Боль и страдания верещагина. судьба актёра из «белого солнца пустыни»

Точнее и не определишь!

В свете изложенного становится ясно, почему врагам России так нестерпимо, что российские девочки и мальчики, вместо досуга в подворотне, растут патриотами своей Отчизны и совершенствуются в овладении моральными ценностями, а не только практическими навыками, как заокеанские скауты. Не оружие делает воина, а дух. Но очевидно, что если завтра мы пойдём по стопам Западной Европы, то утратим свою суть и будем также обречены на уничтожение.

Так будем же надеяться, что такое не наступит никогда! Потому что на ошибках учатся, а мы своё право на ошибки — в том числе, в области воспитания молодёжи — уже полностью исчерпали.

Кузнецов Анатолий Борисович

Анатолий Кузнецов, актер тонкий и думающий, как никто другой ощутил на себе влияние игры Луспекаева. Позже он, опустив комментарии, скажет, что коллега по цеху помог ему переосмыслить себя профессионально. Попробуем пояснить, что недосказал артист.

Кузнецову от природы была дана внешность типичного позитивного героя. Он давно попал «в обойму» рейтинговых актеров и роли получал, не напрягаясь. Так же не спеша и размеренно он начал сниматься и в этом фильме. Однако здесь, у Владимира Мотыля, Анатолий Борисович сам себя поймал на любовании харизмой Луспекаева.

К чести Кузнецова (это заметно по его игре), он-таки сумел составить Павлу Борисовичу достойный дуэт, сыграть своего Сухова всеми фибрами души, задействовав свою полную творческую палитру. Актеры фильма «Белое солнце пустыни» отмечали воцарившуюся на съемочной площадке волею ведущих артистов атмосферу высокого творчества.

Замечательный актер, народный артист РФ, он сыграл за время своей карьеры более 100 ролей. Родина оценила вклад Анатолия Кузнецова в искусство орденами Дружбы, Почета, «За заслуги», Государственной премией.

У него был долгий и прочный брак, с женой Александрой Ляпидевской они родили и воспитали дочь Ирину.

Личная жизнь

Николай Годовиков был трижды женат. С первой супругой, поваром Галиной, брак продлился три года, в 1974 году появилась дочь Мария. Но жена, которая была старше на 4 года, не смогла смириться с безденежьем.

После первого освобождения гражданской супругой Годовикова стала Римма. В 1989 году родился сын Артем, но через 1,5 года из-за отсутствия денег Римма и ее мать выставили Николая из дома.

Третьей супругой Николая Львовича стала Людмила Нагорная, работница метростроя. Актер разыскивал знакомого, и кто-то дал телефон Люды. Женщина поверила в Николая и помогла найти последнюю перед пенсией работу. Детей в этом браке не было, воспитывалась падчерица Валерия, которую Годовиков считал родной. Личная жизнь актера, наконец, стала счастливой, но в 2015 году Людмила скончалась.

С матерью, супругами и детьми Годовиков не общался. На единственной взрослой встрече с Марией дочь попросила отца помочь устроиться в кино, но Николай искать связи и продвигать девушку не захотел. Сына актер видел только в моменты передачи алиментов и, хоть и получил приглашение на свадьбу ставшего машинистом Артема в Черновцы, ехать отказался.

А вот с приемной дочерью Валерией и ее семьей у Николая Львовича были прекрасные отношения. Актер очень любил внуков, но не мог пригласить в гости — жил Годовиков с любимой собакой Чарой, а у детей была аллергия. Потому часто Николай сам ходил в гости к родственникам через реку.

В начале 2021 года имя Николая Годовикова прозвучало в ток-шоу «Пусть говорят», племянница актера Анна Барановская пожаловалась на избиения со стороны бывшего мужа. 29 марта 2021 года в очередном выпуске программы Первого канала появился машинист метро Алексей Кормилицын, рассказавший, что со слов тетки он является внебрачным сыном Годовикова, с которым его мать встречалась в 1986 году на отдыхе в Анапе. Первый тест ДНК с Анной и Алексеем не дал однозначного ответа, и история в «Пусть говорят» была продолжена.

Саундтрек

Саундтрек к фильму « Белое солнце пустыни» — один из самых знаменитых российских фильмов. Партитура содержит музыку для гитары, балалайку и оркестровую музыку. Многие песни вдохновлены городской песенной культурой столичной России 1960-х годов. Эти песни часто представляют собой просто голос и гитару, а музыка основана на традиционной русской народной музыке.

Музыкальный мотив фильма — «Ваша честь, госпожа удача» в исполнении Верещагина в сопровождении гитары. В текстах говорится об одиночестве, зависимости человечества от удачи и надежде на любовь. Эти тексты отражают многие из центральных тем фильма, в том числе печаль Верещагина и разлуку Сухова с Катериной. Песня была написана Окуджавой по личной просьбе Мотыля, который работал с ним в прошлом. Строка из этой песни «Девять граммов твоему сердцу, остановись, не звони» включена как дань уважения в сценарий советского боевика 1985 года « Независимое парение» (Одиночное плавание) .

Признание и значение

Фильм стал значимой частью советской культуры. Говоря о народной любви к фильму, киновед Н. М. Зоркая констатирует, что он обрёл статус «культового фильма». Фразы героев устойчиво вошли в разговорную речь и стали поговорками. Жанр истерна и такие его представители как «Неуловимые мстители», «Даурия», «Свой среди чужих, чужой среди своих» и «Белое солнце пустыни» стали значимым явлением советского кинематографа, вызвав волну подражаний 60—70-х годов как на центральных студиях, так и на киностудиях среднеазиатских республик.[источник не указан 1382 дня]

Сразу после выхода на экраны СССР картину выдвигали на соискание Государственной премии СССР, но награду в 1970 году получила картина «У озера». В советское время фильм так и не был удостоен каких либо официальных регалий. В конце концов фильм получил Государственную премию России после распада СССР в 1998 году.

Владимир Мотыль снял всего девять полнометражных лент, и следующей его работой стала реализация давней мечты: экранизация истории о декабристах. Но ни одна другая картина не сравнилась по популярности с «Белым солнцем». Для большинства актёров фильм фактически стал визитной карточкой и главной работой всей жизни. После успеха «Белого солнца» Павел Луспекаев получил множество предложений от режиссёров, но прожил он всего несколько месяцев и скончался в 1970 году во время съёмок в своём следующем фильме.

Павел Верещагин стал символом таможенной службы в России и некоторых других странах. Возле отделения таможни в Кургане, Амвросиевке (Украина, Донецкая область) и Луганске (Украина) установлен памятник герою фильма. Планируется открытие памятника в Москве.

Фильм стал одним из талисманов советских (и российских) космонавтов. Перед каждым стартом космонавты обязательно пересматривают фильм, кассета с ним есть даже на борту Международной космической станции. Командир корабля Союз ТМА-17 Олег Котов:

Валерий Кубасов, Павел Попович и Алексей Губарев объясняют совсем иначе. Традиция пошла с экипажа корабля Союз-12. Это была психологически нелёгкая миссия после трагедии на Союз-11, унёсшей три жизни. Перед стартом Лазарев и Макаров смотрели «Белое солнце». Экипаж был сокращён до 2 человек, но после удачного приземления они говорили, что с ними был третий член экипажа — товарищ Сухов, который подбадривал в трудные минуты. Так шутка сделала фильм талисманом, и похоже, довольно удачным. По словам Кубасова, с момента появления красноармейца Сухова на Байконуре ни один наш космонавт не погиб.

В 1997 году, в год 30-летия начала работы над фильмом, на карте Венеры появились кратеры по именам жён Абдуллы: Зарина, Джамиля, Гюзель, Саида, Хафиза, Зухра, Лейла, Зульфия, Гюльчатай, а также возлюбленной Фёдора Сухова — русской девушки Кати.

Сюжет

Место действия — восточное побережье Каспийского моря (современный Туркменистан ), где солдат Красной Армии Федор Сухов в течение нескольких лет участвовал в Гражданской войне в русской Азии. Фильм открывается панорамным снимком сельской сельской местности в России. Катерина Матвеевна, любимая жена Сухова, стоит в поле. Проснувшись от этой мечты, Сухов идет по среднеазиатской пустыне, что резко контрастирует с его родиной. Он находит Саида похороненным в песке. Саид, суровый среднеазиатский язык, приходит на помощь Сухову в неприятных ситуациях на протяжении всего фильма. Сухов освобождает Саида, и они завязывают дружеские, но сдержанные отношения. Путешествуя вместе, они участвуют в битве в пустыне между кавалерийским отрядом Красной армии и партизанами басмачей . Командир кавалерийского отряда Рахимов оставляет Сухову гарем , оставленный лидером басмачей Абдуллой, для временной защиты. Он также оставляет молодого солдата Красной Армии Петруху, чтобы тот помог Сухову с задачей, и продолжает преследовать убегающего Абдуллаха.

Сухов и женщины из гарема Абдуллы возвращаются в соседнее прибрежное село. Там Сухов поручает хранителю местного музея охранять женщин и готовится отправиться домой. Сухов надеется «модернизировать» жен гарема и сделать их частью современного общества. Он призывает их снять паранджу и отказаться от полигамии . Однако жены не хотят этого делать, и, когда Сухов берет на себя роль защитника, жены объявляют его своим новым мужем.

Вскоре в поисках морского пути через границу Абдулла и его банда приходят в ту же деревню и находят жен Абдуллы. Сухов обязательно останется. В надежде получить помощь и оружие Сухов и Петруха навещают бывшего царского таможенника Павла Верещагина. Верещагин тепло относится к Петрухе, который напоминает ему о его мертвом сыне, но после обсуждения этого вопроса с придирчивой женой Верещагин отказывается. Сухов находит автомат и ящик динамита, которые он закладывает на корабль Абдуллы. Тем временем Абдулла противостоит своим женам и готовится наказать их за «бесчестие», поскольку они не убили себя, когда Абдулла оставил их. Сухову удается схватить и запереть Абдуллу в качестве заложника, но после того, как он уходит, Абдулла убеждает Гюльчатай, младшую жену гарема, освободить его, а затем убивает Гюльчатая и Петруху.

Хранитель музея показывает Сухову древний подземный ход, ведущий к морю. Сухов и женщины гарема пытаются сбежать через проход, но по прибытии на берег моря вынуждены прятаться в большом пустом резервуаре для нефти. Абдулла обнаруживает это и планирует поджечь цистерну с нефтью.

Разъяренный бессердечным убийством Петрухи, Верещагин решает помочь Сухову и берет корабль Абдуллы. Саид тоже помогает Сухову, и вместе они отбиваются от банды Абдуллы. Верещагин, не подозревая о динамите на корабле и не слыша выкриков Сухова, трагически погибает на взорвавшемся корабле.

Сухов убивает Абдуллу и его банду и возвращает гарем Рахимову. Затем он начинает свой путь домой пешком, отказавшись от лошади, поскольку лошадь — это просто «неприятность». Неясно, вернется ли Сухов домой к своей любимой жене: революция в Средней Азии еще не окончена, и вполне может понадобиться образцовый солдат Красной армии, такой как Сухов.

Пограничник в осаде

После Октябрьской революции погранотряд развалился и Поспелов оказался единственным командиром 30-й Закаспийской бригады, оставшимся на посту. Рядовые разошлись по домам, а офицеры ушли на Кавказ и присоединились к белому движению. Свой дом в Гермабе с высокими стенами и окнами-бойницами пограничник превратил в настоящую крепость, в которой держал осаду вместе с переводчиком, женой Софьей, двумя дочками — Леной и Верой, которых научил стрелять.

Поспелов понимал, что контрабандисты и бандиты, пользуясь безвластием, попытаются свести с ним старые счеты. Дмитрий Иванович собрал дома все оружие погранотряда, среди которого оказались гранаты и пулеметы. На предложения бывших сослуживцев уходить в «Россию» пограничник отвечал: «Мое дело — охранять границу Отечества. И я отсюда никуда не уйду». Все нападения на свой дом Поспелов успешно отбил и в 1919 году перешел к активным действиям.

Михаил Дмитриевич собрал отряд, в который вошли несколько русских и туркмены-крестьяне, уставшие от беспредела, творимого бандитами. Он вооружил добровольцев и вместе с ними организовал пограничный пост Гермаб. Со временем «Красный шайтан» взял под контроль всю линию гермабского отряда.

Проблемы с законом

В 1977 году, подравшись с приревновавшим соседом по коммуналке, Николай получил тяжелую травму груди. После драки актер не смог найти работы и был осужден за тунеядство.

После выхода на волю Годовиков сразу же попал в тюрьму повторно, на этот раз уже за квартирную кражу. Актер объяснял, что воровал из-за необходимости, чтобы выжить. 8 лет Николай провел в местах не столь отдаленных.

После освобождения Годовиков устроился жить в поселке Вырица, где работал сварщиком и маляром. В 1987 году поступил на режиссерский факультет и снова стал сниматься. Но опять попался на краже, получив 2,5 года в колонии для рецидивистов.

Актёр театра и кино. Семья. Ампутация

С 1944 года Павел Луспекаев играл в областном драматическом театре Луганска, который в те времена назывался Ворошиловград. После окончания войны он поехал поступать в театральное училище им. Щепина, где преподаватели неизменно высоко оценивали его актёрский талант. Во время учёбы Павел Борисович женился на Иннесе Кирилловой, которая училась на 2 курса старше него. У пары родилась дочь Лариса.

После окончания Щепкинского училища Луспекаеву довелось поколесить по стране: он играл в театрах Тбилиси и Киева, пока не осел наконец в Ленинграде, где выступал на сцене БДТ. Коллеги-актёры вспоминали, что Павел Борисович не любил заучивать роль досконально и порой нёс на сцене отсебятину.Однажды на уговоры драматурга Игнатия Дворецкого, который просил Луспекаева зазубить текст, актёр ответил: «Извини, но я не то что тебя, я самого Чехова своими словами играю!». Вместе с тем, легендарный британский актёр Лоуренс Оливье, увидев Павла Луспекаева на сцене Большого драматического театра, отзывался о нём как о гениальном артисте.

В 1954 году Павел Борисович дебютировал в кино в картине «Они спустились с гор» (Isini chamovidnen mtidan), после чего его ещё несколько раз приглашали сыграть военных или чиновников.

В 1962 году, после окончания съёмок в фильме «Капроновые сети», где он сыграл шофёра, Луспекаев был госпитализирован. Развившийся из-за нарушения кровообращения в отмороженных во время войны ногах атеросклероз угрожал жизни актёра, и врачам пришлось ампутировать фаланги пальцев. В 1965 году актёр вышел на пенсию по инвалидности.

В 1966 году Павел Борисович сыграл небольшую, но очень яркую роль преподавателя гимнастики КостАлМеда в фильме «Республика ШКИД», и в том же году вновь оказался на больничной койке. Врачи собирались ампутировать Луспекаеву ноги до колена, тем самым поставив крест на его карьере актёра, но Павел Борисович уговорил медиков удалить ему только стопы.

После операции Павла Луспекаева стали одолевать боли, и он начал принимать обезболивающие препараты на основе опиатов и вскоре у него развилась зависимость. Актёр пробовал отвлечься, непрерывно лузгая семечки, но это мало ему помогало. Родные Павла Борисовича помнят, как он, борясь с зависимостью, вёл дневник, в котором отмечал сперва часы, а потом дни без наркотиков.

Актер-инвалид

В 1944 году Павел Луспекаев демобилизовался из армии, а в 1946 поступил в Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина. Уже тогда режиссеры-педагоги выделяли его среди сокурсников. Но чем старше становился Луспекаев, тем чаще его беспокоили когда-то обмороженные ноги, уже в 26 лет ему диагностировали атеросклероз сосудов нижних конечностей.

В 1962 году после окончания съемок фильма «Капроновые сети» актер попал в больницу — кровообращение в ногах нарушилось и начался некроз тканей. Тогда ему провели ампутацию нескольких пальцев и части их фаланг. 1 марта 1965 года Павел Луспекаев вышел на пенсию по инвалидности, однако профессию не оставил.

Прием

Белое солнце пустыни стало одним из самых популярных фильмов всех времен в России, где он приобрел статус классики. Это помогло популяризировать восточные фильмы.

В советское время фильм не получил наград. Это был один из самых популярных фильмов 1970 года, собрав 34,5 миллиона зрителей, но проиграл Государственную премию СССР 1970 году фильму « У озера» . Только в 1998 году он был удостоен государственной премии президента Бориса Ельцина как культурно значимый.

Фильм получил ограниченное внимание на Западе. Его показали на фестивале советского кино в маленьком театре Карнеги в 1973 году, приурочив его к визиту Леонида Брежнева в Соединенные Штаты

В остальном он не получил широкого распространения. Роджер Гринспан , кинокритик New York Times , назвал это «развлечением для бегства от реальности».

использованная литература

Татьяна Кричевская

На службе СССР

После прихода в Среднюю Азию большевиков Поспелов вступает с ними в контакт и приказом Туркестанского фронта от 24 декабря 1919 года назначается командиром батальона пограничной службы с местом дислокации штаба в поселке Гермаб. Средств не хватало и для снабжения своих пограничников, Поспелов продавал собственное имущество, в том числе ковры, купленные еще в дореволюционный период. Весной 1921-го Михаил Дмитриевич руководил 1-м пограничным полком и отвечал за охрану всей советско-персидской границы.

Позже он был назначен начальником пограничной бригады. Новая власть решила использовать опыт бывшего офицера, при помощи которого в Ашхабаде организовали школу для подготовки начальников застав среднеазиатской границы. В 1925 году Поспелов вышел на пенсию и стал помогать Академии наук СССР в поисках залежей полезных ископаемых. «Красного шайтана» привлекали для борьбы с басмачами, а позднее он работал в пожарной части Ташкента. В 1962 году пограничник, не ушедший с рубежа Родины даже в самый критический момент, умер в Ташкенте.

Численность движения

22 мая 2016 года в Ярославском центре военно-патриотического воспитания ДОСААФ имени Валентины Терешковой в рамках пилотного проекта в ряды военно-патриотическое движение «Юнармия» вступили первые 104 школьника. На конец октября 2016 года количество участников военно-патриотическое движения «Юнармия» составляло более 26 000 человек в возрасте от 11 до 18 лет. Членство в организации является добровольным и открытым. Вступить в ряды военно-патриотического движения «Юнармия» может любой школьник, общественная организация, клуб или поисковый отряд.
На апрель 2017 года численность движения составила 70 000 членов, штабы открыты во всех 85 субъектах Российской Федерации. На июнь 2017 года движение насчитывало более 117 тысяч человек, в сентябре 2017 года — более 160 тысяч членов.В мае 2018 года, согласно заявлению начальника Военно-воздушной академии генерал-полковника Геннадий Зиброва, численность участников движения превысила 230 тысяч человек.

Отделения «Юнармии» открыты также в Армении, Таджикистане и Абхазии.

Личная жизнь и другая карьера — криминальная

Отслужив, Годовиков вернулся в Ленинград. Снялся в небольшой роли красноармейца в картине “В черных песках” (1972 г.). Вскоре после съемок  женился на девушке из соседнего двора — Галине, которая была его старше на 4 года. Через год родилась дочь Маша, а еще через пол-года семья распалась. “Не сошлись характерами”, как считал сам актер.

Потеряв семью, Николай оказался в коммуналке и начал “прожигать жизнь”: постоянные застолья с друзьями, скандалы с соседями… Однажды один из соседей, приревновав к Годовикову свою девушку, ударил актера по голове бутылкой. Бутылка разбилась, и оставшимся в руке осколком мужчина нанес Николаю еще один удар в грудь. Вызвали скорую, парня откачали, но рана еще очень долго не заживала. Казалось бы, это происшествие должно было заставить Годовикова остановиться, но все продолжалось в том же духе…

Вскоре актер получил свой первый срок за тунеядство. Он не имел постоянного места работы с точки зрения закона (точнее, некоторых его представителей): на киностудии “Ленфильм” работал по трудовому договору от случая к случаю, а с завода уволился из-за съемок.

Выйдя на свободу через 1, 5 года, Николай остался без жилья. Поговаривали, что в его бывшей комнате поселился тот самый участковый, благодаря которому актер и оказался в тюрьме. Годовиков получил направление на завод в Приозерске, но устроиться на работу не смог: по его словам, в отделе кадров от него потребовали сначала прописаться в общежитии, а в общежитии — устроиться на завод (ситуация бредовая, но для советского бюрократизма вполне возможная). Мать отказалась помочь Николаю — их отношения с самого его детства были сложными.

Какое-то время Годовиков скитался по подвалам и чердакам, а потом связался с ворами-рецидивистами и сел в тюрьму во-второй раз — уже заслуженно. Еще четыре года жизни прошли за решеткой.

Отсидев срок, Николай поехал на завод в Вырицу, куда получил очередное направление. С трудоустройством произошла та же история, что и в Приозерске, но на этот раз актеру повезло: он встретил Римму — свою будущую гражданскую жену. Они сошлись, родился сын Артем, но Годовиков не сумел обеспечить семью. Временные заработки Римму не устраивали, а найти хорошую работу без образования и с уголовным прошлым, актер не мог. Однажды возвращаясь домой, Николай увидел свои вещи за дверью… Так закончился его второй брак.

Актер вернулся в Ленинград и опять начал бомжевать. Вскоре снова сел за кражу на 2,5 года. Этот срок, к счастью, стал для него последним. После выхода из тюрьмы, Николаю повезло найти не только работу (охранника на складе), но и крышу над головой — маленькую комнатушку на том же складе. Помогли его тюремные знакомства.

Характеристики и схема салона Боинга 777-200

Авиалайнер Boeing 777-200 сконструирован из композиционных материалов, имеет сверхкритический профиль, оптимизированный для высокой крейсерской скорости. Более толстое крыло с обширным размахом, что позволило увеличить нагрузку и дальность перелетов. В оснащении лайнера три резервные гидравлические системы, крупные стойки шасси и шестиколесные большие шины, обеспечивающие выдержку нагрузок до 27 тонн и более. Для повышения уровня защиты в аварийных ситуациях в обтекатель крыла был встроен выдвигающийся ветрогенератор.

Летно-технические характеристики В777-200:

  • длина фюзеляжа – 7 м, ширина – 6.19 м, высота – 18.5 м;
  • крейсерская скорость – 905км/ч, максимальная скорость – 965 км/ч;
  • дальность полета при полной загрузке – 9695 км (параметр базовой версии);
  • ширина пассажирского салона – 86 м;
  • количество посадочных мест – 301/305/400 (в зависимости от компоновки).

В самолете Боинг 777-200 оборудован просторный комфортабельный салон, скомпонованный на 2-3 класса обслуживания. Установлены большие иллюминаторы, мягкие и удобные кресла для пассажиров, расширенные полки для ручной клади. Некоторые самолеты под заказ чартерных авиакомпаний оборудуются VIP-салонами повышенного комфорта.

Схема салона В777-200 (двухклассовый)

Представленный на схеме авиалайнер находится в эксплуатации известного российского перевозчика «Нордвинд». Он рассчитан на перелет 393 пассажиров в салоне, разделенном на 2 класса обслуживания.

Первый ряд – бизнес класс. Здесь установлено всего 6 кресел попарно. Между ними большое пространство и расширенный проход для удобного перемещения. В носовой части лайнера оборудована кухня и туалет для путешествующих по тарифу бизнес.

С 5 по 58 ряд – салон экономичного класса, разделенный на три сектора. Между каждым из них находится просторный коридор с аварийными выходами, оборудованными туалетами, буфетами и другими техническими помещениями. В этом салоне могут совершать комфортный перелет 385 человек.

Фильмы

Однажды Николай попал на кастинг в Ленфильм и получил приглашение на съемки в «Республике ШКИД», получив первую в биографии зарплату в 60 руб. В техникуме Годовиков не доучился, ушел работать слесарем, продолжив съемки в эпизодах.

Летом 1968 года пришло новое приглашение в кино, а за день до этого парень упал в колхозе с лошади и ободрал лицо и шею. Но гримеры сотворили чудо — Годовиков прошел фото и видеопробы и попал на «Белое солнце пустыни».

Работа над фильмом Николаю запомнилась тяжелейшими съемками с высокой температурой, после чего актер стал жертвой неудачной шутки коллег и оказался один без денег в незнакомом Волгограде. Молодой человек прожил в аэропорту 2 недели и с трудом собрал деньги на обратный билет. Пораженный, что никто из коллег не спешил помочь, Николай отправился в военкомат, решив завязать с кино навсегда.

Николай Годовиков в фильме «Белое солнце пустыни»

После армии Николай вернулся на завод, трудился разнорабочим. На съемочную площадку снова попал случайно, сопровождая на кастинг сестру Татьяну, получил без проб роль в фильме «В черных песках».

Всенародный любимец товарищ Сухов



Кадр из фильма *Белое солнце пустыни*, 1969 | Фото: kino-teatr.ru



Анатолий Кузнецов в роли Сухова | Фото: kino-teatr.ru

Толя, приезжай, все расскажу при встрече, прости, забудь обиды, и роль будет твоей



Кадр из фильма *Белое солнце пустыни*, 1969 | Фото: domkino.tv



Анатолий Кузнецов в роли Сухова | Фото: kino-teatr.ru

Кого я только ни играл: военного оператора, инженеров, белого офицера, гоголевского судью Ляпкина-Тяпкина. Был на экране и шахтером, и следователем угрозыска, и металлургом. После съемок у Сергея Колосова в фильме «Радости земные» мог бы читать лекции о непрерывном розливе стали… Есть актеры, которые создали в советском кинематографе потрясающие образы, но миллионы людей помнят всего одну роль. Это какой-то феномен в искусстве

Смерть и память

Павел Луспекаев ушёл из жизни через месяц после премьеры прославившей его картины. Он умер в Москве, в гостиничном номере, от разрыва сердечной аорты в возрасте 42 года. Последней картиной, в которой актёру довелось сниматься, стала драма «Такая длинная, длинная дорога…».

Похороны Павла Борисовича совпали с празднованием столетия со дня рождения Ленина, так что семье актёра пришлось везти его тело из Москвы в Ленингард, где студия «Ленфильм» взяла на себя хлопоты по проводам Луспекаева в последний путь. Тело актёра было захоронено на Северном кладбище, позднее на его могиле таможенники поставили памятник.

Памятники Луспекаеву в образе Верещагина были также поставлены в Луганске, на границе Донецкой и Ростовской областей, а также возле штаб-квартиры Федеральной таможенной службы в Москве.

Кроме того, именем Павла Верещагина был назван патрульный корабль таможенной службы, спущенный на воду во Владивостоке в 2000 году. Участие в церемонии поднятия флага на судне приняла дочь Луспекаева. Внучка актёра закончила Российскую таможенную академию и работает по специальности в аэропорте Пулково.

Последние годы, причина смерти

В 2015-м году скончалась от диабета жена Людмила, с которой актер прожил более 20-ти счастливых лет. Николай остался один в маленькой однокомнатной квартире со своей старой собакой Чарой. Дочь жены Валерия и ее семья (муж Саша и два сына — Марат и Тема) были для него самыми близкими людьми. Годовиков не жалел, что прожил такую извилистую жизнь и всегда подчеркивал, что сам был автором всего хорошего и плохого, что в ней случилось (по-моему, очень правильная позиция). Последние 5 лет его уже не приглашали в кино, зато совершенно неожиданно актер увлекся живописью.

Последнее время Николай Львович тяжело болел. Прогрессировала онкология, о которой знали его близкие, но не знал сам актер.


Николай Годовиков. Фото www.spb.kp.ru

Как это часто бывает, болезнь выявили на позднем этапе, когда уже ничего нельзя было изменить. Николай Годовиков скончался 23 ноября 2017 года в своей квартире на 68-м году жизни. Урна с его прахом захоронена на Южном кладбище Санкт-Петербурга рядом с могилой жены Людмилы. Родные дети на похороны не явились…


Фото m-necropol.ru

Актер сыграл только одну знаменитую роль, но его “Петруху” телезрители любят и помнят до сих пор.

Начало творческого пути

Павел вернулся в Луганск и устроился в труппу местного драматического театра, в котором прослужил 2 года (удивительно, как ему это удалось без какого-либо образования и опыта). В 1946 -м году молодой человек приезжает в Москву и поступает в Щепкинское театральное училище на курс Константина Зубова. Несомненное дарование абитуриента заставило приемную комиссию закрыть глаза на его южный акцент, грубые манеры и … татуировки на обеих руках (вскоре, Луспекаеву пришлось их вывести — преподаватели просто отказывались пускать его в аудиторию). Закончив учебу, Павел очень надеялся попасть в труппу какого-либо столичного театра, но за 4 года ему так и не удалось избавиться от своего акцента. Из Москвы пришлось уехать.

В 1950-м году Луспекаев поступает на службу в Тбилисский театр русской драмы

Он быстро становится одним из самых заметных актеров и обращает на себя внимание кинематографистов с киностудии Грузия-фильм. Павлу предлагают небольшие роли сразу в двух кинофильмах — “Они спустились с гор” (1954 г.) и “Тайна двух океанов” (1955-56 г.)

К сожалению, ни картины, ни дебют Луспекаева большого успеха не имели.


Людмила Шагалова и Павел Луспекаев. “Они спустились с гор” 1954 г.

Режиссер Леонид Варпаховский (отец Анны Варпаховской), работающий в одно время с актером в Тбилисском театре, высоко ценил его талант. Поэтому, переехав в Киев, переманил Павла за собой в Театр русской драмы им. Леси Украинки.

Несколько лет актер будет успешно играть на его сцене, пока в 1959-м году не получит приглашение в труппу Ленинградского БДТ от главного режиссера Георгия Товстоногова. Этому событию поспособствует знаменитый актер Кирилл Лавров. Навещая в Киеве своего отца, Лавров попал на спектакль “Второе дыхание” с участием Луспекаева и был под таким впечатлением от его игры, что убедил Товстоногова принять талантливого актера в БДТ. Этот театр станет последним в творческой биографии Павла.

Заключение

Возможно, не просмотри Леонид Ильич Брежнев у себя на даче этой ленты, советский зритель был бы вообще лишен возможности увидеть сей шедевр.

Интересно, что эта замечательная кинолента стала талисманом советских и российских космонавтов. Впервые ее просмотрел перед полетом экипаж «Союза-12» — Макаров и Лазарев. Мужчинам нелегко было мобилизовать себя на полет после гибели трех своих друзей — экипажа «Союза-11». Впоследствии ее просмотр в космическом городке превратился в предполетную традицию.

Возможно, и вправду помогает людям бодрящая живая энергетика культовой картины «Белое солнце пустыни». Актеры и роли этого фильма любимы миллионами людей всех возрастов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector