Ракетные корабли проекта 11661

Содержание:

Предназначение

«Гепарды-5.3» — это фрегаты, предназначенные для:

  • Поражения воздушного, надводного и подводного противника;
  • Исполнения задач при конвоировании;
  • Ведения служебно-боевой деятельности в дозоре;
  • Огневой поддержки десантирующихся подразделений;
  • Установки минных заграждений;
  • Задач по охране и патрулированию морских государственных границ и экономических зон;
  • Поддержания морских операций;
  • Демонстрирования флага в зонах, которые представляют государственные интересы.

Фрегаты способны заниматься широким спектром задач, как в самостоятельном режиме, так и в составах тактических групп.

Командующие

СССР СССР

  • 1931—1932 — Ф. С. Авёричкин
  • 1932—1933 — Г. И. Левченко,
  • 1933—1934 — Г. П. Киреев,
  • 1934—1938 — Д. П. Исаков — флагман 2-го ранга,
  • 1938 — В. И. Сумин — капитан 2-го ранга,
  • 1938—1939 — А. Г. Головко,
  • 1940—1944 — Ф. С. Седельников — контр-адмирал,
  • 1944—1946 — Ф. В. Зозуля — вице-адмирал,
  • 1946 — Н. О. Абрамов — контр-адмирал,
  • 1946—1948 — С. Г. Кучеров — адмирал,
  • 1948—1951 — Г. Г. Олейник — контр-адмирал,
  • 1951 — Г. Н. Холостяков — вице-адмирал,
  • 1951—1954 — А. В. Кузьмин — вице-адмирал,
  • 1954—1955 — С. Е. Чурсин — контр-адмирал,
  • 1955—1956 — Г. Г. Олейник — вице-адмирал,
  • 1956—1960 — А. В. Кузьмин — вице-адмирал,
  • 1960—1967 — Г. Г. Олейник — вице-адмирал,
  • 1967—1971 — Г. К. Чернобай — контр-адмирал,
  • 1971—1973 — Я. М. Куделькин — контр-адмирал,
  • 1973—1977 — Л. Д. Рябцев — контр-адмирал,
  • 1977—1984 — Г. Г. Касумбеков — вице-адмирал,
  • 1984—1987 — В. В. Толкачёв — контр-адмирал,
  • 1987—1991 — В. Е. Ляшенко — вице-адмирал,

Россия

  • 1991—1996 — Б. М. Зинин — вице-адмирал,
  • 1996—2002 — В. В. Масорин — вице-адмирал,
  • 2002—2005 — Ю. В. Старцев — вице-адмирал,
  • 2005—2009 — В. П. Кравчук — вице-адмирал,
  • 2010—2014 — С. Г. Алёкминский — вице-адмирал,
  • 2014—2015 — И. Ф. Ахмеров — капитан 1 ранга,
  • 2015—2016 — И. В. Осипов — контр-адмирал,.
  • с 2016 — С. М. Пинчук — контр-адмирал.

Образчики проекта 11661 — «Татарстан» и «Дагестан»

Первенцем в проекте 11661К был корабль, уже известный как «Татарстан», вступивший в строй в августе 2003 года. Он был направлен впоследствии в Каспийскую флотилию в качестве ее флагмана.

Вторым сторожевым кораблем довелось стать «Дагестану». Его сдачу для флота первоначально планировали к первой половине 2012 года. Однако ее перенесли из-за серьезности повреждений, полученных еще в январе того же года при черноморских швартовных испытаниях в районе города Новороссийск. После восстановительных и ремонтных мероприятий «Дагестану» удалось выйти к Каспийскому морю для участия во втором этапе в государственных испытаниях по осуществлению ракетных стрельб по береговым целям «Калибром-НК».

Однако уже спустя три года о «Дагестане» узнал весь мир. Так, в октябре 2020 года ночью, корабельной ударной группой в Каспийском море было произведено нанесение массированного удара с помощью крылатых ракет. Удар нанесен «Калибром НК» комплексом морского базирования по инфраструктуре ИГИЛ в Сирии. В составе из шести кораблей был и «Дагестан».

В завершение

В настоящее время корабль Каспийской флотилии «Дагестан» является пока что последним судном своего проекта, стоящим на вооружении ВМФ Российской Федерации. Приблизительно в 2011-2012 гг. вообще появлялась информация о полной остановке и заморозке работ в этом направлении, но она не подтвердилась. Сообщается, что в строй должны поставить еще два корабля серии, но сроки их поставки заметно увеличились. Причина проста – Украина, в свете известных событий, отказалась выполнять условия контракта по поставкам газотурбинных установок. Отечественные судостроители обещают, что это прискорбное обстоятельство не помешает им выполнить план по перевооружению отечественного флота. Остается только надеяться, что ракетный корабль «Дагестан», вооружение которого сделало бы честь и более крупному военному судну, не станет «последним из могикан».

Мощное вооружение

Основное вооружение кораблей проекта 21613 «Буян-М» — пусковая установка для «Калибров», боезапас которой составляет восемь ракет. Кроме того, корабль оснащён артиллерийской установкой А-190 калибра 100 мм, турельной пусковой установкой «Гибка» и комплексом АК-630М-2 «Дуэт». Малые ракетные корабли не имеют тяжёлого зенитного вооружения, так как концепция его использования подразумевает прикрытие береговыми средствами противовоздушной обороны.

В августе прошлого года глава судостроительной корпорации «Ак Барс» Ренат Мистахов сообщил, что корабли проекта 21631 «Буян-М» вместе со сторожевыми кораблями проекта 11661 «Гепард» в ходе модернизации могут получить увеличенный боекомплект ракет «Калибр». По его словам, ВМФ заинтересовался этим предложением.

  • Пуски крылатых ракет «Калибр» с фрегата «Адмирал Эссен» по объектам запрещённой в РФ террористической группировки ИГИЛ в Сирии
  • РИА Новости

«Мы предложили по двум проектам 21631 и 11661 концепт с увеличением водоизмещения. На «Буянах», например, мы предложили поставить 16 пусковых, вместо восьми. А на «Гепардах» предложили расширить ракетное оружие до 24 пусковых», — приводит слова Мистахова ТАСС.

Также по теме


Ударные возможности: как модифицированные Ка-52КМ усилят новые вертолётоносцы ВМФ России

К моменту появления в России кораблей-вертолётоносцев проекта 23900 будут созданы модернизированные вертолёты морского базирования…

На каждом корабле добавится по ещё одному универсальному комплексу с вертикальными пусковыми шахтами, при этом видоизменяться корпуса не будут, за исключением возросшего водоизмещения.

«Мы предлагаем взять за основу тот корпус, который зарекомендовал себя, в том числе в боевых условиях, потому что удачный корпус корабля — это мореходность… Это потянет, конечно, за собой водоизмещение. Если брать малый ракетный корабль, его водоизмещение с дополнительным УКСК вырастет с 900 до приблизительно 1,3—1,5 тыс. т. Если брать на базе проекта 11661, то на его водоизмещение три УКСК возможно поставить и сейчас», — пояснил Ренат Мистахов.

Высоко достоинства «Буянов» оценил в беседе с RT доктор военных наук капитан 1-го ранга в отставке Константин Сивков.

«У них имеется восемь пусковых установок, на которых установлены ракеты типа «Калибр», в чём состоит их главное преимущество. Кроме того, они оснащены средствами ПВО, с помощью которых они могут вести борьбу против двух-трёх объектов противника. Это хороший боевой корабль, который усилит потенциал Черноморского флота РФ», — отметил Сивков.

Ждет ли нас новая Цусима

Российские программы военного судостроения буксуют, зато устраиваются дорогостоящие военно-морские шоу

Каждый декабрь подводятся итоги года. Не обходит стороной этот обычай и Министерство обороны. Однако на сей раз военное ведомство начало подводить итоги 7 ноября. Могло показаться, что открытое заседание коллегии МО РФ, на котором оценивались результаты пятилетки 2012-2017 годов, приурочили к столетию Великой Октябрьской социалистической революции. Но это ошибочное впечатление. На самом деле повод имелся другой. Пять лет назад – 6 ноября 2012 года – Сергей Кужугетович Шойгу возглавил оборонное ведомство страны.

Командующие

СССР СССР

  • 1931—1932 — Ф. С. Авёричкин
  • 1932—1933 — Г. И. Левченко,
  • 1933—1934 — Г. П. Киреев,
  • 1934—1938 — Д. П. Исаков — флагман 2-го ранга,
  • 1938 — В. И. Сумин — капитан 2-го ранга,
  • 1938—1939 — А. Г. Головко,
  • 1940—1944 — Ф. С. Седельников — контр-адмирал,
  • 1944—1946 — Ф. В. Зозуля — вице-адмирал,
  • 1946 — Н. О. Абрамов — контр-адмирал,
  • 1946—1948 — С. Г. Кучеров — адмирал,
  • 1948—1951 — Г. Г. Олейник — контр-адмирал,
  • 1951 — Г. Н. Холостяков — вице-адмирал,
  • 1951—1954 — А. В. Кузьмин — вице-адмирал,
  • 1954—1955 — С. Е. Чурсин — контр-адмирал,
  • 1955—1956 — Г. Г. Олейник — вице-адмирал,
  • 1956—1960 — А. В. Кузьмин — вице-адмирал,
  • 1960—1967 — Г. Г. Олейник — вице-адмирал,
  • 1967—1971 — Г. К. Чернобай — контр-адмирал,
  • 1971—1973 — Я. М. Куделькин — контр-адмирал,
  • 1973—1977 — Л. Д. Рябцев — контр-адмирал,
  • 1977—1984 — Г. Г. Касумбеков — вице-адмирал,
  • 1984—1987 — В. В. Толкачёв — контр-адмирал,
  • 1987—1991 — В. Е. Ляшенко — вице-адмирал,

Россия

  • 1991—1996 — Б. М. Зинин — вице-адмирал,
  • 1996—2002 — В. В. Масорин — вице-адмирал,
  • 2002—2005 — Ю. В. Старцев — вице-адмирал,
  • 2005—2009 — В. П. Кравчук — вице-адмирал,
  • 2010—2014 — С. Г. Алёкминский — вице-адмирал,
  • 2014—2015 — И. Ф. Ахмеров — капитан 1 ранга,
  • 2015—2016 — И. В. Осипов — контр-адмирал,.
  • с 2016 — С. М. Пинчук — контр-адмирал.

Рособоронэкспорт покажет российскую продукцию для всех сегментов мирового оружейного рынка на «Армии-2020»

Образчики проекта 11661 — «Татарстан» и «Дагестан»

Первенцем в проекте 11661К был корабль, уже известный как «Татарстан», вступивший в строй в августе 2003 года. Он был направлен впоследствии в Каспийскую флотилию в качестве ее флагмана.

Вторым сторожевым кораблем довелось стать «Дагестану». Его сдачу для флота первоначально планировали к первой половине 2012 года. Однако ее перенесли из-за серьезности повреждений, полученных еще в январе того же года при черноморских швартовных испытаниях в районе города Новороссийск. После восстановительных и ремонтных мероприятий «Дагестану» удалось выйти к Каспийскому морю для участия во втором этапе в государственных испытаниях по осуществлению ракетных стрельб по береговым целям «Калибром-НК».

Однако уже спустя три года о «Дагестане» узнал весь мир. Так, в октябре 2020 года ночью, корабельной ударной группой в Каспийском море было произведено нанесение массированного удара с помощью крылатых ракет. Удар нанесен «Калибром НК» комплексом морского базирования по инфраструктуре ИГИЛ в Сирии. В составе из шести кораблей был и «Дагестан».

Немного из истории создания кораблей проекта 11661

Сторожевые корабли (корветы) и ракетные корабли начали разрабатываться в начале восьмидесятых годов. Разработку проводило Зеленодольское Проектно-Конструкторское Бюро. Разработку противолодочных кораблей для прибрежных зон вели в качестве развития другого проекта 1124М — малого противолодочного корабля, с «Ливнем» — противолодочным ракетным крейсером. Тогда разработали две версии тактико-технических заданий, и уже через год предложили обе версии эскизных проектов — противолодочного корабля с ПЛРК в соответствии с проектом 1124М и противолодочного корабля, имеющего водоизмещение до двух тысяч тонн с более значительной результативностью.

Еще в середине восьмидесятых было выдвинуто требование по оснащению сторожевых кораблей (СКР) комплексами противокорабельных ракет «Уран», разрабатывать которые планировали начинать в 1987 году. Согласно декабрьскому Постановлению Совета Министров Союза ССР в 1984 году решили разрабатывать сторожевые корабли по проекту 11661. Эскизные проекты 11661 с двигательными установками CODOG закончили уже через год.

https://youtube.com/watch?v=qFFsUEK58L8

К началу 1986 года завершили техническую проектировку сторожевых кораблей по проекту 11661. Позднее было принято решение по унифицированию кораблей проектов 11660 и 11661 на восемьдесят пять процентов, приступить к работам и перекомпоновать их в единой конструктивной платформе с различными вооружениями, различиями в двигателях и оборудовании.

В сентябре 1986 года приступили к защите проекта 11661. Следом за доработками под «Ураны» и «Зарю» и прочее оснащение в окончательном варианте сформулировали концепцию «Базовой платформы корабельным семействам». К испытаниям форм корпусов и воздействия обтекателей антенн по выяснению мореходности создали и испытали корабельную модель. Техпроект проекта 11661 утвердили спустя год.

После всех согласований и утверждений произошла закладка кораблей. И уже в 1993 году головному кораблю проекта 11661 было суждено спуститься на воду с началом его достройки. В начале 1995 года в Зеленодольске появился личный состав экипажа для освоения сторожевого корабля. В том же году от иностранного заказчика (по некоторым данным индийского) пришел отказ от нескольких кораблей, и все работы по их строительству были прекращены.

https://youtube.com/watch?v=z0KH16lykRM

Кроме того, в том же году была прекращена постройка корабля с девяносто тремя процентами готовности. Личный состав экипажа распустили, корабль законсервировали из-за недофинансирования, а также из-за того, что и сам заказчик (российские ВМС) полностью не определился по различным типам сторожевых кораблей.

В 2001 году руководство ВМС приняло решение достраивать один из кораблей по проекту 11661К, который должен был поступить в Каспийскую флотилию с наименованием «Татарстан». Корабль лишился вооружения противолодочной обороны. На нем провели корректировку проекта для соответствия всем требованиям. В апреле 2002 года в Зеленодольске появился личный состав экипажа для овладения новым кораблем.

Тогда же с кораблем провели кренование и выяснили, что водоизмещение отклонилось от расчетов до одной тонны. В июле 2002 года «Татарстану» удалось успешно покинуть Зеленодольский Судостроительный завод, чтобы отправиться в район Махачкалы для проведения испытательных мероприятий. Мореходное испытание прошло с пятибалльным волнением. В результате корабль приняли на вооружение российских ВМС, а Каспийская флотилия в августе 2003 года обзавелась своим флагманом.

Зеленодольские «Гепарды» допрыгнут до Вьетнама вопреки Украине

Татарстанские корабелы больше не будут вести бизнес с николаевскими двигателестроителями

Выполнение зеленодольцами контракта по строительству фрегатов для Вьетнама могло быть сильно осложнено, если бы азиаты не надавили на Украину. Об этом сегодня на церемонии спуска на воду первого из данных сторожевиков узнал корреспондент «БИЗНЕС Online». По нашим сведениям, военные СРВ одобрили доработанный проект третьей пары фрегатов «Гепард». На сегодняшнем мероприятии немало говорили о дружбе между нашими странами, однако эксперты предупреждают, что в спину татарстанцам дышат конкуренты.

И все-таки Джугашвили

Силовая установка

Основной двигатель – дизельный, двухвальный, модели CODOG. Тип дизеля — 61Д, среднеоборотистый. Суммарная мощность мотора равна 8000 л. с. Эта силовая установка ответственна за стандартные режимы хода. Имеются также две газовые турбины, суммарная мощность которых составляет 29 000 л. с

Они могут разогнать корабль до 28 узлов, и предназначены для использования в боевом режиме, когда жизненно важной становится степень маневренности судна. Для обеспечения всего судового оборудования электричеством имеется сразу три дизельных генератора, причем мощность каждого составляет 600 кВт

Вооружение «Гепардов»

Ударное ракетное вооружение

В целях ликвидации надводных объектов корабли имеют в своем распоряжении противокорабельный ракетный комплекс «Уран-Э» и четыре палубные наклонные пусковые установки из четырех ракет в каждой, а также корабельную систему по управлению стрельбами.

Артиллерийское вооружение

Дополняя артиллерийское оружие фрегата проекта «Гепард 5.1», «Гепарды 5.3» имеют два ракетно-артиллерийских комплекса «Пальма» и зенитные управляемые ракеты «Сосна-Р».

Противолодочное и минное вооружение

Противолодочное и минное вооружение «Гепардов» выражено:

  • Двумя двухтрубными поворотными торпедными аппаратами ДТА-53 калибра 533 мм;
  • Реактивным противолодочным комплексом РПК-8Э;
  • Комплексом приборов по управлению «Пургой» — противолодочным вооружением.

От «Скорпиона» до «Буянов»

Желание получить современные мореходные МРК, сконструированные по методике «дешево и сердито», позволяющие за достаточно короткие сроки создать действующие под «зонтиком» береговой ПВО ударные корабельные группировки, стало посещать флотское командование еще в «лихие девяностые». Это явилось отправной точкой для появления в Центральном морском конструкторском бюро «Алмаз» в начале «двухтысячных» идеи постройки серии ракетно-артиллерийских катеров проекта 12300 (шифр «Скорпион»).

Имея полное водоизмещение всего в 465 тонн, «Скорпионы» должны были нести 100-мм универсальную артустановку А-190Э со скорострельностью 80 выстрелов в минуту, зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Каштан-1», а главное — 4 противокорабельные ракеты «Яхонт» вертикального старта с дальностью стрельбы 300 км и массой боевой части 200 кг.

Предсерийный «Скорпион» заложили 5 июня 2001 года в Рыбинске на стапелях открытого акционерного судостроительного общества «Вымпел». Изначально планировалось сдать катер заказчику уже в 2005 году, но… Сначала достройку «Скорпиона» притормозил недостаток финансирования, а позже военные и вовсе потеряли к детищу «Алмаза» интерес. Объяснялось это тем, что «Скорпион» был «узко заточен» под действия лишь против надводных целей.

В то же время Опытное конструкторское бюро «Новатор» имени Люльева Л. В. уже успешно заканчивало работу над созданием ракетного комплекса «Калибр». Широкая ракетная номенклатура «Калибра» позволяла поражать не только надводные, но и наземные цели.

При этом из того же универсального корабельного стрельбового комплекса можно было осуществлять запуск и сверхзвуковых противокорабельных ракет, являвшихся главным убойным «козырем» малютки-«Скорпиона». Стоит отметить, что дальность пуска «Калибров» превышала 500 км, что де-факто нарушало условия Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД). Но поскольку «Калибры» декларировались как ракеты морского, а не сухопутного базирования, де-юре они РСМД не нарушали.

В общем, военному руководству захотелось получить нечто более универсальное и дальнобойное, чем «Скорпион», пусть и по большей цене. Как результат, первенец проекта 12300 так и остался недостроенным, ибо в него «Калибр» никак не влезал! Зато у Зеленодольского проектно-конструкторское бюро имелся как опыт создания первого в России ракетного корабля с «Калибрами», «Татарстана» проекта 11661К, так и строившиеся 500-тонные малые артиллерийские корабли проекта 21630 (шифр «Буян»), спроектированные для каспийской акватории.

В отличие от «Скорпиона», переделать под «Калибры» «Буяны» с попутным увеличением тоннажа кораблей почти вдвое оказалось заметно проще. Что «зеленодольцы» с благословения государства и сделали, получив на выходе уже знакомые нам «Буяны-М».

Форсированная по срокам постройка столь компактных, но обладавших высоким ударным потенциалом боевых кораблей вызвала у аналитиков массу вопросов. Последние исчезли лишь 7 октября 2015 года, когда, как уже говорилось, 3 «Буяна-М» и «Татарстан» отстрелялись из акватории Каспия по целям в Сирии «Калибрами».

Но, при всех имеющихся у проекта 21631 плюсах, в ходе эксплуатации «Буянов-М» на Черном море у зеленодольских МРК обнаружились и минусы, перечисленные нами в начале статьи.

История разработки

В начале 1980-х годов появилась необходимость разработки нового сторожевого корабля прибрежной зоны. Он должен был стать заменой кораблям проекта 1124. Это было обусловлено изменением предназначения сторожевых кораблей проекта 11540, которые в окончательном варианте должны были встать на замену более крупных сторожевых кораблей проекта 1135. За разработку корабля взялось Зеленодольское ПКБ во главе с главным конструктором Ю. А. Никольским, а затем В. Н. Кашкиным.

Из-за требования ВМФ по размещению мощной гидроакустической станции, увеличилось водоизмещение корабля до 2000 тонн, что стало близким к кораблям конкурирующего проекта 12441. Те отличались более мощными противокорабельными ракетами и наличием вертолётной площадки.

Строительство

В конце 1990 года был заложен головной корабль проекта 11660, получивший название «Буревестник», но через некоторое время его постройка была остановлена. В 1995 году его строительство было прекращено и корабль был законсервирован. Позднее корабль был разобран.

Второй корабль был заложен в 1993 году по экспортному проекту 11661 для ВМС Индии, но в 1995 году, когда он был практически готов, прекратилось финансирование. Позже его достроили по скорректированному для ВМФ России проекту 11661К и спустили на воду под названием «Татарстан». Корабль вступил в строй 31 августа 2003 года и стал флагманом Каспийской флотилии.

Третий СКР был заложен так же по проекту 11661К в 1991 году и получил наименование «Дагестан». Его сдача флоту изначально планировалась на первую половину 2012 года, но была перенесена из-за повреждений, полученных в январе 2012 года во время швартовных испытаний на Чёрном море у Новороссийска. В июле 2012 года после восстановительно-ремонтных работ «Дагестан» вышел в Каспийское море в рамках второго этапа государственных испытаний для осуществления ракетной стрельбы по береговой цели из ракетного комплекса «Калибр-НК». Стрельбы на дистанцию в 100 морских миль прошли успешно и 28 ноября 2012 года «Дагестан» вошёл в состав ВМФ России.

Поставки на экспорт

По заказу Вьетнама было построено два корабля. Они были заложены по экспортному проекту 11661Э («Гепард 3.9») в 2007 году, спущены на воду 12 декабря 2009 года и 16 марта 2010 года соответственно. Первый из них отправлен заказчику осенью 2010 года и 5 марта 2011 года на нем был поднят военно-морской флаг Вьетнама, корабль получил наименование «Динь Тьен Хоанг» (вьетн. «Đinh Tiên Hoàng»

). Второй корабль под названием «Ли Тхай То» (вьетн.«Lý Thái Tổ» ) поступил на вооружение ВМС Вьетнама в 2011 году.

В декабре 2011 года Вьетнам заказал дополнительную партию из двух единиц в противолодочной версии. В первых числах июля 2013 года стало известно, что начало строительства второй пары вьетнамских «Гепардов», ранее запланированное вначале на июнь 2013, потом на июль 2013, отложено на сентябрь 2013. Закладка второй пары корветов «Гепард-3.9» для ВМС Вьетнама состоялась 24 сентября 2013 года.

На начало 2020 года дата передачи сторожевых кораблей передвинута на более поздний срок в связи с тем, что Украина перестала поставлять судовые двигатели. Скорее всего, будущие «Гепарды» будут оснащены немецкими дизелями MTU-8000, взамен украинских. Ранее Германия обязалась поставить, по меньшей мере, два дизеля для оснащения ракетных кораблей BPS-500 (МПК проекта 12412, доработанные Вьетнамом до класса МРК — их строительство во Вьетнаме отложено «по субъективным и объективным причинам»). Сообщается, что вторая пара «Гепардов» будет иметь больше возможностей для ведения противолодочной войны и, таким образом, превратятся в универсальные боевые единицы.

Тем не менее, один из «Гепардов» был замечен 17 августа 2016 года в акватории речного порта Тольятти, что даёт повод предполагать либо о ходе его испытаний, либо об отправке заказчику через Волго-Донской канал в указанный период времени.

Переговоры о покупке третьей пары кораблей этого класса всё ещё ведутся, и контракт официально не подписан.

Конструкция[ | код]


Корабль проекта 11661Э (Гепард 3.9) для ВМС Вьетнама (зав. № 954) у стенки Кронштадтского морского ордена Ленина завода (КМОЛЗ)

Корпус и надстройка | код

Корабль имеет традиционную гладкопалубную архитектуру с 10 водонепроницаемыми отсеками. Надстройка корабля изготовлена из алюминиево-магниевых сплавов для обеспечения малой заметности (так называемой стелс-технологии).

Вооружение | код

Корабли имеют мощное ракетное, зенитно-ракетное и артиллерийское вооружение. Основное оружие кораблей проекта 11661Э и РК «Татарстан» — противокорабельный ракетный комплекс «Уран» («Уран-Э») с крылатыми ракетами Х-35(Э), имеющий дальность стрельбы до 130 км (до 260 км для «Уран-У» с ракетами Х-35У). Корабль проекта 11661К, «Дагестан», является первым кораблём ВМФ России, вооружённым универсальным ракетным комплексом «Калибр-НК», в составе которого может применяться несколько типов высокоточных крылатых ракет, способных наносить удары по надводным, подводным и береговым целям на удалении до 300 км.

Артиллерийское вооружение включает носовую 76,2 мм артиллерийскую установку АК-176М (боезапас — 152 выстрела) и две 30 мм автоматизированные артиллерийские установки АК-630М с боезапасом 2000+1000 выстрелов каждая, что обеспечивает борьбу с морскими, наземными и воздушными целями. На РК «Дагестан» также установлены две 14,5 мм морские тумбовые пулемётные установки (МТПУ).

Для противовоздушной обороны на кораблях проектов 11660 и 11661, а также на РК «Татарстан» используется зенитный ракетный комплекс «Оса-МА-2» с боезапасом 20 ракет. На РК «Дагестан» вместо ЗРК Оса-МА-2 и двух АК-630 установлен ЗРАК «Палаш»), а на кораблях пр. 11661Э на полубаке устанавливается его экспортная модификация — «Пальма», при этом обе АК-630 устанавливаются в кормовой части надстройки побортно.

В качестве противолодочного вооружения на кораблях пр. 11660 и 11661 были предусмотрены два двухтрубных 533 мм торпедных аппарата. На кораблях проекта 11661Э в качестве противолодочного и противоторпедного вооружения используется одна реактивная бомбомётная установка РБУ-6000. Возможно оснащение кораблей другими вариантами вооружения, в том числе и противолодочным вертолётом корабельного базирования Ка-27.

Радиотехническое вооружение | код


РК «Татарстан» на параде в честь Дня ВМФ в Астрахани, 2012 год

В разное время корабли оснащались различными радиолокационными и радиоэлектронными средствами. Так, на корабли устанавливался радиолокационный комплекс 34К1 «Монолит», радиолокационная станция общего обнаружения МР-352 «Позитив», навигационная РЛС МР-212 «Вайгач», система управления огнём артиллерии МР-123 «Вымпел» и ГАС «Зарница». На РК «Татарстан» установлена противодиверсионная ОГАС МГ-757 «Анапа-М». Для управления стрельбой РБУ на кораблях проектов 11660 и 11661 применялась ПУСБ «Буря», на кораблях проекта 11661Э применяется ПУС «Пурга-МЭ». Комплекс РЭБ состоял из двух пусковых установок КЛ-101 системы РЭП ПК-16 либо из четырёх ПУ КТ-216 комплекса ПК-10 «Смелый».

На РК «Дагестан» РЛК «Монолит» был заменён на «Минерал-М», а РЛС общего обнаружения на «Позитив-М1». Также установлен гидроакустический комплекс (ГАК) типа МГК-335, система РЭБ ТК-25 и БИУС «Сигма». Корабли проекта 11661Э оснащены аналогичным, установленным на РК «Дагестан», оборудованием в экспортном исполнении с некоторыми отличиями по характеристикам.

В ходе модернизации на РК «Татарстан» установлена новая радиолокационная станция «Галс», которая позволяет значительно повысить характеристики и боевые возможности радиотехнических средств по обнаружению воздушных и надводных целей. Кроме того, на этом корабле заменены на современное оборудование системы обнаружения целей и слежения за надводной обстановкой, системы постановки помех, средства радиоэлектронной борьбы.

Энергетическая установка | код

Главная энергетическая установка двухвальная, типа CODOG. Среднеоборотный дизель типа 61Д мощностью 8000 л. с. через сложный редуктор обеспечивает все крейсерские режимы, а две газовые турбины суммарной мощностью 29 000 л. с. (по одной на каждый вал) обеспечивают полный ход корабля 28 узлов. Электроэнергетическая установка включает три дизель-генератора по 600 КВт каждый.

Сообщить об ошибке в тексте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector