Пт-76 плавающий танк: описание, характеристики и интересные факты
Содержание:
Операторы[править]
- Ангола — 10 ПТ-76, по состоянию на 2016 год 68 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в 1975 году.
- Бенин — 18 ПТ-76, боеспособность которых находится под вопросом, по состоянию на 2016 год.
- Вьетнам — 300 ПТ-76, по состоянию на 2016 год.
- Гана — 15 ПТ-76, по состоянию на 2016 год.
- Демократическая Республика Конго — 10 ПТ-76, по состоянию на 2016 год.
- Замбия — 30 ПТ-76, по состоянию на 2016 год, 50 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в 1984 году.
-
Индонезия:
- Национальная армия Индонезии — 15 ПТ-76, по состоянию на 2016 год.
- Морская пехота Индонезии — 55 ПТ-76, боеспособность которых находится под вопросом, по состоянию на 2016 год.
- Куба — некоторое количество ПТ-76, по состоянию на 2010 год. 60 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в период с 1971 по 1973 год.
- Лаос — 10 ПТ-76, по состоянию на 2016 год, 30 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в период с 1960 по 1962 год.
- Мадагаскар — 12 ПТ-76, по состоянию на 2016 год.
- Никарагуа — 10 ПТ-76 на хранении, по состоянию на 2016 год. 22 единицы ПТ-76 поставлены из СССР в 1984 году.
- Пакистан — 32-50 ПТ-76, по состоянию на 2017 год.
- Республика Конго — 3 ПТ-76, поставлены из СССР в 1972 году, по состоянию на 2016 год.
- Сирия — до 80 ПТ-76, по состоянию на 2016 год.
- Уганда — не менее 20 ПТ-76, по состоянию на 2016 год, 50 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в период с 1974 по 1975 год.
Бывшиеправить
- Афганистан — 50 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в период с 1959 по 1960 год. Сняты с вооружения.
- Гвинея — 15 ПТ-76, по состоянию на 2010 год, 20 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в 1977 году.
- Гвинея-Бисау — 15 ПТ-76, по состоянию на 2010 год, 20 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в 1978 году.
- Египет — 250 единиц ПТ-76 поставлено из СССР. 50 единиц в 1966 году, ещё 200 единиц в период с 1970 по 1972 год, сняты с вооружения.
- Израиль — трофейные египетские танки.
- Индия — 100 ПТ-76, постепенно снимающихся с вооружения, по состоянию на 2007 год, 178 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в период с 1964 по 1965 год.
- Ирак — 100 ПТ-76, по состоянию на 2002 год, 245 единиц ПТ-76 поставлено из СССР. 45 единиц в период с 1968 по 1970 год, ещё 200 единиц в 1984 году. Сняты с вооружения.
- Камбоджа — 20 единиц ПТ-76 поставлено из СССР. 10 в 1983 году, ещё 10 в 1989 году.
- Китай — 250 единиц ПТ-76 поставлено из СССР в период с 1956 по 1960 год.
- Мали — некоторое количество, по состоянию на 2013 год.
- Мозамбик — сняты с вооружения.
Маршрутка Т-76 : маршрут, раписание и остановки
У маршрутки Т-76 (направление: Дубравная Улица): 48 станции от Щербинки-2 до Дубравная Улица.
Маршрутка Т-76 — обзор расписания на следующую неделю: начинает работать в 5:00 и заканчивает в 22:20. Дни работы на этой неделе: каждый день.
Выберите любую станции маршрутки Т-76 , чтобы посмотреть обновленные расписания в режиме реального времени, а также схему движения на карте.
-
Прибывающие
-
Прибывающие
-
Прибывающие
-
Прибывающие
-
Прибывающие
-
Прибывающие
-
Прибывающие
-
68 проспект Ленина, Gorkiy
Прибывающие -
Прибывающие
-
Прибывающие
-
Прибывающие
-
26 проспект Ленина, Gorkiy
Прибывающие -
16 проспект Ленина, Gorkiy
Прибывающие -
Прибывающие
-
Прибывающие
-
Прибывающие
-
Прибывающие
-
3 проспект Героев, Gorkiy
Прибывающие -
25 проспект Героев, Gorkiy
Прибывающие -
43 проспект Героев, Gorkiy
Прибывающие -
Прибывающие
-
Просвещенская улица, Gorkiy
Прибывающие -
Прибывающие
-
Парк «Сормовский», Gorkiy
Прибывающие -
Прибывающие
-
11 улица Чаадаева, Gorkiy
Прибывающие -
29 улица Чаадаева, Gorkiy
Прибывающие -
Прибывающие
-
Прибывающие
-
12 улица Циолковского, Gorkiy
Прибывающие -
6 Светлоярская улица, Russia
Прибывающие -
24 Светлоярская улица, Russia
Прибывающие -
34 Светлоярская улица, Russia
Прибывающие -
Прибывающие
-
Прибывающие
-
81А Стрелковая улица, Gorkiy
Прибывающие -
3 Планировочная улица, Gorkiy
Прибывающие -
31 Планировочная улица, Gorkiy
Прибывающие -
48А улица Новые Пески, Gorkiy
Прибывающие -
Прибывающие
-
Прибывающие
-
13Б Ясная улица, Gorkiy
Прибывающие -
88 улица Землячки, Gorkiy
Прибывающие -
42 улица Землячки, Gorkiy
Прибывающие -
3 Ужгородская улица, Gorkiy
Прибывающие -
53 Ужгородская улица, Gorkiy
Прибывающие -
81 Ужгородская улица, Gorkiy
Прибывающие -
8 Дубравная улица, Russia
Прибывающие
Открыть PDF для Т-76: раписание, остановки и схема движения
-
Маршрутка Т-76 начинает ходить в 5:00 в понедельник, вторник, среда, четверг, пятница.
Подробная информация
-
Маршрутка Т-76 заканчивает ходить в 21:20 в воскресенье, суббота.
Подробная информация
-
Когда приедет Маршрутка Дубравная Улица? Нажмите сюда для расписания Реал-Тайм и чтобы открыть полное расписание маршрутки Дубравная Улица для ближайшей к вам остановки
Подробная информация
Друзья (3):
Автобус Т76 : маршрут, раписание и остановки
У автобуса Т76 (направление: Метро «ВДНХ»→Ул. Егора Абакумова): 17 остановки от Метро Вднх до Ул. Егора Абакумова.
Автобус Т76 — обзор расписания на следующую неделю: начинает работать в 0:03 и заканчивает в 23:58. Дни работы на этой неделе: каждый день.
Выберите любую остановку автобуса Т76 , чтобы посмотреть обновленные расписания в режиме реального времени, а также схему движения на карте.
-
проспект Мира (дублёр), Moscow
Прибывающие -
Прибывающие
-
проспект Мира (дублёр), Moscow
Прибывающие -
Прибывающие
-
Прибывающие
-
190 проспект Мира, Moscow
Прибывающие -
дом 222, строение 4 Проспект Мира
Прибывающие -
2 к2 Ярославское шоссе (дублёр), Moscow
Прибывающие -
Прибывающие
-
Прибывающие
-
Прибывающие
-
38 с1 Ярославское шоссе, Moscow
Прибывающие -
Прибывающие
-
Прибывающие
-
Прибывающие
-
123 Ярославское шоссе, Moscow
Прибывающие -
Прибывающие
Открыть PDF для Т76: раписание, остановки и схема движения
-
Автобус Т76 начинает ходить в 0:03 в понедельник, вторник, среда, четверг, пятница.
Подробная информация
-
Автобус Т76 заканчивает ходить в 23:56 в воскресенье, суббота.
Подробная информация
-
Когда приедет Автобус Метро «ВДНХ»→Ул. Егора Абакумова? Нажмите сюда для расписания Реал-Тайм и чтобы открыть полное расписание автобуса Метро «ВДНХ»→Ул. Егора Абакумова для ближайшей к вам остановки
Подробная информация
Тактико-технические характеристики танка (ТТХ)
Общая информация
- Классификация – лёгкий плавающий танк;
- Боевая масса – 14,5 т;
- Компоновочная схема – классическая;
- Экипаж – 3 человека;
- Количество выпущенных – 3039 штук.
Размеры
- Длина корпуса – 6910 мм;
- Длина с пушкой вперёд – 7625 мм;
- Ширина корпуса – 3140 мм;
- Высота – 2195 мм;
- База – 4080 мм;
- Колея – 2740 мм;
- Клиренс – 370 мм.
Бронирование
- Тип брони – стальная катаная гомогенная высокой твёрдости;
- Лоб корпуса (верх) – 10 / 80° мм/град;
- Лоб корпуса (середина) – 10 / 45° мм/град;
- Лоб корпуса (низ) – 10 / 45-90° мм/град;
- Борт корпуса (верх) – 10 мм;
- Борт корпуса (низ) – 8 мм;
- Корма корпуса (верх) – 6 мм;
- Корма корпуса (середина) – 6 / 45° мм/град;
- Корма корпуса (низ) – 6 / 45-90° мм/град;
- Днище – 5 мм;
- Крыша корпуса – 6 / 85-90° мм/град;
- Лоб и борт башни – 15 / 35° мм/град
- Корма башни – 10 / 35° мм/град;
- Крыша башни – 6 мм.
Вооружение
- Калибр и марка пушки – 76-мм Д-56Т;
- Тип пушки – нарезная пушка;
- Боекомплект пушки – 40;
- Углы ВН,: −4…+30°;
- Углы ГН: 360°;
- Дальность стрельбы – до 12 км;
- Прицел – телескопический ТШК-66;
- Пулемет – 7,62-мм СГМТ.
Подвижность
- Тип двигателя – В-6 шестицилиндровый дизельный жидкостного охлаждения;
- Мощность двигателя – 240 л.с.;
- Скорость по шоссе – 44 км/ч;
- Скорость по пересечённой местности – 20-25 км/ч;
- Скорость на плаву – 10,2 км/ч;
- Запас хода по шоссе – 240-260 км;
- Запас хода по пересечённой местности – 180-210 км;
- Тип подвески – индивидуальная торсионная;
- Удельное давление на грунт – 0,5 кг/см²
- Преодолеваемый подъём – 38°;
- Преодолеваемая стенка – 1,1 м;
- Преодолеваемый ров – 2,8 м.
Модификации
- ПТ-76 модель 1, с установленным орудием Д-56Т;
- ПТ-76 модель 2, с установленным орудием Д-56ТМ и модернизированным дульным тормозом на пушке;
- ПТ-76 модель 3, с орудием Д-56ТМ и двухкамерным дульным тормозом на пушке;
- ПТ-76Б, глубоко модифицированная модель ПТ-76 с пушкой Д-56ТС, увеличенным водоизмещением, большим запасом топлива, стабилизатором орудия и другими усовершенствованиями. В последствии стала даже популярнее обычныхПТ-76;
- ПТ-76М – экспериментальная машина, сделанная в единственном экземпляре;
- В 1990-е годы в Индонезии ПТ-76 модернизировали, установив на них 90-мм пушки, а также новые трансмиссии и двигатели. В западных источниках эти машины называют ПТ-2000.
Также на базе ПТ-76 производился ряд опытных и серийных бронетранспортеров в СССР и Китае.
Применение в бою
ПТ-76 после своего выпуска широко использовались не только СССР, но и множеством других стран, куда они были проданы или подарены.
ПТ-76 активно применяли в нескольких вооруженных конфликтах: во Вьетнамской войне, в 1967 и 1973 годах в конфликтах между Сирией, Египтом и Израилем, в индо-пакистанской войне, в войне в Югославии 1991-1995 годов. Несколько раз ПТ-76 участвовали в боевых действиях в Чечне.
3 марта 1969 года произошло первое крупное столкновение американских танков с вьетнамскими. Американский лагерь Бен-Хет был атакован 4-м батальоном 202-го танкового полка, в котором было 12 ПТ-76 и несколько БТР-50ПК. К сожалению, атака оказалась неудачной и захлебнулась после потери одного БТР и двух ПТ-76.
В 1971 году индийские ПТ-76 принимали участие в войне с Пакистаном. Они воевали в районе Восточной Бенгалии и были весьма эффективным в дельте Ганга большим количеством водных преград.
В 1976 году ПТ-76 участвовали в войне в Египте, однако их применяли без особого успеха и не по назначению. В боях было подбито около 29 машин, причем их бросили прямо на поле боя. А несколько десятков ПТ-76 были переданы Армии обороны Израиля, где их модифицировали, установив новые радиостанции, пулеметы и двигатели.
В 1973 году ПТ-76 принимали участие в войне Судного дня, причем они были у обеих враждующих сторон.
Сегодня ПТ-76 до сих пор состоит на вооружении у некоторых стран, а в 2004 году около сотни машин даже было в армии России.
Память о танке
Поскольку ПТ-76 – это достаточно новая машина, сегодня его можно увидеть во многих городах России и мира в качестве монумента, например, в Севастополе. Также он выставлен в целом ряде музеев: В Бронетанковом музее в Кубинке, музее БТТ в Сомюре, в музее Великой Отечественной войны в Киеве и др.
ПТ-76 присутствует в еще не выпущенной многопользовательской игре про современную бронетанковую технику Armored Warfare.
Тактико-технические характеристики ПТ-76
Экипаж, чел.: 3Компоновочная схема: классическаяПроизводитель: Волгоградский тракторный заводГоды производства: 1951—1967Количество выпущенных, шт.: 3039
Вес ПТ-76
— 14,5 тонн
Размеры ПТ-76
— Длина корпуса, мм: 6910- Длина с пушкой вперёд, мм: 7625- Ширина корпуса, мм: 3140- Высота, мм: 2195- База, мм: 4080- Колея, мм: 2740- Клиренс, мм: 370
Броня ПТ-76
— Тип брони: стальная катаная гомогенная высокой твёрдости- Лоб корпуса (верх), мм/град.: 10 / 80°- Лоб корпуса (середина), мм/град.: 10 / 45°- Лоб корпуса (низ), мм/град.: 10 / 45—90°- Борт корпуса (верх), мм/град.: 10 / 0°- Борт корпуса (низ), мм/град.: 8 / 0°- Корма корпуса (верх), мм/град.: 6 / 0°- Корма корпуса (середина), мм/град.: 6 / 45°- Корма корпуса (низ), мм/град.: 6 / 45—90°- Днище, мм: 5- Крыша корпуса, мм: 6 / 85—90°- Лоб башни, мм/град.: 15 / 35°- Борт башни, мм/град.: 15 / 35°- Корма башни, мм/град.: 10 / 35°- Крыша башни, мм: 6
Вооружение ПТ-76
— Калибр и марка пушки: 76-мм Д-56Т- Тип пушки: нарезная пушка- Боекомплект пушки: 40- Углы ВН, град.: −4…+30°- Углы ГН, град.: 360°- Дальность стрельбы, км: до 12- Прицелы: телескопический ТШК-66- Пулемёты: 1 × 7,62-мм СГМТ
Двигатель ПТ-76
— Тип двигателя: В-6- Мощность двигателя, л. с.: 240
Скорость ПТ-76
— Скорость по шоссе, км/ч: 44- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20—25 (10,2 на плаву)- Запас хода по шоссе, км: 240—260- Запас хода по пересечённой местности, км: 180—210 (60—70 на плаву)- Удельная мощность, л. с./т: 17,1- Тип подвески: индивидуальная торсионная- Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,5- Преодолеваемый подъём, град.: 38°- Преодолеваемая стенка, м: 1,1- Преодолеваемый ров, м: 2,8- Преодолеваемый брод, м: плавает
Описание конструкции
Вооружение
Боеприпасы пушки Д-56Т | |||||||||
Марка выстрела | Тип снаряда | Марка снаряда | Масса выстрела, кг | Масса снаряда, кг | Масса ВВ, г | Марка взрывателя | Дульная скорость, м/с | Дальность прямого выстрела по цели с H = 2м | Год принятия на вооружение |
Бронебойные снаряды | |||||||||
УБР-354 | бронебойный остроголовый с баллистическим наконечником, трассирующий | БР-354 | МД-10 | 655 | 780 | ||||
УБР-354А | бронебойный тупоголовый с локализаторами и баллистическим наконечником, трассирующий | БР-350А | 9,12 | 6,30 | 155 | МД-7 | 662 | 780 | |
УБР-354Б | бронебойный тупоголовый с баллистическим наконечником, трассирующий | БР-350Б | 9,12 | 6,50 | 119 / 65 | МД-8 | 655 | 780 | |
УБР-354П | бронебойный подкалиберный катушечного типа, трассирующий | БР-354П | 6,30 | 3,02 | — | — | 950 | 940 | |
УБ-354Н | бронебойный подкалиберный обтекаемой формы, трассирующий | БР-354Н | 6,00 | 3,02 | — | — | 950 | 1050 | |
УБП-353М | кумулятивный, трассирующий | БП-350М | 5,47 | 3,94 | 490 | БМ | |||
УБК-354 /УБК-354М | кумулятивный оперённый, трассирующий | БК-354 /БК-354М | 7,00 | 740 | ГПВ-1или ГКН | ||||
Осколочно-фугасные снаряды | |||||||||
УОФ-354М | стальная осколочно-фугасная граната | ОФ-350 | 8,82 | 6,20 | 710 | МГ-1 или КТМ-1-У или КТМЗ-1-У | 680 | 820 | |
УО-354АМ | осколочная граната сталистого чугуна | О-350А | 8,83 | 6,21 | 540 | МГ-Н или КТМ-1-У |
Таблица бронепробиваемости для Д-56Т | ||||||
Снаряд \ Расстояние, м | 100 | 300 | 500 | 1000 | 1500 | 2000 |
БР-350Б | ||||||
(угол встречи 90°) | 80 | 75 | 70 | 60 | 50 | 45 |
(угол встречи 60°) | 65 | 60 | 55 | 50 | 45 | 35 |
БР-354 | ||||||
(угол встречи 90°) | 95 | 80 | 70 | 60 | ||
(угол встречи 60°) | 75 | 76 | 55 | 45 | ||
БР-354П | ||||||
(угол встречи 90°) | 120 | 105 | 90 | 60 | — | |
(угол встречи 60°) | 95 | 85 | 75 | 50 | ||
БР-354Н | ||||||
(угол встречи 90°) | 125 | 110 | 90 | 75 | ||
(угол встречи 60°) | 100 | 90 | 75 | 65 | ||
БП-350М | ||||||
(угол встречи 90°) | ||||||
(угол встречи 60°) | 70—75 на любой дистанции | |||||
Следует помнить, что в разное время и в разных странах использовались различные методики определения бронепробиваемости. Как следствие, прямое сравнение с аналогичными данными других орудий часто оказывается невозможным. |
Средства наблюдения и связи
В небоевых условиях командир ПТ-76 может вести наблюдение за местностью, стоя в открытом люке. В бою, помимо прицела, командир имеет три перископических смотровых прибора, размещённых во вращающейся командирской башенке. Приборы установлены плотной группой и обеспечивают обзор лишь сравнительно узкого сектора. Основным из них на танках ранних выпусков являлся бинокулярный командирский ТПКУ, на ПТ-76 поздних выпусков и ПТ-76Б сменённый незначительно отличавшимся ТПКУ-2. Оба прибора имеют увеличение 5× и поле зрения 7,5° по горизонту, позволяя осуществлять наблюдение на дальности до 3000 метров и снабжены координатной сеткой для целеуказания и корректировки огня, а также дальномерной шкалой для определения дальности до цели известной высоты — 2,7 м («танк»). По бокам от него размещены два призменных перископических прибора ТНП однократного увеличения.
Заряжающий для обзора местности в бою имеет лишь один поворотный перископический прибор МК-4 однократного увеличения, размещённый в крыше башни перед люком. Механик-водитель на марше ведёт наблюдение через открытый люк, в бою же для обзора местности ему служат три прибора ТНП, расположенных веером перед люком и обеспечивающие обзор лобового сектора. Для наблюдения на плаву при поднятом волноотражательном щитке на танках ранних выпусков используются перископические приборы ПЕР-17 или ПЕР-17А, позднее заменённые на ТНП-370. Для вождения танка ночью ПТ-76 поздних выпусков и ПТ-76Б оборудованы бинокулярным прибором ночного видения ТВН-2Б, устанавливающимся на место центрального ТНП. ТВН-2Б представляет собой электронно-оптический прибор, работающий за счёт подсветки фарой ФГ-100, или, на ПТ-76Б, ФГ-125 с инфракрасным светофильтром, обеспечивая механику-водителю дальность видения 50—60 м и поле зрения в 30° при однократном увеличении.
Ходовая часть ПТ-76
…Что нам негоже
Основной парадокс судьбы ПТ-76 заключается в том, что в большинстве случаев о нем приходится говорить в сослагательном наклонении: если бы использовался, если бы модернизировался… В Советской армии ни для ПТ-76, ни для БТР-50 применения по назначению не нашлось. Ну а для роли танка-разведчика ПТ-76 не подходил совершенно, как, впрочем, и БТР-50 не годился на роль тяжелого бронетранспортера в мотострелковых подразделениях танковых дивизий. Никакой необходимости в слабобронированном и плохо вооруженном, но зато плавающем БТР в частях, оснащенных неплавающими средними танками, не было. Тут-то как раз самым негативным образом проявлялись недостаточная удельная мощность, чрезмерные габариты и даже большая вместимость. Как известно, бронетранспортеры обычно рассчитаны на перевозку одного пехотного отделения. Попадание же снаряда в БТР-50 до спешивания десанта (весьма неудобного, кстати сказать, перевозчика) становилось фатальным сразу для двух отделений.
В итоге можно прийти к выводу, что эксплуатация ПТ-76 и БТР-50 была адекватной их ТТХ только в морской пехоте. Но для нее не стоило выпускать несколько тысяч танков и бронетранспортеров – хватило бы и нескольких сотен, учитывая, что численность данного рода сил ВМФ СССР в мирное время не превышала 12,5 тысячи. Уже с середины 60-х начались интенсивные поставки этих машин за рубеж. Особенно они выросли в следующем десятилетии, когда на экспорт пошли ПТ-76 и БТР-50 из наличия Вооруженных Сил. Армия просто избавлялась от того, что ей не подходило. Вероятность большой войны в Европе заметно снизилась, да и случись она, то была бы другая. Необходимость в форсировании с ходу большого количества водных преград в рамках пресловутого 72-часового броска к Ла-Маншу, равно как и преодоление Английского канала, отпала сама собой. ПТ-76 оказался ненужным.
Вот ведь как получилось: выдающаяся конструкция, созданная в рамках логически обоснованной концепции боевого применения (а это бывает редко), оказалась без надобности. Почему? Да потому, что необходимость в форсировании водных преград с ходу возникала только в условиях неядерной войны. Появление ядерного оружия просто похоронило эту концепцию.
Действительно, если даже допустить, что СССР нанес удар первым (а такая возможность, пусть даже теоретическая, категорически отрицалась советским руководством) и разом уничтожил весь потенциал ответного удара стран НАТО, пострадав при этом незначительно, то стремительное продвижение в глубь Западной Европы не имело уже никакого смысла. На зараженной радиацией территории, превращенной в зону сплошных разрушений, воевать было бы просто не с кем. Ну а при более реалистичном сценарии и некому. Создание в таких условиях боевых машин с амфибийными свойствами и уж тем более их массовое производство становились просто бессмысленными. Тем не менее в нашей стране за последние 50 лет с постоянством, достойным лучшего применения, разработано беспрецедентное количество плавающих боевых машин. Какая в этом была необходимость? Нужны ли нашей армии многочисленные плавающие БТР и БМП? И если да, то зачем? Поговорим об этом в следующих статьях.
Подвижность
На танке используется 4-тактный дизель жидкостного охлаждения В-6, представляющий собой, по существу, один ряд (половину) широко распространенного V-образного танкового двигателя В-2. Максимальные мощность 176 кВт (240 л.с.) при частоте вращения коленчатого вала 1800 оборотов в мин, крутящий момент (при 1200 об./мин) 115 кгс•м. В зависимости от времени года применяется летнее, зимнее или арктическое дизельное топливо. Общая вместимость топливных баков 250 л, что обеспечивает запас хода по шоссе 240 — 260 км. Система охлаждения двигателя эжекционная, двигатель оборудован механизмом защиты от попадания в него воды. Для облегчения пуска двигателя в холодное время используется форсуночный подогреватель. На машинах выпуска после 1960 г. двигатели снабжены обогреваемым картером.
Механическая трансмиссия состоит из главного фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки передач с постоянным зацеплением шестерен (практически заимствованной у танка Т-34), бортовых фрикционов, редукторов отбора мощности на водометы и бортовых редукторов. Приводы управления движением машины механические.
Подвеска танка индивидуальная торсионная. На передних и задних узлах подвески используются гидравлические амортизаторы поршневого типа двустороннего действия. На каждом борту танка расположено по 6 однорядных опорных катков. Передние необрезиненные направляющие колеса с механизмами натяжения гусениц, также как и опорные катки, с целью повышения плавучести машины выполнены пустотелыми. У ведущих колес зубчатые венцы являются несъемными.
Для движения на плаву танк снабжен двумя реактивными водометами. Забор воды насосами водометов производится из-под днища танка через два окна, закрытые решетками. Выброс воды при движении вперед осуществляется через два кормовых окна, при движении назад — через два окна, находящихся на бортах танка в кормовой части, при этом кормовые окна закрываются специальными заслонками. Конструкция трансмиссии допускает одновременную работу гусеничного движителя и водометов, что обеспечивает хорошую проходимость танка по болотам.
Размещение механика-водителя на продольной оси машины, основание его люка, выступающее над верхним лобовым листом, и сидение, регулируемое по высоте, удалению от органов управления и угловому положению спинки, обеспечивают ему благоприятные условия вождения машины как с открытым, так и с закрытым люком. Для наблюдения за дорогой он использует три призменных прибора ТПН, перископический прибор ТПН-370 или ПЕР-17 (при движении на плаву) и бинокулярный перископический прибор ночного видения ТВН-2Б. При вождении танка по заданному курсу в условиях затрудненного ориентирования водитель пользуется курсоуказателем, установленным в отделении управления, состоящим из гирополукомпаса ГПК-59 и преобразователя ПАГ-1Ф.
Беспрецедентные требования
Вторая мировая завершилась. Однако проблема преодоления нашей армией значительных водных преград оставалась нерешенной. Между тем после знаменитой речи Черчилля в Фултоне началась холодная война, грозившая перерасти в войну вполне «горячую». Главным ТВД в этом случае становилась Центральная Европа, где реки и озера встречаются через каждые 40–50 километров. Чтобы сохранить высокую тактическую подвижность, войскам надлежало форсировать их с ходу, что требовало принятия на вооружение целого комплекса переправочных средств – и классических возимых, и высокомобильных самоходных.
Фото: ИТАР-ТАСС
В конце 40-х годов разработаны и в начале 50-х поступили в инженерные войска Советской армии понтонно-мостовые парки ТПП, ПВД-20 и ППС. Кроме того, в этот же период велось интенсивное проектирование новых переправочно-десантных средств, которых не имела РККА ни до Великой Отечественной, ни в пору противоборства с вермахтом.
В 1948 году в ОКБ инженерных войск под руководством А. Ф. Кравцова на базе артиллерийского тягача М-2 создали плавающий гусеничный транспортер К-61. Годом позже на вооружение был принят большой плавающий автомобиль БАВ, созданный на ЗИСе под руководством В. А. Грачева, а в 1952-м – МАВ (ГАЗ-46), спроектированный на Горьковском автозаводе под руководством главного конструктора А. А. Смолина. В конструкциях обеих амфибий использовались узлы и агрегаты грузовика повышенной проходимости ЗИС-151 (6х6) и знаменитого «козлика» ГАЗ-69 (4х4). Тактико-техническими заданиями к этим машинам предъявлялись весьма жесткие требования, которые удалось выполнить. В частности, осенью 1950 года два опытных образца плавающего автомобиля БАВ совершили большой испытательный пробег через Крым на Кавказ с преодолением вплавь Керченского пролива в условиях достаточно серьезного волнения и немалого расстояния по реке Кубань.
Особое место в этой обширной программе создания переправочно-десантной техники занимали плавающие бронированные машины. Техзаданием, подготовленным сразу после окончания Великой Отечественной, предусматривалась разработка плавающего легкого танка и бронетранспортера с максимально возможной степенью унификации. Тактико-технические требования, выдвинутые военными, были беспрецедентными: не только снабдить легкий танк 76-мм пушкой, но и наделить его способностью перевозить на плаву десант из 20 человек. Бронетранспортер в свою очередь должен был вмещать 25 пехотинцев с оружием или перебрасывать на себе (в полном смысле этого слова) вплавь все тяжелое вооружение стрелкового полка. Словом, речь шла о десантно-штурмовых бронированных машинах первого броска.
Создание танка и бронетранспортера поручили заводу № 112 «Красное Сормово», по-видимому, посчитав, что судостроительное предприятие, которое приобрело за годы войны опыт и в танкостроении, лучше других справится с этой задачей. Проектирование боевых машин, получивших индексы Р-39 и Р-40 соответственно, началось в 1946 году. В 1948-м опытный образец плавающего танка проходил испытания, но их не выдержал. После этого постановлением Совета министров СССР от 15 августа 1949 года разработку, изготовление и представление на государственные испытания плавающих танка и бронетранспортера возложили на ВНИИ транспортного машиностроения (ВНИИ-100), созданный в Ленинграде на базе филиала Опытного челябинского танкового завода № 100. Вся стендовая отработка узлов и механизмов была сосредоточена в городе на Неве, а подготовкой документации занималась объединенная конструкторская бригада, находившаяся в Челябинске. В нее включили также горьковских и сталинградских специалистов. Здесь следует отметить, что согласно постановлению правительства изготовителем будущего плавающего танка должен был стать Сталинградский тракторный завод.
В 1950 году выпущены опытные образцы машин и начались их заводские испытания по программе, согласованной с заказчиком. Эти апробации дали много интересного, даже неожиданного и, конечно, потребовали доработки конструкции, которая свелась в основном к усилению нижней части корпуса, улучшению герметичности узлов ходовой части и внесению ряда других незначительных изменений. К июню 1950 года танк был готов к государственным испытаниям.