Проект 636 «варшавянка»
Содержание:
- Поиск
- «Сочетание скрытности и дальности»
- Характеристики подводные лодки проекта 651 (НАТО: «Джульетта»)
- Навигация
- Описание конструкции
- Защита прибрежной зоны
- Ходовая часть
- Цены на изделие
- История разработки
- Морское обновление
- Представители серии
- Конструкция ДЭПЛ 636.3 «Варшавянка»
- Охота на «черную дыру»
- Сталь, которая не магнитит
- Особенности
- Подлодка-музей
- Вооружение подлодок проекта 677
- АПЛ – достоинства и недостатки
Поиск
«Сочетание скрытности и дальности»
Подлодки проекта 636 «Варшавянка» — это модернизированный вариант многоцелевых дизель-электрических подлодок проекта 877 «Палтус», разработанных в СССР в конце 1970-х годов.
Эти подлодки, которые всё ещё несут службу в российском ВМФ и предназначены для уничтожения надводных кораблей и судов, подводных лодок противника, патрулирования, дозора, разведки, охраны коммуникаций в ближней морской зоне.
Производитель «Варшавянок» отмечает, что по сравнению с предыдущими проектами они имеют более высокую боевую эффективность.
«Оптимальное сочетание акустической скрытности и дальности обнаружения целей, новейший инерциальный навигационный комплекс, современная автоматизированная информационно-управляющая система, мощное быстродействующее торпедно-ракетное вооружение обеспечивают мировой приоритет кораблей этого класса в области неатомного подводного кораблестроения», — отмечается на сайте Объединённой судостроительной корпорации.
- РИА Новости
Как и последние серии «Палтусов», «Варшавянки» первоначально строились на экспорт. Эти подлодки поставлялись в том числе в такие страны, как Китай, Вьетнам и Алжир.
ВМФ России первоначально планировал заменить свои «Палтусы» советской постройки на подлодки проекта 677 «Лада». Однако из-за ряда проблем с проектированием и строительством этот проект был прекращён. Также было принято решение построить для российского флота серию «Варшавянок», производство которых уже было налажено.
Также по теме
Импортозамещение на флоте: как Россия оснащает «адмиральские» фрегаты проекта 22350 новыми двигателями
Объединённая двигателестроительная корпорация поставила первый морской дизель-газотурбинный агрегат М55Р для фрегата проекта 22350. Он…
Подлодки «Волхов», «Петропавловск-Камчатский» и другие строящиеся для нужд ВМФ корабли относятся к модернизированному варианту «Варшавянки» — проекту 636.3. Они были разработаны в Центральном конструкторском бюро морской техники «Рубин».
Одной из самых заметных особенностей подлодок «Варшавянка» стал их малый размер. Длина корабля проекта 636 составляет 73,8 м, ширина — 9,9 м, надводное водоизмещение составляет 2350 т. Предельная глубина погружения — 300 м.
«Варшавянки» оснащены дизель-электрической установкой: гребным электродвигателем мощностью около 5,5 тыс. л. с. и двумя дизель-генераторами 30ДГ мощностью 1,5 тыс. КВт каждый.
Она может развивать надводную скорость до 17 узлов и подводную скорость 20 узлов. Автономность «Варшавянки» составляет 45 суток, а без всплытия она может преодолеть 400 морских миль (почти 741 км). При этом дальность плавания в режиме РДП (с забором воздуха, необходимого для работы двигателя внутреннего сгорания под водой) с усиленным запасом топлива со скоростью 7 узлов составляет 7,5 тыс. морских миль (13 890 км). Численность экипажа — 52 человека.
Характеристики подводные лодки проекта 651 (НАТО: «Джульетта»)
Страна: | СССР |
Тип: | Дизель-электрическая подводная лодка |
Дата выпуска: | 1963 г. |
Водоизмещение: | Надводное — 3174 тонн, подводное — 4137 тонн |
Длина: | 90 м |
Ширина: | 10 м |
Осадка: | 7 м |
Бронирование: | Нет |
Экипаж: | 82 человека (из них 12 офицеров) |
Силовая установка: | 2х дизеля (по 4000 л.с.), 2х электромотора (по 6000 л.с.), дизельгенератор (1720 л.с.), 2х электромотора по 150 л.с. |
Дальность хода: | 9000 миль при скорости 8 узлов в надводном положении, 810 миль при скорости 2,74 узла в подводном положении (на одном заряде батарей). Автономность — 90 суток. |
Максимальная скорость: | Надводная — 19 узлов, подводная — 14 узлов. Нормальная глубина погружения — 240 м, предельная — 360 м. |
Вооружение: |
|
Авиагруппа: | Нет |
Навигация
Описание конструкции
Проект 636 это океанская одновальная двухкорпусная лодка с дизель-электрической главной энергетической установкой, работающей по схеме с полным электродвижением.
Корпус
Для подводной лодки был разработан лёгкий корпус особой обтекаемой формы, которая была получена по результатам теоретических расчётов и модельных испытаний на стендах и в опытовых бассейнах.
Центральный пост управления подводной лодки 636.3
Отсек подводной лодки 636.3
Прочный корпус подводной лодки разделён поперечными переборками на 6 отсеков, что обеспечивает лодке высокую живучесть. При запасе плавучести около 30% в крейсерском положении, лодка проекта 636 даже при заполнении одного отсека с двумя прилегающими к нему цистернами главного балласта одного борта может оставаться на плаву.
Носовой отсек имеет три палубы: верхняя — торпедная, средняя — жилая, на нижней размещены аккумуляторные батареи. Второй отсек командный: верхняя палуба – центральный пост, средняя – рубка радиста, нижняя – рубка штурмана. Третий отсек жилой: верхняя и средняя палубы – помещения для экипажа, на нижней размещены аккумуляторные батареи. Четвертый отсек: дизель-генераторы. Пятый отсек: электромоторный, плюс также он служит для выпуска аварийного буя. Шестой кормовой отсек: механико-технический, в нём располагаются электродвигатели экономичного хода, приводы рулей и кормовой люк.
В связи с тем, что новая энергетическая установка и обслуживающие её насосы и системы потребовали больших внутренних объёмов, длина лодки была увеличена на 1,2 метра по сравнению с проектом 877. Одновременно с этим удалось увеличить объём топливно-балластных цистерн, что позволило на 1500 миль увеличить дальность плавания (7500 миль у проекта 636 вместо 6000 миль у проекта 877; 7500 миль это дальность плавания в режиме РДП с усиленным запасом топлива со скоростью 7 узлов). Дальность подводного плавания экономической скоростью достигла 400 км.
Энергетическая установка и ходовые качества
Гребной винт пр. 636.3
Дизель-электрическая энергетическая установка лодки состоит из двух дизель-генераторов 4-2ДЛ42М мощностью по 1000 кВт, и расположенных на линии вала главного гребного электродвигателя ПГ165 мощностью 5500 л.с. и электродвигателя экономического хода ПГ166 мощностью 190 л.с. В дополнение к ним, лодка оборудована двумя побортно установленными резервными двигателями малой мощности ПГ168 по 102 л.с., предназначенными для обеспечения движения в узкостях, при швартовке и в аварийном режиме. А благодаря установке двух групп аккумуляторов (по 120 элементов в каждой) новейшей конструкции, расположенных в первом и третьем отсеках лодки, была достигнута дальность плавания в подводном положении более 400 миль и максимальная скорость до 20 узлов. Вал главного гребного электродвигателя вращается по деревянным направляющим, сделанным из дерева бакаут. Естественная смазка, выделяемая древесиной бакаута, позволяет обеспечить срок службы главного вала в течение 20 лет. Гребной винт семилопастной, с саблевидными лопастями. В кормовой части установлены подруливающие водометы.
Вспомогательное оборудование
Главная особенность проекта 636 – уникально низкое акустическое поле. Чтобы достичь столь низкого уровня шумности, конструкторы разработали для лодки 36 единиц нового малошумного оборудования (заменившего старое, установленное на проекте 877), покрыли корпус специальным покрытием и применили ещё некоторые конструктивные меры. Благодаря всем этим инновационным решениям, ПЛ проекта 636 обнаруживает ПЛ проекта 877 на дистанции в два раза большей, чем будет обнаружена сама. По уровню скрытности, подводная лодка финальной модификации проекта 636.3, принятая на вооружение в России, не имеет себе равных в мире.
Экипаж и обитаемость
Экипаж из 52 человек размещён в удобных каютах. Подводная лодка имеет камбуз для приготовления пищи, душевую, амбулаторию и кают-компанию для офицерского состава.
Интегрированный пульт управления АИУС “Лама-ЭКМ”
Защита прибрежной зоны
Как отмечают эксперты, «Варшавянки» являются основой российского неатомного подводного флота.
«Они предназначены для работы в ближней зоне, охраны границ на Черноморском театре военных действий, на Севере и Тихом океане. Подобные корабли очень важны, так как обладают способностью дальнего обнаружения сил противника и применения оружия из прибрежной зоны. Это позволяет им предотвращать проникновение на территорию вражеских кораблей», — пояснил в беседе с RT контр-адмирал в отставке Герой России Всеволод Хмыров.
В свою очередь, военный эксперт Юрий Кнутов отметил, что одним из главных преимуществ «Варшавянки» является её низкая шумность, из-за которой она получила неофициальное прозвище Чёрная дыра».
- Подводная лодка «Волхов» во время испытаний
«Конструкция подводной лодки уникальна. Специальное покрытие и малошумные двигатели позволяют создать такие условия, при которых издаваемый субмариной шум сравним с естественным шумом океана. Не зря в НАТО её прозвали Чёрной дырой», — рассказал в беседе с RT Юрий Кнутов.
Также по теме
«Надёжная защита от вероятного нападения»: как развивается программа по созданию атомных подводных лодок класса «Борей»
Первый серийный ракетоносец проекта 955А («Борей-А») «Князь Олег» спущен на воду со стапелей завода «Севмаш». До конца года…
Как отмечают специалисты, наличие ракетного вооружения существенно расширяет возможности данных кораблей: из предназначенных для берегового охранения субмарин они фактически превращаются в «подводные ракетоносцы», способные поражать цели на расстоянии до 1,5 тыс. км.
«Крылатые ракеты «Калибр» уже показали свою высокую эффективность. А систему, с помощью которой из торпедного аппарата можно запускать разные типы снарядов, и вовсе можно назвать прорывной технологией. И Россия продолжает развивать это направление», — говорит Кнутов.
По его словам, об успешности проектов 877 и 636 красноречиво свидетельствует высокий интерес к ним со стороны иностранных государств, в том числе Индии и Китая.
«Наши подлодки пользуются успехом, потому что их крайне сложно обнаружить. Это и привлекает иностранных заказчиков. Сделать что-либо подобное в других странах пока не смогли», — подчеркнул Кнутов.
В свою очередь, Всеволод Хмыров отметил высокую надёжность российских субмарин.
«И Советский Союз, и Россия выпускали и продолжают выпускать очень надёжную, неприхотливую технику. У иностранных покупателей именно эти качества являются одними из основных при выборе производителя», — заключил аналитик.
* «Исламское государство» (ИГ, ИГ) — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 29.12.2014.
Ходовая часть
Для подзарядки аккумуляторов этой подводной лодке не нужно всплывать на поверхность, достаточно поднять РДП (их еще называют шнорхелями), чтобы обеспечить доступ забортного воздуха и удаление продуктов сгорания топлива. Дизель применен малодымный, что снижает заметность корабля в открытом море.
Использованы и другие новшества. Основной дизель (5,5 тыс. л. с.) не служит для приведения судна в движение, его назначение состоит только в приведении в движение ротора генератора зарядки аккумуляторов. В надводном положении ход обеспечивает экономичный мотор (мощностью 130 л. с.), а еще два (по 102 л. с.) являются резервно-маневровыми. Кинематическая схема такова, что все три двигателя работают на один винт. Он тоже особенный, шестилопастной, что позволяет вращать его с меньшей скоростью (250 об./мин.), производя, соответственно, и шума меньше.
Цены на изделие
История разработки
Подводная лодка «Варшавянка»
Разработку проекта 636 начали в СССР в 1970-х годах. Именно тогда оформлено техническое задание, новая лодка должна была противодействовать подводным и надводным кораблям противника. Субмарины данного проекта предполагалось строить на экспорт в страны Варшавского договора, отчего и получили названия «Варшавянка».
Несмотря на давние сроки строительство кораблей проекта 636 началось только с середины 1990-х. Основным заказчиком выступил Китай, две лодки были собраны для Алжира. Доработанную модель 636.1 собирали для Вьетнама и Алжира, рассматривалась вероятность поставок в Индию.
Отдельно выделяют проект 877 «Палтус». Данные подлодки также называют «Варшавянкой», поскольку часть из них шла на экспорт в страны Варшавского договора. При рассмотрении технических характеристик ориентируются на оба проекта ввиду их сходства.
Морское обновление
Главные приоритеты развития ВМФ определены в указе президента об основах государственной политики в области военно-морской деятельности до 2030 года, который Владимир Путин подписал ещё в 2017 году.
Также по теме
От «Варшавянки» до «Калины»: какие неатомные подлодки увеличат боевую мощь ВМФ России
Тихоокеанский флот России получит шесть дизель-электрических подлодок проекта 636.3 «Варшавянка» до 2025 года, сообщил заместитель…
В марте 2019 года министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу заявил, что в соответствии с госпрограммой вооружения до 2027 года российский Военно-морской флот пополнят более 180 новых кораблей и судов.
29 июля 2019 года, принимая Главный военно-морской парад по случаю Дня ВМФ России, Владимир Путин заявил, что флот «осваивает новейшую технику, эффективно использует и разрабатывает не имеющие аналогов в мире перспективные инженерные и конструкторские решения».
«Только в этом году состав ВМФ пополнят 15 кораблей и боевых катеров. Обновляются морская авиация и береговые войска, совершенствуется инфраструктура военно-морских баз, восстановлена практика кругосветных походов», — подчеркнул президент России.
По его словам, уникальные образцы российских вооружений — гарантия того, что флот сможет дать «достойный отпор любому агрессору».
Президент отметил, что «уровень современных образцов вооружения и военной техники на флоте превысил 62%» и государство не намерено на этом останавливаться, а будет продолжать процесс перевооружения ВМФ.
Представители серии
Схема проекта 877
Схема проекта 636
Подводные лодки типа «Варшавянка», объединяющего проекты 877 и 636 и их модификации, являются основным классом НАПЛ – неатомных подводных лодок, производимых в России. Они стоят на вооружении как российского, так и ряда зарубежных флотов. Проект, разработанный в конце 1970-х годов, считается весьма удачным, поэтому строительство серии, с рядом усовершенствований, продолжается и в 2010-х годах.
Название | Верфь | Зав. № | Закладка | Спуск на воду | Ввод в строй | Флот | Состояние | Прим. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Проект 636 | ||||||||
366 Yuan Zhend 66 Hao | Адмиралтейские верфи | 01616 | 16.07.1996 | 26.04.1997 | 26.08.1997 | ВМС Китая | В строю | |
367 Yuan Zhend 67 Hao | Адмиралтейские верфи | 01327 | 28.08.1997 | 18.06.1998 | 25.10.1998 | ВМС Китая | В строю | |
Проект 636М | ||||||||
368 Yuan Zhend 68 Hao | Адмиралтейские верфи | 01329 | 18.10.2002 | 27.05.2004 | 20.10.2004 | ВМС Китая | В строю | |
369 Yuan Zhend 69 Hao | Адмиралтейские верфи | 01330 | 18.10.2002 | 19.08.2004 | 05.2005 | ВМС Китая | В строю | |
370 Yuan Zhend 70 Hao | Адмиралтейские верфи | 01331 | 2004 | 04-05.2005 | 05.2005 | ВМС Китая | В строю | |
371 Yuan Zhend 71 Hao | Адмиралтейские верфи | 01332 | 2004 | 26.05.2005 | 2005 | ВМС Китая | В строю | |
372 Yuan Zhend 72 Hao | Адмиралтейские верфи | 01333 | 2004 | 26.08.2005 | 30.05.2006 | ВМС Китая | В строю | |
373 Yuan Zhend 73 Hao | Красное Сормово | 01611 | 07.1992 | 08.05.2004 | 05.08.2005 | ВМС Китая | В строю | |
374 Yuan Zhend 74 Hao | Севмаш | 01701 | 29.05.2003 | 21.05.2005 (04.06.2005) | 17.11.2005 (30.12.2005) | ВМС Китая | В строю | |
375 Yuan Zhend 75 Hao | Севмаш | 01702 | 29.05.2003 | 14.07.2005 (17.07.2005) | 24.11.2005 (30.12.2005) | ВМС Китая | В строю | |
021 Messali el Hadj | Адмиралтейские верфи | 01336 | 2006 | 20.11.2008 | 28.08.2009 | ВМС Алжира | В строю | |
022 Akram Pacha | Адмиралтейские верфи | 01337 | 2007 | 09.04.2009 | 29.10.2010 | ВМС Алжира | В строю | |
Проект 636.1 | ||||||||
HQ-182 Hà Nội («Ханой») | Адмиралтейские верфи | 01339 | 24.08.2010 | 28.08.2012 | 07.11.201303.04.2014 | ВМС Вьетнама | В строю | |
HQ-183 Hồ Chí Minh («Хошимин») | Адмиралтейские верфи | 01340 | 28.09.2011 | 28.12.2012 | 16.01.201403.04.2014 | ВМС Вьетнама | В строю | |
HQ-184 Hải Phòng («Хайфон») | Адмиралтейские верфи | 01341 | 23.10.2012 | 28.08.2013 | 04.12.201401.08.2015 | ВМС Вьетнама | В строю | |
HQ-185 Khánh Hòa («Кханьхоа») | Адмиралтейские верфи | 01342 | 23.10.2012 | 28.03.2014 | 13.05.201501.08.2015 | ВМС Вьетнама | В строю | |
HQ-186 Đà Nẵng («Дананг») | Адмиралтейские верфи | 01343 | 01.07.2013 | 28.12.2014 | 02.02.201628.02.2017 | ВМС Вьетнама | В строю | |
HQ-187 Bà Rịa-Vũng Tàu («Вунгтау») | Адмиралтейские верфи | 01344 | 28.05.2014 | 28.09.2015 | 20.01.201728.02.2017 | ВМС Вьетнама | В строю | |
031 Ouarsenis («Уарсени») | Адмиралтейские верфи | 01346 | 2015 | 14.03.2017 | 02.10.201809.01.2019 | ВМС Алжира | В строю | |
032 Hoggar («Хоггар») | Адмиралтейские верфи | 01347 | 2016 | 29.06.2017 | 26.11.201809.01.2019 | ВМС Алжира | В строю | |
н/д | Адмиралтейские верфи | 01348 | 2020 | ВМС Индии | Рассматривается возможность строительства | |||
н/д | Адмиралтейские верфи | 01349 | 2020 | ВМС Индии | Рассматривается возможность строительства | |||
Проект 636.3 | ||||||||
Б-261 «Новороссийск» | Адмиралтейские верфи | 01670 | 20.08.2010 | 28.11.2013 | 22.08.2014 | ЧФ | В ремонте | В составе 4-й ОБрПЛ ЧФ |
Б-237 «Ростов-на-Дону» | Адмиралтейские верфи | 01671 | 21.11.2011 | 26.06.2014 | 30.12.2014 | ЧФ | В ремонте | В составе 4-й ОБрПЛ ЧФ |
Б-262 «Старый Оскол» | Адмиралтейские верфи | 01672 | 17.08.2012 | 28.08.2014 | 03.07.2015 | ЧФ | В ремонте | В составе 4-й ОБрПЛ ЧФ |
Б-265 «Краснодар» | Адмиралтейские верфи | 01673 | 20.02.2014 | 25.04.2015 | 05.11.2015 | ЧФ | В строю | В составе 4-й ОБрПЛ ЧФ |
Б-268 «Великий Новгород» | Адмиралтейские верфи | 01674 | 30.10.2014 | 18.03.2016 | 26.10.2016 | ЧФ | В строю | В составе 4-й ОБрПЛ ЧФ |
Б-271 «Колпино» | Адмиралтейские верфи | 01675 | 30.10.2014 | 31.05.2016 | 24.11.2016 | ЧФ | В строю | В составе 4-й ОБрПЛ ЧФ |
Б-274 «Петропавловск-Камчатский» | Адмиралтейские верфи | 01614 | 28.07.2017 | 28.03.2019 | 25.11.2019 | ТОФ | В строю | В составе 19-й БрПЛ ПрФлРС ТОФ |
Б-603 «Волхов» | Адмиралтейские верфи | 01615 | 28.07.2017 | 26.12.2019 | 25.11.2020 | ТОФ | Швартовные испытания | Передача флоту запланирована на 2020 год |
Б-602 «Магадан» | Адмиралтейские верфи | 01616 | 01.11.2019 | 12.2020 | 25.11.2021 | ТОФ | Строится | Передача флоту запланирована на 2021 год |
Б-588 «Уфа» | Адмиралтейские верфи | 01617 | 01.11.2019 | 03.2021 | 25.11.2021 | ТОФ | Строится | Передача флоту запланирована на 2021 год |
Б-? «Можайск» | Адмиралтейские верфи | 01618 | 11.2020 | 12.2021 | 25.11.2022 | ТОФ | Готовится к закладке | Подписан контракт |
Б-? «Ижевск» | Адмиралтейские верфи | 01619 | 11.2020 | 03.2022 | 25.11.2022 | ТОФ | Готовится к закладке | Подписан контракт |
Цвета таблицы: Зелёный — действующая в составе ВМФ России Белый — не достроена Жёлтый — действующая в составе иностранных ВМС или как гражданское судно
Конструкция ДЭПЛ 636.3 «Варшавянка»
Габариты подводной лодки позволяют скрываться на мелководье, Корпус сваривается и изгибается из специальной ненамагничиваемой стали имеет 6 отсеков. Постоянно совершенствуется материал покрытия. Вначале использовалась резина, затем перешли на композитные материалы «Молния», состав которых держится в секрете и с каждой строящейся новой лодкой усложняется. Используются виброизоляторы для всего крепежа к корпусу, фундаменты для тяжёлого оборудования из поглощающих шум материалов.
Устанавливаются 2 дизель-генератора по 1000 к Вт, которые питают эл.дв. 5500 л.с. В резерве 2 эл.дв. по 102 л.с. Экономический ход мощности 190 л.с. Можно возразить, мол, есть ВНЭУ и ТЭ и 5-е поколение «Варшавянок» к нему идёт – проект 677 «Лада». Но химический способ получения энергии тоже имеет недостатки, когда конструкторами они будут устранены, тогда и появятся новые «Варшавянки». Такие подлодки не могут преследовать и уклонятся от торпедных атак противника ввиду малой скорости. Поэтому и НАТОвские ПЛ типа U-212 и их последние модификации с анаэробными силовыми установками используют комбинацию с дизельными двигателями, по сути являясь дизельными. У АПЛ (атомных подводных лодок) всегда работает турбина, а дизель (с естественным уровнем шумов моря) можно и заглушить в противном случае – преимущество очевидное.
Охота на «черную дыру»
Посмотрим, так ли неуловимы «Варшавянки» для гидроакустических систем наших западных «партнеров», как пытаются нам представить с экранов трубадуры разных рангов.
В набор поискового оборудования противолодочного самолета НАТО входит до 90 радиогидроакустических буев систем Jezebel, Julie, DIFAR, CASS, DICASS и других, магнитный обнаружитель, поисковая РЛС, средства радиотехнической разведки, ИК-станция.
В Jezebel используются пассивные РГБ AN/SSQ-41B направленного действия. В принципе эта система может и не услышать «Варшавянку».
Julie состоит из пассивных буев, но в целом она активная, так как задействованы источники звука взрывного действия. Буи, сброшенные с самолета, ложатся рядами или образуют круг большого диаметра. В воду сбрасывают взрывпакет. Если субмарины в районе нет, то взрывная волна однократно проходит сквозь строй буев
Если ПЛ там, то волна проходит дважды (первый раз непосредственно от взрыва, второй – отраженная корпусом лодки), и неважно, движется или стоит с застопоренными винтами субмарина, ее однозначно обнаружат. Julie обеспечивает обнаружение малошумных ПЛ на дальностях до восьми километров
В системе DIFAR используются пассивные РГБ направленного действия AN/SSQ-53. У акустических антенн большая глубина погружения – до 300 метров. Время работы буя – до восьми часов. Дальность обнаружения ПЛ – до 25 километров. DIFAR предназначена для обнаружения субмарин в районах интенсивного судоходства и при сильном волнении моря. В принципе эта пассивная система может «Варшавянку» и не заметить.
РГБ AN/SSQ-62 системы DICASS являются активными направленного действия и управляются по радиокомандам с самолета. Это позволяет обнаруживать подлодки и определять их местоположение при меньшем количестве буев.
По принципу работы система напоминает Julie, то есть фиксирует наличие ПЛ по отраженному сигналу
Ей так же неважно, шумит лодка или нет
В CASS используются активные буи AN/SSQ-50 ненаправленного действия, они включаются по команде оператора с борта самолета.
Все обнаружители, о которых будем говорить далее, также могут относительно легко вычислить «Варшавянку».
Магнитные обнаружители AN/ASQ-81 являются одним из основных неакустических средств поиска субмарин. Они работают по принципу регистрации магнитной аномалии, создающейся ферромагнитной массой ПЛ. Дальность обнаружения лодок AN/ASQ-81, зависящая от их водоизмещения и магнитных характеристик, глубины погружения и высоты полета самолета, в среднем составляет 700–1000 метров. Основное тактическое преимущество магнитометров заключается в возможности их использования в условиях гидроакустического противодействия.
Инфракрасная станция AN/AAS-36 «видит» подлодку в подводном и надводном положениях по тепловому излучению корпуса и кильватерному следу. На высотах от 100 до 1000 метров дальность обнаружения ПЛ по кильватерному следу – до 20 километров. Однако эти показатели существенно зависят от гидрометеорологических условий, скорости и глубины погружения субмарины.
Радиолокационная станция AN/APS-115B позволяет обнаруживать подводные лодки под перископом или РДП или антенной, работающей на прием, на расстоянии до 15 километров.
Также легко будут «засекаться» «Варшавянки» по пускам из подводного положения крылатых ракет.
Станция РТР AN/ALQ-78 позволяет обнаружить подводную лодку, ведущую радиопередачу, на дальности до 600 километров. Точность пеленгования излучений составляет 1–5 метров.
Все эти системы обнаружения уже довольно древние, ведется разработка новых и уже применяются современнейшие мобильные активно-пассивные акустические системы, буксируемые кораблями и ПЛ, способные находить малошумные субмарины.
Вывод: наши морально устаревшие «Варшавянки» могут благодаря пониженному уровню шума пройти незамеченными мимо пассивных акустических систем, но их довольно легко обнаружить даже не самыми новыми активными средствами обнаружения. Они пригодны лишь для ведения боевых действий в прибрежной зоне, не насыщенной средствами ПЛО противника. К примеру, «Варшавянки» могут хорошо себя показать на охране водных акваторий от проникновения многоцелевых АПЛ, прилегающих к нашим ВМБ.
Сталь, которая не магнитит
В Новороссийске для приема новых подводных кораблей создана уникальная причальная база. Как сообщил замначальника управления гидротехнического строительства Спецстроя России Евгений Прохоров, в сооружении пирса применена конструкция эстакадного типа (склейка) на свайном основании. Кроме того, созданы специальные устройства для безопасной швартовки лодки, которой подводные лопасти управления («крылья») не позволяют подходить прямо к причальной стенке.
Вообще, «Варшавянки» начали строить достаточно давно. В 1984 году первую подлодку этого класса направили в десятимесячный океанский поход. За все время этого рейда американцы так и не смогли обнаружить наш корабль, после чего в НАТО за лодками этого класса прочно закрепилось название «Черная дыра».
По словам директора «Адмиралтейских верфей» Александра Бузукова, проект 636 – это модернизированная, улучшенная версия еще той, первой «Варшавянки». Корпус корабля, напоминающий очертаниями кита, позволяет добиться внушительной скорости в подводном положении – почти в 20 узлов. При этом плавные, обтекаемые формы для «Варшавянки» создают из цельных кусков металла. Для соединения швов используется особая автоматическая сварка, причем каждый шов проверяется на прочность рентгеном и ультразвуком.
На лодке созданы и относительно комфортные условия для пребывания экипажа. Имеются кондиционер, душ, усовершенствована система удаления отходов. Кают-компания может достаточно быстро быть переоборудована, скажем, в операционную. Необходимое медицинское оборудование на борту также присутствует. При этом все, даже кондиционер, оборудовано средствами шумопоглощения. Все это – в интересах снижения заметности корабля.
Эту же цель преследует и использование в строительстве специальной стали. Она маломагнитного свойства, то есть значительно сокращает магнитные поля. На корпусе лодки даже магнит не держится! Кроме того, внешнюю оболочку дополняет резиновое покрытие, что также обеспечивает защиту от обнаружения локаторами противника. А например, главный вал лодки вращается не по металлическим подшипникам, а по… деревянным втулкам, изготовленным из особо прочного дерева бакаут.
Особенности
Суккуленты – это растения с сочными листиками и стеблями, они принадлежат к разным семействам:
- Молочайные
- Кактусовые
- Лилейные
- Толстянковые
- Ластовневые
- Аизооновые
- Кутровые
- Агавовые
Их объединяют одинаковые условия роста
Для них предпочтительны засушливые районы, такие как пустыня. Встречаются суккуленты и в придорожной пыли. Они не любят излишнюю влагу и дождливую погоду. Она их губит.
Многим достаточно получать полив 2 раза в течение года. Они делают запас, которого хватает для полноценного развития. Листья растения покрыты налетом. Он выполняет защитную функцию от палящего солнца, оберегая листья от ожогов.
Родиной растения являются пустыни Африки, а также Американский континент. На территории Европы в природе тоже встречаются, например, очиток едкий.
Гранат в домашних условиях: выращивание из косточки и уход, полезные свойства и противопоказания (Фото & Видео) +Отзывы
Подлодка-музей
В 2005 году состоялось поднятие подводной лодки С-189 с грунта Кронштадтского порта, после чего она отправилась в док на реставрацию. Два года потребовалось мастерам для того, чтобы полностью восстановить только ее корпус. Вернув себе благородный внешний вид, субмарина была отбуксирована на место своей нынешней стоянки – на набережную Лейтенанта Шмидта.
Поднятие подводной лодки С-189
Однако, внешний вид был обманчив, а внутренние помещения и отсеки судна по-прежнему представляли собой ржавую ветошь. Еще два с половиной года потребовалось для их восстановления и обустройства музейной экспозиции. В 2010 году, в год своего пятидесятилетия, подлодка С-189 открыла “двери” широкой публике в качестве музея, встав в один ряд с такими достопримечательностями Петербурга, как ледокол “Красин” и легендарный крейсер “Аврора”.
Сегодня посететители музея могут ознакомиться с устройством дизель-электрической торпедной подводной лодки, осмотреть специальное оборудование и боевое оснащение судна. Неизменный интерес вызывают торпедные аппараты с приборами наведения и управления стрельбой, рубки гидроакустиков и радиометристов. Осмотрев каюты с подвесными койками, или примерив на себя специальное снаряжение, можно проникнуться бытом команды подлодки. Длина субмарины – 76 метров, ширина – немногим более 6 метров. 30 суток могла она находиться в автономном плавании, при этом – 200 часов на непрерывном погружении. До настоящего времени ведется восстановление и пополнение боевых единиц музейного арсенала.
Вооружение подлодок проекта 677
В носовом отсеке ДЭПЛ «Лада» находятся шесть торпедных аппаратов калибра 533. С их помощью осуществляется применение следующих средств поражения:
- Торпеды УСЭТ-80К. Дальность – до 18 км, скорость движения – 45 узлов;
- Торпеды (подводные ракеты) «Шквал». Дальность – до 13 км, скорость – 300 км/ч;
- Крылатые ракеты П-800 «Оникс». Предназначены для уничтожения надводных кораблей всех классов. Дальность запуска – до 600 км, скорость – 2М при полете над морем;
- Крылатые ракеты «Калибр».
Макет торпеды ТЭ-2
Первоначально предполагалось вооружить подлодку торпедами ТЭ-2, однако они оказались не готовыми к эксплуатации на момент спуска на воду головного «Санкт Петербурга». Если верить последним сообщениям, возможно использование как противокорабельных «Калибров», так и другого варианта этой ракеты, предназначенного для уничтожения наземных целей на дистанции в полторы тысячи километров и более.
В боекомплект подводной лодки входит до 18 торпед или ракет. Вместо них можно загрузить также 44 морские мины для выполнения скрытных постановок.
В некоторых публикациях утверждалось, что субмарины «Лада» оборудованы специальными вертикальными шахтами для залпового пуска ракет. Такой проект действительно существует. Он был разработан в качестве особой, экспортной, модификации и получил особое название «Амур-950». Одной из его особенностей, наряду с ракетными шахтами, стало сокращение количества торпедных аппаратов до четырёх.
Кроме того, несколько раз сообщалось о том, что подводные лодки проекта 677 предполагается оснастить гиперзвуковыми противокорабельными ракетами «Циркон», однако, по наиболее свежей информации, это перспективное оружие на «Ладе» устанавливаться всё же не будет.
Проект подводной лодки «Амур-950» на базе «Лады». Хорошо видны вертикальные шахты для залпового запуска ракет
АПЛ – достоинства и недостатки
Преимущества подводных кораблей с атомной энергетической установкой очевидны. Им не нужно регулярно всплывать на поверхность для подзарядки аккумуляторных батарей, радиус оперативного применения практически неограничен, как и время нахождения на глубине. Требуется лишь загружать в трюмы продовольствие и закачивать в цистерны питьевую воду (впрочем, есть и опреснительные установки). Внутри отсеков просторно, бытовые условия экипажа вполне комфортные, а боевые возможности таковы, что одной единицы довольно, чтобы устроить десятки Хиросим. Но есть и некоторые проблемные моменты. Заглушить реактор можно только в случае аварии, поэтому лодка постоянно шумит. Практически «лечь на дно» и тихо пересидеть невозможно.
Какой бы ни была безопасной энергоустановка, но охлаждение тепловых контуров требует прокачки забортной воды, которая потом хоть и слабо, но «фонит», и по этому следу корабль можно с помощью чувствительных приборов «вычислить». Кроме того, любая АПЛ (атомная подводная лодка) имеет немалые размеры, а потому есть ограничения по хождению в мелководных зонах Мирового океана.