Немецкая 150-мм тяжёлая полевая гаубица s.f.h. 18

Основания создания 7,5 cm le.IG 18.

В период ПМВ выяснилось, что дивизионная артиллерия не в состоянии обеспечить поддержку пехоты на всем протяжении боя. К этому привели следующие изменения в ведении боевых действий:

  • глубокое эшелонирование обороны. Огневые средства противника расположены далеко от передовой линии пехоты, нередко на обратных скатах. Стрельба артиллерии противника с закрытых огневых позиций стала правилом;
  • Распространение автоматического и полуавтоматического оружия;
  • Отсутствие надежной связи между артиллерийскими частями и пехотой, вследствие отсутствия надежных приборов связи, так и больших расстояний. Как следствие отсутствие огневой поддержки в решающие моменты боя.

Придание отдельных орудий из состава артиллерийских подразделений не могло решить проблему как вследствие того, что артиллерийские командиры склонны были концентрировать всю артиллерию для решения задач в масштабах дивизии, так и вследствие того что для сопровождения пехоты требовалось оружие с особыми характеристиками.

Материальная часть дивизионной артиллерии для этого решительно не годилась. Даже отдельные орудия были слишком тяжелы и громоздки для сопровождения пехоты. Взводы и батареи дивизионных орудий вместе с обслугой, тягой и боеприпасами были слишком заметны и легко демаскировали пехоту при расположении вблизи от нее.  Таким образом, для непосредственной поддержки подразделений пехоты требовались орудия в составе пехотных подразделений, которые бы подчинялись пехотному командиру.

Модификации 15cm sFH18

В 1942 г в серию пошла гаубица 15cm sFH18M. Основным отличием этой модификации был дульный тормоз и лейнер ствола. Благодаря этим изменениям удалось уменьшить нагрузку на лафет при стрельбе на зарядах №7 и 8 и позволило по мере износа менять лейнер стола, а не сам ствол.

15cm sFH18M – первое немецкое орудие в боекомплект, которого входили активно-реактивные снаряды. Снаряд 15cm RGr весом в 45,25 кг позволил вести огонь на дистанцию до 19 км, благодаря чему гаубица получила возможность обстреливать цели ранее доступных только для пушек 10,5 cm K18. Что позволило отказаться от выпуска этих пушек, хотя активно-реактивные снаряды в виду несовершенства конструкции имели большое рассеивание. Так на предельной дистанции рассеивание снарядов достигало 1250м.

В тридцать пятом году по указанию Отдела вооружений фирмами «Рейнметалл» и «Крупп» начато проектирование легкой 150-мм гаубицы. Основная цель проекта – обеспечить транспортировку гаубицы единственной шестиоконной упряжкой. Облегченная гаубица получила индекс 15cm sFH36. Основное отличие — укороченный на 890 мм ствол с ДТ и широкое использование легких сплавов. Вес гаубицы удалось снизить едва ли не вдвое, до 3500 кг, при этом пришлось пойти на снижение дальности стрельбы до 12,5 км. Прототип 15cm sFH36 изготовили в 1938 году, в тридцать девятом году началось мелкосерийное производство облегченных гаубиц. Но уже в сорок первом году производство пришлось прекратить в виду дефицита легких сплавов, которые требовались для авиационной промышленности.

Проектирование еще одного варианта 15cm sFH18, специально для мехтяги, было начато в тридцать восьмом году. В этом варианте, благодаря увеличению на три калибра длины ствола удалось увеличить дальнобойность до 15,6 км. Существенно увеличен УВН- до 70 градусов. Данная модификация получила индекс 15cm sFH40. Опытный образец увидел свет уже в 1938 году, но производство sFH40 было заблокировано в виду необходимости форсированного увеличения выпуска уже существующих артиллерийских систем. Все работы по этой модификации прекращены в сорок первом году.

Имеющийся задел стволов решили выработать, наложив их на серийный лафет sFH18. Полученная гаубица 15cm sFH18/40 или 15cm sFH42 оказалась орудием не совсем  удачным.  Более длинный, по сравнению с sFH18 стол увеличил дальность стрельбы, но штатный лафет не позволял вести огонь по таким высоким траекториям как у sFH40. Цена орудия оставляла 60 тысяч рейхсмарок против 40 тысяч за sFH18. Всего таких гаубиц выпустили 46 штук.

См. также

Ремонт и тюнинг

Чисто технически разобраться в конструкции Чезета 350 сможет любой, у кого есть хоть какой-то опыт в ремонте и обслуживании мототехники. И, скорее всего, заниматься этим придётся лично владельцу, так как сейчас осталось уже мало умельцев, которые вдоль и поперёк знают технику советской эпохи.

Ремонт

Ремонтные и сервисные операции не представляют никакой сложности. Стандартного чемоданчика с инструментами за 3-5 тысяч рублей хватит, чтобы разобрать байк до состояния “рама и два мешка запчастей в углу”, а потом собрать обратно. Если, конечно, у вас под рукой есть руководство по ремонту, а руки растут примерно из области плеч.

Запчасти

Найти запчасти на Чезет 350 сейчас трудно, потому что их не выпускают уже примерно столько же, сколько и сами мотоциклы (производство запчастей прекратилось примерно в 1990 году). А просто купить мотоцикл мало, надо его ещё и содержать! Так что с этой раритетной моделью есть смысл связываться только тем, кто ясно себе представляет, что его ждёт.

Тюнинг

В Советском Союзе тюнинг обычно сводился к установке дуг и багажных систем, чаще всего самодельных, и новые владельцы древних ЧЗ 350 от этого наследства обычно избавляются, как только мотоцикл попадает им в руки. Человека, который хотел бы взять такого двухколёсного старичка, чтобы превратить его в “типа спортбайк” или “типа чоппер”, надо бить палкой до тех пор, пока до него не дойдёт, что с подобной мототехникой надо обращаться так же бережно, как с китайской фарфоровой вазой времён династии Цинь. Только реставрация, только хардкор!

Требования к пехотному орудию.

Основные требования военных к пехотному орудию были таковы:

  • малый вес и высокая мобильность, что бы ни отставать от пехоты на пресеченной местности при перекатывании силами расчета;
  • вести огонь прямой наводкой на короткие и средние дистанции с использованием достаточно больших метательных зарядов, а также с закрытых ОП с использованием малых зарядов;
  • представлять собой цель достаточно малых размеров, как следствие — малую высоту огня;
  • достаточное могущество отдельного снаряда, калибр не менее 75 мм.

Со времени битвы при Камбре к пехотным орудиям стали предъявлять требование борьбы с бронетехникой противника. Но создать орудие, хорошо совмещающее свойства пушки и мортиры не представлялось возможным. И развитие пехотной артиллерии в Германии пошло по пути создания двух специализированных орудий, итогом чего было создание 3,7 cm Pak и 7,5 cm le.IG 18.

Помимо передвижения силами расчета, конструкция должна была предусматривать возможность транспортировки конной тягой на большие расстояния. Впоследствии, по мере насыщения пехоты транспортными средствами, должен был осуществлен переход на махтягу.

Два варианта с оптимальным твистом

Пытаясь удовлетворить различные запросы покупателей, производители оружия предлагают одну модель с несколькими вариантами твиста, например, ремингтон 700 223 калибр. Отзывы владельцев этого оружия свидетельствуют, что модель Tactical более подходит для тяжёлых пуль 75-77 гран, из-за более короткого твиста 229 мм. (9 дюймов), а модель Varmint более пригодна для лёгких пуль 50-60 гран, поскольку твист у неё длиннее — 12 дюймов. Самые тяжёлые пули 80-90 гран требуют ещё более короткого твиста 6,5-7 дюймов. Для патронов 223 Rem большую роль при выборе оружия играет длина ствола. Чем короче ствол, тем короче должен быть твист. Баллистические возможности 223 калибра резко падают при длине ствола меньше 40 см.

Боевое применение.


Поставки 10,5 cm leFH 18 в Вермахт начались в 1935г. Этот же году принято решение о выведении из дивизионной артиллерии легких пушек. Дивизионные артполки должны были комплектоваться исключительно гаубицами. Решение тогда было отнюдь не бесспорным, но соответствовало мировым тенденциям. Данное решение позволяло не только унифицировать артиллерийское вооружение, но и получить преимущество над артиллерией соседей, в большинстве вооруженной пушками трехдюймового калибра.

В довоенный период, пехотная дивизия, располагала двумя артпролками: легкий полк, из трех дивизионов 105-мм гаубиц; тяжелый полк 150-мм гаубиц, в составе моторизованного и дивизиона на конной тяге.

Согласно штатам военного времени, тяжелый артполк из ее состава изымался. В военное время, по большей части дивизия располагала только одним полком трех дивизионного состава. В каждом дивизионе три батареи, в батарее – по четыре орудия. По штату артполк насчитывал тридцать шесть 105-мм гаубиц, тогда как на практике часть гаубиц либо заменяли трофейными орудиями, либо был некомплект. В некоторых случаях несколько гаубичных батарей, могли быть заменены 150-мм реактивными минометами. Как следствие, невзирая на массовое производство гаубиц обр.18, гаубицы leFH 16 продолжали использовать конца войны.


В танковых и моторизованных дивизиях, артиллерийские орудия имели механическую тягу, что значительно сокращало личный состав. В довоенное время артполк соответствовал таковому пехотной дивизии. Позденее количество гаубиц уменьшили до двадцати четырех в составе 2 дивизионов. Артполк ТД состоял из 3 дивизионов. Двух дивизионов легких гаубиц, а также тяжелый дивизион 150-мм гаубиц и 100-мм пушек. С сорок второго года, дивизион легких гаубиц мог быть заменен самоходным артиллерийским дивизионом гаубиц «Веспе».

К сентябрю 1939г, Вермахт располагал 4845 легкими гаубицами. В основном 10,5 cm leFH 18, но имелось и некоторое количество le FH 16. Помимо этих гаубиц имелись также чешские и австрийские е образцы. На апрель 1940 г количество к гаубиц возросло до 5381. К 1.06. 1941 г – 7076 шт. К концу войны, невзирая на потери, число гаубиц в Вермахте составило 4372 шт, включая самоходные гаубицы «Веспе».

Кроме Вермахта 10,5 cm leFH 18 поставлялись в другие страны. Среди них была Испания, куда их поставляли в ходе гражданской войны. Венгрия, которая получила их еще в довоенное время, Финляндия и Словакия. В послевоенное время leFH 18/40 и le FH 18М стояли на вооружении Югославии, Венгрии, Чехословакии и Албании вплоть до начала шестидесятых годов.

Оценка 105-мм легкой немецкой гаубицы.

Легкие 105-мм гаубицы являлись основным оружием немецкой полевой артиллерии в мировой войне. 10,5 cm leFH 18, а также ее модификации показали себя надежным и простым оружием, с хорошей живучестью. В начале войны баллистические и ТТХ leFH.18 были вполне удовлетворительны. Впоследствии, при изменившихся условиях боевого применения, гаубицы прошли модернизацию, недостатки в значительной мере удалось исправить, наладив выпуск leFH 18М и leFH 18/40.  

  • Видео 1.
  • Видео 2.
  • Видео 3.

Комплектация боеприпасов легких гаубиц 

Производство и наличие легких 105-мм гаубиц обр.18г.

Производство 105-мм  легких гаубиц во время Второй мировой войны.

Гаубица  1939г  1940г 1941г  1942г   1943г 1944г   1945г
10,5 cm leFH 18 м 18 M  483  1380  1160  1237  1661  1009  56
10,5 cm leFH 18/40          1872  7827  566

 Наличие 105-мм  легких гаубиц. 

  1.09.1939г 1.4.1940г 1.6.1941г 1.2.1942г 1.10.1944 1.1.1945г
Наличие гаубиц 4845 5381 7076 6177 6592 8059

Производство снарядов для 105-мм легких гаубиц обр.18г.

 Производство  снарядов для 105-мм  легких гаубиц(тыс.шт).

Снаряды 1939г 1940г 1941г 1942г 1943г 1944г 1945г
10,5 cm leFH 18 м 18/40  2112,1 19484,7 3551,7 18459,8 29440,6 38055,7 3226,6

ТТХ 105-мм легких гаубиц.

  10,5 cm leFH 18 10,5 cm leFH 18M 10,5 cm leFH 18/40
Ствол
Калибр, мм. 105 105 105
Длина  ствола с ДТ мм/клб. 2841/28 3308/31,5 3260/31
Длина нарезной части мм/клб. 2706/25,8 2706/25,8 2710/25,8
Длина нарезной части, мм.  2392  2392  2392
 Длина зарядной части, мм.  212  212  
 Крутизна нарезов, гр.:   
 в начале  6  5  5
 у дула  12  8  8
 Число нарезов  32  32  32
 Глубина нарезов, мм.  12,5  12,5  12,5
 Ширина нареза, мм.  5,6  5,6  5,6
 Ширина поля, мм.  4,7  4,7  4,7
 Вес затвора, кг.  50  50  50
 Вес затвора, кг.   535  552  552
Лафет
 УВН  от -5до +  42  от -5до +  42  от -5до +  42
 УГН  56  56  56
 Высота линии огня, мм.  1175  1175  1175
Длина отката, мм. 
нормальная 1000-1120 1000-1170  
предельная 1190 1190  
Габариты в походном положении, мм:
длина 6100   6150
ширина 1977   2110
высота 1880   1830
Ширина хода,мм.  1520 1520 1580
Клиренс, мм. 400 400 350
Диаметр колеса орудия, мм. 1300 1300 1080
Вес системы в боевом положении, кг.
для конной тяги 1940 1915  
для мехтяги 1985 2040 1800
 Вес системы в походном положении, кг.    
 для конной тяги  3265    
 для мехтяги  3490  3540  2900
 Вес передка с расчетом, кг.   1350  1350  1350
 Скорострельность, выстр/мин.  6-8  6-8  6-8
Время перехода из походного положения в боевое, мин.  1,5-2 1,5-2 1,5-2

SocButtons v1.5

Первый вариант.

Серийное производство новой гаубицы начато заводом «Рейнметалл» в г. Дюссельдорфе в 1935 г.  Позднее к нему присоединились предприятия в Магдебурге, Доргмунде и Борсигвальде. К началу мировой войны в Вермахт поступило более четырех тысяч le FH 18. при этом максимум выпуска 105-гаубиц не превысил 115 штук.

Тип артиллерийской  системы Трудоемкостьизготовления , чел.ч Стоимостьтыс.рейсмарок
Легкая гаубица  10,5 cm leFH 18 3200 16,4
Тяжелая гаубица 15 cm sFH 18 5500 38.5-40.4
Легкая  пушка le FK 18 4200 20,4
Пушка  6000 37,5

Как видим, 10,5 cm leFH 18 значительно экономичнее не только своих более тяжелых собратьев, но и превосходит и старую полевую пушку. Ствол 10,5 cm leFH 18 на шесть калибров превосходил le FH 16 и составлял 28 калибров. Благодаря этому баллистика гаубицы значительно улучшилась.

Балистические данные ОФ снарда весом 14,81 кг обр.18

№ заряда 1 2 3 4 5 6
Вес  заряда, кг.  210 282 362 499 715 1090
Начальная скорость, м/с. 200 232 264 317 391 470
Дальность, м.  3575 4624 5750 7600 9150 10675

Лафет немецкой 105-мм гаубицы обр. 18 имел раздвижные станины, благодаря этому удалось значительно увелисить УГН, с 4 град до 56. УВН изменился незначительно с 40 до 42, что в считалось вполне удовлетворительным. Лафет орудия подрессорен.

Вначале 10,5 cm leFH 18 выпускали с деревянными колесами, но вскоре их сменили металлические легкосплавные колеса. В зависимости от тяги – конная либо механическая, колеса имели либо стальную шину, на которую иногда надевали резиновую полосу, либо сплошную резиновую. Скорость буксировки мехтягой без передка достигала сорока километров в час, тогда как дистанция дневного перехода на конной тяге редко превышала сорок километров.

Кроме варианта для Вермахта, немецкая промышленность предлагала 10,5 cm leFH 18 на экспорт. Экспортный вариант гаубицы отличался большими углами наведения. В частности такие орудия производили для Голландии, для чего их приспособили для ведения огня голландскими боеприпасами. После захвата Голландии около восьмидесяти таких орудий использовались Вермахтом как 10,5 cm leFH 18/39.

«Еврейская звезда»: значение символа

Что же означает шестиконечная звезда? Для различных культур в разные времена это изображение имело собственное толкование.

В 4 тысячелетии до Рождества Христова у шумерской цивилизации (современная территория Ирака) такая звезда почиталась как символ богини любви и власти Астарты.

В Древней Индии шестиконечная звезда указывала на союз богини Кали (олицетворение творения, сохранения и разрушения), и верховного бога Шивы (создателя и разрушителя мира). Подобный буддийский символ называется Анахата или Анахата-Чакра. Он обозначает гармоничное переплетение между двумя мирами: материальным (треугольник острием вверх) и духовным (треугольник острием вниз).

В средневековые времена звезда считалась эзотерическим символом. Ей придавались особые магические свойства, изображали на амулетах и оберегах.

В раннехристианские времена шестиконечная звезда трактовалась как шесть дней сотворения мира. Также она напоминала Вифлеемскую звезду, указавшую мудрецам с Востока место рождения Великого Царя — Богомладенца Иисуса.

Особенности конструкции

При конструировании гаубицы 10,5 cm leFH16 было уделено много внимания на ремонтопригодность, унификацию и взаимозаменяемость составных частей и отдельных узлов, принимая во внимание возможный подвоз и замену пришедших в негодность деталей. Так, например гаубица и пушка обр.16 года использовали одинаковый лафет гаубицы 98/09 с некоторыми изменениями и усилением конструкции

Далее, в противооткатном механизме, удалось использовать однообразный компрессор Felda 16 c постоянным откатом

Это было особенно важной мерой, так как благодаря этому была достигнута полная взаимозаменяемость

Для достижения ранее указанной дальности стрельбы, ствол 10,5 cm leFH16 был значительно удлинен – ствол гаубицы увеличили аж на 10 калибров- с 11,9 до 22. Вместе с этим гаубица утратила типичную на тот момент особенность орудия с крутой траекторией (короткий ствол) и приняла вид пушки – явление, в одинаковой степени повторявшееся у тяжелых орудий. Гаубица получила новый клиновой затвор вертикального типа и сохранила прогрессивную нарезку ствола.

Таким образом, гаубица 10,5 cm leFH16 была орудием не вполне новой конструкции, а представляла собой дальнейшее последовательное развитие прежней материальной части немецкой артиллерии. Во многом она базировалась на данных существующей материальной части. Например, это вопрос калибра, который был сохранен в целях использования заготовленных запасов боеприпасов. Не маловажным было также возможность использования уже имевшегося на заводах оборудования и оснастки.

Самоходные гаубицы

Настоящими «кувалдами» в танковых дивизиях вермахта стали самоходные гаубицы sIG 33. Обладавшее сокрушительной мощью орудие вначале устанавливалось на шасси танки Panzer I в своем первозданном виде — на артиллерийском лафете и даже с колесами! Впрочем, от ненужных в рубке колес вскоре отказались. Высота рубки получилась большой, отчего на косогорах самоходка могла завалиться на бок. Ходовая, рассчитанная всего на двух танкистов и крошечную башенку с двумя пулеметами, с трудом выдерживала тяжелую гаубицу в огромной рубке с экипажем из четырех человек.

Модель sIG 33 на базе Panzer II

И все же при всех недостатках первая самоходная гаубица вермахта была незаменима в танковых дивизиях. В отличие от буксируемых тягачами пушек она открывала огонь с ходу, не теряя времени на отцепливание орудия и приведение его в боевое положение. И особенно востребованной самоходная sIG 33 была в войне с Россией, где не только все танки вермахта оказались бессильными в борьбе с Т-34 и КВ, но и противотанковая самоходка Panzer Jager I, вооруженная 47-мм пушкой. А самоходная 150-мм гаубица sIG 33 могла и сильные укрепления разрушить, и новые советские танки вывести из строя. Поэтому, как не прекращался до самого конца войны выпуск самих гаубиц, так не сходили с конвейера и ее самоходные варианты. После Panzer I sIG 33 устанавливали на шасси от Panzer II и Panzer III, но самым массовым стал выпуск самоходных установок (СУ) на базе чешского танка LT-38. Сильно отличаясь по виду, они и назывались по-разному. Грозные машины ранней серии именовали «бизонами», более поздние — «кузнечиками».

В 1943 году вермахт пополнился еще двумя «насекомыми». Легкая 105-мм гаубица на базе Panzer II называлась «оса», а тяжелая 150-мм на Panzer IV- «шмель».

Самоходная 150-мм гаубица «бизон»

Самоходная 150-мм гаубица «кузнечик»

Самоходная 150-мм гаубица «шмель»

Самоходная 105-мм гаубица «оса»

Штурмовые орудия

В это трудно поверить, но, вступая во Вторую мировую войну, немецкая пехотная дивизия по техническому оснащению мало чем отличалась от кайзеровских дивизионов. Вся техника вермахта была собрана в танковых дивизиях, а имущество, артиллерию, еду и боеприпасы в пехоте по-прежнему тащили на себе лошади. Единственными боевыми машинами пехотных дивизий стали штурмовые орудия «штурм гешютц» (StuG). Это были полностью бронированные безбашенные машины с короткой 75-мм пехотной пушкой, установленной в корпусе от танка Panzer III.

В скоротечных компаниях на Западе StuG III проявили себя неплохо. Но в ожесточеннейших боях, разгоревшихся с невиданной силой на Восточном фронте, для штурмовой самоходки требовалось более мощное орудие.

StuG III Т-35

В Сталинграских боях 1942 года была опробована самоходка StuIG 33, вооруженная 150-мм пушкой. Но мощное орудие в огромной рубке сильно перетяжелило ходовую часть от «тройки». Поэтому в преддверии грозных событий под Курском 150-мм пушка была установлена на более крепкую ходовую от танка Panzer IV (самоходка «бруммбар»), а в рубке «штурмгешюц» удалось разместить легкую 105-мм пехотную гаубицу (самоходка StuH 42). Дебютировали на Курской дуге и штурмовые 88-мм орудия «фердинанд», оказавшиеся неплохими истребителями танков.

Но и с новым, более мощными штурмовыми орудиями вермахту в 1943 году не удалось переломить ход войны в свою пользу.

Настоящей диковинкой в семействе штурмовых СУ стал «штурм-тигр», вооруженный 380-мм реактивным противолодочным бомбометом. Уделом этого штурмового монстра, появившегося в 1944 году, стало разрушение восставшей Варшавы да обстрел скоплений американской техники на Западном фронте. На фоне такого «красавца» было не грех и сфотографироваться.

«Штурм-тигр»

StuIG 33, впервые опробованные в Сталинграде, на Курской дуге применялись также в танковых дивизиях вермахта

StuH 42, вооруженную 105-мм орудием, у нас именовали то «артиштурмом», а то и самим «Фердинандом»

Штурмовое орудие «фердинанд», подобно StuG III очень быстро превратилось в настоящего истребителя танков. Не имея пулемета, неуклюжий «фердинанд» был очень уязвим в ближнем бою

«Бруммбар» (медведь-ворчун) получил свое название за грозный вид и ворчащий мотор от Panzer IV. Оборонительный пулемет, нарисованный здесь, появился на поздних СУ

Боеприпасы.

Производство  боеприпасов для 7,5 cm le.IG 18, тыс. шт.
1939 г. 1940 г. 1941 г. 1942 г. 1943 г. 1944г. 1945 г.
7,5 cm le.IG 18 628,4 3137 976,9 4145,1 9212,9 10664,8 1332

Комплектация боеприпасов бывшей германской армии.  1946

Краткие таблицы стрельбы 75-мм немецкого легкого пехотного орудия обр.18 ГАУ, 1943г.

Могущество снарядов 75-мм пехотной гаубицы. 

Пробиваемые толщи.
Номер заряда Тип препятствия.  Пробиваемые толщи. 
№ 1-3 легкое полевое укрытие до 1 м.
№ 3-4 кирпичная стена до 25 см.
Осколочное  действие  гранаты обр. 18 г.
  Направление разлета осколков. 
в стороны вперед назад
Ударная стрельба при угле встречи менее  25 град.  20 6 3
На рикошетах при  высоте подрыва 10 м.  12 10 5

 Куммулятивные снаряды Hl/38-  бронепробиваемость по нормали  до 75 мм, Hl/A   до  90 мм, в обоих случаях по нормали.   Выстрел с Hl/A   мог быть в виде унитара. 

Судя по всему  куммулятивные выстрелы не пользовались  особой поппулярностью со стороны расчетов.      Командир танкистов в отношении  их аналога, но танковой пушки писал что  для  уничтожения Т-34 необходимо  добиться  около  10 попаданий кумулятивным снарядом.  И  расчеты относятся с недоверием к ним. Очевидно, малое  заброневое  действие вследствие малого кол-ва ВВ  в снаряде. 

  • Работа на позиции.
  • Небольшой видео обзор.

SocButtons v1.5

Почему трофеи

Использование трофеев в целом — дело достаточно непростое. Главных проблем тут три: снаряды, ремонт и личный состав. Нужно было обеспечить иностранную технику боеприпасами, которые, как правило, не производились в Германии. Необходимо было такую технику ремонтировать, что требовало поиска или изготовления запасных частей. А вот проблему подготовки специалистов по трофейным артсистемам вермахт как-то решал, поскольку в немецких документах нам не встречались упоминания о трудностях с обучением личного состава.

Почему же, сознавая все вышеперечисленные сложности, командование немецкой армии шло на использование захваченного вооружения? Причин тому было несколько.

Во-первых, ряд артиллерийских систем противника или превосходил по своим характеристикам соответствующие немецкие образцы, или таких артиллерийских систем в вермахте просто не имелось.

Здесь уместно напомнить о советском 120-мм полковом миномёте ПМ-38, отсутствовавшем в немецкой армии как класс. Фрицы даже начали собственное производство таких миномётов (в качестве ответного примера можно вспомнить о копировании советской военной промышленностью немецких 280-мм реактивных снарядов).

Другой пример — широкое использование вермахтом в 1941–1942 гг. французских и советских 75/76,2-мм пушек. Применение этих орудий стало реакцией на появление на поле боя танков КВ и Т-34: против их брони состоявшие на вооружении немецких частей 37-мм и 50-мм противотанковые орудия оказались бессильны. К ряду иностранных систем было даже налажено валовое производство боеприпасов.

Во-вторых, можно предположить, что немецкое командование, уделявшее первостепенное внимание огневому подавлению противника, считало правильным использовать для этого все ресурсы, оказавшиеся в его распоряжении. Пусть имелась всего тысяча снарядов и десять орудий какого-нибудь экзотического калибра, например 87,6-мм, но выгоднее обрушить эту тысячу снарядов на вражеские окопы, чем оставить их без пользы ржаветь на складе

Пусть имелась всего тысяча снарядов и десять орудий какого-нибудь экзотического калибра, например 87,6-мм, но выгоднее обрушить эту тысячу снарядов на вражеские окопы, чем оставить их без пользы ржаветь на складе.

Ещё в большей степени данное соображение было оправдано при использовании орудий крупных калибров. Например, французских 155-мм, 220-мм и 280-мм артсистем. С данным предположением связано и распространение так называемых Geratebatterie — то есть батарей с материальной частью, но без штатного личного состава.

Ну и наконец, в-третьих, большие потери в артиллерии во второй половине войны, необходимость оснащать вновь формируемые и восстанавливать разгромленные соединения. Всё это требовало такого количества орудий и миномётов, которое промышленность Германии была просто не в состоянии произвести. Поневоле приходилось искать замену системам немецкого производства. Причём потребность в оснащении второочередных дивизий артиллерией иностранного производства появилась ещё в 1942 году.

Заключение.

Таким образом, все работы по конструированию 150-мм тяжелых гаубиц пошла по пути совершенствования sFH18. Вплоть до конца войны о гаубицы sFH18 и sFH18М оставались основным орудием такого типа, как в Вермахте, так и в СС.

Серийное производство 150-мм гаубиц sFH18 начато в конце тридцать третьего года и продолжалось вплоть до окончания войны . В программе производства поначалу были задействованы фирмы «Ренметалл» и «Крупп». Впоследствии сборку sFH18 освоили заводы МАН в Аугсбурге и «Шпрееверк» в Берлине-Шпандау. Позднее к ним присоединился завод «Шкода» в Словакии.

Точных данных о количестве sFH18 изготовленных на протяжении 1933-45гг. до сих пор не найдено. Известно, что в предвоенное время Вермахт получил около 2000 гаубиц этой марки, а темпы производства не превышали 30 штук в месяц. В военное время объемы производства существенно выросли, но плановой цифры в 300 орудий достигнуто не было.

Первый опыт применения sFH18 немецкие военные получили в ходе боев в Испании, где две батареи этих гаубиц входили в состав легиона «Кондор». Где они показали себя с положительной стороны.С началом второй мировой войны sFH18 поставлялись союзникам Германии:

  • Финляндии (индекс m/40);
  • Италии (Obice da 149/28).
  • Испании.

После войны 15cm sFH18 стояли на вооружении армий Болгарии, Алжира, Югославии, Китая, Португалии, Индонезии, Малазии  вплоть до середины пятидесятых годов. В Чехословакии немецкие 150-мм гаубицы модернизировали с целью использования советских 152-мм снарядов и установили ДТ улучшенной конструкции. Эти орудия получили индекс vz. 18/47N.

Немецкий вермахт применял 150-мм гаубицы sFH18, в течении войны на всех ТВД. Гаубица считалась оружием вполне надежным, снаряды которого обладали хорошим могуществом. Наличие в БК кумулятивных и подкалиберных снарядов позволяло бороться с танками, хотя такое использование в виду и отсутствия щита для защиты расчета и больших габаритов допускалось лишь в крайних случаях. Хотя такой крайний случай был все же не редок, так как выход вражеских танков на позиции дивизионной артиллерии нередко был одной из целей танковой атаки, а стрельба орудий на самооборону была целесообразна и своевременна.

В ходе боев на Восточном фронте sFH18 показало себя недостаточно дальнобойной по сравнению с пушкой-гаубицей МЛ-20. Последняя стреляла на 17300 м, тогда как немецкая гаубица только на 13325 м. Активно-реактивный боеприпас полностью проблемы не снимал, так как обладал повышенным рассеиванием при стрельбе.

150-мм гаубицы sFH18, как и большинство немецких артиллерийских систем, были оружием прочным и надежным, с вполне удовлетворительными ТТХ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector