Гибридная субмарина: что представляет собой российский погружающийся патрульный корабль «страж»

СОДЕРЖАНИЕ

Современные подводные лодки России

Подводные лодки на вооружении России сейчас состоят из количества 70 суден.

Атомные подводные лодки России составляют довольно внушительную часть по статистике, но дело в том, что очень большая их часть находится то в ремонте, то на отстое и не готова ни к каким походам, будь то боевая вылазка, или обычное патрулирование.

Но тем не менее россиянам принадлежат многие рекорды мире субмарин, например, самая быстрая подводная лодка России развивает скорость до 82 км в час. Максимальная глубина погружения российских подлодок также лучшая в мире. Этот рекорд поставил «Комсомолец», погрузившись на глубину 1027 километров. Секретные подводные лодки России возможно покоряют и новые вершины, но увы эти данные не доступны в открытом доступе и возможно о них мы узнаем в будущем.

Что касается будущего? Новейшая подводная лодка России уже разрабатывается, после того как США представили свою субмарину «Virginia» российская держава не могла стоять на месте, а была вынуждена прибегнуть также к развитию своего подводного флота. Новая подлодка России будет относиться к пятому поколению, к 2030 году правительство хочет наладить регулярное производство данного вооружения. Название этому проекту также присвоили – «Хаски». На данный момент одна из самых больших лодок, выпускаемых самой большой страной мира является «Ясень», многие строили догадки о том, что новые подлодки России 5 поколения будут превосходить по размеру, но это не так, несмотря на громадное водоизмещение в 12000 тонн, как заявлено проектом. «Хаски» не станет самой большой субмариной РФ. В целом планируется производство данного типа подлодок в двух видах. Первый будет предназначен для войны только под водой, а второй для крупных наводных суден, к примеру авианосцев.

«Союз» — «Аполлон»

Самые современные субмарины России

Современные подводные лодки России — «Борей» проекта 955 — вошли в состав ВМФ всего лишь в 2013 году. Две из них, К-535 и К-550, несут боевое дежурство где-то в водах мирового океана, К-551 проходит обязательные государственные испытания, а еще одна находится в стадии строительства. Планируется выпустить серию из восьми субмарин этого проекта.

Самой современной субмариной нашего флота является К-560 проекта 885 «Ясень». Она вошла в состав ВМФ 31 декабря 2013 года. Согласно планам МО, будет выпущено десять таких атомоходов. Как видите, новые подводные лодки России продолжают поступать в состав ВМФ, так что есть надежда, что в ближайшие годы ситуация кардинально изменится, причем в лучшую сторону.

Альтернативный взгляд

What We Investigate

Первый подводный флот и морская авиация

Но в этот короткий довоенный период жизнь в порту кипела и служащие гарнизона и жители города могли наблюдать сразу несколько технологических чудес начала 20-го века: гидропланы и подводные лодки.

Передовые страны уже к 1903 году имели довольно внушительный подводный флот, выделяя огромные средства на его развитие и строительство. В составе их флотов числилось: во Франции — 34 подводные лодки, в Великобритании — 18, в США — 9, в Швеции — 7, в Италии — 2 подводные лодки. Россия и Германия отставали и подводного флота не имели.

Подводные лодки «Карп», «Карась» и «Камбала» в сопровождении корабля «Хабаровск» на переходе из Киля в Либаву. Фото из архива Глеба Юдина

Поэтому в 1904 году в Каросте начинает формироваться первый в России Учебный отряд подводного плавания. Кроме обучения подводников, здесь начинают собирать американские лодки типа «Осетр». С началом войны первый подводный флот ушел из Либавы.

Подводные лодки «Почтовый» и «Сиг» у причала Учебного отряда подводного плавания. Фото из архива Глеба Юдина

В 1913 году в порту появились и гидроаэропланы. Авиастанция разместилась на открытом берегу аванпорта, чуть севернее входа в Военную гавань. Строительство стационарных железобетонных ангаров было закончено к весне 1914 года, но уже летом по приказу из Санкт-Петербурга авиаторы тоже спешно покидают Либаву, оставляя после себя отличную авиационную станцию.

Гидроплан. Фото из архива Глеба Юдина

Применение в экстренной ситуации

Программа вооружения

О принятии новой Государственной программы вооружения (ГПВ) на 2018—2027 годы в январе прошлого года сообщил президент России Владимир Путин. По его словам, она обеспечит «стабильную и ритмичную» работу оборонно-промышленного комплекса и вдобавок повысит долю гражданской продукции на предприятиях ОПК.

На реализацию программы выделено 20 трлн рублей, из которых 19 трлн пойдёт на производство и закупки, ремонт и разработку вооружений и военной техники, а 1 трлн — на строительство и модернизацию инфраструктуры.

  • Пуски крылатых ракет «Калибр» с фрегата «Адмирал Эссен»

Для ВМФ России в программу было включено строительство ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 955 «Борей» и кораблей, оснащённых новыми образцами высокоточного оружия. Также флот пополнится двумя вертолётоносцами с новейшими морскими вертолётами Ка-52К «Катран».

Военный эксперт Виктор Литовкин в беседе с RT отметил, что новыми кораблями и подводными крейсерами будут усилены Северный, Тихоокеанский и Черноморский флоты.

Схожее мнение выразил и военный эксперт, редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков.

«В отличие от американского флота, в России есть корабли морской и океанской зоны. В основном будут усилены Северный и Тихоокеанский флоты, частично Балтийский и Черноморский. Обновят надводные и подводные корабли, десантные корабли. Сейчас флотом востребованы фрегат проекта 22350, подводная лодка проекта 885 «Ясень», — отметил Леонков.

Холодное оружие для спецподразделений

Российский спецназ в своей деятельности часто сталкивается с ситуациями, в которых без использования ножа не обойтись. Во время спуска со стены дома или с вертолета можно запутаться в веревках и парашютных стропах, в ходе захвата транспорта иногда возникает потребность разрезать заклинившие ремни безопасности. В подобных ситуациях нож просто необходим. Ошибочно считать, что холодное оружие полагается для всех силовых структур Российской Федерации — отрядов ВДВ, ОМОНа или морской пехоты. Право носить и использовать во время спецопераций боевые ножи имеют только отряды специального назначения. Преимущественно это клинки, не превышающие 200 мм в длину и 60 мм в ширину.

Нож армейского спецназа в умелых руках позволяет легко наносить врагу страшные раны. В производстве боевых ножей для спецподразделений используется очень прочная и качественная сталь.

Морской спецназ в своей деятельности часто использует нож, который еще называют “Разведбат”. Для изготовления такого ножа берется нержавейка. Ширина клинка — 60 мм, длина – 300 мм. Нож оснащен защитной гардой, что облегчает нанесение им ударов противнику.

Вторым самым популярным у бойцов этого спецподразделения видом холодного оружия считается клинок “Катран”. Он является универсальным, поскольку может использоваться и как инструмент, и как оружие. В качестве инструмента этот нож, благодаря имеющемуся у его основания поперечному пазу, успешно используется для изгибания и переламывания проволоки. Клинок оснащен двойной заточкой – обычной и пилообразной — на стороне обуха. Для изготовления рукояти и ножен применяется пластик. Фиксация ножа в ножнах осуществляется с помощью защелкиваний гарды. “Катран” оборудован дополнительным фиксатором в виде резинового кольца, которое предотвращает возможное выскальзывание клинка из ножен, что во время спецоперации для бойца нежелательно.

Сегодня официально принят на снабжение спецназа ФСБ нож “Гюрза”. Его клинок имеет полуторную заточку. Серрейтор на стороне обуха улучшает качества боевого оружия и делает возможным его использование для выполнения сопутствующих «мирных» задач – им очень удобно резать веревки, тросы, применять как пилу.

История применения спецназа в выполнении разведывательной и диверсионной деятельности в тылу врага, в борьбе с террористами и особо опасными преступниками доказала острую необходимость использования боевых ножей. Богатый опыт выполнения особых специфических заданий учтен при подборе холодного оружия для современных армейских подразделений.

Типы подводных лодок

Суверенитет государства на 2018 год охраняют субмарины:

  • дизель-электрические;
  • атомные.

Оснащаться лодки при этом могут ракетами:

  • крылатыми;
  • баллистическими.

Дизель-электрические модели могут относиться к технике многоцелевого или специального назначения. В середине прошлого века в СССР была построена и одна парогазотурбинная лодка. Однако после произошедшей на ее борту аварии она больше не восстанавливалась. В последующем такие лодки в стране не строились.

Атомная подводная техника, помимо всего прочего, может быть:

  • торпедной;
  • многоцелевой;
  • специального назначения.

«Прощание славянки»

Когда флот уходил, гарнизон сдавался латвийским властям «под ключ» — считалось все, до последней розетки, чтобы военные не забрали с собой ничего лишнего. Алексей говорит, что охранять городок поручили земессаргам — если дословно, то охранникам земли.

В Каросте еще лет 20 назад было гораздо больше зданий дореволюционной постройки — их разобрали по кирпичику, остались лишь фундаменты.

Мародеры не прошли мимо старых зданий. От них остались лишь стены

— Там вор на воре, имущество расхищалось с бешеной скоростью. Выносили буквально все — и краны, и кабели, и металл. У гарнизона в Скрунде совсем все плохо было — от городка ничего не осталось, вынесли и унитазы, и ванны, и окна. Все. А это был большой городок со своей школой, детсадом, клубом, магазинами, котельной — туда можно было заселить всех неимущих, например.

Российский флот покинул Военный порт в 1994 году под «Прощание славянки» — марш сыграл латышский оркестр, переодетый в российскую форму.

— Дома опустели, остались лишь пенсионеры. Плюс общая экономическая ситуация в стране. Это были очень страшные годы для жителей городка — многие не могли оплачивать коммуналку, им отрезали электричество, воду, отопление. Ну и поймите — стоит пятиэтажка — а в ней всего пара квартир жилых. Как обслуживать такие дома? Их отключали, а люди выживали — ставили буржуйки, топились дровами. Пустующие дома стали сносить. И это не одно-два здания — десятки.

По словам Алексея, пенсионер тогда имел право на квартиру — мог выбрать жилье в любом другом городе уже бывшего СССР.

— Например, офицеры из танковой бригады в Добеле получили квартиры в Витебской области. А большая часть наших пенсионеров осталась здесь. Куда ехать, если вокруг неразбериха, квартира в городке ничего не стоит, деньги обесцениваются? А пенсию кто платить будет? Вот так многие и остались, и я в том числе.

Был у нас такой «Крайбанк» — выдавал кредиты всем подряд, любые суммы. Люди понахватали дач, квартир, новых машин, а потом нужно было отдавать. А как отдавать, если заработать негде? Вот многие и лишились своих квартир. А сейчас многие бросают тут все и уезжают на заработки в Западную Европу, там стараются закрепиться, перетянуть туда свою семью. Раньше в Лиепае 135 тысяч населения было, а теперь, может, 30. Официально, конечно, больше 60 тысяч, но многие же выехали, но не выписывались.

Но «Царские» дома в Каросте после реставрации пользуются популярностью

Алексей добавляет, что было время, когда в городок переселяли всех неблагонадежных из центра — уголовников, наркоманов, алкоголиков, неплательщиков по счетам.

— Здесь было страшно выйти на улицу. Правда, теперь спокойно стало, жизнь наладилась, город стал больше внимания нам уделять — капремонты ведутся, ремонтируют теплотрасы.

Что здесь нужно белорусам?

Алексей говорит, что лет шесть назад в городке появились машины на белорусских номерах — наших людей привлекли цены на недвижимость в городке. Двухкомнатную квартиру в пятиэтажке можно было купить всего за 3 тысячи евро — неплохой вариант обзавестись недвижимостью в Евросоюзе в километре от берега моря. Продавались квартиры и в царских бывших казармах — там жилье стоило еще дешевле, но там уже требовался серьезный ремонт. И с каждым годом белорусов в городке становится больше.


— Только в нашем доме шесть квартир купили люди из Минска, — говорит Алексей.

Сегодня объявлений о продаже квартир стало меньше и они заметно подорожали. Например, в доме рядом с лесом и морем двухкомнатный «бабушатник» стоит 10 тысяч евро. Однокомнатная с хорошим ремонтом — 11 тысяч евро.

Двухкомнатную квартиру в «царском» каменном доме на 56,6 «квадратов», с потолками под 3,2 метра готовы продать за 9700 евро. Самый дешевый вариант — квартирка на 35 квадратых метров за 5 тысяч евро.

Если раньше военный городок был обособленным районом, с преимущественно русскоговорящим населением, то теперь ситуция изменилась. Многие дома попали под программы модернизации — их утепляют, меняют старые инженерные системы на современные. Жильцы в таких домах платят гораздо меньше за отопление, а это в Латвии дорогого стоит — энергоресурсы в стране дорогие, жировки по сравнению с белорускими больше в несколько раз. Таким образом старый жилищный фонд становится привлекательным для жителей основной части Лиепаи.

Детский сад

С недавних пор Кароста начал привлекать больше туристов — местный пляж худо-бедно убрали, открылось кафе, можно попробовать себя в водных видах спорта. Популярностью пользуется большой тарзан-парк в лесу за городком, песчаный карьер с соснами на берегу. В здании гаупвахты по ночам работает экстрим-отель — там к услугам постояльцев номера-камеры с черными стенами и откидные нары вместо кроватей. Экскурсоводы на русском, немецком, английском и латышском рассказывают об «ужасах» тюрьмы для провинившихся моряков (хотя, по словам Глеба Юдина и Алексея все это сказки для туристов).

Туристическая достопримечательность — здание гауптвахты. В царские времена это был венерический барак госпитального комплекса

Привлекательность имеют хорошо сохранившиеся береговые батареи и крепостные укрепления — подобные сооружения в таком состоянии большая редкость.

Береговая батарея

Здания, которые имеют историческую ценность, можно купить частному лицу за один евро, но с условием, что в нем будет сделан ремонт и оно станет жилым. Судя по всему, этим многие воспользовались — по крайней мере в нескольких «царских» зданиях по вечерам уже горит свет, в других ведутся работы.

Конечно, восстановить полностью довоенный облик военного порта уже не получится, но этого и не нужно делать — у Каросты появился новый образ, и он совсем не военный.

Организуется публичная экспедиция на поиск Атлантиды

В мире много состоятельных людей и организаций, которые думают о том, как им с пользой и прибылью инвестировать капиталы. Для них есть хорошее предложение. Организуется публичная экспедиция для обнаружения останков цивилизации Атлантов в Атлантическом (Средиземном) море (не путать с Атлантическим океаном). Для человечества, для современной науки, для истории обнаружение древней цивилизации Атлантов – важный предмет исследований.

В России в Институте океанологии Российской Академии Наук для экспедиции есть соответствующее снаряжение (корабль, батискафы МИР), а заинтересованные исследователи и специалисты могли бы выполнить поисковую работу. Но со слов руководителя лаборатории подводных аппаратов этого института Анатолия Сагалевича батискафы «МИР» с 2011 года не востребованы, на их ремонт нужно 10-12 млн. долларов, необходимо менять навесное оборудование. Россия утратила свое первенство в этой области. Сегодня лидерами в подводных исследователях являются американцы. Бизнесмен, исследователь мировых глубин океанов Victor Vescovo из штата Техас США на батискафе «Тритон» в 2019 году опустился на дно Марианской впадины на глубину 10928 метров в Тихом океане. Он намерен исследовать и другие самые глубокие точки планеты.

Открытия всегда приносят дивиденды и во всём другом. Только «неудача сирота, а у победы бывает много родителей». Всем желающим предлагается принять участие в проекте масштаба всей цивилизации и с пользой и прибылью инвестировать свои капиталы. Тому, кто возьмется за это дело я назову более точные ориентиры и координаты поиска столицы Атлантиды.

Защита прибрежной зоны

Как отмечают эксперты, «Варшавянки» являются основой российского неатомного подводного флота.

«Они предназначены для работы в ближней зоне, охраны границ на Черноморском театре военных действий, на Севере и Тихом океане. Подобные корабли очень важны, так как обладают способностью дальнего обнаружения сил противника и применения оружия из прибрежной зоны. Это позволяет им предотвращать проникновение на территорию вражеских кораблей», — пояснил в беседе с RT контр-адмирал в отставке Герой России Всеволод Хмыров.

В свою очередь, военный эксперт Юрий Кнутов отметил, что одним из главных преимуществ «Варшавянки» является её низкая шумность, из-за которой она получила неофициальное прозвище Чёрная дыра».

  • Подводная лодка «Волхов» во время испытаний

«Конструкция подводной лодки уникальна. Специальное покрытие и малошумные двигатели позволяют создать такие условия, при которых издаваемый субмариной шум сравним с естественным шумом океана. Не зря в НАТО её прозвали Чёрной дырой», — рассказал в беседе с RT Юрий Кнутов.

Также по теме


«Надёжная защита от вероятного нападения»: как развивается программа по созданию атомных подводных лодок класса «Борей»

Первый серийный ракетоносец проекта 955А («Борей-А») «Князь Олег» спущен на воду со стапелей завода «Севмаш». До конца года…

Как отмечают специалисты, наличие ракетного вооружения существенно расширяет возможности данных кораблей: из предназначенных для берегового охранения субмарин они фактически превращаются в «подводные ракетоносцы», способные поражать цели на расстоянии до 1,5 тыс. км.

«Крылатые ракеты «Калибр» уже показали свою высокую эффективность. А систему, с помощью которой из торпедного аппарата можно запускать разные типы снарядов, и вовсе можно назвать прорывной технологией. И Россия продолжает развивать это направление», — говорит Кнутов.

По его словам, об успешности проектов 877 и 636 красноречиво свидетельствует высокий интерес к ним со стороны иностранных государств, в том числе Индии и Китая.

«Наши подлодки пользуются успехом, потому что их крайне сложно обнаружить. Это и привлекает иностранных заказчиков. Сделать что-либо подобное в других странах пока не смогли», — подчеркнул Кнутов.

В свою очередь, Всеволод Хмыров отметил высокую надёжность российских субмарин.

«И Советский Союз, и Россия выпускали и продолжают выпускать очень надёжную, неприхотливую технику. У иностранных покупателей именно эти качества являются одними из основных при выборе производителя», — заключил аналитик.

* «Исламское государство» (ИГ, ИГ) — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 29.12.2014.

Максимальная глубина погружения подлодки

Если долго изучать подводные лодки, то можно заметить то, что максимальная глубина погружения подводной лодки в мире – 1027 метров. Данный рекорд поставило судно К-278 «Комсомолец». Заложили подлодку в 1966 году по проекту главного конструктора Н.А. Климов, а в 1977 году его дело продолжил Ю.Н. Кормилицин. А.Я. Томчин был главным наблюдающим, капитаном второго ранга военно-морского флота, затем Н.В. Шалонов заменил его на этом посту. Проект был завершен в день Победы 9 мая 1983 года, именно тогда «Комсомольца» спустили на воду.

Его отличии от многих других похожих суден было в том, что его корпус был сделан из титана, что позволило облегчить корабль на 35%. Его рабочая глубина значилась, как 1000 метров, а автономное плавание 180 суток. Размер экипажа был относительно небольшим, 60 человек, 31 из которых офицер. На воде водоизмещение составило – 5880, а под ней – 8500 тонн. Длина и ширина – 110 и 12,3 метра. На данный момент К-278 находится в Норвежском море, а точнее на его дне, 7 апреля 1989 года она трагично затонула из-за случившего пожара на борту, спасти удалось только 30 моряков, а остальные 16 погибли до приезда спасателей.

К-278 «Комсомолец»

Так как подлодка была атомной, то существовал риск заражения окружающей среды. Поначалу хотели поднять судно целиком, но затем ограничились лишь ящиков с радиоактивными веществами. В первой экспедиции группа моряков подняла все отходы на 200 метров, но затем трос оборвался и пришлось вернуться на сушу, следующая экспедиция была предпринята в 1998 году, но прибывшие на место трагедии лишь ограничились исследование радиационного фона, не став поднимать ящики, заверив, что окружающей среде ничего не угрожает.

Максимальная глубина погружения человека

Если мы говорим о максимальном погружении подлодки, то следует разобраться, почему же подводная лодка не может спуститься на самую глубокую точку нашей планеты, в Марианскую впадину, как известно толща воды давит на объекты давление, поэтому, когда обозначается предельная глубина судна, то имеется виду на какое расстояние подводка может уйти в воду без негативных последствий для команды и себя самой. Максимальная глубина одна из главнейших тактических качеств субмарин, чем она ниже, тем больше шансов быть незамеченным для противников, а также тем ниже могут создаваться звуковые колебания в воде, которые засекаются сонаром. Сонар работает по принципу поиска объектов на глубине, в том числе его применяют и для поиска подводных лодок, но чем меньше подлодка создает колебаний, тем труднее её обнаружить, по этой причине, сонары улучшаются и совершенствуются, увеличивая свою чувствительность.

Вооружение ВДВ

На вооружении воздушно-десантных войск состоит то же стрелковое оружие, что и в других войсках, но со специальными доработками: складывающийся приклад для автоматов и карабинов. Также были разработаны приборы бесшумной стрельбы – ПБС для пистолетов, автоматов и винтовок.

Стрелковое оружие для частей специального назначения представлено не только бесшумным оружием типа «Вал» и «Винторез». В войска ВДВ первыми попали новейшие автоматы АК-12 и винтовки СВУ с системой подачи патронов «буллпап». Данная система отличается расположением магазина в прикладе, что делает винтовку короче.

Боевые машины десанта – БМД-1, БМД-2М, БМД-3 и БМД-4 и бронетранспортёры БТР-80, БТР-Д сопровождают воздушную пехоту во всех операциях.

Построение личного состава и вооружения ВДВ

Основное противотанковое вооружение ВДВ — самоходная противотанковая пушка 2С25 «Спрут-СД, комплексы БТР-РД «Робот», а также ПТРК: «Метис», «Фагот», «Конкурс» и «Корнет».

Современная боевая техника конструируется таким образом, что пригодна для десантирования с самолёта, причём с экипажем на борту.

Поколения подводных лодок

Таким образом суда начали классифицировать после ВОВ на основании их боевых характеристик в условиях противолодочной обороны. Возникло понятие «поколение» при появлении атомных подводных субмарин

В то время, в условиях жесткой гонки вооружений, важно было проводить радикальную модернизацию АПЛ. В результате усилия инженеров привели к качественным скачкам в развитии подводного кораблестроения

В настоящее время в России разрабатывается пятое поколение атомных подводных лодок. Приступили к проектированию этих судов в марте 2014 года. Предположительно выпуск такой боевой техники проекта «Хаски» серийно начнется в период с 2020 по 2030 год.

Подводное укрытие для подводной лодки

Другой вариант подземных баз представлял собой подводные укрытия для американскихубийц городов» — атомных подводных лодок с баллистическими ракетами. Надводное базирование в портах США было достаточно уязвимым в случае неожиданного удара русских, ровно как и существующие скальные укрытия в Норвегии, поскольку их входы можно было обвалить. А вот подводно-подземная база гораздо надёжнее — за счёт водного щита.

Размещение подобных баз рядом с Северным ледовитым океаном посчитали достаточно опасным — там их с лёгкостью могли атаковать русские субмарины с ядерными торпедами. Побережье США тоже не очень подходило — слишком далеко от советского берега. Это сейчас подлодка может запустить ракеты хоть прямо из своей гавани — в 1960-х надо было подплывать значительно ближе.

В итоге лучшим местом для подобных баз посчитали подводную горную цепь Торе в Атлантическом океане рядом с Пиренейским полуостровом. Думаю, многим известен курортный архипелаг Мадейра, являющийся частью этой цепи. Подводникам тоже было бы приятнее служить в тёплых краях, чем в суровой Норвегии.

Подводный ландшафт горной цепи Торе

Базы планировали размещать близко к вершинам подводных гор, на глубине в 50-100 метров. Каждое укрытие вмещало в себя две или три атомных подводных лодки и до 600 человек гарнизона. Там было всё необходимое для текущего обслуживания субмарин, а также арсеналы различного вооружения, в том числе и ядерного. Имелся, конечно, и свой атомный реактор.

Согласно плану, после месяца или двух патрулирования в северных морях лодка бы возвращалась на подводную базу, проводя там от пары недель до месяца. Такое дежурство длилось бы полгода, после чего субмарина возвращалась на полгода в США.

Малая подводная база, рассчитанная на одну субмарину

В планах была постройка пяти подобных укрытий. Задача довольно нетривиальная, поэтому сначала следовало набраться опыта на прибрежных убежищах в США. Кроме того, требовалось создание специализированной подводной строительной техники, а в перспективе и специальных транспортных лодок снабжения, поскольку у баз не было никакого выхода на поверхность. Неудивительно, что начало строительства первого подобного укрытия запланировали только на 1980 год.

Большая подводная база, способная принять несколько субмарин

Даже по самым предварительным расчётам проектРок-Сайт» выходил очень дорогим. Одно только создание первой опытной базы у побережья Калифорнии стоило как два атомных авианосца. Что уж говорить о куда более смелых планах более крупных убежищ? Но это было хотя бы технически возможно на тогдашнем научном уровне. Подводные же укрытия для субмарин требовали разработки многочисленных новых технологий, по стоимости превосходящих даже полёт на Луну.

В 1967 году работы надРок-Сайт» прекратили.

«Осиное гнездо»

Из-за множества размещенных в Вилючинске атомных субмарин и их высокой активности камчатская база получила в США в годы холодной войны прозвище «осиное гнездо». Сейчас это единственное место их дислокации на Дальнем Востоке. В районе Владивостока располагаются только дизельные подводные лодки.

На Камчатке базируются сразу две дивизии атомных подводных лодок. В 25-ю входят три подводных крейсера стратегического назначения. Два из них представлены новейшими субмаринами проекта 955 «Борей» с ракетами «Булава» — «Александр Невский» и «Владимир Мономах». Они поступили на флот в 2013–2014 годах. По официальным планам летом этого года к ним должен присоединиться «Князь Олег», построенный по усовершенствованному проекту.

В 10-ю дивизию подводных лодок объединены девять многоцелевых субмарин с торпедами и крылатыми ракетами. Она будет усилена новыми подводными крейсерами проекта 885М «Ясень-М». Первый из них — «Новосибирск» — может поступить на ТОФ до конца этого года.

Вольное погружение

Атомная подводная лодка К-535 проекта 955 «Борей»

Фото: РИА Новости/Павел Львов

В 2000-е годы в Вилючинске начали крупномасштабную программу по созданию новой инфраструктуры базирования подлодок и улучшения условий жизни для военных и их семей.

В отдаленном городе за средства федерального бюджета построили спортивно-оздоровительный комплекс «Океан» с аквапарком, ледовый каток и торгово-развлекательный центр для досуга семей военных. Возводятся и новые жилые микрорайоны.

Создание инфраструктуры базирования синхронизировали с получением новой техники. Практически завершена постройка пирсов для новых подводных лодок. Сообщалось также о возведении комплекса для погрузки ракет на субмарины и сейсмостойких арсеналов для хранения их ядерного и обычного оружия.

«Минога»: первая в мире дизель-электрическая подлодка

Появление проекта этой подводной лодки связано с опытом применения отечественных субмарин в Русско-японской войне 1904–1905 годов. Стало понятно, что обойтись одним типом подлодок небольшого водоизмещения и для охраны водного района, и для действий на коммуникациях противника невозможно, и потому Морской технический комитет распорядился о начале работ над лодками двух типов. Первый представлял собой крейсерские лодки с большим (350–400 тонн) водоизмещением, которые действовали бы в открытом море. А второй, с небольшим водоизмещением порядка 100–150 тонн, должен был выполнять охрану побережья. В качестве лодки второго типа и была спроектирована «Минога», создателем которой стал корабельный инженер Иван Бубнов — главный конструктор русских подводных лодок начала ХХ века. Именно ему пришла в голову мысль отказаться от пожароопасных бензиновых двигателей и установить на «Миногу» два мотора конструкции Рудольфа Дизеля, которые были более безопасными и эффективными. Установленные в одну линию и вращавшие один гребной вал, они обеспечивали лодке надводную скорость в 11 узлов, а под водой субмарина двигалась на традиционных уже электромоторах, питавшихся от аккумуляторов, со скоростью 5 узлов. Кроме дизельных двигателей, «Миногу» отличало еще одно новшество, тоже введенное по итогам Русско-японской войны, — трубчатые торпедные аппараты, размещенные внутри корпуса.

Подлодка «Минога» у достроечной стенки Балтийского завода

В октябре 1909 года «Минога» вошла в состав Балтийского флота и начала свою службу. Беспроблемной ее назвать нельзя: как и всякий первенец, лодка страдала изрядным количеством «детских болезней», которые осложняли ее применение. Да и опыта у русских подводников той поры было немного, что тоже не упрощало эксплуатацию лодки. Именно человеческий фактор и стал причиной самой крупной аварии в истории «Миноги». 23 марта (5 апреля) 1913 года из-за сигнальных флажков, попавших в клапан судовой вентиляции, лодка затонула вместе со всем экипажем — 22 человека. Правда, благодаря грамотным действиям команды все они остались живы, а лодку через несколько часов удалось поднять с 30-метровой глубины и вскоре вернуть в строй. Боевая служба «Миноги» была долгой: она успела принять участие в Первой мировой и Гражданской войнах, воевала на Балтике и Каспии, и только в 1925 году была списана и разделана на металл.

Положение дел сегодня

Новые подводные лодки России, проекты которых воплощаются в жизнь на настоящий момент, имеют неплохой потенциал. Но еще в 90-х прошлого века в связи с известными событиями российский ВМФ пребывал в плачевном состоянии. Существовала подобная ситуация в стране вплоть до 2000 года. Толчком к новому развитию подводного флота страны стала трагедия, случившаяся с судном «Курск». Именно после этого события общество нашей страны осознало, в каком плачевном состоянии находится ВМФ РФ.

В последующие годы правительство России осуществило ряд реформ флота. Касалось это как улучшения материального состояния, так и подготовки личного состава. Кризис, начавшийся в 90-х, удалось преодолеть. Однако еще и в настоящий момент боеспособность подводного флота у нас в стране ниже, чем во времена СССР. Даже судов в Советском Союзе было больше — 250. Сегодня же ответом на вопрос о том, сколько у России подводных лодок, являются 72 единицы. То есть почти в 4 раза меньше. К тому же некоторые суда сегодня проходят реконструкцию и модернизацию на верфях.

Снаряжение воинов-шпионов

Обязательное снаряжение ниндзя состояло из шести следующих предметов:

  • Кагинава (длинная веревка с крюком). При помощи этого приспособления синоби могли взбираться на высокую стену либо без труда преодолеть забор. В случае необходимости этот предмет мог использоваться и в качестве эффективного оружия.
  • Амигаса (крестьянская плетеная шляпа). Ниндзя – это невидимки. Такой головной убор давал возможность видеть все, что происходит вокруг, и в то же время надежно закрывал лицо от чужих глаз.
  • Сэкихицу (мелок, грифель, карандаш) и ядатэ (пенал с тушью и кистью). При помощи сэкихицу ниндзя мог сделать какую-либо отметку или что-то записать. Для этих же целей использовались кисть и тушь. Кроме того, в пенале шпиона могло быть спрятано оружие в виде небольшого острого клинка.
  • Кусури (дорожная аптечка воина или набор снадобий). Все помещалось в маленькую сумочку, которую ниндзя привязывал к поясу.
  • Сандзяку тэнугуи (метровое полотенце). Этот предмет использовался по-разному в различных ситуациях: в едком дыму – как защитная маска, в стане врага – как маска маскировочная, как веревка для связывания недруга, как жгут при кровотечении и т. д.
  • Утидакэ (трубочка-контейнер из бамбука). Ниндзя носили в ней тлеющие угли, чтобы в случае необходимости можно было быстро добыть огонь. Это можно назвать аналогом современной зажигалки.

Брали с собой бойцы и другие предметы. Какие именно – зависело от задания или ситуации. Это мог быть набор отмычек для замков, лестницы, плавсредства и прочее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector