85-мм зенитная пушка образца 1939 года (52-к)
Содержание:
- Содержание
- История эксплуатации
- Боеприпасы
- Чётко в срок
- Аварии и проишествия
- Расчёт батареи и дивизиона[править | править код]
- В период Гражданской войны
- Модификации
- Литература
- В культуре
- История
- Технические характеристики
- Литература
- Назначение пушки и её боевые свойства[править | править код]
- Литература
- Боеприпасы
- Тактико-технические характеристики
- Конструкция
- Награждения
- Боеприпасы
- История создания
Содержание
История эксплуатации
За отсутствием других зенитных орудий пушки 21-К устанавливались на все классы кораблей советского флота — от сторожевых катеров и подводных лодок до крейсеров и линейных кораблей. Довооружение вспомогательных судов, используемых для транспортировки оружия и боеприпасов, 45-мм АУ 21-К позволило в 2 раза сократить потери этих судов на Северном флоте.
Установка 21-КМ с увеличенным весом уменьшала и без того невысокую метацентрическую высоту катеров. Сами щиты из-за большой площади повысили парусность, а во время шторма волны стремились оторвать пушку от палубы, поэтому на малых судах от них вскоре отказались.
В послевоенное время 21-К устанавливали на стволах пушек главного калибра крейсеров для выполнения учебных стрельб и сбережения ресурса более дорогих тяжелых орудий.
Орудия 21-КМ и сейчас применяются на кораблях российского ВМФ в качестве салютных пушек.
Боеприпасы
Главным средством поражения танков для Д-48 стал снаряд БР-372 – стальная болванка с бронебойным и баллистическим наконечниками, содержащая разрывной заряд из 50 г гексала. БР-372 развивал начальную скорость в 1010 м/с. Бронепробиваемость по нормали составляла 190 мм на дальности в 500 м, на дистанции в 2 км она падала до 145 мм.
Позднее боекомплект пополнился кумулятивным снарядом 3БК7 – на любой дистанции под углом 30⁰ он пробивал 190 мм броню. Начальная скорость была ниже, чем у бронебойного снаряда – 925 м/с. Осколочно-фугасный снаряд ОФ-372 содержал 741 г тротила, его начальная скорость составляла 1010 м/с на полном заряде и 770 – на уменьшенном. Осколочный снаряд был единственным, для которого был разработан выстрел с уменьшенным пороховым зарядом.
Чётко в срок
Год назад заместитель министра обороны России генерал-лейтенант Алексей Криворучко, а вслед за ним и министр промышленности и торговли России Денис Мантуров заявили о скором появлении новой «редакции» отлично зарекомендовавшего себя «Аллигатора». И творческий коллектив не подвёл — новый винтокрылый хищник появился точно в срок. Естественно, помимо инженеров «Прогресса» в его лётных испытаниях принимают участие и представители предприятия-головника «Камов».
Согласно обязательствам предприятия-изготовителя, передачу на лётные испытания предполагалось провести до 31 мая 2020 года. Причём вся программа тестирования будет завершена осенью следующего — 2021 года, после чего предстоит окончательное подведение итогов. А предположительно, уже в 2022-м начнётся серийное производство 114 крылатых убийц бронетехники. Такова предварительная цифра оборонзаказа на доработанный вертолёт.
Аварии и проишествия
29 октября 2013 года
В районе Выхино-Жулебино 29 октября в 15.40 мск произошла авария вертолета Ка-52К «Катран», который пилотировали опытнейшие летчики-испытатели: пилот-испытатель Юрий Тимофеев и его штурман Владимир Юртаев. В качестве базовой была выбрана одна из посадочных площадок холдинга, расположенная за МКАД на восточной окраине столицы. Экипаж «Катрана», благополучно завершив очередной испытательный полет, попытался зависнуть на высоте около 60 метров над посадочной площадкой, чтобы от этой точки начать снижение. Однако вместо того чтобы замереть в воздухе, машина начала раскручиваться вправо. В сложившейся ситуации пилот Тимофеев, по мнению его коллег, предотвратить неконтролируемое вращение машины уже не мог, и принял решение резко увеличить вертикальную скорость машины — иначе говоря, фактически заставил вращающийся «Катран» камнем падать вниз. Пилот и штурман получили компрессионные переломы позвоночника и чудом остались живы. Из загоревшейся машины раненых едва успели вытащить подоспевшие спасатели. Результаты расследования официальной комиссии Министерства промышленности и торговли РФ — причиной аварии вертолета Ка-52, произошедшей в московском районе Жулебино 29 октября, явилось «разрушение тяги управления шагом верхнего несущего винта вследствие дефекта, допущенного в ходе производства детали».
Расчёт батареи и дивизиона[править | править код]
У 76-мм зенитных пушек обр. 1938 г. и 85-мм зенитных пушек обр. 1939 г. батарея состоит из взвода управления, огневого взвода и хозяйственного отделения. Взвод управления состоит из отделения разведки и отделения связи. Огневой взвод состоит из огневого отделения, приборного отделения, дальномерного отделения, отделения тяги и пулемётного отделения. Подвижной состав батареи состоит из орудий, тракторов, специальных грузовых и легковых машин.
Нумерация материальной части: орудиям батареи присваиваются постоянные порядковые номера. Тракторам и тракторным прицепкам присваиваются номера тех орудий при которых они состоят. Автомашинам и мотоциклам присваиваются постоянные порядковые номера. На огневой позиции орудия устанавливаются, как правило, в порядке их номеров, справа налево. В командах и приказаниях орудия именуются присвоенными им порядковыми номерами.
Дивизион состоит из штаба, трёх батарей, взвода боевого питания (ВБП), паркового взвода и подразделений обслуживания. Организация дивизиона определяется штатом.
Расчёт пушки и его обязанностиправить | править код
Для боевой работы у орудия назначаются командир орудия и шесть орудийных* номеров:
*все номера в уставе названы «орудийными», чтобы отличать их от номеров приборного и дальномерного отделений
(1) первый орудийный номер — наводчик (совмещающий азимут);
Наводчик это тот, который сидит на сиденье справа от орудия, наводит по горизонтали (азимуту) и работает с оптическим прицелом ПО-1. «Совмещающий азимут» он потому что совмещает «механические» стрелки с «электрическими» стрелками прибора принимающего азимут от ПУАЗО, в случае работы по ПУАЗО, а не по оптическому прицелу или наводке по данным. На самом деле, практически во всех случаях кроме работы по ПУАЗО производит наводку одновременно и по вертикали и по горизонтали, просто при наводке по вертикали он устанавливает только необходимое положение прицела/орудия, а непосредственно подъём/опускание ствола (КЧ) производит номер четыре. Принимает от командира команду на открытие огня, но само приказание заряжающему на выстрел («Огонь!») отдаёт именно он, т.к. он сам определяет наведено ли орудие, нужный ли для выстрела момент.
(2) второй орудийный номер — заряжающий;
Производит все манипуляции с затвором как то открывание, заряжание/разряжание, выстрел и т.д. В большинстве ситуаций производит выстрел по команде наводчика, а не командира, т.к. именно наводчик определяет подходящий для выстрела (цель в прицеле, орудие наведено) момент.
(3) третий орудийный номер — считывающий трубку (установщик бокового упреждения и прицела);
При работе орудия основным способом — т.е. по ПУАЗО:
а) либо непрерывно читает с прибора вслух установки дистанционных трубок зенитных снарядов (называет цифру, которую установщики ключами выставляют на трубках типа Т-5);
б) при наличии на орудии установщика взрывателей — непрерывно совмещает стрелки на приборе принимающем взрыватель.
При работе орудия без ПУАЗО занимает место перед наводчиком, с правой стороны прицела лицом к нему и вносит упреждения/поправки в установку прицела с помощью барабанчиков правой стороны прицела.
(4) четвёртый орудийный номер — совмещающий угол возвышения и вертикального упреждения;
Как бы «наводчик» который находится с левой стороны орудия, отвечает за вертикальную наводку орудия. Но сам как таковую наводку не осуществляет, т.к. либо совмещает «механические» стрелки с «электрическими» стрелками при работе по ПУАЗО, либо совмещает по лимбу вертикальной наводки свой указатель с указателем, которым управляет наводчик (первый номер). Т.е. фактически он только поднимает и опускает ствол (КЧ) в необходимое положение, которое ему задаёт кто-то другой. При необходимости вносит в установку прицела свои поправки (они размечены на указателе).
(5) пятый орудийный номер — первый установщик трубки;
(6) шестой орудийный номер — второй установщик трубки.
Номер 5 и 6 выполняют одинаковые функции — достают из ящиков патроны (снаряды), при необходимости устанавливают скомандованное значение на дистанционной трубке (Т-5 и др.) зенитного снаряда, подготавливают их в выстрелу и подают заряжающему. При наличии на орудии установщика взрывателей, работают с ним, а не ручными ключами. При необходимости их может быть и больше — им в помощь могут быть приданы некоторые номера приборного отделения.
В период Гражданской войны
Фактическое отсутствие единого командования и территориальная разобщённость белых армий привели к тому, что общей наградной системы не было создано. Не было выработано и единого подхода к вопросу о допустимости награждения дореволюционными наградами.
Что касается солдатских Георгиевских Крестов и медалей, то награждение ими рядовых солдат и казаков, вольноопределяющихся, унтер-офицеров, юнкеров, добровольцев и сестёр милосердия происходило на всех территориях, занятых Белыми армиями. Во время похода отряда М. Г. Дроздовского по маршруту Яссы-Дон Георгиевские кресты, целый мешок которых достался Дроздовскому в штабе Румынского фронта, вручались в качестве наград и офицерам отряда. Первое такое награждение состоялось 30 марта 1918 г.
При этом, на юге России, на территории Всевеликого войска Донского с учётом местной специфики Георгий Победоносец на Георгиевских крестах изображался в виде казака: в шапке с башлыком, казачьем мундире и сапогах, из-под шапки виден чуб, лицо обрамлено бородой. С 11 мая 1918 г. было вручено более 20 тысяч таких крестов 4-й степени, 9080 — 3-й, 470 — 2-й и один — 1-й. В Донской армии Георгиевскими крестами награждали также офицеров и генералов.
9 февраля 1919 г. награждение Георгиевским крестом было восстановлено на Восточном фронте А. В. Колчака. Но одновременно было запрещено награждение офицеров Георгиевским крестом с лавровой ветвью и их ношение.
В Северной армии Е. К. Миллера было вручено 2270 крестов 4-й степени, 422 — 3-й, 106 — 2-й и 17 — 1-й.
В Добровольческой армии награждения Георгиевскими крестами было разрешено 12 августа 1918 г. и происходило на тех же основаниях, что и в Русской Императорской: «Солдаты и добровольцы представляются Георгиевским крестам и медалям за подвиги, указанные Георгиевском Статуте, тем же порядком, как и во время войны внешнем фронте, награждаются крестами властью комкора, а медалями властью начдива». Первое вручение наград состоялось 4 октября 1918 г. В Русской армии П. Н. Врангеля эта практика сохранилась.
Последним Георгиевским кавалером времён Гражданской войны, награжденным в России, стал вахмистр Павел Васильевич Жадан (1901—1975), награждённый в июне 1920 г. за участие в разгроме конного корпуса Д. П. Жлобы.
Модификации
Название модели | Краткие характеристики, отличия. |
---|---|
Ка-52 «Аллигатор» | Базовая версия. |
Ка-52К «Катран» | Модификация вертолёта Ка-52 «Аллигатор» для корабельного базирования. Отличается наличием механизма складывания лопастей и несущих консолей, усилением стоек шасси и дополнительной антикоррозийной обработкой. Первый полёт совершил 7 марта 2015 года. |
Ка-52К
У этого термина существуют и другие значения, см. Катран (значения).
Ка-52К «Катран» корабельного базирования на авиасалоне МАКС-2015.
Модификация вертолёта Ка-52 (именуется «Катран») для корабельного базирования. Совершил первый полёт 7 марта 2015 года.
Ка-52К имеет необычно мощную дальнюю РЛС «Жук-А», которая обычно устанавливается на современных истребителях.
Отличается наличием механизма складывания лопастей и несущих консолей, усилением стоек шасси и дополнительной антикоррозийной обработкой. Обладает более мощной РЛС и ракетным вооружением, чем базовая версия. В качестве РЛС используется необычно мощная для вертолётов «Жук-А» с дальностью обнаружения целей до 200 км. Также, необычно мощным является комплекс управляемого вооружения Ка-52К, разработанный на основе ПТРК «Гермес» с дальностью поражения бронетехники на 15—100 км. При этом на Ка-52К предполагается установка авиационной модификации данного КУВ — «Гермес-А», с максимальной дальностью стрельбы днём и ночью 15—20 км. Также заявлено о наличии в составе вооружения «Катрана» противокорабельной ракеты Х-35У.
В связи с этим, данный ударный вертолёт как средство поддержки десанта является «фактором, меняющим правила игры» (англ. game changer), так как позволяет уничтожать бронетехнику противника не входя ни только в зону действия ПЗРК, но и многих других систем ближнего ПВО. Поэтому западные эксперты оценивают появление тяжёлого вертолётоносца России с такими вертолётами в Чёрном море как фактор изменения баланса вооружений в регионе.
В 2014 году Министерство обороны России подписало контракт на поставку 32 палубных вертолётов Ка-52К. Новые вертолёты должны войти в состав авиагрупп универсальных десантных кораблей-вертолётоносцев (УДК) типа «Мистраль». После расторжения договора на поставку УДК и продажи «Мистралей» Францией Египту — с последним был заключен контракт о поставке для них этих боевых машин. В качестве перспективного носителя Минобороны России стало рассматривать авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», который штатно рассчитан на базирование крупной вертолётной группы из 24 единиц. В конце 2016 года принял участие, с борта «Адмирала Кузнецова», в боевых действиях в Сирии.
Литература
В культуре
Ка-52 над Москвой в День Победы, 9 мая.
- в киноискусстве
- Ка-52 показан в сценах российского кинофильма-боевика «22 минуты».
- Ка-52 можно увидеть в начале фильма «Ангелы Чарли: Только вперёд».
- Ка-52 есть на постере к фильму «Хитмэн: Агент 47», хотя в самом фильме не показывался.
- Ка-52 (вместе с Ми-28) можно заметить в сцене применения боевых роботов из фантастического фильма «Суррогаты».
- В компьютерных играх
- На «Аллигаторе» можно «полетать» в таких играх как «Enemy Engaged: Comanche vs Hokum», «Ка-52 Team Alligator», «Fair Strike», «C.H.A.O.S».
- Вертолёты Ка-50 и Ка-52 есть также в серии игр «Wargame».
- Вертолёт Ка-52 появляется в игре «ArmA 2».
- Появляется в игре «Battlefield: Bad Company» как стандартный вертолёт MEC на карте «Оазис» в режиме «Штурм».
- Появляется в игре «Battlefield: Bad Company 2» только в качестве декорации на карте «Вальпараисо» в режиме «Штурм отрядом».
- Возможность «полетать» на вертолётах Ка-50 и Ка-52 есть в военном экшне про вертолётную авиацию «Heliborne».
История
Пушка разработана конструкторским бюро завода № 8 в подмосковном Калининграде по заданию ГАУ. Её предшественницей была созданная М. Н. Логиновым 76-мм зенитная пушка образца 1938 года, которая выпускалась малой серией в 1938-1940 годах. Из-за чрезвычайно сжатых сроков, отведённых на разработку новой системы, ведущий конструктор Г. Д. Дорохин принял решение наложить 85-мм ствол на платформу 76-мм зенитного орудия образца 1938 г., использовав затвор и полуавтоматику этого орудия. В 1939 году новое 85-мм зенитное орудие с заводским обозначением 52-К прошло полигонные испытания, в ходе которых выявилась необходимость установки дульного тормоза, увеличения опорной поверхности клина затвора и гнезда казённика. Доработанное в соответствии с рекомендациями научно-испытательного полигона орудие в том же году было принято на вооружение Красной Армии под названием «85-мм зенитная пушка образца 1939 г.».
Для повышения точности стрельбы по воздушным целям батареи 85-мм зенитных пушек комплектовались приборами управления артиллерийским зенитным огнем ПУАЗО-3, позволявшими решать задачу встречи снаряда и самолёта.
Кроме приборов ПУАЗО, для управления огнём действовавших на главных направлениях частей 85-мм зенитных пушек, использовались и радиолокационные станции обнаружения РУС.
Пушку также оснастили механическим установщиком взрывателей конструкции Л. B. Люльева.
Чтобы увеличить выпуск зенитной артиллерии в годы войны, нужно было решить задачу по снижению трудоёмкости и металлоёмкости продукции. Конструкция пушки 52-К упрощалась, и одновременно совершенствовалась технология её изготовления. В 1943 году усовершенствованное орудие было успешно испытано, и в феврале 1944 года пушка, получившая заводской индекс КС-12, пошла в серийное производство. Первые две буквы индекса означали, что орудие создано на заводе им. Калинина в Свердловске.
Предназначенные для борьбы с авиацией противника, для стрельбы по воздушным десантам, по живым наземным целям и огневым точкам противника, эти орудия с успехом применялись и для уничтожения фашистских танков. С необычной для зенитки задачей 52-К справлялась успешнее, чем иные противотанковые орудия тех лет. С приданным ей бронебойным снарядом она могла прошивать броню всех типов танков, находившихся на вооружении германской армии до середины 1943 года. И когда в 1942 году Г. Д. Дорохину было присвоено звание лауреата Государственной премии, наградой отмечались не только зенитные, но и противотанковые качества орудия.
Технические характеристики
Пушку Д-48 можно сравнить с наиболее близким к ней по калибру немецким противотанковым орудием PaK 43/41 времён войны.
Д-48 | PaK 43/41 | |
Масса, тонн | 2,3 | 4,4 |
Длина ствола, калибров | 74 | 71 |
Угол возвышения, ⁰ | -6, +35 | -5, +38 |
Угол поворота, ⁰ | 54 | 56 |
Начальная скорость, м/с | 1040 | 100 |
Бронепробиваемость, мм | 190 | 200 |
Скорострельность, выстрелов в минуту | 15 | 10 |
Надо заметить, что пробиваемость PaK 43 указана для каморного бронебойного снаряда. Подкалиберный снаряд с сердечником из карбида вольфрама имел большую начальную скорость и бронепробиваемость.
Действительно, конструкторам во главе с Фёдором Петровым удалось добиться высоких показателей пробиваемости, сохранив орудие достаточно лёгким. Но к тому времени, когда Д-48 поступила на вооружение, стало ясно, что её возможностей недостаточно.
Эквивалентная толщина лобовой брони новых американских танков М48 и модернизированных британских «Центурионов» уже превышала 200 мм.
Поэтому снятие 85 мм противотанковых пушек с производства оказалось делом предрешённым и закономерным.
Тем не менее, Д-48 не стоит считать неудачной пушкой. Её эксплуатационные качества были вполне высоки. Конструкция же с минимальными изменениями послужила основой для создания пушки нового поколения – гладкоствольной Т-12 калибра 100 мм. Это орудие производилось в гораздо больших объёмах и до сих пор стоит на вооружении в России
Литература
Назначение пушки и её боевые свойства[править | править код]
85-мм зенитная пушка обр. 1939 г. назначается для борьбы с авиацией противника.
Данные для стрельбы вырабатываются прибором управления артиллерийским зенитным огнём (ПУАЗО).
Стрельба без ПУАЗО с использованием прицельных приспособлений производится в тех случаях, когда ПУАЗО нет или он по каким-либо причинам не может быть применён.
Конструктивные особенности пушки, наличие достаточно эффективной дистанционной гранаты и бронебойного снаряда дают возможность в случае необходимости использовать пушку также и для стрельбы по воздушному десанту, живым наземным целям, огневым точкам и бронетанковым силам противника. 85-мм зенитная пушка обладает высокими боевыми и тактико-техническими свойствами, необходимыми для поражения внезапно появляющихся и быстро движущихся целей.
Пушка имеет круговой обстрел, который достигается наличием тумбового лафета.
При натренированном расчёте перевод пушки из походного положения в боевое производится за 1,2 минуты, а из боевого положения в походное — 1,5 — 2 минуты. Пушка перевозится автомобилем или трактором. Максимальная скорость передвижения — до 50 км/ч по асфальтированному шоссе. Пушка обслуживается расчётом из семи человек: шесть номеров расчёта и один командир орудия.
Литература
Боеприпасы
Выстрелы и снаряды к 85-мм пушке ЗИС-С-53.1. Выстрел УБР-365П со снарядом БР-365П (Подкалиберный бронебойный снаряд трассирующий «Катушечного» типа). 2. Выстрел УБР-365 со снарядом БР-365 (Тупоголовый с баллистическим наконечником с локализаторами трассирующий). 3. Выстрел УБР-365К со снарядом БР-365К (Остроголовый с локализаторами трассирующий). 4. Выстрел УО-365К со снарядом О-365К (Стальная осколочная цельнокорпусная граната со взрывателем КТМ).
Таблица бронепробиваемости для С-53 | ||||||
Снаряд \ Расстояние, м | 100 | 300 | 500 | 1000 | 1500 | 2000 |
БР-365 | ||||||
(угол встречи 90°) | 119 | 115 | 111; 105 | 102; 100 | 93; 92 | 85 |
(угол встречи 60°) | 97 | 93 | 91; 90 | 83; 85 | 76; 78 | 69; 72 |
БР-365К | ||||||
(угол встречи 90°) | 126 | 118 | 110; 108 | 95; 102 | 75; 90 | 65; 82 |
(угол встречи 60°) | 103 | 96 | 90 | 75; 78 | 65; 72 | 50; 66 |
БР-365П | ||||||
(угол встречи 90°) | 167 | 152 | 140 | 110 | 85 | — |
(угол встречи 60°) | 124 | 114 | 100 | 80 | 60 | |
Следует помнить, что в разное время и в разных странах использовались различные методики определения бронепробиваемости. Как следствие, прямое сравнение с аналогичными данными других орудий часто оказывается невозможным. |
Боеприпасы пушки С-53 | |||||||||
Марка выстрела | Тип снаряда | Марка снаряда | Масса выстрела, кг | Масса снаряда, кг | Масса ВВ, г | Марка взрывателя | Дульная скорость, м/с | Дальность прямого выстрела по цели высотой 2 м | Год принятия на вооружение |
Бронебойные снаряды | |||||||||
УБР-365 | бронебойный тупоголовый с баллистическим наконечником, трассирующий | БР-365 | 16,00 | 9,20 | МД-5 или МД-7 | 800 | 950 | ||
УБР-365К | бронебойный остроголовый, трассирующий | БР-365К | 16,20 | 9,34 | МД-8 | 800 | 900 | ||
УБР-367 | бронебойный остроголовый с защитным и баллистическим наконечниками, трассирующий | БР-367 | ДБР-2 | послевоенный период | |||||
УБР-365П | бронебойный подкалиберный катушечного типа, трассирующий | БР-365П | 11,42 | 4,99 | — | — | 1050 | 1100 | |
УБ-367П | бронебойный подкалиберный обтекаемой формы, трассирующий | БР-367П | 11,72 | 5,35 | — | — | 1024 | 1140 | послевоенный период |
Осколочно-фугасные снаряды | |||||||||
УО-365К | стальная цельнокорпусная зенитная осколочная граната | О-365 | 16,30 | 9,54 | 660 | КТМ-1 или КТМЗ-1 | 793 | ||
УО-365К | стальная осколочная граната с переходной головкой | О-365 | 16,30 | 9,54 | 660 | КТМ-1 или КТМЗ-1 | |||
УО-367 | стальная цельнокорпусная осколочная граната, с уменьшенным зарядом | О-365К | 9,54 | 741 | КТМ-1 или КТМЗ-1 | ||||
Практические снаряды | |||||||||
УПБР-367 | практический сплошной, трассирующий | ПБР-367 | — | — |
Тактико-технические характеристики
Схема подвески вооружения вертолёта Ка-52 с 6 точками подвески.
Внешние изображения | |
Варианты подвешиваемого вооружения на Ка-52 | |
(с 6 точками подвески) | |
Приведённые характеристики соответствуют модификации Ка-52.
Источник данных: «Вертолёты России».
- Технические характеристики
- Экипаж: 2 человека (пилот и штурман-оператор)
- Длина: 16,0 м
- Длина фюзеляжа: 14,2 м
- Диаметр несущего винта: 14,5 м
- Размах крыла: 7,3 м
- Максимальная ширина фюзеляжа:
- Высота: 5 м
- Максимальная взлётная масса: 10 800 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 1487 кг (1732 кг в 4 × 500-л ПТБ)[источник?]
- Силовая установка: 2 × ТВаД ВК-2500 производства АО «ОДК-Климов»
-
Мощность двигателей: 2 × 2400 л. с. (на взлётном режиме)
- на чрезвычайном режиме: 2 × 2700 л. с.
- на крейсерском режиме: 2 × 1750 л. с.
- Лётные характеристики
- Максимально допустимая скорость: 350 км/ч[источник не указан 838 дней]
- Максимальная скорость: 300 км/ч
- Крейсерская скорость: 260 км/ч
- Практическая дальность: 460 км
- Продолжительность полёта:
- Перегоночная дальность: 1110 км
- Статический потолок: 4000 м
- Динамический потолок: 5500 м
- Скороподъёмность: 15 м/с MCA (H=0)
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: +3,5 g
- Вооружение
- Стрелково-пушечное:
- 1 × 30-мм пушка 2А42 во встроенной установке НППУ-80 (боезапас — 460 выстрелов 30 × 165 мм; селективное боепитание, переменный темп стрельбы)
- 2 × 23-мм 2-ствольных пушки ГШ-23Л в подвесных контейнерах УПК-23-250 (боезапас — 2 × 250 выстрелов 23 × 115 мм)
- Точки подвески: 4 или 6 (начиная с 2012 года)
- Боевая нагрузка:
- 2000 кг (вариант с 4 точками подвески)
- 2800 кг (вариант с 6 точками подвески)
- Управляемые ракеты:
- 2 × 6 ПТУР 9М120-1 «Атака» (ПТРК 9К113У «Штурм-ВУ»: максимальная дальность 6 км; лазерная система наведения, полуавтоматическая многоканальная)или2 × 6 ПТУР 9А4172К «Вихрь-1» на пусковых установках УПП-800 (ПТРК 9К121М «Вихрь-М»: максимальная дальность 10 км)
- 2 × 2 УР 9М39 «Игла-В» на КАМ «Стрелец»
- Неуправляемые ракеты:
- Бомбы: 4 авиабомбы массой до 500 кг каждая
- 4 КМГУ с различного назначения
Конструкция
Кабина Ка-52
Приборная доска (вид с места пилота): индикатор на лобовом стекле и многофункциональные дисплеи (МФД).
Отображение пилотажной, навигационной и прицельной информации на МФД (вид с места штурмана-оператора).
Вертолёт имеет бронированную кабину экипажа. Ведение огня и управление вертолётом (в том числе одновременное) может осуществлять как командир экипажа, так и оператор систем вооружения. Также, полностью дублированная система управления в сочетании со схемой расположения членов экипажа рядом как нельзя лучше подходит для учебно-тренировочного применения. Катапультирование членов экипажа (при помощи катапультируемых кресел К-37-800М) из кабины возможно на высотах от 0 до 4100 м.
Ка-52 оборудован радиолокационной станцией «Арбалет».
Вооружение
Ка-52 в полёте, осень 2011 года.
Сохранив всю номенклатуру вооружения одноместного вертолёта (подвижная пушечная установка с автоматической пушкой 2А42 калибра 30 мм и боекомплектом 460 снарядов, блоки неуправляемых авиационных ракет (НАР) калибра 122 и 80 мм, авиабомбы, пушечные контейнеры и другое вооружение общей массой до 2000 кг), Ка-52 может дополнительно принимать на борт противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) «Штурм-ВУ» с лазерной головкой самонаведения (ЛГСН), управляемые ракеты (УР) класса «воздух-воздух» ближнего боя «Игла-В», а также неуправляемые авиационные ракеты класса «воздух-земля» калибра до 240 мм (типа С-24).
Ракеты «Игла-В», созданные на базе зенитной управляемой ракеты (ЗУР) переносного зенитного ракетного комплекса (ПЗРК) сухопутных войск «Игла-1», имеют всеракурсную двухцветную тепловую головку самонаведения; масса ракеты 10,7 кг, боевой части — 1,27 кг, высота поражаемых целей от 10 до 3500 м, скорость 0 (вертолёт на висении) до 1440 км/ч, перегрузка до 5—6 g, дальность пуска от 800 до 5200 м.
В перспективе планируется применение противотанковых управляемых ракет «Вихрь», имеющих стартовую массу 42 кг и тандемную кумулятивную боевую часть, которые могут поражать бронированные цели (танки, БМП и т. п.) на дальности до 8 км, при этом толщина пробиваемой брони достигает 900 мм.
Ранее считалось, что немаловажным фактором, облегчающим подготовку Ка-52 к боевому вылету и пополнение боекомплекта в полевых условиях, является использование на вертолёте средств поражения, широко эксплуатируемых в ВВС и армейской авиации: противотанковыми ракетными комплексами (ПТРК) «Вихрь» были вооружены штурмовики Су-25Т и Су-25ТМ (Су-39), серийное производство которых предполагалось запустить на У-УАЗ, а пушка 2А42 является штатным вооружением боевых машин пехоты и десанта БМП-2 и БМД-2 соответственно.
Ка-52К имеет на вооружении ПТРК «Гермес», который по дальности 15—100 км является одним из самых современных в мире.
В перспективе планируется оснащение Ка-52 новыми, ещё более эффективными системами вооружения.
Награждения
Первое награждение Георгиевским крестом 4-й степени состоялось 1 августа 1914 г., когда крест № 5501 был вручен приказному 3-го Донского казачьего полка Козьме Фирсовичу Крючкову за блестящую победу над 27 германскими кавалеристами в неравном бою 30 июля 1914 г. Впоследствии К. Ф. Крючков заслужил в боях также три остальные степени Георгиевского креста. Георгиевский крест № 1 был оставлен «на усмотрение Его Императорского Величества» и вручен позже, 20 сентября 1914 г., рядовому 41-го пехотного Селенгинского полка Петру Чёрному-Ковальчуку, захватившему в бою австрийское знамя.
За храбрость в боях Георгиевским крестом неоднократно награждались женщины. Сестра милосердия Надежда Плаксина и казачка Мария Смирнова заслужили три таких награды, а сестра милосердия Антонина Пальшина и младший унтер-офицер 3-го Курземского Латышского стрелкового полка Лина Чанка-Фрейденфелде — две.
Награждались Георгиевскими крестами также иностранцы, служившие в русской армии. Французский негр Марсель Пля, воевавший на бомбардировщике «Илья Муромец», получил 2 креста, французский летчик лейтенант Альфонс Пуарэ — 4, а чех Карел Вашатка был обладателем 4 степеней Георгиевского креста, Георгиевского креста с лавровой ветвью, Георгиевских медалей 3 степеней, ордена Св. Георгия 4-й степени и Георгиевского оружия.
В 1915 году в связи с трудностями войны знаки 1-й и 2-й степени стали делать из золота пониженной пробы: 60 % золота, 39,5 % серебра и 0,5 % меди. Содержание серебра в знаках 3-й и 4-й степени не изменилось (99 %). Всего монетный двор отчеканил Георгиевских крестов с пониженным содержанием золота: 1-й степени — 26950 (№ с 5531 по 32840), 2-й — 52900 (№ с 12131 по 65030). На них в левом углу нижнего луча, ниже буквы «С» (степ) стоит клеймо с изображением головы.
С 1914 до 1917 год было вручено (то есть в основном за подвиги в Первой мировой войне):
- Георгиевских крестов 1-й ст. — ок. 33 тыс.
- Георгиевских крестов 2-й ст. — ок. 65 тыс.
- Георгиевских крестов 3-й ст. — ок. 289 тыс.
- Георгиевских крестов 4-й ст. — ок. 1 миллиона 200 тыс.
Для обозначения порядкового номера («за миллион») на верхней стороне креста штамповалось «1/М», а остальные цифры помещались на сторонах креста. 10 сентября 1916 года по Высочайшему утверждению мнения Совета Министров из Георгиевского креста убрали золото и серебро. Их стали штамповать из «жёлтого» и «белого» металла. Эти кресты имеют под порядковыми номерами буквы «ЖМ», «БМ». Георгиевских крестов насчитывалось:
- 1-й степени «ЖМ» — 10 000 (№ с 32481 по 42480),
- 2-й степени «ЖМ» — 20 000 (№ с 65031 по 85030),
- 3-й степени «БМ» — 49 500 (№ с 289151 по 338650),
- 4-й степени «БМ» — 89 000 (№ с 1210151 по 1299150).
После февральского переворота начали происходить случаи награждения Георгиевским крестом по сугубо политическим мотивам. Так, награду получил унтер-офицер Тимофей Кирпичников, возглавивший мятеж лейб-гвардии Волынского полка в Петрограде, а премьер-министру России А. Ф. Керенскому кресты 4-й и 2-й степеней были «преподнесены» как «неустрашимому герою Русской Революции, сорвавшему знамя царизма».
24 июня 1917 года Временное правительство изменило статут Георгиевского креста и разрешило награждать им офицеров по решению солдатских собраний. В этом случае на ленте знаков 4-й и 3-й степеней укреплялась серебряная лавровая ветвь, на ленте знаков 2-й и 1-й степеней — золотая лавровая ветвь. Всего было вручено около 2 тысяч таких наград.
16 декабря 1917 г. Георгиевский крест был упразднён одновременно со всеми остальными наградами Российской Республики.
Георгиевские кресты (лицевая и обратная сторона) всех степеней, принадлежащие К. П. Трубникову, ставшему во время Великой Отечественной войны генерал-полковником. Георгиевский крест 2-й степени № 4034 Трубников сдал в пользу раненых своего полка. В свою очередь солдаты преподнесли ему бронзовый крест. На обратной стороне вензель С. Г., то есть Святой Георгий. |
Известно несколько случаев награждения Знаками Отличия Военного ордена и Георгиевскими крестами целых подразделений:
— 1829 — экипаж легендарного брига «Меркурий», принявшего и выигравшего неравный бой с двумя турецкими линкорами;
— 1865 — казаки 4-й сотни 2-го Уральского казачьего полка, выстоявшие в неравном бою с многократно превосходящими силами кокандцев под кишлаком Икан;
— 1904 — экипажи крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», погибших в неравном бою с японской эскадрой;
— 1916 — казаки 2-й сотни 1-го Уманского кошевого атамана Головатова полка Кубанского казачьего войска, которая под командованием есаула В. Д. Гамалия совершила труднейший рейд в апреле 1916 года во время Персидской кампании.
— 1917 — бойцы Корниловского ударного полка за прорыв австрийских позиций у деревни Ямшица.
Боеприпасы
Главным средством поражения танков для Д-48 стал снаряд БР-372 – стальная болванка с бронебойным и баллистическим наконечниками, содержащая разрывной заряд из 50 г гексала. БР-372 развивал начальную скорость в 1010 м/с. Бронепробиваемость по нормали составляла 190 мм на дальности в 500 м, на дистанции в 2 км она падала до 145 мм.
Позднее боекомплект пополнился кумулятивным снарядом 3БК7 – на любой дистанции под углом 30⁰ он пробивал 190 мм броню. Начальная скорость была ниже, чем у бронебойного снаряда – 925 м/с. Осколочно-фугасный снаряд ОФ-372 содержал 741 г тротила, его начальная скорость составляла 1010 м/с на полном заряде и 770 – на уменьшенном. Осколочный снаряд был единственным, для которого был разработан выстрел с уменьшенным пороховым зарядом.
История создания
Прототип Ка-52 на МАКС-2005: вид спереди.
25 июня 1997 года состоялся первый полёт прототипа Ка-52 (переделанного из серийного Ка-50).
2008 год — построено два опытных вертолёта Ка-52 (бортовые № 062, 063).
29 октября 2008 на заводе «Прогресс» началось серийное производство «Аллигаторов».
В мае 2011 года Ка-52 поступил на вооружение в строевую часть армейской авиации. 19 мая 2011 года майор Волков Андрей Евгеньевич, заместитель командира вертолётной эскадрильи, перегнал первый вертолёт Ка-52 из опытной партии с завода «Прогресс» в 575-ю авиационную базу армейской авиации (аэродром Черниговка).
23 октября 2012 года успешно завершены ГСИ оптико-локационной станции.