Су-34
Содержание:
- Содержание
- Содержание
- Боевое применение
- История
- Особенности конструкции бомбардировщика Су-34
- Оценка боевых возможностей
- Боевое применение
- Поставки
- Аварии и лётные происшествия
- «Путь к заслуженному успеху»
- Интересные факты
- Eurofighter Typhoon
- Новые глаза и уши
- Производство
- Обзор пассажирского самолета Boeing 717
- Сирийский сокол
- Память
- Навигация
- Особенности машины Су-34
- Су-34
- Особенности машины Су-34
- Австрийская винтовка «Манлихер»: цена на оружие
- Винтовка Манлихера в литературе и искусстве
- История
- История создания
- Назначение
- Боевая нагрузка
- «Умудрялись попадать в «тачанку»
Содержание
Содержание
Боевое применение
Вооружённый конфликт в Южной Осетии
Впервые Су-34 в количестве двух единиц применялся в ходе войны в Южной Осетии в августе 2008 года. Самолёты использовались для прикрытия действий ударной авиации, ведя радиоэлектронную борьбу с элементами грузинской ПВО, при помощи станции помех Хибины. Для подавления РЭС Су-34 ставил помехи из боевых порядков, что не позволяло ЗРК Грузии успешно проводить отстройку от помех, также противорадиолокационной ракетой уничтожил ключевую РЛС 36Д6-М у села Шавшвеби под Гори.
Военная операция России в Сирии
Во время военной операции России в Сирии 6 самолётов Су-34 в составе Авиационной группы ВКС России в Сирии применяются с 30 сентября 2015 года. Первые удары с высоты 5000 м были нанесены по объектам террористов в районе населённых пунктов Мадан-Джадид и Ракка. В результате командный пункт боевиков и инфраструктура для подготовки террористов были полностью уничтожены.
С 16 августа 2016 года по договорённости с правительством Ирана Авиационной группой стал использоваться аэродром Хамадан, на который были перебазированы Су-34 и Ту-22М3 из Южного военного округа. По договорённости с правительствами Ирана и Ирака группа выполняет боевые вылеты с аэродрома Хамадан через территорию Ирака для нанесения ударов по объектам террористических группировок ИГИЛ и «Джебхат ан-Нусра». Прикрытие самолётов группы выполняют истребители Су-30СМ и Су-35С с авиабазы Хмеймим в Сирии.
История
Самолёт создавался в качестве замены фронтовому бомбардировщику Су-24, успешно применяемому в вооружённых конфликтах последних лет. Разработка самолёта велась на фоне существования у вероятного противника большого количества современных истребителей четвёртого поколения типа F-15 и F-16 и, соответственно, возникающей необходимости для разрабатываемого самолёта способности ведения оборонительного воздушного боя с равными возможностями для самолётов 4 поколения.
В качестве основы для разработки самолёта был положен опыт боевого применения всех типов самолётов, состоящих на вооружении Военно-воздушных сил СССР (России), а также зарубежный опыт применения авиации в локальных конфликтах. При разработке самолёта конструкторами была применена аэродинамическая схема «Продольный триплан», позволяющая увеличить манёвренные возможности летательного аппарата по сравнению с обычной схемой, также по сравнению с самолётом Су-27 была увеличена бомбовая нагрузка и запас топлива. Передняя часть самолёта приплюснутой формы, получившей прозвище «Утёнок», оборудована двухместной кабиной, в которой реализованы методы повышения комфортности для экипажа при длительной продолжительности полётов.
Разработка самолёта началась 19 июня 1986 года под кодовым названием Т-10В (Су-27ИБ «истребитель-бомбардировщик»). В качестве основы для разработки самолёта была взята база проекта успешного истребителя Су-27. Первый полёт Т-10В-1 — прототипа Су-34, состоялся 13 апреля 1990 года. Первый публичный показ самолёта под обозначением Су-32ФН состоялся весной 1995 года во Франции на международном авиасалоне в Ле Бурже.
Затем были произведены опытные самолёты в количестве 2 лётных и одного образца для стенда статических испытаний. После них последовали предсерийные самолёты в количестве 6 лётных и ещё одного образца для стенда статических испытаний. В последующем, шестой предсерийный самолёт доработан до серийного образца, который теперь базируется в 929-й ГЛИЦ г. Ахтубинск.
Первый полёт серийного самолёта Су-34, построенного в рамках государственного заказа для ВВС России, состоялся 12 октября 2006 года с аэродрома OAO «НАПО им В. П. Чкалова». Самолёт пилотировали лётчики-испытатели Евгений Рудакас и Рустем Асадуллин.
Государственная программа испытаний проходила с 30 октября 2006 года по 19 сентября 2011 года в несколько этапов одновременно с производством самолёта.
Су-34 принят на вооружение ВВС РФ 20 марта 2014 года.
Особенности конструкции бомбардировщика Су-34
Данная машина спроектирована как продольный триплан, который имеет интегральную компоновку. Крылья аппарата сопряжены с корпусом машины по интегральной схеме. Они имеют трапециевидную форму, а передняя их кромка стреловидной формы. Хвостовая часть самолета практически такая же, как и в предыдущей версии.
Кабина имеет места для пилота и штурмана, она полностью герметичная и бронированная. Кабина отапливается и имеет кондиционер. Для лучшего взаимодействия летчиков их места расположены рядом. Место пилота установлено слева, а штурман сидит с правой стороны по борту. Чтобы попасть в кабину, пилоты поднимаются через нишу для переднего шасси по специальному откидному трапу.
Шасси самолета изготовлено по тележному типу, а колеса расположены тандемным способом, что повышает качество взлета с аэродромов, которые плохо подготовлены. Передняя опора шасси является управляемой и оснащена двумя колесами. Все стойки шасси при полете убираются в ниши. Задние стойки машины оснащены тормозными системами.
Силовая установка самолета представлена двумя двигателями турбореактивного типа, которые оснащены двумя форсажными камерами. Двигатели типа АЛ-31, которые установлены на самолете Су-34, развивают мощность до 14 000 кгс.
Топливная система представлена в этом самолете тремя баками в средине фюзеляжа: одним в средине центроплана, а еще два бака размещены в консолях крыльев. Топливные насосы, которыми оснащена топливная система, поставляют топливо к двигателям, независимо от расположения машины в воздухе. На перегонах можно устанавливать дополнительные подвесные баки, которые в случае необходимости можно сбросить прямо во время полета. Что касается топливной системы и длины перелетов, то тут нужно отметить тот факт, что самолет оснащен системой дозаправки прямо в воздухе. Дозаправку можно осуществлять с аналогичных самолетов типа Су-34 или же с танкеров типа Ил-78.
Самолет оснащен новейшей системой интегральной навигации, которая позволяет поддерживать связь со спутником. Для более легкого управления машина имеет многоканальную систему СДУ. Она способна самостоятельно производить анализ перегрузок и углов атаки, а также осуществляет управление ПГО и при всем этом эффективно гасит все колебания. Система безопасности настолько качественная, что автоматически может предотвращать столкновения с другими объектами или землей.
Для решения всех боевых задач самолет оснащен системой БРЭО последнего поколения, она практически полностью автоматическая. Все системы информации, которые расположены на борту, скомпонованы в автономном варианте.
Оценка боевых возможностей
Су-34 несет вдвое большую бомбовую нагрузку чем Су-24М. Также Су-34 обладает маневренностью как у истребителя, что позволяет ему быстро менять положение в воздухе для более удобной позиции в атаке или уклонении от неё. РЛС Су-34 позволяет эффективно обнаруживать цели типа «танк», что позволяет ему эффективно выполнять задачу по уничтожению небольших целей, с которой большинство других типов бомбардировщиков с трудом выполняют. Таким образом самолёт может выполнять функцию Су-25. Немаловажным фактом являются большой боевой радиус (1000—1500 километров без ПТБ). Радиус Су-24М например составляет в среднем 500 километров. Взаимозаменяемостью многих агрегатов с семейством самолётов Су-27 упрощает производство, обслуживание, ремонт и стоимость фронтового бомбардировщика. Также самолёт способен использовать противокорабельные крылатые ракеты Х-35 и авиационные ракеты Х-59. В дополнению к данному вооружению возможно использовать противорадиолокационные ракеты Х-31А. Вышеперечисленные ракеты возможно использовать для противодействия вражеским корабельным группировкам, в том числе и Авианосным Ударным Группам. Таким образом при необходимости можно поддержать ВМФ. В будущем возможен вариант противодействия корабельным группам комбинированным нападением подводных лодок «Хаски», вооружённых ракетами «Циркон» и самолётами Су-34, Су-30, Су-35 а также стратегическими Ту-160, Ту-22М и Ту-95МС.
Боевое применение
Вооружённый конфликт в Южной Осетии
Впервые Су-34 в количестве двух единиц применялся в ходе войны в Южной Осетии в августе 2008 года. Самолёты использовались для прикрытия действий ударной авиации, ведя радиоэлектронную борьбу с элементами грузинской ПВО, при помощи станции помех Хибины. Для подавления РЭС Су-34 ставил помехи из боевых порядков, что не позволяло ЗРК Грузии успешно проводить отстройку от помех, также противорадиолокационной ракетой уничтожил ключевую РЛС 36Д6-М у села Шавшвеби под Гори.
Военная операция России в Сирии
Во время военной операции России в Сирии 6 самолётов Су-34 в составе Авиационной группы ВКС России в Сирии применяются с 30 сентября 2015 года. Первые удары с высоты 5000 м были нанесены по объектам террористов в районе населённых пунктов Мадан-Джадид и Ракка. В результате командный пункт боевиков и инфраструктура для подготовки террористов были полностью уничтожены.
С 16 августа 2016 года по договорённости с правительством Ирана Авиационной группой стал использоваться аэродром Хамадан, на который были перебазированы Су-34 и Ту-22М3 из Южного военного округа. По договорённости с правительствами Ирана и Ирака группа выполняет боевые вылеты с аэродрома Хамадан через территорию Ирака для нанесения ударов по объектам террористических группировок ИГИЛ и «Джебхат ан-Нусра». Прикрытие самолётов группы выполняют истребители Су-30СМ и Су-35С с авиабазы Хмеймим в Сирии.
Поставки
Первые два серийных Су-34 по первому контракту были получены 18 декабря 2006 года.
Начиная с 2015 года планируется выпускать по 18-20 машин в год. Пока все мощности на заводах загружены, но на предприятии идёт масштабное переоборудование. В перспективе ВКС РФ планируют получить 150—200 самолётов этого типа и к 2020 году полностью заменить ими Су-24.
Варианты окраски серийных Су-34
Двухцветная окраска (использовалась до конца 2013 года)
Камуфляжная окраска с тёмным обтекателем РЛС (использовалась на серийных машинах ранних выпусков)
Первые два Су-34 по второму контракту были переданы в Новосибирске ВВС России 24 декабря 2013 года, следующие 18 самолётов — в 2014 году, ещё 18 самолётов — в 2015 году, 16 самолётов — в 2016 году, 8 самолётов — в 2017 году (по состоянию на 18 октября 2017 г.). Осталось передать 30 самолётов.
По состоянию на 29 ноября 2015 года ВКС РФ получили 79 машин (из них 11 в 2015 году). Однако, по другим данным, уже к концу 2015 года ВКС РФ получили 18 самолётов, из них 2 внеплановых, таким образом общее число машин переданных в ВКС РФ составило 83 единицы. «С передачей ВКС России указанных четырёх бомбардировщиков 16 октября 2017 года, общее количество Су-34, сданных по всем контрактам, включая семь опытных и предсерийных образцов, достигло 106 единиц»[неавторитетный источник?]
Планы поставок
В планах завода стоит выпуск по 18—20 самолётов в год, начиная с 2015 года. 16 августа 2016 года официальный представитель НАЗ им. В. П. Чкалова заявил, что в ближайшее время ВВС России получат сотый по счёту фронтовой бомбардировщик Су-34. К 2020 году ВКС РФ планируют получить 150—200 самолётов Су-34 и полностью заменить ими Су-24.
По информации Минобороны России, по плану авиазавод должен ежегодно поставлять ВКС России по 14 самолётов. Однако идёт перевыполнение графика на 2 машины ежегодно начиная с 2014 года. Таким образом с 2014 по 2016 год поставлено по 16 Су-34 ежегодно. Такое же количество самолётов будет передано ВКС в 2017 году.
Аварии и лётные происшествия
4 июня 2015 года около 16:30 при заходе на посадку на аэродром Бутурлиновка (Воронежская область) после выполнения планового учебно-тренировочного полёта потерпел аварию фронтовой бомбардировщик Су-34 из состава 47-го отдельного смешанного авиационного полка 105-й смешанной авиационной дивизии 1-го командования ВВС и ПВО России. Полк с декабря 2013 года временно базируется на аэродроме Бутурлиновка на период ремонта взлётно-посадочной полосы на штатном аэродроме базирования полка Балтимор (Воронеж). Самолёт выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы и перевернулся. Экипаж самолёта не пострадал.
«Путь к заслуженному успеху»
В беседе с RT военный эксперт полковник в отставке Виктор Литовкин обратил внимание на то, что конструкторы оснастили Су-34 невероятно удобной для самолёта оперативно-тактической авиации кабиной. Она предназначена для комфортного размещения двух человек
Лётчики имеют возможность встать в полный рост, разогреть пищу и даже отдохнуть (в проходе между креслами можно организовать спальное место).
«Такая концепция кабины необходима для того, чтобы перебрасывать Су-34 за тысячи километров от места базирования. Лётчики могут находиться в пути до десяти часов. С учётом российских расстояний и в силу характера военных угроз это качество делает Су-34 по-настоящему уникальным самолётом», — подчеркнул Литовкин.
По мнению аналитика, одно из главных достоинств «Утёнка» — возможность уничтожать как крупные объекты, так и малоразмерные цели. Бронированная кабина и вооружение позволяют Су-34 в случае необходимости вести огонь у земли, подобно штурмовику, говорит Литовкин.
В интервью RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев отметил, что проект Су-34 проделал «долгий и сложный путь к заслуженному успеху». По его словам, в конце 1980-х годов инженеры ОКБ Sukhoi предложили оригинальную концепцию многофункционального боевого самолёта, а после кризисных 1990-х годов смогли адаптировать машину под требования Минобороны.
Интересные факты
Этот самолет принимал участие в параде Победы в мае 2015 года. Свое прозвище он получил за схожесть с птицей, носовая часть приплюснута и походит на утиный клюв, Серийная закупка и разработка его стала одной из самых долгих и дорогостоящих, она началась в 80х годах на базе СУ-27, тогда он считался новым поколением истребителей. Первый контракт на закупку был заключен лишь к 2006, а в 2008 был подписан контракт на поставку 32 образцов. Передача замедлялась судами и исковыми процессами, из-за нехватки техники, их не отдавали по причине сбоя в работе прицелов и радаров. Были нарушены установленные сроки передачи аппаратов, не было ни одной одинаковой версии, все отличались друг от друга по комплектации и характеристикам, но все это не стало помехой для заказа еще 92 экземпляров.
По стоимости их оценивали в 120 миллионов рублей, что стало абсолютным рекордом за всю историю ВВС.
К завершению поставок в 2013 году, было сделано заявление о снятии всех претензий к производителю, все недочеты были устранены, а пожелания выполнены. В настоящее время производство удалось стабилизировать, за год выпускается до 18 штук, претензии к которым не выдвигались.
Eurofighter Typhoon
Новые глаза и уши
Поставки Су-34 НВО начнутся в нынешнем году — это следует из протокола совместного решения Министерства обороны, Новосибирского авиазавода и ОКБ «Сухого» (документ есть в распоряжении «Известий»).
Как рассказал источник в военном ведомстве машины будут производиться в рамках контракта, который планируется подписать в ближайшее время. В настоящий момент авиастроители и военные уточняет его параметры. В том числе и количество Су-34 НВО, которое закупит оборонное ведомство, а также конкретные сроки их поставки в войска.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Источник изображения: iz.ru
Помимо обновленной авионики, вооружения и средств радиоэлектронной борьбы, на «Защитниках» появятся универсальные контейнеры разведки (УКР), созданные в рамках опытно-конструкторской работы «Сыч». Они радикально увеличат возможности самолета по обнаружению наземных и воздушных целей.
Производство
Обзор пассажирского самолета Boeing 717
Сирийский сокол
Бомбардировщики Су-34 задействовали в Сирии с первых дней российской операции в 2015 году. Изначально туда перебросили одно звено из четырех самолетов. В самые напряженные периоды разгрома ИГ (террористическая организация, запрещена в РФ) в конце 2017 года на спутниковых снимках Хмеймима было видно до 14 Су-34 одновременно.
Самолеты активно использовали для применения высокоточного управляемого оружия. В том числе корректируемых авиабомб КАБ-500С. Специализированные ударные машины поражали хорошо защищённые цели, в том числе малоразмерные: горные бункеры террористов, захваченные ими объекты нефтедобычи и даже небольшие вооруженные пикапы.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Источник изображения: iz.ru
За пять лет боевой работы в Сирии не было потеряно ни одного Су-34, они зарекомендовали себя надежной и эффективной машиной. По данным Минобороны, боевой налет некоторых летчиков на этом типе самолета составил более 400 часов.
Разработка ударной версии Су-27 началась еще в конце 1980-х годов. Прототип Су-34 совершил первый полет 13 октября 1990 года. Предсерийные самолеты пошли в войска с 2006 года.
В 2008 году был подписан первый крупный контракт на 32 бомбардировщика для российских ВВС. В 2012 году за ним последовал второй, уже на 92 машины. Сейчас производство этих партий приближается к завершению. По различным данным, в 2008–2019 годах Минобороны получило более 120 Су-34. А всего в ВКС планируют использовать их не менее 150–200.
Антон Лавров, Роман Крецул
Память
Навигация
Особенности машины Су-34
При проектировании Су-39 был учтен весь опыт проектирования самолетов в ОКБ Сухого, что позволило достичь столь высоких результатов. Кабина пилотов изготовлена как монолитная бронированная капсула. Кроме кабины, броней оснащены все жизненно важные системы и агрегаты, что повышает живучесть машины. Вся броня самолета имеет массу почти 1,5 тонны. Для повышения живучести самолет оснащен системами активной защиты, которые являются такими же, как и в самолете Су-27.
Для более эффективного выполнения боевых задач все процессы выполняют пилот и его помощник-штурман. Кабина пилотов достаточно комфортная и просторная, в ней можно даже становиться в полный рост. Кроме этого, самолет оснащен туалетом и специальным шкафом для подогрева пищи. Кабина пилотов способна поддерживать нормальный микроклимат, который позволяет производить полеты на высоте в 10 километров без использования кислородных масок. Все эти системы сопутствуют лучшей работоспособности пилотов машины даже при длительных полетах, которые могут достигать 10 часов.
Самолет Су-34 был создан для поражения как наземных, так и водных объектов врага. Кроме того, он способен поражать движущиеся цели даже малого размера. Что касается воздушных целей, то самолет имеет возможность уничтожать воздушные цели в любое время дня и ночи при любых метеорологических условиях.
Программа разработки и усовершенствования самолета Су-34 является наиболее перспективной, поскольку самолет имеет великолепные летные и тактические характеристики.
Су-34
Особенности машины Су-34
При проектировании Су-39 был учтен весь опыт проектирования самолетов в ОКБ Сухого, что позволило достичь столь высоких результатов. Кабина пилотов изготовлена как монолитная бронированная капсула. Кроме кабины, броней оснащены все жизненно важные системы и агрегаты, что повышает живучесть машины. Вся броня самолета имеет массу почти 1,5 тонны. Для повышения живучести самолет оснащен системами активной защиты, которые являются такими же, как и в самолете Су-27.
Для более эффективного выполнения боевых задач все процессы выполняют пилот и его помощник-штурман. Кабина пилотов достаточно комфортная и просторная, в ней можно даже становиться в полный рост. Кроме этого, самолет оснащен туалетом и специальным шкафом для подогрева пищи. Кабина пилотов способна поддерживать нормальный микроклимат, который позволяет производить полеты на высоте в 10 километров без использования кислородных масок. Все эти системы сопутствуют лучшей работоспособности пилотов машины даже при длительных полетах, которые могут достигать 10 часов.
Самолет Су-34 был создан для поражения как наземных, так и водных объектов врага. Кроме того, он способен поражать движущиеся цели даже малого размера. Что касается воздушных целей, то самолет имеет возможность уничтожать воздушные цели в любое время дня и ночи при любых метеорологических условиях.
Программа разработки и усовершенствования самолета Су-34 является наиболее перспективной, поскольку самолет имеет великолепные летные и тактические характеристики.
Австрийская винтовка «Манлихер»: цена на оружие
Естественно, что найти в продаже образцы 1895 или даже 1886 года выпуска практически невозможно. Это настоящий антиквариат, который если и можно купить, то за очень большую сумму денег. Но успешно выпускает собственное оружие и сегодня. Винтовки используются по всему миру охотниками, спецслужбами и вооруженными силами. Однако для обычного человека это дорогое удовольствие.
Так, карабин СМ12 300ВМ обойдется вам в 200-220 тысяч рублей. Взамен вы получите весьма качественное изделие с магазином на 3 патрона
Ложе изготавливается из ореха 4-го класса (высокопрочный), что очень важно при активной эксплуатации, и имеет резиновый затыльник. Более бюджетный вариант — SBS 96 ProHunter
Такой карабин обойдется примерно в 170 000 рублей. Для смягчения отдачи используется затыльник сложной конструкции. Также имеется ресивер, позволяющий установить на винтовку оптику. В целом же стоит рассчитывать на затраты от 150 до 250 тысяч рублей. Поверьте, это вполне обоснованная стоимость на «Манлихер». Винтовка, цена которой может быть и выше, является исключительно качественной и имеет приятный внешний вид.
Винтовка Манлихера в литературе и искусстве
Винтовки Манлихера упоминаются во многих литературно-художественных произведениях.
- А. Степанов «Порт-Артур» В батальных сценах немалое место занимают «старые китайские винтовки», представляющие собой винтовки Манлихера, доставшиеся от войск империи Цин.
- А. Козачинский «Зеленый фургон» милиционер Грищенко вооружен винтовкой Манлихера.
- Винтовки Манлихера под пренебрежительным названием «манлихеровки» упоминаются в романе Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка».
- Э. Хемингуэй в рассказе «Недолгое счастье Фрэнсиса Макомбера» главный герой убит собственной женой из этой винтовки.
- В немой картине А. Довженко «Арсенал» (другое название «Восстание в Киеве в 1918 году») австро-венгерские части наступают на Украину с «манлихеровками» в руках.
- С этой винтовкой в руках пошел поднимать в атаку Корниловский полк его первый командир полковник Неженцев. Но был убит разорвавшимся снарядом. (Из воспоминаний первопоходника — участника того боя)
- В романе Бориса Акунина «Не прощаюсь» Эраст Фандорин отбирает у бандитов винтовку Манлихера и из неё отстреливается.
История
Самолёт создавался в качестве замены фронтовому бомбардировщику Су-24, успешно применяемому в вооружённых конфликтах последних лет. Разработка самолёта велась на фоне существования у вероятного противника большого количества современных истребителей четвёртого поколения типа F-15 и F-16 и, соответственно, возникающей необходимости для разрабатываемого самолёта способности ведения оборонительного воздушного боя с равными возможностями для самолётов 4 поколения.
В качестве основы для разработки самолёта был положен опыт боевого применения всех типов самолётов, состоящих на вооружении Военно-воздушных сил СССР (России), а также зарубежный опыт применения авиации в локальных конфликтах. При разработке самолёта конструкторами была применена аэродинамическая схема «Продольный триплан», позволяющая увеличить манёвренные возможности летательного аппарата по сравнению с обычной схемой, также по сравнению с самолётом Су-27 была увеличена бомбовая нагрузка и запас топлива. Передняя часть самолёта приплюснутой формы, получившей прозвище «Утёнок», оборудована двухместной кабиной, в которой реализованы методы повышения комфортности для экипажа при длительной продолжительности полётов.
Разработка самолёта началась 19 июня 1986 года под кодовым названием Т-10В (Су-27ИБ «истребитель-бомбардировщик»). В качестве основы для разработки самолёта была взята база проекта успешного истребителя Су-27. Первый полёт Т-10В-1 — прототипа Су-34, состоялся 13 апреля 1990 года. Первый публичный показ самолёта под обозначением Су-32ФН состоялся весной 1995 года во Франции на международном авиасалоне в Ле Бурже.
Затем были произведены опытные самолёты в количестве 2 лётных и одного образца для стенда статических испытаний. После них последовали предсерийные самолёты в количестве 6 лётных и ещё одного образца для стенда статических испытаний. В последующем, шестой предсерийный самолёт доработан до серийного образца, который теперь базируется в 929-й ГЛИЦ г. Ахтубинск.
Первый полёт серийного самолёта Су-34, построенного в рамках государственного заказа для ВВС России, состоялся 12 октября 2006 года с аэродрома OAO «НАПО им В. П. Чкалова». Самолёт пилотировали лётчики-испытатели Евгений Рудакас и Рустем Асадуллин.
Государственная программа испытаний проходила с 30 октября 2006 года по 19 сентября 2011 года в несколько этапов одновременно с производством самолёта.
Су-34 принят на вооружение ВВС РФ 20 марта 2014 года.
История создания
Истребитель СУ-34 пришел на смену бомбардировщику времен Второй мировой войны, На его разработку, наших специалистов подтолкнуло более качественная техника противника. Существующими самолетами, стало невозможно вступать в бой и оказывать противостояние, их характеристики превосходили наши. Поэтому появилась острая необходимость в создании равноценного аппарата, который будет еще более мощным и технически укомплектованным. Для увеличения маневренных способностей летательного аппарата, была применена аэродинамическая схема. Работы были начаты 19 июня 1986 года, под кодовым названием Т-10В, он стал его первым прототипом. За основу, взяли базу хорошо зарекомендовавшего себя су-27. В новой модели увеличили топливные баки и бомбовую загрузку. Первый полет его состоялся 13 апреля 1990. Путь к этому образцу был долгий, испытания проходили с 2006 по 2011, завершились успешно, с 20 марта 2014 был взят на вооружение Военно воздушных сил. Первыми управляющими летчиками-испытателями стали Рустем Асадуллин и Евгений Рудакас.
Назначение
Л-39 — учебно-тренировочный самолёт, предназначенный для первоначального обучения курсантов технике пилотирования в простых и сложных метеоусловиях днём и ночью, обучения элементам боевого применения, связанных с перехватом воздушных целей визуально, действиям по наземным целям, а также тренировки лётного состава лётных училищ и строевых частей. С рабочего места инструктора возможна имитация некоторых отказов, также с целью обучения предусмотрена экипировка курсанта в различные типы лётного и высотного снаряжения.
В состав обучающего комплекса также входят пилотажный тренажёр TL-39 и тренажёр для отработки навыков катапультирования NKTL-29/39.
Боевая нагрузка
Характеристики Су 34 свидетельствуют, что самолет оборудован двенадцатью точками подвески. Он оборудован автоматической 30-мм пушкой ГШ-301 (боекомплект 180 снарядов). На самолет могут быть установлены управляемые, корректируемые и неуправляемые бомбы и ракеты весьма широкой номенклатуры.
Технические характеристики Су-34 обеспечивают установку следующих видов вооружений:
- НУР различных калибров;
- бомбы разных типов (34 х 100 кг, 22 х 250 кг, 12-16 х 500 кг);
- управляемые ракеты типов (Х-25, Х-29, Х-31П, Х-59, Х-59М, «Альфа», «Яхонт», «Москит»);
- корректируемые бомбы (КАБ-500 и КАБ-1500);
- ракеты типа Х-59М;
- бомбы КАБ-1500 (3 шт.);
- радиобуи разных типов;
- ракеты типа Р-27 (до 8 шт.);
- ракеты Р-77 (до 8 штук) средней дальности;
- ракеты Р-73 (до 6 штук) малой дальности.
«Умудрялись попадать в «тачанку»
Разработка Су-34 стартовала в соответствии с постановлением Совета министров СССР от 19 июня 1986 года. Самолёт создавался на базе новейшего на тот момент тяжёлого истребителя Су-27. Генеральным конструктором машины был назначен Михаил Симонов (1929—2011), главным конструктором — Роллан Мартиросов (1935—2020).
Также по теме
Режим сверхманёвренности: какие задачи может выполнять российский истребитель пятого поколения Су-57
Военнослужащие ВКС России полностью освоили истребители пятого поколения Су-57 на всех режимах полёта, сообщает Минобороны РФ. Экипажи…
Из-за горбатой и приплюснутой в основании формы кабины Су-34 получил название «Утёнок». Новый самолёт разрабатывался на замену тактического фронтового бомбардировщика Су-24, предназначенного для нанесения ударов в любых метеоусловиях.
В феврале 1992 года Су-34 продемонстрировали публике на выставке военной техники стран СНГ в белорусских Мачулищах. Весной 1995 года российская машина приняла участие в международном салоне в Ле Бурже под шифром Su-32FN.
Несмотря на объективные трудности, связанные с распадом СССР и экономическим кризисом в стране, конструкторы ОКБ продолжали работу над машиной, рассчитывая на запуск серийного производства. Незадолго до презентации в Ле Бурже, 28 декабря 1994 года, со взлётно-посадочной полосы Новосибирского авиазавода им. В.П. Чкалова поднялся в небо первый серийный образец Су-34.
Однако конструкторам не удалось реализовать амбициозные для 1990-х годов планы. В условиях отсутствия спроса предприятие смогло выпустить только четыре самолёта установочной серии. Вторую жизнь «Утёнок» получил в середине 2000-х, когда интерес к нему проявило Минобороны РФ.
Официальная передача ВВС России первых двух серийных Су-34 состоялась 15 декабря 2006 года на аэродроме Новосибирского авиазавода. В 2008 году ОКБ получило от военных контракт на поставку 32 машин. Параллельно продолжались опытная эксплуатация и государственные испытания «Утёнка». На вооружение Су-34 был принят 20 марта 2014 года.
В августе 2008 года экипажи Су-34 участвовали в югоосетинском конфликте, а осенью 2015 года были отправлены в Сирию. По словам командующего войсками Центрального военного округа генерал-полковника Александра Лапина, принимавшего участие в операции в САР, самолёт прекрасно проявил себя в борьбе с террористами.
«Как участник операции в Сирии, скажу, что наши Су-34 хорошо себя зарекомендовали. С высоты 6 тыс. метров (лётчики. — RT) умудрялись попадать в «тачанку» (пикап, на котором устанавливается зенитное вооружение или пулемёт. — RT) террористов», — рассказал журналистам Лапин в марте прошлого года.