Патрульные корабли проекта 22160

Конструкция

Килеватая острая форма подводной части корпуса позволяет развивать кораблю полную скорость до 30 узлов. Применение технологии “Стелс” значительно снижает заметность для средств радиолокационной разведки. Надводная часть корпуса имеет угловатую форму, покрыта композитными материалами с низкой отражающей способностью, использована специальная краска.

На верхней палубе практически отсутствуют какие-либо выступающие конструкции, кроме ходовой рубки (корпус выполнен под углом к палубе), корабельной артиллерийской установки, волнореза и съемного ограждающего леера. Последний монтируется только на стоянках. Такая конструкция позволяет снизить риск захвата судна практически до минимума, обеспечивает незаметность по технологии “Стелс”. Снижение заметности достигается и за счет размещения швартовочного оборудования под верхней палубой. Швартовка производится посредством выбрасывания легости в закрываемый лацпорт.

Одной из главных особенностей корвета проекта 22160 является размещенная на внутренней закрытой палубе бронированная десантно-штурмовая лодка проекта 02800, способная развивать скорость до 80 км/ч. Выход в море она способна осуществлять прямо во время движения корабля – базы, что обеспечивает оперативность выполнения поставленных десантникам задач.

Корвет приводится в движение главной энергетической установкой типа CODAG, состоящей из 2-х маршевых дизельных и 2-х форсажных газотурбинных двигателей общей мощностью 34 000 л.с. Электро-энергетическая установка включает 5 дизельных генераторов, один из которых аварийно-стояночный. В качестве движителей выступают 2 винта.

What We Investigate

Что нового

В первую очередь бросается в глаза необычная для отечественной отрасли архитектура корабля. Такая надстройка явно создана для снижения радиолокационной заметности.

Создатели корабля особо подчеркивают, что впервые в отечественном кораблестроении на проекте 22160 применен принцип модульности вооружения. Это означает, что часть вооружения устанавливается на заводе на весь срок службы корабля, а часть можно дополнить в ходе ремонта или модернизации.

Также конструкторы предусмотрели специальные места для размещения модулей под размеры стандартных морских контейнеров. Ассортимент того, что может размещаться в таких модулях, достаточно широк: от медицинского и водолазного оборудования до ракетных комплексов.

«Фактор внезапности»

По словам аналитиков, в своё время использование гибридных кораблей было вынужденной мерой.

«В годы Второй мировой войны подводные лодки не могли долго находиться под водой — им нужно было всплывать для подзарядки аккумуляторов, поэтому на них ставили серьёзное вооружение, например крупнокалиберные пушки, которые позволяли наносить урон боевым кораблям», — пояснил в беседе с RT военный эксперт Юрий Кнутов.

По его словам, в наши дни эта концепция может использоваться, но уже для других целей.

«У гибридной идеи есть значительные достоинства. Например, если корабль находится в надводном положении и ему необходимо спастись, он может уйти под воду, нырнув. К тому же благодаря возможности размещения ракетного оружия данный корабль может использовать фактор внезапности и первым поражать цель», — считает аналитик.

  • ЦКБ «Рубин»

В свою очередь, полковник в отставке Виктор Литовкин полагает, что у гибридной концепции есть и свои недостатки.

«Идея гибридного корабля пока массового применения не нашла, потому что любые подобные многопрофильные корабли по характеристикам всегда хуже, чем специализированные: они не могут полноценно выполнять задачи ни надводных, ни подводных машин», — отметил эксперт в разговоре с RT.

Аналитики полагают, что о проекте «Страж» пока известно слишком мало подробностей, чтобы можно было говорить о его перспективах. Вместе с тем они не исключили, что в случае успеха этого проекта такие суда могут не только поставляться за рубеж, но и использоваться в России.

Литература

Технические характеристики

Водоизмещение 1300 тонн стандартное, 1965 тонн полное
Длина корабля 91,3 м
Ширина 14,5 м
Осадка 4,8 м
Скорость полного хода 22,5 узлов
Скорость патрульного хода 16 узлов
Дальность плавания До 6700 миль на скорости в 16 узлов
Автономность 60 суток
Численность экипажа До 80 человек

Следует отметить, что в некоторых источниках указываются иные значения целого ряда характеристик, включая осадку корабля, водоизмещение, максимальную и экономическую скорость. Приведенные параметры соответствуют данным, указанным на сайте Черноморского флота России. Снижение скорости обусловлено отказом от установки газотурбинных разгонных двигателей. По всей видимости, само это решение было принято в связи с необходимостью увеличения срока автономности.

Представители проекта

В апреле 2014 года говорилось о планах по увеличению серии с 6 до 12 единиц, а также по базированию кораблей данного проекта на Черноморском и Северном флотах. На Черноморский флот планируется передать 6 таких корветов. После 2022 года серия будет продолжена.

Название б/н Верфь Зав. № Заложен Спущен В строю Флот Состояние Прим.
Василий Быков 368 Зеленодольский ССЗ 161 26.02.2014 2017 09-10.2018 Доставлен в Новороссийск на государственные испытания
Дмитрий Рогачёв 375 Зеленодольский ССЗ 162 25.07.2014 2017 2018 ЧФ Отбуксирован в Новороссийск для размагничивания
Павел Державин Зеленодольский ССЗ (ООО «Судостроительный завод „Залив“» г. Керчь) 163 18.02.2016 2019 2020 ЧФ Строится
Сергей Котов Зеленодольский ССЗ (ООО «Судостроительный завод „Залив“» г. Керчь) 164 08.05.2016 2019 2020 ЧФ Строится
Виктор Великий Зеленодольский ССЗ 165 25.11.2016 2020 2021 ЧФ Строится
Николай Сипягин Зеленодольский ССЗ 166 13.01.2018 2021 2022 ЧФ Строится

Цвета таблицы:

Белый —не достроен или утилизирован не спущенным на воду Зелёный —действующий в составе ВМФ Жёлтый —действующий в составе иностранных ВМС или как гражданское судно Красный —списан, утилизирован или потерян

Защита

Так как бронирование на корветах проекта 22160 не предусмотрено, оборонительную роль выполняет корабельный комплекс 5П25. Это многофункциональная система радиоэлектронной борьбы, способная защитить корабль от наблюдений из космоса, разведки с моря и суши. Включает радиолокационные, радиоэлектронные станции и оптические системы, ведет разведку во всем диапазоне длин волн. Позволят засечь местоположение противника. Комплекс РЭП способен скрыть корабль от выпущенных по нему ракет, перенаправить их в другую сторону. Оказывает помощь оружейным системам, заранее выдавая целеуказания для ЗРК и пушечного комплекса, которые способны фактически спасти корвет от атакующего оружия. В результате слаженной работы систем повышается общая живучесть в 5 – 7 раз.

Кроме электронной защиты, корабль оснащен аппаратами аэрозольной маскировки. Представляют собой пусковые установки, которые, при приближении ракет, отстреливают в воздух специальный аэрозоль с металлической стружкой, скрывающей корвет из виду.

Конструкция

На кораблях проекта 22160 впервые в российской практике будет реализован модульный принцип к морскому вооружению.

Часть вооружения на корабле постоянная, и оно монтируется при строительстве. Есть места, на которых можно в ходе ремонта разместить дополнительное вооружение. И есть места под съемные модули любого назначения, которые в процессе эксплуатации можно менять в зависимости от решаемых задач
— Владимир Свиридопуло, Генеральный директор ОАО «Северное ПКБ»

Вооружение

Шесть патрульных кораблей проекта 22160, которые до 2022 года должны пополнить состав ВМФ России, планируется оснастить ракетными комплексами 3М54 (семейства «Калибр-НК»)

Мореходность

Проект 22160 отличается также хорошей автономностью и мореходностью — при водоизмещении около 2 тыс. тонн, по словам разработчика, он имеет такую же мореходность, что и вдвое больший фрегат проекта 11356.

Физико-химические свойства

Прозрачная маслянистая жидкость янтарного цвета, без вкуса и запаха. Химическое название: S-(2-NN-Диизопропиламиноэтил)-O-этил метилфосфонотиолат(S-(2-NN-Diisopropylaminoethyl)-O-ethyl methylphosphonothiolate). Брутто-формула: C11H26NO2PS. Молекулярная масса 267,37. Бесцветная густая жидкость (технический продукт имеет окраску от жёлтой до тёмно-коричневой). Tпл = −39 °C, высококипящее соединение, не перегоняется при атмосферном давлении Tкип = 95−98 °C (1 мм рт. ст.), d4 (+25 °C) = 1,0083. Летучесть 0,0105 мг/л (+25 °C). Давление паров при +25 °C = 0,0007 мм рт. ст. Гигроскопичен, ограниченно растворим в воде (около 5 % при +20 °C), хорошо — в органических растворителях.

История создания

Начиная приблизительно с 2003 года у берегов Сомали, главным образом в районе Аденского залива, образованного Аравийским полуостровом и Африканским континентом, множество торговых судов подверглось нападениям со стороны местных пиратов. Со временем эта локальная проблема стала настолько серьезной, что потребовала обсуждения на уровне Организации Объединенных Наций. Жертвами захватов и грабежа стали и несколько российских судов.

Борьбу с морскими разбойниками развернули несколько разных стран, направившие в Аденский залив боевые корабли. Россия также приняла участие в этих мероприятиях, причем достаточно успешно, однако с самого начала стало ясно, что гоняться за маломерными пиратскими катерами на ракетных крейсерах и больших противолодочных кораблях – это явно неоправданная трата сил и ресурсов.

Большой противолодочный корабль «Североморск» патрулирует Аденский залив

Всё это не позволяло достичь необходимой эффективности. Встал вопрос о создании нового вида кораблей, которые должны были следующие задачи:

  1. Обнаружение и задержание браконьеров и контрабандистов;
  2. Выполнение поисковых и спасательных операций;
  3. Охрана различных акваторий и морских баз;
  4. Сопровождение судов при выполнении переходов.

Всё это напоминает функции обычных «сторожевиков», которые используются пограничниками. Именно для них в петербургском конструкторском бюро «Северное» и создавались изначально патрульные корабли проекта 22160. Необходимо учитывать, однако, что охраной государственных границ России занимается Федеральная служба безопасности, в полномочия которой дальние морские походы, в том числе и к берегам Сомали, попросту не входят – осуществлять операции в таких зонах может только Военно-Морской флот.

Между теми кораблями, которые обычно строятся для ВМФ и «сторожевиками» есть очень существенная, даже концептуальная разница. Дело в том, что решение обычных «пограничных» задач не требует оборудования судна сложными и дорогими системами вооружений. Военным морякам же, наоборот, требуется серьезная огневая мощь, да еще и «по всем направлениям». Размещение на патрульном корабле ракет, противолодочного оружия и установок для запуска крылатых ракет превратило бы патрульный корабль в полноценный корвет.

Такая переделка была технически возможной, однако она резко увеличила бы стоимость проекта и вдобавок грозила снизить срок автономности. И то, и другое напрямую противоречило исходному замыслу. Для решения этой проблемы конструкторы ПКБ решили применить так называемый модульный подход.

Начальный этап строительства корабля «Василий Быков» на Зеленодольском заводе

На практике это обозначает, что «базовый» корвет проекта 22160 оснащается довольно скромным по составу вооружением, которое соответствует задачам обычного патрулирования. При этом, однако, всегда есть возможность установить на него те или иные системы вооружений, выполненные в виде стандартного модуля. Такое переоборудование выполняется буквально «на ходу», корабль не требуется ставить в ремонт и выполнять какие-то сложные операции.

Проект 22160 показался командованию ВМФ достаточно перспективным, и было принято решение о строительстве шести патрульных кораблей. В настоящее время полностью изготовлены три из них – «Василий Быков», «Дмитрий Рогачев» и «Павел Державин». Первые два корабля из этого перечня уже введены в состав Военно-Морского флота России, а третий проходит испытания.

Башня

Общее описание

Патрульные корабли проекта 22160 разработаны для дальней морской зоны, предназначены для патрулирования и охраны судов в закрытых и открытых морях, борьбы с пиратами и контрабандистами, отслеживания экологической обстановки, помощи пострадавшим при крушениях, проведения поисково-спасательных работ. Кроме того, эти корабли могут быть использованы для охраны водных районов и военно-морских баз, для обнаружения и предупреждения нападения сил противника, для проведения военных операций как в дальней морской, так и в океанской зонах.

Основным отличием корвета проекта 22160 от подобных ему кораблей – модульность. В зависимости от выполняемых задач и пожеланий заказчика, некоторое оборудование и вооружение достаточно просто заменить под конкретные цели.

На кораблях проекта 22160 достигнута высокая степень автоматизации, установлены подруливающие устройства, обеспечивающие высокую маневренность на небольших ходах, что полезно, например, при швартовке. На скорости до 5 узлов управление всеми ходовыми системами производится одним джойстиком, а управление главными двигателями осуществляется с ходовой рубки.

Технические характеристики

Водоизмещение 1300 тонн стандартное, 1965 тонн полное
Длина корабля 91,3 м
Ширина 14,5 м
Осадка 4,8 м
Скорость полного хода 22,5 узлов
Скорость патрульного хода 16 узлов
Дальность плавания До 6700 миль на скорости в 16 узлов
Автономность 60 суток
Численность экипажа До 80 человек

Следует отметить, что в некоторых источниках указываются иные значения целого ряда характеристик, включая осадку корабля, водоизмещение, максимальную и экономическую скорость. Приведенные параметры соответствуют данным, указанным на сайте Черноморского флота России. Снижение скорости обусловлено отказом от установки газотурбинных разгонных двигателей. По всей видимости, само это решение было принято в связи с необходимостью увеличения срока автономности.

Последние новости о проекте

Предполагается, что к 2022-му году все шесть кораблей проекта 22160 будут введены в строй

Наиболее важной новостью, которую ждут создатели этих кораблей, может стать сообщение о завершении испытаний гидроакустической станции «Минотавр-ИСПН-М.2». Этот комплекс был разработан в расчете на «контейнерное» исполнение, а это значит, что на патрульных кораблях проекта 22160 допускается его размещение

«Минотавр» позволит закрыть последний «пробел» — ни «Василий Быков», ни «Дмитрий Рогачев» сегодня не способны обнаруживать подводные лодки, что в значительной мере снижает их ценность в глазах командования ВМФ. Пока же оба корабля проходят период освоения их экипажами. «Василий Быков» уже довольно активно используется для сопровождения других судов, а «Дмитрий Рогачев» был продемонстрирован 8 сентября на морском параде в Новороссийске.

Конструкция

На кораблях проекта 22160 впервые в российской практике будет реализован модульный принцип.

Часть вооружения на корабле постоянная, и оно монтируется при строительстве. Есть места, на которых можно в ходе ремонта разместить дополнительное вооружение. И есть места под съемные модули любого назначения, которые в процессе эксплуатации можно менять в зависимости от решаемых задач
Владимир Свиридопуло, Генеральный директор ОАО «Северное ПКБ»

Силовая установка

Первоначально на проекте предполагалась установка дизель-редукторных агрегатов на базе германских дизелей «MAN» (установлены на корабле «Василий Быков»), но в связи с санкциями было выполнено импортозамещение и на следующие корабли этого проекта устанавливаются два четырёхтактных V-16 цилиндровых дизеля с турбонаддувом 10Д49 производства АО «Коломенский завод» (аналогичные 4 установлены на корветы проекта 20380). Общая мощность ГЭУ 10 400 л. с. (7650 КВт). Силовая установка выполнена по двухвальной схеме, два дизель-реверс-редукторных агрегата ДРРА 6000 работают на винты фиксированного шага, реверс-редукторная передача завода ПАО «Звезда», а локальная система управления НПО «Аврора».

Вооружение

Артиллерийское вооружение проекта состоит из универсальной артиллерийской установки АК-176МА с возможностью поражения морских, береговых и воздушных целей. Боекомплект — 152 выстрела в башне и 152 выстрела в погребе.

Для противовоздушной и противоракетной обороны предполагается, кроме артиллерийской установки, использовать ПЗРК «Игла-С» (комплект до 8 шт.) и аппаратуру РЭП.

На корабле предусмотрено базирование 12-тонного вертолета, в том числе боевых Ка-29 и Ка-52К, для которых оборудован постоянный ангар, погреба для боезапаса и зарезервировано 30 кубических метров топлива. Отдельный ангар оборудован в бортовой надстройке для базирующихся на корабле БПЛА.

В кормовом слипе корабля предусмотрено базирование бронированной десантно-штурмовой лодки проекта 02800.

Для противодиверсионной обороны на проекте установлено два дистанционно-управляемых гранатомёта ДП-65 и два 12,7 мм пулемета «Корд». Также корабль комплектуется двумя ручными противодиверсионными гранатометами ДП-64.

На корабле декларирована возможность установки модульного контейнерного вооружения и оснащения, в том числе крылатых ракет «Калибр» или ПКР «Уран» Х-35У, в настоящее время на вооружении флота таких систем нет, но в августе 2020 года они проходили испытания на корабле «Василий Быков» на испытательных полигонах Северного флота, а пока в ВМФ России из контейнерного снаряжения широко применяются только водолазные контейнеры.

Идут испытания контейнерной гидроакустической станции «Минотавр-ИСПН-М.2»

Мореходность

Для проекта заявлены хорошая обитаемость и мореходность, а также возможность использования вооружения при волнении моря до 5 баллов. Заявленная автономность патрульного корабля проекта 22160 превышает автономность современных фрегатов проекта 11356Р и гораздо большей размерности.

«Василий Быков», головной корабль проекта 22160

Закладка головного корабля проекта 22160, получившего название «Василий Быков», состоялась в Татарстане, на Зеленодольском судостроительном заводе имени Горького в феврале 2014 года. Василий Иванович Быков – контр-адмирал, Герой Советского Союза, получивший это высокое звание в период своей службы на торпедных катерах во время Великой Отечественной войны. Правда, воевал он на Северном флоте, а корабль, названный в память об этом человеке, изначально предназначался для службы на Черном море с базированием в Новороссийске или Севастополе.

«Василий Быков» проходит Ла-Манш. Хорошо виден открытый лацпорт

Летом 2020-го этот корабль совершил свой первый поход, пройдя через Средиземное море в Атлантический океан и обогнув Европу. Преодолев немалое расстояние, корвет проекта 22160 «Василий Быков» благополучно дошел до Санкт-Петербурга, где попал в «последние новости», приняв участие в военно-морском параде.

Представители проекта

В апреле 2014 года говорилось о планах по увеличению серии с 6 до 12 единиц, а также по базированию кораблей данного проекта на Черноморском и Северном флотах. На Черноморский флот планируется передать 6 таких корветов. После 2022 года серия будет продолжена.

Название б/н Верфь Зав. № Заложен Спущен В строю Флот Состояние Прим.
Василий Быков 368 Зеленодольский ССЗ 161 26.02.2014 2017 09-10.2018 ЧФ Доставлен в Новороссийск на государственные испытания
Дмитрий Рогачёв 375 Зеленодольский ССЗ 162 25.07.2014 2017 2018 ЧФ Отбуксирован в Новороссийск для размагничивания
Павел Державин Зеленодольский ССЗ(ООО «Судостроительный завод „Залив“» г. Керчь) 163 18.02.2016 2019 2020 ЧФ Строится
Сергей Котов Зеленодольский ССЗ(ООО «Судостроительный завод „Залив“» г. Керчь) 164 08.05.2016 2019 2020 ЧФ Строится
Виктор Великий Зеленодольский ССЗ 165 25.11.2016 2020 2021 ЧФ Строится
Николай Сипягин Зеленодольский ССЗ 166 13.01.2018 2021 2022 ЧФ Строится

Цвета таблицы:
Белый — не достроен или утилизирован не спущенным на воду Зелёный  — действующий в составе ВМФ Жёлтый  — действующий в составе иностранных ВМС или как гражданское судно Красный  — списан, утилизирован или потерян

Как выглядят погоны у МЧС РФ

Погоны сотрудников МЧС темно-зеленого цвета.

Рядовой при получении звания получает так называемые «чистые погоны» на которых есть только металлический значок «Белой звезды надежды и спасения» — официальный символ министерства.

Символ «Белая звезда надежды и спасения» используется на нарукавниках и нагрудных знаках на форме сотрудников.

На погонах младшего состава по званию:

  • у младшего сержанта — две вертикальные полосы,

  • у сержанта — три вертикальные полосы,

  • у старшего сержанта — одна широкая вертикальная полоса,

  • у прапорщика — две звезды,

  • у старшего прапорщика — три звезды.

На погонах среднего состава:

  • у младшего лейтенанта — одна полоса, одна звездочка,

  • у лейтенанта — одна полоса, две звездочки,

  • у старшего лейтенанта — одна полоса, три звездочки,

  • у капитана — одна полоса, четыре звездочки.

На погонах старшего состава:

  • у майора — две полосы и одна крупная звезда,

  • у подполковника — две полосы и две крупные звезды,

  • у полковника — две полосы и три крупные звезды.

На погонах высшего состава:

  • у генерал-майора — одна крупная звезда,

  • у генерал-лейтенанта — две звезды,

  • у генерал-полковника — три звезды.

Приказ Президента № 364 «О форме МЧС» устанавливает регламент ношения формы и использования знаков отличия.

Вооружение

В зависимости от выполняемых задач, на корветы проекта 22160 может быть установлено следующее вооружение:

  • Радиолокационное – навигационная радиолокационная станция “Пал-Н” и станция обнаружения “Позитив-МЭ1”
  • Радиоэлектронное – гидроакустический комплекс МГК-335ЭМ-03, гидролокаторы “Паллада” и ”Виньетка-ЭМ”, комплексы радиоэлектронного подавления ПК-10 и ТК-25
  • Тактическо-ударное – ракетный комплекс “Калибр-НК” с установкой вертикального пуска
  • Артиллерия – артустановка АК-176МА
  • Ракеты – противокорабельная ракета ЗМ54, ЗМ55, зенитный ракетный комплекс ЗМ-47 “Гибка” и “Штиль-1” с пусковыми установками
  • Противолодочное – гранатометы ДП-65, ракето-торпеды 91Р1 и 91РТ2

Корвет оборудован вертолетной площадкой, способен нести вертолеты массой до 12 тонн, например, Ка-27, Ка-29 или Ка-31. По необходимости они могут быть заменены несколькими БПЛА.

«Василий Быков»: головной корабль проекта 22160

По своим тактико-техническим данным корвет проекта 22160 являлся первым в своем классе кораблем, способным успешно противостоять практически любому потенциальному противнику. По мощности вооружения и автономности плавания военные эксперты нередко сравнивали российский корвет с легендарным Давидом, одним ударом из пращи сразившим великана Голиафа.

Строительство новых судов доверили Зеленодольскому судостроительному заводу, который традиционно строит малые военные суда для отечественного флота. Головной корабль проекта 22160 — корвет «Василий Быков» — был заложен в феврале 2014 года. В процессе строительства корабелам удалось найти выход из непредвиденной ситуации, эффективно решив проблему импортозамещения.

Для оснащения корабля используют в основном детали, узлы и агрегаты отечественного производства, включая современное радиолокационное и навигационное оборудование. Пуск корабля на воду планируется в 2018 году, после чего начнутся доковые работы, швартовые испытания и перегон на Черное море. Новый корабль планируется приписать к Новороссийской военно-морской базе.

В феврале 2018 года заложили второй серийный корабль проекта 22160 «Михаил Державин», а спустя четыре месяца, в мае, осуществили закладку еще одного судна этого класса. Черноморские корветы несколько отличаются от своих предшественников. Немного увеличили длину судна и соответственно нарастили огневую мощь. Водоизмещение корветов, строящихся в Крыму, будет немного большим, чем проектное.

Они и другие два судна, строящиеся на верфи в Зеленодольске, должны войти в состав Черноморского флота. Срок сдачи назначен на 2020 год.

Конструкция

На кораблях проекта 22160 впервые в российской практике будет реализован модульный принцип к морскому вооружению.

Часть вооружения на корабле постоянная, и оно монтируется при строительстве. Есть места, на которых можно в ходе ремонта разместить дополнительное вооружение. И есть места под съемные модули любого назначения, которые в процессе эксплуатации можно менять в зависимости от решаемых задач
— Владимир Свиридопуло, Генеральный директор ОАО «Северное ПКБ»

Вооружение

Шесть патрульных кораблей проекта 22160, которые до 2022 года должны пополнить состав ВМФ России, планируется оснастить ракетными комплексами 3М54 (семейства «Калибр-НК»)

Мореходность

Проект 22160 отличается также хорошей автономностью и мореходностью — при водоизмещении около 2 тыс. тонн, по словам разработчика, он имеет такую же мореходность, что и вдвое больший фрегат проекта 11356.

История

Первый российский корабль, спроектированный Северным ПКБ с применением модульной концепции вооружения. Заказано шесть представителей проекта. Строительство ведётся на Зеленодольском заводе, а также на заводе Залив (два корабля). Первый корабль серии «Василий Быков» был заложен 26 февраля 2014 года. Спущен на воду 28 августа 2017 года, осенью того же года отбуксирован по внутренним водным путям на завод Залив в Керчь для достройки. 25 марта 2018 вышел из Керчи в Новороссийск на государственные испытания, стартовавшие в мае 2018. Предположительно «Василий Быков» вступит в строй до конца 2018 года.

Предполагается, что все заказанные в настоящий момент представители проекта 22160 войдут в состав Черноморского флота.
Предусматривается увеличение заказа на корабли данной серии до 12.

Конструкция

Для снижения заметности поверхности корабля должны эффективно рассеивать энергию излучения РЛС. Для этого использованы обратные завалы бортов, оптимальная высота и форма надстройки. Поверхности в носовой части имеют покрыты листами из композиционных материалов с радиопоглощающими свойствами.

В кормовой части предусмотрено пространство для размещения двух сменных модулей стандартного размера (40 футов). В зависимости от поставленных кораблю задач модули могут содержать:

  • УВП для крылатых или зенитных ракет;
  • противоминные комплексы;
  • медицинское оборудование;
  • снаряжение для подводных работ.

Корабль имеет ангар для вертолета типа Ка-27, Ка-29 или Ка-31. Наличие на борту вертолета не мешает использованию УВП, в отличие от корветов проекта 20386.

Десантно-штурмовая лодка

Важный элемент корветов проекта 22160 – оснащение его штатной десантно-штурмовой лодкой (ДШЛ). Она имеет легкое бронирование и развивает скорость до 40 узлов.

Помимо команды из двух человек, на ее борту помещается досмотровая группа в количестве 10 морских пехотинцев. После срабатывания устройства приема-отдачи ДШЛ в течение 30 секунд по слиповой дорожке попадает в воду. Эта операция и прием плавсредства на борт выполняется на ходу корабля.

Тактико-технические элементы

Водоизмещение, т – стандартное – полное 1300 1800
Размеры, м 94×14×3,4
Скорость хода, уз – наибольшая – экономическая 30 16
Дальность плавания, миль 6000
Автономность, сут. 60
Мощность ГЭУ, л.с. 32000
Экипаж, чел. 80

Характерно, что при малом (1300 т) водоизмещении есть возможность действовать в удаленных районах, например, в Средиземном море или Аденском заливе. Причём дозаправка и пополнение запасов требуется не чаще, чем для крупных участников похода. Условия обитаемости лучше, чем у «одноклассников».

Указанные сравнительные преимущества удалось получить благодаря небольшой концентрации стандартного вооружения. Освободившееся пространство позволило увеличить запас топлива и площадь обитаемых помещений.

История

Корабль спроектирован в «Северное ПКБ»; это первый российский корабль с применением модульной концепции вооружения.

Заказано шесть представителей проекта; строительство ведётся на «Зеленодольском заводе», а также на заводе «Залив» (два корабля). Первый головной корабль серии «Василий Быков» был заложен 26 февраля 2014 года и спущен на воду 28 августа 2017; вошел в состав Черноморского флота 20 декабря 2018 года.

В апреле 2014 года говорилось о планах по увеличению серии с 6 до 12 единиц, а также по базированию кораблей данного проекта на Черноморском и Северном флотах. На Черноморский флот планируется передать 6 таких корветов, однако, из-за критики этого проекта, не исключено, что ВМФ России больше не будет заказывать эти корабли.

Алжир заказал в 2018 году четыре российских модульных корвета проекта 22160.

Что относится к полномочиям совета федерации

История создания

Начиная приблизительно с 2003 года у берегов Сомали, главным образом в районе Аденского залива, образованного Аравийским полуостровом и Африканским континентом, множество торговых судов подверглось нападениям со стороны местных пиратов. Со временем эта локальная проблема стала настолько серьезной, что потребовала обсуждения на уровне Организации Объединенных Наций. Жертвами захватов и грабежа стали и несколько российских судов.

Борьбу с морскими разбойниками развернули несколько разных стран, направившие в Аденский залив боевые корабли. Россия также приняла участие в этих мероприятиях, причем достаточно успешно, однако с самого начала стало ясно, что гоняться за маломерными пиратскими катерами на ракетных крейсерах и больших противолодочных кораблях – это явно неоправданная трата сил и ресурсов.


Большой противолодочный корабль «Североморск» патрулирует Аденский залив

Всё это не позволяло достичь необходимой эффективности. Встал вопрос о создании нового вида кораблей, которые должны были следующие задачи:

  1. Обнаружение и задержание браконьеров и контрабандистов;
  2. Выполнение поисковых и спасательных операций;
  3. Охрана различных акваторий и морских баз;
  4. Сопровождение судов при выполнении переходов.

Всё это напоминает функции обычных «сторожевиков», которые используются пограничниками. Именно для них в петербургском конструкторском бюро «Северное» и создавались изначально патрульные корабли проекта 22160. Необходимо учитывать, однако, что охраной государственных границ России занимается Федеральная служба безопасности, в полномочия которой дальние морские походы, в том числе и к берегам Сомали, попросту не входят – осуществлять операции в таких зонах может только Военно-Морской флот.

Между теми кораблями, которые обычно строятся для ВМФ и «сторожевиками» есть очень существенная, даже концептуальная разница. Дело в том, что решение обычных «пограничных» задач не требует оборудования судна сложными и дорогими системами вооружений. Военным морякам же, наоборот, требуется серьезная огневая мощь, да еще и «по всем направлениям». Размещение на патрульном корабле ракет, противолодочного оружия и установок для запуска крылатых ракет превратило бы патрульный корабль в полноценный корвет.

Такая переделка была технически возможной, однако она резко увеличила бы стоимость проекта и вдобавок грозила снизить срок автономности. И то, и другое напрямую противоречило исходному замыслу. Для решения этой проблемы конструкторы ПКБ решили применить так называемый модульный подход.


Начальный этап строительства корабля «Василий Быков» на Зеленодольском заводе

На практике это обозначает, что «базовый» корвет проекта 22160 оснащается довольно скромным по составу вооружением, которое соответствует задачам обычного патрулирования. При этом, однако, всегда есть возможность установить на него те или иные системы вооружений, выполненные в виде стандартного модуля. Такое переоборудование выполняется буквально «на ходу», корабль не требуется ставить в ремонт и выполнять какие-то сложные операции.

Проект 22160 показался командованию ВМФ достаточно перспективным, и было принято решение о строительстве шести патрульных кораблей. В настоящее время полностью изготовлены три из них – «Василий Быков», «Дмитрий Рогачев» и «Павел Державин». Первые два корабля из этого перечня уже введены в состав Военно-Морского флота России, а третий проходит испытания.

Жаворонок — птица певчая. Звуки пения и фото жаворонка в дикой природе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector