Принцип работы газотурбинного двигателя для танка
Содержание:
- Амулеты для дома
- Первые модели турбовальных устройств
- О приобретении охолощенных образцов
- Некоторые модификации
- Турбинная установка
- Вооружение
- Турбинная установка
- Применение в боевых условиях
- Броня крепка…
- Источники
- Двигатель танка: газотурбинный или дизельный? Разбираем плюсы и минусы
- Реактивный привод винта
- Комфорт и чистота
- Где можно увидеть
- Технические характеристики
- Примечания
- Звания в ФСБ
- Основные данные танков семейства Т-64
- Конструкция и компоновка
- Особенности питания луня
- Как устроен стандартный турбореактивный (ТРД) двигатель? Отвечает авиатехник
- Видео: образцовая перепелиная домашняя миниферма
Амулеты для дома
Первые модели турбовальных устройств
Первые турбовальные двигатели были созданы еще в 60–70 гг. Необходимо упомянуть, что в то время такое оборудование полностью отвечало всем запросам не только гражданской авиации, но и военной. Такие агрегаты были способны обеспечить паритет, а в некоторых случаях и превосходство над изобретениями конкурентов. Наиболее массовое производство вертолетных двигателей турбовального типа обеспечивалось за счет сборки модели ТВ3-117. Стоит отметить, что этот аппарат имел несколько разных модификаций.
Кроме него, хорошее распространение получила также модель Д-136. До выхода этих двух моделей выпускались Д-25В и ТВ2-117, однако на тот момент они уже не могли оказать конкуренцию новым двигателям, а потому их производство прекратили. Однако справедливо будет сказать, что их было выпущено достаточно много, и они все еще установлены на тех видах воздушного транспорта, которые были выпущены достаточно давно.
О приобретении охолощенных образцов
Некоторые модификации
В 1978 году танк Т-80У с газотурбинным двигателем был несколько модернизирован. Основным нововведением стало появление ракетного комплекса 9К112-1 «Кобра», стрельба из которого производилась ракетами 9М112. Ракета могла поразить бронированную цель на расстоянии до 4 километров, причем вероятность этого была от 0,8 до 1 в зависимости от характеристик местности и скорости движения цели.
Так как ракета полностью повторяет габариты стандартного 125-миллиметрового снаряда, она может располагаться в любом лотке заряжающего механизма. Этот боеприпас «заточен» исключительно против бронетехники, боеголовка только кумулятивная. Как и обычный выстрел, конструктивно ракета состоит из двух частей, совмещение которых происходит при стандартной работе механизма заряжания. Наводится она в полуавтоматическом режиме: наводчик первые секунды должен прочно удерживать рамку захвата на атакуемой цели.
Источник
Турбинная установка
Основным достоинством отечественного газотурбинного двигателя является его топливная всеядность. Может работать на любом типе солярки, низкооктановом бензине, предназначенном для автомобилей. Но! Т-80У, топливо для которого должно лишь обладать сносной текучестью, все же очень чувствителен к «нелицензионному» горючему. Заправка не рекомендованными видами топлива возможна только в условиях боевой обстановки, так как влечет за собой существенное снижение ресурса двигателя и лопаток турбины.
Запуск мотора осуществляется за счет раскрутки компрессоров, за что отвечают два автономных электромотора. Акустическая заметность танка Т-80У значительно ниже его дизельных собратьев как за счет характеристик самой турбины, так и за счет особым образом расположенной системы выхлопа. Кроме того, машина уникальна тем, что при торможении используются как так и сам движок, за счет чего тяжелый танк останавливается практически мгновенно.
Как это осуществляется? Дело в том, что при одиночном нажатии на педаль тормоза лопатки турбины начинают вращаться в противоположном направлении. Процесс этот дает огромную нагрузку на материал лопаток и всей турбины, а потому он контролируется электроникой. Из-за этого при необходимости резкого торможения следует сразу же утапливать педаль газа полностью. При этом в работу сразу включаются гидравлические тормоза.
Благодаря САУР износ лопаток удалось сократить минимум на 10 %, а при грамотной работе педалью тормоза и переключении передач механик-водитель может снизить на 5-7 %. Кстати, а какой для этого танка основной вид топлива? Т-80У в идеальных условиях должен заправляться но подойдет и качественная солярка.
Вооружение
Основным вооружением всех версий танка Т-80 является 125-миллиметровая гладкоствольная пушка. В качестве вспомогательного вооружения выступают спаренный с орудием 7,62-мм пулемёт ПКТ и зенитный 12,7-мм пулемет НСВТ «Утёс».
Пушка
125-мм пушка типа Д-81 (2А46М-1) имела раздельно-гильзовое автоматическое заряжание с возможностью выбора типа снарядов. Пушка стабилизирована в двух плоскостях. Орудие впоследствии было адаптировано под стрельбу противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР). Танковая пушка Т-80 унифицирована с вооружением других типов основных танков СССР (Т-64, Т-72).
Дальность стрельбы
Дальность прямого выстрела танковой пушки составляет 2100 метров. Применение противотанковых ракет «Кобра» и «Рефлекс» увеличивало максимальную дальность стрельбы соответственно до 4 и 5 км, а также повышало вероятность гарантированного поражения противника.
Боекомплект
Боекомплект Т-80 насчитывал 40 снарядов, у поздних модификаций танка он стал составлять 38 или 45 выстрелов, как подкалиберных, так и кумулятивных и осколочно-фугасных. Боекомплекты пулемётов включают в себя 1250-1500 патронов для ПКТ и 300 (иногда 450) патронов для «Утёса».
Турбинная установка
авиационном топливе,
Запуск мотора осуществляется за счет раскрутки компрессоров, за что отвечают два автономных электромотора. Акустическая заметность танка Т-80У значительно ниже его дизельных собратьев как за счет характеристик самой турбины, так и за счет особым образом расположенной системы выхлопа. Кроме того, машина уникальна тем, что при торможении используются как гидравлические тормоза, так и сам движок, за счет чего тяжелый танк останавливается практически мгновенно.
Как это осуществляется? Дело в том, что при одиночном нажатии на педаль тормоза лопатки турбины начинают вращаться в противоположном направлении. Процесс этот дает огромную нагрузку на материал лопаток и всей турбины, а потому он контролируется электроникой. Из-за этого при необходимости резкого торможения следует сразу же утапливать педаль газа полностью. При этом в работу сразу включаются гидравлические тормоза.
Что касается других качеств танка, то он обладает сравнительно малыми топливными «аппетитами». Добиться этого конструкторам удалось далеко не сразу. Чтобы сократить объемы потребляемого горючего, инженерам пришлось создать автоматическую систему управления оборотами турбины (САУР). В нее входят температурные датчики и регуляторы, а также выключатели, физически связанные с системой подачи топлива.
Благодаря САУР износ лопаток удалось сократить минимум на 10 %, а при грамотной работе педалью тормоза и переключении передач механик-водитель может снизить расход топлива на 5-7 %. Кстати, а какой для этого танка основной вид топлива? Т-80У в идеальных условиях должен заправляться авиационным керосином, но подойдет и качественная солярка.
Применение в боевых условиях
Танки Т-80Б, Т-80БВ и Т-80У приняли участие в первой Чеченской войне, где понесли достаточно серьёзные потери, составившие за 1994-1996 гг. 16 машин. Причём практически все эти потери были связаны не с недостатками конструкции танка, а с его недостаточно грамотным тактическим применением и слабой выучкой экипажей. Известны случаи, когда повышенный расход топлива у Т-80 оказывался неожиданностью для танкистов, обездвиживая технику прямо на марше.
Брошенные на штурм Грозного танки встречали грамотно организованное сопротивление со стороны боевиков. Кормовая часть любого танка в городских условиях становится крайне уязвимой для внезапного поражения противотанковыми средствами, а лобовой броне Т-80 зачастую приходилось испытывать сосредоточенный огонь в упор из десятка и более РПГ одновременно.
В дальнейшем, вместо массированного применения бронетехники, широко использовались небольшие бронегруппы в составе танков Т-80 или Т-72 и двух-трёх БМП. В населённые пункты такие бронегруппы уже не входили, разрушая оборону противников с безопасного расстояния. Кроме того, танки привлекались к сопровождению автоколонн, направляя головным танк с навешенным минным тралом.
Россия после первой Чеченской войны не стала проводить серьёзную модернизацию Т-80 и не использовала эти танки ни во второй чеченской кампании, ни в ходе непродолжительного конфликта с Грузией в 2008 году. Украина не применяла Т-80 при активных боестолкновениях в зоне конфликта вокруг Донбасса, но затем широко демонстрировала эти танки в районе проведённого разграничения воюющих сторон.
Танки Т-80 в современном Йемене
В настоящее время местом достаточно активного применения Т-80 является Йемен. В эту страну танки в количестве 66 единиц были поставлены Беларусью в 2011-2012 годах. Белорусские танки Т-80БВ к тому времени были модернизированы и оснащены динамической защитой. В ходе обострения внутреннего конфликта в этой стране Т-80 попали в руки обеих противоборствующих сторон, значительная часть их к настоящему времени потеряна.
Автор статьи:
Роев Олег
Броня крепка…
Основные этапы совершенствования характеристик танка Т-80 и создания его новых модификаций проходили в сложный для страны, армии, оборонно-промышленного комплекса период. Развал СССР привел к нарушениям экономических и производственных связей.
Взять хотя бы тесно взаимосвязанную работу харьковских и ленинградских танкостроителей. А развал Вооруженных сил и не лучшее использование бронетехники в конфликтах на постсоветском пространстве. А отсутствие финансирования различных КБ и НИИ. Можно долго продолжать…Но, честь и хвала тем, кто смог сохранить основной боевой танк и даже усовершенствовать его.
9 мая 2015 года на параде Победы был представлен новый танк Т-14 «Армата». Но это уже другая история.
Источники
- Прийма, Н. Ф., Попов, В. В., Комолкин, И. А., & Афанасьев, А. П. (2013). Аневризма аорты у пациента с синдромом Марфана. Педиатр, 4 (1), 100-108.
- Loeys BL, Dietz HC, Braverman AC, Callewaert BL, De Backer J, Devereux RB, Hilhorst-Hofstee Y, Jondeau G, Faivre L, Milewicz DM, Pyeritz RE, Sponseller PD, Wordsworth P, De Paepe AM. The revised Ghent nosology for the Marfan syndrome. J Med Genet. 2010 Jul;47(7):476-85. doi: 10.1136/jmg.2009.072785. PMID: 20591885.
Двигатель танка: газотурбинный или дизельный? Разбираем плюсы и минусы
На танках (в основном на всех, за некоторым исключением) с самого начала их конструирования применялись дизельные двигатели . Термин газотурбинный двигатель , применимый к танкостроению, российская публика впервые услышала от танка Т-80 . В чем же преимущества газотурбинного и дизельного двигателя? Давайте разбираться.
К слову, во всем мире лишь две страны на сегодняшний день имеют на вооружении танки с ГТД (газотурбинный двигатель) — это Россия (Т-80) и США (Основной танк М1 Абрамс) .
Остальные «знаменитости» (Леклерк, Челленджер-2, Меркава-4, Леопард — 2, Т-90, Т-14 «Армата») остались верны, проверенному годами, дизельному двигателю.
Давайте же рассмотрим преимущества каждого из двух двигателей друг над другом:
Подведем итоги:
ГТД по динамическим показателям превосходит дизельный двигатель; кроме того он удобен в обращении. Однако надежность его сильно уступает надежности двигателя дизельного и обслуживание, как правило, требует вмешательства специалистов. К минусам ГТД также можно отнести капризность в запыленных местах ведения боевых действий, так как его фильтры быстро забиваются и мощность двигателя падает, уменьшая его ресурс.
Дизельный двигатель , как и во все времена, славится своей надежностью, простотой в обслуживании (которое можно совершить даже в полевых условиях), неприхотливостью в топливе, дешевизной. Да, по динамическим показателям он уступает ГТД, но его вполне хватает для выполнения боевых задач. К тому же на последних модификациях современных танков можно проследить увеличение мощности дизельных двигателей вследствие увеличения объема камеры сгорания и введения новейших систем турбонаддува.
Источник
Реактивный привод винта
В вертолетах также используется реактивный привод винта. В таком случае окружное усилие будет прикладываться непосредственно к самим лопастям винта, не применяя при этом тяжелой и сложной механической трансмиссии, которая бы заставляла вращаться весь винт целиком. Чтобы создать такое окружное усилие, используются либо автономные реактивные двигатели, которые располагаются на лопастях несущего винта, либо прибегают к истечению газа (сжатому воздуху). В данном случае выходить газ будет через специальные сопловые отверстия, которые располагаются на конце каждой лопасти.
Что касается экономичной работы реактивного привода, то здесь она будет уступать механическому. Если выбирать наиболее экономичный вариант только среди реактивных устройств, то лучшим является турбореактивный двигатель, который располагается на лопастях винта. Однако конструктивно создать такое приспособление оказалось слишком трудно, именно поэтому широкого практического применения такие приборы не получили. Из-за этого заводы вертолетных двигателей не стали заниматься его массовым производством.
Комфорт и чистота
«Когда Т-80 движется на тебя, на расстоянии до 30 м машины совсем не слышно, — рассказывает Сергей Суворов. — Первое, что доносится до слуха, — это лязг зубьев ведущих колес. Танк не дымит, выпуская практически чистый горячий воздух. Я служил на Т-80 и думаю, что в плане комфорта среди отечественных танков ему не было равных до появления Т-90АМ. Сказки о комфорте в танках западного производства так и остались сказками. Уровень эргономики во всех «абрамсах», «леопардах», «меркавах» и прочих «челленджерах» примерно на уровне Т-55 или Т-62. В «восьмидесятках» при -35°С механик-водитель раздевался да нательного белья, я сидел в башне на командирском месте в хромовых сапогах. Никаких рукавиц — тонкие кожаные перчатки. На других машинах в холод без нескольких слоев одежды, меховых варежек, шерстяной маски на лицо и валенок в башне не поездишь».
Т-80У — наиболее совершенная на сегодня машина из всего семейства Т-80. В этой модификации, появившейся в 1985 году, был применен новый комплекс вооружения. Несколько лет спустя тот же комплекс поставили на танк Т-72Б, после этого и ряда доработок танк получил наименование Т-90. Он располагает более мощным двигателем ГТД-1250 (1250 л.с. против 1100 л.с. у предшествующих модификаций).
В прошлом году появились сообщения о планах модернизации имеющегося в стране парка танков Т-80БВ, включающего несколько тысяч машин, и хотя официально параметры программы не объявлены, можно предположить, что итогом станет боевая машина, не уступающая по боевым свойствам Т-80У (а по некоторым показателям превосходящая его). Вероятно, будет произведена замена двигателя на ГТД-1250, танк оборудуют системой управления огнем 1А45 «Иртыш» с лазерным прицелом-дальномером, цифровым баллистическим вычислителем, комбинированным ночным прицелом и комплексом управляемого ракетного вооружения, способного стрелять ракетами типа «Инвар-М». Также машина получит современную динамическую защиту.
Где можно увидеть
Объект 219А в музее Кубинка
Т-80Б в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга
Т-80 в Хабаровске
Т-80БВ в Музее отечественной военной истории в Падиково (слева танк Т-90)
- п. Архангельское, Московская область — Т-80Б, Музей техники Вадима Задорожного;
- г. Брянск — Т-80Б, Мемориальный комплекс «Партизанская поляна»;
- г. Бугуруслан — Т-80, установлен на аллеи военной техники у берега реки Большой Кинель;
- г. Верхняя Пышма — Т-80УД, Музей военной техники «Боевая слава Урала»;
- г. Видное, Московская область — Т-80Б, установлен перед обелиском-памятником погибшим в Великой отечественной войне;
- г. Вологда, Вологодская область — Т-80БВ, установлен в Парке Победы;
- г. Екатеринбург, — Т-80БВ, у Штаба Центрального военного округа со стороны ул. Бажова;
- г. Зеленодольск, Республика Татарстан — Т-80БВ,;
- г. Казань — Т-80, один из первых образцов, территория бывшего военного танкового училища, так как училище единственное в бывшем СССР готовило командные кадры на данную машину (?);
- г. Казань — Т-80Б, Мемориальный парк Победы в Казани;
- п. Каменка, Выборгский район Ленинградской области — на постаменте, у шоссе А-125;
- г. Кострома — Т-80Б и Т-80УД в парке Победы;
- г. Кубинка — Т-80, Т-80БВ и Т-80У, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке;
- г. Кубинка — Т-80, парк Патриот;
- г. Лысково, Нижегородская область, Т-80Б установлен в Парке Победы;
- г. Ливны, Орловская область, Т-80Б установлен на пересечении улиц Октябрьская и Гайдара;
- г. Москва — Т-80У, на постаменте на военной кафедре Московского института стали и сплавов (?);
- г. Москва — Т-80УД, Московское суворовское военное училище (?);
- г. Москва — Т-80У, на территории Российского государственного социального университета;
- г. Москва — Т-80, на открытой площадке, Центральный музей вооруженных сил;
- г. Одинцово — Т-80Б, на площадке у Одинцовского историко-краеведческого Музея;
- д. Падиково, (Истринский район Московской области) — Т-80БВ, в танковом корпусе Музея отечественной военной истории;
- г. Раменское, (Московская область) — Т-80У, Городской парк культуры и отдыха;
- г. Санкт-Петербург — Т-80Б Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи;
- г. Санкт-Петербург — Т-80БВ, у НПО Специальных материалов, Нефтяная дорога;
- г. Санкт-Петербург — Т-80Б, на территории 61-го БТРЗ в Стрельне;
- г. Саратов — Т-80БВ (или ранний Т-80УД), „Саратовский государственный музей боевой славы“ в Парке Победы на Соколовой горе;
- г. Сертолово (Ленинградская область) — один из первых серийных Т-80 (объект 219 сп 2 1976 года), перед военной частью на постаменте, перенесен на пересечение Березовой и Заречной улиц;
- г. Тольятти — ранний Т-80УД, Парковый комплекс истории техники имени К. Г. Сахарова
- г. Хабаровск — Т-80БВ, Военно-исторический музей Восточного (Дальневосточного) военного округа;
- г. Цивильск, Республика Чувашия Т-80Б установлен рядом с домом культуры;
- г. Челябинск — предсерийный Т-80 (1974 года), Парк Сад Победы;
- г. Череповец — Т-80БВ, Парк Победы
- д. Шолохово (Московская область) — Т-80Б, Музейный комплекс истории танка Т-34;
- г. Южно-Сахалинск — Коммунистический проспект 27 (?)
- Белоруссия Белоруссия:
- г. Гомель — Т-80Б, Гомельский областной музей военной славы;
- г. Гродно — Т-80Б. Курган Славы.
- д. Лошаны — Т-80Б, историко-культурный комплекс «Линия Сталина».
- г. Костюковичи — Т-80Б. Краеведческий музей.
- г. Минск — Т-80Б. музей ВА РБ.
- Казахстан Казахстан:
- г. Караганда — военное училище (?);
- Украина Украина:
- г. Киев — Т-80Б Национальная Академия обороны Украины;
- г. Киев — ранний Т-80УД, Музей Великой Отечественной войны;
- г. Первомайск — Т-80, Музей РВСН в стороне от основной экспозиции;
- г. Харьков — Т-80БВ, на территории Гвардейского имени Верховной Рады Украины факультета военной подготовки НТУ «ХПИ». Ул. Полтавский Шлях, 192.
Технические характеристики
В числе основных технических характеристик танка Т-80 указывается один из самых значимых его параметров: максимальная скорость движения по шоссе, достигающая 70 км/ч. Скорость передвижения по сухой грунтовой дороге составляет от 40 до 45 км/ч, скорость заднего хода — до 11 км/ч.
Танки Т-80 всех модификаций способны преодолевать броды глубиной до 1,2 метра с ходу. С некоторой подготовкой этот показатель может быть повышен до 1,8 метра, а с установкой и применением возимого устройства для подачи воздуха глубина преодолеваемых водных преград достигает 5 метров, а их протяжённость — до 1 километра.
Габариты и вес
Параметры | Характеристики для основных модификаций | |||
Т-80 | Т-80Б | Т-80У | Т-80УД | |
Боевая масса | 42 т | 42,5 т | 46 т | 46 т |
Длина с пушкой вперёд | 9656 мм | 9651 мм | 9556 мм | 9664 мм |
Длина корпуса | 6780 мм | 6982 мм | 7012 мм | 7020 мм |
Ширина | 3525 | 3582 мм | 3603 мм | 3755 мм |
Высота по крышу башни | 2300 мм | 2219 мм | 2215 мм | 2215 мм |
Клиренс | 451 мм | 451 мм | 451 мм | 529 мм |
Тип бронирования
В танке Т-80 сочетались различные типы бронирования. Корпус машины — сварной, его основная лобовая деталь имеет угол наклона 68 градусов, башня — литая. Лобовые части корпуса и башни снабжены многослойным комбинированным бронированием, сочетающим сталь и керамику. Остальные части корпуса выполнены из монолитной стальной брони, исполненной с большими переходами по толщине и углам наклона.
Начиная с танка Т-80У, устанавливается встроенная динамическая защита лобовой части корпуса и передней полусферы башни. На Т-80У(М) кроме динамического бронирования по типу Т-80У на бортах башни устанавливается по три дополнительных блока. На танках Т-80У-М1 изменен комплекс встроенной динамической защиты башни.
Силовая установка и трансмиссия
Характеристики газотурбинной двигательной установки в ходе последующих модернизаций повышались по мощности от исходных 1000 л.с. сперва до 1100 л.с., а в версиях БВ — до 1250 л.с.
Моторно-трансмиссионный блок в кормовой части корпуса танка расположен продольно, что потребовало некоторого увеличения длины машины по сравнению с Т-64. Двигатель выполнен в едином агрегате со встроенным понижающим коническо-цилиндрическим редуктором, что увеличило его общий вес до 1050 кг. Но подобная конструкция позволила кинематически связать с силовой установкой две бортовые планетарные коробки передач. Три планетарных ряда и пять фрикционных устройств управления в каждой бортовой коробке обеспечивают четыре передачи вперёд и одну назад. Кроме того, схема моноблока позволила сократить время замены двигателя в среднем до 5 часов (у Т-72 подобный показатель составлял 24 часа).
Запас и расход топлива
Общий запас топлива в забронированном объеме Т-80 составляет 1110 литров. Наружные баки позволяют вместить ещё 700 литров, а также дополнительно могут быть установлены бочки с 400 литрами топлива. Расчётный расход топлива на 100 км мог заметно различаться от избранного темпа движения и составлял: от 450 до 790 литров для сухой грунтовой дороге и 430-500 литров для шоссе.
Тип подвески
Подвеска танка — индивидуальная торсионная, с несоосным расположением торсионных валов и гидравлическими телескопическими амортизаторами на первом, втором и шестом катках. Опорные катки имеют резиновые бандажи и диски из алюминиевого сплава. Гусеницы — с резиновыми беговыми дорожками и резинометаллическими шарнирами.
Прицельное оборудование танка Т-80БВ
Примечания
- ↑
- ↑
- ↑
- ↑
- ↑
- ↑
Звания в ФСБ
Основные данные танков семейства Т-64
Тип танка |
«Объект 430» |
Т-64А |
Боевая масса, т |
35.48 |
38 |
Экипаж, чел. |
4 |
3 |
Длима, мм |
8785″ |
9225:’ |
Ширина, мм |
3120 |
3415 |
Высога, мм |
2160 |
2170 |
Клиренс, мм |
435 |
450 |
Колея, мм |
2570 |
|
Бронирование: мм |
противоснарядное комбинированное |
прот ивоснарядное комбинированное |
Вооружение |
нарезная 100-мм пушка Д-54ТС, 50 выстрелов; |
нарезная 125-мм пушка Д-81. 50 выстрелов; |
7,62-мм пулемёт СГМТ, 3000 патронов; |
7,62-мм пулемёт СГМТ. 3000 патронов; |
|
14,5-мм пулемёт КПВТ, 300 патронов |
14,5-мм пулемёт КПВТ. 300 патронов |
|
Двигатель |
дизель 5ТД |
дизель 5ТДФ |
Мощность, л.с. |
580 |
700 |
Максимальная скорость, км/ч |
55 |
65 |
Запас хода, км |
450 600 |
500 |
Преодолеваемые препятствия, м: |
||
высота стенки |
— |
0,8 |
ширина рва |
— |
2.85 |
— глубина брода |
— |
1.4″ |
— угол подъёма, град |
30 |
Примечание: 1 — с пушкой вперёд, длина корпуса — 6540 мм; 2- с пушкой вперёд, длина корпуса — 6048 мм: 3-е ОПВТ -5м
В. БОРЗЕНКО
«Моделист-конструктор» № 5’2012
Конструкция и компоновка
Ещё на испытаниях Объекта 219 стало ясно, что взятый за основу Т-64 придётся серьёзно перерабатывать. Ходовая не слишком подходила для танка с возросшей массой, установка ГТД требовала изменить моторно-трансмиссионное отделение(МТО).
В итоге на Т-80 появилась оригинальная ходовая часть, а длина была увеличена из-за продольного расположения мотоблока массой 1050 кг, который включал в себя турбину, радиаторы, фильтры и т.д., также появилась новая башня.
При этом осталось много сходства с компоновкой Т-64, его боевым отделением и механизмом заряжания.
Экипаж по-прежнему остался в составе 3 человек — командира, наводчика и механика-водителя.
Особенности питания луня
Как устроен стандартный турбореактивный (ТРД) двигатель? Отвечает авиатехник
Стандартная схема турбореактивного двигателя выглядит следующим образом: входное устройство, компрессор, камера сгорания, газовая турбина и конечно же — выходное устройство.
Входное устройство ТРД служит для подвода воздуха к компрессору двигателя. За счет наличия входного устройства, происходит повышение давления воздуха перед компрессором.
Далее происходит повышение давления воздуха в самом компрессоре. На ТРД применяются центробежные и осевые компрессоры.
Для осевого компрессора характерны следующие процессы: при вращении ротора осевого компрессора, его рабочие лопатки воздействуют на поток воздуха, закручивая его, после чего поток двигается вдоль оси в сторону выхода из компрессора.
При работе центробежного компрессора, его рабочее колесо вращается, поток воздуха в этот момент попадает на его лопатки. Под действием центробежных сил воздух движется к периферии.
Осевые компрессоры нашли широкое применение в современной авиации.
Осевой компрессор состоит из ротора (часть, которая вращается) и статора (неподвижная часть компрессора). Ротор состоит из нескольких рядов рабочих лопаток, расположенных по окружности. Чередуются вдоль оси вращения.
Существуют три типа роторов: барабанные, дисковые и барабаннодисковые.
Статор компрессора состоит из кольцевого набора профилированных лопаток. Крепятся к корпусу. Таким образом у компрессора образуются ступени, которые состоят из неподвижных лопаток (спрямляющий аппарат) и ряда рабочих лопаток.
В современной авиации используются многоступенчатые компрессоры, которые способствуют увеличению процесса сжатия воздуха.
Ступени компрессора устанавливаются таким образом, чтобы воздух на выходе из одной ступени плавно обтекал лопатки следующей ступени. Направление воздуха зависит от расположения спрямляющего аппарата. Также, перед компрессором устанавливается направляющий аппарат, который, в свою очередь, аналогично СА отвечает за направление потока воздуха в компрессор. Далеко не на всех ТРД имеется в наличии направляющий аппарат.
Одним из главных элементов ТРД является камера сгорания. Она расположена за компрессором. Существует несколько типов КС: трубчатые, кольцевые и трубчато-кольцевые.
Трубчатая КС состоит из жаровой трубы и наружного кожуха, соединенных между собой. В передней части камеры сгорания устанавливаются топливные форсунки и завихритель, который служит для стабилизации пламени.
В жаровой трубе имеются отверстия для подвода воздуха, которые уменьшают перегрев.
Воспламенение ТВС происходит за счет специальных запальных устройств. Жаровые трубы между собой соединяются с помощью патрубков, которые обеспечивают поджигание смеси сразу во всех камерах.
Кольцевая КС выполняется в форме кольцевой полости, которая образуется наружным и внутренним кожухами камеры. В передней части кольцевого канала располагается жаровая труба, в носовой части — завихрители и форсунки.
Трубчато-кольцевая КС состоит из внутреннего и наружнего кожухов, которые образуют кольцевое пространство, внутри которого имеются индивидуальные жаровые трубы.
Для осуществления привода компрессора турбореактивного двигателя служит газовая турбина (осевая на современных двигателях). Могут быть одноступенчатыми и многоступенчатыми (до 6 ступеней). Турбина состоит из нескольких рабочих колес с рабочими лопатками (диски), а также основным узлом турбины является сопловой (направляющий) аппарат.
Рабочие колеса турбины крепятся к валу, образуя ротор. Перед рабочими лопатками каждого диска устанавливаются неподвижные сопловые аппараты. Также как и с компрессором, в совокупности эти элементы образуют ступени турбины.
Выпускное устройство состоит из выпускной трубы внутреннего конуса, стойки и реактивного сопла. Существуют сопла с регулируемым и нерегулируемым выходным сечением.
Про работу ТРД я расскажу в одной из следующих статей!
Источник