Адмирал трибуц (большой противолодочный корабль)
Содержание:
Как найти и размножить цветы для дачи бесплатно
Происхождение названия
Происхождение названия «большой противолодочный корабль», очевидно, связано с их назначением — обнаружением и уничтожением подводных лодок противника. С 1965 по 1981 годы Советский Союз не классифицировал свои корабли как эсминцы (кроме ранее построенных). 19 мая 1966 года был официально введён класс «больших противолодочных кораблей». В названный период большинство строящихся кораблей по новой классификации относились именно к большим противолодочным (БПК); строились также малые противолодочные корабли (МПК), противолодочные крейсера (ПКР) и сторожевые корабли (СКР). Это было связано со взглядами на новое назначение кораблей в ракетно-ядерной войне.
Постройка и испытания
Очередной БПК проекта 1155 был зачислен в списки кораблей ВМФ 28 июля 1981 года. 25 марта 1983 года его заложили на стапеле Прибалтийского судостроительного завода (ПСЗ) «Янтарь» в городе Калининграде с присвоением заводского номера 113. На стапеле ПСЗ корпуса кораблей проекта 1155 строились перпендикулярно воде. По мере готовности корпуса переводились в передаточный док, в котором уже спускались на воду. Легкосплавные надстройки БПК проекта 1155 заранее формировались и насыщались оборудованием в закрытом цеху, далее на специальном трейлере подвозились к строящимся корпусам кораблей и 80-тонным краном устанавливались на место.
5 ноября 1983 года БПК торжественно спустили на воду. Корабль получил наименование «Адмирал Спиридонов» в честь советского адмирала Эмиля Николаевича Спиридонова (1925-1981), в 1979-1981 годах командующего Тихоокеанским флотом и погибшего в авиакатастрофе 1981 года вместе с большей частью своего штаба.
Экипаж корабля (войсковая часть 30940) начал формироваться на Тихоокеанском флоте с 1 мая 1983 года, и 20 марта 1984 года прибыл в Калининград к месту постройки БПК. С момента прибытия на Балтику экипаж и корабль временно включили в состав 67-го отдельного дивизиона строящихся и ремонтирующихся кораблей ДКБФ.
После прохождения заводских и Государственных испытаний на полигонах Балтийского моря, 30 декабря 1984 года корабль вступил в строй.
Служба
Введён в состав ВМФ 18 февраля 1986 года.
В 1986—1990 годах нёс боевую службу в Индийском океане и Персидском заливе.
18 — 23 ноября 1987 года посетил порт Аден (Южный Йемен), 16 — 21 мая 1990 года — Пинанг (Малайзия).
В 2001 году совершил визит в порт Сосебо (Япония). В 2004 году совершил визит в порт Ипгхоп (Республика Корея)
В 2005 году в составе отряда кораблей Тихоокеанского флота совершил дальний морской поход с деловым визитом в Вишакхапатнам (Индия), где 14 и 20 октября принял участие в совместном российско-индийском учении «Индра-2005», после чего посетил ряд портов: 28 октября — Танжиприок (Индонезия), 4 ноября — Черги (Сингапур), 15 ноября — Саттахип (Таиланд) и 27 ноября — Дананг (Вьетнам).
С 30 июля по 15 октября 2009 года в составе отряда кораблей Тихоокеанского флота (танкер «Борис Бутома», морской буксир МБ-99) участвовал в миссии ООН по борьбе с пиратством у берегов Сомали. За время патрулирования в Аденском заливе провёл 13 караванов, 101 судно из 26 стран мира. Дальний поход длился 141 сутки (с 29 июня по 16 ноября 2009 года). Деловые заходы в порты Виктория (Республика Сейшельские острова), Келанг (Малайзия). 16 ноября прибыл во Владивосток.
С 29 июня по 8 июля 2010 года принял участие в морской части оперативно-стратегических учений Восток-2010. В рамках первого эпизода с борта корабля в воздух был поднят вертолёт Ка-27ПЛ, который обнаружил подводную лодку «противника» и передал данные о ней на корабли противолодочного охранения корабельной ударной группы — тяжёлый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» Северного флота, гвардейский ракетный крейсер «Москва» Черноморского флота и корабли охранения. В четвёртом эпизоде артиллерийским огнём прикрывал высадку морского десанта.
25 июля 2010 года корабль принял участие в параде кораблей на рейде Амурского залива во Владивостоке в рамках празднования Дня ВМФ.
27 июля 2010 года в заливе Петра Великого Японского моря совместно с большим противолодочным кораблём «Адмирал Пантелеев», эсминцем «Хиэй» и фрегатом «Дзинцу» морских сил самообороны Японии принял участие в российско-японских учениях по поиску и спасению корабля, терпящего бедствие в открытом море.
15 января 2012 года сформирован 7-й по счёту отряд в составе БПК, морского буксира МБ-37, танкера «Печенга», для несения службы по охране судов в Аденском заливе.
26 марта 2012 года завершена 3-х месячная служба отряда, проведено 5 конвоев. 11 апреля корабль зашёл в порт Хошимин, затем отправился в воды Жёлтого моря для проведения российско-китайских учений «Морское взаимодействие 2012»
24 апреля 2012 года — начало совместных учений с Китаем, с участием с российской стороны трёх БПК «Адмирал Трибуц», «Адмирал Виноградов», «Маршал Шапошников», в учениях разыграны условия по отражению воздушных атак, штурм вод, опасных от подводных лодок, осуществлены практические стрельбы из реактивных бомбомётных установок, нанесение ударов по морским целям, проведены поисково-спасательные действия по спасению захваченного судна
С 2012 года БПК «Адмирал Трибуц» находился на плановом ремонте на «Дальзаводе». Передача корабля флоту состоялась в июле 2016 года.
С октября по ноябрь 2016 года отряд кораблей Тихоокеанского флота в составе БПК «Адмирал Трибуц» ЭМ «Быстрый» и БМТ «Борис Бутома» нёс боевую службу в Тихом и Индийском океанах, после чего БПК «Адмирал Трибуц» и БМТ «Борис Бутома» с официальным визитом посетили порт Саттахип Королевства Таиланд. 6 декабря корабли покинули Таиланд. С 14 декабря 2016 года корабль принял участие в российско-индийских военно-морских учениях «Индра Нэви–2016».
6 января 2017 года БПК «Адмирал Трибуц» и танкер «Борис Бутома» зашли в порт Манилы для пополнения запасов продовольствия и отдыха. В порт прибыл президент Филиппин Родриго Дутерте, который осмотрел корабль и поприветствовал «российских друзей».
С 1 апреля 2019 года совершает дальний морской поход с заходами в порты государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Принял участие в российско-китайском военно-морском учении «Морское взаимодействие-2019».
«Адмирал Трибуц» в бухте Золотой Рог
Монокуляры
Ночные монокуляры (визиры) имеют один входной объектив, один ЭОП и один окуляр(лупу). Наблюдение через такой ПНВ ведется одним глазом, а прибор удерживается одной рукой.
Наиболее распространенными в отечественной продаже являются монокуляры на базе ЭОП нулевого поколения, что определяет их приемлемую для среднего покупателя цену на уровне, соответствующем 150-200 долларов США. Такие ПНВ имеют входные объективы со светосилой порядка 1:1,51:2 и фокусным расстоянием 80-100 мм при угле поля зрения от 10 до 20 градусов.
Источник питания запитывается, как правило.двумябатарейками по 1.5 вольта. Масса составляет около одного килограмма.
Основной параметр как наблюдательных, так и всех ПНВ -дальность видения. Его грамотное определение должно включать следующие факторы: освещенность наблюдаемой сцены, размер наблюдаемой цели и ее контраст по отношению к фону, детальность видения: обнаружение, распознавание, идентификация. Такая многофакторность определения дальности видения часто приводит к несоответствию между рекламными и реальными значениями этого параметра.
В некоторых случаях покупателю предлагают проверить работу ПНВ при одетой на объектив защитной крышке с «булавочным» отверстием, имитирующем ночную освещенность. Такая проверка дает представление о качестве изображения (четкости и чистоте поля зрения), но не может использоваться для оценки дальности видения, т.к. резко изменяет параметры входного объектива.
Из опыта работы и элементарных расчетов следует, что наблюдательные ПНВ на базе ЭОП нулевого поколения и входной оптикой с вышеприведенными параметрами обеспечивают при освещенности 0,01 люкса (освещенность, создаваемая ночью четвертью луны) обнаружение ростовой фигуры человека на фоне зелени со 150200 м и распознавание ее деталей примерно с 70-100 м.
Некоторые ПНВ такого типа комплектуются малогабаритными инфракрасными осветителями (максимум излучения около 0,8 мкм), с мощностью порядка нескольких десятков милливат/стерадиан.
Эффективная дальность действия таких осветителей порядка 50 м, П ИВ с таким осветителем дает возможность работы в полной темноте (пещеры, подвалы), но демаскирует наблюдателя для аналогичных или более совершенных ПНВ.
Большими возможностями обладают ПНВ, использующие ЭОП второго поколения. При светосильных (1:1, 5 — 1:2) объективах с увеличением 3-5 крат эти ПНВ дают возможность наблюдения даже в безлунную ночь, что соответствует освещенности на местности (1…5)х10-3люкс. При этом фигура человека обнаруживается с расстояния 400-600 м, а ее детали — с 250-300 м.
ПНВ с ЭОП второго поколения обладают хорошей помехозащищенностью: яркие засветки, попадая в поле зрения таких ПНВ, на выходном изображении носят локальный характер: не создают ореолов и не мешают наблюдению по всему полю зрения. Масса таких ПНВ, в основном из-за больших размеров и массы ЭОП второго поколения, составляет не менее 1,5-2 кг. Цена — от одной до нескольких тысяч долларов в зависимости от качества ЭОП и оптических компонентов, а также схемы питания. включая автоматическую регулировку выходной яркости (АРЯ).
Литература
В составе ВМФ СССР
БПК «Адмирал Чабаненко»
В конце 50-х годов ХХ века в СССР было принято решение создать эшелонированную противолодочную оборону, где в дальней зоне лодки перехватывались вертолётоносцами (проекта 1123) и базовой противолодочной авиацией, а в ближней — ракетными сторожевыми кораблями, первыми из которых стали БПК проекта 61. Стоит отметить, что временно в состав ВМФ СССР включались также корабли проекта 61МЭ, которые строились по заказу ВМС Индии. Позже в составе индийского военного флота эти БПК были переклассифицированы в эсминцы.
Дальнейшим развитием БПК проекта 61 стали большие противолодочные корабли с усиленным вооружением — проект 1134 «Беркут», решение о проектировании которых было принято ЦК КПСС и Советом Министров СССР 30 декабря 1961 года.
Позже проект 1134 получил развитие в виде БПК проектов 1134А и 1134Б. Несмотря на большую схожесть названий этих проектов, по сути это были существенно отличающиеся друг от друга корабли.
По тактико-техническому заданию 1972-1973 годов Северным проектно-конструкторским бюро был разработан проект новых противолодочных кораблей проекта 1155. Всего было построено 12 таких БПК.
В середине 1970-х годов в СССР начались работы по созданию нового корабля, который должен был стать ответом на создание в США крупной серии современных эсминцев УРО типа Spruance. Однако созданные эсминцы проекта 956 не удовлетворяли требованию универсальности из-за недостаточно эффективных противолодочных средств. По этой причине на основе БПК проекта 1155 был создан новый проект — большие противолодочные корабли проекта 11551. Всего планировалось построить 10 кораблей данного типа, однако до развала СССР были заложены только 3 из них, а достроен только один — «Адмирал Чабаненко».
Кроме перечисленных типов, к БПК также относили переоборудованные из эскадренных миноносцев боевые единицы — проекты 57А и 56-ПЛО. Также до 1977 года к большим противолодочным относились корабли проекта 1135, которые позже переклассифицировали в сторожевые (СКР).
Список больших противолодочных кораблей ВМС СССР
БПК проекта 57А | БПК проекта 61 | БПК проекта 61МЭ | БПК проекта 1134 «Беркут» | БПК проекта 1134А | БПК проекта 1134Б | БПК проекта 1155 | БПК проекта 11551 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
«Гневный» (1958) | «Комсомолец Украины» (1960) | «Надёжный» (1977) | «Адмирал Зозуля» (1965) | «Кронштадт» (1968) | «Николаев» (1969) | «Удалой» (1980) | «Адмирал Чабаненко» (1992) |
«Упорный» (1959) | «Сообразительный» (1961) | «Губительный» (1978) | «Вице-адмирал Дрозд» (1968) | «Адмирал Исаков» (1968) | «Очаков» (1971) | «Вице-адмирал Кулаков» (1980) | |
«Гремящий» (1959) | «Проворный» (1962) | «Ловкий» (1979) | «Владивосток» (1968) | «Адмирал Нахимов» (1969) | «Керчь» (1972) | «Маршал Василевский» (1981) | |
«Жгучий» (1959) | «Огневой» (1963) | «Твёрдый» (1983) | «Севастополь» (1969) | «Адмирал Макаров» (1970) | «Азов» (1973) | «Адмирал Захаров» (1982) | |
«Зоркий» (1960) | «Образцовый» (1964) | «Толковый» (1986) | «Маршал Ворошилов» | «Петропавловск» (1974) | «Адмирал Спиридонов» (1983) | ||
«Бойкий» (1959) | «Одарённый» (1964) | «Адмирал Октябрьский» (1971) | «Ташкент» (1975) | «Адмирал Трибуц» (1983) | |||
«Дерзкий» (1960) | «Отважный» (1964) | «Адмирал Исаченков» (1972) | «Таллин» (1976) | «Маршал Шапошников» (1985) | |||
«Гордый» (1960) | «Славный» (1965) | «Маршал Тимошенко» (1973) | «Симферополь» (1987) | ||||
«Храбрый» (1961) | «Стройный» (1965) | «Василий Чапаев» (1974) | «Адмирал Левченко» (1985) | ||||
«Стерегущий» (1966) | «Адмирал Юмашев» (1976) | «Адмирал Виноградов» (1987) | |||||
«Красный Кавказ» (1966) | «Адмирал Харламов» (1988) | ||||||
«Решительный» (1966) | «Адмирал Пантелеев» (1988) | ||||||
«Смышлёный» (1966) | |||||||
«Строгий» (1967) | |||||||
«Сметливый» (1967) | |||||||
«Смелый» | |||||||
«Красный Крым» (1969) | |||||||
«Способный» (1970) | |||||||
«Скорый» (1971) | |||||||
«Сдержанный» (1972) |
Начало службы
В 1918 году Владимир принимает решение отправиться на фронт. Во время ведения боев против немцев под Нарвой он попадает в отряд балтийских революционных моряков. Это дало ему возможность позже отправиться на Каспийское море и проявить себя в сражениях за города кавказского региона.
В 20-х годах Владимир начинает обучение в военном морском училище и, окончив 2 курса, получает должность командира флотского взвода на линейном корабле «Парижская коммуна». Здесь он сумел проявить себя как целеустремленный и трудолюбивый командир, готовый на все ради флота. Буквально за три года Трибуц сумел дослужиться до помощника командира корабля. После он был переведен на боевой корабль «Марат», и в конце концов стал командиром этого миноносца.