Яковлев, александр сергеевич

Содержание:

Правильный уход за комнатной розой после покупки

Причина смерти Юрия Яковлева

Уход Юрия Васильевича стал огромной потерей не только для его близких, но и для тех, кто знал актера только по его ролям в театре и кино. За несколько недель до смерти Юрий Яковлев попал в больницу из-за сердечной недостаточности, но, как ни старались медики, спасти его не удалось.

Он умер от сердечного приступа и отека легких осенью 2013 года, а перед этим долго болел и, по словам коллег, предчувствовал свой уход. Коллеги и поклонники прощались с Юрием Васильевичем Яковлевым в стенах его родного театра, с которым была связана большая часть его жизни и творческой биографии, а потом его похоронили на Новодевичьем кладбище.

См. также

Путь под облака

Когда в стране утвердилась Советская власть, лидеры коммунистического строительства сделали ставку на молодежь. Многие сверстники Александра Яковлева увлеклись техникой. Одни взялись изобретать автомобили, другие — корабли, третьи — самолеты. Саша тоже не отставал от друзей. На тот момент интерес молодых людей сконцентрировался на моделировании летающих моделей. Когда Яковлеву едва исполнилось пятнадцать лет, он сконструировал и собрал действующую модель планера. Размах крыльев модели составлял два метра. Испытания успешно прошли на площадке около школы.

Подросток и сам не ожидал такого результата. Первый успех, что называется, окрылил его. Александр начал предметно интересоваться технологией производства самолетов. Следующим реальным шагом стал авиамодельный кружок, который он создал в школе. Далее события развивались по нарастающей траектории. Летом 1924 года Яковлев по собственным чертежам собрал планер и отправился с ни на соревнование в Крым. Здесь в окрестностях Коктебеля состоялись первые в СССР соревнования планеристов. Планер оказался не хуже прочих, представленных участниками. Интересно отметить, что в соревнованиях участвовал и Сергей Павлович Королев, будущий основоположник отечественной космонавтике. 

Проводите заточку только от руки

Крайне не рекомендуется затачивать охотничьи ножи из дамасской стали при помощи различных автоматических приспособлений. Вы должны чувствовать, как сталь слой за слоем снимается с лезвия. Для этого придется использовать специальные абразивы, приобрести которые можно в специализированных магазинах.

Рекомендуется сперва применять крупнозернистый абразив, чтобы как следует счистить старую, пришедшую в негодность сталь, после чего воспользоваться точильным камнем с мелкой зернистостью, проведя что-то вроде шлифовочной работы. Если вы будете использовать только абразив с крупной зернистостью, то рискуете оставить на рабочем инструменте грубые заточки, что значительно ухудшит его физические свойства.

Примечания

  1. Яковлев А. С. Цель жизни (записки авиаконструктора). Изд. 3-е, доп. — М.: Политиздат, 1972. — C. 13.
  2. Наибольшее количество самолётов среди российских ОКБ
  3. А. С. Яковлеву тогда было 33 года
  4. Кербер Л. Л. Туполев. — СПб.: Политехника, 1999. — С. 171. — ISBN 5-7325-0492-3
  5. Яковлев А. С. Цель жизни (записки авиаконструктора). Изд. 3-е, доп. — М.: Политиздат, 1972. − С. 199.
  6. Гугля Ю. А., Иванов В. П. [www.wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/Avia/Polikarpov/04.htm Роковой И-180] // АэроХобби № 1, 1994. — С. 1-15.
  7. Гугля Ю. А., Иванов В. П. [www.wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/Avia/Polikarpov/05.htm И-185 — скорость, манёвр, огонь… трагедия] // АэроХобби № 2, 1994. — С. 34-44.
  8. В начале 1940 г. ОКБ-115 А. С. Яковлева насчитывало всего 59 сотрудников, из них 45 конструкторов; для сравнения, КБ Поликарпова — 358 сотрудников, в том числе 227 конструкторов.Иванов В. П. Самолёты Н. Н. Поликарпова. — М.: РУСАВИА, 2004. — С. 340. — ISBN 5-900078-25-6
  9. Иванов В. П. Самолёты Н. Н. Поликарпова. — М.: РУСАВИА, 2004. — С. 392.
  10.  (недоступная ссылка). www.yak.ru (2003-2012). Дата обращения: 3 апреля 2012.

Как выглядит кадастровая выписка на земельный участок?

Так как постановка земельного участка на кадастровый учёт несёт за собой появление в Государственном кадастре недвижимости информации о таком участке, для подтверждения статуса учтённого объекта недвижимости потребуется получение одного из ключевых кадастровых документов — паспорта или выписки.

Однако, если кадастровый паспорт содержит только ключевую информацию об участке, то выписка представляет собой расширенный вариант аналогичного документа, в котором будет содержаться вся информация, имеющаяся на данный момент в реестрах Государственного кадастра недвижимости.

В настоящее время в соответствии с Федеральным Законом “О Государственном кадастре недвижимости” получить кадастровую выписку можно в двух вариантах — электронном и бумажном. Разница между этими двумя вариантами будет заключаться в том, что бумажный экземпляр будет иметь полную юридическую силу, так как на нем будет проставлена вся регистрационная информация, а подлинность документа будет заверена синими печатями ответственного сотрудника территориального подразделения Росреестра. Электронный документ иметь такую степень заверения не будет, в результате чего его юридическая сила не будет такой полной.

В целом, говоря о том, как выглядит кадастровая выписка на земельный участок, следует отметить, что она состоит из двух объёмных частей — письменной, в которой содержатся все сведения об участке, и схематической, в которой отражена графическая информация об участке с указанием его площади, расположения границ и узловых точек.

↑ Самолёты Яковлева

За время работы в Опытно-конструкторском бюро Александр Яковлев руководил созданием более 200 типов летальных аппаратов и их модификаций. Большая их часть выпускалась серийным производством. Общее количество самолётов, созданных по разработкам А.Яковлева, превышает 70 тис единиц. А.Яковлев был одним из первых, кто начал конструировать реактивные самолёты. В 1946 г. были представлены реактивные истребители ЯК-15 и ЯК-23. Эти модели долгое время были вооружении в СССР. В 1952 г. под руководством конструктора был создан ЯК-25 – первый перехватчик, а в 1958 г. – первый сверхзвуковой разведчик ЯК-27Р. Тогда же появился фронтовой бомбардировщик-перехватчик ЯК-28.

А.Яковлев также создал первые самолёты вертикального взлёта и посадки. В 1987 г. появляется новое поколение таких самолётов – ЯК-141. Именно этой разработке Яковлева первой, среди самолётов своего класса, удалось преодолеть скорость звука. Она опережала аналогичные разработки в мире минимум на 10 лет. Также деятельность Яковлева была направлена на создание грузоподъёмных аппаратов для десантных войск. В 1948 году под его руководством был сконструирован планер ЯК-14, а в 1952 году – вертолёт ЯК-24. В 1947 году А.Яковлев сконструировал многоцелевой лёгкий самолёт ЯК-12, а начиная с 1960 года, была разработана целая серия спортивно-акробатических самолётов.

В 1966 году был спроектирован ЯК-40 – первый реактивный самолёт местных линий. Это единственный самолёт в Советском Союзе, который имел западный сертификат по нормам лётной годности. В 1975 году А.Яковлев конструирует ближне – магистральный лайнер ЯК-42, который стал самым экономическим из всех советских лайнеров. В 1983 году в ОКБ начали проектировать беспилотные летательные аппараты. Умер Александр Яковлев В Москве, 22 августа 1989 года. Похоронили авиаконструктора на Новодевичьем кладбище.

Яковлев был зачинателем собственной школы в самолётостроении. Она сочетает простоту конструктивных решений и высокую культуру проектирования. Сейчас в ОКБ им. А.Яковлева проектируют различные виды самолётов: боевые, учебно-спортивные, пассажирские и многоцелевые аппараты.

Необычное происхождение

Юрий Васильевич появился на свет 25 апреля 1928 года в Москве. Отец был творческой натурой, мечтал стать певцом, и одно время играл на сцене МХАТа. Но дед Юрия, человек строгий и властный, был против такой профессии сына. В Воронеже его обувь покупали все и, пользуясь уважением местного населения, Василий Николаевич был избран главой города.

Естественно, сын главы Василий Васильевич не мог перечить отцу и оставил творчество в пользу семейного бизнеса. Позже он стал юристом.

Юрий Яковлев в детстве и юности

Мама Юры Ольга Михайловна в качестве медсестры разрабатывала диеты в поликлинике Кремля. Ее отец управлял маслозаводом в Таганроге.

Познакомились родители Яковлева в Воронеже, куда Ольга приехала к подруге. Затем переехали в столицу. Спустя четыре года развелись. Что удивительно, семью так ни один из них повторно и не создал, а Василий Васильевич исправно приходил в гости к сыну по четвергам.

Снайперская винтовка ВССК Выхлоп

Критика деятельности

А. С. Яковлев находился в особых доверительных отношениях с И. В. Сталиным. В своих мемуарах Яковлев приводит следующий диалог с ним:

Эти отношения после смерти И. В. Сталина вызвали нападки на Яковлева со стороны некоторых его коллег, пострадавших от репрессий. Так, например, конструктор Л. Кербер писал:

Кербер в данном случае явно ошибается, так как Туполев был арестован 21 октября 1937 года, а Яковлева стали вызывать в Кремль только в 1939 году; книги же Яковлев начал писать лишь в послевоенные годы. Поэтому доносы не могли быть «рассыпаны» на их страницах.

Яковлев понимал, что на должности заместителя наркома по опытному самолётостроению может стать объектом для обвинений в необъективности и «затирании» других авиаконструкторов.

Так впоследствии и произошло. Утверждалось (ниже — подробнее), что Яковлев, опасаясь конкуренции, «свернул» некоторые возможно перспективные работы других авиаконструкторов, среди которых упоминаются СК-1 и СК-2 М. Р. Бисновата, РК-800 (Раздвижное крыло 800 км/ч) Г. И. Бакшаева (1940 год) и так далее. Конструктор А. С. Москалёв в своих мемуарах ставит в вину Яковлеву прекращение работ над своими проектами сверхлёгкого истребителя САМ-13 (весна 1941 года) и сверхзвукового РМ-1 (1946).

Особенно часто в современных источниках утверждается «роковая» роль Яковлева в судьбе истребителей И-180, И-185 конструкции Н. Н. Поликарпова. Эта версия представляется сомнительной просто из-за несовпадения дат. Яковлев не мог быть ответственным за проблемы программы И-180 в 1939 году, поскольку в этот период он не имел никакого отношения к руководству авиационной промышленности СССР и занимал пост главного конструктора небольшого КБ завода № 115. Версия о противодействии Яковлева работам по И-185 также не находит документального подтверждения; более того, известно письмо Яковлева А. И. Шахурину от 4 марта 1943 года с рекомендацией срочно начать серийное производство этого самолёта:

Весьма нелицеприятно отзывается о Яковлеве в своей книге «В небе над Кубанью» прославленный советский лётчик-ас А. И. Покрышкин.

Как заместитель наркома, Яковлев занимался вопросами опытного самолётостроения, тогда как вопросами серийного производства ведали два других заместителя — П. В. Дементьев и П. А. Воронин.

Алена

Старшая дочь Юрия Васильевича – Алена. Российская актриса Театра Сатиры появилась на свет 2 июня 1961 года. Она снималась в кинолентах «Возвращение мушкетеров», «Все включено», «Мальчик и девочка». Все детство будущая исполнительница из-за специфики работы отчима, который был журналистом-международником, провела в разных странах мира, часто переезжая с места на место.

Закончив школу, девушка поступила на отделение журналистики МГУ. Однако более всего Алену влекла сцена. Она играла в студенческом театре, а спустя немного времени поступила в Щукинское училище, оставаясь в МГУ. Два образования девушка получила одновременно. Выпускница начала творческую биографию в Театре Сатиры. Ее сценическим дебютом стало «Бремя решений».

После выхода на экраны кинокартины «Интердевочка» получившая при рождении имя Елена начинающая актриса стала Аленой, чтобы не вызывать путаницы. Успешная карьера продолжилась в кинематографе. Вначале исполнительница снялась в эпизоде драмы «Два берега». Как актриса второго плана она участвовала в «Вечном муже», «Филиале», «Под северным сиянием».

Испанской медсестрой артистка была в мюзикле «Времена не выбирают», волевой героиней Эльзой стала в криминальном сериале «Боец», романтичной Анной «Козленке в молоке». В 2006 Алена снялась в двенадцати картинах. В кинофильме «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини» Яковлева обошла на пробах Милу Йовович и сыграла роль мадам де Круаль, создав запоминающийся образ новой миледи.

Обычно героинями актрисы становятся либо сексуальные красавицы, либо гламурные дамы. Всех персонажей объединяет яркость и сложность характеров. Есть в списке работ исполнительницы серьезные драматические роли. Пример – мать в картине «Мальчик и девочка», переживающая из-за любви сына к учительнице.

Чаще всего знаменитость снимается в теленовеллах. Она играла в сериалах «Женский доктор», «Дневник доктора Зайцевой», «Земский доктор». В 2020 Алена принимала участие в телеконкурсе «Танцы со звездами». Ее партнером стал танцовщик Виталий Сурма. Первым избранником Яковлевой стал ее коллега Александр Кахун. Отношения продолжались 8 лет.

Отцом ребенка актрисы, дочери Марии, стал Кирилл Казаков. Семья быстро распалась. Маша также выбрала артистическую карьеру. Новым супругом звезды в середине девяностых стал режиссер Кирилл Мозгаловский. Дружеские отношения пара сохранила и после развода. Актриса не стремится к саморекламе. Неизвестно, ведет ли она аккаунты в сосцетях, но ее творчеству посвящено несколько фанатских групп в популярных «Инстраграм» и «ВКонтакте».

В 2020 исполнительница снялась в мини-теленовелле «Рецепт любви». По сюжету героине становится известно, что отец ее избранника, британский аристократ, в Россию не собирается никогда. Поэтому свою биография она решается приукрасить. Реализация плана оказалась настолько впечатляющей, что будущий родственник спешит посетить невесту сына, чтобы познакомиться с ее семьей.

Участвовала актриса в экспериментальной мелодраме «Я любить тебя буду, можно?». Все реплики героев в ней заменены строчками из стихов Эдуарда Асадова в атмосфере привычного общения. Аленам уверена, что жизнь начинается после 50, и не скрывает своего убеждения.

Награды

За выдающиеся заслуги перед Родиной Яковлев был удостоен следующих наград:

Советские:

  • Герой Социалистического Труда — Медаль «Серп и Молот» дважды (1940, 1957);
  • Орден Ленина десять раз;
  • Орден Октябрьской Революции;
  • Орден Красного Знамени дважды;
  • Орден Суворова 1-й и 2-й степени;
  • Орден Отечественной войны 1-й степени дважды;
  • Орден Трудового Красного Знамени
  • Орден Красной Звезды
  • лауреат Сталинской премии шестикратный (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1948);
  • лауреат Ленинской премии (1971);
  • лауреат Государственной премии СССР (1977);

Французские:

Орден Почётного легиона степени «Офицер» (фр. Officier de l’Ordre national de la L?gion d’Honneur);

Международные:

Золотая авиационная медаль ФАИ.

Самолёты

В конструкторское бюро, которым руководил 70 лет Александр Сергеевич Яковлев, разработал более 200 воздушных судов и их модификаций. Наиболее известными из них являются:

  1. Самолёты из линейки АИР — первая разработка конструктора Яковлева, названная в честь Алексея Ивановича Рыкова. После расстрела известного наркома аббревиатуру стали произносить как английское слово, означающее воздух. Всего с 1927 по 1940 гг. было разработано 20 модификаций этого судна. АИР-1 был построен в единственном экземпляре. Но через 50 лет после первого полёта была изготовлена его копия, которая в настоящее время находится в московском музее техники в районе усадьбы Архангельское. Первым серийным судном этой линейки стала модель АИР-6, который использовался в качестве воздушного автомобиля, связывающего отдалённые районы страны с областными центрами.
  2. УТ-1 и УТ-2 — самолёты, используемые для обучения и тренировочных полётов советских лётчиков. УТ-1, разработанный на базе модели АИР-16, использовался в годы войны в качестве лёгкого штурмовика. Суда, на которые были установлены пулемёты и подвесы, рассчитанные на 4 бомбы, сыграли большую роль в борьбе с фашистами на южном театре военных действий. Обе модификации выпускались с конца 30-х до конца 40-х гг.
  3. Первым боевым воздушным судном, разработанным специалистами КБ Яковлева, стал И-26, который в серийном производстве получил название ЯК-1. Лёгкий борт отличался улучшенными показателями скорости и маневренности. Очевидным преимуществом яковлевских истребителей являлось простое производство, которое легко можно переносить в любую деревообрабатывающую мастерскую. Наибольшее распространение «ястребки» получили в 40-е гг. На фронтах Отечественной войны воевали 40000 машин моделей Як-1, 3 и 9.
  4. В послевоенные годы одной из самых успешных разработок Яковлева стал ЯК-25, способный патрулировать границы при любых погодных условиях и обнаруживать цели на расстоянии 30 км. Он являлся прототипом для военных воздушных судов, используемых для выполнения различных тактических задач.
  5. В 60-е гг. КБ Яковлева начало работу по разработке самолёта с вертикальным взлетом и посадкой. В 1967 г. в Домодедово совершил первый полёт ЯК-36. Через 10 лет на вооружение союзных ВВС поступили усовершенствованные ЯК-38, предназначенные для взлёта с палубы авианосца. В конце 80-х гг. началась разработка сверхзвукового СВВП, но в связи с распадом СССР и отсутствием финансирования проект не был завершён.
  6. В 1951 г. конструкторы яковлевского бюро разработали пассажирский вертолет, рассчитанный на 30-40 пассажиров. На момент запуска в серийное производство воздушное судно с обозначением Як-24 являлось самым мощным вертолетом в мире. Его модификации использовались как в военном ведомстве, так и в гражданской авиации. Надёжная машина эксплуатировалась в течение 10 лет, за которые не произошло ни одного крушения с человеческими жертвами.
  7. Помимо военных машин, КБ Яковлева занималось разработкой машин для гражданских перевозок. В конце 60-х гг. появился первый советский пассажирский борт, который прошёл международную сертификацию и использовался западноевропейскими авиакомпаниями. Як-40 активно использовался на местных и международных перевозках до начала 80-х гг. На смену ему пришли Як-42. Обе модификации продолжают использоваться отечественным и зарубежными перевозчиками.


Вертолет Як-24

Биография

Алексей появился на свет 17.10.1961 в творческой семье. Его родители Екатерина Аркадьевна Райкина и Юрий Васильевич были актерами. Назвали мальчика в честь погибшего на войне дяди. Воспитанием в основном занимались родственники, так как родители постоянно гастролировали по стране.

Через 3 года после рождения сына пара развелась. Причиной стало пристрастие супруга к спиртному. Мать вышла замуж во второй раз и не позволяла отцу видеться с ребенком на протяжении 15 лет.

У Алексея есть сводные братья и сестра по отцу. Алена Яковлева родилась в тот же год, что и Алексей от первой жены отца, между ними всего 4 месяца разницы в возрасте. Антон — младший брат от третьего брака отца. У матери он единственный сын. Долгие годы дети не контактировали, хотя знали о существовании друг друга. Шаг к знакомству сделала сестра, позднее они начали общаться и с Антоном. Родственники до сих пор хорошо дружат между собой и часто встречаются. Все они являются актерами и на юбилей отца в 60 лет сделали совместное выступление.

После школы, Алексей подал документы и поступил, как и его папа, в Высшее театральное училище им. Щукина и окончил его в 83 г. прошлого века. При обучении выступал в театре в Москве. В 1987 стал организатором нового театра «Чет-нечет» вместе с А. Пономаревым, где и занимался творческой деятельностью до 1991 года.

Актеру Алексею Яковлеву казалось, что он обделен классическими ролями, которые ему были интересны, и по этой причине решил завершить с актерской деятельностью на театральных подмостках, хотел попробовать себя в новой роли ведущего телепередач на разных каналах. Но с 2015 года является успешным бизнесменом в сфере недвижимости. Также активно занимается в постановках Центрального Дома актера имени А. А. Яблочкиной.

Юность, опаленная войной

Когда наступил расстрельный 1937 год и брата матери Яковлева репрессировали, Ольга Михайловна предпочла держаться подальше от Кремля.

Во время войны она работала в госпитале медсестрой, а Юрий старался во всем помогать матери. Это было в эвакуации в Уфе. По возвращении в столицу юный Яковлев начал искать новые способы заработка, так как нужно было выживать в столь тяжёлое время. Парень устроился на заправку, а потом его взяли в автомастерскую при американском посольстве. Юра начал мечтать о карьере дипломата.

Юрий Яковлев в молодости

Однако что-то надоумило его резко изменить свои устремления в пользу актерства. Возможно, Юрию Васильевичу передались отцовские гены.

Примечания

  1. >

Примечания

  1. Яковлев А. С. Цель жизни (записки авиаконструктора). Изд. 3-е, доп. — М.: Политиздат, 1972. — C. 13.
  2. Наибольшее количество самолётов среди российских ОКБ
  3. А. С. Яковлеву тогда было 33 года
  4. Кербер Л. Л. Туполев. — СПб.: Политехника, 1999. — С. 171. — ISBN 5-7325-0492-3
  5. Яковлев А. С. Цель жизни (записки авиаконструктора). Изд. 3-е, доп. — М.: Политиздат, 1972. − С. 199.
  6. В начале 1940 г. ОКБ-115 А. С. Яковлева насчитывало всего 59 сотрудников, из них 45 конструкторов; для сравнения, КБ Поликарпова — 358 сотрудников, в том числе 227 конструкторов.Иванов В. П. Самолёты Н. Н. Поликарпова. — М.: РУСАВИА, 2004. — С. 340. — ISBN 5-900078-25-6
  7. Иванов В. П. Самолёты Н. Н. Поликарпова. — М.: РУСАВИА, 2004. — С. 392.

Участие в боевых операциях

За время службы, самолет Dassault Mirage 2000 и его модификации участвовали в военных конфликтах. Некоторые бои говорили о том, что истребитель получился надежным (ценилась маневренность), некоторые обнажали очевидные проблемы в конструкции истребителя.

Предшественник серии 2000 – Mirage III – участвовал в «Шестидневной» войне. Израильские ВВС (имевшие на вооружении Миражи) хозяйничали в небе, легко расправляясь с устаревшими египетскими самолетами Миг-17 и Миг-21 (потери 1 Мираж на 4 Мига). Только помощь СССР в виде новых машин Миг-23МЛ помогла уравнять шансы.

Масштабная военная компания для этих машин прошла в Индии. В ходе Каргильского конфликта зафиксировали больше полутысячи самолетовылетов. Преимущественно Миражи использовались для бомбардировки, а за их прикрытие в небе отвечали Миг-29.

Последнее применение истребителя – Ливийский конфликт на стороне коалиции против Каддафи.

Французские власти сделали удачный выбор, когда поставили серию 2000 в массовое производство. Благодаря оптимальной цене и надежности, самолет применялся в конфликтах по всему миру и заслужил звание неприхотливого истребителя, перехватчика, бомбардировщика. Во многом, это объясняет продолжительный выпуск Миражей и их востребованность на рынке.

↑ Учёба в академии. Продолжение профессиональной деятельности

 В академию Александра Яковлева приняли только в 1927 году. Однако во время учёбы он продолжал работать. До окончания учёбы в 1931 году он руководил созданием восьми типов самолётов: от АИР-1 до АИР-8. Один из них, АИР-6, попал в серийное производство. С 1931 года авиаконструктор начал работать на заводе им. Менжинского, а уже через год организовывает там группу лёгкой авиации. В 1935 году А.Яковлев переходит в Спецавиатресте Авиапрома, и остаётся на должности главного конструктора до 1956 года. С 1956 по 1984 А.Яковлев работал генеральным конструктором Опытно-конструкторского бюро.

Примечания

  1. Яковлев А. С. Цель жизни (записки авиаконструктора). Изд. 3-е, доп. — М.: Политиздат, 1972. — C. 13.
  2. Наибольшее количество самолётов среди российских ОКБ
  3. А. С. Яковлеву тогда было 33 года
  4. Кербер Л. Л. Туполев. — СПб.: Политехника, 1999. — С. 171. — ISBN 5-7325-0492-3
  5. Яковлев А. С. Цель жизни (записки авиаконструктора). Изд. 3-е, доп. — М.: Политиздат, 1972. − С. 199.
  6. В начале 1940 г. ОКБ-115 А. С. Яковлева насчитывало всего 59 сотрудников, из них 45 конструкторов; для сравнения, КБ Поликарпова — 358 сотрудников, в том числе 227 конструкторов.Иванов В. П. Самолёты Н. Н. Поликарпова. — М.: РУСАВИА, 2004. — С. 340. — ISBN 5-900078-25-6
  7. Иванов В. П. Самолёты Н. Н. Поликарпова. — М.: РУСАВИА, 2004. — С. 392.

Стартовые условия

Когда над городом или затерянном в тайге поселке пролетает самолет, люди обязательно посмотрят в небо. За несколько поколения российское население привыкло к таким картинкам. Многие до сих пор считают, что на высоте десять тысяч метров летают машины отечественного производства. До недавнего времени так это и было. Однако в последние два десятилетия многие авиационные заводы в нашей стране прекратили свое существование. Знаменитый самолет Як-40, предназначенный для местных авиалиний, уже давно не производится.

Конструктор этого самолета и других машин Александр Яковлев появился на свет 1 апреля 1906 года в семье служащего. Родители проживали в Москве. Когда мальчику исполнилось восемь лет, его записали в гимназию. Как раз в это время началась первая мировая война. Затем грянула революция и гражданская война. Александр не участвовал в этих грандиозных событиях, однако наблюдал за происходящими событиями. В гимназии его любимыми предметами были история и литература.

Награды и премии

  • дважды Герой Социалистического Труда (28.10.1940; 12.7.1957)
  • десять орденов Ленина (27.4.1939; 28.10.1940; 6.9.1942; 25.5.1944; 2.7.1945; 15.11.1950; 31.3.1956; 31.3.1966; 23.6.1981; 17.8.1984)
  • орден Октябрьской Революции (26.4.1971)
  • два ордена Красного Знамени (3.11.1944; 26.10.1955)
  • орден Суворова I степени (16.9.1945)
  • орден Суворова II степени (19.08.1944)
  • орден Отечественной войны I степени (10.6.1945)
  • орден Трудового Красного Знамени (17.9.1975)
  • орден Красной Звезды (17.8.1933)
  • Сталинская премия первой степени () — за разработку новой конструкции самолёта («Як-1»)
  • Сталинская премия первой степени () — за разработку новой конструкции самолёта.
  • Сталинская премия первой степени () — за модификацию и усовершенствование боевых самолётов
  • Сталинская премия первой степени () — за разработку конструкции нового самолёта-истребителя «Яковлев-3» и коренное усовершенствование истребителя «Яковлев-9»
  • Сталинская премия первой степени () — за разработку конструкции нового образца боевого самолёта
  • Сталинская премия первой степени () — за создание нового типа боевого самолёта
  • Ленинская премия ()
  • Государственная премия СССР ()
  • орден Почётного легиона степени «Офицер» (фр. Officier de l’Ordre national de la Légion d’Honneur);
  • Золотая авиационная медаль ФАИ (1967).

Критика деятельности

Фигура Александра Сергеевича Яковлева вызывала неоднозначное мнение как у современников, так и у сегодняшних любителей авиации. Основной поток критики связан с доверительными отношениями, сложившимися у молодого конструктора с главой советского государства И. В. Сталиным. Современники обвиняли Яковлева в следующих событиях:

  1. Арест в октябре 1937 г. авиаконструктора Туполева. После смерти Сталина в мемуарах стали появляться мысли о причастности Яковлева к репрессиям среди авиаторов, основанных на его доносах и сведениям из книг. Следует отметить, что общение конструктора со Сталиным началось в 1939 г., то есть уже после ареста Туполева. А свои автобиографические книги, на которые ссылаются критики, конструктор писал в послевоенные годы, поэтому они не могли стать источником информации для репрессий в конце 30-х гг.
  2. Поводом для критических замечаний являлась деятельность Александра Сергеевича на посту заместителя руководителя наркомата авиационной промышленности. Недоброжелатели утверждали, что он препятствовал продвижению проектов других конструкторов. Его защитники отмечают, что Яковлев руководил опытным направлением и не мог влиять на серийное производство. Знаковым является письмо 1943 г., в котором он рекомендовал приступить к серийному производству машин И-185, разработанных в КБ Поликарпова. Несмотря на это, именно Яковлева позднее обвиняли в заморозке этого проекта.
  3. Современные критики деятельности авиаконструктора говорят об отсутствии успешных проектов в его бюро после смерти Сталина. При этом они оставляют без внимания тот факт, что в послевоенные годы КБ Яковлева справлялось с задачами, за которые не брались другие конструкторы. К ним относятся разработка самолёта с вертикальным взлетом и посадкой.


37874 01.12.1944 Авиаконструкторы Александр Сергеевич Яковлев (слева) и Артем Иванович Микоян разглядывают журнал. Александр Капустянский/РИА Новости

Самолёты[править | править код]

Под руководством Яковлева ОКБ 115 выпустило свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных. С 1932 года самолёты ОКБ непрерывно находятся в крупносерийном производстве и эксплуатации. За 70 лет построено 70 000 самолётов «Як». Во время Великой Отечественной войны для фронта было построено 40 000 самолётов «Як». На самолётах КБ Яковлева установлено 74 мировых рекорда.

На самолётах Яковлева во время Великой Отечественной войны летали:

  • советский лётчик-ас А. И. Покрышкин — очень недолго, предпочтя цельнометаллическую P-39 «Airacobra»;
  • лётчики полка Нормандия-Неман;
  • дважды Герой Советского Союза А. В. Ворожейкин — 46 сбитых самолётов из 52 (6 на И-16 на Халхин-Голе);
  • А. И. Колдунов — 46 побед и Е. Я. Савицкий — 22 победы, причём последний был единственным летающим командиром авиакорпуса (в Красной армии после 1941 года не летали даже некоторые командиры полков).

Навигация

Примечания

  1. Яковлев А. С. Цель жизни (записки авиаконструктора). Изд. 3-е, доп. — М.: Политиздат, 1972. — C. 13.
  2. Наибольшее количество самолётов среди российских ОКБ
  3. А. С. Яковлеву тогда было 33 года
  4. Кербер Л. Л. Туполев. — СПб.: Политехника, 1999. — С. 171. — ISBN 5-7325-0492-3
  5. Яковлев А. С. Цель жизни (записки авиаконструктора). Изд. 3-е, доп. — М.: Политиздат, 1972. − С. 199.
  6. В начале 1940 г. ОКБ-115 А. С. Яковлева насчитывало всего 59 сотрудников, из них 45 конструкторов; для сравнения, КБ Поликарпова — 358 сотрудников, в том числе 227 конструкторов.Иванов В. П. Самолёты Н. Н. Поликарпова. — М.: РУСАВИА, 2004. — С. 340. — ISBN 5-900078-25-6
  7. Иванов В. П. Самолёты Н. Н. Поликарпова. — М.: РУСАВИА, 2004. — С. 392.

«Хочется работать и работать, чтобы проникать все дальше и дальше в неизвестное»

Первые послевоенные годы ознаменовались началом реактивной эры в авиации. К работе над своим реактивным истребителем команда Яковлева приступила сразу после победы. Як-15, полетевший в апреле 1946 года, стал первым истребителем на вооружении ВВС СССР. Чуть позже в ОКБ Яковлева разрабатываются Як-17УТИ, Як-23, первый всепогодный перехватчик Як-25 с рекордной продолжительностью полета, первый сверхзвуковой разведчик Як-27Р, семейство сверхзвуковых самолетов Як-28.

После истребителей ОКБ Яковлева принимается за создание гражданских машин. В 1968 году на пассажирские линии Союза выходит 32-местный «крылатый автобус» Як-40. Он стал единственным советским самолетом, прошедшим сертификацию по западным нормам летной годности и экспортировавшимся в страны Западной Европы. После успеха Як-40 в ОКБ Яковлева разработают 120-местный пассажирский Як-42, который и сегодня обслуживает рейсы авиакомпаний.

За все время работы Яковлевым было создано около 200 типов самолетов, более 100 из которых выпускались серийно. Александр Сергеевич отдал своему конструкторскому бюро более полувека жизни – с 1935 по 1984 год. Жизненный путь выдающегося авиаконструктора закончился 22 августа 1989 года.

Основными качествами Яковлева называли целеустремленность и трудолюбие. Александр Сергеевич рано понял, что для успеха в его деле нужно быть не только хорошим конструктором, но и публичным человеком − он был ярким популяризатором авиации, вращался в высших кругах, писал статьи и книги. Мечта создавать новую, более совершенную авиатехнику двигала им всю жизнь. Лучше всего об этом сказал он сам: «Когда я построил планер, мною овладело неодолимое стремление сконструировать самолет. Потом захотелось сделать другой, получше, потом третий… Строишь машину и думаешь: «Только бы она полетела, больше мне в жизни ничего не нужно!» Но вот машина закончена и начинает летать, рождается новое желание − сделать другой самолет, чтобы он летал еще быстрее, еще лучше…»

В поиске справедливости люди чаще стали вспоминать честную эпоху Сталина. И тут же возник законопроект о противодействии реабилитации сталинизма, разработанный в Совете Федерации РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector