Универсальный грузовик зил-164
Содержание:
- Техническая характеристика ЗИЛ-164А
- Применение
- Применение
- Грузоподъёмность ЗИЛ-164
- Отзывы
- См. также
- См. также
- Двигатель
- Технические характеристики ЗИЛ 164
- Примечания
- Техническая характеристика ЗИЛ-164А
- Фотографии ЗИЛ-164
- Двигатель ЗИЛ-164
- Двигатель
- Похожие статьи
- Видео
- Начало конца завод ЗИЛ
- Модификации
- История создания
- Примечания
- ЗИЛ-164 серийный грузовик 1957—1961 гг.
- Двигатель — агрегат, приводящий автомобиль в движение
- Французский триумф
- Модификации
- Отличия ЗИЛ-164 от ЗИС-150
Техническая характеристика ЗИЛ-164А
- Колёсная формула 4 × 2
- Снаряжённая масса — 4100 кг
- Полная масса 8250 кг
- Грузоподъёмность:
- по дорогам с асфальтобетонным покрытием — 4000 кг
- по грунту — 3500 кг
- Допустимая масса прицепа:
- Длина — 6700 мм
- База — 4000 мм
- Ширина — 2470 мм
- Колея
- Передних колёс — 1700 мм
- Задних колёс — 1740 мм
- Высота (по кабине) — 2180 мм
- Дорожный просвет:
- под передней осью — 325 мм
- под задней осью — 265 мм
- Двигатель: — ЗИЛ-164А (карбюраторный бензиновый, 6 цилиндров)
- Мощность двигателя — 100 л.с. при 2800 об/мин
- Крутящий момент — 33 кгс/м при 1100—1400 об/мин
- Рабочий объём двигателя — 5560 см³
- Коробка передач — механическая, пятиступенчатая
- Подвеска:
- передняя — рессорная, с амортизаторами
- задняя — рессорная
- Размер шин — 260-20
- Максимальная скорость — 70 км/ч
- Объём топливных баков — 150 л
- Расход топлива на 100 км и скорости 40 км/ч — 27 л
- Гидравлический усилитель рулевого управления отсутствовал.
Применение
Автомобили ЗИЛ-164 и ЗИЛ-164А долгие годы были «рабочими лошадками» практически во всех автохозяйствах СССР. На их базе специализированные заводы выпускали большими сериями фургоны, заправщики, цистерны, пожарные машины, автокраны и многие другие типы специальной техники.
Внешне ЗИЛ-164 от ЗИЛ-164А отличить легко по расположению жалюзи на боковинах капота: у ЗИЛ-164 они вертикальные, у ЗИЛ-164А — горизонтальные, как у ЗИС-150.
Многие машины, использовавшиеся группой советских войск в ГДР, оборудовались специальными кузовами немецкой постройки. В частности, немецкие пожарные машины на базе ЗИЛ-164 после списания из воинских частей продолжали работать в пожарных бригадах ближайших городов. Кроме того, многие автохозяйства своими силами изготавливали на базе ЗИЛ-164 весьма оригинальные спецмашины, нередко такие конструкции появлялись в СССР впервые, например, кассетный цементовоз.
На шасси ЗИЛ-164А монтировалась также первая в СССР серийная цистерна для перевозки сжиженного газа АЦЖНГ-4-164А. В автохозяйствах ЗИЛ-164 работали до конца 1970-х, а отдельные экземпляры и до начала 1990-х. К началу 1960-х ЗИЛ-164 и его модификации успели значительно устареть, и в 1965 году автомобили серии 164 были сняты с производства. Сегодня на территории СНГ и Прибалтики сохранилось несколько экземпляров этих машин.
Применение
Автомобили ЗИЛ-164 и ЗИЛ-164А долгие годы были «рабочими лошадками» практически во всех автохозяйствах СССР. На их базе специализированные заводы выпускали большими сериями фургоны, заправщики, цистерны, пожарные машины, автокраны и многие другие типы специальной техники.
Внешне ЗИЛ-164 от ЗИЛ-164А отличить легко по расположению жалюзи на боковинах капота: у ЗИЛ-164 они вертикальные, у ЗИЛ-164А — горизонтальные, как у ЗИС-150.
Многие машины, использовавшиеся группой советских войск в ГДР, оборудовались специальными кузовами немецкой постройки. В частности, немецкие пожарные машины на базе ЗИЛ-164 после списания из воинских частей продолжали работать в пожарных бригадах ближайших городов. Кроме того, многие автохозяйства своими силами изготавливали на базе ЗИЛ-164 весьма оригинальные спецмашины, нередко такие конструкции появлялись в СССР впервые, например, кассетный цементовоз.
На шасси ЗИЛ-164А монтировалась также первая в СССР серийная цистерна для перевозки сжиженного газа АЦЖНГ-4-164А. В автохозяйствах ЗИЛ-164 работали до конца 1970-х, а отдельные экземпляры и до начала 1990-х. К началу 1960-х ЗИЛ-164 и его модификации успели значительно устареть, и в 1965 году автомобили серии 164 были сняты с производства. Сегодня на территории СНГ и Прибалтики сохранилось несколько экземпляров этих машин.
Грузоподъёмность ЗИЛ-164
Отзывы
См. также
См. также
;Автомобили завода имени Лихачёва | |
Грузовые модели | ЗИЛ-164 • ЗИЛ-130 • ЗиЛ-138 • ЗИЛ-133 • ЗИЛ-4331 • ЗИЛ-433180 • ЗИЛ-5301 «Бычок» |
Повышенной проходимости | ЗИЛ-157 • ЗИЛ-131 • ЗИЛ-135 • ЗИЛ-4334 • ЗИЛ-49061 |
Представительские модели | ЗИЛ-111 • ЗИЛ-114 • ЗИЛ-117 • ЗИЛ-4104 • ЗИЛ-41045 • ЗИЛ-41047 • ЗИЛ-4105 |
Автобусы и спецтехника | В-1 • ЗИЛ-112С • ЗИЛ-118 • ЗиЛ (ЛиАЗ)-158 • ЗИЛ-134 • ЗИЛ-Э167 • ЗИЛ-170 • ЗИЛ-2906 |
Послевоенные БКМ и автомобильная техника военного назначения СССР и России ·Грузовые автомобили
МАЗ-502 • ЗИС-151 • ЗИЛ-131 (ЗИЛ-131Н) • ЗИЛ-157 • ЗИЛ-135 • ГАЗ-63 • ГАЗ-66 • ГАЗ-33097 • Урал-375Д • Урал-4320 • Урал-5323 • КрАЗ-214 • КрАЗ-255Б • КрАЗ-260 • КрАЗ-5233 • КАМАЗ 4310 • КАМАЗ 6350 • КАМАЗ 63501 | |
Бронетранспортёры | |
БТР-40 • БТР-50 • БТР-60 • БТР-70 • БТР-80 • БТР-90 • БТР-152 • БТР-Д | |
Бронированные разведывательные машины | Артиллерийские тягачи и прочие автомобили |
БРДМ-1 • БРДМ-2 • БРМ-1К • БРМ-3К | АТ-С • ЗИС-485 • АТС-59Г • АТ-П • МТ-ЛБ • ПТС • АТ-Т • МТ-Т • АТ-Л • ГАЗ-69 • УАЗ-469 • ЛуАЗ-967 • «Прогресс» |
Двигатель
ЗИЛ-164 комплектуется карбюраторным 4-тактным 6-цилиндровым рядным агрегатом, работающим на бензине. У силовой установки в сравнении с прежними моделями увеличилась степень сжатия (6,2 вместо прежних 6,0). Чугунную головку блока цилиндров заменила алюминиевая головка. Бензин подавался принудительно посредством герметизированного топливного насоса, имеющего производительность 60 л/час.
Комбинированная система смазки силовой установки включала фильтры тонкой и грубой очистки, расположенные в одном корпусе. Модернизированные жалюзи радиатора получили все модификации ЗИЛ-164. Обновленный радиатор с расширительным бачком и герметичной пробкой устанавливался исключительно на тягачи.
Автомобиль получил карбюратор МКЗ-К-82 с пневматическим регулятором оборотов коленчатого вала.
Характеристики силовой установки ЗИЛ-164:
— рабочий объем — 5,56 л; — номинальная мощность – 100 л.с.; — частота вращения – 2800 об/мин; — максимальный крутящий момент – 33 кгс/м.
Технические характеристики ЗИЛ 164
Примечания
Сноски
- Неприводные управляемые колёса, в условиях массового распространения полноприводных автомобилей, в сравнении с общей стоимостью и сложностью полугусеничной ходовой части не давали заметного упрощения и удешевления конструкции, но при этом отрицательно сказывались на проходимости и поворотливости по сравнению с аналогом с приводными управляемыми колёсами.
Источники
- ↑ 123456789101112131415161718192021Кочнев Е. Д. Полугусеничные транспортеры ЗИС-153 (1946—1953 гг.) // Автомобили Советской Армии. 1946—1991. — М.: Яуза, Эксмо, 2011. — 640 с. — (Война моторов). — 3000 экз. — ISBN 978-5-699-46736-5.
- Вячеслав Шеин. Колесом по истории // Биржа+Авто : газета. — 2 августа 2001. Архивировано 4 марта 2014 года.
- ↑ 123456789101112Евгений Прочко. БТР-152 // Техника и вооружение. — 1999. — № № 3, 4.
- БТР-152 (неопр.) . Государственный Военно-технический музей в Черноголовке. Дата обращения 29 марта 2012. Архивировано 16 мая 2012 года.
- ↑ 12Сергей Ионес. Стойкие иностранные солдатики // Грузовик Пресс : журнал. — июнь 2008. — № 6.
- ↑ 12345678Соколов М. В. Глава 20. Наследие войны / ЗИС // Автонашествие на СССР. Трофейные и лендлизовские автомобили. — М.: Яуза, Эксмо, 2011. — С. 423—425, 426. — 608 с. — (Война моторов). — 2000 экз. — ISBN 978-5-699-45024-4.
- ↑ 123Шугуров Л. М. Автомобили России и СССР. — М.: ИЛБИ, 1993. — Т. 1. — С. 243. — 256 с. — (Клуб фанатов техники). — 50 000 экз. — ISBN 5-87483-004-9.
- ↑ 12Александр Кириндас. Транспорт для российских просторов. Соревнование без победителей // Техника и вооружение. — апрель 2011. — № № 4. — С. 23—28.
- ↑ 123Константин Георге. БТР-152: снят с вооружения, но еще в бою(неопр.) .Автоновости Екатеринбурга . 66.ru (24 февраля 2010). Дата обращения 27 декабря 2012. Архивировано 28 декабря 2012 года.
- Новиков, 2002.
- Александр Новиков. ЗИС-151 // Автотрак. — 2002. — № 2. Архивировано 22 сентября 2012 года.
Техническая характеристика ЗИЛ-164А
- Колёсная формула 4 × 2
- Снаряжённая масса — 4100 кг
- Полная масса 8250 кг
- Грузоподъёмность:
- по дорогам с асфальтобетонным покрытием — 4000 кг
- по грунту — 3500 кг
- Допустимая масса прицепа:
- Длина — 6700 мм
- База — 4000 мм
- Ширина — 2470 мм
- Колея
- Передних колёс — 1700 мм
- Задних колёс — 1740 мм
- Высота (по кабине) — 2180 мм
- Дорожный просвет:
- под передней осью — 325 мм
- под задней осью — 265 мм
- Двигатель: — ЗИЛ-164А (карбюраторный бензиновый, 6 цилиндров)
- Мощность двигателя — 100 л.с. при 2800 об/мин
- Крутящий момент — 33 кгс/м при 1100—1400 об/мин
- Рабочий объём двигателя — 5560 см³
- Коробка передач — механическая, пятиступенчатая
- Подвеска:
- передняя — рессорная, с амортизаторами
- задняя — рессорная
- Размер шин — 260-20
- Максимальная скорость — 70 км/ч
- Объём топливных баков — 150 л
- Расход топлива на 100 км и скорости 40 км/ч — 27 л
- Гидравлический усилитель рулевого управления отсутствовал.
Фотографии ЗИЛ-164
ЗИС-164 технические характеристики | |
Годы производства | 1957—1961 |
Завод изготовитель | ЗИЛ(Москва) |
Колесная формула | 4 х 2 |
Платформа | ЗИС-150 |
Число мест | 3 |
Габариты ЗИЛ-164 | |
Длина | 6700 мм. |
Ширина | 2470 мм. |
Высота | 2180 мм. |
Колесная база | 4000 мм. |
Колея передняя | 1700 мм. |
Колея задняя | 1740 мм. |
Дорожный просвет под передней осью | 325 мм. |
Дорожный просвет под задней осью | 265 мм. |
Радиус поворота | 11 м. |
Снаряженная масса | 4500 кг. |
Двигатель ЗИС-150 | |
Марка | ЗИЛ-164 |
Тип | карбюраторный, четырёхтактный, рядный, нижнеклапанный |
Рабочий объём | 5555 см3 |
Максимальная мощность | 97 л.с. при 2600 об/мин. |
Число цилиндров | 6 |
Клапанов | 12 |
Порядок работы цилиндров | 1-5-3-6-2-4 |
Клапаный механизм | SV |
Диаметр цилиндров | 101,6 мм. |
Ход поршня | 114,3 мм. |
Степень сжатия | 6.2 |
Максимальный крутящий момент | 324 Н·м, при 1200 об/мин |
Материал блока цилиндров | чугун |
Материал ГБЦ | алюминий |
Рекомендуемое топливо | А-66 |
Трансмиссия | |
Коробка передач | механическая, пятиступенчатая |
Главная передача | двойная |
Предаточное число ГП | 7,63 |
Сцепление | двухдисковое, сухое, с механическим приводом. |
Подвеска передняя | рессорная, с амортизаторами |
Подвеска задняя | рессорная |
Рулевой механизм | глобоидальный червяк с трёхребневым роликом. |
Тормозная система | ножной тормоз колодочный, барабанного типа, на все колёса с пневматическим приводом |
Ручной тормоз | дискового типа с механическим приводом на трансмиссию |
Охлаждение | жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией |
Динамика | |
Максимальная скорость | 70 км/ч |
Расход топлива | 27 л./100 км. |
Ёмкость топливного бака | 150 л. |
Грузоподъёмность ЗИС-164 | 4000 кг. |
Электрооборудование | 12 V |
Шины | 260-20 |
Двигатель ЗИЛ-164
Двигатель — у автомобиля ЗиЛ-164А он имеет маховик, приспособленный для работы с однодисковым сцеплением. На двигатель был установлен карбюратор К-82М, полностью взаимозаменяемый с К-82, а также новый топливный насос повышенной производительности без отстойника, унифицированный по крепежным местам со старым насосом. Производительность нового насоса 125 л/час — вместо 60 л/час у старого. Был использован вентилятор радиатора с увеличенным до 380 углом установки лопастей вместо применявшегося ранее с углом 300 , а также новый кожух вентилятора. Вместо трубчато-пластинчатого радиатора установлен трубчато-ленточный (змейковый радатор), полностью взаимозаменяемый со старым.
Двигатель
ЗИЛ-164 комплектуется карбюраторным 4-тактным 6-цилиндровым рядным агрегатом, работающим на бензине. У силовой установки в сравнении с прежними моделями увеличилась степень сжатия (6,2 вместо прежних 6,0). Чугунную головку блока цилиндров заменила алюминиевая головка. Бензин подавался принудительно посредством герметизированного топливного насоса, имеющего производительность 60 л/час.
Комбинированная система смазки силовой установки включала фильтры тонкой и грубой очистки, расположенные в одном корпусе. Модернизированные жалюзи радиатора получили все модификации ЗИЛ-164. Обновленный радиатор с расширительным бачком и герметичной пробкой устанавливался исключительно на тягачи.
Автомобиль получил карбюратор МКЗ-К-82 с пневматическим регулятором оборотов коленчатого вала.
Характеристики силовой установки ЗИЛ-164:
— рабочий объем — 5,56 л;- номинальная мощность – 100 л.с.;- частота вращения – 2800 об/мин;- максимальный крутящий момент – 33 кгс/м.
Похожие статьи
Видео
Внешне модель отличалась от ЗИС-150 вертикальной решеткой радиатора. Грузовик получил новый двигатель повышенной мощности. ЗИЛ-164 считался «рабочей лошадкой» и присутствовал почти во всех советских автохозяйствах. На базе автомобиля специализированные предприятия собирали заправщики, пожарные машины, фургоны, автокраны, цистерны и прочую специализированную технику. Версии, использовавшиеся советскими войсками в ГДР, получили кузова немецкого производства. Некоторые автохозяйства на основе ЗИЛ-164 изготавливали оригинальные автомобили (кассетный цементовоз и другие). На платформе данной модели была разработана первая в стране серийная цистерна, предназначенная для перевозки сжиженного газа.
ЗИЛ-164 предполагалось заменить на ЗИЛ-130, но трудности с постановкой его на конвейер привели к тому, что в 1961-ом году завод имени Лихачева начал производство модификации ЗИЛ-164А с некоторыми узлами от ЗИЛ-130 (новой коробкой передач и однодисковым сцеплением). У новой версии улучшились мощностные и динамические характеристики. Внешне ЗИЛ-164А отличался от классической версии расположением жалюзи на боковинах капота. У более поздней модификации они были вертикальными, у более ранней – горизонтальными.
В автохозяйствах грузовик эффективно использовался до конца 70-х годов, после чего его популярность пошла на спад. К 1965-му году ЗИЛ-164 морально устарел, что и объясняло уменьшение спроса на него. При этом в 90-х годах модель все еще использовали. Отдельные версии ЗИЛ-164 можно встретить и сейчас.
Завод имени Лихачева выпускал огромное количество модификаций данного автомобиля:
- ЗИЛ-164Р – бортовая машина для эксплуатации с прицепом;
- ЗИЛ-164Г – шасси для сборки самосвала;
- ЗИЛ-164Д – бортовой грузовой автомобиль с экранированным оборудованием;
- ЗИЛ-ММЗ-585И – самосвал, используемый в строительной сфере;
- ЗИЛ-ММЗ-164Н – седельный тягач;
- ЗИЛ-ММЗ-585К – сельскохозяйственный самосвал;
- ЗИЛ-164А – модернизированный бортовой грузовик с новыми элементами (карданным валом, сцеплением, амортизаторами и коробкой передач);
- ЗИС-156А – бортовой грузовик, функционирующий на сжиженном газе;
- ЗИЛ-164АР – бортовой грузовик с агрегатом повышенной мощности. Предназначался для эксплуатации с прицепом;
- ЗИЛ-164АД – грузовой автомобиль с экранированным электрооборудованием;
- ЗИЛ-ММЗ-164АН – седельный тягач, оборудованный мотором повышенной мощности (109 л.с.);
- ЗИЛ-164АГ – самосвальное шасси;
- ЗИЛ-ММЗ-585М – самосвал для сельского хозяйства;
- ЗИЛ-ММЗ-585Л – самосвал для строительной сферы;
- ЗИЛ-166 – бортовой грузовик, работающий на сжиженном газе;
- ЗИЛ-164 – особая модификация, выпускаемая Колымским заводом. Модель имела третью ось и отличалась повышенными эксплуатационными качествами и грузоподъемностью.
Начало конца завод ЗИЛ
А дальше будет череда невероятного.
С огромными задержками по времени дизельный ЗИЛ 4331 поставят на конвейер в 1987г. При весьма слабом финансировании, но огромным спросом на грузовик.
Его произведут в количестве более 500 тысяч штук даже в тяжëлые времена 90-х гг.
Когда спрос будет минимальным чисто из-за отсутствия свободных средств у большинства покупателей. А не по какой-то иной надуманной причине.
Почти все эксплуатанты будут латать свои прежние авто.
модель ЗИЛ 4331 со спальником на два человека. Выпускали малыми партиями в 90-е и 2000-е ггДва полноценных спальных места на 2 человека. Утеплённая кабина (для основного и сменного водителя или пассажира). На ночь сидения для увеличения пространства сдвигаются вперёд. Такие удобства были только в самых дорогих МАЗах. В УРАЛах такого до сих пор нет! И это ещё без высокого потолка. См. на других фото ниже.
Были и такие ЗИЛы с завода, полный привод 6 на 6, объёмный кузов и два спальных места для передвижения вне дорог
Прощай, отличный передовой мотор
В приказном порядке из Москвы свернут уже полностью работающий конвейер. По производству дизельного мотора ЗИЛ-645 в Новоуральске.
По своему качеству сборки он был даже лучше чем из Тутаево.
Дизельный мотор ЗИЛ 645 собственной разработки. Выпускали серийно в Тутаево и Новоуральске. Тише КАМАЗ 740. Более приёмистый на разгонах, изначально спроектирован как многотопливный
В начале 90-х, при слабом финансировании самой армии в целом, армия откажется от закупок МиГов. В пользу более широкофункциональных СУ.
А также от закупок бензиновых ГАЗ-66 и ЗИЛ 131. В пользу дизельных и более грузоподъëмных КАМАЗ 4310 и УРАЛ 4320.
К слову сказать в этот момент ЗИЛ потерял 30% своих заказов и 30% прибыли соответственно.
бронированный ЗИЛ тягач – не заинтересовал армию
Шасси бронированного ЗИЛ 4331 для разных задач – не заинтересовал армию
Ещё удар
В конце 80-х прекратится заказ правительственных ЗИЛов и автобусов Юность на их базе.
Ниже представлены базовые модификации.
На основе которых также было разработано множество более современных разновидностей.
Автомоблиль ЗИС 101
Кабриолет ЗИС 102Послевоенный ЗИС 110Открытый ЗИС 110 кабриолетМодель ЗИЛ 111
Новый ЗИЛ 114
Удлиннённый ЗИЛ 117
Вариант ЗИЛ для проведения парадов на Красной Площади в МосквеМикроавтобус Юность на шасси и агрегатах правительственных ЗИЛов
последний правительственный ЗИЛ, не пошедший в серию
Модификации
ВОГ-25ИН
Индекс ГРАУ — 7П17И
. Практический выстрел с гранатой в инертном снаряжении, применяется для тренировок и обучения стрельбе,а также приведения ГП-25 к нормальному бою и проверке боя.
ВУС-25
(индекс 7П44У) — учебная граната, применяется для тренировок и обучения.
ВОГ-25П
Индекс ГРАУ — 7П24
, шифр «Подкидыш». Выстрел с «подпрыгивающей» осколочной гранатой, оснащённый взрывателемВГМ-П с вышибным зарядом и пиротехническим замедлителем. Принят на вооружение в 1979 году.
При попадании в преграду выстрел подскакивает и взрывается в воздухе на высоте около 1,5 метров. В сравнении с ВОГ-25, «подпрыгивающий» боеприпас позволяет эффективнее поражать лежащего и находящегося в траншее или окопе противника.
Описание:
- Калибр 40 мм
- Начальная скорость 76 м/с
- Масса 275 г
- Масса ВВ 42 г
- Длина 125 мм
- Дистанция взведения 10 — 40 м
- Время самоликвидации не менее 14 с
- Средняя высота разрыва 75 см
«Гвоздь»
40-мм выстрел «Гвоздь»
с газовой гранатой — предназначен для создания газового облака с непереносимо-допустимой концентрацией ирританта (раздражающего вещества) CS. Состоит на вооружении МВД РФ.
40-мм выстрел с дымовой гранатой ВДГ-40 «Нагар»
— применяется для постановки дымовой завесы.
ВОГ-25М
Модернизированный вариант выстрела ВОГ-25 с осколочной гранатой, частично унифицирован с ВОГ-25ПМ. Разработан в начале 2000-х годов.
ВОГ-25ПМ
Модернизированный вариант выстрела ВОГ-25П с «подпрыгивающей» осколочной гранатой, частично унифицирован с ВОГ-25М. Разработан в начале 2000-х годов.
АСЗ-40
40-мм выстрел акустического действия АСЗ-40 «Свирель»
. Светозвуковая граната нелетального действия служит для временного подавления психоволевой устойчивости живой силы противника. Состоит на вооружении МВД РФ.
В настоящее время имеет место тенденция к дальнейшему расширению типов боеприпасов. Так, на международной оружейной выставке «Defendory-2006» были представлены новые виды гранат:
- ВГ-40МД — выстрел с дымовой гранатой
- ВГС-40-1 — выстрел с сигнальной гранатой (красный огонь)
- ВГС-40-2 — выстрел с сигнальной гранатой (зеленый огонь)
- ВГ-40И — выстрел с осветительной гранатой
Однако нет сведений, что эти боеприпасы были приняты на вооружение или находятся в серийном производстве.
История создания
Грузовой автомобиль ЗиЛ-164 является своего рода «переходной моделью». Теоретически он мог быть создан еще в 40-е годы прошлого века, но, с другой стороны, имелись некоторые шансы и на то, что такая машина вообще никогда не появится на дорогах Советского Союза.
Непосредственным предшественником и прототипом этого грузовика был ЗиС-150, проектирование которого началось еще до Великой Отечественной войны, в конце 30-х. Сначала предполагалось, что эта машина будет именоваться ЗиС 15 и заменит постепенно устаревающий ЗиС-5. В 1938-м году были изготовлены несколько опытных экземпляров нового автомобиля, но программа испытаний осталась незавершенной.
ЗиС-150 – непосредственный предшественник и прототип ЗиЛ-164
Во время войны советские инженеры получили возможность ознакомиться с различными образцами иностранных грузовых машин, поставлявшихся в СССР по программе ленд-лиза. Это в значительной мере повлияло если не на конструкцию, то на внешний вид ЗиС-150, который в итоге стал похож на International Harvester K-7 производства США.
Предполагалось, что ЗиС-150 будет заменен на конвейере новой перспективной моделью, разработка которой началась еще в 1953-м году. Поскольку в рамках борьбы против «культа личности» завод имени Сталина, начиная с 1956-го года, стал заводом имени Лихачева, эта машина впоследствии получила широкую известность под названием ЗиЛ 130. Создание этого нового грузовика шло не так быстро, как этого хотелось бы самим конструкторам, что и привело к появлению ЗиЛ-164.
Фактически эта машина представляла собой улучшенный вариант автомобиля ЗиС-150. Внешние отличия были минимальными, однако конструкция подверглась довольно существенной доработке. Перечень основных изменений выглядит следующим образом:
- Значительно усилена несущая рама. Увеличена прочность обоих лонжеронов, а также трёх поперечин;
- Использованы рессоры, собранные из четырнадцати слоев листовой стали;
- Установлен задний мост новой конструкции;
- Изменена приборная панель – как по компоновке, так и по составу оборудования.
Седельный тягач ЗиЛ-ММЗ-164Н
Серийное производство таких машин началось в 1957-м году, причем наряду с базовой моделью выпускалось одновременно несколько различных модификаций:
- ЗиЛ-164Д. От исходного варианта отличался специальной экранировкой, предотвращавшей создание помех во время включения и работы электрических устройств (зажигания, осветительных приборов);
- ЗиЛ-164Р. Машина, использовавшаяся для перевозки грузов в прицепах и полуприцепах. Кузов – обычной конструкции, деревянный, все три борта откидываются;
- ЗиЛ-ММЗ-164Н. Седельный тягач, доработка которого осуществлялась в Мытищах, на местном машиностроительном заводе.
Кроме того, производился особый вариант, ЗиЛ-164Г. Он представлял собой шасси, которое можно было использовать для создания самосвалов. Одна из таких машин, известная как ЗиЛ-ММЗ-585К, активно применялась в сельском хозяйстве, в то время как при строительстве использовался ЗиЛ-ММЗ-585И. Механизмы опрокидывания и стальные кузова для самосвалов делались на заводе в городе Мытищи.
В 1961-м году началось серийное производство еще более «переходного» варианта ЗиЛ 164А. От исходного грузовика он отличался не только чуть более мощным двигателем, но и «заимствованием» целого ряда узлов и агрегатов, разработанных для перспективного ЗиЛ-130. В частности, эти машины получили новые МКПП, была улучшена передняя подвеска.
Субмодификации, созданные с использованием ЗиЛ-164А, обозначались таким образом:
- ЗиЛ-164АР. Машина, использовавшаяся для транспортировки прицепов и полуприцепов. Отличительная особенность этого варианта – мотор с увеличенной до 109 лошадиных сил мощностью;
- ЗиЛ-164АД. Полный аналог «экранированного» ЗиЛа-164Д;
- ЗиЛ-ММЗ-164АН. Седельный тягач, оснащенный мотором в 109 л.с.
Самосвал ЗиЛ-ММЗ-585Л
Обновленное «самосвальное шасси» получило обозначение ЗиЛ-164АГ. На его основе делались машины ЗиЛ-ММЗ-585Л (вариант для строителей) и ЗиЛ-ММЗ-585М (самосвал для сельского хозяйства).
Кроме того, существовали «газифицированные» версии грузовика. Первая из них называлась ЗиЛ-156А. Она производилась серийно в течение четырех лет, начиная с 1957-го, после чего её заменили на ЗиЛ-166. Также была изготовлена опытная партия автомобилей ЗиЛ-166А, рассчитанных на использование сжиженного газа.
Примечания
ЗИЛ-164 серийный грузовик 1957—1961 гг.
Характеристики ЗИЛ-164
Двигатель ЗИЛ-164
Фотографии ЗИЛ-164
Чертёж ЗИЛ-164
ЗИЛ-164 — грузовой автомобиль производства Завода имени Лихачева. Создан на базе ЗИС-150 путём модернизации его отдельных узлов и агрегатов. Производился с октября 1957 по декабрь 1964 (с декабря 1961 — ЗиЛ-164А).
Двухосный грузовой автомобиль ЗиЛ-164 с одной ведущей осью был предназначен для перевозки грузов и личного состава по различным дорогам, включая грунтовые и проселочные. От базовой ЗиЛ-150 новая модель отличалась в основном техническими нововведениями — такими, как установка вместо чугунной, алюминиевой головки блока цилиндров и т.д.
На раме установлены усилители лонжеронов. Изменены места крепления передней рессорной подвески и передних буксирных крюков. Передняя подвеска стала 14-листовой, в задней подвеске установлена усиленная пластина добавочной рессоры. В деталях оперения изменена облицовка радиатора и застежки капота. Если у ЗиС/ЗиЛ-150 жалюзи горизонтальные, то у ЗиЛ-164 они вертикальные. Боковые жалюзи стали также вертикальными, тогда как у ЗиС/ЗиЛ-150 они горизонтальные. Была повышена жесткость кронштейна крепления крыла, кабина оборудована отопителем, обдувом ветровых стекол и вентиляцией.
Двухосный грузовой автомобиль ЗиЛ-164 с одной ведущей осью был предназначен для перевозки грузов и личного состава по различным дорогам, включая грунтовые и проселочные. Грузоподъемность автомобиля 4000 кг. При установке шин, допускающих нагрузку на шины 1700 кг, грузоподъемность автомобиля на дорогах с усовершенствованным покрытием могла быть повышена до 4500 кг. Пи эксплуатации на плохих грунтовых и проселочных дорогах вес перевозимого груза должен был быть уменьшен до 3000 кг., скорость движения также должна была быть понижена. Для безостановочного перехода с производства ЗиЛ-164 на выпуск грузовых автомобилей ЗиЛ-130 и была создана модель ЗиЛ-164А, снабженная агрегатами нового автомобиля. К новым агрегатам относятся: однодисковое сцепление, коробка передач, ручной тормоз, карданные валы, телескопические амортизаторы, тормозной кран и некоторые другие.
Двигатель — агрегат, приводящий автомобиль в движение
Французский триумф
В судьбе «Юности» звездный 1967 год мог стать и переломным. В начале мая Советский Союз впервые принял участие в ХVIII Международной автобусной неделе, проходившей во французском г. Ницца. Будучи крупнейшим в своей области специализированным мероприятием, она включала XV туристическое ралли из разных городов Европы в Ниццу, различные виды конкурсов и технические испытания автобусов. Наряду с ЗИЛ-118 интересы страны представляли ПАЗ-665 «Турист», ЛАЗ-699 «Турист» и ЛАЗ «Украина». Соперниками наших машин были самые именитые конкуренты со всего света.
Подготавливая «Юность» к столь престижным состязаниям, автозаводцы верили в свое детище, но что успех будет носить триумфальный характер, никто не мог даже предположить. Победителем ралли, завоевавшим главный большой приз Президента Французской республики (Севрскую вазу), был признан Интурист СССР за организацию и проведение маршрута ЗИЛ-118. За участие в этом же соревновании представителям ЗИЛа были присуждены бронзовая медаль Комиссариата по туризму и вымпел инициативного туристического комитета г. Ниццы.
В конкурсах и технических испытаниях участвовало 129 машин 50 фирм. «Юность» доказала, что может на равных бороться с любым соперником. В ее копилке оказались самые значимые награды. Большой приз конкурса – кубок Оргкомитета – машина получила по совокупности тягово-скоростных свойств, уровню внешнего шума и плавности хода. В конкурсе кузовов ЗИЛ-118 вместе с другими отечественными автобусами присудили серебряную медаль Французской федерации кузовостроения. Всего же наша машина увезла на родину 12 призов, это не удавалось ни одному отечественному автомобилю ни до, ни после «Юности».
Советским автобусом самым серьезным образом заинтересовались многие зарубежные компании. Западные бизнесмены быстро смекнули, какие выгоды может принести машина, не имеющая мировых аналогов. Но представителям Автоэкспорта в ответ на предложения приобрести крупные партии ЗИЛ-118 оставалось лишь разводить руками, ведь в наличии было всего 7 машин, построенных практически вручную.
Громкие успехи «Юности» и ее международное признание так и не привели к выделению средств на серийное производство. Хотя массовый выпуск автобусов мог бы заметно удешевить себестоимость и правительственных лимузинов.
Модификации
- ЗИЛ-164Р — бортовой грузовик для работы с прицепом (1957—1961)
- ЗИЛ-164Д — бортовой грузовик с экранированным оборудованием (1957—1961)
- ЗИЛ-164Г — шасси самосвала (1957—1961)
- ЗИЛ-ММЗ-164Н — седельный тягач (1957—1961)
- ЗИЛ-ММЗ-585И — строительный самосвал (1957—1961)
- ЗИЛ-ММЗ-585К — сельскохозяйственный самосвал (1957—1961)
- ЗИС-156А — бортовой грузовик для работы на сжиженном газе (1957—1961)
- ЗИЛ-164А — бортовой модернизированный грузовик, часть агрегатов от будущего ЗИЛ-130 — сцепление, коробка передач, карданные валы, амортизаторы (1961—1965)
- ЗИЛ-164АР — бортовой грузовик для работы с прицепом с двигателем повышенной мощности 109 л.с.(1961—1965)
- ЗИЛ-164АД — бортовой грузовик с экранированным электрооборудованием (1961—1965)
- ЗИЛ-164АГ — шасси самосвала (1961—1965)
- ЗИЛ-ММЗ-164АН — седельный тягач с двигателем повышенной мощности 109 л.с.(1961—1965)
- ЗИЛ-ММЗ-585Л — строительный самосвал (1961—1965)
- ЗИЛ-ММЗ-585М — сельскохозяйственный самосвал (1961—1965)
- ЗИЛ-166 — бортовой грузовик для работы на сжатом газе (1961—1965)
- ЗИЛ-166А — бортовой грузовик для работы на сжиженном газе (опытная партия)
- ЗИЛ-164* — колымская модификация — производилась самостоятельно местным автопредприятием — устанавливалась третья ось. Позволило увеличить грузоподъёмность и эксплуатационные качества. Данную модификацию в качестве памятника можно увидеть в г. Магадан (район Автотек)
Отличия ЗИЛ-164 от ЗИС-150
Новый грузовик создавался на заводе имени Лихачёва в качестве приемника ЗИС-150, который на то время считался достаточно устаревшим. Хотя последние модификации ЗИС-150 практически не отличались от первых ЗИЛ-164, партия требовала не очередной модернизации, а создания абсолютно новой модели, поэтому в 1957 году на базе ЗИС конструкторы создали новый автомобиль.
Его внешность сразу наводила мысли о том, что это модернизированный ЗИС, но некоторые отличия в конструкции моделей всё же имелись:
- Рама автомобиля стала мощнее;
- Двигатель тоже был более мощным;
- Установили карбюратор новой модели;
- Появились телескопические амортизаторы;
- Появилась системе обдува ветровых стёкол;
- Отопитель новой конструкции.
Кроме того, в конструкцию автомобиля было внесено ещё множество различных мелких изменений, которые незаметны с первого взгляда. Например, новый радиатор, более высокие крылья и т.п.
Машина стала выпускаться серийно с 1957 года, и выпускалась до 1964 года. В 1961 году произошла серьёзная модернизация автомобиля, так как на заводе готовились к выпуску совершенно нового грузовика ЗИЛ-130. С 1961 года завод выпускал модель ЗИЛ-164А, который получил часть узлов от новой, более совершенной модели. Последняя модификация получила новое однодисковое сцепление, карданы, тормозной кран. Кроме того, КПП ЗИЛ-164А тоже была взята от модели с индексом 130.
В некоторых источниках указывается, что первые модификации ЗИЛ-164 назывались ЗИС, но это неправда. Завод переименовали в 1956 году, первые автомобили сошли с конвейера только через год после этого, а вот ЗИС-150 действительно назывался ЗИЛ. Последние модели, которые выпускались в 1956 году, имели надпись «ЗИЛ».