История российских гимнов. досье

Создание гимна Российской Федерации


Такое неестественное положение не могло оставаться долго. В 2000 году дискуссия на эту тему возобновилась. В. В. Путин предложил взять музыку бывшего советского гимна и положить на эту мелодию новый текст. На этот раз законодательное утверждение музыки и текста прошло сравнительно быстро.

В декабре Президент внес в парламент проект соответствующего закона. В течение неполного месяца законопроект прошел все стадии обсуждения и был одобрен в обеих палатах.

В первый день 2001 года состоялось первое исполнение по телевидению. У известной мелодии А. Александрова появились новые слова, именно в таком виде он и продолжает исполняться в настоящее время.

Надо сказать, что и по поводу этого варианта единодушия в обществе тоже не было. Противники мелодии А. Александрова утверждали, что она прославляет негативные стороны того советского прошлого, от которого Российское государство совсем недавно отказалось. Некоторые известные политики и общественные деятели активно выражали свой протест, опасаясь серьезного раскола в обществе.

Тем не менее значительная часть граждан одобрительно отнеслась к идее использования именно этой музыки. Немаловажным было и то обстоятельство, что сама по себе мелодия А. Александрова объективно оказалась очень удачной как раз для исполнения в этом качестве. Проверенная временем, красивая, торжественная и легко запоминающаяся. Сейчас эта мелодия в большей степени ассоциируется с героическими страницами прошлого, чем с его негативными проявлениями.

Более серьезные дискуссии возникли при обсуждении слов. Текст, который написал поэт С. В. Михалков и журналист Г. А. Эль-Регистан (Габриэль Аршакович Уреклян), явно устарел и давно уже не соответствовал современным реалиям. Кроме того, слова подверглись значительной коррекции еще в 1977 году, когда была принята новая Конституция. К этому времени Г. А. Эль-Регистана уже не было в живых, поэтому вторая редакция текста была создана только С. В. Михалковым .

Специальная комиссия рассматривала все поступившие предложения. Их было множество, но в итоге комиссия остановилась на варианте, предложенном С. В. Михалковым.

Принятие закона

Хотя коммунисты предлагали убрать его совсем, мотивируя это тем, что религия – это частное дело каждого, и она не должна быть упомянута в гимне светского государства. Это предложение было возобновлено представителями левых и позже, в 2010 году, и было официально отклонено Правительством РФ.

В декабре 2000 года Президентом Путиным был подписан закон «О Государственном гимне Российской Федерации». В итоге в нем была оставлена музыка Александрова и включены новые слова Михалкова. Впервые новые текст и музыка прозвучали в телеэфире в новогоднюю ночь 2001 года. Но на этом история гимна России не заканчивается. Реакция общества на него было весьма неоднозначной.

См. также

Модификации

МОК отверг «Катюшу», но в Чайковском отсыла к России не заметил

До Чайковского основным претендентом на замену гимна России была «Катюша» — но ее Международный олимпийский комитет не одобрил на основании того, что песня «ассоциируется с Россией». Правда, ни одного слова с этим корнем в песне нет — видимо, МОК на самом деле не понравились яблони и груши. Первый концерт Чайковского ассоциаций с нашей страной у чиновников не вызвал. Хотя большего патриота России, чем Чайковский, было не найти. Вот что писал он сам:

— Я не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь вообще и в ее великорусские части в особенности… Напрасно я пытался бы объяснить эту влюбленность теми или другими качествами русского народа. Качества эти, конечно, есть, но влюбленный человек любит не потому, что предмет его любви прельстил его своими добродетелями, — он любит потому, что такова его натура, потому, что он не может не любить. Вот почему меня глубоко возмущают те господа, которые готовы умирать с голоду в каком-нибудь уголке Парижа, которые с каким-то сладострастием ругают все русское и могут, не испытывая ни малейшего сожаления, прожить всю жизнь за границей на том основании, что в России удобств и комфорта меньше.

Теперь дело за российскими спортсменами. С Чайковским у наших уже четыре золота чемпионатов мира. На олимпиадах хотелось бы побольше. А если пойдут успехи — может, к этой музыке кто-нибудь и текст решит написать. Удивляться и так уже нечему.

Михаил Чернушенко

Боже, царя храни!

В 1814-м году, во времена правления царя Александра Павловича, поэт Василий Жуковский, с высочайшего одобрения, написал русский текст на мотив английского гимна «God save the king». Получилось весьма основательно:

Боже, Царя храни! Славному долги дни Дай на земли! Гордых смирителю, Слабых хранителю, Всех утешителю — Всё ниспошли!

Перводержавную Русь православную Боже, храни! Царство ей стройное, В силе спокойное! Всё ж недостойное Прочь отжени!

В те дни смирять гордых царю приходилось в прямом смысле – силой оружия. Этот гимн появился, когда продолжалась война, хотя победа России и ее союзников уже была предрешена. Он мог бы прозвучать в Лондоне, Париже и Вене, там, где появлялся русский император. Но Александр медлил с официальным решением – и только в конце 1816-го утвердил церемониал. Эту дату можно считать отправной точкой истории первого официального гимна Российской империи.

Василий Жуковский

Семнадцатилетний поэт Александр Пушкин, по предложению директора Царскосельского лицея, дополнит стихотворение Жуковского двумя строфами. Василию Андреевичу понравятся стихи молодого поэта – и их две «молитвы русских» издадут под одной обложкой. Пушкин и впрямь ничуть не уступал старшему собрату:

Брани в ужасный час Мощно хранила нас Верная длань. Глас умиления, Благодарения, Сердца стремления — Вот наша дань.

Нового императора этот гимн не устраивал… Как известно, Николай I не любил подчиняться иностранцам… Ему хотелось, чтобы гимн России не был связан с британской музыкой. И начался негласный конкурс, в котором принял участие и великий Михаил Глинка… Но царь предпочел близкого ко двору талантливого музыканта Алексея Федоровича Львова.

Михаил Глинка

Львов вполне осознавал глубокий смысл задачи: «Я чувствовал надобность создать гимн величественный, сильный, чувствительный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности, годный для церкви, годный для войск, годный для народа − от ученого до невежды». Новый гимн, утвержденный государем, был представлен широкой публике в московском Большом театре 11 декабря 1833 года. Новая «русская народная песня» (так называли гимн в первых изданиях) вызвала прилив патриотических чувств.

Жуковский переработал текст, сделал его лаконичнее и символичнее:

Боже, Царя храни! Сильный, державный, Царствуй на славу, на славу нам! Царствуй на страх врагам, Царь православный! Боже, Царя, Царя храни!

Шесть строк на одном дыхании. Миллионы людей помнили этот гимн наизусть. Отменили царский гимн сразу после Февральской революции.

Алексей Львов

«Патриотическая песня»

В начале системного распада, который наблюдался во всех сферах в Советском Союзе на заре 1990 годов, в РСФСР своего гимна, в отличие от других республик, не было, тогда как старые государственные символы перестали соответствовать духу времени. В 1990 году правительственной комиссией в качестве музыки для гимна была выбрана мелодия М. И. Глинки «Патриотическая песня». Она исполнялась без слов.

После того как в 1991 году СССР распался, эта мелодия стала первым гимном в истории России как вновь образованного государства. В 1993 году, с принятием Конституции РФ, президент Ельцин утвердил в качестве гимна мелодию, в основе которой была «Патриотическая песня».

Немного статистки

В заключение приведем ряд статистических фактов, касающихся гимна России в плане отражения его принятия в общественном мнении.

Согласно опросу, который был проведен ВЦИОМ в 2009 году, были получены следующие цифры:

  • Гордость за Россию в то время, когда они слушают государственный гимн, испытывают 56% граждан, участвовавших в анкетировании.
  • Однако вспомнить слова «Россия – священная наша держава», входящие в первую строчку гимна, смогли лишь 39% всех респондентов.
  • При этом указанная выше цифра все же выше в сравнении с той, что была получена в 2007 году, когда первую строку помнили только 33% россиян.
  • Симпатию к гимну в целом питают 25% опрошенных людей.
  • Кроме того, был отмечен тот факт, что молодежь чаще вспоминает гимн нашей страны. Это 56% среди тех, кому 18-24 лет, и от 24 до 41% из россиян старшего возраста.

Модификации

Выше уже говорилось, что Сайга 308 пользуется серьезной популярностью как в нашей стране и всем постсоветском пространстве, так и на западе. Поэтому было бы странно, если бы разработчики не создали различные модификации, давая каждому любителю стрельбы выбрать именно тот вариант, который бы устроил его полностью и по всем параметрам. Так что, разобраться с наиболее распространенными исполнениями карабина будет весьма полезно.

  • Самая распространенная модель – базовая, то есть, Сайга 308. Она создана на базе уже существующей Сайги-МК, отличаясь от последней в первую очередь используемым боеприпасом. Ещё одна интересная особенность – быстросъемный приклад. Да-да, он не просто откидывается, как на некоторых версиях автоматов, карабинов и охотничьих ружей, а действительно снимается – причем для этого достаточно нажать одну-единственную кнопку.
  • Сайга 308-1 почти идентична базовой – отличие всего одно, а именно – приклад здесь не снимается.
  • У Сайги 308-2 приклад претерпел полную переработку – теперь он стал ортопедическим и получил специальный вырез под большой палец, что сделало удержание оружия в руках и стрельбу более комфортными.

Некоторые отклики

Категорически не согласился с советской мелодией бывший президент Б. Ельцин. Он отмечал, что В. Путин зря слепо следовал настроениям людей. Ведь восстановление гимна будет помехой для общества в его отказе от негативных воспоминаний, оставшихся от советского прошлого.

Представители партии «Яблоко», позиционирующей себя как либеральная, заявили, что советский гимн усугубляет раскол в обществе, обусловленный политическими мотивами. По словам же В. В. Путина, отказ от всего того, что является символами советского прошлого, был бы равносилен признанию, что жизнь целого поколения граждан была напрасной, бессмысленной и бесполезной.

Авторы идеи — конькобежцы, которые придумали его в последний момент

На замену временно пришел Первый концерт Чайковского — музыка, которая раньше часто исполнялась на крупных официальных мероприятиях. Любопытно: такую замену предложили сами российские спортсмены — если быть точным, конькобежцы. Исполнительный директор Союза конькобежцев России Варвара Барышева рассказала «СЭ», что музыка была «выбором команды» перед чемпионатом мира.

— Кто автор идеи? Петр Ильич Чайковский, — смеется Барышева. — Команда уже находилась в соревновательном «пузыре» в голландском Херенвене, и буквально перед стартом чемпионата мира мы среди прочих требований и комментариев узнали, что используемая в качестве гимна альтернативная музыка может быть предложена нами. Мы находились в постоянных консультациях с ОКР. И поскольку предложенная им «Катюша» на тот момент не прошла никаких освидетельствований на предмет ее применения, они не могли нам посоветовать. У нас была возможность сделать выбор. И наша комиссия спортсменов выбрала наиболее узнаваемую композицию, с прямым отсылом к нашей стране. Получается, решение, принятое в последний момент, оказалось верным.

— Но за отсылки к России «Катюшу» как раз и забанили.

— Понимаю, но я говорила с представителями нашего олимпийского комитета, многими людьми — Первый концерт Чайковского является нашей гордостью, безусловно, но это и мировая культура. Это не только Россия и ее наследие — это мир. И я была безмерно рада, что предложение наших конькобежцев было сначала поддержано ISU. И эта музыка прошла апробацию золотыми медалями и у нас, и у фигуристов. Да, сложно придумать мелодию, равноценную по мощности гимну страны. Но вступление Первого концерта, мне кажется, дает ощущение мурашек по коже. И надеюсь, она будет вызывать трепет и эффект узнаваемости. В Японии ее очень почитают, например.

— В общем, часто решения, принимаемые «на флажке», самые эффективные.

— Мы старались (смеется). Гимн России мог придумать Кулижников. Или Голикова с Фаткулиной на пару. Потом его же взяли себе фигуристы — и выиграли под Чайковского три золота из четырех на чемпионате мира. В общем, музыка для нас счастливая.

На службе с 1980-х

Комментируя перспективы оснащения B-1 гиперзвуковыми ракетами, генерал Рэй признал, что этим самолётам «потребуются значительные структурные доработки», для чего ВВС США придётся запросить дополнительное финансирование у конгресса.  

«Мы можем совершить грамотные действия, и у нас для этого есть поддержка конгресса. Это то, над чем мы работаем, чтобы справиться с этой задачей. Мы провели хороший диалог», — отметил генерал.  

Военачальник пояснил, что модификация бомбардировщиков B-1 под гиперзвуковую ракету ARRW не была заложена в оборонный бюджет на 2021 год. Однако, добавил Рей, его ведомство продолжает работать над этим проектом. 

  • Стратегический бомбардировщик B-1B Lancer
  • Gettyimages.ru

Напомним, что специализированные издания и американские военные эксперты неоднократно обращали внимание на выработанный ресурс эксплуатации самолётов Rockwell B-1 Lancer — сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков с изменяемой стреловидностью крыла. В 1980-х годах ВВС США закупили в общей сложности 100 таких машин. . Потребность в них резко выросла в ходе военных кампаний Вашингтона на Ближнем Востоке

Издание Defense News отмечает, что на протяжении последних 20 лет самолёты B-1 (в строю, согласно данным сайта Boeing, сейчас 66 таких машин) использовались практически непрерывно

Потребность в них резко выросла в ходе военных кампаний Вашингтона на Ближнем Востоке. Издание Defense News отмечает, что на протяжении последних 20 лет самолёты B-1 (в строю, согласно данным сайта Boeing, сейчас 66 таких машин) использовались практически непрерывно.

Летом 2019 года издание Air Force Times со ссылкой на данные комитета по вооружённым силам палаты представителей конгресса США сообщило, что число боеготовых американских стратегических бомбардировщиков B-1 Lancer на сегодня составляет «единицы». 

По мнению аналитиков, чтобы исправить эту ситуацию, американскому оборонному ведомству может понадобиться не один год и серьёзные финансовые вливания. Стоит отметить, что проект оборонного бюджета ВВС США на 2021 фискальный год предусматривает списание сразу 17 самолётов B-1 — почти целой эскадрильи (в неё входят, как правило, 18 самолётов).

Военный эксперт Алексей Леонков в беседе с RT отметил, что B-1 Lancer часто сравнивают с российскими Ту-160 — оба являются реактивными стратегическими бомбардировщиками с изменяемой стреловидностью крыла. Однако, пояснил эксперт, Ту-160 превосходит американский самолёт по ряду характеристик.

«Ту-160 превосходит на порядок американский самолёт по скорости и дальности полёта. РФ приняла программу, в рамках которой существующие Ту-160 пройдут модернизацию, будут выпускаться новые машины, которые по характеристикам станут ещё лучше», — сказал эксперт.

Также по теме


Сокращённый полёт: почему в США заявили о нехватке стратегических бомбардировщиков

Военно-воздушным силам США не хватает бомбардировщиков. Об этом заявил бывший начальник Боевого авиационного командования ВВС Майкл…

Как отметил в беседе с RT главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский, США вывели из состава стратегических носителей ядерного оружия бомбардировщик B-1 Lancer после подписания с Россией договора СНВ-III. 

«Они демонтировали с него оборудование для пуска ядерного оружия, перестали изготавливать крылатые ракеты с ядерной боеголовкой воздушного базирования. Сейчас в рамках работы по гиперзвуковому вооружению, в рамках концепции быстрого глобального удара они собираются переоснастить свои бомбардировщики такой системой вооружения», — пояснил эксперт.  

На модернизацию самолётов B-1 Lancer под новые виды вооружения потребуется не менее четырёх лет, считает Виктор Мураховский.  

«Через четыре-пять лет комбинация из ракеты ARRW и самолёта B-1 может стать рабочей. Кроме того, в строй через два-три года может встать высокоточная ядерная ракета LRSО, а также расширены возможности ракеты AGM», — отметил военный аналитик.  

Возможно, в перспективе США подумают о возвращении крылатой ракеты с ядерным оснащением в состав вооружения бомбардировщика B-1, считает Виктор Мураховский. 

«Если США не станут продлевать договор СНВ-III, то обязательно займутся данным проектом», — добавил эксперт. 

Рассмотрение вариантов текста

Что касается текста, то по этому поводу вновь создали комиссию, в которую гражданами было направлено более 6 тысяч предложений со стихами. Однако в качестве автора гимна России был выбран С. В. Михалков. До того как предложенный им текст был принят официально, он попал в печать. Первой строчки, которая присутствует в современном варианте – «Россия – священная наша держава» – в нем не было.

В первом куплете было упоминание о гербе и флаге, а в дальнейшем – и о Господе, о котором говорилось многократно. По этому поводу снова возникли дебаты в Госдуме. В результате текст был переработан, а упоминание Бога в нем было оставлено лишь однократно.

Как всё начиналось?

Автор мелодии — Александр Васильевич Александров (1883-1946). Создал он её в 1936 году. Называлась песня тогда «Жить стало лучше». Слова к ней написал Василий Иванович Лебедев-Кумач (1898-1949). Припев заканчивался фразой «Жить стало лучше, жить стало веселей».

Исполнялась песня в быстром темпе и производила впечатление настолько, что её называют прообразом гимна.

Мелодия трогала и не отпускала от себя. Оба автора вернулись к ней 1938 году. Лебедев-Кумач написал новый текст, Александров сделал другую аранжировку мелодии. Это была уже «Песня о партии».

Александр Васильевич Александров (самый старший в первом ряду) вместе с близкими

Мелодия М. И. Глинки

До принятия этого закона в России с 1990 года существовал другой гимн. В качестве музыки была принята мелодия, написанная в 1833 году композитором М. И. Глинкой и найденная в его архиве спустя три десятка лет. «Патриотическая песня» была утверждена в качестве гимна РСФСР в конце 1990 года. Она продолжала оставаться в этом статусе и в дальнейшем, что было подтверждено соответствующим указом президента Ельцина.

https://youtube.com/watch?v=XIdr4_CDbUM

Исполнение проходило без слов, так как по разным причинам не удалось создать и утвердить текст. Был объявлен официальный конкурс на создание текста, в комиссию поступило несколько тысяч вариантов. Был даже определен победитель, но этой музыке так и не суждено было обрести слова. Тупиковую ситуацию создали политические разногласия в Государственной думе. Стало ясно, что необходимо искать другое решение.

Ил-112 – это прошлое или будущее

Прошлые гимны

  • В конце 1816 император Александр I подписал указ, по которому мелодия и стихи «Молитва русских» использовались во время встречи официальных иностранных гостей. Просуществовал этот гимн до 1833 года. Кстати, автором его слов был великий отечественный поэт Василий Андреевич Жуковский;
  • Следующим стал «Коль славен наш Господь в Сионе». Слова написал Михаил Матвеевич Херасков. С 1856 года по октябрь 1917 музыка этого гимна исполнялась, когда звонили Куранты на Спасской башне Кремля. Этот гимн был гораздо менее светским, чем прошлый. И именно из-за этого его сразу же запретили пришедшие к власти большевики;
  • Параллельно с предыдущим существовал гимн «Боже, Царя храни!». Его утвердил Николай I. Слова опять-таки создавались Василием Андреевичем Жуковским. Во многом этот гимн перекликался с европейскими, что также стало причиной большой нелюбви со стороны советов. Высказывались даже предложения полностью его запретить;
  • В 1917 году, когда революция уже состоялась, Петр Лаврович Лавров создал русские слова для мелодии Клода Жозефа Руже де Лиля. Так на свет появился гимн, вошедший в историю как «Рабочая Марсельеза». Он одновременно отсылал к французской революции, но сохранял в себе идеи большевиков и появляющийся советский колорит;
  • «Интернационал» — это официальный государственный гимн РСФСР и СССР в период с 1918 по 1944 год. Он также был полностью пропитан идеей мирового господства коммунизма, борьбы с царизмом и буржуазией. Кстати, музыку и слова без перевода написали именитые французские революционеры той эпохи;
  • В 1944 году появился новый гимн, в котором уже присутствовал мотив победы, в частности в Сталинградской битве. Именно после нее песня и появилась. Музыка была создана композитором Александром Васильевичем Александровым, а слова — известным поэтом Сергеем Владимировичем Михалковым;
  • После развала Советского Союза, а именно в период с 1990 по 2000 официального гимна не было, но существовала «Патриотическая песня» Михаила Ивановича Глинки. Уже во время президентства Бориса Николаевича Ельцина «Патриотическую песню» признали государственным гимном РСФСР.

«Рога и копыта» в YouTube

— Расскажу еще об одной подобной конторе из серии «рога и копыта», только с другим названием — Danmark Music Group, которая ранее претендовала на гимн России и с которой мне приходится, к сожалению, до сих пор бороться на своем официальном канале в YouTube. По данным из Сети эту студию в 2013 году организовали двое украинцев американского происхождения. Основатель студии — ди-джей Aleksey Kapitonowww — владеет YouTube-канала Promodj. Эта студия также заявила свои права на этом видеохостинге на песни, которые исполняли Алла Пугачева, Виктор Цой, Татьяна Буланова, Вахтанг Кикабидзе, Анжелика Варум, Юрий Антонов, Сергей Шнуров, Николай Басков, группа «Ласковый май» и другие. Мошенники также заявили права на наши легендарные песни «Антошка», «Друг в беде не бросит», «Что мне снег, что мне зной», «Священная война»!

— Какие еще песни времен СССР интернет-мошенникам удалось подмять под себя?

— К сожалению, на очень большой русскоязычный музыкальный контент в YouTube различного рода интернет-мошенники объявили свои фальшивые «права». Иногда они даже прикрываются официальными обложками изданных альбомов того или иного исполнителя на, как нам объясняется, якобы «автоматически» созданных YouTube-каналах. На этих каналах в перечне «лицензиаров» даже указываются реальные издательства, типа легендарной фирмы «Мелодия», или другой известный на постсоветском пространстве музыкальный лейбл.

Но вся эта информация — фикция, потому что на ссылки указанных издательств нажать невозможно, они не работают, их официальные страницы не представлены в пространстве YouTube. Значит, пишется это все для отвода глаз.

ФБА «Экономика сегодня» &nbsp/&nbsp

Судите сами, разве это не мошенничество — называть и указывать одних правообладателей, непонятно как отобранных командой YouTube, и умалчивать о законных владельцах музыкального контента?

К большому сожалению, список наших отечественных популярных песен с претензиями таких вот непонятных «лицензиаров» в пространстве YouTube можно перечислять бесконечно. Это реальное воровство авторских и исполнительских прав, прав настоящих владельцев и издателей, и когда все это закончится, — неизвестно. Судя по всему, владельцы YouTube не заинтересованы в наведении порядка в этой сфере!

Модернизации

В 2012 году на вооружении ВВС США состоит 66 бомбардировщиков B-1B, средний возраст которых составил 24,1 года. В связи с этим данные бомбардировщики прошли и проходят ряд модернизаций.

Conventional Mission Upgrade Program (CMUP) — программа, начавшаяся в 1993 году, по переоборудованию B-1B для оснащения их обычными вооружениями.
В рамках программы были реализованы следующие модернизации:

  • Block B — обновление программного обеспечения бортовых систем.
  • Block С — оснащение кластерными бомбами CBU-87/89/97.
  • Block D (1993—2003) — оснащение буксируемой волоконно-оптической системой ложных целей AN/ALE-50, коммуникационной системой AN/ARC-210, добавление в авионику поддержки GPS-навигации, оснащение высокоточными корректируемыми бомбами GBU-31 Joint Direct Attack Munition (JDAM).
  • Block E (1996—2004) — модернизация информационных систем для поддержки более широкой номенклатуры вооружений, интеграция с вооружением типа Wind Corrected Munition Dispenser (WCMD), Joint Stand-Off Weapon (JSOW), и Joint Air-to-Surface Standoff Missile (JASSM).
  • Block F (1997—2008) — оснащение средством радиоэлектронной борьбы AN/ALQ-214 IDECM и системой предупреждения об облучении AN/ALR-56M.

Cockpit Upgrade Program (CUP) — программа по обновлению кабины пилотов. В рамках программы на B-1B были установлены ЖКД и прочие более продвинутые электронные устройства. Link-16 — программа по оснащению самолётов каналом связи Link-16, позволяющим автоматически обмениваться данными с другими самолётами в режиме реального времени.

При проведении модернизации B-1B ВВС США планирует сохранить данные самолеты на вооружении до 2038 года.

Американский след

Американский журналист Филип Херш, известный своей критикой российского фигурного катания, уже успел поиздеваться над выбором.

— Ирония использования музыки Чайковского в качестве замены гимна России меня поразила: страна с возмутительными антигомосексуальными законами и институционализированной гомофобией отмечает свои спортивные успехи музыкой гения, который был геем, — высказался Херш. Кроме того, ветеран журналистики припомнил, что именно с этой композицией его соотечественник Ван Клиберн выиграл первый международный конкурс имени Чайковского в 1958 году.

Интересно, что исполняют Первый концерт почти везде, в том числе и на последних спортивных мероприятиях, не в редакции Чайковского. С вариантами музыки связан небольшой скандал. Настоящий автор самого распространенного варианта произведения — Александр Зилоти, русский пианист. При жизни Чайковского он уговаривал мэтра внести в музыку изменения, но тот не согласился. Хотя за первую редакцию его наставник, Николай Рубинштейн, первоначально разнес Петра Ильича в пух и прах. Но позже смилостивился и исполнял произведение сам.

А вот Зилоти решил все проще — он опубликовал свой вариант после смерти Чайковского, и именно его взяло на вооружение большинство исполнителей. После революции в России Зилоти сопротивлялся большевикам, организовал забастовку в Мариинском театре. Его арестовали, но после беседы с Феликсом Дзержинским отпустили под обязательство отмечаться в советских органах. Зилоти предпочел бежать и обосновался в США. Большевики бы сказали — музыкальный Родченков. Если бы знали про существование Григория Михайловича.

Причем Зилоти в интервью New York Times (еще одно пересечение с беглым ученым) подчеркивал свою роль в создании новой редакции концерта. В письмах брату Чайковского Модесту он говорил, что Петр Ильич согласился на нововведения, хотя их личная переписка свидетельствует об обратном.

Впрочем, и сам Чайковский много путешествовал по миру. С Первым концертом он лично открывал легендарный Карнеги-холл в Нью-Йорке. Его же он играл и на последнем своем концерте в Петербурге — после которого пришел в гостиницу, попросил стакан воды. Поскольку вода была некипяченая, у композитора началась холера, от которой случились осложнения, закончившиеся летальным исходом.

История Гимна России

Первый гимн России — «Молитва русских» — стал исполняться в 1816 году по указу Александра I при встречах императора. Слова гимна принадлежали В.А. Жуковскому, музыка была позаимствована у Генри Кэрри («Боже, храни короля», 1743 год). Этот гимн просуществовал до 1833 года, после чего его сменил «Боже, царя храни!». В 1917 место его заняла «Рабочая марсельеза», которую через год сменил «Интернационал». В 1944 году появился новый гимн, музыка которого используется в современном гимне. Авторами слов для него были С.В.Михалков и Г.Г. Эль-Регистан. С 1955 по 1977 гимн исполнялся без слов (так как в них упоминалась фамилия опального Сталина), пока теми же авторами не были написаны новые. После распада СССР (в 1991) гимном России стала «Патриотическая песня» композитора Глинки. Этот гимн вплоть до его замены в 2000 не имел слов.

Государственный гимн РФ — музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Федеральным конституционным законом о государственном гимне. Он может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. Государственный гимн Российской Федерации должен исполняться в точном соответствии с утверждёнными законом музыкальной редакцией и текстом. При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины — без головных уборов.

Текст Государственного гимна Российской Федерации

Музыка А. В. Александрова
Слова С. В. Михалкова

Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Утверждён Указом Президента Российской Федерации
от 30 декабря 2000 года № 2110

Вставай, проклятьем заклеймённый!..

Но после Октября споры прекратились: партийный гимн большевиков стал государственным гимном. Музыка Пьера Дегейтера, стихи Эжена Потье. Русский перевод Аркадия Коца. В качестве официального гимна утвердили три куплета и припев. Эти слова в СССР знал едва ли не каждый:

Вставай, проклятьем заклеймённый, Весь мир голодных и рабов! Кипит наш разум возмущённый И в смертный бой вести готов. Весь мир насилья мы разрушим До основанья, а затем Мы наш, мы новый мир построим, Кто был никем — тот станет всем!

Музыка эффектная, запоминающаяся. Она говорила о мировом значении русской революции, о единстве с «пролетариями всех стран».

Покупки[править]

Все гимны России

За долгую историю России в стране существовало семь официальных гимнов. Два из них исполнялись во время правления династии Романовых:

  • с 1816 г. «Боже, храни Короля», музыка гимна Великобритании, слова В. А. Жуковского «Молитва русских»
  • с 1833 г. «Боже, Царя храни!», музыка А. Ф. Львова , слова В. А. Жуковского

После падения монархии третьим по счету официальным гимном России стала французская «Марсельеза», слова и музыка К. Ж. Руже де Лиля, русский текст П. Л. Лаврова . Еще четыре исполнялись в России и СССР после 1917 года:

  • с 1918 г. «Интернационал», музыка Эжена Потье, слова Пьера Дегейтера, русский текст А. Я. Коца
  • с 1944 г. гимн Советского Союза, музыка А. В. Александрова , слова С. В. Михалкова и Г. А. Эль-Регистана
  • с 1990 г. «Патриотическая песня», музыка М. И. Глинки
  • с 2001 г. гимн России, музыка А. В. Александрова , слова С. В. Михалкова

Сегодня гимн Российской Федерации является важнейшим атрибутом государственной символики, а его исполнение происходит на основании действующего законодательства.

История

Предыстория

В декабре 1957 года ВВС США приняли предложение компании North American Aviation заменить парк стратегических бомбардировщиков Boeing B-52 Stratofortress на XB-70 Valkyrie. XB-70 — шестимоторный реактивный бомбардировщик, способный на полёт со скоростью 3 Маха на высоте 21 км, что делало его практически неуязвимым для истребителей противника. Советские самолёты-перехватчики не могли перехватить самолёт, летающий на такой высоте, как и разведчик Lockheed U-2. К тому же, «Валькирия» могла развивать намного более высокую скорость.
Однако, к концу 1950-х зенитные ракеты (ЗУР) достигли такой степени развития, что могли сбивать высоколетящие цели, что и подтвердило сбитие U-2 Пауэрса в 1960 году над Уралом.

Ещё до сбития U-2 стратегическое командование ВВС США сочло необходимым изменить тактику на прорыв на малой высоте. Эта тактика позволяла уменьшить расстояние, на котором производилось обнаружение самолёта радарами ПВО. В то время ЗУР ПВО не обладали необходимой эффективностью при стрельбе по низколетящим целям, к тому же низколетящие цели с трудом поддавались обнаружению радиолокаторами перехватчиков из-за сложностей выделения цели на фоне подстилающей поверхности. Большое воздушное сопротивление на низких высотах вынудило бы использовать XB-70 на околозвуковых скоростях и значительно уменьшило бы радиус их применения. В итоге оказалось, что «Валькирия» будет вынуждена летать на скоростях, сопоставимых со скоростью B-52, который она должна была заменить, к тому же будет обладать меньшим радиусом действия.
Проект «Валькирии» был закрыт по распоряжению президента США Джона Кеннеди в 1961 году, как неподходящий для новой роли и в связи с растущей ролью межконтинентальных баллистических ракет, а два построенных прототипа XB-70 использовались в сверхзвуковых исследованиях.
В-52, никогда не предназначавшийся для маловысотного прорыва ПВО, смог опередить своего предполагаемого конкурента и остался в строю ещё на 55 лет.

Разработка

Разработка самолёта компанией Rockwell International пережила множество задержек, в основном из-за сложности теории стратегического баланса между гибким реагированием и ядерным паритетом[источник не указан 2188 дней].

Климатические испытания B-1B

Первоначальная версия самолёта, B-1A, разработана ещё в начале 70-х (первый полёт — 23 декабря 1974), но три года спустя по политическим соображениям было решено прекратить программу — производство было прекращено после изготовления первых 4 прототипов.
Работы по созданию бомбардировщика были возобновлены после прихода к власти в 1981 году президента Рональда Рейгана и в 1980 году на базе B-1A был создан B-1B, как самолёт маловысотного прорыва ПВО (первый полёт — ???); он поступил на вооружение ВВС США в 1985 году.

Самолёт поступил в распоряжение стратегического командования ВВС США в качестве носителя ядерного оружия.
В 1990-х годах его переоборудовали в носитель тактического вооружения.

эксплуатация

В 1998 году самолёт получил боевое крещение во время операции «Лиса пустыни» и во время операции НАТО в Косове в следующем году. Также самолёт принимает участие в военных операциях США и НАТО в Ираке и Афганистане.

В 2010-х B-1B олицетворяет сверхзвуковую составляющую дальней авиации США, наряду с дозвуковыми B-52 и B-2 Spirit и является единственным находящимся на вооружении ВВС США самолётом с изменяемой стреловидностью крыла после прекращения использования EF-111 Raven (модификация F-111) в 1998 году и палубных F-14 Tomcat в 2006 году.

Самолёту принадлежит 61 мировой рекорд по скорости, дальности, нагрузке и скороподъёмности (по данным производителя — более 100).

В период с 2013 по 2016 годы самолеты налетали почти 47 тыс. часов за границей (в эти показатели не включены миссии постоянного присутствия бомбардировщиков или более короткие ротации в Европу и в регион Тихого океана), из-за интенсивного использования их более 10 лет на Ближнем Востоке в качестве единственного американского сверхзвукового бомбардировщика с большой полезной нагрузкой флот Lancer неоднократно выходил из строя и требовал обширного обслуживания.
На 2019 год американская армия располагает «единицами» находящихся в боеготовности стратегических бомбардировщиков B-1B Lancer, что угрожает возможностям Пентагона по нанесению ударов дальней авиацией. Причиной такого состояния самолетов является их «почтенный» возраст и отсутствие необходимых для их обслуживания ресурсов. За последний год полеты этих бомбардировщиков приостанавливали из-за технических неполадок два раза (см. Происшествия).
На начало 2021 года в парке активного использования осталось 57 машин. Имеются планы сократить активный парк Lancer до 45 единиц, чтобы обеспечить эффективную поддержку наиболее функциональных образцов (ранее стало известно о разрешении Конгресса изъять, использовать в испытательных целях или и вовсе отправить в музеи 17 машин).
Полностью отказаться от использования этих бомбардировщиков американские военные планируют к 2036 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector