Корвет проекта 20380
Содержание:
- Вооружение проекта 20386
- Системы корабля
- Отличительные особенности проекта 20386
- Проект 20386 – клубок технических и тактических противоречий
- Примерные инвестиции и окупаемость
- Общее описание
- Подкалиберные пули
- Корвет проекта 20385 «Проворный»
- Обнаружение и торпедирование подлодки корветом 20380
- «Стерегущие» и «Гремящие»
- Особенности конструкции
- Серийные, но разные по своей неповторимости корветы
- Варианты
- Назначение и особенности
- Под широкий круг задач
- Возможности и использование
- Самый массовый
- Конструкция
- Оценка проекта
- Моряки ТОФ обезвредили вражескую мину на учениях в Авачинской бухте
- В заключение
- Итог
Вооружение проекта 20386
Новые российские корветы будут значительно усилены стационарными видами морского вооружения. Оценивая проектные характеристики корвета 20386, уже можно сейчас говорить о том, что корабль стал на порядок мощнее, чем однотипные суда, строящиеся для иностранных флотов.
В носовой части корвета 20386 стоит пакетная установка зенитно-ракетного комплекса «Редут». Следом за ней на верхней палубе имеется мощная автоматическая 100 мм установка, причем ее башня также выполнена по технологии «Стелс».
Корвет проекта 20386 в разрезе
В основной надстройке спрятаны пусковые установки основного вооружения корабля — ПРК «Уран». На верхней части надстройки по обоим бортам установлены две артустановки АК-306, обеспечивающие ближнее прикрытие корабля. Во внутренних ангарах корпуса размещены две пусковые установки противолодочного комплекса «Пакет-НК». С таким набором вооружений новый российский корвет способен эффективно решать разнообразные боевые задачи. Он может действовать как самостоятельно в качестве патрульного, так и в составе соединения кораблей.
Корвет оснащен также разведывательной и спасательной техникой. В кормовой части имеется ангар и взлетная площадка для вертолета. Помимо этого, на судне предполагается наличие беспилотных летательных аппаратов. Новейшие средства радиоэлектронной борьбы значительно усилят боевые возможности корабля. Отечественные разработки в этом направлении позволяют создавать эффективные средства подавления навигационного оборудования иностранных кораблей. По качеству технического оснащения, внедрению новых технологий в конструкцию корабля и использование инновационных методик российские боевые суда можно сравнить с новым американским и британскими кораблями типа «Zumwalt» и «Daring».
Американский и британский корабли типа «Zumwalt» и «Daring»
Окончательный вариант вооружения корветов проекта 20386 до сих пор не утвержден. В частности, нельзя сбрасывать со счетов идею оснащать боевые суда крылатыми ракетами «Калибр».
Системы корабля
Первое отличие нового поколения от старого – это полная комплексная автоматизация. Под шифром БЧ7 скрывается боевой информационный пост (БИП), где на автоматизированном рабочем месте (АРМ) находятся командиры радиотехнического и гидроакустического вооружения. Именно сюда стекается вся информация с других АРМ, которых всего 8. Здесь происходит сбор и обработка всех данных о целях. При волнении моря в 5 баллов (волна 2 м.) все вооружение исправно выполняет поставленные задачи.
- Обнаружение надводных целей. Многофункциональный телевизионный комплекс МТК-201 М2,2 видит все объекты на 3600. Но для этого нужно дать команду, в каком направлении посмотреть. РЛС «Монумент-А», работающая в активном режиме принимает информацию на расстоянии 45 км, в идеальных условиях 90 км. Эта же станция работает в диапазоне 50 – 500 км в пассивном режиме в зависимости от радиолокационных средств надводных судов. На ЖК-мониторах выводятся три обозначения объектов: красным – цель, синим – вероятный противник, зелёным – нейтральный.
- Система «Сигма». Боевая информационно-управляющая система «Сигма» – это программное обеспечение (ПО) и операционная система (ОС) корабля. Для обработки данных используется информация, в том числе от других кораблей и береговых пунктов и авиации, со всеми кто взаимодействует в группе. Технологический прогресс позволяет сделать такую систему противовзломной. Командиры корвета 20380 по сигналам, идущим от вражеского корабля, определяют степень возможной угрозы с помощью «Сигмы» – к какой стране принадлежит судно, устанавливается его бортовой номер, класс и название корабля. После подтверждения этих данных оптико-электронной станцией МТК выбираются эффективнейшие и безопасные средства его поражения.
- РЛС «Фурке-2». Радиолокационная дальность обнаружения цели позволяет РЛС «Фурке-2» увидеть воздушные цели на расстоянии (110 км), значит, самые современные ракеты будут перехвачены, а более эффективное нанесения авиаудара (с расстояния 2 – 10 км) станет невозможным.
- Боевой пост РТВ. На боевом посту РТВ (радиотехнического вооружения) производятся выстрелы и запуск ракет. Цель отображена на жидкокристаллических мониторах с помощью оптического канала сопровождения цели в виде реального видеоизображения. Так легче корректировать стрельбу из орудия. Один РВМ отвечает за модуль управления антенной. Вручную на экране захватывают цель и также и тут же передают данные, например, для СУ (стоек управления) АУ А-100 и АК-630. Автоматика сама завершает процесс наведения за доли секунд – сокращается время подготовки к стрельбе.
- Система управления огнём СУО «Пума-02». Сопровождаются одновременно 4 цели, и даётся указание на 2 наиопаснейшие. При введении данных цели в СУ вводятся тысячные дистанции из 6000, а не градусы из 360-ти – результат максимальная точность стрельбы. В результате артиллерийские снаряды запланировано попадают только в выбранную стрелком часть вражеского корабля. Выбирается режим стрельбы, например, боевой, одиночный, если нужно выпустить множество, то при стрельбе нажимается педаль и удерживается нужное количество времени.
- Средства связи. С помощью звука можно общаться с подлодкой группы. Спутниковое сообщение обеспечено с помощью СН-3101.
- Средства РЭБ. Установлен комплекс дальнего радиоэлектронного подавления ТК-25. Комплекс выстреливаемых помех применяется для ближнего рубежа ПК-10 4 ПУ с общим боекомплектом 80 снарядов.
Отличительные особенности проекта 20386
После долгих и мучительных поисков оптимального варианта конструкторы приняли единственно правильное решение: строить новые корветы по принципиально новой схеме. Судно должно иметь небольшое водоизмещение и сбалансированный комплекс вооружений. На кораблях используется интегрированный в общую систему надстроек и корпуса комплекс малозаметной архитектуры. Корпус корабля и надстройки созданы на основе композиционных материалов. Роботизированные комплексы и новое радиолокационное оборудование существенно сокращают экипаж.
Компоновка корабля основана на принципе модульности, позволяющем компоновать на борту любой другой вид вооружения. Отличительной чертой корвета является наличие в трюме корабля вместительных ангаров с лацпортами в бортах надводной части. По сравнению с базовым проектом, на практике корабли должны иметь контрактное водоизмещение не более 2500 тонн. Для сравнения, первоначально было заявлено, что новые корветы будут иметь водоизмещение 3-3,5 тыс. тонн.
Макет корвета «Дерзкий»
Двигательная установка на судне является комбинированной, в ее состав входят газотурбинные двигатели М90ФР и электрогенераторы. Суммарная мощность основных двигателей составляет 54-55 тыс. л.с. Электродвигатели имеют мощность 4400 кВт. Двигатели на корвете отечественной сборки, что делает корабли полностью независимыми от поставки оборудования из-за рубежа. Корабль с газотурбинной установкой должен иметь максимальную скорость хода до 30 узлов и дальность плавания экономичным ходом в 5000 км.
Проект 20386 – клубок технических и тактических противоречий
Российская оборонная промышленность в течение последних 10-15 лет работает в усиленном режиме. Дело не в том, что со стапелей и с заводских конвейеров сходят в больших количествах новые военные суда и военная техника. По сути одновременно реализуются несколько проектов, каждый из которых представляет собой очередную пробную версию. В судостроительной отрасли сохраняется тенденция строить небольшие военные корабли, которые впоследствии оснащают системами вооружений невиданной мощности. Идея хорошая, и российским конструкторам в этом плане сегодня никто не может составить конкуренцию.
Но уже на стадии реализации проекта возникает очередная попытка улучшить или усовершенствовать проектные данные. Это приводит к замедлению серийного строительства кораблей, столь необходимых современному флоту. В Министерстве Обороны и в высоких кабинетах Генерального Штаба ВМФ продолжается борьба точек зрения: отдать предпочтение корветам или строить в больших количествах малые ракетные корабли.
Сравнение корветов проекта 20380 и 20386
Так и получилось с кораблями проекта 20380, предшественниками корветов проекта 20386. Это были новые боевые суда, на которых планировалось установить мощнейший комплекс ПВО — систему «Редут», оснащенную дальнобойными ракетами 9М96М и морской версией ПЗРК С-400. Уже построенные корабли серии входят в состав Балтийского флота как корабли с самой мощной системой ПВО. Это уже не обычные сторожевики, такие суда больше напоминает крейсера ПВО, выделенные в отдельный класс в иностранных флотах. Следующая версия — корветы проекта 20385 — получили уже вооружение, сравнимое по мощности и типу с вооружением фрегатов проекта 11356.
Поэтому конструкторы в новом проекте 20386, ставшем улучшенной версией корветов проекта 20380, решили уменьшить количество вооружения, снизить боевую нагрузку на конструкцию корабля. Возобладало мнение, что корвет является судном, выполняющим несколько другие задачи. Кораблям этого класса более присущи эскортные и патрульные задачи, и ударные функции им несвойственны. Строить корвет по стоимости, сравнимой с ценой фрегата, нецелесообразно. К тому же корветы как класс кораблей остро нужны флотам для действий на Балтике, на Черном море и на Тихоокеанском морском театре.
Строительство
В новом проекте было сделано все возможное, чтобы избежать катастрофического затягивания сроков строительства. К примеру, четыре корвета проекта 20380 строили почти 8 лет! За это время морально устарело навигационное и радиолокационное оборудование, ушли вперед системы вооружения и способы борьбы на море. Строить заведомо старый корабль — вверх расточительства. Корветы являются промежуточным классом военных судов, тем более что основной «фишкой» этого класса является их невысокая стоимость и массовое строительство. Делать корабль мощной ударной боевой единицей — нецелесообразно, и превращать такой корабль в специализированный комплекс ПВО тоже не имеет резона. Для этих целей необходимо строить корабли других классов и в другом количестве.
https://youtube.com/watch?v=38sVZcGq6To
Примерные инвестиции и окупаемость
Примеры окупаемости вендинговых автоматов от вендинг-оператора
Наименование |
Полная стоимость, руб. |
Ежемесячные вложения, руб. |
Срок окупаемости, мес. |
Кофейный аппарат Gran Gusto |
314 тысяч |
12 тысяч |
18 |
Снековый автомат |
228 тысяч |
66 тысяч |
8 |
Снековый уличный автомат |
310 тысяч |
88 тысяч |
7 |
Кофейный автомат Unicum Rosso |
223 тысячи |
11 тысяч |
9 |
Непосредственные участники вендингового рынка рекомендуют не настраиваться на быстрые доходы от вендинга, как это обещают продавцы автоматов. Инвестировать придется постоянно: внедрять современное оборудование и технологии, расширять и обновлять парк автоматов, иначе конкуренты быстро обойдут вас.
Пять автоматов могут дать доход в 20-25 тысяч рублей в месяц. Покупка новых вендингов обойдется в 1 миллион рублей, б/у — в 500 тысяч. Новая техника окупится через 2-3 года, б/у за год.
Размер прибыли зависит от многочисленных факторов:
-
логистики;
-
арендной платы;
-
удобности купюроприемника и монетоприемника;
-
качества обслуживания (вовремя заправлять водой, товаром, проводить чистку);
-
установки банковских терминалов.
Общее описание
На Балтийском море уже проходят службу «Стерегущий», «Сообразительный», «Стойкий» и «Бойкий». Заложены такие суда и для других флотов – «Совершенный», «Громкий», «Ретивый», «Строгий», «Резкий», «Герой РФ Алдар Цеденжалов». Ожидается большее их количество, как минимум два десятка – и это только для охраны морских рубежей. Им нет равных в мире среди сторожевых кораблей (по классификации НАТО это корветы и фрегаты) благодаря вооружённости и оснащённости, точности и скорости поражения целей.
Этот новый тип БПК способен обнаружить и уничтожить вражеские подлодки, надводные цели любого ранга (включая авианосцы), истребители 4-го и 5-го поколений, крылатые ракеты, торпеды. А также оказывать мощную поддержку огнём при высадке десанта, преодолевать значительные расстояния (4000 миль). Он может в одиночку сражаться с эсминцами и авианосцами НАТО. Быть малозаметной целью из-за использования технологий «стелс», вовремя обнаруживать все цели под водой, на воде и в воздухе, подавлять вражеские РЛС с помощью средств РЭБ. Такие корабли ещё не использовались в России (СССР), и это не всё – корветы 20380 предназначены для модернизации, каждый из них способен быть уникальным. С их помощью изменится тактика боёв – ВМФ РФ получает новые возможности – качественно-новые боевые единицы.
Подкалиберные пули
Корвет проекта 20385 «Проворный»
Этому судну присвоен заводской номер 1006. Оно является вторым корпусом рассматриваемого проекта. Закладка серии состоялась также на Северной верфи судостроительного комбината в Санкт-Петербурге.
В мероприятии приняли участие адмирал Высоцкий, командиры флотов всех уровней, а также другие высокопоставленные лица, почетные гости. Разработка данного проекта началась весной 2013-го. От предыдущих моделей «Проворный» отличается большим водоизмещением (2200 тонн) и габаритами. Длина корабля составляет 105 метров, а ширина и осадка – 13 и 8 метров соответственно. Оснащение в вооружении также на порядок отличается от предшественников, благодаря возможности установки систем «Калибр-НК», комплексов «Редут» и «Пакет». Предусмотрено базирование на палубе вертолета Ка-27ПЛ.
Обнаружение и торпедирование подлодки корветом 20380
Для борьбы с подводной лодкой противника предназначается три корвета этого класса, 2 вертолёта К-27ПЛ под объединением «Сигмы» но даже один корвет 20380 способен самостоятельно обнаружить и уничтожить её.
Вначале проверяется гидрология звука медом опускания в воду зонда для установления скорости распространения звука под водой. Известно 6 типов применения гидрологии в зависимости от дна, метеоусловий, времени суток и т.д. Эти данные будут учтены комплексом «Пакет». В носовой части находится гидроакустический комплекс «Заря-2», его антенна находится под килем. Её возможности:
- Автоматическое обнаружение подлодок, кораблей и торпед на дальности 19 км.
- Автоматическое сопровождение цели.
- Авто-оповещение.
- Самоконтроль помех на станции.
Подводные лодки могут хорошо прятаться под слоем «скачка», т.е. сразу под границей смешивания поверхностных и глубинных вод, которые зеркально отражают звуковые сигналы, так как это делает дно. А всё благодаря разности солёности, плотности и температур смешиваемых толщь воды. Этот приём подводников называется «покладкой на жидкий грунт». Для такого случая корветом используется гибкая буксируемая антенна (ГБК) «Минотавр». Кабельную антенну с буксиром-излучателем опускают на нужную глубину подъёмным устройством. Гибкий хвост «Минотавра» менее подвержен потерям сигнала в отличие от подкильной антенны из-за донно-поверхностного рассеивания. В пассивном режиме ПЛ обнаруживаются в 15 – 20-ти км, а в активном 40 – 60-ти км.
Торпедирование
Выстрелы производятся с ХП БЧ-3 (ходового поста 3-й боевой части) при получении координат пеленга (угла), дистанции (расстояния) и курса (траектории движения) цели. В новых комплексах «Пакет» помещены секретные торпеды и антиторпеды, которые ещё скрываются от любопытных глаз. Они поражают подводные цели и торпеды. С каждого борта по 4 спаренные трубы. Тепловая торпеда МТТ для подлодок всех рангов, ими можно поражать и надводных неприятелей. Пуск происходит под давлением пороховых газов, после приводнения срабатывает самонаведение. Глубина цели достигается на расстоянии до 600 м. на дальности 8 км калибром 324 мм.
«Стерегущие» и «Гремящие»
— Корветы модернизированного проекта 20380 «Стерегущий» являются самыми современными кораблями в тихоокеанской группировке, — рассказал «Известиям» военный историк Дмитрий Болтенков. — Они хорошо вооружены, эффективны, маневренны и уже зарекомендовали себя как надежные и эффективные. Теперь их оснащают и мощным радиолокационным комплексом большого радиуса действия, характеристики которого позволяют засекать даже летящие артиллерийские снаряды. В прошлом году два представителя серии — «Совершенный» и «Громкий» — совершили дальний поход, обошли полсвета — это наглядный показатель их ходовых характеристик.
Полное водоизмещение кораблей составляет 2,2 тыс. т. Для своих небольших размеров корвет хорошо вооружен. Его главная ударная сила — восемь противокорабельных крылатых ракет Х-35У «Уран» с дальностью стрельбы до 260 км.
Противовоздушную оборону на «Цыденжапове» и «Резком» обеспечивает ЗРК «Полимент-Редут», пришедший на смену ракетно-артиллерийскому комплексу «Кортик». Его новейший радар с активной фазированной решеткой и 12 ячеек для ракет позволили поднять дальность поражения целей с 10 до 150 км. В перспективе возможно использование и малогабаритных ЗУР 9М100. У них понижена до 15 км дальность, зато боекомплект можно увеличить до 48 штук.
Кроме ракет корабль защищают две скорострельные 30-миллиметровые артустановки АК-630 и пушка А-190 калибра 100 мм. Для борьбы с подводными лодками на корвете установлены два малогабаритных торпедных аппарата комплекса «Пакет».
Два отечественных дизельных двигателя мощностью по 12 тыс. лошадиных сил обеспечивают кораблю максимальную скорость в 27 узлов. Дальность плавания достигает 4 тыс. морских миль.
На базе «Стерегущего» разработан модернизированный проект 20385 «Гремящий». Его главное отличие — установленные пусковые для крылатых ракет «Калибр-НК» вместо противокорабельных Х-35 «Уран». В таком виде корветы превращаются в многофункциональные единицы, способные наносить удар не только по морским целям, но и по суше. Оба заложенных корабля такого типа предназначены для ТОФ.
Особенности конструкции
Серийные, но разные по своей неповторимости корветы
Как часто это случается со всеми новыми проектами, корабли повстречали на своих путях множество критических замечаний. В основном, подвергалась критике недостаточная дальность плавания. Однако это все же вызвано тем, что ранее вообще отсутствовал сам класс корветов на вооружении российских Военно-Морских Сил. Скептики должны понять, что и сам перечень задач, стоящий перед ВМС, значительно изменился. На сегодняшний день иметь в своем распоряжении десятки корветов куда актуальнее, чем обладать в небольшом количестве океанскими эсминцами.
Дискуссии часто завязывались из-за корабельных вооружений, сомнения вызывала защищенность и живучесть
Тем не менее, этим качествам тоже непросто уделять внимание, если не иметь хотя бы общего представления о тех тактических схемах, которыми характеризуются собственно классы корветов. Хотя сам проект и перспективный, но пока еще не совершенный
https://youtube.com/watch?v=ck9Gd16zd90
Также корвет «Бойкий» не смог сразу же войти в строй, когда обнаружились неполадки в сто миллиметровой артустановке. «Универсал» отказался функционировать в условиях штатного режима, причем не только на самом проекте 20380. Эта же участь постигла индийский фрегат от российского производителя.
Как бы там ни было, главным преимуществом всех кораблей типа корвет является их гибкость. Дизельные установки имеют потенциал доработок, артиллерийские установки могут быть заменены, однако сами корабли не будут оставаться на стапелях, и не станут превращаться в «недострои». По словам разработчиков корветов ни один из кораблей не будет повторять предыдущего. Собственно из-за гибкости, доступности, серийности и в перспективе массовости корветов российского производства проект 20380 ожидает большой успех, впрочем, как и все российские Военно-Морские Силы.
Автор статьи:
Богуславский Сергей
Я бывший военнослужащий, офицер, и военная тематика мне близка, я в ней легко ориентируюсь.
Варианты
Назначение и особенности
Корветы проекта 20380 предназначены:
- Для действий в ближней морской зоне государства, ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника;
- Для артиллерийской поддержки морского десанта в ходе морских десантных операций путём нанесения ракетно-артиллерийских ударов по кораблям и судам в море и базах;
- Для патрулирования зоны ответственности с целью блокады.
В целом от имеющихся сейчас на вооружении ВМФ РФ противолодочных кораблей корабль проекта 20380/20385 отличается многофункциональностью, компактностью, малозаметностью, высоким уровнем автоматизации корабельных систем.
Конструкторами проекта были реализованы «новейшие достижения по снижению заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах на основе архитектурных особенностей, в сочетании со специальными покрытиями, встроенным в корпус ракетным вооружением и антенными постами, использованием материалов с высокими радиопоглощающими свойствами, локальной защитой отдельных элементов корпуса, вооружения и технических средств, оказывающих решающее влияние на формирование физических полей верхней полусферы корабля»
Средняя круговая эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) на кораблях проекта была снижена по сравнению с аналогичными кораблями примерно в 3 раза (вероятность наведения на корвет противокорабельных крылатых ракет была снижена с 0,5 до 0,1)
Особое внимание при проектировании корабля было уделено защите и повышению живучести корабля.. Улучшенная мореходность кораблей проекта типа «Стерегущий», по сравнению с мореходностью кораблей такого же водоизмещения, при равных ограничениях по продольной качке позволяет применять корабельное вооружение при волнении моря силой до 5 баллов
Улучшенная мореходность кораблей проекта типа «Стерегущий», по сравнению с мореходностью кораблей такого же водоизмещения, при равных ограничениях по продольной качке позволяет применять корабельное вооружение при волнении моря силой до 5 баллов.
По заявлению заместителя командующего ТОФ по вооружению контр-адмирала Игоря Королёва, корабли серии имеют повышенную экономичность, в частности: корвет «Громкий» является самым экономичным кораблем за всю историю Военно-морского флота (ВМФ) и способен совершать походы до берегов Австралии.
Модульный принцип архитектуры кораблей этого проекта позволяет при строительстве новых и модернизации существующих устанавливать на них новые системы оружия и радиоэлектронного вооружения. Это снижает производственные затраты и обеспечивает высокий модернизационный потенциал в течение 30-летнего жизненного цикла корабля.
Под широкий круг задач
По словам Сивкова, корабли проекта 20380 являются носителями 16 ракет X-35, корветы усовершенствованного проекта 20385 будут вооружены восемью «Уранами» и восемью «Калибрами». Дальность стрельбы детища ОКБ «Новатор» по морским целям составляет 375 км, по наземным — 1,4—2,7 тыс. км.
«Корветы проекта 20380 заточены под выполнение тактических задач в ближней морской зоне. Однако функционал сторожевых кораблей проекта 20385 будет шире. «Калибры» позволяют им стать грозной военно-морской силой, способной выполнять более широкий круг задач», — сказал Сивков.
Помимо «Калибров» корабли проекта 20385 получат модификацию зенитного комплекса «Редут» с 16 ячейками (против 12 единиц у корветов проекта 20380), где могут размещаться несколько ракет различной дальности.
Строительство сторожевых кораблей проекта 20385 развёрнуто на ОАО «Северная верфь» (Санкт-Петербург). До конца года в состав ТОФ может войти корвет «Гремящий». В сентябре после проверки специальной комиссией на корабль заселился экипаж для последующего проведения ходовых испытаний. 7 июня на сайте госзакупок появилась информация о том, что на «Гремящем» будут проводиться пуски сверхзвуковой ракеты 3М55 «Оникс».
30 июня 2017 года начальник управления кораблестроения ВМФ РФ контр-адмирал Владимир Тряпичников рассказал журналистам, что серийное производство кораблей проекта 20385 ограничится четырьмя единицами. Командование военно-морского флота намерено вложить средства в создание корветов проекта 20386, которые будут более «современными и мощными».
«Можно констатировать, что в первую очередь он (корабль проекта 20386. — RT) отличается энергетическим комплексом… Это импортозамещение, это новая энергетическая установка, которая даст этому кораблю большие мореходные качества, большую скорость», — отметил Тряпичников.
Также, как добавил контр-адмирал, новейший сторожевой корабль получит многофункциональный радиолокационный комплекс «Заслон».
28 октября 2016 года на «Северной верфи» был заложен головной корабль проекта 20386, получивший название «Дерзкий». Водоизмещение корвета составит 3,4 тыс. т, длина — 109 м, ширина — 13 м, скорость — 30 узлов (55 км/ч), дальность плавания — 5 тыс. миль (8 тыс. км), экипаж — 80 человек.
«Главными особенностями перспективного корвета являются сбалансированный состав вооружения, включающий временно устанавливаемые образцы модульного исполнения, интегрированную информационно-управляющую систему открытой архитектуры, новое радиоэлектронное вооружение, роботизированные комплексы», — сообщил в августе в интервью ТАСС гендиректор ЦМКБ «Алмаз» Александр Шляхтенко.
По его словам, корабль проекта 20386 будет отличаться от предшественников «волнопрорезывающей» формой корпуса и комбинированной газотурбинной установкой «с частичным электродвижением». Также корвет будет оснащён автономными подводными аппаратами, безэкипажными катерами и беспилотниками. ВМФ рассчитывает получить не менее десяти подобных кораблей.
В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев рассказал, что ещё одной особенностью корветов проекта 20386 является принцип модульности, который позволит менять типы вооружения. Основу арсенала корвета составят ракеты «Калибр», «Оникс», ЗРК «Редут», торпедный комплекс «Пакет-НК», артиллерийские установки АК-630М и А-190-01.
«Корветы проекта 20386 будут крупнее предшественников и, соответственно, будут обладать более серьёзными ударными и разведывательными возможностями. На мой взгляд, такой подход отражает стремление командования ВМФ выводить малые сторожевые корабли с закрытых морских театров для выполнения более широкого круга задач», — подчеркнул Корнев.
Путин выразил соболезнования в связи с крушением индонезийского Boeing
Возможности и использование
20385 – проект корвета нового поколения, предназначенного для многоцелевого использования. Основная его задача – обнаружение и уничтожение надводных вражеских судов или подводных лодок. Также боевое судно служит для высадки десанта, охраны прибрежной зоны, сопровождения других кораблей.
Кроме артиллерийского и ракетного оружия на борту имеются радиолокационные и гидроакустические системы. Расширяет возможность боевого корабля установка ангара для вертолета Ка-27. Это существенно повышает боеспособность судна, позволяя своевременно обнаруживать объекты противника. Дополнительная защита от выявления корвета проекта 20385 – это использование в конструкции специальных технологий, сводящих к минимуму их радиолокационное обнаружение. Надежность и маневренность в любых условиях гарантируют композиционные компоненты от ФГУП «Прометей», доказавшие свою значимость еще в предыдущих аналогичных разработках.
Самый массовый
Корабли проекта 20380 были спроектированы по последнему слову техники с использованием стелс-технологий. Их надстройки изготовлены из многослойных композиционных материалов, что серьезно снизило заметность в радиолокационном диапазоне. Подводная часть корпуса получила обводы, позволившие снизить сопротивление воды на скорости около 30 узлов примерно на четверть. За счет этого корабль стал быстрее на 1,5–2 узла.
Корветы вооружены противокорабельным комплексом «Уран» с пусковыми установками для ракет Х-35 с дальностью стрельбы до 260 км, а также универсальной 100-миллиметровой артиллерийской установкой А-190 с дальностью стрельбы 21,3 км и скорострельностью до 80 выстрелов в минуту. Для защиты от атак с воздуха их оснастят ЗРК «Редут». Сейчас это самая мощная система ПВО, которой оборудуют корабли ВМФ. Она может одновременно наносить удар по 16 целям на расстоянии до 400 км. Ее тактико-технические характеристики могут быть востребованы не только флотом. «Редут» позволит накрывать «зенитным зонтиком» прибрежные города, военно-морские базы или особо важные районы.
На корветах установлена автоматическая система управления (АСУ), которая позволяет в режиме реального времени передавать любые данные с одного корабля на другой. АСУ может грамотно распределить цели между несколькими плавсредствами, гарантируя, что одно и то же судно, самолет или крылатая ракета без необходимости не будут атакованы дважды.
Как ранее сообщали «Известия», в 2019 году было принято решение приостановить постройку кораблей данного проекта. Однако затем оно было пересмотрено. В августе 2020-го в ходе посещения Амурского судостроительного завода глава Минобороны Сергей Шойгу заявил, что прибыл на предприятие в том числе для того, чтобы понять, способно ли оно спустить на воду еще шесть корветов за восемь лет.
Конструкция
Корпус корвета 20380
Применяется стальной бронированный корпус корвета 20380. Модульная конструкция обеспечивает дальнейшую модернизацию судна. Надстройки корабля выполняются из полимерно-композитных материалов – впервые в мировой практике. Применены подводные обводы низа корпуса, снижающие сопротивление хода. Поэтому увеличивается скорость и дальность плавания, экономия топлива – причина выбора лёгкой экономной ГЭУ (главной энергетической установки). Углы настройки корпуса снижают заметность при применении противником средств обнаружения – «партнёры» видят силуэт размытый и нечёткий. Используемые стелс-материалы в надстройке поглощают или пропускают РЛС-лучи сквозь корпус. Сталь корпуса покрывается слоями стекло-пластика из специального состава на основе углеродистого волокна – в несколько раз уменьшающего видимость для чужих РЛС и тепловизоров. Для этих же целей используются также теплоизоляторы.
ГЭУ проекта корвета 20380
В ГЭУ корвета 20380 входят 4 дизельных двигателя, объёдинённых в 2 дизель-агрегата, мощность по 6 тыс.л.с. «Коломенские» двигатели ремонтопригодны и долговечны. Одну валолинию с пятилопостным винтом вращают два последовательно установленных двигателя в кормовой части и аналогичная им пара в кормовой, создавая усилие в 24 000 л.с. Для бесшумности работы моторов использованы технологии подводных лодок – заметность корабля в гидроакустическом диапазоне стала существенно меньше. И всё благодаря амортизаторам и специальным материалам.
Оценка проекта
Критика проекта 20380 в основном концентрируется вокруг его слабого противовоздушного (речь идёт исключительно о головном корабле 20380, у последующих ПВО сильнейшая в классе) и противоракетного вооружения, недостаточной дальности плавания и ненадёжности двигателей. Так, отдельными авторами отмечалось, что один боевой модуль ЗРАК «Кортик» и два автомата АК-630М, установленные на головном корабле серии, не могут обеспечить эффективную защиту от современных средств воздушного нападения. Это во многом объяснялось задержками при разработке перспективного ЗРК «Редут». Также ранее отмечалось, что за недолгое время службы головного корабля проекта «Стерегущего», на нём дважды ломались оба среднеоборотных дизельных двигателя главной энергетической установки, что являлось признаком их недоработанности. В целом, по мнению Ю. В. Апалькова, анализ боевых возможностей проекта пока произвести затруднительно.[источник не указан 35 дней]
Моряки ТОФ обезвредили вражескую мину на учениях в Авачинской бухте
В заключение
Можно говорить о том, что наконец найдено единственно мудрое решение и что корветы проекта 20386 станут той самой палочкой-выручалочкой, которая приведет отечественный ВМФ в надлежащий вид. Сегодня российский ВМФ остро нуждается в судах данного класса. Все зависит от того, насколько будет быстро вестись строительство серии.
Корветы проекта 22380
В перспективе корветы данного проекта могут стать твердой опорой для российского флота. Анализ последних событий в Восточном Средиземноморье говорит в пользу того, что почти любые оперативно-тактические задачи могут решать боевые корабли меньшего водоизмещения. Наличие ударного ракетного вооружения делает современные малые боевые суда эффективным инструментом военного присутствия. Крупная серия судов подобного типа, учитывая невысокую проектную стоимость, может в течение короткого времени решить задачи технического оснащения флота новыми боевыми единицами.
Автор статьи:
Метальников Александр
Военный историк. Люблю писать на военные темы, описывать исторические события, известные сражения.
Итог
Корвет проекта 20385, характеристики которого приведены выше, обладает самым современным вооружением и многофункциональной направленностью. В рамках этого мероприятия продолжается возведение только одного из представителей («Гремящего»). Остальные суда разрабатываются по обновленному проекту. Связано это с удорожанием корабля, не всегда обоснованным наличием тяжелого вооружения разного вида. Разработчики, несмотря на задержку со сменой зарубежных силовых установок на отечественные аналоги, заявляют, что все запланированные работы ведутся согласно запланированному графику.