Самая масштабная катастрофа в истории современного российского флота. гибель «курска» в 20 фотографиях
Содержание:
- Вооружение
- 15 августа 2000 года (вторник)
- Иностранное влияние и заговор олигархов
- Катастрофа и спасательные работы
- См. также
- В гибели “Курска” повинны американцы, и об этом знали
- За что критиковали действия властей?
- Столкновение с неизвестной субмариной
- Как получить военный билет и когда его выдают призывнику?
- Командование корабля
- Григорий Распутин
- Что дает военный билет
- Проблемы эксплуатации автоматов Калашникова АК-12
- Лидеры голосования
- Официальная версия
- От фестиваля весны к католическому празднику и обратно
- «Не гоните волну!»
- Причины и дата катастрофы
- Инженерные и полетные данные
- Походный штаб
- Одиннадцать дней надежды и скорби
- Литература и источники информации
- Россия-2000. Записка из глубины
- 21 августа 2000 года (понедельник)
Вооружение
15 августа 2000 года (вторник)
В этот день должна была начаться полномасштабная спасательная операция, но из-за шторма спасатели не могут приступить к работе. В 9 часов утра от военных пришло сообщение, что моряки в подлодке «Курск» живы, к тому же русский флот способен самостоятельно провести спасательную операцию, не вмешивая в нее иностранцев.
После трех часов дня, когда шторм утих, началась спасательная операция, моряки доложили, что на «Курске» осталось не так много кислорода. В 9 вечера началось погружение первой спасательной капсулы, но из-за вновь разыгравшегося шторма пришлось прекратить все манипуляции. Вечером этого дня представители военных сил России встречаются со своими коллегами из НАТО.
Иностранное влияние и заговор олигархов
Но, пожалуй, больше других вызывают недоумение намеки бывших руководителей ВМФ и Северного флота на причастность американских подводных лодок к гибели «Курска». Хочу напомнить, что на закрытом полигоне проводились противолодочные учения, что в составе надводных сил находилось несколько противолодочных кораблей. Если даже предположить, что американские подводные лодки находились в непосредственной близости от района учений, не говоря об их нахождении в самом районе, то чего стоит в этом случае ВМФ России?
В ходе расследования версия о столкновении с западной подлодкой, как и многие другие, отпала, и в середине 2002 года, когда я начал ознакомление с материалами уголовного дела, представляя интересы 55 потерпевших — членов семей погибшего экипажа, осталась единственная версия, в правильности которой у меня нет сомнений. Тогда уже было ясно, что «Курск» погиб в результате возгорания после двух внутренних взрывов: окислителя и топлива перекисно-водородной торпеды 65-76 в 4-ом торпедном аппарате первого отсека, объемного пожара, который через 135 секунд привел к детонации значительной части боезапаса, не менее 10 боевых торпед.
А в чем перед Путиным виноваты те же олигархи, если командир гидроакустической группы «Петра Великого» Андрей Лавренюк в 11:28 зафиксировал на экране локатора большое светлое пятно и хлопок, запеленговал его и доложил о взрыве на ходовой мостик и на центральный командный пункт, где находился командир корабля, руководители Северного флота, однако те не дали команды классифицировать взрыв, не потрудились взять карту с планом учения, где пеленг совпал с коридором, через который «Курск» должен был входить в район учений? Отнюдь не президент Ельцин, и не олигархи объявили корабль аварийным с задержкой на 12 часов. А кто? Вопрос риторический.
Катастрофа и спасательные работы
Учения, проходящие на Баренцевом море в августе 2000 года – считались крупнейшими с момента распада Советского союза. Разумеется, важнейшую роль в сценарии играла лучшая подводная лодка России – АПЛ «Курск».
Субмарина должна была в ходе испытаний скрываться от вероятного обнаружения, а в намеченное время произвести учебное торпедирование корабля условного противника. Но планам не суждено было сбыться.
В 11-28 по местному времени раздался взрыв, мощностью по разным данным от 1.5 до 4 баллов по шкале Рихтера. Известно, что он был зафиксирован многими сейсмическими станциями и датчиками. Сообщалось, что его уловили даже на Аляске. Через 135 секунд случился второй взрыв, гораздо более мощный, чем первый.
Уже в 13-50 раздаются первые «звоночки» о случившемся несчастье. Экипаж подводной лодки не выходит на связь в намеченное время. Командующий Северным флотом сразу же вылетает на базу, в Североморск. Пока никаких официальных объявлений не следует, но становится понятно, что произошло непоправимое.
В середине ночи, 13 августа, проясняется примерный район поиска, но лишь к 16-20 удается обнаружить АПЛ «Курск». С ней устанавливается технический контакт, но очевидно, что подводная лодка лежит на грунте, то есть потерпела аварию.
Можно сказать, что уже с этого момента начинаются действия руководства, которые вызывают как минимум шок. Спасательная операция долго не объявляется – только 14 августа в 7 утра первые спасатели приступают к робким попыткам спуститься на глубину. Большие чины выглядят так, будто сами не понимают происходящего и не знают, как действовать в сложившейся ситуации.
Это вызывает шквал негативных эмоций от всех россиян, но прежде всего от родственников терпящих бедствие моряков. Мир облетают кадры с отдыхающим в Сочи президентом страны. После, многие становятся свидетелями не менее душераздирающих видеозаписей, когда Владимир Путин встречается с родственниками подводников. Без преувеличения, за судьбой атомохода следит весь мир.
Практически сразу свою помощь предлагает Норвегия, обладающая хорошо обученным поисковым флотом. Ее батискафы, способны вести поисково-спасательные работы на большой глубине. Но руководство России долго отказывается от любого вида помощи, а когда соглашается, становится понятно, что бесценное время потеряно безвозвратно.
Только 21 августа первые спасатели смогли открыть люк и проникнуть на затонувшую лодку. В этот момент стало понятно, что спасать уже некого. «Курск» был полностью затоплен.
По итогам расследования командование Северным флотом объявило, что причиной гибели подводной лодки «Курск» стала взорвавшаяся учебная торпеда. После этого субмарина ударилась носовой частью о грунт, что привело к детонации остального боезаряда. Экипаж практически полностью погиб, а тем, кому удалось чудом остаться в живых, отмеряно было не более 6 часов.
Так закончилась история подводной лодки, на которую российское военное руководство возлагало особые надежды. А причины ее гибели до сих пор окутаны чередой тайн и случайных совпадений.
См. также
В гибели “Курска” повинны американцы, и об этом знали
За что критиковали действия властей?
Ход спасательной операции и в целом поведение властей, в том числе президента Владимира Путина, вызывали критику в России.
Путин стал исполняющим обязанности президента России после отставки Бориса Ельцина 21 декабря 1999 года, а в мае 2000 года в первый раз выиграл выборы. «Курск» для него стал фактически первым серьезным испытанием на посту президента.
Во время катастрофы Путин находился в отпуске. Он не прервал его сразу же после того, как ему доложили об аварии, и вернулся из Сочи спустя пять дней после катастрофы.
В дальнейшем, по словам критиков, он не выказывал каких-то эмоций в связи с гибелью 118 человек. Но больше всего его критиковали за слова в интервью ведущему CNN Ларри Кингу: на вопрос, что произошло с подлодкой, Путин ответил: «Она утонула» и едва заметно улыбнулся.
Политический редактор лондонской газеты Times Ричард Бистон писал тогда, что Путину, вероятно, отказало политическое чутье, и приводил в пример других российских политиков — советского премьер-министра Николая Рыжкова, который плакал после землетрясения в Армении, Виктора Черномырдина, который в присутствии телекамер вел переговоры с чеченцами, захватившими заложников в Буденновске.
Российский журналист Сергей Доренко в выпуске своей авторской передачи, посвященном гибели «Курска», жестко раскритиковал Владимира Путина. Программа вышла в эфир на телеканале ОРТ и является одной из самых известных журналистских работ Доренко. После этого программу закрыли, а сам журналист уволился с телеканала.
Image caption
Владимир Путин отвечает на вопросы журналистов после гибели «Курска», 16 августа 2000 года. Он далеко не сразу решился прервать свой отпуск
С другой стороны, заместитель ответственного редактора «Независимого военного обозрения», капитан 1-го ранга запаса Владимир Гундаров, который исследовал катастрофу «Курска», считает, что в результате Владимир Путин сознательно вызвал на себя большую часть критики, чтобы вывести из-под нее других военных и политиков.
В прессе также много критиковали то, как российские военные освещали спасательную операцию.
ВМФ, например, впервые сообщил об аварии с «Курском» лишь спустя два дня. Информация была противоречивой: сначала сообщалось, что с лодкой установили связь, затем эту информацию опровергли сообщениями о том, что единственным способом общения с экипажем является «перестук».
Критиковали и то, что российские военные тянули несколько дней с решением принять помощь от иностранцев — Британия предложила ее еще 14 августа, в результате норвежское судно с британской мини-подлодкой подошли к месту гибели подлодки только вечером 19 августа.
Столкновение с неизвестной субмариной
Существует версия, по которой «Курск» протаранила американская подлодка «Мемфис». Этот сценарий выглядит вполне правдоподобно — в тот день «Мемфис» действительно вел наблюдения за учениями в Баренцевом море. Также неподалеку находились АПЛ «Мемфис», «Толедо» ВМС США и АПЛ «Сплендид» ВМС Великобритании.
Фото: photofile.ru
Корпус «Мемфиса» сделан из специального сплава, способного выдержать не только погружение на 1 километр, но и столкновение с другой субмариной. Вполне вероятно, что столкновение произошло под острым курсовым углом на скорости около 20 узлов. От удара правый торпедный аппарат, где и находилась злополучная торпеда 65−76, был смят меньше, чем за секунду. В одно мгновение смешался весь запас топлива (керосин) и окислителя (перекись водорода), что привело к их взрывному воспламенению, усиленному взрывом порохового ускорителя, установленного в хвостовой части торпеды.
Мощность взрыва в таких условиях могла составить порядка 150 кг в тротиловом эквиваленте (кстати, взрыв именно такой мощности зафиксировала в этот день норвежская сейсмическая станция). В результате в первом отсеке случился сильнейший пожар, вызвавший короткое замыкание в основной силовой электросети. Курск потерял ход, сработала аварийная защита ядерных реакторов, а температура в отсеке подскочила до 500−700 градусов, отчего детонировали 18 стеллажных боевых торпед, лежащих в этом отсеке. Также короткое замыкание вызвало возгорание в главных распределительных электрощитах и пультах управления в турбинных 7-м и 8-м отсеках. Когда наконец-то появилась возможность поднять тела погибших, многие из них были со следами ожогов, полученных в борьбе за живучесть лодки.
Кстати, впоследствии на морском дне спасатели обнаружили ограждение боевой рубки, которое обычно устанавливается на американских подводных лодках.
Фото: photofile.ru
Кроме перечисленных, существует еще немало версий гибели российской подлодки, но ни одна из них не может точно объяснить, что случилось в тот день.
Пролить свет на произошедшее могли бы оставшиеся в живых подводники. Но по странному стечению обстоятельств иностранным специалистам, имеющих все необходимое оборудование, разрешили участвовать в спасательной операции только спустя неделю после затопления «Курска». Норвежское судно Normand Pioneer с британской спасательной мини‑лодкой LR5 прибыло на место трагедии только 19 августа.
Норвежцы сумели изготовить специальный инструмент для вскрытия люка и 21 августа в 13:00 проникли в 9‑й отсек АПЛ. Но к этому времени все было кончено, живых свидетелей на «Курске» не осталось. Поэтому сегодня досканально известно только одно: «она утонула».
Как получить военный билет и когда его выдают призывнику?
Все подростки в семнадцатилетнем возрасте проходят медкомиссию в воинском комиссариате, после чего им выдается приписное свидетельство, являющееся документом, где указывается категория годности к несению службы в армии в каждом конкретном случае. Спустя год, уже по достижении восемнадцати лет, молодому человеку необходимо снова посетить военкомат (как правило, оттуда направляется повестка) для завершающего освидетельствования его годности. Далее призывной комиссией принимается решение о годности к армейской службе. По результатам медицинского осмотра, проведенного военным комиссариатом, призывникам присваивается категория годности, которая вносится в военник:
- А – полностью пригоден к несению службы в армии;
- Б – годен с определенными ограничениями;
- В – освобождается от призыва и зачисляется в запас;
- Г – непригоден к армейской службе в связи с имеющимися проблемами со здоровьем, но через шесть или двенадцать месяцев ему требуется прохождение переаттестации;
- Д – совершенно непригоден к воинской службе.
Кроме ограничений по здоровью, препятствием к призыву может послужить наличие научной степени, погибшие на службе родственники (брат или сын), а также факт несения срочной службы в другом государстве.
Когда выдают военный билет призывнику? Если призванный к прохождению воинской службы молодой человек комиссией признан годным, то военник ему выдают в день отправки на пункт сбора.
В соответствии с действующим законодательством, каждый гражданин, получивший военный билет, должен бережно хранить данный документ. Поскольку за его потерю или порчу предусматривается административная ответственность и наказание в виде штрафных санкций установленного размера.
Осторожно! При потере воинского билета нужно на протяжении двух недель обратиться в военкомат, к которому вы приписаны, и получить дубликат. Если же документ был украден, безотлагательно обратитесь в полицию и возьмите справку о возбуждении дела по данному факту
Командование корабля
Григорий Распутин
«Святой черт», как его звали недоброжелатели, предвидел и Первую мировую войну, и революцию, и свою кончину. В конце 1916 года он писал царю: «Я чувствую, что уйду из жизни до 1 января. Если я буду убит обыкновенными убийцами и моими собратьями-крестьянами, ты царь России, тебе не надо будет бояться за своих детей. Они будут царствовать еще много веков. Но если меня уничтожат дворяне, аристократы, если они прольют мою кровь, то руки их будут запачканы моей кровью двадцать пять лет, и они покинут Россию. Брат поднимется на брата. Они будут ненавидеть и убивать друг друга. Царь земли русской, если ты услышишь звон колокола, который скажет тебе, что Григорий убит, знай, что один из твоих подстроил мою смерть и никто из вас, никто из твоих детей не проживет больше двух лет».
Увы, предсказание сбылось. Молодой князь Феликс Юсупов, женатый на племяннице Николая II, задумал убить временщика, который, с его точки зрения, оказывал преступное влияние на царскую семью, что могло привести империю к гибели и распаду. Соучастниками убийства стали двоюродный брат царя великий князь Дмитрий Павлович, депутат Государственной Думы Владимир Пуришкевич и врач Станислав Лазоверт.
Что дает военный билет
Следующая
ДругоеЗабирают ли в армию в академическом отпуске
Проблемы эксплуатации автоматов Калашникова АК-12
Лидеры голосования
Фантазия
Длина, см: 420
Оценка читателей: 65.4
Всего голосов: 1,067
Лидер 500
Длина, см: 500
Оценка читателей: 65.3
Всего голосов: 943
ДжекБот 240
Длина, см: 240
Оценка читателей: 65.1
Всего голосов: 732
ProfMarine PM 300
Длина, см: 300
Оценка читателей: 63.4
Всего голосов: 897
Spinningline 470 / SL 470
Длина, см: 478
Оценка читателей: 62.9
Всего голосов: 1,473
Волжанка 65
Длина, см: 650
Оценка читателей: 62.5
Всего голосов: 1,091
Catfish 310
Длина, см: 310
Оценка читателей: 60.0
Всего голосов: 1,106
J.Silver 300
Длина, см: 300
Оценка читателей: 59.8
Всего голосов: 1,598
Компакт 200
Длина, см: 200
Оценка читателей: 59.4
Всего голосов: 1,000
Ultraskiff 360
Длина, см: 182
Оценка читателей: 59.3
Всего голосов: 1,020
Официальная версия
Официальная версия гласит, что в 11 часов 28 минут 26 секунд по московскому времени произошёл взрыв торпеды 65−76А («Кит») в торпедном аппарате № 4, причиной которого стала утечка компонентов топлива торпеды, а точнее — пероксида водорода. Возникший в результате пожар привел к детонации основного боекомплекта и гибели подлодки.
Хотя к этой версии есть много вопросов. Если все так просто, то почему уже через два дня после гибели «Курска» Москву внезапно посетил директор ЦРУ, а России простили большой долг и даже дали кредит в 10 миллиардов. Возможно, именно эти события стали причиной многочисленных домыслов.
От фестиваля весны к католическому празднику и обратно
Предположительно, первые луперкалии относятся к 6-му веку до н. э. Фестиваль начинался в пещере у Палатинского холма, где, по легенде, волчица вскормила основателей Рима Ромула и Рема. Жрецы приносили в жертву коз и собак. Далее следовал обряд своего рода инициации: клинками, смоченными в крови жертвенных животных, жрецы наносили отметины на лоб нескольким юношам, а затем смывали эти знаки шерстью.
Следующая часть праздника — ритуальная трапеза, после которой мужчины, облачившись в козлиные шкуры, выбегали на улицы Рима и стегали встречных. Полученный удар предвещал плодовитость. На фестивале для развлечения образовывали пары и даже справляли шуточные свадьбы.
В конце 5-го века, когда христианство уже было религией, за которую не грозила расправа, языческий праздник весны и плодородия был заменён на чествование святого Валентина, который был обезглавлен, как считается, в 3-м веке.
По легенде, Валентин был священником, который тайно связывал влюблённых узами брака вопреки воле римского императора Клавдия II, запретившего мужчинам жениться (правитель полагал, что семейные мужчины — никудышные воины). Однажды судьба столкнула священника с римским судьёй, который, выслушав проповедь, пожелал испытать Валентина. Для доказательства истинности веры судья потребовал исцелить его слепую дочь, что Валентин и исполнил. Впечатлённый, судья отказался от идолов и обратился в христианство.
Вскоре раскрылась тайна бракосочетаний, которые проводил священник. За проповеди, помощь христианам и нарушение запрета императора Валентина приговорили к смерти. Казнь состоялась 14 февраля.
В тот же день, незадолго до экзекуции, Валентин отправил послание исцелённой от слепоты девушке, которое подписал «От твоего Валентина». Собственно, поэтому фразы «От твоего Валентина» и «Будь моим Валентином» — самые частые в современных любовных посланиях.
Примерно в 14-м веке католический праздник приобрёл куртуазные черты, о чём свидетельствуют произведения литературы и миниатюры о любви. Вероятно, первым, кто наделил День святого Валентина любовным настроением, был английский поэт Джефри Чосер. (Он нередко позволял себе помещать персонажей в вымышленные исторические контексты, представленные как реальные.)
В поэме «Птичий парламент» он неоднократно упоминает святого и сопровождает праздник в его честь романтическими ритуалами. Также в тексте есть строки, которые можно перевести примерно так: «…это было послано в день святого Валентина, / Когда каждый грешник приходит сюда, чтобы выбрать себе пару».
«Не гоните волну!»
С каждой озвученной версией прибавлялось у страны вопросов, главный из которых – «Почему их не спасли?» – не дает и сегодня спать родным погибших моряков. После того как и без нас была проработана сотня версий, мы не будем строить 101-ю. Мы поговорим с участниками спасательной операции. Один из них живет в Благовещенском районе. Глава Леньковского сельсовета Александр Гринчук сразу поставил условие: он расскажет, все, что знает, а журналисты не будут гнать волну. Александр Михайлович – офицер запаса, с 1983 по 1995 год служил в составе Северного флота в Североморске, близ Видяево, где базировался погибший «Курск». 13 августа 2000 года он, тогда еще старший лейтенант и борттехник спасательного вертолета К-27, в составе других экипажей отдельного противолодочного вертолетно-корабельного полка работал в районе бедствия. Вот как ответил на главный вопрос Александр Гринчук:
– Александр Михайлович, самая страшная и безбожная из опубликованных версий звучит примерно так. Людей могли спасти, но не спасали специально, дабы не оставлять живых свидетелей столкновения с американской субмариной и не осложнять отношений с Америкой…
– Да, живые на «Курске» в первые сутки после аварии оставались. Но то, что их специально не спасали, – бред полный. Не могли спасти по стечению роковых обстоятельств. Сильный шторм, который не давал близко подойти к аварийной АПЛ, лишь одно из них. Самое главное – отсутствие аппаратов для работы на стометровой глубине. Если честно, мы не были к такому готовы. В 90-е корабли, в том числе и спасательные, списывали без разбору. Случилась беда с «Курском», и люди одумались, и стали оснащать флот специальными спасательными агрегатами. Увы, вся история ВМФ и авиации написана кровью российских мужиков. Не приведи бог, случись что-то подобное в наше время, моряков достанут с любой глубины, в любую погоду.
– По официальной версии, «Курск» погиб из-за детонации торпед в отсеках. Но было много и неофициальных, от которых не отмахнуться. Какой из них придерживаетесь вы?
– Даже в нашей профессиональной среде военных я слышал много и правдоподобного, и не очень. Государственная комиссия работала долго и тщательно, ни у одного военного человека нет повода не верить ее выводам о том, что в торпедных отсеках сдетонировали торпеды. Но свое мнение, конечно, было у каждого, кто участвовал в спасательной операции. Мое личное, считайте его субъективным, основано на анализе характера повреждений корпуса «Курска». Они дают повод предположить, что случилось столкновение. Утверждать, с субмариной американцев или иной страны НАТО, не буду – не хватает для этого достоверных фактов.
К слову, сказанное Александром Гринчуком в одном из комментариев после окончания расследования трагедии подтвердил и руководитель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников Игорь Кудрин: «Не могу себе представить ситуацию, когда наша подводная лодка где-то терпит бедствие, а ее никто не ищет и не оказывает ей помощи. Этого просто не может быть».
Причины и дата катастрофы
Вместе с подлодкой погибло 118 членов экипажа, все посмертно награждены орденами Мужества
10 августа 2000 года в соответствии с планом учений «Курск» вышел на выполнение поставленных задач. Боекомплект состоял из 24 крылатых ракет П-700 «Гранит» и 24 торпед. Утром 12 августа в Баренцевом море были выполнены необходимые маневры по поражению условного противника.
В промежутке с 11:40 до 13:40 подлодка должна была провести новую учебную атаку авианосной группы. В 11:28 акустик атомного крейсера «Петр Великий» зафиксировал мощный хлопок, после которого тряхнуло корабль. В назначенное время никаких торпедных атак не последовало.
https://youtube.com/watch?v=WPERlVDFOh0
В 17:30 «Курск» не вышел на запланированный сеанс связи. В 23:00 сеанс связи также был пропущен. В 23:30, в соответствии с протоколом, подлодка объявлена аварийной. Ее нашли затонувшей в 4:51 утра 13 августа на глубине 108 метров.
Используемые торпеды 65-76А «Кит» на момент аварии считались ненадежными, однако причины взрыва до сих пор оспариваются. Вопрос о том, когда затонула подводная лодка «Курск», имеет однозначную дату — 12 августа 2000 года.
Инженерные и полетные данные
Походный штаб
Капитан 1 ранга Багрянцев Владимир Тихонович — начальник штаба дивизии подводных лодок, 1958 г. р., ЧВВМУ, ВМА им. Н.Г. Кузнецова
Багрянцев Владимир Тихонович
Капитан 2 ранга Белогунь Виктор Михайлович — заместитель НЭМС, 1960 г.р., СВВМИУ
Белогунь Виктор Михайлович
Капитан 2 ранга Щепетнов Юрий Тихонович — флагманский ракетчик, 1964 г.р., ЧВВМУ
Щепетнов Юрий Тихонович
Капитан 2 ранга Исаенко Василий Сергеевич — помощник НЭМС, 1961 г.р., СВВМИУ
Исаенко Василий Сергеевич
Капитан 3 ранга Байгарин Мурат Ихтиярович — врио флагманского минера, 1964 г.р., ВВМУПП
Байгарин Мурат Ихтиярович
Одиннадцать дней надежды и скорби
Только в 4.50 13 августа гидроакустики сумели установить местонахождение лодки, лежавшей на дне на глубине 108 метров. Как говорят моряки, атомные лодки (в отличие от дизельных) не предназначены для того, чтобы ложиться на грунт, и такое положение «Курска» однозначно свидетельствовало о том, что на борту произошла авария. Спасательные работы велись в течение одиннадцати суток — с 13 по 24 августа, но результатов не дали. Впрочем, их и не могло быть, несмотря на все надежды. Как выяснилось позднее, практически весь экипаж подлодки погиб в первые минуты катастрофы, и только в кормовом девятом отсеке (в турбинном зале) 24 моряка оставались живыми еще несколько часов. Но и их спасти не было никаких шансов, поскольку спасательный шлюз оказался затопленным.
Вид на носовую оконечность подлодки проекта 949А К-148 «Краснодар», аналогичной подлодке «Курск». Хорошо видны отверстия носовых торпедных аппаратов по правому борту, в одном из которых 12 августа 2000 года на «Курске» и взорвалась торпеда
Литература и источники информации
Россия-2000. Записка из глубины
Кораблекрушение стало знаковой катастрофой и для России. 12 августа 2000 года холодные воды Баренцева моря поглотили подводную лодку «Курск».
https://img.anews.com/media/gallery/99573154/919902359.jpg
Военное судно проводило важные учения, отрабатывая пуск крылатой ракеты и торпед по условному противнику — эскадре кораблей во главе флагманом Северного флота атомным крейсером «Петр Великий».
«Петр Великий»
https://img.anews.com/media/gallery/99573154/297606815.jpg
В 11:28 гидроакустик на флагмане зафиксировал хлопок, после чего корабль ощутимо тряхнуло. Командир «Петра Великого», капитан 1-го ранга Владимир Касатонов, выслушав доклад о хлопке, не придал ему значения. Командующий Северным флотом Вячеслав Попов, также находившийся на крейсере, поинтересовался, что произошло. Ему ответили: «Включилась антенна радиолокационной станции».
Наблюдатели в назначенное время торпедных атак не обнаружили. На командном пункте всплытия подлодки не видели, доклада на радио о результатах выполнения учебно-боевого упражнения не получали. В 14:50 начались поиски и осмотры места возможного нахождения и всплытия «Курска». Судно не вышло на связь в установленное время — 17:30. А повторный невыход на связь в 23:00 оставлял только один вариант — крушение.
Утром следующего дня на поиски пропавшей подлодки отправилась группа кораблей во главе с Вячеславом Поповым. В 04:51 «Курск» был обнаружен гидроакустической аппаратурой крейсера «Петр Великий» лежащим на глубине 108 метров.
Во время спасательных работ и со стороны военных, и со стороны прессы происходило множество спекуляций — то утверждалось, что весь экипаж погиб почти сразу во время крушения, то сообщалось, что выжившие отстукивали послания по корпусу «Курска» еще несколько дней после.
Многое в этой ситуации прояснило вскрытие корпуса, произошедшее 21 августа, и обнаружение 24 тел в девятом отсеке — турбинном зале на корме лодки. Там же была найдена одна из главных улик — записка капитана-лейтенанта Дмитрия Колесникова.
Дмитрий Колесников
https://img.anews.com/media/gallery/99573154/19679054.jpg
В этой записке содержится список 23 моряков, находившихся в тот момент в 9-м отсеке, а также информация личного характера, которая адресована жене. Последняя запись датирована 12 августа и обозначена временем 15:15:
«12. 08. 2000. 15.15. Здесь темно писать, но наощупь попробую. Шансов похоже нет, процентов 10-20. Будем надеяться, что кто-нибудь прочитает. Здесь список личного состава отсеков, которые находятся в 9-м и будут пытаться выйти. Всем привет, отчаиваться не надо. Колесников».
Фрагмент записки
https://img.anews.com/media/gallery/99573154/977180212.jpg
Записка позволила сделать вывод, что 13 августа никто из моряков не пережил.
Эта находка также стала поводом для сомнений в объявленных причинах трагедии. Вдова Колесникова сказала, что вместо оригинала ей передали перепечатанный текст, а в 2001 году помощник президента РФ Сергей Ястржембский подтвердил, что текст обнародован не полностью и конкретных сроков его опубликования не назвал.
Акция футбольных болельщиков в память «Курска» 14 августа 2017 года
https://img.anews.com/media/gallery/99573154/294958198.jpg
Официальной версией произошедшего стал взрыв одной из торпед в пусковом отсеке ввиду утечки топлива, приведший к цепной детонации еще нескольких торпед и разрушению корпуса.
Однако, как было сказано выше, эта версия была встречена с недоверием, пошел настойчивый слух, что настоящие причины скрыты. Самым распространенной альтернативой стало столкновение «Курска» с иностранной подлодкой, либо торпедирование иностранной подлодкой. Эту версию поддержал ряд адмиралов, включая Вячеслава Попова, а также ряд иностранных документалистов, прямо называвших корабли ВМС США «Мемфис» и «Толедо», якобы наблюдавшие за учениями. Считалось, что власти могли скрыть эти обстоятельства, чтобы не провоцировать военный конфликт.
Адмирал Вчеслав Попов, главнокомандующий Северного флота с 1999 по 2001 годы
https://img.anews.com/media/gallery/99573154/151291622.jpg
В течение года с момента крушения был осуществлен подъем «Курска» на поверхность — первый в мире подъем затонувшей атомной подводной лодки.
«Курск» после подъема
https://img.anews.com/media/gallery/99573154/543582404.jpg
Благодаря этому удалось захоронить 115 из 118 членов экипажа. Еще три тела так и не нашли.
Фрагмент «Курска» на мемориале в Мурманске
https://img.anews.com/media/gallery/99573154/874365870.jpg
21 августа 2000 года (понедельник)
После получения информации о том, что в шлюзовой камере кто-то был, в ночь на 21 августа Клебанов утверждает, что невозможно вручную открыть люк. Однако норвежские спасатели говорят, что это вполне реально, и именно этим они займутся с утра пораньше.
В 7.45 норвежцы таки открыли люк подлодки «Курск», но никого не обнаружили. На протяжении всего дня водолазы пытаются прорваться внутрь затонувшей подлодки, чтобы спасти хоть кого-то. В то же время адмирал Попов отмечает, что девятый отсек, к которому ведет второй люк, наверняка затоплен, потому там не будет выживших.
В час дня информационное агентство сообщило, что водолазам удалось открыть люк в девятый отсек, как и предполагалось ранее – он заполнен водой. Через полчаса после открытия люка в шлюз помещают камеру, с ее помощью специалисты пытались понять, в каком состоянии находятся 7-й и 8-й отсеки. В 9 отсеке видеокамера зафиксировала тело кого-то из экипажа, а уже в 17.00 М. Моцак сделал официальное заявление о том, что весь экипаж АПЛ «Курск» погиб.
На дворе стоял август уже такого далекого 2000 г., вот в каком году затонула подлодка «Курск». Для 118 человек то лето стало последним в их жизни.