T 55a
Содержание:
- Башни отдельно
- САУ Штурмтигр калибр 380-мм. ТТХ. Вооружение. Снаряды. Бронирование. Размеры
- Танк КВ-1 – первый вариант тяжелого танка
- Тактико-технические характеристики и сравнение с аналогами
- Защита
- Государственная деятельность
- Модификации
- Описание конструкции
- Измерительные приборы
- Компоновка боевого танка Т-90 “Владимир”
- История
- Рождение новой боевой машины Т-55
- Силы ядерного сдерживания
- Конструкция советского танка Т-55 — основные особенности
- Система связи
- Прочие варианты
- Примечания
- Кустарная броня для Т-55
- Navigation menu
- Танк Т-55: характеристики
- Ссылки
- Рождение новой боевой машины Т-55
- Advertise
- Основные задачи, которые решали конструкторы танка Т-55
- Выбор авто
Башни отдельно
Завалявшиеся башни от Т-55 тоже активно идут в дело. Из них вполне можно сделать огневую точку на колёсиках для защиты блокпостов от тех же машин со смертниками.
Для большей мобильности башню можно сразу поставить на тягач.
А ещё, казалось бы, обычная грузовая фура может удивить. Изящным поворотом дверцы она превращается, превращается…
…в эрзац-САУ с башней от Т-55.
Такие сюрпризы любили устраивать ещё англичане немцам и итальянцам в Африке, маскируя танки под грузовики.
Как мы видим, списывать Т-55 со счетов ещё рано. Рождённая в середине прошлого века машина до сих пор неплохо проявляет себя в локальных конфликтах по всему миру. Недаром китайский оборонпром активно продвигает на экспорт новые лёгкие танки VT-5, по массе и вооружению весьма схожие с советской средней машиной. Тридцати трёх тонн массы, 105-миллиметровой пушки, стабилизированного прицела с тепловизором и неплохой динамики вполне достаточно для многих армий мира, не избалованных большими швоенными бюджетами и достаточно крепкими для основных боевых танков мостами.
САУ Штурмтигр калибр 380-мм. ТТХ. Вооружение. Снаряды. Бронирование. Размеры
Танк КВ-1 – первый вариант тяжелого танка
Тактико-технические характеристики и сравнение с аналогами
Что интересно, как такового прямого зарубежного аналога у Т-55 не было. Американский М60 конкурировал уже с Т-62, да и британский «Центурион» после всех модернизаций приблизился именно к более современной советской машине. Возьмём для сопоставления параметров «Центурион» ранней версии и американский М48.
Т-55 | М48А1 | «Центурион» Mk.3 | |
Масса, т | 36 | 46,4 | 50 |
Длина, м | 6,2/9 | 6,9/8,8 | 7,2 |
Высота, м | 2,3 | 3,2 | 3 |
Лобовая броня, мм | 100 | 110 | 76,2 |
Максимальная скорость, км/ч | 50 | 50 | 35 |
Вооружение | 100 мм пушка, 2х7,62мм пулемёта | 90мм пушка, 12,7мм пулемёт, 7,62мм пулемёт | 84мм пушка, 7,7мм пулемёт |
Приведённые в таблице машины превосходили Т-55 по габаритам и массе, имели менее мощное вооружение, а «Центурион» проигрывал по броне и подвижности. Однако такая ситуация сохранялась недолго – выпущенные «Центурионы» стали перевооружаться новой пушкой L7. Такое же перевооружение производилось, например, с израильскими М48.
А «советский ответ» на новое западное орудие оформился уже в виде Т-62. Для него пришлось разработать увеличенный корпус – сказались заложенные ещё в конструкцию Т-54 минимальные размеры и объёмы. При этом в СССР не только сохранили производство танка наименьшим потенциалом для модернизаций – Т-55 изо всех сил старались довести до уровня новейших ОБТ. При этом по мощи вооружения «пятьдесят пятый» уступал аналогично модернизированным Т-62.
Но этот танк, оснащённый сложным механизмом выбрасывания гильз, на экспорт так активно не поставлялся и по лицензии не производился.
Простой, надёжный и добротный, он оказался незаменим для тех стран, где нельзя было найти высокопрофессиональные экипажи и высокую культуру производства. Однако его время всё-таки уходит.
«Пятьдесят пятые» изнашиваются, противотанковые средства совершенствуются, и уже недалёк тот день, когда проще и дешевле будет купить новый танк, а не перестраивать «пятьдесят пятые». Косвенно это подтверждает то, что проекты модернизаций остаются невостребованным.
Защита
Дополнительное бронирование башни и корпуса обеспечивало танку повышение защищенности. Дополнительная защита корпуса представляла собой сварную коробчатую конструкцию, выполненную из броневых 30-миллиметровых листов. Внутри нее с зазором в 30 мм размешались 5-миллиметровые пластины. Полости между ними заполнялись пенополиуретаном. Конструкция приваривалась к верхнему лобовому листу снаружи.
Дополнительная защита передней части башни выполнялась из двух блоков, размещенных справа и слева от амбразуры. Эти блоки обладают таким же уровнем защиты и схемой бронирования, как и верхний лобовой отдел танка. Что касается бортов машины, то их защищали противокумулятивные резинотканевые экраны, расположенные по всей его длине. Членам экипажа полагались индивидуальные жилеты с противорадиационными функциями. Рабочие места танкистов имели дополнительную локальную защиту от радиации. Модель танка Т-55 также получила защиту от напалма.
За чет дополнительного покрытия днища броней, была повышена противоатомная защита для механика-водителя. К днищу снаружи приварили каркас из листов брони толщиной 20 мм. За механиком-водителем, с правой стороны, между днищем и крышей установили пиллерс.
Для увеличения уровня маскировки танка использовалась система запуска дымовых гранат модели 902Б. Она состояла из восьми пусковых установок, расположенных на правом борту башни. Система одинаково хорошо могла работать с дымовыми и аэрозольными гранатами.
Государственная деятельность
Модификации
В 1961 году на базе Т-55 был создан Т-62 с усовершенствованными характеристиками. Модель производилась одновременно с Т-55 до 1983 года. Затем была проведена глубокая модернизация боевых машин, и таким образом появились новые модификации: Т-55М, Т-55АМ, а также Т-62М, которые отличались усиленной огневой мощью и более высокой степенью защищенности без потери подвижности. Пассивная защита заключалась в дополнительном бронировании, активная состояла из комплекса «Дрозд» с двумя мортирами, заряжаемыми парой 107-миллиметровых снарядов каждая, а также крупнокалиберных зенитных пулеметов. В дополнение к вооружению танкам придавались две независимые радиолокационные станции.
Позже танк Т-55М стали оснащать более совершенным комплексом управляемого вооружения 9К116 «Бастион», а на Т-62М устанавливали «Шексну» с аналогичными характеристиками, но более динамичную в действии. Эти два комплекса оборудованы 100-миллиметровым нарезным стволом и 115-миллиметровой гладкоствольной пушкой. Выстрел первого ствола — управляемая ракета 9М117. Характеристики снаряда многоступенчатые, с очень высокой эффективностью поражения. Ракета управляется полуавтоматической системой лазерного наведения.
Описание конструкции
Внешне Т-62 остался настолько похож на Т-55, что опознать его можно только по небольшим деталям. А вот его конструкция изменилась достаточно серьёзно. Для размещения нового орудия погон башни Т-62 пришлось увеличить, а для этого – удлинить корпус танка. Чтобы равномерно распределить нагрузку на ходовую часть, по-иному расположили катки. Из-за этого характерный для Т-55 промежуток между передними катками сменился не менее характерным промежутком между катками задними.
12-цилиндровый дизель В-55 развивал мощность 580 л.с. Мотор В-55В отличался только установкой более мощного электрогенератора.
Топливо поступало из четырёх баков, расположенных внутри боевого отделения (три бака в носовой части и один в кормовой, у правого борта) и трёх внешних, установленных на надгусеничной полке. Запускался дизель танка пневматическим стартёром, электростартёр имелся в качестве резервного.
Крутящий момент на гусеницы передавался через редуктор-«гитару», главный фрикцион, пятискоростную коробку передач с синхронизаторами (кроме 1 передачи) и планетарные механизмы поворота. Для постановки дымовой завесы в выпускные коллекторы дизеля Т-62 впрыскивалась солярка. Т-62 имел автоматическую систему пожаротушения и, дополнительно, ручной углекислотный огнетушитель.
Измерительные приборы
Кроме поражающего вооружения, танк Т-55М оснащается дальномером КТД-2, баллистическим вычислителем БВ-55, прицелом 32ПВ-ТШСМ и стабилизатором М1 «Метеор». Танк Т-62 комплектуется прицелом 41ПВ-ТШСМ и вычислителем баллистики БВ-62. Лазерные дальномеры на обоих танках покрывают расстояние от 500 до 4000 метров с точностью измерения до 10 метров.
Баллистические вычислители обеспечивают автоматическое определение углов прицеливания вместе с данными бокового упреждения во время стрельбы артиллерийскими снарядами, но не могут рассчитать траекторию полета управляемой ракеты.
Зенитный пулемет при стрельбе в горизонтальном ракурсе может быть привязан к данным баллистических вычислителей, но направление стрельбы в большей степени должно определяться визуальным наблюдением.
Компоновка боевого танка Т-90 “Владимир”
Конструкция Т-90 выполнена по классической для советской школы танкостроения схеме:
- отделение управления вместе с сиденьем механика-водителя расположено в лобовой части машины;
- боевое отделение и башня – в центральной;
- двигатель и трансмиссия – в кормовой части корпуса.
Компоновку танка можно было бы назвать удачной, если бы не одно “но” – снаряды внутри танка не размещены по индивидуальным контейнерам или боксам, что повышает шанс гибели экипажа в случае подрыва боекомплекта.
Особенностью машины, как и всех танков советского производства, начиная с Т-64, имеющей забронированный объем всего 11,0 м3, является высокая плотность компоновки, а также наименьшие для основного боевого танка габариты, прежде всего высота.
Сокращение внутреннего объема и высокая плотность компоновки достигнуты за счет компактной схемы МТО с поперечным расположением двигателя, исключения из состава экипажа заряжающего, т. е. применения A3 и ряда других конструктивных мероприятий.
Корпус Т-90 сварной, по конструкции идентичен корпусу Т-72БМ. Днище штампованное, верхняя лобовая деталь многослойная со встроенной динамической защитой. На бортовые резинотканевые экраны устанавливаются прямоугольные стальные экраны с элементами встроенной динамической защиты (ВДЗ). С каждой стороны машина имеет по три таких экрана.
Механик-водитель размещается в передней части корпуса по центру и имеет отдельный люк, крышка которого находится в крыше. Его сиденье крепится к крыше корпуса, что повышает выживаемость механика-водителя при подрыве мин под днищем машин.
Для наблюдения за дорожными условиями у него имеется один призменный прибор наблюдения ТНПО-168 с широким полем зрения. Для вождения в ночных условиях вместо него может быть установлен прибор ночного видения ТВН-5 активно-пассивного типа.
Два других члена экипажа размещаются в башне: наводчик слева и командир танка справа.
Башня танка литая, имеющая в лобовой части на курсовых углах до 35° комбинированную броню. Конструктивно она идентична башне Т-72БМ, но выполнена под установку комплекса управления огнем 1А45Т. Лобовая часть и крыша башни прикрыты элементами динамической защиты.
С целью повышения противорадиационной защиты экипажа машины, корпус и башня в районах рабочих мест прикрыты подбоем из водоро-досодержащего полимера с добавками лития, бора и свинца. Место механика-водителя дополнительно прикрыто надбоем из того же материала.
При обстреле танка бронебойными подкалиберными снарядами стойкость лобовой части корпуса равноценна 800—830-мм катаной броневой стали. При попадании машины под обстрел кумулятивными боеприпасами при наличии у танка встроенной динамической защиты стойкость корпуса и башни такая же, как и у 1150—1350-мм брони. Вместе с тем у Т-90 существуют и свои ослабленные зоны. Это прежде всего участок у смотрового прибора механика-водителя, где толщина брони уменьшена в связи с необходимостью выведения устройства на крышу, а также места на башне рядом с орудийной амбразурой.
Башня Т-90 имеет довольно низкую высоту и смещенную вправо командирскую башенку. На крыше башни могут быть установлены навесные блоки брони, представляющие собой дополнительную защиту от нападений с воздуха. Носовая часть машины оснащена остроугольным отвалом, на котором находится крепление для минного трала КМТ (4-10)
История
Рождение новой боевой машины Т-55
Еще не отгремели бои на Корейском полуострове, а в Советском Союзе уже начали думать над тем, как улучшить состояние бронетанковых войск и каким должен быть основной танк вооруженных сил. Три модернизации, которые коснулись советской машины Т-54, показали необходимость выпуска совершенно нового танка. В новой разработке должны были быть использованы все имеющиеся наработки, используемые в предыдущей машине, в сочетании с последними техническими новинками в современном танкостроении.
Разработка новой машины была начата в Нижнем Тагиле на «Уралвагонзаводе» в 1957 году, параллельно с серийным выпуском танка Т-54Б. Новая бронемашина получила заводской индекс «Объект 155». Следует отметить, что вся основная конструкторская деятельность вокруг танка нового поколения Т-55 велась в инициативном порядке. Технического задания конструкторы не получали. Не было никакого решения о производстве нового танка на высшем уровне. Единственной инстанцией, которая могла оказать влияние на рабочий процесс, являлись военные. Советские танкисты, опираясь на личный опыт в эксплуатации среднего танка Т-54 в войсках, вносили свои пропозиции и пожелания.
Первая партия новых танков состояла из двух машин и была готова в 1957 году. На новых машинах были использованы некоторые узлы и детали от среднего танка Т-54Б. В частности на опытных образцах были пока использованы башни от серийных образцов. В течение года обе машины проходили государственные испытания, которые показали успех советских танкостроителей, и правильный ход конструкторской мысли. Итогом длительной и кропотливой работы стало Решение Совета Министров СССР под №493-230 о принятии «Объекта 155» на вооружение танковых войск ВС СССР. «Объект 155» получил войсковое обозначение танк средний Т-55 и был запущен в серию летом 1958 года.
Силы ядерного сдерживания
Конструкция советского танка Т-55 — основные особенности
Советские танкостроители, начиная с танков Т-34 и ИС-2, делали ставку на оснащение машин мощными и надежными силовыми установками. Советские дизели В-2 прошли всю войну и заслужили признание военных. Аналогично подошли к решению поставленной задачи и конструкторы среднего танка Т-55. Дизельный двигатель В-55 имел жидкостное охлаждение и обеспечивал машине высокие скоростные характеристики и большой запас хода, как на твердом покрытии, так и на пересеченной местности. Запуск двигателя осуществлялся с помощью сжатого воздуха, увеличивая ресурс аккумуляторов.
На советском танке впервые установили запасные топливные баки-стеллажи в носовой части бронированного корпуса. В ходе проведения полигонных испытаний такое новшество доказало свое право на жизнь. Топливные баки, заполненные дизельным топливом, играли роль дополнительной противокумулятивной защиты.
Если с двигательной установкой и ходовой частью Нижнетагильские танкостроители справились на отлично, то над вооружением бронированной машины пришлось поработать. Как и в предыдущей модели, в танке Т-54Б, на новой машине установили стабилизаторы ствола в горизонтальной плоскости. Требовалось увеличить боекомплект танковой пушки за счет увеличения количества кумулятивных бронебойных снарядов. Танковая 100-мм пушка Д-10Т2С на тот момент считалась одной из самых мощных. С расстояния 1000 м подкалиберный снаряд, выпущенный их этого оружия, свободно пробивал броню толщиной 275 мм.
В танке применили новую систему защиты экипажа на случай применения оружия массового поражения. Коллективная защита предполагала полную герметизацию боевого отделения танка. Системы жизнеобеспечения машины обеспечивали систему фильтрации и вентиляции. Экипаж танка был надежно защищен не только от ударной волны, светового излучения и радиации, но и мог вести бой в сложившихся условиях.
Система связи
В этой сфере основной боевой танк под маркой 72Б3 во многом превосходит предшественника и многие мировые аналоги. В комплектации радиостанция на ультракоротких волнах, система «Акведук», а также независимые каналы транспортировки информации.
Благодаря подобной комплектации, танк может выполнять сеансы в трех режимах, а именно:
- скрытом;
- открытом;
- секретном.
Стандартная боевая машина оснащается парой независимых передатчиков.
Отдельно стоит отметить возможности кодированной связи. Система разработана в Рязани, включает в себя выносной пульт для набора данных, правда не всегда радует стабильностью.
Тангентные элементы с индивидуальным регулятором громкости зарекомендовали себя не с самой лучшей стороны. Связано это с их хрупкостью и ненадежностью. Танкисты, тестирующие машины, нарекают на то, что старые элементы выдерживали значительные механические нагрузки, а новые образцы даже после падения с невысокой дистанции могут выйти из строя.
Прочие варианты
В СССР на базе Т-55 выпускался огнемётный танк ТО-55, у которого с пушкой был спарен мощный огнемёт с дальностью стрельбы до 200м. Кроме того, шасси танка использовалось для создания инженерных машин и мостоукладчиков и тягачей.
Там были созданы и модернизированные варианты «пятьдесят пятого», схожие с советской модификацией «АМ». Танки бывшей Югославии модернизировались по израильскому образцу – с установкой пушки L7. В Египте разрабатывался масштабный проект модернизации под названием «Рамзес II», но в итоге египтяне предпочли американские «Абрамсы».
В Ираке «пятьдесят пятый» оснащали навесной композитной бронёй – на западе эти машины называли «Энигма». В Израиле в 80-е годы Т-55 стали переделывать в тяжелые бронетранспортёры «Ахзарит». Возможно, с учётом этого опыта в 90-х годах в России пытались создать свой тяжёлый бронетранспртёр БТР-Т, но в серию он не пошёл. Различные варианты модернизации «пятьдесят пятого» разрабатываются и предлагаются по сей день. Некоторые из них допускают установку орудия калибра 125мм.
Примечания
Кустарная броня для Т-55
Продолжительная война всех со всеми в Ираке и Сирии породила множество кустарных и полукустарных машин, в том числе на базе танка Т-55. Для защиты старых машин с гомогенной бронёй от расплодившихся гранатомётов и ПТРК местныелевши» все свои таланты пускают на изобретение дополнительной защиты.
Самый распространённый вариант — обрешёчивание. Такими экранами обзавелась большая часть бронетехники в Сирии, хотя среди экспертов идут горячие дискуссии об эффективности подобных конструкций.
Этот Т-55 оснастили противокумулятивными экранами. От ПТУРа вряд ли поможет, но гранату РПГ-7 такая резиновая мантия вполне способна отразить. Пространство между экранами и бортами дополнительно набито всяким железным мусором. Защиту изящно дополняет пара тактических брёвен — сзади и спереди корпуса.
На такую модернизацию Т-55 оружейников запрещённой в России террористической организации явно вдохновили металлополимерныеброви Ильича» танка Т-62М. Их поставилСирийский экспресс» для пополнения танкового парка асадовской армии.
Деревянной бронёй увлекаются больше в Юго-Восточной Азии, а первыми брёвна для усиления защиты самоходок применили финны в ходе Второй мировой. На этом танке мы видим трогательное сочетание металлических экранов на башне и деревянных — на бортах.
Снарядные гильзы в хозяйстве пригодятся и от противотанковых гранат спасут. Может быть.
В этом Т-55 прекрасно всё — и гильзы на лобовом листе, и бронеэкраны, искворечник» на башне.
Мешки с песком на рынке дополнительной брони с 1944 года! Ещё американские танкисты пытались защитить своишерманы» отфаустпатронов» ипанцершреков» с помощью набитых землёй или песком мешков.
Лучший способ защитить танк — спрятать его. По крайней мере так считают террористы. Подтверждением тому стал прославившийся в сетичугун-сарай-арба».Я — не танк Т-55 террористов, я — просто мирный хлев», — пытается сказать авиации антиигиловской коалиции в Ираке этот танк.
Танк Т-55: характеристики
У модели Т-55 было много общего с предшественником Т-54, это определяло высокий уровень унификации запасных частей, агрегатов и отдельных узлов. Номенклатура материального обеспечения долгое время была общей. В некоторых документах, технологических картах и чертежах машина обозначалась как танк Т-54/55. Это упрощало производство новой модели, так как весь процесс конвейерной сборки был уже отработан.
Даже инструкция по эксплуатации танка Т-55 по всем пунктам соответствовала характеристикам Т-54. Многочисленные усовершенствования новой модели существовали как бы отдельно от базовых параметров, их функции касались машины опосредованно. Танк Т-55, чертежи которого копировались с оригинальных расчетов предшественника, был точным повторением Т-54.
Ниже приводятся основные параметры базовой версии Т-55:
- количество человек в экипаже — 4;
- масса боевая — 36,5 тонны;
- длина танка с пушкой — 9000 мм;
- длина только корпуса — 6200 мм;
- высота по линии люка башни — 2218 мм;
- ширина — 3270;
- дорожный просвет — 500 мм;
- тип главного орудия — Д10Т2С/НП;
- пулеметы на броне турельные, один курсовой, один спаренный, типа СГМТ, калибр 7,62 мм;
- комплект боевой — 43 выстрела;
- боезапас пулеметный — 3500 патронов;
- силовая установка — марка В-54, дизель;
- мощность двигателя — 580 л. с.;
- скорость, близкая к максимальной, — 50 км/час, на дороге с твердым покрытием.
- запас хода — 480 километров;
- давление удельное — 0,81 кг/см2;
- уверенное преодоление препятствий — стена вертикальная, высота — 0,8 метра; траншея, ширина — 2,7 метра;
- преодоление брода — 1,5 метра;
- спуск — 30 градусов;
- подъем — 32 градуса.
Танк Т-55, характеристики которого постоянно совершенствовались, был самой востребованной боевой машиной конца пятидесятых годов в странах восточной Европы.
Ссылки
Рождение новой боевой машины Т-55
Еще не отгремели бои на Корейском полуострове, а в Советском Союзе уже начали думать над тем, как улучшить состояние бронетанковых войск и каким должен быть основной танк вооруженных сил. Три модернизации, которые коснулись советской машины Т-54, показали необходимость выпуска совершенно нового танка. В новой разработке должны были быть использованы все имеющиеся наработки, используемые в предыдущей машине, в сочетании с последними техническими новинками в современном танкостроении.
Разработка новой машины была начата в Нижнем Тагиле на «Уралвагонзаводе» в 1957 году, параллельно с серийным выпуском танка Т-54Б. Новая бронемашина получила заводской индекс «Объект 155». Следует отметить, что вся основная конструкторская деятельность вокруг танка нового поколения Т-55 велась в инициативном порядке. Технического задания конструкторы не получали. Не было никакого решения о производстве нового танка на высшем уровне. Единственной инстанцией, которая могла оказать влияние на рабочий процесс, являлись военные. Советские танкисты, опираясь на личный опыт в эксплуатации среднего танка Т-54 в войсках, вносили свои пропозиции и пожелания.
Первая партия новых танков состояла из двух машин и была готова в 1957 году. На новых машинах были использованы некоторые узлы и детали от среднего танка Т-54Б. В частности на опытных образцах были пока использованы башни от серийных образцов. В течение года обе машины проходили государственные испытания, которые показали успех советских танкостроителей, и правильный ход конструкторской мысли. Итогом длительной и кропотливой работы стало Решение Совета Министров СССР под №493-230 о принятии «Объекта 155» на вооружение танковых войск ВС СССР. «Объект 155» получил войсковое обозначение танк средний Т-55 и был запущен в серию летом 1958 года.
Advertise
Основные задачи, которые решали конструкторы танка Т-55
Средний танк Т-55 имел основное вооружение аналогичное своему предшественнику. Не отличался у новой машины и уровень броневой защиты. Схожесть основных боевых параметров двух танков привела к тому, что на Западе советская машина получила индекс Т-54/55. Не имея представления об основных технических особенностях отличить оба танка на поле боя было практически невозможно. Новый танк имел стандартную для советских машин массу, 36 тонн. Многие детали, узлы и агрегаты на новой машине были унифицированы с деталями танка Т-54Б, который уже достаточно долго находился в серии. Это обеспечило быстрое налаживание массового производства изделия и освоение танка в войсках. Новая техника обладала огромным ремонтным ресурсом. На советском танке впервые были установлены стабилизаторы орудийного ствола в горизонтальной плоскости, что дало возможность экипажу вести огонь на ходу.
Выигрывал Т-55 и в сравнении со своими прямыми конкурентами, машинами иностранных армий. Советская машина была на метр ниже американских танков «Першинг». Нарезная пушка Д-10Т2С и толщина брони советской машины по своей мощи и устойчивости не шли ни в какое сравнение с американскими и английскими бронированными машинами. Западные эксперты, получив первые разведданные о новом советском танке, сделали вывод: советский Т-55, танк в полтора раза превосходит по огневой мощи и по защищенности западные образцы. Неприятно удивила западных военных подвижность танка на поле боя. По своим маневренным качествам советский Т-55 долгое время не имел равных.
Однако главной фишкой новой машины стала установка на ней системы противоатомной защиты. В эпоху ядерного оружия этот аспект являлся едва ли не ключевым, определяющим боеспособность войсковых соединений в условиях применения атомного оружия. К другим знаковым новшествам можно отнести следующие аспекты:
- мощность основного двигателя В-54 увеличена на 60 л.с.;
- увеличена емкость топливных баков и соответственно запас хода;
- для пуска двигателя установлен воздушный компрессор;
- машина оборудована противопожарной системой «Роса»;
- боекомплект танка увеличен до 43 выстрелов;
- оптические приборы управления танком имели систему пневмогидроочистки.
Существенным отличием от танка Т-54 стало отсутствие на башне новой машины зенитного пулемета. Конструкторы пришли к выводу, что при возросших скоростях самолетов, бороться подобным способом с низколетящими целями нецелесообразно. Только в конце 60-х годов, конструкторы учли опыт военных конфликтов и вернули ДШКМ, установив его на башне танка Т-55.
Важно отметить, что у советского танка была полуавтоматическая система заряжания, самая передовая на тот период. Только у израильских танков «Меркава 2», спустя 10 лет, появилось что-то подобное советской разработке
Высокие эксплуатационные характеристики и ремонтопригодность танка Т-55 обеспечили высокий спрос на машину. В Советском Союзе производство танков осуществлялось на протяжении 21 года, с 1958 по 1979 год. За этот период было выпущено более 20 тыс. моделей танков Т-55 в различных модификациях.
Советский Союз передал лицензию и техническую документацию на новую технику своим союзникам по Организации Варшавского Договора. Больше всего было выпущено танков в Чехословакии, более 1700 машин. Чуть меньше было выпущено Т-55 в Польше — 1500. В Румынии танк под индексом TR-580 и TR-77 выпускался в течение 7 лет.