Бензовоз на шасси газ-3309

Биография

Устройство

Автомобиль получил рамную конструкцию с дополнительным усилением. Грузовик комплектовался колесами с шинами 8.25 R20, защищенными от толчков при большой нагрузке на раму 4 продольными рессорами, формой напоминающими полуэллипс. В передней части автомобиля располагались гидравлические телескопические амортизаторы двустороннего действия, в задней части – дополнительные продольные рессоры. Все исполнения получили исключительно привод на заднюю ось и зависимую переднюю и заднюю подвески.

Грузовик оборудовали 2-контурной тормозной системой с гидравлическим приводом с вакуумным ресивером для каждого контура. В ее состав опять же вошли гидравлический привод, барабанные тормозные механизмы и гидровакуумный усилитель. Уже в базовой вариации модель оснащалась антиблокировочной системой ABS, улучшающей эффективность торможения. При отказе одного контура другой служил в качестве запасного.

Линейка трансмиссий ГАЗ 3309 состояла всего из одной модели. За 20 лет существования она заметных изменений не претерпела. Автомобиль получил 5-ступенчатую механическую коробку передач. Причем на рычаге КП схемы переключения скоростей не было, ее изобразили в центре передней панели (немалая наклейка). Для данной модели использовали однодисковое постоянно замкнутое сцепление сухого трения с диафрагменной пружиной.

ГАЗ 3309 оборудовали раздельным гидроусилителем, обеспечивающим максимальный комфорт вождения. При создании механизма рулевого управления применяли схему «винт – шариковая гайка», состоящую из следующих элементов: рулевой колонки, поперечной и продольной рулевой тяги, винта с шариковой гайкой и карданных валов.

Электрооснащение грузовика состояло из однопроводной системы с минусом на корпусе автомобиля. В него входили аккумуляторная батарея, замок зажигания, устройство для выработки энергии, стеклоочиститель, стартер и фары.

ГАЗ 3309 сохранил классическую кабину оператора, характерную для автомобилей Горьковского автозавода. Изменения в ее конструкции были незначительными. Грузовик получил продолговатый капот, фирменный стальной бампер и круглые фары. Недостатки предшественников были свойственны и данной технике. Главной проблемой считалось плохое лакокрасочное покрытие (особенно в области крыльев). Это приводило к быстрой коррозии элементов и их последующей замене или доработке. Салон ГАЗ 3309 получился совершенно стандартным с множеством пластиковых элементов. Спидометр, бардачок и тахометр сохранились от прошлой модели. Особенностью модели была тканевая обивка дверей. опять же улучшились показатели шумо- и виброизоляции, что создало более комфортные условия передвижения. Массивный бампер выдерживал большое усилие и выделялся повышенной прочностью. кабина оператора получила удобные кресла с мягкой обивкой, значительной спинкой, имитацией боковой поддержки и 3-точечными ремнями безопасности. В ней свободно размещались 2 человека. У водительского кресла опять же была горизонтальная и вертикальная регулировка. На передней панели появились круглые приборы и большие элементы управления. В целом, салон оказался выполнен в предельно простом стиле.

У автомобиля ГАЗ 3309 было немало слабых мест:

  • наибольшие трудности вызывает рама. Автомобиль рассчитан на эксплуатацию в границах города, потому повышенные нагрузки на ней сказываются губительно;
  • задний мост опять же сильно подвержен износу;
  • отсутствие амортизаторов создает серьезный дискомфорт при движении;
  • устарелая конструкция;
  • большие габариты;
  • значительный расход топлива.

Вопрос и ответ

ГАЗ-3309: варианты и модификации

Первоначально это был 4-х цилиндровый турбированный дизельный двигатель ГАЗ-5441.10 собственной разработки, мощностью в 122 л.с. и рабочим объёмом в 4,75 л.  Впрочем, опыт его производства, продолжавшегося три года, в 1995-1997 гг. был признан в целом неудачным. Поэтому ГАЗ-5441.10 сменил на 3309-й модели ГАЗовских грузовиков мотор минский – Д-245.7, также 4-х цилиндровый, с турбонаддувом, объёмом в 4,75 л., но мощностью в 117 л.с.

В настоящее время (а именно: с 2013 года) автомобили ГАЗ-3309 комплектуются дизельными двигателями Ярославского моторного завода – ЯМЗ-53442-10 (рабочий объем – 4,43 л, номинальная мощность – 134,5 л.с.) – современными, соответствующими передовым экологическим стандартам Евро-4. Заводской индекс таких автомашин – ГАЗ-33098.

Ограниченные партии грузовиков (с индексом ГАЗ-33096)  выходили также с китайскими дизелями Камминз – Cummins ISF 3.8L (рабочий объём – 3,76 л, а номинальная мощность – 152,3 л.с.). Некоторая (вовсе несущественная) часть машин была укомплектована 6-ти цилиндровыми дизельными двигателями  ГАЗ-562.10. Они представляли собой лицензионную копию австрийских моторов Steyr M-16.

Что же касается модификаций семейства дизельных грузовиков «ГАЗ-3309», то их полный список таков:

  • ГАЗ-33090 – базовое шасси с турбодизелем ММЗ Д-245.7 (Евро-2);
  • ГАЗ-33091 – удлинённая на 1,4 метра вариация с тем же мотором;
  • ГАЗ-33092 – версия с двойной кабиной, позволяющей «взять на борт» одновременно семь человек. Модель также комплектовалась турбодизелем ММЗ Д-245.7 (Евро-2) и используется для установки на шасси разнообразных специальных надстроек, в том числе: пожарных машин, передвижных ремонтных мастерских и тому подобного;
  • ГАЗ-33094 – удлинённый вариант, который был использован в качестве базы для автобуса КАвЗ-397650;
  • ГАЗ-33096 – бортовое шасси с импортным мотором Cummins-ISF 3.8L;
  • ГАЗ-33098 – бортовое шасси с новым турбодизелем ЯМЗ-53442-10.
  • ГАЗ-САЗ-35071 – самосвал с трёхсторонней разгрузкой на шасси ГАЗ-3309, с грузоподъёмностью 4,13 т и объёмом кузова в 5 кубометров (в 10 кубометров – с надставными бортами).
  • ГАЗ-САЗ-35072-10 – самосвал с трёхсторонней разгрузкой на шасси ГАЗ-3309, с с грузоподъёмностью 4,13 т и несколько меньшим объёмом кузова – 4,5 метров кубических.
  • ГАЗ-3309 «Добрыня» – удлинённая до 7,9 метров версия, с кабиной, которая была оснащена спальным местом, пластиковым аэродинамическим оперением и спойлерами.

ГАЗ-3309 «Добрыня»

Вообще, в 2000-х годах ГАЗ-3309 стал весьма активно использоваться многими компаниями и организациями в качестве базы для создания разнообразных версий с удлинённой рамой.

Такие длинные фургоны, автомобили-эвакуаторы, краны-манипуляторы, грузовые платформы широкого назначения обладают той же грузоподъёмностью – четыре тонны, но вот возможности перевозки объёмных, нестандартных или длинномерных грузов у них значительно возрастают.

Совсем не лишним является также и спальное место в кабине (если автомобиль используется для междугородних грузоперевозок).

Среднетоннажные грузовые машины ГАЗ-3309 широко и успешно применяются для перевозки самых разнообразных грузов по дорогам всех технических категорий и видов покрытий (в том числе и по грунтовым),  и имеют очень хорошее соотношение «цена / качество».

На основе базового шасси уже сам производитель предлагает внушительный ассортимент спецтранспорта – самосвалов, автофургонов обычных и изотермических, автоцистерн, манипуляторов, топливозаправщиков, мусоровозов и т.д. В базовом же варианте использована грузовая платформа с металлическими бортами. Задний и оба боковые – откидные, с дерево-металлическим основанием.

Видео

Выпуск ГАЗ-3309 продолжался сравнительно недолго. В 1997-ом году из-за существенного падения спроса на модель ее производство было остановлено. Спустя два года грузовик «реанимировали», оснастив его новым мотором. С 2008-го года модель оборудуется агрегатом, соответствующим нормам «Евро-3».

В плане эксплуатации грузовик считается одним из наиболее экономичных. При этом показатели производительности и выносливости модели также порадуют владельца. ГАЗ-3309 имеет отличные технические параметры, мощный и надежный агрегат и идеально подходит для отечественных дорог.

Присутствуют у автомобиля и слабые места. Наиболее проблемной является рама. Особого внимания требует и задний мост, являющийся важнейшим узлом модели. Дополнительный дискомфорт при движении возникает из-за отсутствия амортизаторов на задней оси. Хорошая проходимость не свойственна данной модели, а сам автомобиль рассчитан на работу в черте города или в районах с дорогами с твердым покрытием.

Благодаря большому количеству модификаций, созданных на базе ГАЗ-3309, ее популярность остается на высоком уровне и сейчас.

На рынке присутствуют:

  •  ГАЗ-33090 – стандартный бортовой грузовик (шасси) с турбодизелем модели «ММЗ Д-245.7Е2»;
  •  ГАЗ-33091 – версия с удлиненным шасси и турбодизелем «ММЗ Д-245.7Е2»;
  •  ГАЗ-33092 – модификация с дубль-кабиной, рассчитанной на 7 человек. Оснащается турбодизелем «ММЗ Д-245.7Е2» и предназначается для спецнадстроек и пожарных составов;
  •  ГАЗ-33094 – удлиненная модификация, созданная для монтажа автобуса «КАвЗ-397650»;
  •  ГАЗ-33098 – бортовой грузовик (шасси) со 134,5-сильным турбодизелем «ЯМЗ-5344», соответствующим нормам «Евро-4»;
  •  ГАЗ-33096 – бортовой грузовик с дизельным агрегатом Cummins ISF 3.8L, выпускаемый под заказ;
  •  САЗ-35071 – самосвал грузоподъемностью 3930 кг, построенный на базе шасси ГАЗ-3309 и имеющий 3-стороннюю разгрузку;
  •  САЗ-35072-10 – самосвал с грузоподъемностью 4100 кг, объемом кузова 4,5 кубометра и 3-сторонней разгрузкой;
  •  «Добрыня» – удлиненный вариант ГАЗ-3309 с колесной базой 4570 мм и длиной 7900 мм. Дополнительно оснащен спойлером, спальным отсеком и пластиковым оперением.

Подъемное устройство

Подъем и опрокидывание грузовой платформы грузовика ГАЗ-САЗ-3507 осуществляет телескопический гидравлический цилиндр марки 3507-01-8603010-01. Данный элемент работает только в одном направлении и имеет три выдвижных звена-плунжера. Эти звенья обладают суммарным ходом в 695 миллиметров, чего вполне достаточно для полной разгрузки платформы.

Помимо полного подъема и опускания платформа также может зависнуть в определенном положении, выбранном самим водителем. Сверху и снизу гидравлический цилиндр оснащен шаровыми опорами, соединяющими с центром основания грузовой платформы и надрамной конструкцией.

В какую сторону будет производиться разгрузка, решает сам водитель. Для этого съемные штыри у основания кузова, присутствующие в шарнирах, освобождаются в зависимости от направления. Например, для левосторонней разгрузки водителю потребуется выполнить освобождение двух правых шарниров, для правосторонней двух левых, ну а для задней двух передних.

Функционирование гидравлического подъемного цилиндра обеспечивает коробка отбора мощности, управляемая посредством специального рычага, расположена в кабине. Сам же данный узел является односкоростным, механическим, работающим совместно с гидронасосом и краном управления.

Рычаг коробки отбора мощности обладает двумя фиксирующимися положениями, а именно это «подъём» и «нейтральное».

Для работы гидравлической системы грузового автомобиля ГАЗ-САЗ-3507 необходимо 16 литров жидкости. Корпус коробки отбора мощности оснащен масляным насосом марки НШ-32У-3. Резервуар для хранения масла гидросистемы расположен за кабиной, между рамной конструкцией и грузовой платформой. При его изготовлении используются тонкие штампованные стальные листы.

О двигателях ГАЗ 3307

Подобный автомобиль комплектовался несколькими разновидностями силовых агрегатов, что позволяло подобрать подходящий вариант каждому автолюбителю. Среди них, представлены инжекторные, карбюраторные, а также дизельные агрегаты. При этом перечень используемых при сборке авто двигателей менялся, в зависимости от года выпуска.

Карбюраторные двигатели

Самым популярным мотором, который устанавливался на эту модель грузовика, представляется v-образный ЗМЗ-5231.10. Он оснащен 8 цилиндрами и жидкостным охлаждением, что позволяет избежать перегрева даже при интенсивной нагрузке. Согласно экологической классификации, он относится к категории Евро-3.

Для него характерны следующие показатели:

  • вес 2,75т;
  • объем 4,67л;
  • используемое топливо — А-76/АИ-80.

Одной из особенностей данного двигателя, является возможность модернизации системы зажигания, что позволяет использовать для эксплуатации авто более распространенный бензин АИ-92.

Инжекторные двигатели

Силовые агрегаты данной категории начали использоваться в конструкции авто лишь с 2020 года, когда на ГАЗ 3307 впервые были установлены моторы с идентификационным номером ЗМЗ-524400. Они также относятся к V-образному типу, а их рабочий объем полностью идентичен карбюраторной версии. Вес агрегата возрос до 3,275т, для работы использует АИ-92/95.

Дизельные двигатели

Рассматривая силовые агрегаты, устанавливаемые на подобные грузовики, целесообразно отметить, что дизельные разновидности представляются наиболее многочисленными. Их насчитывается 3, при этом каждый мотор имеет свои особенности, заслуживающие упоминания.

Первым вариантом представляется 4-цилиндровый турбированный дизельный двигатель на ГАЗ 3307 ММЗ Д-245.7Е4, который снабжался жидкостной системой охлаждения. Он имеет объем 4,75 л, а его мощность составляет порядка 125 л.с. его вес составляет 430кг.

Второй вариант дизельного двигателя — ЯМЗ-5344, который также использует 4 цилиндра, однако обладает большей мощностью в 134л.с., а также весом 460кг. Подобный агрегат начал использоваться в 2013 году, отличается объемом 4,4л.

Самой современной модификацией дизельных агрегатов, устанавливаемых на ГАЗ 3307, представляется ЯМЗ-53443. Он используется с 2020 года и отличается повышенной мощностью до 146 л.с. При этом его объем абсолютно идентичен предыдущему варианту, а масса составляет 480кг.

Для того, чтобы облегчить запуск двигателей, 2 последних варианта могут быть оснащены предпусковыми агрегатами, что особенно актуально в зимний период.

Технические характеристики

Силовой агрегат

«Газон» 3309 шел вместе с несколькими вариациями силовых установок. Самым распространенным был ММЗ Д-245.7Е4. Он представлял четырехцилиндровый четырехтактный рядный двигатель, функционирующий на дизельном топливе, который имел жидкостное охлаждение, непосредственный впрыск горючего, охладитель надувочного воздуха и турбонаддув.

Такой силовой агрегат мог соответствовать европейским экологическим нормам Euro-4. Его объем составлял 4.75 литра, что позволяло ему выдавать 125.4 лошадиные силы. Весил данный двигатель порядка 430 килограмм. На 100 километров двигатель потребляет около 14.5 литров при скоростном режиме 60 км/ч.

Немного позже на автомобили грузового типа стали устанавливать ЯМЗ-5344, который производили на моторном предприятии в городе Ярославль. В конструкционном решении он был почти схож с 4.75-литровым мотором, упомянутым выше, но рознился собственными техническими параметрами.

ЯМЗ-5344 являлся 4.43-литровым 134.5-сильным двигателем, степень сжатия какого составляла солидные 17.5. В качестве отдельной опции можно было установить предпусковой подогреватель. Ярославский силовой агрегат потребляет при скоростном режиме 60 км/ч около 15.5 литров на 100 километров.

Двигатель ЯМЗ-5344

Еще «Газон» оснащали дизельным мотором австрийского производства, у какого было рядное расположение цилиндров и была воздушная система охлаждения. Это был 3.2-литровый двигатель, который выдавал порядка 150 лошадей.

Главным недостатком подобного силового агрегата являлась плохая ремонтопригодность. Вслед за проработанными 200 000 км моторы не подлежали капремонту.

Трансмиссия

Все два мотора были синхронизированы вместе с единственной 5-скоростной механической синхронизированной коробкой переключения передач, где было постоянное зацепление шестерен и однодисковое фрикционное сухое сцепление, которое имеет гидропривод управления.

Ведущий задний мост снабдили коническим шестеренчатым дифференциалом. Интересно, что схему работы механической коробкой передач нарисовали не на рычаге переключателя, а на передней панели (в центре, в виде небольшой наклейки).

Подвеска

Все модификации, вместе с комплектациями, получили заднеприводную компоновку, а сама машина была построена на прочной рамной базе, где были зависимые рессорные подвески впереди и сзади.

Последние основаны на продольных полуэллиптических рессорах, какие впереди дополняются наличием гидравлических телескопических амортизаторов двухстороннего функционирования.

Тормозная система

Грузовой автомобиль получил наличие двухконтурной тормозной системы, где был гидравлический привод, гидровакуумный усилитель, барабанные механизмы и вакуумный ресивер в каждом контуре.

Сегодня даже базовая версия ГАЗ-3309 имеет наличие антиблокировочной тормозной системы ABS.

Рулевое управление

Оно представлено типом «винт-шариковая гайка» и дополняется гидравлическим усилителем рулевого колеса, что существенно облегчает управление машиной. Полный каталог технических характеристик ГАЗ 3309 дизель можно найти на официальном сайте.

Технические характеристики
Модель ГАЗ-3309
Габаритные размеры, мм
Длина 6435/6330
Ширина 2180
Высота 2350 (2905)
Колёсная база (мм) 3770
Допустимая полная масса (кг) 8180
Снаряженная масса (кг) 3530/3200
Двигатель
Модель ММЗ Д-245.7
Описание Рядный 4-цилиндровый 4-тактный дизельный двигатель с жидкостным охлаждением, с турбонаддувом и охладителем наддувочного воздуха, с непосредственным впрыском топлива.
Рабочий объем, л 4,75
Мощность, л. с. (кВт)/об/мин 117,2 (86,2)/2400
Макс. крутящий момент, кГс*м (Н*м)/об/мин 42,1 (413)/1500
Шасси
Колеса (ширина) 6,ОБ-20 (2,25 R20)
Трансмиссия Пятиступенчатая механическая синхронизированная
Объем топливного бака, л 105

Внешний вид

Если говорить об экстерьере ГАЗ-3309, то дизельную вариацию от бензиновой почти не возможно отличить. Они рознятся, разве что, наличием трубы-воздухозаборника, которая проходит вдоль капота и оконной стойки кабины.

При помощи подобного элемента дизельная машина могла проезжать самые глубокие водные преграды, ибо воздух к силовому агрегату поступал как раз из подобной трубы, какая располагалась на высоте в 2 метра. Вдобавок, не стоит забывать про большие колеса и немаленькую высоту дорожного просвета.

По фото можно заметить, что по нынешним стандартам у грузовика есть достаточная аскетичная внешность

Но, по словам многих водителей, для грузового автомобиля самое важное — его показатели в технологическом плане, ведь когда грузовик приносит хорошую прибыль, то его внешность уходит на 2-й план

Бензиновая модификация грузовика

Преемник 53-ей модели получил почти ничем не измененную конструкцию кабины. Грузовик обладает все теми же круглыми фарами, узнаваемым стальным бампером, продолговатым капотом и классической металлической подножкой, какая облегчает попадание шофера в салон. Исходя из отзывов, у конструкции кабины грузовика было много недоработок.

Например, часто грешили на крылья, какие почти всегда ржавели. В результате им требовалась обработка шпаклевкой либо накладывание новых стальных листов поверх испорченного коррозией металла.

Однако, сам бампер, как раньше, довольно массивный и прочный. При помощи немалой толщины металла он может выдерживать усилия до нескольких тонн.

Шофер может, не переживая, закрепить трос за одно из двух отверстий в бампере и достать автомобиль из практически любого болота на буксире. Хотя, стоит признаться, что дизельная вариация «Газона» почти не позволяла ему застревать даже в самой глубокой и рельефной местности, поэтому часто буксировка просто не требовалась.

Как и все остальные нынешние грузовые автомобили, производством каких занимается Горьковский автомобильный завод, «бортовик» приобрел наличие цельнометаллической кабины, где есть простой дизайн внешности.

Более того, в нем есть прямые контуры с резкими гранями, которые разбавляются круглой оптикой, противоударным бампером вместе с массивной радиаторной решеткой. Кабина получила пару дверей с довольно широким проемом. Также есть наличие крупного остекления, которое обеспечивает легкий подход к моторному отделению по трем направлениям.

Технические характеристики

Технические характеристики ГАЗ 3309 дизель: новый дизельный силовой аппарат был создан после множества разработок и тестирований. В нём устроили современный турбонадув. Такой мотор идеально взаимодействовал с машиной и позволял ей мобильно перемещаться, а также сократил траты горючего. При этом достигалась внушительная мощь.

Серьёзные изменения коснулись и кабины этого грузовика

Технологи стали уделять огромное внимание внутренним компонентам автомобиля. Проведённые новаторства помимо мотора затронули подвеску, трансмиссию и кузов машины

В результате получилась более дешёвая модель, но с более серьёзным КПД.

Её ремонтировать и обслуживать стало проще. Немалую роль в этом сыграло уменьшение числа деталей. Такая мера сократила количество потенциальных поломок различных узлов. А их цена была весьма скромной.

ГАЗ 3309

Политика с силовыми агрегатами

В 2001 году предприятие начало закупать силовые агрегаты у минского производителя моторов. С той поры в возрождённые модели стали внедрять такой мотор: ММЗ Д-245.7.
А пять лет спустя в эти грузовики специалисты интегрировали дизельные аппараты, соответствующие критериям «Евро-2»

В 2008 году аппараты, действующие на дизели, для ГАЗ 3309 уже соответствовали нормативам «Евро-3». По желанию владельца вариант 2008 г.в. дополняли особым предпусковым подогревателем.

Сопоставление двигателей

Далее приводятся технологические параметры двигателей, устанавливаемых в модели ГАЗ 3309 образцов 1994 и 2008 годов.

В 1994 году, как уже было замечено, в машине трудился дизельный силовик, имеющий четыре цилиндра. Его наименование – 5441. Расположение цилиндров в нём – в ряд.

Работа двигателя – четырёхтактовая. Есть охлаждение с помощью воздуха, работает турбонадув. Функциональный объём – 4,15 л. уровень сжатия – 16. Предельная мощь – 116 л.с. При 1800 об/мин образуется оптимальный крутящий момент.

В 2008 году было уже семь лет, как ГАЗ 3309 комплектуется агрегатами от минского моторного предприятия. В этом году в модели внедрили дизельный аппарат ММ3 Д-245 7Е3. Его структура тоже рядная и четырёхцилиндровая. Работа тоже проходит в четыре такта. Для охлаждения применяется специальная жидкость. Имеется турбонадув. Он дополняется надувочным воздушным охладителем.

Это заднеприводная грузовая модель. Тип коробки передач, устроенной в ней: механика. Число ступеней – 5.

ГАЗ 3309 – это среднетоннажная бортовая модель. В её кабине (по замыслу создателей) могут размещаться два человека. Максимальный вес транспортируемого груза 4,5 -5 тонн, это грузоподъемность ГАЗ 3309. Также при необходимости машину можно дополнить тентом.

Внешнее и внутреннее описание автомобиля

С 2001 года ГАЗ начали укомплектовывать новым минским мотором — дизель ММЗ-245.7.


Дизельный двигатель ММЗ-245.7

С 2006 года силовой агрегат отвечает стандартам евро-2, а с 2008 — евро-3. На автомобиль 1994 года выпуска устанавливается силовой агрегат 5441 с 4 цилиндрами, расположенными в ряд.

Кабина ГАЗ-3309 рассчитана на 2 человека, а грузоподъемность транспортного средства — 4,5 т. В комплект может входить тент. Рассматриваемый заднеприводный грузовик оснащен 5 МКПП. Тормозная система транспортного средства представлена в виде 2 контуров и гидравлического привода.


Коробка передач для грузовика ГАЗ 3309

Каждый контур оснащен гидровакуумным усилителем. В колесах предусмотрены барабанные тормоза. У ГАЗ-3309 технические характеристики высокие, что позволяет его эксплуатировать в любых условиях. Автомобиль оснащен рессорами. На передней оси есть амортизаторы. При необходимости можно увеличить длину базы до 6 м, что позволяет устанавливать на грузовик фургон разного объема. Новые и подержанные автомобили ГАЗ имеют следующие проблемные места:

  • сильная вибрация от силового агрегата;
  • кабина ГАЗ оснащена крыльями, которые часто подвергаются коррозии.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector