Торпеда «шквал»

Плюсы и минусы торпеды

Достоинства гидрореактивной ракеты-торпеды:

  • Не имеющая аналогов скорость на марше, обеспечивающая фактически гарантированное преодоление любой защитной системы вражеского флота и уничтожение подлодки либо надводного корабля;
  • Мощный фугасный заряд — поражает даже крупнейшие военные корабли, а ядерный боезаряд способен одним ударом потопить всю авианесущую группу;
  • Пригодность гидрореактивного ракетного комплекса для установки в надводные корабли и на подлодки.

Недостатки Шквала:

  • высокая стоимость оружия — около 6 миллионов американских долларов;
  • точность — оставляет желать лучшего;
  • сильный шум, издаваемый на марше, в сочетании с вибрацией мгновенно демаскирует подлодку;
  • небольшая дальность хода уменьшает живучесть корабля или подводной лодки, с которой пущена ракета, особенно при использовании торпеды с ядерным боезарядом.


Пуск морской торпеды с надводного носителя

Фактически в стоимость пуска Шквала включено не только производство самой торпеды, но и подлодки (корабля), и ценность живой силы в количестве всего экипажа.

Дальность действия менее 14 км — это главнейший минус.

В современном морском бою пуск с такого расстояния — это самоубийственное действие для экипажа подводной лодки. Увернуться от «веера» запущенных торпед, естественно, способен только эсминец или фрегат, но скрыться с места атаки самой подлодке (кораблю) в зоне действия палубной авиации и группы обеспечения авианосца, вряд ли реально.

Герой Советского Союза Мария Октябрьская

Нельзя не рассказать о Марии Октябрьской, ведь история этой удивительной женщины мало известна. Ее муж, полковой комиссар Илья Октябрьский, погиб в самом начале войны – 9 августа 41-го. Мария обращается военкомат с просьбой послать ее на фронт. В ответ отказ. Главная причина – возраст, ей уже около 40.


Октябрьская избирает другой путь: решает приобрести танк. Распродает все, что у нее было, работает день и ночь, наконец собирает нужную сумму – 50000 рублей. Затем направляет телеграмму Сталину и просит разрешения быть на фронте водителем данного танка. Верховный главнокомандующий удовлетворяет просьбу смелой женщины.

Октябрьскую принимают в Омское танковое училище. Осенью 43-го она получает свой танк Т-34. «Боевая подруга» — именно так она просила назвать машину. Мария Октябрьская вступила в бой 21 октября 43 года. Ее танк первым врывается в расположение противника. Огнем пулемета и гусеницами уничтожает до тридцати немецких солдат и офицеров и противотанковое оружие.


17 января 44-го в районе станции Крынки под Витебском «Боевая подруга» принимает свой последний бой. Под огнем противника Мария начинает восстанавливать разбитую гусеницу. Но осколок разорвавшейся мины попадает ей в глаз. Октябрьскую везут в госпиталь в Смоленск. Через два месяца, 15 марта, она умирает.

Отважную женщину с почестями хоронят у стены Смоленского кремля. Провожает ее боевой экипаж. Она так и не успела прочитать их письмо, присланное накануне с фронта. 2 августа 44 года Марии Васильевне посмертно присваивается звание Героя.

История

История создания

Разработки крылатых ракет началась еще до Первой мировой войны, но технологический уровень того времени не позволял создать даже единичные успешно работающие образцы. Успешно решить эту задачу смогли лишь в нацистской Германии: в конце войны немцы сумели создать первую серийную крылатую ракету «Фау-1», которая использовалась для ударов против Великобритании.

Однако это оружие мало помогло гитлеровцам, они проиграли войну, а их наработки в ракетной сфере попали в руки союзников. После ознакомления с трофейными образцами в СССР решили начать работы по созданию собственных крылатых ракет, работы возглавил талантливый конструктор Владимир Челомей.

Первоначально крылатые ракеты рассматривались как межконтинентальное средство доставки ядерных зарядов, но вскоре выяснилось, что для этих целей баллистические ракеты куда более эффективны.

Гораздо более перспективно для советских генералов подобный тип оружия выглядел как средство борьбы с кораблями вероятного противника, и в многочисленных советских КБ закипела работа. В 1959 году в КБ Челомея была создана крылатая ракета П-5 для вооружения подводных лодок, внешний вид которой напоминал реактивный истребитель. П-5 имела неплохие характеристики, могла нести ядерный заряд, но запускать ее можно было только с надводного положения. Это лишало подлодку ее основного преимущества – скрытности. Необходимо было другое решение.

В 1969 году началась разработка нового противокорабельного ракетного комплекса. Челомей предложил создать ракету, которую можно было запускать как с надводных кораблей, так и с подводных лодок. Новый ракетный комплекс получил обозначение П-700 «Гранит», его разработка длилась почти пятнадцать лет.

П-700 был принят на вооружение в 1983 году, эти ракеты используются российским ВМФ и сегодня, они по праву считаются лучшими в своем классе, по своим характеристикам «Гранит» не имеет мировых аналогов. Однако, несмотря на свои прекрасные характеристики, у этой ракеты есть один недостаток, но он весьма существенный: слишком большие габариты и масса ракеты.

Пусковая установка для ракеты «Гранит» мало уступает по своим размерам шахтам баллистических межконтинентальных ракет морского базирования. Подводные крейсера и надводные корабли, которые вооружены этими ракетами, являются одними из самых крупных в своих классах. Соответственно, высока и их стоимость. Кстати, можно добавить, что американцы много лет назад отказались от создания тяжелых противокорабельных крылатых ракет.

Другие советские ракеты (П-15, «Термит», «Москит», «Малахит») можно было установить на ракетные катера и другие малые корабли, но их дальность составляла 80-120 километров, что было недостаточно для уверенного поражения АУГ или морского конвоя. Нужно было создать новую противокорабельную ракету с меньшими чем у П-700 габаритами, но с тактико-техническими характеристиками (ттх) на уровне опе­ра­тив­но-так­ти­че­ских ра­ке­т типа «Гранит». Она должна была подходить для вооружения небольших судов.

Разработка новой ракеты началась в 1981 году. Она получила обозначение «Оникс» (3М55) и должна была стать универсальной: этим оружием планировали вооружить как надводные корабли, так и подводные лодки, а также обеспечить возможность старта «Оникса» с самолетов и береговых противокорабельных комплексов. По своей универсальности он должен был превзойти своего американского конкурента – ракету «Гарпун».

Согласно техническому заданию, у новой ракеты была значительно (до 200 кг) уменьшена боевая часть, дальность полета составляла 300 км, большую часть своей траектории ракета должна была пролетать на высоте 15-20 метров. Боевая часть в 200 кг вполне достаточна для поражения кораблей среднего размера, для уничтожения же крупных судов планировалось залповое применение ракет.

При создании «Оникса» у конструкторов были трудности с универсальностью ракеты: запуск с подводных лодок и надводных кораблей требовали разных режимов на начальной стадии полета. Но в итоге универсальное решение все-таки было найдено.

Испытания новой ПКР должны были начаться в 1987 году, но процесс несколько затянулся, а потом произошел распад СССР. Это привело к тому, что более чем на десятилетие работы по «Ониксу» были практически приостановлены. Первая демонстрация ракеты «Оникс» широкой публике состоялась в 1997 году. Только в 2002 году эту ракету приняли на вооружение. В 1998 году был подписан договор с Индией на создание ракеты BrahMos – по сути, модификации ПКР «Оникс».

Эта ПКР не попадает под ограничения международных договоров относительно ракетного оружия, поэтому имеет весьма высокий экспортный потенциал. Экспортная модификация П-800 называется «Яхонт», она уже стоит на вооружении нескольких стран. У «Яхонта» масса боевой части несколько меньше и составляет 200 кг.

Ракета «Шквал» — одна из лучших подводных ракет в мире

«Шквал» (ВА-111)

— советский комплекс со скоростной подводной ракетой (ракета-торпеда) М-5. Предназначена для поражения надводных и подводных целей. Входит в состав комплекса вооружения, размещаемого на надводном корабле, подводной лодке или стационарной установке.

Торпеда М-5 комплекса ВА-111 «Шквал» / Фото: ru.wikipedia.orgИстория29 ноября 1977 года противолодочный комплекс «Шквал» был принят на вооружение ВМФ СССР. Изначально несла ядерную боеголовку в 150 кт, впоследствии создан вариант с обычной боеголовкой с автономным управлением, не имеющей самонаведения.

Высокая скорость движения (до 500 км/ч, в зависимости от плотности водной среды) торпеды была получена за счёт применения подводного реактивного двигателя, работающего на гидрореагирующем твёрдом топливе, которое обеспечивает большую тягу, и движение ракеты в кавитационной полости (воздушном пузыре), что снижает сопротивление воды.

В 1992 году создан экспортный вариант — «Шквал-Э». В данной модификации ракета может поражать только надводные цели и несёт обычный боезаряд. Есть сведения о разработке новой модели «Шквала», с самонаведением и увеличенным до 350 кг зарядом.

Долгое время не существовало торпеды, хотя бы близко приближавшейся к «Шквалу» по скорости, но в середине 2005 года Германия заявила, что она обладает торпедой «Барракуда», использующей тот же принцип кавитации и имеющей аналогичную скорость. А в мае 2014 года командующий ВМС Ирана заявил, что Иран также имеет на вооружении подводные ракеты, достигающие скорости 320 км/ч.

Управляемая носовая часть подводной ракеты «Шквал-Э» / Фото: ru.wikipedia.org

Подводная ракета «Шквал-Э» (вид сзади) / Фото: ru.wikipedia.orgТТХ

Калибр мм 533,4
Длина, м 8
Вес торпеды, кг 2700
Мощность боеголовки: 150 кт — в ядерном варианте; 210 кг — обычного ВВ
Маршевая скорость, км/ч 375
Радиус действия, км: около 7 , до 13 — новая версия; 2- старая версия
Двигатель прямоточный гидрореактивный двигатель

ТТХ «Шквал-Э»

Калибр, мм 533,4
Длина, мм 8200
Масса, кг 2700
Дальность хода, км до 10
Скорость на марше, м/с 90-100
Угол после залпового разворота, град ± 20
Глубина хода на марше, м 6
Тип боевой части фугасный
Масса БЧ (ТНТ эквивалент), кг не менее 210
Вид старта: надводный или подводный
Глубина подводного старта, м до 30
Двигатель прямоточный гидрореактивный

Недостатки

  • Из-за огромной скорости (200 узлов) торпеда производит сильный шум и вибрации, что демаскирует подлодку.
  • Малая дальность пуска (всего до 13 км) демаскирует подлодку, что негативно сказывается на живучести.
  • Максимальная глубина хода (до 30 м) не позволяет поражать подлодки на больших глубинах.
  • Удельный импульс прямоточного гидрореактивного двигателя в 2,5-3 раза выше, чем у известных ракетных двигателей, что может вызвать поломку сонара подлодки, кроме того носовая часть торпеды не позволяет установить на нее головку самонаведения — через носовую часть поступает забортная вода.
  • Низкая вероятность поражения цели с обычной БЧ и без ГСН.

Возможные модификации

Модернизация гидрореактивной торпеды относится к важнейшим задачам конструкторов оружия для российских военно-морских сил. Поэтому работы по улучшению Шквала не сворачивались полностью даже в кризисные девяностые.

В настоящее время существует не менее трех модифицированных «сверхзвуковых» торпед.

  1. Прежде всего, это упомянутая выше экспортная вариация Шквал-Э, спроектированная специально для производства с целью реализации за рубеж. В отличие от стандартной торпеды, «Эшка» не рассчитана на оснащение ядерной боеголовкой и поражение подводных военных объектов. Кроме того, эта вариация характеризуется меньшей дальностью – 10 км против 13 у модернизированного Шквала, который производится для ВМФ России. Шквал-Э применяется только с пусковыми комплексами, унифицированными с российскими кораблями. Работы по конструированию модифицированных вариаций под пусковые системы отдельных заказчиков пока «в процессе»;
  2. Шквал-М – усовершенствованная вариация гидрореактивной торпедо-ракеты, завершенная в 2010 году, с лучшими показателями дальности и веса боевой части. Последняя увеличена до 350 килограммов, а дальность составляет чуть более 13 км. Проектировочные работы по совершенствованию оружия не прекращаются.
  3. В 2013 году сконструирована еще более совершенная – Шквал-М2. Обе вариации с литерой «М» строго засекречены, сведений о них почти нет.

История создания сверхскоростной торпеды

Мотивом создания сверхскоростной торпеды послужил тот факт, что советский флот был не в состоянии состязаться в количественном соотношении с ВМФ США. Поэтому было решено сформировать систему вооружения, удовлетворяющую следующим требованиям:

  • компактную;
  • обладающую возможностью установки на большинстве надводных и подводных судов;
  • способную гарантированно поражать на огромном расстоянии корабли и лодки противника;
  • недорогое производство.

В шестидесятые годы XX века начались работы по созданию самой скоростной торпеды в мире, чтобы она могла уничтожать объекты противника на большом расстоянии и была недосягаема для врага. Главным конструктором проекта был назначен Г. В. Логвинович. Сложность состояла в создании совершенно новой конструкции, способной развивать скорость в сотни километров в час под толщей воды. В 1965 году было проведено первое ходовое испытание. При проектировании возникли две серьезные проблемы:

  • достижение очень большой скорости за счет гиперзвука;
  • универсальный способ размещения на подводных лодках и кораблях.

Решение этих задач затянулось больше чем на 10 лет и только в 1977 году ракета, получившая индекс ВА-111 «Шквал», была принята на вооружение.

Немного о действиях в Ла-Манше

О немецких торпедных катерах мировая пресса впервые заговорила в конце мая 1940 года во время девятидневной эвакуации английских экспедиционных войск из Дюнкерка. Газеты и телеграфные агентства всего мира наперебой публиковали тогда сведения, передаваемые из Германии. 22 мая 1940 года: «Германские торпедные катера потопили в Ла-Манше неприятельский вспомогательный крейсер». 26 мая 1940 года: «У Остенде германские торпедные катера потопили английский эскадренный миноносец. У Гельдера германские торпедные катера потопили подводную лодку противника».

3 июня 1940 года. «Английское морское министерство сообщает, что в операции у Дюнкерка участвовало 222 английских военных корабля и 665 мелких судов. Несмотря на действия подводных лодок и торпедных катеров противника, потери союзного флота были сравнительно незначительными. Кроме погибших в мае трех эскадренных миноносцев «Графтон», «Гренейд» и «Уэйкфул», были потоплены также эскадренные миноносцы «Базиликс», «Кейт» и «Хэвант». Из общего числа 170 небольших военных судов потеряно 24″.

Через 20 лет после этих событий английский историк Д. Дивайн, проанализировав военную обстановку на основании документов противостоявших в Дюнкерке сил, установил, что потери союзников оказались очень большими. При эвакуации 338 226 человек один только английский флот потерял 226 из 693 кораблей и среди них 6 эсминцев, сторожевой корабль, 5 тральщиков и около 200 малых судов и катеров. Примерно такое же количество кораблей и судов получили серьезные повреждения. Выяснилось, однако, что участие немецких торпедных катеров, да и вообще всех германских военно-морских сил, в боях против англо-французского флота у Дюнкерка было гораздо менее значительным, чем можно было представить, опираясь на сообщения печати.

И действительно, в мае 1940 года события на сухопутном фронте в Северной Франции, Голландии и Бельгии развивались так стремительно, что выход немецких войск к Ла-Маншу и окружение английских экспедиционных войск в Дюнкерке застало немецких адмиралов врасплох. В военно-морских базах Германии в этот момент не оказалось кораблей, способных серьезно помешать снабжению окруженных английских войск, а затем их успешной эвакуации.

Немецкий торпедный катер S-204

Главная нагрузка в дюнкеркской операции легла на немецкую авиацию, которая не только бомбардировала и торпедировала корабли и суда союзников у причалов и в море, но даже взяла на себя постановку минных заграждений. Лишь 21 мая в южной части Северного моря появились две флотилии немецких торпедных катеров, переведенные из Норвегии…

Для эвакуации войск из Дюнкерка англичане разработали три маршрута через Ла-Манш – центральный, западный и восточный. С 28 мая английские и французские суда стали пользоваться последним маршрутом, крайняя точка которого – Куинтвисльский буй – находилась всего в часе хода от Остенде, где базировались переведенные из Норвегии немецкие торпедные катера. 29 мая в 00.45, когда эсминец «Уэйкфул» с войсками на борту огибал буй, наблюдатели заметили следы двух торпед. Одна из них прошла мимо, зато другая угодила прямо в середину корпуса. Эсминец переломился пополам, обе половины, став вертикально, ушли на дно в течение каких-нибудь 15 минут. Шедшие вместе с «Уэйкфулом» эсминец «Графтон» и тральщик «Лидд» спустили на воду шлюпки, которые начали подбирать тонущих. Через полчаса к ним присоединились дрифтер «Наутилус» и лоцмейстерское судно «Комфорт». В это время не замеченный в темноте немецкий катер выпустил торпеды в «Графтон», и когда эсминец начал тонуть, «Комфорт» и «Наутилус», вспугнутые взрывами, стали на полном ходу удаляться с места событий. Приняв их за уходящие после атаки вражеские катера, «Лидд» и тонущий «Графтон» открыли по «Комфорту» огонь. Конец этой канонаде положила очередная вражеская торпеда, разнесшая «Комфорт» буквально на куски вместе с экипажем и людьми, спасенными с «Уэйкфула»

Технические характеристики

Испытания и доработка уже поставленной на вооружение торпеды были продолжены и после того, как распался Советский Союз. Скорость самой быстрой торпеды в мире составляет около 300 км/ч. Она достигается в результате использования реактивного двигателя. Как утверждают разработчики – это не предел. Большое сопротивление воды, превышающее в сотни раз сопротивление воздуха, уменьшили, используя суперкавитацию. Это особый режим движения корпуса длиной 8 м в водном пространстве, при котором вокруг него образуется полость с водяными парами.

Создается такое состояние с помощью специального головного кавитатора. В результате скорость значительно возрастает и увеличивается дальность движения. Самая быстрая торпеда в мире не оставляет времени для маневра судам противника, хотя дальность действия всего 11 километров. Боевая часть состоит из 210 кг обычного взрывчатого вещества или 150 килотонн ядерного. Скорость торпеды массой 2,7 т составляет 200 узлов или 360 км/ч. Глубина погружения 6 м, а старта – до 30 м.

Недостатки

  • Из-за огромной скорости (200 узлов) торпеда производит сильный шум и вибрации, что демаскирует подлодку.
  • Малая дальность пуска (всего до 13 км) демаскирует подлодку, что негативно сказывается на живучести.
  • Максимальная глубина хода (до 30 м) не позволяет поражать подлодки на больших глубинах.
  • Импульс прямоточного гидрореактивного двигателя выше, чем у других двигателей, что может вызвать поломку гидролокатора подлодки.
  • Носовая часть торпеды не позволяет установить на неё головку самонаведения (ГСН) — через носовую часть поступает забортная вода.
  • Низкая вероятность поражения цели с обычной БЧ и без ГСН.

Ссылки

Конструкция торпеды Шквал

Разработчики Шквала стремились воплотить в жизнь замысел подводной ракеты, от которой никаким маневром не сможет увернуться большой вражеский корабль. Для этого требовалось достигнуть скоростного показателя в 100 м/с, или минимум 360 км/ч.

Коллективу конструкторов удалось реализовать казавшееся невозможным – создать подводно-торпедное оружие на реактивной тяге, успешно преодолевающее сопротивление воды за счет движения в суперкавитации.

Уникальные скоростные показатели стали былью в первую очередь благодаря двойному гидрореактивному двигателю , включающему стартовую и маршевую части. Первая дает ракете максимально мощный импульс при пуске, вторая – поддерживает быстроту движения.

Маршевый – твердотопливный, использующий морскую воду в качестве окислителя-катализатора, что позволяет ракете двигаться без винтов в задней части.

Суперкавитацией называется перемещение твердого предмета в водной среде с образованием вокруг него «кокона», внутри которого только водный пар. Такой пузырь значительно снижает сопротивление воды. Надувается и поддерживается он специальным кавитатором, содержащим газогенератор для наддува газов.

Самонаводящаяся торпеда поражает цель с помощью соответствующей системы управления маршевым двигателем. Без самонаведения Шквал попадает в точку согласно заданным на старте координатам. Ни подлодка, ни крупный корабль не успевает покинуть указанную точку, поскольку оба сильно уступают оружию по скорости.

Отсутствие самонаведения теоретически не гарантирует 100% точности попадания, однако, самонаводящуюся ракету противник способен сбить с курса применением устройств ПРО, а несамонаводящаяся следует к цели, невзирая на подобные препятствия.

Примечания

Титан — второй по величине спутник в Солнечной системе

Травматический Глок 19

Глок 19 это гибрид модели G19 (9×19), имеет более компактные размеры, за счет этого лишен выемок под пальцы на рукояти. В базовом варианте устанавливается обойма на 15 патронов.

Технические характеристики травматического Глок 19

Характеристика Параметр
Длина ствола 10,2 см
Общая длина 18,5 см
Высота 12,8 см
Толщина 3,4
Калибр 9х19 Р.А.
Вес 0,61 кг
Количество зарядов в магазине 15 штук (в базовой комплектации)

Конструкция

Глок 19 в базовой комплектации использует обоймы под 15 боеприпасов. Кроме стандартной обоймы в комплектации находится дополнительно 2 магазина, которые снаряжаются 19 боеприпасами и имеют крупную крышку. Полимерная рама и магазины окрашены в цвет «Coyote».

Затвор, передняя грань которого сделана в виде конуса, изготовлен по типу субкомпактов. Определенные элементы сохранили черный цвет. Поверхность затвора покрыта улучшенным материалом nPVD, это защищает металл от коррозийных процессов, действия агрессивных веществ и неблагоприятной внешней среды. Ствол покрыт «алмазоподобным» материалом nDLC, это защищает его царапин и влаги.

Оборудован наружным двухсторонним предохранителем флажкового типа, его рычаги находятся по обеим сторонам на раме сзади флажка задержки. Рычаг задержки затвора также двухсторонний.

Сзади магазина находится антабка для шнура, которая может сниматься. Для ускорения зарядки пистолета горловина ручки чуть расширена. Передняя часть рукояти сделана без выемок под пальцы. Выступ спереди ручки немного увеличен и расположен перед крышкой обоймы, защищая ее от механических повреждений, но делает невозможным установку обоймы Gen5.

Обзор травматического пистолета Глок 19 можно посмотреть на этом видео

Достоинства и недостатки модели

Великолепные ТТХ этой модели обеспечивают высокую точность и кучность стрельбы

Пистолет может работать в любых экстремальных условиях

Устойчивость к износу всех деталей оружия. Специальное покрытие отлично сопротивляется коррозийным процессам, безопасность и удобство использования

Высокий ресурс эксплуатации, относительно низкая стоимость

Легкость в обслуживании и обращении с пистолетом

Если удерживать пистолет слабым хватом, то в некоторых случаях патрон перекашивается или недосылается

Если своевременно не очищать и не смазывать оружие, то пистолет часто будет давать осечки. Главная причина этого, попадание грязи в ударный механизм

Защелка обоймы в некоторых случаях приводит к тому, что магазин самопроизвольно выпадает. Это можно исправить, если установить переделанную крупную защелку

Флажок задержки затвора недостаточно большой

Пластиковая мушка на практике недостаточно прочная

Опасности от шквального ветра[править | править код]

Вся опасность заключается в силе этого, пускай и кратковременного, но хорошо действующего ветра. Если это просто сильные порывы ветра, то ничего страшного. Но если сила ветра большая как у урагана, то… сами всё понимаете.

Погода

Небо:

Облачность: Ясно · Миниоблачно · Малооблачно · Переменная облачность · Облачно · Пасмурно · Частично · Преимущественно · СплошнаяВиды облаков по форме: Слоистые облака · Кучевые облака · Перистые облакаВиды облаков по осадкам: Дождевое облако · Грозовое облако · Снежное облакоОстальное: Туча · Тёмная туча · Дымка · Облачное разнообразие

Явления:

Дождь · Гроза (молния · гром) · Ветер · Град · Снег · ТуманУсиленные версии: Ливень · Шторм · Буря · Ураган · Мгла · МетельСмешанные версии: Снежная гроза · Мокрый снег · Непогода · ВьюгаПобочные эффекты: Зарница · Шквал · Снегопад · Наводнение · Иней · Поземка · Разнообразие погодыОсобое: Лавина · Однообразие погодыСолнце и путь света: Восход Солнца · Полдень · Закат Солнца · ПолночьЗенитДругое: Салют · Трясина · Штиль · Куриный дождь

Погодные сайты:

Немного истории

Согласно отечественной историографии, проект первой торпеды был разработан российским конструктором Александровским в 1865 году. Однако он был признан преждевременным и в России воплощен не был.

Первую действующую торпеду создал англичанин Роберт Уайтхед в 1866 году, а в 1877 – это оружие было впервые использовано в боевых условиях. В следующие десятилетия торпедное оружие активно развивается, появляется даже особый класс кораблей – миноносцы, основным вооружением которых становятся торпеды.

Торпеды активно использовались в ходе Русско-японской войны 1905 года, большая часть российских кораблей в Цусимском сражении была потоплена японскими миноносцами.

Первые торпеды работали на сжатом воздухе или имели парогазовую силовую установку, что делало их использование менее эффективным. Такая торпеда оставляла за собой хорошо заметный след из пузырьков газа, что давало атакованному кораблю возможность увернуться от нее.

После Первой мировой войны начались разработки торпеды с электродвигателем, но сделать ее оказалось весьма непросто. Воплотить эту идею в жизнь смогли только в Германии перед началом следующей мировой войны.

Современные торпеды представляют серьезную угрозу для любого надводного корабля и подводной лодки. Они развивают скорость до 60-70 узлов, могут поражать цели на расстоянии более ста километров, наводятся с помощью гидролокатора или используя физические характеристики судна. Также широко распространены торпеды, которые наводятся по специальному оптоволокну с надводного судна или подлодки.

В 60-х годах прошлого столетия в СССР началась разработка необычной торпеды «Шквал», которая кардинально отличалась от любых аналогов. Разработкой этого проекта занималась НИИ №24 (ГНПП «Регион»). Через год начались испытания на озере Иссык-Куль, доработка изделия заняла более десяти лет.

В 1977 году ракето-торпеду приняли на вооружение, сначала она имела ядерную боевую часть мощностью 150 кт, затем торпеда получила боеголовку с обычным взрывчатым веществом . Она и сегодня находится на вооружении российских ВМС.

В России был произведен экспортный вариант – «Шквал-Э». Ее стоимость 6 млн долларов.

Есть информация о создании новой, более совершенной модификации реактивной торпеды, которая имеет больший радиус действия и более мощную боевую часть. Следует отметить, что информации о «Шквале» довольно мало, многие сведения до сих пор являются секретными.

Еще нужно сказать, что мнения об этой торпеде (вернее, об эффективности ее применения) весьма разнятся. В прессе обычно говорят о «Шквале», как о супер-оружии, но многие эксперты не поддерживают эту точку зрения, считая «Шквал» бесполезным в реальных боевых условиях.

Основным уникальным отличием «Шквала» от других торпед является ее немыслимая скорость: она способна развивать под водой более 200 узлов. Достигнуть таких показателей в водной среде, которая имеет высокую плотность весьма непросто.

Изюминкой «Шквала» является его двигатель: если обычная торпеда движется вперед за счет вращения винтов, то «Шквал» в качестве силовой установки использует реактивный двигатель. Однако для развития такой немыслимой скорости под водой недостаточно и реактивного движителя. Для достижения таких скоростных показателей «Шквал» использует эффект суперкавитации, во время движения вокруг торпеды возникает воздушный пузырь, который значительно уменьшает сопротивление внешней среды.

Недостатки

  • Из-за огромной скорости (200 узлов) торпеда производит сильный шум и вибрации, что демаскирует подлодку.
  • Малая дальность пуска (всего до 13 км) демаскирует подлодку, что негативно сказывается на живучести.
  • Максимальная глубина хода (до 30 м) не позволяет поражать подлодки на больших глубинах.
  • Импульс прямоточного гидрореактивного двигателя выше, чем у других двигателей, что может вызвать поломку гидролокатора подлодки.
  • Носовая часть торпеды не позволяет установить на неё головку самонаведения (ГСН) — через носовую часть поступает забортная вода.
  • Низкая вероятность поражения цели с обычной БЧ и без ГСН.

Предыстория разработки комплекса

Для ускорения темпов развития уровня подводного оружия 4 мая 1976 г. вышло постановление СМ № 302-116 о развитии работ по созданию подводного оружия. Которое предусматривало создание новых комплексов противолодочного оружия, а так же увеличение объёмов исследовательских работ в данном направлении.

В 1984 году на вооружение противолодочных надводных кораблей был принят универсальный ракетный комплекс УРК-5 «Раструб-Б». Который стал результатом работ по модернизации ракетных комплексов УРПК-3 и УРПК-4.
Как и предполагает любая модернизация старого, новый комплекс улучшил все показатели своих предшественников. УРК-5 стал более универсальным и мог применяться для поражения надводных кораблей и подводных лодок противника.
Комплекс УРК-5 разработан дубнинским МКБ «Радуга» МАП.

Интересные факты

В конце семидесятых годов прошлого столетия ученые Пентагона расчетным путем доказали, что под водой по техническим причинам невыполнимо развивать значительные скорости.

Поэтому военное ведомство в Соединенных Штатах скептически относилось к информации о ведущихся разработках самой быстрой торпеды в мире в Советском Союзе. Эти сообщения считались спланированной дезинформацией. А ученые СССР спокойно заканчивали испытания высокоскоростной самодвижущейся подводной мины. Торпеда «Шквал» всеми военными экспертами признана оружием, которое не имеет аналогов в мире. Она уже много лет стоит на вооружении ВМФ.

Интересные факты

Ракета-торпеда «Водопад», характеристики которой рассмотрены выше, в дальнейшем устанавливалась на боевых ракетных крейсерах проектов 114 и 116, а также на большом противолодочном корабле «Адмирал Чабаненко» (проект 11551). На этих судах для пуска использовали штатные торпедные аппараты калибром 533 мм. Они размещались у кормы по бортам плавательного средства.

Обновленная версия рассматриваемого боеприпаса монтировалась на сторожевых кораблях проекта 11540 («Водопад-НК»). Для их запуска применялись уникальные универсальные пусковые приспособления, расположенные в надстройке на корме. Имеется информация, что на базе «Водопадов» изготавливалось еще более устрашающее оружие под кодовым индексом 91Р, которое должно было нести новую противолодочную торпеду. Официальные подробности по этому проекту не разглашались, однако бытует мнения, что эти наработки были использованы для создания ракетного комплекса «Калибр».

Описание

Рассматриваемые снаряды оснащались универсальным блоком управления, в заданный район они выводились при помощи инерциальной наводящей системы, которую разработали инженеры Московского НИИ-25. Перед пуском экипаж подводного носителя должен был определять ориентировочное местоположение подлодки врага и вводить в узел управления соответствующие команды. Корректировка ракеты-торпеды «Водопад» выполнялась при помощи решетчатых рулей, смонтированных в хвостовой части. В транспортной позиции они находились в корпусных нишах, раскладываясь после выхода снаряда из торпедного отсека.

Противолодочную ракету 83Р оснастили боевой начинкой в виде малогабаритной торпеды типа УМГТ-1, сконструированной в НПО «Уран». Заряд длиной 3400 мм и массой 0,7 тонны имел калибр 400 мм. В действие его приводил одновальный электрический мотор, в качестве источника питания применялась серебряно-магниевая батарея, активируемая морской водой. Предельная скорость боеприпаса составила 41 узел при максимальной дальности хода 8 км. Также в оснащении присутствовала активно-пассивная система наведения огня с радиусом максимального действия до 1,5 км. Фугасная часть имела массу 60 кг.

Примечания

  1. аналог .
  2. аналог .
  3. разработка Royal Gun Factory.
  4. При расширении сжатого воздуха узлы двигателя торпед были подвержены замерзанию. Для устранения этого эффекта клапана, редукторы и цилиндры двигателя торпед оснащались системой подогрева.
  5. Обозначение было использовано только в годы Первой мировой войны.
  6. Обозначение использовалось в 1920-х годах для засекречивания работ над торпедой G7a
  7. так же обозначалась как C/03
  8. так же обозначалась как C/03D
  9. так же обозначалась как C/06
  10. так же обозначалась как C/06D
  11. так же обозначалась как C/07
  12. так же обозначалась как C/07
  13. 50 % TNT, 24 % гексила, 15 % алюминиевой пудры
  14. 67 % TNT, 8 % гексила, 25 % алюминиевой пудры
  15. ↑ 45 % TNT, 5 % гексила, 30 % аммиачной селитры, 20 % алюминиевой пудры
  16. итальянская лицензионная авиационная торпеда Fiume F200/450 x 5,46
  17. Торпеды, поставляемые в Германию, в отдельных случаях имели отличающиеся от оригинальных итальянских тактико-технические характеристики.

Сохранившиеся экземпляры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector