвались на старте или разрушились в полете.

Фау-2 трудно назвать лучшей баллистической ракетой, но она была первой, за что и заслужила высокое место в нашем рейтинге.

Дальность и точность

Опрошенные RT эксперты сошлись во мнении, что доклад Робинсон является органичной частью антироссийской американской риторики, где реальные вызовы для США перемешаны с фантомными угрозами. По мнению аналитиков, в Сирии был применён только один тип вооружения, которого стоит опасаться Соединённым Штатам.

«Речь идёт о сверхдальней крылатой ракете Х-101/102 (102 — шифр для ракеты в ядерном оснащении) «воздух — земля» машиностроительного конструкторского бюро «Радуга». Этими ракетами могут как раз оснащаться модернизированные дальние бомбардировщики, включая Ту-95, стоящий на вооружении ВВС с 1950-х годов», — отметил в беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев.

  • Бомбардировщик-ракетоносец Ту-160
  • РИА Новости

В Сирии Х-101/102 по объектам террористов несколько раз выпускали стратегические сверхзвуковые бомбардировщики Ту-160. По сообщению Минобороны РФ, ракета подтвердила свои тактико-технические характеристики (ТТХ), включая точность.

ТТХ Х-101/102 широкой публике неизвестны. В СМИ можно встретить информацию о том, что стратегическая крылатая ракета способна уничтожать цели на дальности от 5 до 9 тыс. км. При этом вероятность отклонения от цели составляет 10 м. Таким образом, ракета отличается невероятной точностью и запускается по противнику за пределами действия средств ПВО.

«Беспокойства американцев по поводу «Калибров» я не понимаю, если говорить, конечно, про территорию США и Канады. «Калибрами» в основном оснащаются дизель-электрические подлодки «Варшавянка», фрегаты и корветы. К берегам Северной Америки они не доплывут. Возможно, в докладе Робинсон подразумевались подлодки «Ясень», которые после переоборудования будут оснащены «Калибрами» и теоретически могут появиться в Атлантике или Тихом океане», — предположил Корнев.

Основные этапы эволюции крылатых ракет

Идея создания беспилотного управляемого летательного аппарата, начиненного взрывчаткой, возникла почти сразу после появления первых самолетов. Практические разработки в этом направлении велись в нескольких странах, изобретатели предлагали разные варианты конструкции «летающей бомбы»: с радиоуправлением и с разными видами автопилотов. Однако долгое время дело не шло далее создания более или менее удачных прототипов.

В 1931 году в Британии была разработана радиоуправляемая воздушная мишень Queen. В начале войны беспилотники на ее основе использовались для ведения разведки. В 1939 году свой первый полет совершила советская крылатая ракета «212» с жидкостным двигателем, ее созданием руководил Сергей Королев. В 1944 году американцы применили против японских войск радиоуправляемые «самолеты-снаряды» TDR-1, но результаты атаки были признаны неудовлетворительными.

Первая серийная КР Фау-1. Такими «самолетами-снарядами» гитлеровцы обстреливали Великобританию

Наибольших успехов в этой области добилась гитлеровская Германия. Немецкие конструкторы сумели разработать Фау-1 – первую в мире КР, выпускавшуюся серийно. В конце войны немцы активно использовали их для бомбардировок Британии. Эта крылатая ракета оснащалась пульсирующим воздушно-реактивным двигателем, имела простейший автопилот с гироскопом. Управление дальностью полета осуществлялось с помощью механического счетчика с лопастным анемометром. Как только он скручивался до нуля, подавалась команда на пикирование.

После войны германские технологии попали в руки союзников. В 1947 году начались работы над созданием первой советской КР «Комета». В нашей стране в этом направлении трудились ведущие конструкторы: Челомей, Лавочкин, Микоян. В 50-е годы в Советском Союзе и США были запущены проекты межконтинентальных крылатых ракет, которые рассматривались в качестве средства доставки ядерного оружия. В 1958 году американцы приняли на вооружение КР SM-62 Snark. Ее советским аналогом была сверхзвуковая двухступенчатая «Буря», работы над которой были прекращены в 1960 году, – военные быстро поняли, что для доставки боеголовок за океан баллистические ракеты подходят куда больше.

С середины 50-х годов в Советском Союзе активно работали над крылатыми ракетами, предназначенными для поражения кораблей противника. В 1968 году на вооружение была принята ПКР «Аметист» – первая в мире ракета с возможностью подводного старта. За ней последовали «Малахит», «Гранит», «Яхонт». Примерно в это же время американцы разработали противокорабельную крылатую ракету «Гарпун», до сих пор находящуюся на вооружении.

Советская ПКР П-70 «Аметист» — первая крылатая ракета, способная стартовать из-под воды

В начале 70-х годов в США были начаты работы над проектом, который привел к созданию КР BGM-109 Tomahawk – самого известного представителя этого класса оружия. Его главной «изюминкой» стала революционная система наведения, превратившая «Томагавк» в идеальное средство для поражения важных малоразмерных целей на территории противника.

21 октября 1967 года с помощью советских ПКР П-15 «Термит», запущенных с ракетных катеров, был потоплен израильский эсминец «Эйлат». Это событие стало первым случаем реального применения ПКР и послужило толчком к дальнейшему развитию данного вида оружия, а также совершенствованию средств защиты от него. Позже «Термиты» успешно использовались во время индо-пакистанского конфликта 1971 года. С их помощью было потоплено несколько пакистанских боевых кораблей, а также уничтожен нефтяной терминал в Карачи.

Первым конфликтом, в котором крылатые ракеты массово применялись по наземным целям, стала война в Персидском заливе 1991 года. За время проведения этой операции американцы выпустили почти 300 «Томагавков». «Топор» показал себя, как эффективное и смертоносное оружие, поэтому без него уже не обходился ни один последующий конфликт с участием США. «Томагавки» активно использовались во время балканских войн середины и конца 90-х, второй иракской кампании, интервенции в Ливию, ими же «утюжат» сирийскую армию на протяжении последних двух лет.

С какой скоростью летают ракеты?

Прежде, чем ответить на этот вопрос, давайте поймем в чем ее измеряют. Ракеты летают чертовски быстро и говорить о привычных км/ч или м/сек не приходится. Скорость многих современных летательных аппаратов измеряют в Махах.

Непривычная величина измерения скорости появилась не просто так. Название “число Маха” и обозначение “М” предложил в 1929 году Якоб Аккерет. Оно выражается как отношение скорости движения потока или тела к скорости распространения звука в среде, в которой происходит движение. Если учесть, что скорость распространения звуковой волны у поверхности земли примерно равна 331 м/сек (около 1200 км/ч), не трудно догадаться, что единицу можно получить только если поделить 331 на 331. То есть, скорость один Мах (М) у поверхности земли составляет примерно 1200 км/ч. С набором высоты скорость распространения звуковой волны падает из-за уменьшения плотности воздуха.

Таким образом, один Мах у поверхности земли и на высоте 20 000 метров отличается примерно на 10 процентов. Стало быть и скорость тела, которую оно должно развить, чтобы получить число Маха, уменьшается. Упрощенно среди обывателей принято называть число Маха скоростью звука. Если такое упрощение не применяется в точных расчетах, его вполне можно допустить и считать примерно равным величине у поверхности земли.

Ракеты могут запускаться с самолета.

Такую скорость не так легко представить, но крылатые ракеты могут летать на скорости до 5 Махов (примерно 7 000 км/ч в зависимости от высоты). Баллистические ракеты и вовсе способны развивать скорость до 23 Махов. Именно такую скорость на испытаниях показал ракетный комплекс Авангард. Получается, что на высоте 20 000 метров, это будет около 25 000 км/ч.

Конечно, такая скорость достигается на заключительной стадии полета при спуске, но представить, что рукотворный объект может перемещаться с такой скоростью, все равно сложно.

Как видим, ракеты перестали быть просто бомбой, которую кидают далеко вперед. Это настоящее произведение инженерного искусства. Вот только хотелось бы, чтобы эти разработки шли в мирное русло, а не предназначались для разрушения.

Суд продлил до 7 июля арест советника главы Роскосмоса Сафронова

Победители конкурса

В 1972 году (феноменальная скорость, кстати) уже был выбран окончательный вариант пусковой установки под новые крылатые ракеты. Тогда же было окончательно утверждено положение об исключительно морском их базировании. В январе государственная комиссия уже отобрала двух наиболее многообещающих кандидатов для участия в полномасштабных испытаниях. Первым претендентом была продукция широко известной компании General Dynamics.

Это была модель UBGM-109A. Второй образец выпустила мало кому известная (и плохо лоббируемая) фирма LTV: ракета UBGM-110A. В 1976 году их начали тестировать, запуская ходовые макеты с борта подлодки. В общем-то, никто из высших чинов и не скрывал, что победители заочно уже признали модель 109А.

Советская Х-90

Неизвестно доподлинно, что советское побудило руководство дать указание о начале Возможно КР. разработок, разведка сообщила о начале американских этой в изысканий области, но не исключено, что сама возникшая, идея в недрах засекреченных НИИ, заинтересовала Министерства-то из кого обороны. Так или иначе, в году 1976 работы начались, и срок их завершения установлен был небольшой – шесть лет. С самого наши начала проектировщики пошли по иному пути, коллеги их чем из США. Дозвуковые скорости их не прельщали. должна Ракета была преодолевать все рубежи вероятного защиты противника на сверхмалых высотах. И на сверхзвуке. К десятилетия концу были представлены первые опытные которые, образцы показывали на полигонных испытаниях отличные Секретный (до 3 М). результаты объект непрерывно совершенствовался, и в следующем мог десятилетии лететь уже быстрее четырех звука скоростей. Только в 1997 году мировая смогла общественность увидеть это чудо техники на МАКС выставке в павильоне научно-производственного объединения «Современные». Радуга крылатые ракеты России являются наследниками прямыми советской Х-90. Даже название это хотя, сохранено изменений упомянутое оружие претерпело Элементная. множество база стала другой.

Запуск ракеты этой предполагалось осуществлять с Ту-160, огромного бомбардировщика стратегического, способного нести в своем бомбовом метровые 12-отсеке боеприпасы с раскладывающимися плоскостями. Носитель прежним остался.

Боевое применение

Пуски и поражение крылатыми ракетами комплексов «Калибр» и «Бастион» объектов террористов в Сирии, 15 ноября 2016 года

Крылатые ракеты семейства «Калибр» неоднократно применялись в ходе российской военной операции в Сирии, ставшей первым их боевым применением.

Дата Ракета Количество Носитель Цель
07.10.2015 3М14Т 26 РК «Дагестан»МРК «Град Свияжск»МРК «Углич»МРК «Великий Устюг» 11 целей в Сирии на расстояние свыше 1500 км.
20.11.2015 3М14Т 18 корабли Каспийской флотилии По 7 целям позиций террористов в сирийских провинциях Ракка, Идлиб и Алеппо.
08.12.2015 3М14К 4 ДЭПЛ «Ростов-на-Дону» Удар по двум крупным пунктам террористов «Исламского государства» на территории Ракки в Сирии.
19.08.2016 3М14Т 3 МРК «Зеленый Дол»МРК «Серпухов» По целям террористической группировки «Джебхат ан-Нусра» на территории Сирии.
15.11.2016 3М14Т 3 фрегат «Адмирал Григорович» По террористам в сирийских провинциях Идлиб и Хомс.
31.05.2017 3М14Т/К 4 СКР «Адмирал Эссен»ДЭПЛ «Краснодар» По позициям боевиков, находящихся восточнее Пальмиры.
23.06.2017 3М14Т/К 6 фрегат «Адмирал Эссен»фрегат «Адмирал Григорович»ДЭПЛ «Краснодар» Удар по объектам «Исламского государства» (ИГ) в Сирии.
05.09.2017 3М14Т 6 фрегат «Адмирал Эссен» По объектам ИГ в Сирии в районе Дейр-эз-Зора.
14.09.2017 3М14К 7 ДЭПЛ «Великий Новгород»ДЭПЛ «Колпино» По объектам группировки ИГ в Сирии.Дальность удара составила от 500 до 670 км.
22.09.2017 3М14К 3 ДЭПЛ «Великий Новгород» По объектам террористической группировки «Джебхат-ан-Нусра» в провинции Идлиб.Дальность до целей составила около 300 км.
05.10.2017 3М14К 10 ДЭПЛ «Великий Новгород»ДЭПЛ «Колпино» По террористам запрещенной в России группировки ИГИЛ в Сирии крылатыми ракетами «Калибр».
31.10.2017 3М14К 3 ДЭПЛ «Великий Новгород» По объектам боевиков ИГИЛ в провинции Дейр-эз-Зор в районе Аль-Букемаль.
03.11.2017 3М14К 6 ДЭПЛ «Колпино» По объектам боевиков ИГИЛ в провинции Дейр-эз-Зор в районе Аль-Букемаль.

Как устроены контейнерные ракеты

Ракетные комплексы России контейнерного типа изготавливались в ОАО «Концерн «Моринформсистема-Агат». В одном контейнере расположена установка на пуск четырех ракет. Но, кроме этого, нужны еще два аналогичных контейнера. В одном из низ должен находиться Модуль управления, а в другом — Модуль жизнеобеспечения и питания. Через них осуществляется ежедневное обслуживание и проверки, прием команд на стрельбу, расчет данных цели, проведение подготовки перед стартом, полетное задание и пуск ракет.

Чтобы все это реализовать, необходимы налаженная связь, навигация через спутник, командный пункт и боевой расчет. Поэтому террористы вряд ли смогут воспользоваться такой техникой, так как у них нет спутников, а “Калибр” принимает связь через российскую космическую группировку.

Гиперзвуковая ракета и борт дальней авиации: гремучая смесь

Возможно, первые гиперзвуковые ракеты России все же будут базироваться не на наземных станциях с МБН, а в воздухе — на бортах судов дальней и средней авиации.

Причиной таких изменений может послужить необходимость придания боевым элементам начальной скорости (практические испытания показали, что при «стационарном пуске» прямоточный двигатель не активизируется вплоть до момента старта снаряженного боезаряда, а это негативно отражается на динамике ускорения).
При дополнительном «толчке» со стороны воздушного судна российская гиперзвуковая крылатая ракета сможет запросто перешагнуть порог в 6 Мах. По словам разработчика ракет Бориса Обносова, в перспективе (не ранее 2030 года) на вооружении появятся «профильные ракетоносители» — пилотируемые аппараты, разгоняющиеся до 4-8 Мах.

Новые кандидаты

Формальным предлогом для выхода Соединённых Штатов из ДРСМД стали претензии к российской крылатой ракете 9М729 для оперативно-тактического комплекса «Искандер-М», которая якобы нарушала положения договора. Минобороны России продемонстрировало иностранным военным и журналистам эту крылатую ракету на специальном брифинге, однако представители США и других государств — членов НАТО отказались на нём присутствовать.

По словам официального представителя американского посольства в Москве Андреа Калан, Россия не сможет переубедить американцев и их союзников в том, что ракета 9М729 не нарушает положений ДРСМД. 

«Поскольку демонстрация ракеты проводилась именно Россией, то её представители исказили информацию о её технических характеристиках, чтобы придать достоверности своей истории», — заявила Калан в интервью РБК.

При этом сами США разместили в Восточной Европе установки Mk-41 якобы в рамках расширения системы ПРО, о чём в своём заявлении Совбезу упомянул Владимир Путин. 

  • Ракетный комплекс «Искандер-М»
  • РИА Новости

Напомним, что в феврале глава Минобороны России Сергей Шойгу в ходе селекторного совещания в военном ведомстве заявил, что в ответ на решение Вашингтона приостановить участие в ДРСМД Москва в течение 2019—2020 годов разработает наземный вариант комплекса «Калибр» с крылатой ракетой большой дальности, а также наземный комплекс с гиперзвуковой ракетой большой дальности.

Кроме того, как полагает Андрей Кошкин, на базе «Калибра» и других систем морского базирования могут быть созданы новые ракеты.

«В связи с выходом США в одностороннем порядке из ДРСМД Москва имеет право «приземлить» ракету «Калибр» точно так же, как «Томагавк» морского базирования запустили из установки Mk-41. Думаю, морские ракеты станут основой для развёртывания этого класса ракет в США и России», — предположил Кошкин.

Когда у Москвы появятся такие ракеты, они будут использоваться для подавления узлов управления и стартовых позиций противника, добавил эксперт.

В свою очередь, военный эксперт Юрий Кнутов в разговоре с RT акцентировал внимание на том, что у России есть ракеты «Калибр», «Искандер», «Циркон» и комплекс «Бастион», которые могут быть модифицированы для создания арсенала РСМД. Кроме того, можно восстановить разработки, осуществлявшиеся в СССР до подписания ДРСМД, добавил эксперт

«У России есть потенциал, чтобы компенсировать проблемы, которые могут возникнуть в связи с размещением РСМД в европейских странах. Сегодня Вашингтон заставляет Москву идти по пути расширения такой номенклатуры ракет. Однако Россия может решать задачи, связанные с поддержанием паритета, если США пойдут на такой шаг», — отметил Кнутов.

Он напомнил, что российские противоракетные системы по своим характеристикам ушли далёко вперёд от зарубежных аналогов и могут обеспечить защиту в том числе и от оружия типа РСМД.

Какое топливо используется в ракете

При выборе типа ракетного топлива больше всего всего внимания уделяется особенностям использования ракеты и тому, каким двигателем ее планируется оснастить. Грубо можно сказать, что все типы топлива делятся в основном по форме выпуска, удельной температуре сгорания и КПД. Среди основных типов двигателей выделяется твердотопливные, жидкостные, комбинированные и прямоточные воздушно-реактивные.

В качестве самого простого твердого топлива можно привести в пример порох, которым заправляются фейерверки. При сгорании он выделяет не очень большое количество энергии, но его достаточно для вывода на высоту нескольких десятков метров красочного заряда. В начале статьи я говорил о китайских стрелах XI века. Они являются еще одним примером твердотопливных ракет.

В некотором роде порох тоже можно назвать топливом твердотопливной ракеты.

Для боевых ракет твердое топливо производится по иной технологии. Обычно им является алюминиевый порошок. Главным плюсом таких ракет является легкость их хранения и возможность работы с ними, когда они заправлены. Кроме этого, такое топливо стоит относительно недорого.

Минусом твердотопливных двигателей является слабый потенциал отклонения вектора тяги. Поэтому для управления в таких ракетах часто используются дополнительные небольшие двигатели на жидком углеводородном топливе. Такая гибридная связка позволяет более полно использовать потенциал каждого источника энергии.

Использование именно комбинированных систем хорошо тем, что позволяет уйти от сложной системы заправки ракеты непосредственно перед запуском и необходимости откачки большого количества топлива в случае его отмены.

Отдельно стоит отметить даже не криогенный двигатель (заправляется сжиженными газами при очень низкой температуре) и не атомный, про который много говорят в последнее время, а прямоточный воздушно-реактивный. Такая система работает за счет создания давления воздуха в двигателе при движении ракеты на большой скорости. В самом двигателе производится впрыск топлива в камеру сгорания и смесь поджигается, создавая давление больше, чем на входе. Такие ракеты способны летать со скоростью, которая в несколько раз превышает скорость звука, но для запуска двигателя нужно давление, которое создается на скорости чуть выше одной скорости звука. Именно поэтому для запуска должны быть использованы вспомогательные средства.

БРК «Бал»

Является одним из современных ракетных комплексов России. На вооружении ВМФ состоит с 2008 года. Стреляет ПКР Х-35. Посредством противокорабельного ракетного комплекса российские военные контролируют территориальные воды и проливные зоны, защищают военно-морские базы, различные береговые объекты и прибрежную инфраструктуру. Как утверждают специалисты, БРК «Бал» успешно используется для охраны в тех местах, которые считаются удобными для высадки вражеского десанта. БРК является мобильной системой, использующей шасси МЗКТ-7930. Состав комплекса представлен:

  • Двумя самоходными командными пунктами, которые обеспечивают управление и связь.
  • Самоходными пусковыми установками в количестве 4 шт. В СПУ расположены транспортно-пусковые контейнеры (ТПК) с ПРК. Для данной береговой системы применяют в России противокорабельные ракеты Х-35 и ее модификации Х-35Э и Х-35УЭ. Для одной БРК предусмотрено 8 ТПК. Боевой экипаж СПУ состоит из 6 человек.
  • Транспортно-перегрузочными машинами (ТПМ) в количестве 4 шт. Их задача – обеспечить повторный залп.

Преимущества комплексов в том, что они эффективны в различных метеорологических условиях. Также на функциональность комплекса «Бал» не влияет огневое и радиоэлектронное противодействие противника. Для БРК предусмотрены комплексы, которые ставят пассивные помехи, что положительно отразилось на неуязвимости РПК. Чтобы развернуть пусковую установку, боевому экипажу понадобится около 10 мин.

В культуре

Другие КР в России и США

Х-101 и Х-102 – не единственные крылатые ракеты на вооружении России. Кроме них боевое дежурство несут и другие образцы, оснащенные пульсирующими воздушно-реактивными двигателями, как 16 Х и 10 ХН (они пока опытные), противокорабельные КС-1, КСР-2, КСР-5, с бризантными боеголовками фугасно-проникающего или осколочно-фугасного или ядерного действия. Можно вспомнить и о более современных КР Х-20, Х-22 и X-55, ставших прообразом Х-101. А еще есть «Термиты», «Москиты», «Аметисты», «Малахиты», «Базальты», «Граниты», «Ониксы», «Яхонты» и другие представители «каменной» серии. Эти крылатые ракеты России уже много лет стоят на вооружении авиации и флота, и о них общественности известно достаточно много, хотя и не все.

У американцев также есть несколько типов КР более раннего поколения, чем AGM-158B. Это тактический «Матадор» MGM-1, «Акула» SSM-A-3, «Борзая» AGM-28, упомянутый «Гарпун», «Быстрый ястреб» универсального базирования. Не отказываются в США и от проверенного «Томагавка», но ведут работы над перспективной X-51, способной лететь на гиперзвуковых скоростях.

Первые шаги

История разработки, создания и дальнейшего полномасштабного развития техники российских крылатых ракет на прямую связана с работами и разработками ряда советских ученых. Сама идея возможности использования подъёмной силы крыла для полётов ракет в нижних атмосферных слоях была высказана и обоснована К. Циолковским, Ф. Цандером и Ю. Кондратюком в начале 30-х годов прошлого века. Они сумели подчеркнуть и получить подтверждение ряда преимуществ авиационного принципа движения перед ракетодинамическим, а кроме этого ими была выдвинута идея использования крылатых ракет для срочной доставки грузов на большие расстояния. Таким образом, была сформулирована проблема, поиск оптимальных решений которой привел инженеров-конструкторов Б. Стечкина и В. Ветчинкина к разработке теории воздушно-реактивных двигателей (ВРД) и основных положений динамики полета крылатых ракет.

Была создана группа изучения реактивного движения и в 1933 году СССР начал первые в истории работы по созданию управляемых крылатых ракет с жидкостным двигателем, которые были продолжены в Реактивном научно-исследовательском институте. В разработку ракет этого типа внесли значительный вклад С. Королев, В. Глушко, Б. Раушенбах, Е. Щетинков, С. Пивоваров, М. Дрязгов и ряд других советских специалистов.

Всемирные дни, поддерживаемые ВОЗ

Особенности размножения

Топ самые быстрые ракеты в мире

Проект Гарри Нокса

От идеи до воплощения

К полутора тысячам километров, преодолёнными «Калибрами» на пути к сирийским базам террористов, стоит добавить более 30 предшествующих лет. Тогда, в далёком 1983 году специалисты ОКБ «Новатор» под руководством генерального конструктора Льва Вениаминовича Люльева приступили к разработке противокорабельной ракеты «Альфа».

В дальнейшем «Альфа» стала своеобразной «матрёшкой», из которой в разное время на свет появились противокорабельная ракета 3М54, крылатая ракета «Гранат» и её продолжение — универсальная система «Калибр», оснащённая КР 3М14, а также противолодочной 91 Р1 (РТ2).

Контейнерные ракеты — отражение атаки в период угрозы

Предназначением контейнерного комплекса является вооружение гражданских судов в период внешних угроз. Располагаясь вблизи берега, они прикроют побережье от десантных судов. При наличии автомобильных и железных дорог они становятся мобильными противокорабельными комплексами, которые способны остановить противника на расстоянии не менее ста пятидесяти и более километров. Поэтому для обороны данные комплексы являются высокоэффективными.

Одного только “Калибра” достаточно, чтобы заменить морскую авиацию и флот. Скромная цена комплекса является очень конкурентоспособной по сравнению с дорогой техникой из Западной Европы. Комплекс прекрасно подойдет для немецких подводных лодок, испанских фрегатов, итальянских вертолетов и другого вооружения. Даже Объединенные Арабские Эмираты также активно присматриваются к комплексам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector