Семейство зенитных ракетных комплексов с-300: история создания, основные модификации
Содержание:
- Какие бывают системы ПВО
- История ПВО
- История создания ЗРК С-300
- Состав боевых средств ЗРС С-300В
- ЮГОСЛАВСКИЕ СТЕНАНИЯ
- Боевое применение
- ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ
- АВТОМОБИЛИ В НАЛИЧИИ. РАСПРОДАЖА!!!
- ЗРК «Сосна» и ЗРПК «Сосна-РА» – разные модификации
- Главная опасность — внезапность
- «Глаза» комплекса
- Что такое ПВО?
- Видео
- ЗРС С-300ПМУ2 Фаворит — видео
Какие бывают системы ПВО
Выше уже были приведены примеры комплексов противовоздушной обороны разных стран мира. Останавливаться на характеристиках каждого в отдельности не стоит, так как они более менее схожи. Именно это и обеспечивает равновесие сил в деле воздушного нападения и обороны. Стоит только отметить, что разработка комплексов ПВО является очень сложной задачей и производит их только небольшое количество стран. Остальные их просто закупают и именно эта статья экспорта является одной из самых внушительных для любого государства, предлагающего подобные разработки на широкий рынок.
Кроме серьезных комплексов, которые работают по дальним и быстрым целям, есть и более простые разработки. Они более мобильны, не требуют такого большого количества личного состава и могут работать в системе существующей ПВО. Одной из важных задач легких комплексов является защита более серьезных систем ПВО дальнего действия, применение тяжелых ракет которых не имеет смысла при отражении атаки легких беспилотников.
Автомобильная модификация Панцирь-С1 на базе автомобиля КАМАЗ с колесной формулой 8х8
В России самым известным комплексом подобного класса является самоходный зенитный ракетно-пушечный комплекс (ЗРПК) Панцирь-С1. Его экипаж составляет всего 3 человека, а время развертывания не превышает пяти минут. Время реагирования составляет 4-6 секунд, а дистанция сопровождения цели 30 км при дистанции обнаружения 36 км.
Скорость цели не должна превышать 1000 м/с, а для борьбы предусмотрено 12 ракет (модификация ракет может отличаться) и спаренный зенитный автомат калибра 30 мм с запасом 1400 снарядов.
Как видим, система подходит или для прикрытия наступления, или для защиты более серьезных орудий, работая в связке. Устанавливается она как на колесные, так и на гусеничные самоходные машины, обеспечивая большую мобильность и запас хода в несколько сотен километров. Кроме этого, есть разные модификации, ТТХ которых могут несколько отличаться от приведенных выше.
На данный момент, Панцирь-С1 является самым передовым комплексом воздушного прикрытия малого радиуса действия. Аналогов у него не так много и основным является китайский FK-1000. Тем не менее, в конце прошлого года было объявлено о новом типе подобного оружия в США.
Самоходный зенитный ракетно-пушечный комплекс IM-SHORAD
Новая система получила название IM-SHORAD. Основой системы станет платформа Stryker A1. Она способна обеспечить маневренные бригадные боевые группы полной возможностью “обнаружить-идентифицировать-отслеживать-победить”. В свете существенного усложнения ведения боевых действий на фоне появления большого количества маленьких, почти незаметных, но опасных беспилотников, наличие такой системы в армии просто необходимо.
Точных характеристик комплекса пока нет, но, скорее всего, они будут схожими с характеристиками комплексов Панцирь-С1.
В очередной раз мы получим равновесие, которое является залогом относительного мира. Проблема в том, что крупнейшие производители вооружения будут разрабатываться новые типы оружия и модификации существующих систем. В этот момент погоня за равновесием превращается в гонку вооружений. Дальше говорить не буду. За меня уже все сказали писатели-фантасты. Будем надеяться, что они ошибаются. В любом случае, хотелось бы, чтобы системы обороны были мощнее систем нападения. В противном случае…
История ПВО
Сейчас системы ПВО в основном имеют ракетную направленность. На первых порах это были стрелковые системы. Например, первая российская система для борьбы с воздушными целями была создана еще в 1891 году и представляла собой шрапнельные орудия.
Именно в этом году в Красном Селе состоялись первые испытания систем по борьбе с воздушными целями. Стрельба велась по аэростатам, привязанным к лошадям, которые и тянули их. Эффективность системы была отмечена как высокая, но было принято решения создать специализированное орудие для защиты воздушного пространства.
Так в 1914 году появилась первая 76-мм пушка, получившая название 3-х дюймовая противоаэропланная пушка Лендера или Тарновского—Лендера или 8-К. В этом же году, после формирования в Петрограде первого корпуса воздушной обороны, как считается и появились войска ПВО.
Так выглядело первое орудие, специально созданное для борьбы с воздушными целями.
Первые орудия могли вести борьбу с объектами, находящимися на высоте до 3 000 метров. Тогда это было максимальной высотой полета аэропланов. Устанавливались они на двух рубежах от города. Первый на расстоянии 30-40 км, а второй на расстоянии 6-15 км.
Естественно, никаких систем раннего обнаружения тогда не было и единственным способом определения подлета самолета были наблюдатели. Для раннего обнаружения использовалась разведка и прослушивание переговоров противника. Позже такая система получила название ”Радиотелеграфная оборона Петрограда”.
Во времена Второй мировой войны защита воздушного пространства применялась всеми сторонами конфликта. Зачастую это были мощные пулеметы, которые показали свою большую эффективность в таких условиях. Особенно, когда надо было прикрыть пехоту. Системы ставились на самоходные установки и успешно прикрывали войска от нападения с воздуха. Управляемым вручную пулеметам отдали предпочтение, несмотря на наличие в то время простейших систем самонаведения. Простейшими они были из-за своей зачаточности. На самом деле, они были очень сложными для того времени и могли определить направление приближения вражеского самолета.
В качестве примера эффективности ПВО того времени можно привести то, что союзники потеряли по разным оценкам около 40 000 единиц авиационной техники. Все они были сбиты немецкими ПВО.
История создания ЗРК С-300
История создания зенитно-ракетного комплекса С-300 началась еще в середине 50-х годов, когда в СССР плотно занялись созданием системы противоракетной обороны. Были проведены научно-исследовательские работы в рамках проектов «Шар» и «Защита», в ходе которых была экспериментально доказана возможность создания ЗРК, способных нести и противовоздушную, и противоракетную оборону.
Советские военные стратеги четко понимали, что СССР вряд ли сможет соперничать со странами Запада по количеству боевых самолетов, поэтому развитию войск ПВО уделялось огромное внимание
К концу 60-х годов советский военно-промышленный комплекс накопил значительный опыт разработок и эксплуатации зенитно-ракетных комплексов, в том числе и в условиях боевых действий. Вьетнам и Ближний Восток предоставил советским конструкторам огромный фактический материал для изучения, показал сильные и слабые стороны ЗРК.
В результате стало ясным, что наибольшие шансы поразить противника и избежать ответного удара имеют мобильные зенитно-ракетные комплексы, способные максимально быстро переходить из походного положения в боевое и обратно.
В конце 60-х годов с подачи командования войск ПВО СССР и руководства КБ-1 Министерства радиопромышленности возникла идея создания единого унифицированного противосамолетного зенитного комплекса, который бы мог поражать воздушные цели на дистанциях до 100 км и подходил для использования как в сухопутных войсках, так и в ПВО страны, и в Военно-морском флоте. После обсуждения, в котором принимали участие военные и представители ВПК, стало понятно, что подобная зенитная система может оправдать затраты на изготовление только в том случае, если она сможет также выполнять задачи противоракетной и противоспутниковой обороны.
Создание подобного комплекса является амбициозной задачей и в наши дни. Официально работы над С-300 начались в 1969 году, после появления соответствующего постановления Совмина СССР.
В конце концов было принято решение о разработке трех ЗРС: для ПВО страны, для ПВО Сухопутных войск и для ПВО ВМФ. Они получили следующие обозначения: С-300П («ПВО страны»), С-300Ф («Флотская») и С-300В («Войсковая»).
В целом же в этом проекте были задействованы десятки предприятий и научных организаций со всего Советского Союза. Главным разработчиком ЗРК являлось НПО «Алмаз», ракеты комплекса С-300 создавались в МКБ «Факел».
Чем дальше продвигались работы, тем больше становилось проблем, связанных с унификацией зенитного комплекса. Основной их причиной были особенности использования подобных систем в разных видах войск. Если ЗРК ПВО и ВМФ обычно применяются вместе с весьма мощными системами радиолокационной разведки, то комплексы войсковой ПВО обычно имеют высокую степень автономности. Поэтому решено было передать работу над С-300В НИИ-20 (в будущем НПО «Антей»), которая к тому времени имела значительный опыт разработок армейских средств ПВО.
Специфические условия применения зенитно-ракетных комплексов на море (отражение от сигнала поверхности воды, повышенная влажность, брызги, качка) вынудили назначить головным разработчиком С-300Ф ВНИИ РЭ.
Состав боевых средств ЗРС С-300В
Командный пункт 9С457
Каждый зенитный ракетный дивизион состоял из:
- командного пункта 9С457;
- РЛС кругового обзора (КО) «Обзор-3» (9С15М);
- РЛС программного обзора (ПО) «Имбирь» (9С19М2) — для обнаружения головных частей БР типа «Першинг», аэробаллистических ракет типа SRAM и барражирующих самолётов-постановщиков помех на дальностях до 100 км;
- четырёх зенитных ракетных батарей.
Перегрузка ТПК с ПЗУ 9A85 на ПУ 9A83 с помощью ПЗУ 9A84
Каждая батарея включала в себя:
- одну многоканальную станцию наведения ракет 9С32;
- пусковые установки (ПУ) двух типов:
- две ПУ 9А82 — с двумя ЗУР 9М82);
- четыре ПУ 9А83 — с четырьмя ЗУР 9М83;
- пуско-заряжающие установки (ПЗУ) двух типов:
- одна ПЗУ 9А84 — для работы с ПУ 9А82 и ЗУР 9М82;
- две ПЗУ 9А85 — для работы с ПУ 9А83 и ЗУР 9М83.
Ракеты 9М82 и 9М83 эксплуатировались, соответственно, в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК) 9Я238 и 9Я240.
Машина с генератором
Помимо основных агрегатов, в ЗРС входят также средства технического обеспечения и обслуживания:
- средства ракетно-технического обеспечения (PTO):
- АКИПС 9В91,
- комплект такелажного оборудования 9Т325,
- транспортные машины;
- средства технического обслуживания и ремонта (ТО и Р):
- машины технического обслуживания (9В868-1, 1Р15, 9В879-1),
- машины ремонта и технического обслуживания (9В898-1, 1Р16),
- групповой ЗИП 9Т447-1;
- учебно-тренировочные средства (УТС):
- тренировочное устройство 9Ф88 для тренировки расчёта МСНР 9С32,
- габаритно-весовые макеты ЗУР,
- учебно-действующая ЗУР.
Пусковая установка 9А82
Основная статья: 9А82
ПУ 9A82
ПУ 9А82 размещалась на гусеничном шасси «объект 831» и была предназначена для транспортирования и хранения полностью боеготовых двух ракет 9М82 в ТПК, а также для исполнения тех же операций, которые выполняет ПУ 9А83. По конструктивному построению, основным характеристикам и функционированию она отличалась от этой ПУ только устройством для установки ТПК в стартовое положение и механической частью станции подсвета целей.
ЮГОСЛАВСКИЕ СТЕНАНИЯ
Поскольку С-300П была задумана как составная часть системы ПВО страны, то внутри этой системы все перечисленные недостатки более или менее нивелировались. Ее РЛС не нужно было постоянно работать, для этого существовали РТВ, они же должны были обнаруживать низколетящие цели и выдавать по ним предварительное целеуказание. Низкая скорость перезарядки компенсировалась наличием большого числа готовых к пуску ЗУР, большая мертвая воронка – взаимным прикрытием друг друга дивизионами одного полка. Кроме того, страховали друг друга разные полки, а также другие средства ПВО. Но когда “трехсотку” стали “выдергивать из контекста” и делать “самостоятельной величиной” (да еще и в урезанных вариантах – в полку по одному-два дивизиона, по 4–8 ПУ в каждом вместо трех–пяти дивизионов по 12 ПУ), то недостатки стали неизбежно проявляться.
В первый раз это случилось в связи с агрессией НАТО против Югославии весной 1999 года. Тогда поднялся над Русью вой патриотической общественности: “Почему мы не отправляем в Югославию С-300?!” Что интересно, отголоски этого воя слышны до сих пор, хотя за 20 лет можно же было хоть что-то понять.
С-300П в любой модификации состоит из множества многотонных многометровых машин. Поэтому ее крайне сложно перебрасывать по воздуху даже в спокойных условиях: в Ан-124 “Руслан” влезает одновременно не более двух машин из состава “трехсотки”, поэтому для переброски хотя бы одного дивизиона надо много “Русланов” или много времени. А любые другие транспортные самолеты российских Воздушно-космических сил здесь просто бесполезны. В условиях полного господства в воздухе авиации НАТО, которая была способна просто вывести из строя взлетно-посадочные полосы (ВВП) любого югославского аэродрома, подобная операция была принципиально нереализуема.
Можно было перевезти С-300 по морю. Правда, это довольно медленно, потому что далеко. К тому времени, как российские суда с “трехсоткой” достигли бы югославских портов, натовцы уже более или менее все разбомбили бы. И даже если бы российские суда дошли до югославских (черногорских) портов и ВМС НАТО их пропустили бы, на этом эпопея и завершилась бы. Многотонные многометровые машины, не имеющие никакой конструктивной защиты и никакого собственного оборонительного вооружения, были бы уничтожены натовской авиацией прямо в порту. Или в крайнем случае на марше в направлении района развертывания. Никаких шансов до этого района дойти, там развернуться и привести себя в состояние боевой готовности у “трехсотки” не было даже теоретически. Просто потому, что Югославия не имела полноценной ПВО, чтобы все эти операции прикрыть.
По этой же самой причине С-300П оказалась бы практически бесполезной, если бы несколько ее дивизионов (два-три полка, больше просто не могло быть) появились бы в Югославии до начала натовской агрессии (в политическом плане вопрос о том, почему они там не появились до начала агрессии, нужно адресовать покойному Милошевичу, а не покойному же Ельцину). Остальная ПВО Югославии была слишком слаба и примитивна, поэтому С-300П становилась некой “вещью в себе”, не имеющей подстраховки ни “сверху” (от истребителей), ни “снизу” (от других ЗРК). И для ее подавления американцам просто понадобилось бы несколько десятков дополнительных “Томагавков”. Даже при идеальной работе расчетов “трехсотка” истратила бы все ЗУР на уничтожение этих “Томагавков”, а перезарядиться ей никто шанса не предоставил бы. Но патриотическая общественность подвывает и сейчас, совершенно всего этого не понимая.
Боевое применение
Летом 2007 года в г. Электросталь Московской области на более дежурство поступил первый дивизион, оборудованный ЗРС С-400 «Триумф». В 2009 году прибавился еще и второй дивизион, который вместе с первым составил 606-й гвардейский зенитный ракетный пол (16 ПУ).
Зимой 2016 года в Электростали сформировали новый ракетный полк ЗРС С-400, которым был заменен 606-й зенитно-ракетный полк 4-й дивизии ПВО.
Осенью 2015 года представитель Воздушно-космических войск России сообщил, что ЗРК из Подмосковья был переброшен военно-транспортной авиацией РФ в Сирию в течение суток.
Весной 2011 года на дежурство заступил второй полк, оборудованный ЗРС С-400 – 210-й Краснознаменный зенитный ракетный пол в поселении Дмитров (2 дивизиона по 8 пусковых установок в каждом).
Зимой 2014 года было сформировано всего пять полков ЗРС С-400: в Подмосковье, на Тихоокеанском и Балтийском флотах, а также в Южном военном округе. В состав каждого пока относилось 2 дивизиона ЗРС С-400 и в каждом по 8 пусковых установок.
Осенью 2015 года, после того как Турцией был сбит российский самолет, ЗРС С-400 была установлена в Сирии на российской авиационной базе «Хмеймим» в Латакии. Переброска была выполнена на военно-транспортных самолетах АН-124 «Руслан», взятых на одном из подмосковных полков.
7 апреля 2017 года по Сирии были выпущены американские крылатые ракеты BGM-109 «Томагавк» не были поражены системой С-400. Проведение операции спровоцировала негативную реакцию у официальных лиц Российской Федерации. Обозреватели National Interest полностью согласны с тем, что С-400 не использовался после предупрежения о ракетном обстреле со стороны США, поскольку обе ядерные сверхдержавы боялись по ошибке вступить в военную конфронтацию.
Вторая часть обозревателей выделяют общую проблему низколетящих целей. Дело в том, что без ассистированию самолета ДРЛО, такого, как А-50, а также наземные комплексы ПВО, даже не применительно к С-400, не способны наносить удар низколетящим военным объектам за пределами радиогоризонта, который составляет десятки километров с учетом использования вышек для РЛС. Специальные низковысотные обнаружители могут самостоятельно создавать зоны обнаружения на сверхмалых высотах на большй дальности, включая загоризонтные РЛС, РЛС на аэростатах, удаленные НВО вокруг центра, НВО с воздушным базированием (перехватчик МиГ-31 с 80-х гг. спосбен на самостоятельный преехват, вертолеты). Для прикрытия района около 2000 км2, защищаемого С-400, достаточно собственной зоны, но недостаточно для прикрытия удаленных объектов от дислокации С-400, если только ракета не управляется посредством данных радара самолета ДРЛО, зона защиты от низколетящих целей на сверхмалых высотах – в 10 раз больше. Противодействием мощной атаке крылатый ракетам является региональная система ПВО с массовым применением рассредоточенных ЗРК ближнего радиуса действия как «Тор» и «Бук», которые создавая множество зон ПВО радиусом нескольких десятков километров против низколетящей целей могут перекрыть полет для них на целой стране. Причем мобильность этих компонентов, в частности «Тора» на бронированной платформе, может вести огонь в движении и не имеющего координат GPS для поражения, делает такое ПВО сложноузявимым для удара крылатыми ракетами по другим самим. Развертывание таких комплексов, вероятно и запланировано в Сирии в качестве ответных мер от МО РФ, по мнению экспертов. Но принципиальным техническим решением, нивелирующим значение низкого полета крылатых ракет, является уже готовая интеграция С-400 с самолетами раннего предупреждения А-50/50У в режиме целеуказания и командования, где полученное предупреждение от самолета ДРЛО показывает рассредоточенным системам зенитно-ракетного комплекса разобрать секторы обстрела.
Основные характеристики
- Скорость цели максимальная, км/с – 4,8
- Дальность обнаружения, км – 600
Границы зоны прикрытия по дальности, км:
- максимум – 400
- минимум – 2.
Границы зоны прикрытия по высоте от аэродинамических целей (км):
- максимум – до 30 (ракетой 40Н6Е) / до 27 (ракетами 48Н6ДМ)/ до 35 (ракетами 9М96М)
- минимум – 0,005
Границы зоны прикрытия по дальности от всех доступных баллистических ракет, км
- максимум – 60
- минимум – 5.
- Обстреливаемых одновременно целей максимум – 80 (10 целей каждый ЗРК, всего до 8 ЗРК под общим управлением) (до 2012 г. — 36 (6 ЗРК по 6 целей))
- Наводимых на цели ракет максимум – 160 (20 ракет каждый ЗРК, всего до 8 ЗРК под общим управлением)
- Готовность, минут – 0,6 из режима ожидания / развёрнутый на местности 3
- Непрерывной работы часов – 10 000
Срок службы, лет:
- компонентов – минимум 20.
- ракет – 15.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ
С-300П в своих ранних модификациях ПТ и ПС создавалась как составная часть мощнейшей системы ПВО СССР.
В рамках этой системы она рассматривалась как ЗРС средней дальности и являлась, по сути, третьим эшелоном ПВО после истребительной авиации и ЗРС большой дальности С-200.
Ее задачей было уничтожение баллистических (кроме межконтинентальных) и крылатых ракет, а также «дострел» самолетов противника, преодолевших первые два эшелона. «За спиной» С-300 был четвертый эшелон в лице зенитного ракетного комплекса (ЗРК) С-125.
При этом в составе ПВО имелись еще и радиотехнические войска (РТВ), которые обеспечивали постоянное наблюдение за воздушным пространством по всему периметру границ страны.
Именно РТВ при необходимости должны были поднять по тревоге истребительную авиацию и зенитно-ракетные войска (ЗРВ), заодно обеспечив их целеуказанием.
Недостатками С-300 являлись низкий темп перезаряжания пусковых установок (ПУ), наличие большой мертвой воронки вокруг ПУ, то есть дивизионов в целом (внутри этой воронки цель не может быть поражена), невозможность работы РЛС в постоянном режиме. Как и все ЗРС средней и большой дальности, «трехсотка» оказалась достаточно громоздкой и не очень мобильной (С-300ПТ была, по сути, вообще стационарной, правда, сейчас эта модификация осталась только в ПВО Украины).
Сейчас в различных, скажем так, гражданских СМИ очень любят рисовать на картах вокруг позиций средств ПВО кружочки радиусом, соответствующим дальности поражения данных ЗРС или ЗРК (эта дальность вычитана из Википедии). При этом как бы подразумевается, что внутри этого кружочка ЗРК/ЗРС должны автоматически и непрерывно сметать с неба все, что летает, как в компьютерной игре. А если не сметает (или сметает не все), то это плохой ЗРК (плохая ЗРС). Учитывать неизживаемые недостатки, присущие средствам наземной ПВО, никто при этом не собирается. А между тем таковых хватает.
Во-первых, никакие ЗРК и ЗРС не могут сбить больше целей, чем имеют боеготовых зенитных управляемых ракет (ЗУР).
Во-вторых, Земля не плоская, а почти шарообразная. Это не имеет значения лишь для ЗРК малой дальности. Для остальных возникает проблема радиогоризонта. Та самая дальность поражения, которая написана в Википедии, относится к целям, летящим на средних и больших высотах. Низколетящие цели появляются из-за радиогоризонта на гораздо меньших дальностях, чем максимальная, причем даже в том случае, если местность почти идеально плоская (степь, пустыня, море). Если же у местности сложный рельеф, то дальность обнаружения и соответственно поражения низколетящих целей становится совсем незначительной. Видеть сквозь твердые тела РЛС не могут и никогда не смогут. Соответственно ответ на вопрос Владимира Высоцкого «и можно ли раздвинуть горизонты?» в данном случае является отрицательным. Правда, в той же «трехсотке» РЛС поднимают на 40-метровые вышки, но это отодвигает радиогоризонт всего на несколько километров.
В-третьих, для любых ЗРК и ЗРС существует еще и фактор курсового параметра. Этот параметр определяется как длина перпендикуляра, опущенного из точки стояния ЗРК на траекторию цели (или на касательную к этой траектории). Если цель идет прямо на ЗРК, курсовой параметр равен нулю. Чем больше его значение, тем сложнее поразить цель. То есть если цель идет мимо ЗРК (ЗРС) на большом удалении от них, то поразить ее не удастся, даже если она формально зайдет на некоторое время в зону поражения, пролетев по краю этой зоны. Если цель идет мимо ЗРК (ЗРС) не просто с большим курсовым параметром, но еще и на малой высоте, то она может оказаться глубоко в формальной зоне поражения, но тем не менее не будет даже обнаружена, а тем более – поражена. Это относится к любым ЗРК и ЗРС, именно поэтому журналистские кружочки абсолютно бессмысленны и не имеют никакого отношения к реальной ситуации.
Наконец, любая наземная ПВО всегда по определению пассивна, инициативой всегда владеет противник. Это тоже неизживаемый недостаток, о котором уж совсем никто никогда не вспоминает.
АВТОМОБИЛИ В НАЛИЧИИ. РАСПРОДАЖА!!!
С-300 полная масса 6 700 кг (Категория С) |
||||||
База | Кабина | Комплектация | Цвет | Надстрока | Наличие ПТС | Цена, руб. (промтоварный / сендвич)* |
3308 | со спальником | стандарт | белый | шасси | борт 2015 | по запросу |
3308 | одинарная | стандарт | желтый | шасси | борт 2015 | по запросу |
3308 | со спальником | стандарт | синий | фургон промтоварный / сендвич | фургон 2015 | *1 546 000 / 1 646 000 |
3308 | одинарная | стандарт | белый | шасси | КМУ 2015 | по запросу |
3308 | одинарная | стандарт | серебро | бункровоз | специальные прочие | 2 084 000 |
3308 | двухрядная | стандарт | белый | шасси | борт 2015 | 1 500 000 |
3308 | одинарная | комфорт | синий | фургон промтоварный / сендвич | фургон 2015 | *1 546 000 / 1 646 000 |
3308 | со спальником | стандарт | синий | фургон промтоварный / сендвич | фургон 2015 | *1 546 000 / 1 646 000 |
3308 | со спальником | стандарт | белый | фургон промтоварный / сендвич | фургон 2015 | *1 546 000 / 1 646 000 |
3308 | двухрядная | стандарт | белый | фургон промтоварный / сендвич | фургон 2015 | *1 546 000* / 1 646 000* |
3308 | одинарная | стандарт | серебро | фургон промтоварный / сендвич | фургон 2015 | *1 546 000 / 1 646 000 |
3308 | одинарная | стандарт | синий | фургон промтоварный / сендвич | фургон 2015 | *1 546 000 / 1 646 000 |
3308 | одинарная | стандарт | белый | шасси | КМУ 2015 | по запросу |
3308 | одинарная | стандарт | синий | шасси | эвакуатор 2018 | по запросу |
База | Кабина | Комплектация | Цвет | Надстрока | Наличие ПТС | Цена, руб. промтоварный / сендвич |
4750 | со спальниклм | комфорт | белый | фургон промтоварный / сендвич | фургон 2018 | *2 838 000 / 2 928 000 |
5200 | со спальниклм | стандарт | белый | фургон промтоварный / сендвич | фургон 2018 | *2 842 000 / 2 932 000 |
ЗРК «Сосна» и ЗРПК «Сосна-РА» – разные модификации
В российской армии под индексом «Сосна» приняты разные виды военной техники и вооружения. Как показывает практика, чаще всего путают мобильный буксируемый ЗРПК «Сосна» и описанный в статье ЗРК «Сосна».
Как и ракетный комплекс, «Сосна-РА» может использоваться как самостоятельная боевая единица, так и устанавливаться на разные транспортные средства.
В отличие от «старшего» ЗРПК используется для покрытия сухопутных войск исключительно от низколетящей авиации. Как и ЗРК, ЗРПК для поражения воздушных целей противника применяют ракеты малой дальности «Сосна-Р». Это единственное, что объединяет эти две боевые единицы.
Тактико-технические характеристики ЗРК «Сосна»:
Вооружение: 12 шт. ЗУР 9М340 Сосна-Р
Масса ракеты в полёте (в ТПК), кг: 30 / 42 (28 / 38)
Калибр до и после разделения ракеты, мм: 130 / 72
Максимальная скорость ракеты, м/с: 900
Максимальная перегрузка, g: 40
Система наведения: лазерная лучевая
Зоны поражения, км:
- по дальности:1,3—10,0
- по высоте: 0,002—5,0
Круглосуточность применения: обеспечивается
Время:
- реакции (от момента обнаружения цели), сек.: 5—8
- перезарядки, мин.: 10,0 (12,0)
Режимы работы: автономный и при централизованном управлении
Угол наведения:
- горизонтального: вкруговую;
- вертикального: от −5 до +82 °
Экипаж: 2 человека — оператор и водитель.
Главная опасность — внезапность
Исторический опыт учит тому, что серьезный вооруженный конфликт, как правило, начинается с массированного воздушного удара. В наше время это понятие включает действия штурмовой и бомбардировочной авиаций в совокупности с ракетным обстрелом жизненно важных для обороны объектов (систем управления, связи, энергообеспечения, мест скопления живой силы и техники, промышленных и транспортных узлов). Внезапность удара приводит в случае успеха к тому, что перестает действовать система противовоздушной обороны, как следствие — разрушается потенциал атакуемой страны (как экономический, так и военный). Комплекс С-300 способен оперативно реагировать на возникающие угрозы благодаря высокому быстродействию систем обнаружения и наведения, нивелируя фактор внезапности. 48Н6, ракета, составляющая основу огневой мощи системы, обладает уникальными летными характеристиками и большой мощностью заряда.
«Глаза» комплекса
РЛС 30Н6Е многофункциональна, что означает, что помимо антенн на одном с ними шасси присутствует и аппаратный контейнер. Излучатели выполнены по принципу фазированных решеток, управление лучом цифровое. Пост для увеличения дальности обнаружения цели и понижения минимального горизонта видимости может подниматься на специальной вышке
Особенно это важно, когда разворачивать систему ПВО необходимо в горах или среди леса. Надежность обнаружения цели гарантируется встроенным каналом получения информации об оперативной воздушной обстановке
Для поиска целей, следующих на больших и средних высотах, применяется локатор 64Н6Е. Низколетящие объекты фиксирует 76Н6, защищенный от искажений, вызванных отраженными сигналами. И, наконец, многофункциональный радиолокатор 30Н6Е ищет и подсвечивает цели во всем диапазоне, наводя на них ракеты.
Что такое ПВО?
Для начала давайте определимся, что вообще такое ПВО. Почти наверняка все представляют, о чем идет речь, но когда дело доходит до расшифровки, вот тут, как говорил мой учитель по литературе, ”кто во что горазд”. На самом деле, расшифровка вытекает из назначения этих систем.
Подобные системы должны в автоматическом или полуавтоматическом режиме вести борьбу с любой угрозой, которую представляют летящие объекты, будь то ракеты, самолеты или беспилотные летательные аппараты (БЛА). В первую очередь, это именно оборонительные системы, но в редких случаях их можно настроить на работу по наземным целям. Правда, эффективность их в этом случае будет очень низкой и для этих целей лучше использовать отдельные системы, предназначенные именно для этого.
К самым известным системам ПВО можно отнести С-300 и С-400, стоящие на боевом дежурстве у России, Украины, Белоруссии, Китая, Казахстана и некоторых других стран. В странах НАТО широкой популярностью пользуются комплексы Patriot, производимые США. Есть и менее известные комплексы, вроде иранского Бавар-373 и израильского I-Dome.
Иранский комплекс ПВО Бавар-373
Комплексом система ПВО называется потому, что включает в себя не только систему поражения летящих целей противника, но и системы раннего обнаружения. Чаще всего сама система находится на мобильной платформе и может достаточно быстро перебазироваться в другой район боевых действий. Также это очень удобно в случае развертывания временной базы в отдаленном районе. Например, российские и американские системы ПВО, которые прикрывают соответствующие базы в Сирийской Арабской Республике.
Видео
ЗРС С-300ПМУ2 Фаворит — видео
https://youtube.com/watch?v=Wk0eI71Fmg0
Кроме того, повышены обнаруженческие характеристики системы при ведении автономных боевых действий за счет использования нового автономного средства целеуказания РЛС 96J16E, имеется возможность наряду с ракетами 48Н6Е2 использовать ракеты ЗРС С-300ПМУ1 48Н6Е, обеспечивается возможность интегрирования системы «Фаворит» в любые системы противовоздушной обороны, в том числе и в системы ПВО стран НАТО.
В состав ЗРС входят командный пункт системы управления 83M6E2 и до шести зенитных ракетных комплексов С-300ПМУ2 (90Ж6Е2). В состав командного пункта входят пункт боевого управления 54К6Е2 и радиолокатор обнаружения 64Н6Е2. Имеются средства сопряжения с вышестоящим командным пунктом. Каждый ЗРК включает многофункциональный радиолокатор подсвета и наведения (РПН) 30Н6Е2 и до 12 пусковых установок (ПУ) типа 5П85СЕ, 5П85ТЕ. ЗРК может придаваться всевысотный обнаружитель (ВВО) 96Л6Е.
РЛО 64Н6Е2
Радиолокатор обзора 64Н6Е2 командного пункта системы управления 83М6Е2 с фазированной антенной решеткой S-диапазона обеспечивает обнаружение воздушных объектов в радиусе 300 км и определение государственной принадлежности воздушного объекта с помощью систем распознавания. Информация о целях передается по линиям связи на пункт боевого управления, который обобщает и обрабатывает всю информацию о воздушной обстановке от различных источников и отображает ее на своих индикаторах, при работе с вышестоящим командным пунктом получает от него команды управления и информацию о воздушных объектах. ПБУ осуществляет завязку трасс обнаруживаемых целей, оценивает степень их опасности и производит целераспределение целей на боеготовые ЗРК путем выдачи целеуказання по целям. Вся работа пункта боевого управления может вестись полностью в автоматизированном режиме. ПБУ способен управлять ЗРК различных типов, в частности ЗРК С-300ГПМУ2, С-300ПМУ1, С-300ПМУ, С-200ВЭ в любом сочетании. С помощью специальной аппаратуры ведется документирование ведения боевых действий с целью проведения последующего анализа.
Командный пункт (пункт боевого управления) 54К6Е2
Радиолокатор подсвета и наведения 30Н6Е2 ЗРК 90Ж6Е2 на основе информации, поступающей от ПБУ и всевысотного обнаружителя, обеспечивает поиск, обнаружение, автоматическое сопровождение целей, осуществляет все операции, связанные с подготовкой и ведением стрельбы зенитными ракетами, а также оценивает результаты стрельбы. Многофункциональность локатора (сопровождение целей и наводимых на них ракет) обеспечивается применением фазированных антенных решеток Х-диапазона и высокой автоматизацией всех процессов его функционирования на основе современных вычислительных комплексов, имеющих быстродействующие алгоритмы управления.
Пусковая установка вертикального старта 5П85СЕ (5П85ТЕ) обеспечивает хранение, транспортировку и пуск ракет. Вертикальный старт позволяет обстреливать пели, летящие с любого направления. На пусковой установке находятся четыре ракеты 48Н6Е2 (48Н6Е). Нахождение ракеты в герметичном транспортно-пусковом контейнере (ТПК) позволяет не проводить ее технического обслуживания в течение десяти лет эксплуатации.
Особенностью ЗРС С-300ПМУ2 «Фаворит» является ее ракета 48Н6Е2, обладающая высокими маневренными возможностями и возможностями по перегрузке. Ракета оснащена осколочно-фугасной боевой частью и обеспечивает поражение воздушных объектов на дальностях от 3 до 200 км как на встречных курсах, так и при стрельбе вдогон. При подрыве боевой части ракеты за счет оптимизации области разлета осколков и их пространственно-энергетических характеристик происходит инициирование боевой части баллистической ракеты в воздухе, тем самым существенным образом снижается возможный ущерб.
Новый всевысотный радиолокатор целеуказания 96Л6Е с многолучевой фазированной антенной решеткой автоматически выдает на РПН 30Н6Е2 и командный пункт 83М6Е2 информацию о воздушной обстановке по всем воздушным целям, летящим с любого направления. За счет адаптивного использования широкобазовых сигналов и многочастотной работы всевысотный локатор обеспечивает эффективное обнаружение как наиболее опасных низковысотных целей, так и целей на средних и больших высотах. Обычно антенное устройство всевысотного радиолокатора поднимается на специальной вышке, тем самым достигается обнаружение целей на предельно малых высотах в условиях лесной и сильно пересеченной местности.