Роберт бартини: самый таинственный советский авиаконструктор

Содержание:

Содержание

Летательные аппараты, созданные с применением технологий снижения заметности

Летательные аппараты Р. Л. Бартини

Гидросамолет Бартини ДАР.

Бе-1 — лёгкая амфибия.

ВВА-14, Центральный музей ВВС, Монино, 1998.

На счету Роберта Бартини свыше 60 проектов самолётов, в том числе:

  • МТБ-2 (1930) — морской тяжёлый бомбардировщик (проект)
  • Сталь-6 (1933) — экспериментальный истребитель (опытный)
  • Сталь-7 (осень 1935) — 12-местный пассажирский самолёт (опытный)
  • ДАР (конец 1935) — дальний арктический разведчик (опытный)
  • Сталь-8 (1934) — истребитель на базе Сталь-6 (проект)
  • Ер-2 (ДБ-240) (лето 1940) — дальний бомбардировщик на базе Сталь-7 (серия(428))
  • Ер-4 (1943) — дальний бомбардировщик (опытный)
  • Р — сверхзвуковой одноместный истребитель (проект)
  • Р-114 (1942) — зенитный истребитель-перехватчик (проект)
  • Т-107 (1945) — пассажирский самолёт (проект)
  • Т-108 (1945) — лёгкий транспортный самолёт (проект)
  • Т-117 (1948) — магистральный транспортный самолёт (не достроен)
  • Т-200 (1947) — тяжёлый военно-транспортный и десантный самолёт (проект)
  • Т-203 (1952) — сверхзвуковой самолёт с оживальным крылом (проект)
  • Т-210 — вариант Т-200 (проект)
  • Т-500 — тяжёлый транспортный экранолёт (проект)
  • А-55 (1955) — бомбардировщик — летающая лодка средней дальности (проект)
  • А-57 (1957) — стратегический бомбардировщик — летающая лодка (проект), дальность 14000 км
  • Е-57 — (проект) гидросамолёт-бомбардировщик, носитель крылатой ракеты К-10 и ядерной бомбы. Экипаж — 2 человека. По конструкции самолёт был идентичен А-57. Бесхвостка. Дальность — 7000 км.
  • Р-57(Ф-57) — сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик (проект), развитие проекта А-57
  • Р-АЛ (1961) — дальний разведчик с ядерной силовой установкой (проект), развитие проекта А-57
  • Бе-1 (1961) — лёгкая амфибия (опытный — для исследования экранного эффекта)
  • МВА-62 (1962) — проект самолёта-амфибии с вертикальным взлётом и посадкой.
  • ВВА-14М-62 (1972) — вертикально взлетающая амфибия — противолодочный экранолёт (модификация 14М1П)

Бартини — авиаконструктор, бежавший от Муссолини

Приемный сын австро-венгерского вельможи, итальянец по происхождению Роберто Бартини в графе «национальность» ставил «русский». Рьяный приверженец коммунистических идей посвятил всю свою жизнь созданию самолетов в СССР.

Казалось бы, жизнь Роберто Бартини не могли омрачить никакие обстоятельства — обладатель титула барона и миллионного состояния, красавец, талантливый ученый. Некоторые данные его биографии в различных источниках существенно отличаются. Что, впрочем, неудивительно, так как исследователи черпают сведения из протоколов его допросов в подвалах НКВД. Вероятно, итальянец не был вполне откровенен со следователями.

Роберто был приемным сыном барона Лодовико Ороса ди Бартини — вице-губернатора Фиуми (сейчас это город Риека на территории Хорватии). Он получил прекрасное образование, владел несколькими языками и закончил Миланский политехнический университет. Когда началась Первая Мировая, Бартини закончил офицерскую школу и отправился на Восточный фронт. Определил его мировоззрения, как ни странно, плен. Бартини попал в лагерь под Хабаровском, где познакомился с русскими большевиками. Вернулся домой в 1920 году. Дела у семьи Бартини шли неплохо, отец сохранил привилегии дома Габсбургов и крупное состояние. Но Роберто, одержимый коммунистической идеей, преимуществами своего положения не пользовался. Большинство исследователей сходятся на том, что доставшееся ему после смерти отца наследство — а это десять миллионов долларов — он направил на финансирование компартии Италии. Сам же работал простым разнорабочим на заводе «Изотта-Фраскини». После того, как к власти в Италии пришел Муссолини, Роберто был вынужден уехать в Советский Союз.

Теоретик технологии

Разработанный Бартини метод изобретения получил название «И — И» от принципа соединения взаимоисключающих требований: «И то, И другое». Он утверждал, «… что возможна математизация рождения идей». Бартини не оставлял места озарению, случайности в таких заведомо неустойчивых системах, как самолёты; только строгий расчёт. Впервые об этом своём логико-математическом исследовании Бартини доложил на совещании в ЦК ВКП(б) в 1935 году.

Показательна одна из прогностических разработок Бартини, имеющая внешнее сходство с морфологическим анализом. После того, как все сколько-нибудь значимые характеристики всех видов транспорта были сведены в три обобщённых показателя и на их основе был построен трёхмерный «морфологический ящик», с чрезвычайной наглядностью выяснилось, что нынешние виды транспорта занимают ничтожную часть объёма «ящика». Выяснилась предельная степень совершенства (идеальности) транспорта, основанного на известных принципах. Оказалось, что наилучшим соотношением всех характеристик способны обладать только экранолёты (или экранопланы) с вертикальным взлётом и посадкой. Так был получен ничуть не утративший своей актуальности [источник не указан 2512 дней] и поныне прогноз развития транспортных средств. По словам американских специалистов благодаря этому СССР лет на 10 ушёл вперёд по части экранопланов (Алексеев Р. Е., Назаров В. В.), добившись неправдоподобной грузоподъёмности.

В литературе по аэродинамике встречается термин «эффект Бартини».

Литература

  • Чутко И. Э. Красные самолёты. // Мост через время: сб. — М.: Политиздат, 1989. — 333 с. — 100000 экз. — ISBN 5-250-00805-4
  • Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 1. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-02-2.
  • Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 2. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-03-9.
  • Бартини Р. Л., Кузнецов П. Г. Моделирование динамических систем. — Брянск, 1974.
  • Роберт Орос ди Бартини. Соотношение между физическими величинами. // Проблемы теории гравитации и элементарных частиц. — М.: Атомиздат, 1966. Вып.1.
  • Роберт Орос ди Бартини. Некоторые соотношения между физическими константами./ Доклады Академии наук СССР. 1965. Том 163, № 4.
  • Ciampaglia Giuseppe La vita e gli aerei di Roberto Bartini (Жизнь и самолёты Роберто Бартини). —  Istituto Bibliografico Napoleone (IBN Editore), Roma, Italy, 2009. — ISBN 8875650764,  ISBN 9788875650766
  • Чампилья Джузеппе, Лаврищев Д. С. Роберт Бартини. — М.: ВИАМ, 2016. — 220 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-905217-09-8
  • Роберт Людвигович Бартини, А. Н. Маслов. «Роберт Орос ди Бартини — советский авиаконструктор, физик-теоретик, философ: статьи по физике и философии». Изд. журн. «Самообразование», 221 с., 2009 г. ISBN 5871402860, ISBN 9785871402863
  • В. П. Казневский, К. П. Осминин. «Роберт Людвигович Бартини: 1897—1974». Научно-биографическая серия, научно-биографическая литература, изд. «Наука», 85 с., 1997 г. ISBN 5020071412, ISBN 9785020071414
  • Роберт Людвигович Бартини, Центральный аэрогидродинамический институт имени проф. Н. Е. Жуковского, Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г. М. Бериева, Научно-мемориальный музей Н. Е. Жуковского. «Научные чтения, посвящённые 100-летию со дня рождения Р. Л. Бартини: сборник докладов». Изд. Государственный научно-исследовательский центр ЦАГИ, 62 с., 1997 г.
  • Якубович Н. В. Самолеты Р. Л. Бартини. — М.: Русское авиационное общество (Русавиа), 2006. — 108 с. — 1000 экз. — ISBN 5-900078-51-5
  • Якубович Н. В. Великий Бартини. «Воланд» советской авиации. — М.: Эксмо, 2013. — 254 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-699-68478-6

Вертолет Ми-28

«Ночной охотник» является универсальным штурмовым оружием отечественной авиации. Боевые вертолеты России Ми-28 способны одинаково хорошо планировать днем и ночью как на больших высотах, так и на малых (до 5 метров). Они обладают отличными летными характеристиками, благодаря чему могут в кратчайшее время обнаружить и уничтожить искомые цели. Одним из преимуществ аппарата является его высокая защищенность от зенитного оружия. Специалисты сравнивают вертолеты России Ми-28 с американскими боевыми агрегатами AH-64 Apache. Стоит отметить, что у первых не только лучше система навигации, но и куда точнее управляемая ракетная установка. В арсенал Ми-28 входит крупнокалиберная пушка 2А42, 4 НАР с комплектом по 20 единиц С-8, а также НАР С-13. В качестве управляемых ракетных установок используются ПТРК серии «Атака», «Штурм» и «Стрелец». МАХ скорость – до 300 км/ч. Высота полета – до 5,8 км. Мощность ГТД – 4400 л. с.

Мемориальные доски и бюсты:

Портрет авиаконструктора Роберта Бартини. Гипс. 66 х 26 х 30. Выполнен скульптором Файдыш-Крандиевским в 1967 году (собственость скульптора, хранился у него в мастерской в Москве).

Мемориальная доска в Таганроге, установленная на входе в ОКБ ТАНТК им. Г.М. Бериева, пл. Авиаторов, 1 (доступ ограничен)

Мемориальная доска в Новосибирске на жилом доме по пр. Дзержинского, 75, где жил Роберт Людвигович Бартини (Roberto Oros di Bartini) В Новосибирске он работал в НИИА в 50-е годы, будучи ограниченным в правах после репрессии и работы в «шарашках». (ссылка)

Бюст Р.Л. Бартини установлен в подмосковном Жуковском. Торжественное открытие архитектурного комплекса «Создатели авиации России» состоялось 22 сентября 2020 г. В сквере по улице Маяковского установили 16 авторских бюстов выдающихся советских и российских авиаконструкторов. (ссылка)

«Птицелов» с лазером: Сухопутные войска получат новый комплекс ПВО

Источники

Арест и работа в заключении

14 февраля 1938 года Бартини был арестован НКВД СССР по обвинению в связях с «врагом народа» Тухачевским, а также в шпионаже в пользу Муссолини. Решением внесудебного органа Бартини был приговорён к 10 годам лишения свободы и к 5 годам «поражения в правах».

До 1947 года он работал в закрытом авиационном КБ тюремного типа – ЦКБ-29. Там, под руководством А.Н. Туполева, Бартини принимал участие в работе над бомбардировщиком Ту-2. По его просьбе, вскоре он был переведён в «бюро 101» к заключённому Д.Л. Томашевичу, где проектировался истребитель. Так получилось, что группа Туполева была освобождена в 1941 году, а Бартини в составе «бюро 101» вышел на свободу уже после войны.

По мере приближения немецких войск к Москве, ЦКБ-29 было эвакуировано в Омск. Там в начале войны было создано ОКБ Бартини, которое разработало два проекта: сверхзвуковой одноместный истребитель «Р» и истребитель-перехватчик ПВО «Р-114». ОКБ закрылось осенью 1943 года.

С 1944 по 1946 года Бартини выполнял рабочее проектирование и строительство транспортных самолётов, в числе которых пассажирский самолёт Т-107, лёгкий транспортный самолёт Т-108, магистральный транспортный самолёт Т-117, тяжёлый военно-транспортный и десантный самолёт Т-200.

В 1946 году Бартини был освобождён, а в 1956 году после смерти Сталина реабилитирован.

Мемориальные доски и бюсты:

Портрет авиаконструктора Роберта Бартини. Гипс. 66 х 26 х 30. Выполнен скульптором Файдыш-Крандиевским в 1967 году (собственость скульптора, хранился у него в мастерской в Москве).

Мемориальная доска в Таганроге, установленная на входе в ОКБ ТАНТК им. Г.М. Бериева, пл. Авиаторов, 1 (доступ ограничен)

Мемориальная доска в Новосибирске на жилом доме по пр. Дзержинского, 75, где жил Роберт Людвигович Бартини (Roberto Oros di Bartini)
В Новосибирске он работал в НИИА в 50-е годы, будучи ограниченным в правах после репрессии и работы в «шарашках».
(ссылка)

Бюст Р.Л. Бартини установлен в подмосковном Жуковском.
Торжественное открытие архитектурного комплекса «Создатели авиации России» состоялось 22 сентября 2017 г.
В сквере по улице Маяковского установили 16 авторских бюстов выдающихся советских и российских авиаконструкторов.
(ссылка)

Литература

  • Чутко И. Э. Красные самолёты. // Мост через время: сб. — М.: Политиздат, 1989. — 333 с. — 100000 экз. — ISBN 5-250-00805-4
  • Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 1. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-02-2.
  • Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 2. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-03-9.
  • Бартини Р. Л., Кузнецов П. Г. Моделирование динамических систем. — Брянск, 1974.
  • Роберт Орос ди Бартини. Соотношение между физическими величинами. // Проблемы теории гравитации и элементарных частиц. — М.: Атомиздат, 1966. Вып.1.
  • Роберт Орос ди Бартини. Некоторые соотношения между физическими константами./ Доклады Академии наук СССР. 1965. Том 163, № 4.
  • Ciampaglia Giuseppe La vita e gli aerei di Roberto Bartini (Жизнь и самолёты Роберто Бартини). —  Istituto Bibliografico Napoleone (IBN Editore), Roma, Italy, 2009. — ISBN 8875650764,  ISBN 9788875650766
  • Чампилья Джузеппе, Лаврищев Д. С. Роберт Бартини. — М.: ВИАМ, 2016. — 220 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-905217-09-8
  • Роберт Людвигович Бартини, А. Н. Маслов. «Роберт Орос ди Бартини — советский авиаконструктор, физик-теоретик, философ: статьи по физике и философии». Изд. журн. «Самообразование», 221 с., 2009 г. ISBN 5871402860, ISBN 9785871402863
  • В. П. Казневский, К. П. Осминин. «Роберт Людвигович Бартини: 1897—1974». Научно-биографическая серия, научно-биографическая литература, изд. «Наука», 85 с., 1997 г. ISBN 5020071412, ISBN 9785020071414
  • Роберт Людвигович Бартини, Центральный аэрогидродинамический институт имени проф. Н. Е. Жуковского, Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г. М. Бериева, Научно-мемориальный музей Н. Е. Жуковского. «Научные чтения, посвящённые 100-летию со дня рождения Р. Л. Бартини: сборник докладов». Изд. Государственный научно-исследовательский центр ЦАГИ, 62 с., 1997 г.
  • Якубович Н. В. Самолеты Р. Л. Бартини. — М.: Русское авиационное общество (Русавиа), 2006. — 108 с. — 1000 экз. — ISBN 5-900078-51-5
  • Якубович Н. В. Великий Бартини. «Воланд» советской авиации. — М.: Эксмо, 2013. — 254 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-699-68478-6

Модификации[ | ]

9К35М «Стрела-10М»

Основным отличием комплекса от базового варианта являлось наличие новых головок самонаведения ракет 9К37М. Новая ГСН выбирала цели по траекторным признакам, что заметно снижало эффективность помех-ловушек.

9К35М2 «Стрела-10М2»

Комплекс создан по решению ГРАУ и МОП. Причиной стала необходимость повышения степени автоматизации боевой работы комплекса. Основным отличием являлось наличие аппаратуры автоматизированного приёма и реализации целеуказания от батарейного командирского пункта ПУ-12М, от пункта управления начальника ПВО полка и от РЛС обнаружения. На боевую машину по бокам были установлены поплавки из пенополиуретана для возможности преодоления водных преград с полным комплектом ЗУР и пулемётом. Комплекс был принят на вооружение в 1981 году.

9К35М3 «Стрела-10М3»

Боевая машина 9А35М3-К «Стрела-10М3-К». Колёсный вариант на базе БТР-60. По решению Совета министров СССР от 1 апреля 1983 года была начата разработка дальнейшей модернизации ЗРК «Стрела-10». Новый комплекс должен был более эффективно вести борьбу с визуально видимыми низколетящими самолётами, вертолётами, с места и при коротких остановках в обстановке интенсивных оптических помех. В 1989 году, после испытаний, комплекс был принят на вооружение, так как удовлетворял всем предъявленным требованиям.

См. также

: Сосна (ЗРК)

9К35М4 «Стрела-10М4»

В составе комплекса тепловизионная система, АСЦ. Спектральный диапазон тепловизионного канала составляет 3—5 мкм. ЗРК позволяет вести огонь по принципу «выстрелил-забыл». Вооружение состоит из 8 ЗУР 9М333 (9М37М, 9М37МД). Скорость поражаемых целей до 420 м /с.

«Стрела-10МН»

Стрела-10МН 1-го гв. зенитного ракетного полка 106-й гв. вдд. 21 декабря 2020 года. Российская модификация, разработанная АО «КБ точного машиностроения имени А. Э. Нудельмана» для модернизации комплексов «Стрела-10М», «Стрела-10М2» и «Стрела-10М3». На комплекс установлена тепловизионная система, автомат захвата и сопровождения цели и блок сканирования. Поставляется в ВПВО СВ и в ВДВ с 2015 г.

«Стрела-10Т»

Белорусская модификация, разработанная НПО «Тетраэдр» на базе «Стрела-10М2». На комплекс установлена оптико-электронная система ОЭС-1ТМ, цифровая вычислительная система и аппаратура навигации GPS. Комплекс может быть размещён на колёсном шасси.

«Стрела-10БМ2»

Белорусская модификация, разработанная ООО «БСВТ — новые технологии» смонтирована на шасси МТ-ЛБ и оснащена четырехканальной (узкое и широкое поля зрения) тепло-телевизионной оптико-электронной станцией (ОЭС) «Стриж-М2», которая обеспечивает боевой машине возможность круглосуточной работы (днем и ночью) в условиях недостаточной видимости. Дальность обнаружения целей, типа вертолет или штурмовик составляет не менее 20 000 метров, а распознавания — от 7 000 до 10 000 метров. Использование пассивной системы обнаружения, сопровождения и наведения позволяет ЗРК «Стрела-10БМ2» иметь высокую радиолокационную скрытность. Зенитный ракетный комплекс

вооружен двумя типами ракет с полуактивной и пассивной головками самонаведения, что дает возможность не только поражать различные типы целей, в том числе беспилотные летательные аппараты, но и делает малоэффективным использование воздушным противником бортовых средств радиоэлектронной защиты. Наличие в ЗРК «Стрела-10БМ2» приемо/передатчиков ГЛОНАСС/GPS, геомагнитного датчика и цифрового датчика пути сокращает подготовку боевой машины к работе более чем в семь раз по сравнению с 9К35М «Стрела-10М». Помимо того зенитный ракетный комплекс оснащен цифровой радиостанцией Р-181-50Т, которая обеспечивает уверенную связь в сложной помеховой обстановке. Диапазон рабочих частот радиостанции от 30 до 108 МГц.

ЗУР 9М333

Новая ЗУР для комплексов «Стрела-10», также как и 9М37 выполнена по аэродинамической схеме «утка». Ракета оснащена двигателем повышенной эффективности и транспортно-пусковым контейнером. Также ракета имеет новую головку самонаведения, автопилот и боевую часть. Новая ГСН имеет три режима работы, помимо инфракрасного и фото контрастного, имеется помеховый режим. Автопилот обеспечивает более устойчивую работу ГСН и контура управления ракетой. Новая боевая часть имеет массу 5 кг (вместо 3 кг на ЗУР 9М37). Повышена вероятность поражения целей за счёт увеличения разрывного заряда, длины и сечения поражающих элементов. Длина ракеты увеличена до 2,23 м. Как и ракеты 9М37, ракета 9М333 может использоваться всеми модификациями комплекса «Стрела-10».

War on the Rocks (США): противоракетная оборона вполне совместима с контролем вооружений

Общая информация

Примечания

Он отказался от миллионов, стал коммунистом и сбежал из Италии в СССР

Окончив офицерскую школу в 1916 году, Бартини попал на Восточный фронт, где в ходе Брусиловского прорыва был пленён вместе с ещё 417 тыс. солдат и офицеров Центральных держав и попал в лагерь под Хабаровском. Там его очаровали революционные идеи и, вернувшись на родину, он отказался дальше жить в доме отца и пользоваться его привилегиями.

Он работал разнорабочим, разметчиком, шофёром, параллельно сдал в течение двух лет экстерном экзамены авиационного отделения Миланского политехнического института и получил диплом авиационного инженера, а  в 1921 году вступил в компартию Италии.

История

Система электрооборудования

Теоретик технологии

Разработанный Бартини метод изобретения получил название «И — И» от принципа соединения взаимоисключающих требований: «И то, И другое». Он утверждал, «… что возможна математизация рождения идей». Бартини не оставлял места озарению, случайности в таких заведомо неустойчивых системах, как самолёты; только строгий расчёт. Впервые об этом своём логико-математическом исследовании Бартини доложил на совещании в ЦК ВКП(б) в 1935 году.

Показательна одна из прогностических разработок Бартини, имеющая внешнее сходство с морфологическим анализом. После того, как все сколько-нибудь значимые характеристики всех видов транспорта были сведены в три обобщённых показателя и на их основе был построен трёхмерный «морфологический ящик», с чрезвычайной наглядностью выяснилось, что нынешние виды транспорта занимают ничтожную часть объёма «ящика». Выяснилась предельная степень совершенства (идеальности) транспорта, основанного на известных принципах. Оказалось, что наилучшим соотношением всех характеристик способны обладать только экранолёты (или экранопланы) с вертикальным взлётом и посадкой. Так был получен ничуть не утративший своей актуальности [источник не указан 2512 дней

] и поныне прогноз развития транспортных средств. По словам американских специалистов благодаря этому СССР лет на 10 ушёл вперёд по части экранопланов (Алексеев Р. Е., Назаров В. В.), добившись неправдоподобной грузоподъёмности.

В литературе по аэродинамике встречается термин «эффект Бартини».

Фильмография:

«Бартини».

1996 г. ГТРК «Новосибирск». (2-х серийный фильм, вероятно, первый документальный фильм, снятый о Роберте Бартини). Автор — С. Тёрнер. — 1 серия, — 2 серия.

«Роберт Бартини. Чёрный лабиринт».

(из цикла «Век полёта: виражи и судьбы»). Телеканал Культура, 2002 г.

«Гений из шарашки. Авиаконструктор Бартини»

(иногда«Код Бартини» ). Автор сценария и режиссёр — Александр Славин. Студия «Крылья России» по заказу ФГУП ГТК «Телеканал Россия», 2004 г.

«Тайны времени Роберто Бартини».

Автор сценария — Т. Борщ. ООО «Астра-арт» по заказу ФГУП «ЕТРС ВС РФ» 2008 г.

«Роберто Бартини»

(из цикла «Гении и злодеи», теле, ГТРК «Культура»). Автор сценария — М. Собе-Панек. 2012 г.

«Эффект Бартини».

Специальный репортаж Алины Темновой. ВГТРК, канал «Россия 24». Выпуск от 14 мая 2014 г.

«Игрушки Хобарта» — британская классика

Во время Второй мировой войны британцы изготовили серию бронированных машин на базе танковЧерчилль»,Шерман»,Кентавр» иВалентайн». Они с лёгкостью сносили немецкие укрепления крупнокалиберными снарядами, жгли врага огнемётами, наводили мосты, расчищали минные поля или пляжи и подсвечивали ночью поле боя. Специальные модификации DD даже плавали — хотя в бою показали себя не слишком эффективными.

Черчилль» AVRE

Всё вышеперечисленное — лишь малая часть тех машин, что и по сей день помогают армиям самых разных стран. Ведь танки танками, но без инженерной помощи не выиграть ни одну войну. Да и в сражениях бульдозеры — вещь крайне эффективная! Кстати, британские инженеры, например, изобрели в своё время противоминные тралы.

А какая инженерная техника на военной службе нравится вам? Поделитесь в комментариях!

Физик и философ[править]

Помимо авиации, Р. Л. Бартини занимался космогонией и философией. Им была создана уникальная теория шестимерного мира пространства и времени, которая получила название «мир Бартини». В литературе по аэродинамике встречается термин «эффект Бартини». Есть у него труды по теоретической физике.

’’ «Прошлое, настоящее и будущее — одно и то же, — говорил Бартини. — В этом смысле время похоже на дорогу: она не исчезает после того, как мы прошли по ней и не возникает сию секунду, открываясь за поворотом»’’

Разработанный Бартини метод получил название «И — И» от принципа соединения взаимоисключающих требований: «И то, И другое». Бартини прямо и недвусмысленно утверждает, «… что возможна математизация рождения идей». Бартини не оставляет места озарению, случайности в таких заведомо неустойчивых системах, как самолёты; только строгий расчёт. Впервые об этом своём логико-математическом исследовании Бартини доложил на совещании в ЦК ВКП (б) в (!) году.

Показательна одна из прогностических разработок Бартини, имеющая внешнее сходство с морфологическим анализом. После того, как все сколько-нибудь значимые характеристики всех видов транспорта были сведены в три обобщённых показателя и на их основе был построен трёхмерный «морфологический ящик». С чрезвычайной наглядностью выяснилось, что нынешние виды транспорта занимают ничтожную часть объёма «ящика». Выяснилась предельная степень совершенства (идеальности) транспорта, основанного на известных принципах. Оказалось, что наилучшим соотношением всех характеристик способны обладать только экранолёты (или экранопланы) с вертикальным взлётом и посадкой

Так был получен ничуть не утративший своей актуальности и поныне прогноз исключительной важности развития транспортных средств. По словам америианских специалистов благодарю этому СССР лет на 10 ушёл вперёд по части экранопланов (Алексеев Р

Е., Назаров В. В.), добившись неправдоподобной грузоподъёмности.

Атмосфера тотальной секретности в советском авиастроении ограничила пользование этим методом прогнозирования только в узкой группой «допущенных» специалистов. Впрочем, известны работы Бартини по ключевым проблемам физики, опубликованные в «Докладах Академии наук» (1965 г., т. 163, № 4), и в сборнике «Проблемы теории гравитации и элементарных частиц» (М., Атомиздат, 1966 г., стр. 249‒266). С 1972 года материалы о Р. Л. Бартини изучаются в Институте истории естествознания и техники АН СССР и в Научно-мемориальном музее Н. Е. Жуковского. Более подробно об этом человеке можно прочитать в книге И. Чутко «Красные самолёты» (М. Изд. полит. литературы, 1978 г. и в сборнике «Мост через время»,1989 г.).

После войны прикладная диалектическая логика была повторно и независимо открыта бакинским флотским инженером Генрихом Сауловичем Альтшуллером и опять-таки применительно к изобретательству. Метод получил название ТРИЗ — теория решения изобретательских задач. В отличие от «И — И» ТРИЗ была полностью открыта. По ней изданы десятки книг («Творчество как точная наука», «Найти идею…» и др.), проведены сотни учебных семинаров. Огромная практика показала высочайшую прогностическую способность ТРИЗ.

ТРИЗ опирается на принцип подчинения развития технических систем объективным законам, которые можно познать и использовать для сознательного — без множества «пустых» проб — решения изобретательских задач. Она построена на материале сотен тысяч патентов с целью выяснения истории развития отдельных технических систем и выявления общих для них последовательностей одинаковых событий (закономерностей). Знание этих последовательностей позволяет уверенно предсказывать судьбу новых технических систем. То есть, предсказывать новые изобретения, новые открытия.

Источники

  1. , с. 230.
  2. ↑ , с. 67.
  3. , с. 121.
  4. , с. 400.
  5. , с. 401.
  6. , с. 559.
  7. , с. 589.
  8. Роберт Орос ди Бартини. Мир Бартини. Сборник статей по физике и философии / составитель А. Маслов. — Самообразование, 2009. — ISBN 978-5-87140-286-3..
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector