122-мм гаубица обр.1910/30 гг
Содержание:
- Занимательные факты о М-30[править]
- Подготовка
- Указания по применению мастики для швов
- Габариты орудия
- Что еще нужно знать?
- Производство
- Тюнинг двигателя BMW M30B35
- Об устройстве
- Организационно-штатная структура
- Пушка БР-2 калибр 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
- Этап создания.
- Служба М30 за рубежом
- Устройство
- Гаубица М-30 — видео
- Орудийная установка
- Краткое описание конструкции 122-мм гаубицы обр.1910/30 гг .
- Память
- «Цезари» для бедных
- Названия и девизы команд на военную тему для школьников: подборка
- Проверка нулевых установок механического прицела
Занимательные факты о М-30[править]
- В советских учебных фильмах для артиллеристов, снятых в 1960-х гг., очень часто демонстрируется именно гаубица М-30, несмотря на то, что тогда уже было принято на вооружение более современное орудие Д-30 того же калибра и назначения. Эти фильмы до сих пор используются в учебном процессе подготовки российских артиллеристов, хотя гаубицы М-30 уже давно не используются даже в качестве учебных орудий.
- Небольшое количество боеспособных М-30 имеется на складах Российской Армии и в настоящее время.
- Снаряды ОФ-462, изначально разработанные под М-30, до сих пор состоят на вооружении Российской Армии и годны к стрельбе из более современных орудий.
- Для транспортировки М-30 использовались самые разнообразные средства — конная тяга, отечественные и поставлявшиеся по ленд-лизу грузовики, тяжёлые джипы Dodge («Додж» 3/4), лёгкие гусеничные артиллерийские тягачи «Сталинец» СТЗ-5 и Я-12. Из мемуарной литературы известны даже факты переката гаубиц М-30 только силами их расчётов.
Подготовка
Указания по применению мастики для швов
Приготовление рабочей смеси
Компоненты герметика тиоколового У-30М ГОСТ 13489-79 в Казани и Набережных Челнах перемешивают непосредственно на объекте перед его применением, так как после перемешивания начинается необратимый процесс вулканизации герметика. Жизнеспособность строительного тиоколового герметика У-30М составляет от 2-х (двух) до 9-и (девяти) часов и зависит от партии герметика, дозировки вулканизующих агентов и условий окружающей среды.
Для приготовления мастики У-30М ГОСТ 13489-79 необходимо ввести в основную пасту в соотношении, указанном в паспорте, отверждающую пасту и ускоритель вулканизации. Затем тщательнейшим образом перемешать все три компонента до получения смеси однородного цвета (без разводов) при помощи низкооборотистого механического миксера (дрели), либо вручную при помощи иных подручных средств.
Точная дозировка компонентов указывается в паспорте на каждую конкретную партию герметика У-30М.
Габариты орудия
Орудие обладает весьма впечатляющими размерами: его длина составляет почти 13 метров в походном положении, в боевом же этот показатель немного меньше — приблизительно 12,5 м. По стволу высота в походном положении составляет 2760 миллиметров. Дорожный просвет двухосной ходовой части — 475 миллиметров. Ширина хода — 2340 миллиметров. Диаметр каждого из четырех колес равен 1080 миллиметрам, ширина покрышки — 300 миллиметров.
Рабочее давление в шинах следует поддерживать на уровне 4,8 кгс/см², ход рессор равен приблизительно 150 мм. Весит гаубица «Гиацинт-Б» порядка 9800 килограммов. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасными снарядами составляет 28,5 километров. На какую еще дистанцию может выстрелить «Гиацинт»? Гаубица, дальность стрельбы которой в обычных условиях достигает 25-28 тысяч метров, в случае использования современных реактивных снарядов может вести огонь на расстояние до 41 километра.
Все это позволяет говорить о том, что орудие, которое начали разрабатывать еще в 60-х годах прошлого века, до сих пор отличается впечатляющей эффективностью на поле боя.
Что еще нужно знать?
Производство
Тюнинг двигателя BMW M30B35
M30B35 Атмо. Строкер
Тюнинговых запчастей на М30 немало и при наличии денег, можно снять с него немного лошадей, но для начала приведите свой мотор в нормальное состояние, если двигатель просит капиталки, то тут никакие валы вам не помогут. После восстановления M30B35 есть два пути: сделать строкер или атмосферник на валах.
Первый вариант предполагает установку коленвала с ходом поршня 98 мм, коротких шатунов и расточку цилиндров под кованые поршни 93.4 мм. Это обеспечит 4.0 л рабочего объема, расточив до 95 мм, вы получите 4.2 л, больше нельзя. Стоимость подобных китов выше стоимости всего автомобиля.
Второй путь: вам нужно отфрезеровать ГБЦ для повышения степень сжатия до ~11, доработать каналы и камеры сгорания, также вам понадобится спортивный впуск, распредвал Schrick 284/280 (или другой похожий) с пружинами, усиленные рокеры, 76 мм прямоточный выпуск и настройка мозгов. Все это позволит снять около 240-250 л.с., но поршневая старая, тяжелая, крутится неохотно, и лучше заменить ее на легкую ковку, добавить дросселя от S38. В итоге дешевле купить BMW S38 на дросселях с 340 л.с. и сделать свап.
Турбо M30B35
Двигатели БМВ М30 с завода имеют очень низкую степень сжатия, поэтому разжимать под наддув не нужно, а значит надуть гораздо проще, чем сделать атмосферник. Купите на eBay дешевый китайский турбо кит для БМВ М30 и установите его на сток мотор. Или раздельно купите китайский Garrett GT35, с коллектором, пайпами 3 дюймовыми, интеркулером, вестгейтом, блоу-оффом, форсунками 630 сс и блоком управления Megasquirt. Надуете 0.8-1 бар и получите под 400 л.с. Китайские турбины живут недолго, несколько тысяч км и нужно менять. Оригинальный 35-й гарретт гораздо лучше и эффективней, но цена отличается в разы.
Нечто подобное можно собрать, используя компрессор, но с турбиной будет эффективней.
РЕЙТИНГ ДВИГАТЕЛЯ: 4+
Об устройстве
В конструкции гаубицы имеются лафет, ствол, противооткатное устройство и прицельные приспособления. Для орудия предусмотрена ручная подача снарядов. Гаубица Д-30 является артиллерийским орудием с раздельно-гильзовым заряжением. Боевой расчет состоит из шести человек. В орудийном стволе имеются следующие компоненты:
- труба;
- казенник;
- съемный дульный тормоз;
- зацепляющие крепления (2 шт.);
- затвор.
На стволе орудия сразу перед щитком – место для расположения противооткатного устройства. Его наличие положительно отразилось на боевой эксплуатации гаубицы. Данное устройство представлено двумя металлическими цилиндрами. Первый из них является гидравлическим тормозом, задача которого заключается в том, чтобы замедлять откат орудия, второй – гидропневматическим накатником. Его функция – сразу после выстрела возвратить ствол в исходную позицию. Как утверждают специалисты, с противооткатным устройством гаубица во время стрельбы обладает хорошей устойчивостью. Кроме того, удалось снизить механическую нагрузку на лафет, что существенно продлевает его эксплуатационный срок. Данный нюанс немаловажен, поскольку орудие обладает большим весом. Лафет гаубицы состоит из люльки, уравновешивающего механизма, верхнего и нижнего станков, приводов, обеспечивающих горизонтальную и вертикальную наводку, колес, подрессоривающих механизмов и специальных креплений. Д-30 оборудована телескопическим и панорамным прицелами.
Организационно-штатная структура
Гаубица являлась дивизионным орудием. По штату года в стрелковой дивизии имелось два артиллерийских полка — лёгкий (дивизион 76-мм пушек и два смешанных дивизиона по две батареи 122-мм гаубиц и одной батарее 76-мм пушек в каждом) и гаубичный (дивизион 122-мм гаубиц и дивизион 152-мм гаубиц), всего 28 штук 122-мм гаубиц. В июне 1940 года в гаубичный полк добавили еще один дивизион 122-мм гаубиц, всего в дивизии их стало 32 шт. В июле 1941 года гаубичный полк был исключен, число гаубиц сократилось до 16. В этом штате советские стрелковые дивизии прошли всю войну. В гвардейских стрелковых дивизиях с декабря 1942 года имелось 3 дивизиона по 2 батареи 76-мм пушек и одной батарее 122-мм гаубиц в каждом, всего 12 гаубиц. С декабря 1944 эти дивизии имели гаубичный артполк (5 батарей), 20 122-мм гаубиц. С июня 1945 года на этот штат перевели и стрелковые дивизии.
В горнострелковых дивизиях в 1939—1940 годах имелся один дивизион 122-мм гаубиц (3 батареи по 3 орудия), всего 9 гаубиц. С 1941 года вместо него вводится гаубичный артиллерийский полк (2 дивизиона по 3 четырехорудийных батареи), гаубиц становится 24. С начала 1942 года остается только один двухбатарейный дивизион, всего 8 гаубиц. С 1944 года из штата горнострелковых дивизий гаубицы исключены.
В моторизованной дивизии имелось 2 смешанных дивизиона (батарея 76-мм пушек и 2 батареи 122-мм гаубиц в каждом), всего 12 гаубиц. В танковой дивизии имелся один дивизион 122-мм гаубиц, всего 12 шт. В кавалерийских дивизиях до августа 1941 года имелось 2 батареи 122-мм гаубиц, всего 8 орудий. С августа 1941 года дивизионная артиллерия из состава кавалерийских дивизий была исключена.
До конца 1941 года 122-мм гаубицы были в стрелковых бригадах — одна батарея, 4 орудия.
122-мм гаубицы также входили в состав гаубичных артиллерийских бригад Резерва Верховного Главнокомандования (РВГК) (72-84 гаубицы).
Пушка БР-2 калибр 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
После завершения Гражданской войны на вооружении Красной Армии имелось лишь незначительное количество орудий большой и особой мощности в основном иностранного производства. Орудия эти технически и морально устарели, возможности поддержания их в боеспособном состоянии были весьма ограничены. Поэтому в 1926 году Реввоенсовет СССР признал необходимым заменить орудия иностранного производства отечественной материальной частью и определил калибры орудий большой и особой мощности. Артиллерийским комитетом ГАУ (была намечена программа разработки проектов, чертежей и заказов опытных образцов орудий.
БР-2 – пушка 152-мм образца 1935 года разработана конструкторским бюро завода «Баррикады» в соответствии с этой программой, она предназначалась для борьбы с артиллерией противника и разрушения его тыловых оборонительных районов. Конструкция этой пушки в значительной степени унифицирована с конструкцией 203-мм гаубицы образца 1931 года. От гаубицы заимствован с небольшими изменениями лафет с гусеничным ходом, допускавший стрельбу непосредственно с грунта без использования специальных платформ.
Новым элементом системы являлся 152-мм ствол с поршневым затвором и пластическим обтюратором. Ствол был скрепленным, его длина составляла 47,1 калибра, длина нарезной части ствола — 36,9 калибра. Масса ствола с затвором достигала 5200— 5300 кг. Проводившиеся с декабря 1935 г. по январь 1936 г. полигонные испытания выявили многочисленные недостатки нового орудия. Тем не менее в марте 1936 г. ГАУ выдало заводу «Баррикады»» задание начать производство орудия, заменив, правда, скрепленный ствол стволом со свободной трубой.
В 1937 г. завод «Баррикады» изготовил малую серию из 7 орудий БР-2. Испытания их показали, что при стрельбе полным зарядом с начальной скоростью снаряда 880 м/с живучесть стволов составляет примерно 100 выстрелов. Поскольку пушки с такой живучестью выпускать было нельзя, срочно провели серию экспериментов со стволом увеличенной длины и с разной глубиной нарезки. По результатам этих испытаний в декабре 1938 г. приняли решение утвердить для серийного производства вариант пушки с углубленной нарезкой. Эта пушка стреляла осколочно-фугасными снарядами ОФ-551 массой 48,9 кг. Снаряд содержал 6,53 кг взрывчатых веществ, при стрельбе полным зарядом его начальная скорость составляла 880 м/с. он мог поражать цели на дальности до 25 750 м. Тренированный расчет мог вести стрельбу из пушки с темпом 1 выстрел в 4 минуты.
Масса 152-мм пушки образца 1935 года в боевом положении составляла 18 200 кг. Для орудия своего класса она была весьма подвижной, так как в походном положении разбиралась на две повозки, которые могли транспортироваться гусеничными тягачами со скоростью до 15 км/ч. Благодаря гусеничной ходовой части лафета проходимость системы была довольно высокой.
Казённая часть и органы наведения Бр-2, Центральный музей Вооружённых Сил, Москва
К началу Великой Отечественной войны было выпущено в общей сложности 37 152-мм пушек образца 1935 года. Из них 9 орудий находились в ремонте и на испытательных полигонах, а остальные числились в отдельном тяжелом пушечном полку РВГК и в двух отдельных тяжелых пушечных батареях (в каждой батарее было по 2 орудия). В состав попка входили 4 дивизиона трехбатарейного состава. В каждой батарее имелось по 2 орудия. Таким образом. по штату от 19.02.1941 г. в полку было 24 орудия. Кроме того, в нем имелись 104 трактора и 287 автомобилей. Численность личного состава полка составляла 2598 человек.
Из-за неблагоприятного для Красной Армии хода боевых действий на начальном этапе войны 152-мм пушки образца 1935 года, как и почти вся артиллерия большой и особой мощности, были отведены в тыл и вступили в действие лишь с конца 1942 г. Насколько можно судить по имеющимся сведениям, в сражениях Второй мировой войны не было потеряно ни одно орудие этой системы.
Пушка Бр-2 в Музее на Сапун-горе, Севастополь
Этап создания.
В сентябре тридцать седьмого года Артиллерийское управление передало в КБ УЗТМ ТТТ на новую гаубицу. В порядке инициативы к проектированию присоединились коллективы конструкторов КБ зав. №172 во главе Ф.Петровым и грабинское КБ зав. №92.
Первым с заданием справился завод №172, его опытный образец гаубицы с индексом М-30 поступил для испытаний на АНИОП 11.09.38 г.Для сокращения времени проектирования и упрощения производства в конструкции использовались наработки по отдельным узлам серийных орудий:
- поршневой затвор взят у 122-мм гаубицы обр. 1910/30г;
- тормоз отката, с необходимыми изменениями конструкции, от 122-мм гаубицы обр. 1934г (гаубица «Лубок»);
- колеса от пушки Ф-22;
- канал ствола в основном повторял тот-же у гаубицы «Лубок».
В процессе испытаний 122-мм гаубица М-30 прошла более двух с половиной тысяч километров и из нее отстреляли немногим менее двух с половиной тысяч выстрелов. В ходе испытаний проявилась недостаточная прочность станин, которые дважды ломались, недостаточно надежно работал поршневой затвор вследствие ошибки в размерах гильз.
Полный заряд пороха из шести разновесных зарядов в одной гильзе собрать не смогли, как временная мера он размещался в паре гильз.
Гаубица испытания не прошла, но по решению комиссии ее рекомендовали к войсковым испытаниям. Спустя короткое время, 27.11.38 г., М-30 с улучшениями по результатам первых испытаний вновь поступила на АНИОП. Испытания в войсках гаубица М-30 проходила с 22.12.38 г. по 10.01.39 г. Армейские испытания показали прежнюю картину — слабы станины, трескавшиеся по сварке, течи жидкости из гидравлики.
Комиссия заключила, 122-мм гаубица М-30 испытания выдержала, в дальнейших войсковых испытания нет надобности, но выявленные недостатки следует устранить и провести полигонные испытания. Тем не менее, войсковые испытания орудие прошло еще раз, после устранения выявленных дефектов конструкции — летом тридцать девятого года, после чего поступила на вооружение.
Служба М30 за рубежом
О качестве наших орудий можно судить по тому факту, что несколько сотен гаубиц М-30, захваченных немцами в 41-ом, были поставлены ими на вооружение и под названием 12,2 cm s.F.H.396(r) активно применялись как на восточном фронте, так и во Франции.Даже массовое производство боеприпасов для них наладили в 1943 году.
По некоторым данным даже на трофейные французские бронемашины немцы ставили наши орудия.
41 орудие в ходе боев осталось финнам, не имевшие собственного артиллерийского производства финская армия творчески и полноценно использовала все трофеи. Переименовав их в 122 H/38, орудия использовали против РККА, а в 1944, стволы орудий повернулись и против Германии. В качестве резерва, финны хранили до 80-х годов прошлого века.
Китайская гаубица тип 54, практически полностью повторяет устройство М-30. Изменения незначительны и касаются лишь стандартизации производства. В послевоенный период гаубица поставлялась более чем в тридцать стран мира. В большинстве из них продолжает стоять на вооружении и сейчас.
Целой эпохой в истории артиллерии можно назвать легендарную 122-мм гаубицу образца 1938 года М-30. Приняв участие практически во всех войнах, начиная со Второй мировой, она доказала свою надежность и неприхотливость, удостоившись высочайшей оценки маршала артиллерии Г. Ф. Одинцова: «Лучше ее уже ничего не может быть».
Устройство
152-мм пушка-гаубица Д-20 содержит полуавтоматический вертикальный клиновый затвор, который относится к механическому типу. Несмотря на то что в Д-20 и Д-74 используется одинаковый лафет, в обоих артиллерийских орудиях он имеет разные диаметры передней обоймы и профили веретена тормозного отката. В Д-20 он гидравлический, оснащенный пружинным компрессором. Наполнителем для тормоза стал стеол-М, который также предусмотрен и для гидропневматического накатника. Для крепежа тормозных цилиндров разработаны специальные ствольные обоймы, которые откатываются одновременно с самим стволом.
152-мм пушка-гаубица установлена на сварных коробчатых станинах. При помощи подхоботовых катков осуществляется перекатывание артиллерийского орудия на небольшие дистанции. В качестве основных используются колеса грузовых автомобилей ЯАЗ.
Гаубица М-30 — видео
https://youtube.com/watch?v=D-kksCth1ko
Хотя производство М-30 в странах СНГ прекратилось несколько лет назад, гаубица до сих пор выпускается в Китае под обозначением 122-мм гаубица Тип 54 или Тип 54-1 — последняя модификация имеет несколько конструктивных отличий, обусловленных особенностями местных технологий.
В целом 122-мм гаубица М-30 имеет классическую конструкцию: прочный надежный двухстанинный лафет, жестко закрепленный щит с поднимаемым центральным листом, и ствол длиной 23 калибра без дульного тормоза. Пушка оснащена тем же самым лафетом, что и 152-мм гаубица Д-1 (М1943). Колеса большого диаметра оснащены цельными скатами, заполненными губчатой резиной, но модификация М-30, выпускавшаяся в Болгарии, имеет колеса другой конструкции. Каждое орудие имеет сошники двух различных типов — для мягкой и твердой почвы.
В свое время гаубица М-30 была основным вооружением самоходной артиллерийской установки СУ-122, созданной на шасси танка Т-34, но в настоящее время таких установок не осталось больше ни в одной армии. В Китае до сих пор выпускается такая самоходная артиллерийская установка: гаубица Тип 54-1 установлена на шасси бронетранспортера Тип 531.
Основным видом боеприпасов гаубиц М-30 является высокоэффективный осколочный снаряд, весящий 21,76 кг. имеющий дальность до 11 800 метров. Для борьбы с бронированными целями теоретически может использоваться бронебойный кумулятивный снаряд БП-463, способный на максимальной дистанции прямого выстрела 630 метров пробить броню толщиной до 200 мм, однако в настоящее время такие боеприпасы практически не используются.
Батарея советских 122-мм гаубиц М-30 на улицах Берлина.
Модификации и опытные образцы на базе М-30
За время производства конструкция орудия в целом значительно не менялась. На базе ствольной группы гаубицы М-30 выпускались следующие образцы артиллерийских орудий:
М-30С (индекс ГАУ — 53-ГС-463) — слегка модифицированный вариант М-30 для установки на самоходной артиллерийской установке СУ-122.
У-11 — новое орудие с баллистикой, идентичной М-30, предназначенное для вооружения танков и самоходных установок. От М-30 орудие У-11 отличалось сильно изменённой конструкцией противооткатных устройств, которые были уменьшены в размерах для лучшей компоновки в стеснённых условиях боевого отделения машины. Самоходный вариант У-11 устанавливался на опытную САУ СУ-122М, но не выдержал испытаний по причине низкой надёжности. Танковый вариант гаубицы
У-11 устанавливался на опытный танк Объект 234, который также известен как ИС № 2 (не путать с серийными ИС-2, вооружёнными длинноствольной 122-мм пушкой Д-25).
Д-6 — ещё один вариант гаубицы с баллистикой, идентичной М-30, предназначенный для монтажа в САУ. Гаубица Д-6 была смонтирована на опытной САУ СУ-122-III, но, как и У-11, не выдержала испытаний по причине низкой надёжности.
Самоходные артиллерийские установки с М-30
САУ СУ-122
М-30 устанавливалась на следующие САУ:
СУ-122. САУ на базе танка Т-34. Выпускалась с декабря 1942 г. по август 1943 г. Всего выпущено 638 шт.
СГ-122. САУ на базе трофейных немецких танков PzKpfw III и САУ StuG III. Выпущено около 20 шт. в начале 1943 г.
12,2-cm Kanone (r) auf Geschützwagen Lorraine-Schlepper (f). Немецкая САУ, представляющая собой установку трофейной гаубицы М-30 на шасси трофейного же французского тягача Lorraine. Известно об одном экземпляре данной САУ, действовавшей во Франции на железнодорожной платформе, входящей в состав бронепоезда.
Расчет советской 122-мм гаубицы М-30 в бою против немецких танков. На переднем плане погибший артиллерист. 3-й Белорусский фронт.
Орудийная установка
Конкурс на производство башенных установок выиграл Санкт-Петербургский Металлический завод с проектом МК-3-12. В конкурсе участвовали Путиловский и Санкт-Петербургский Металлический заводы, иностранные: Виккерса, Круппа, «Шкода», «Шнейдер-Крезо». Обуховский завод от участия в конкурсе отказался, Общество Николаевских заводов и верфей выразило готовность собирать башни по чужим чертежам. Башня МК-3-12 была спроектирована Санкт-Петербургским Металлическим заводом, и с некоторыми доработками была принята в производство. Башенная установка состояла из двух частей, неподвижного барабана с центрирующим штырем и подвижным столом башни с подачной трубой. Горизонтальные балки вращающейся части находились в конусной части, благодаря чему высоту башни удалось значительно уменьшить. В ее конструкции были применены некоторые оригинальные технические решения, такие как использование металлических шаров вместо валков под вращающимся столом башни, составная крыша из 5 пластин брони. Наведение использовалось при помощи электродвигателей с муфтой Дженни.
Характеристики орудийной установки | Значения |
Толщина лобовой наклонной бронеплиты, мм | 203 |
Толщина боковой бронеплиты, мм | 203 |
Толщина задней бронеплиты, мм | 305 |
Толщина верхних бронеплит, мм | 76 |
Диапазон заряжания, ° | -5/+15 |
Углы вертикальной наводки, ° | -5/+25 |
3.2 | |
Максимальная скорость горизонтальной наводки, °/с | 4 |
Масса артустановки, кг | 872000 |
Масса вращающейся части, кг | 312000 |
Скорострельность, выстрелов в минуту | 2,2-3 |
Количество снарядов на башню, шт | 400 |
Краткое описание конструкции 122-мм гаубицы обр.1910/30 гг .
Конструкция орудия состояла:
- ствола;
- поршневого затвора;
- лафета.
Гаубичный ствол – скрепленный с надульником и кожухом, либо ствол-моноблок.Затвор- поршневого типа, открывался направо. Открывание – закрывание поворотом рукояти в одно движение.Однобрусный лафет состоял:
- противооткатных устройств установленных в салазках;
- люльки;
- станка;
- орудийного щита;
- механизмов наведения
- прицельных приспособлений
При производстве ствола надульник и кожух нагонялись на трубу в нагретом состоянии, после охлаждения они обжимали ее, становясь одной деталью. Эксплуатация 122-мм гаубицы обр.1910 показала малую надежность такого способа крепления, надульник сползал. При модернизации крепление надульника усилили, соединив его со стволом винтовой нарезкой. В старых стволах, поступавших для растачивания, надульник фиксировали стопорами.
Впрочем, даже винтовая нарезка и стопоры не всегда помогали и на практике. Конец трубы иногда выступал на миллиметр и более за надульник, но на стрельбе это не сказывалось. Хотя в случаях, когда труба смещалась вперед как единое целое, становилось трудно открывать затвор. Как следствие требовался заводской ремонт. Для исправления этого недостатка гаубицы обр. обр.1910/30 гг был внедрен ствол-моноблок.
Затвор 122-мм гаубицы обр.1910/30гг состоял:
- запирающего механизма;
- выбрасывающего механизма;
- предохранительного;
- ударного механизма;
- облегчения заряжания;
- удержания гильзы.
Назначение запирающего механизма – обтюрация пороховых газов. Выбрасывающий механизм экстрактировал гильзу из каморы. Предохранительный механизм не давал преждевременно открыть затвор в случае затяжного выстрела. Ударный механизм позволял произвести выстрел. Механизм удержания гильзы удерживал гильзу при заряжании орудия под большими углами горизонтального возвышения.
Противооткатные устройства представляли собой гидравлические тормоз отката и гидропневматический накатник, установленные в салазках. Салазки 122-мм гаубицы обр.1910/30гг соединены со стволом гаубицы и откатывались вместе.
Корытообразная люлька укладывалась в гнездах станка и была соединена с подъемным механизмом. Сверху люльки имелись полозки, которые служили направляющими захватов салазок.
Подъемный механизм гаубицы обр.1910/30гг — секторный.
Орудийный станок служил основанием качающейся части. В задней части станка, которая опиралась на грунт, имелся летний откидной и постоянный сошник. Для грубой наводки гаубицы служило правило.
Боевая ось подрессоривания не имела. Колеса поначалу изготавливали из дерева с железной шиной. С 1937 года металлические с резиновой грузошиной, наподобие тех колес, которые устанавливали на Ф-22. С 1936 г на гаубицы обр.1910/30гг устанавливали металлические колеса с покрышками, которые заполнены губчатой резинной. Колеса по виду похожи по виду на те, что устанавливали на гаубицу М-30.
Прицельные приспособления состояли их панорамы Герца, а и собственно прицела. Прицел зависимый, направление оптической оси панорамы менялось при изменении угла возвышения. Прицел унифицирован и отличался от других орудий креплением и нарезкой шкал.
Буксировка 122-мм гаубицы обр.1910/30гг осуществлялась либо шестеркой лошадей либо мехтягой. Оба случая предусматривали использование передка. Шкворневая лапа гаубицы одевалась на крюк передка, который оснащали сцепным приспособлением. Передки переднего хода и зарядного ящика взаимозаменяемы. Тогда как задний ход зарядного ящика сцепного устройства не имел, вместо него была шкворневая лапа.Короба зарядных ящиков и передков подрессорены полосами из резины. В коробах перевозили боекомплект, а сверху расчет и необходимые вещи для боевой работы и похода.
Память
«Цезари» для бедных
В чём преимущество колёсной САУ? Эксплуатация дешевле, ремонт проще, дороги целее. Даже зажиточные французы предпочитают колёсныхцезарей».А мы чем хуже?» — спросили сербы.
Вдохновившись успехом 155-мм колёсной САУ NORA — которая не только стоит на вооружении у сербской армии, но и отправилась в Кению, Бангладеш и Мьянму, — в Сербии разработали SORA со 122-мм лицензионной гаубицей D-30J и прикрутили к ней автомат заряжания. Как заправский ковбой, САУ может выпустить за минуту дваревольверных» барабана по шесть выстрелов. Упоры откидываются в автоматическом режиме, а огонь можно вести с безопасного расстояния с помощью пульта. Впатронташе»-укладке такой ганфайтер возит ещё 40 выстрелов. Кроме того, есть система спутниковой связи и целеуказания.
В Китае корпорацияНОРИНКО», известная множеством креативных экспортных проектов, решила поставить гаубицу на… джип. Заботливо скопированную у русских гаубицу смонтировали на базе хамвиподобного внедорожника, назвав всё это SH-2. Систему показали в 2007-м, а её 155-мм предшественница SH-1 успела поступить на вооружение той же Мьянмы. Сразу видно, что у бирманцев страсть к колёсам и гаубицам.
Вездесущие китайцы впихнули Д-30 и на универсальные колёсные платформы ZBL-09, на базе которых построили целую линейку машин: от БТРов до истребителей танков. Колёсная САУ поступила на вооружение НОАК, однакоНОРИНКО» активно продвигает её на внешних рынках.
А вообще у КНР в рукаве всегда несколько вариантов. На любой вкус, цвет и бюджет.
ТрадиционнаяГвоздика» — это скучно, решили в Минобороны Казахстана. Нам нужно такое оружие, которое отражало бы наш степной дух и соответствовало национальному театру военных действий! Сказано — Израилем сделано. На не боящийся грязи КАМАЗ в земле обетованной поставили Д-30 на поворотной платформе.
Система получила навороченную автоматизированную систему управления огнём. Аналогичная стоит на ATMOS 2000. Кстати, именно на ATMOS Израиль меняет старые американские гусеничные М109.
Все это назвали Semser(«меч» по-казахски). Вскоре восемнадцатьмечей» поступили на вооружение армии Казахстана. Но гладко было на бумаге подписанного договора. Система оказалась не такой быстрой, как предполагалось. Есть информация, что к данному моменту часть САУ не готова. А некоторых участников контракта ищут с собаками и Интерполом. Но, позвольте, существует ли вообще военный контракт без распила?
В Иране тоже пошла мода на автолафеты: санкции, эмбарго на поставку оружия и скромный военный бюджет способствуют. Берём Д-30 с автоматом заряжания, как у сербов, и КрАЗ-5352. Получаем САУХейдар-41» со скорострельностью до 15 выстрелов в минуту.
В активно вооружающемся Алжире — одном из лучших клиентов российского ОПК — тоже дошли до такой несложной идеи и исполнили свою вариацию Д-30 в грузовике с четырьмя аутригерами и зарядными ящиками по бортам.
В Судане решили забронировать колёсную базу КамАЗ-43118. Khalifa GHY02 получила качающуюся часть Д‑30.
Стрельба ведётся с опущенными упорами, а в зарядных ящиках помещается 45 выстрелов. Впервые установку представили на IDEX-2013.
Названия и девизы команд на военную тему для школьников: подборка
Проверка нулевых установок механического прицела
1.- Отгоризонтировать ствол по контрольному уровню.
2. — Отгоризонтировать срез корзинки панорамы по контрольному уровню.
3. — Вывести пузырек продольного уровня на середину.
4.- В результате перечисленных действий на шкалах прицела должны быть нулевые установки (прицел 0, уровень 30-00), а пузырек поперечного уровня прицела должен быть на середине.
1) Горизонтирование ствола производится в следующей последовательности
— установить контрольный уровень на контрольную площадку казенника;
— подъемным механизмом гаубицы вывести пузырек контрольного уровня на середину;
— установить контрольный уровень на контрольную площадку люльки;
— поворотным механизмом гаубицы вывести пузырек контрольного уровня на середину;
— установить контрольный уровень на площадку казенника и убедиться, что пузырек контрольного уровня находится на середине.
Если пузырек контрольного уровня не находится на середине — повторить операции.
2) Горизонтирование среза панорамы производится в следующей последовательности:
— контрольный уровень панорамы устанавливают на срез корзинки панорамы параллельно поперечному уровню и маховиком механизма поперечного качания выводят пузырек контрольного уровня на середину;
— поворачивают контрольный уровень на 90? и механизмом углов прицеливания выводят пузырек контрольного уровня на середину.
3) Пузырек продольного уровня выводится на середину маховиком механизма углов места цели, при этом обращается внимание на плавность перемещения пузырька продольного уровня. 4) В результате перечисленных действий должно быть:. 4) В результате перечисленных действий должно быть:
4) В результате перечисленных действий должно быть:
— на механизме углов прицеливания:
а) на грубой угломерной шкале «0» — против указателя;
б) на точной угломерной шкале «0» — против указателя;
в) на дистанционной шкале «0» — против указателя;
-на механизме углов места цели:
а) на грубой шкале «30» — против указателя;
б) на точной шкале «0» — против указателя;
-на механизме поперечного качания:
а) пузырек поперечного уровня на середине.