Танки первой мировой войны
Содержание:
- Содержание:
- Knock Nevis (длина – 458 метров, водоизмещение – 564 763 тонны)
- 114,3-мм гаубица системы «Coventry Ordnance Works» (Великобритания)
- 122-мм гаубица обр. 1910 г. (Россия)
- Бортовые номера
- Отравляющие вещества
- 152-мм гаубица Д-1. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Устройство
- Центральные державы
- Стриж: описание
- Винтовка «Lebel-Berthier» (Франция)
- Легкий танк «Renault» FT-17 (Франция)
- 47-мм миномет системы Лихонина обр. 1915 г. (Россия)
- См. также
- Литература
- Причины холодной войны.
- «А воз и ныне там!»
- Холодная война: годы, суть
- Пистолет «Browning» обр. 1903 г. (Бельгия)
- 152-мм гаубица системы «Vickers» (Великобритания)
- Похожие статьи
Содержание:
- Первый русский бронеавтомобиль Накашидзе
- Русские броневики на отечественных шасси
- Русские бронеавтомобили на иностранных шасси
- Трехколесные бронемашины Филатова
- Бронеавтомобили Былинского
- Бронемашина Улятовского
- Бронеавтомобили Мгеброва
- Ижорский ФИАТ
- Бронемашины Поплавко
- Бронемашины «Гарфорд»
- Полугусеничная бронемашина Гулькевича
- Иностранные бронемашины в Царской армии
- Первые бронеавтомобили Austin
- Бронемашины Armstrong-Whitworth
Почти все они базировались на шасси обычных легковушек и не всегда соответствовали своему предназначению, поэтому в Русской императорской армии спонтанно сложилась разветвленная «индустрия исправления чужих ошибок» — доработка импортных и создание собственных бронированных корпусов. Их собирали петербургские Путиловский завод и Обуховский сталелитейный, бронепрокатная мастерская № 2 Ижорского завода в Колпино, а также офицерские учебные заведения, фронтовые мастерские и небольшие частные предприятия.
До октября 1917 года в царскую армию из-за границы поступили 496 броневиков, из которых около 200 машин были переделаны в России. Большинство бронеавтомобилей, носивших собственные броские имена, участвовали в боях Первой мировой и Гражданской войн, а также в событиях Февральской и Октябрьской революций.
Knock Nevis (длина – 458 метров, водоизмещение – 564 763 тонны)
Долгие годы этот норвежский супертанкер был крупнейшим кораблем в мире. Будучи загруженным, он не мог проходить через пролив Па-де-Кале (в Ла-Манше) и Суэцкому каналу. Габариты танкера не давали ему входить в Панамский канал.
Он был создан в Японии в 1975 году, тогда его длина была на 82 метра меньше. Неполадки в работе судна заставили греческую компанию, для которой оно строилось, отказаться от приемки.
Корабль купила гонконгская фирма «Orient Overseas Line», руководство которой решило его перестроить. Судну сделали цилиндрическую вставку и, таким образом, увеличили водоизмещение. Корабль, называвшийся тогда «Seawise Giant», переправлял нефть из стран Персидского залива в Америку мимо побережья Африки.
В 1986 году, когда в заливе бушевала война, шедший с грузом нефти из Ирана «Seawise Giant» был атакован самолетом армии Ирака. Торпеда вызвала на корабле пожар, супертанкер был посажен на мель и объявлен затонувшим. Через два года корабль купили норвежцы, после чего подняли его и переправили в Сингапур. Купленный в 2004 другой норвежской фирмой супертанкер получил своё последнее название и стал использоваться как хранилище нефти. В 2010 году «Knock Nevis» был выведен из эксплуатации и разобран на металл.
114,3-мм гаубица системы «Coventry Ordnance Works» (Великобритания)
Гаубица была разработана в 1909 г. на основании опыта англо-бурской войны (1899—1902). В ходе войны выяснилось, что для разрушения полевых укреплений буров необходимо легкое, но мощное орудие навесного огня.
114,3-мм гаубица системы «Coventry Ordnance Works»
Проведенные в 1909 г. испытания представленной фирмой «Coventry Ordnance Works» гаубицы показали, что она соответствует требованиям английской армии, и в 1910 г. ее приняли на вооружение под обозначением «4,5-дюймовая гаубица Мк. I». В Русской Армии ее именовали 45-линейной легкой гаубицей.
Для сравнительно небольшой английской армии до 1914 г. было изготовлено всего 138 гаубиц этой системы, однако в ходе Первой мировой войны англичанам удалось наладить крупносерийное производство этих орудий, и с 1914 по 1918 г было выпущено 3117 единиц.
Общее количество гаубиц этой системы, доставленных в порядке военной помощи из Англии в Россию, оценивается в 400 единиц.
В конструкции гаубицы реализованы основные технические решения, широко применявшиеся в легких полевых орудиях того времени. Длина отката была переменной — специальный механизм осуществлял ее регулировку в зависимости от угла возвышения ствола. Эта особенность положительно влияла на эксплуатационные качества гаубицы — при максимально возможном угле возвышения исключался удар казенной части о грунт.
Хотя по своей мощи английские 114,3-мм фугасные снаряды несколько уступали 122-мм фугасным снарядам русских гаубиц, они значительно превосходили аналогичные снаряды 105-мм германских гаубиц.
Имелся также шрапнельный снаряд дававший при разрыве 480 пуль диаметром 13,3 мм и массой 12,8 г.
В России к гаубице выпускались фугасные снаряды массой 19,7 кг (масса взрывчатых веществ — 2,687 кг) и химические снаряды массой 18,5 кг.
122-мм гаубица обр. 1910 г. (Россия)
122-мм гаубица обр. 1910 г., модернизированная в СССР в 1930-х гг.
В конкурсе на новую 122-мм полевую гаубицу, проводившемся Главным артиллерийским управлением Русской Армии в 1905—1908 гг., кроме Обуховского и Путиловского орудийных заводов и германской фирмы «Крупп», участвовала также французская фирма «Шнейдер». По итогам конкурса лучшей была признана гаубица фирмы «Крупп», однако вскоре «высшие инстанции» указали на то, что в связи с созданием в 1891—1893 гг. русско-французского союза следует развивать в первую очередь сотрудничество с французскими фирмами, а не с предприятиями Германии, тем более, что отношения с ней постепенно обострялись.
Поскольку к тому времени контракт с фирмой «Крупп» был уже подписан, пришли к соломонову решению — принять на вооружение и гаубицу фирмы «Шнейдер». Новому орудию было присвоено обозначение «122-мм гаубица обр. 1910 г.». Так Русская Армия получила две одинаковые по калибру и назначению, но разные по конструкции полевые гаубицы.
По сравнению с гаубицей обр. 1909 г. гаубица обр. 1910 г. имела ствол меньшей длины — 12,8 калибра, а запирание канала ствола осуществлялось не клиновым, а поршневым затвором.
Гаубица использовала выстрелы раздельного гильзового заряжания. Первоначально к ней изготавливались специальные боеприпасы, позже боеприпасы к гаубицам обр. 1909 и 1910 гг. унифицировали. Они включали выстрелы с фугасным, осветительным и шрапнельным снарядом. Начальная скорость фугасного снаряда массой 22,95 кг составляла примерно 335 м/с, дальность стрельбы достигала 7681 м.
Русская 122-мм гаубица обр. 1910 г. выпускалась в России на Обуховском заводе, а также во Франции фирмой «Schneider»
Тренированный расчет мог вести стрельбу с темпом до 4 выстрелов в минуту.
Как и гаубица обр. 1909 г., гаубица обр. 1910 г. транспортировалась конной тягой (шестеркой лошадей).
Серийное производство 122-мм гаубицы обр. 1910 г. было организовано на Обуховском заводе. Общее количество изготовленных до революции орудий составило 558 единиц.
Гаубицы обоих образцов поступали на вооружение корпусных мортирных (гаубичных) дивизионов. В начале войны эти дивизионы состояли из двух 6-орудийных батарей. В августе 1915 г. была принята более удобная в тактическом отношении структура дивизиона: три 4-орудийные батареи.
Бортовые номера
Отравляющие вещества
Газовая атака в Первой мировой войне впервые была применена на русском фронте в начале января 1915 года. Стремясь к успеху, участники войны не останавливались на нарушении обычаев и правил. В апреле 1915 года химическое оружие было применено немецким командованием на Западном фронте. Тяжёлые зеленовато-жёлтые облака распылялись по земле, они охватили англо-французские войска, которые сразу же стали задыхаться. Россия в качестве контрмер создала около 200 химических заводов. Для обеспечения успеха операции использовалась артиллерия — одновременно с выпуском газа был открыт артиллерийский огонь.
152-мм гаубица Д-1. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Устройство
Центральные державы
Германская империя
Австро-Венгрия
Османская империя
Болгарское царство (с 1915 г.)
Предшественником этого блока был Тройственный союз, образовавшийся в 1879-1882 годах в результате соглашений, заключённых между Германией, Австро-Венгрией и Италией. По договору эти страны обязаны были оказывать друг другу поддержку в случае войны, основном с Францией. Но Италия стала сближаться с Францией и в начале Первой мировой войны объявила о своём нейтралитете, а в 1915 г. вышла из Тройственного союза и вступила в войну на стороне Антанты.
Османская империя и Болгария присоединились к Германии и Австро-Венгрии уже в ходе войны. Османская империя вступила в войну в октябре 1914, Болгария — в октябре 1915 года.
В походе
Некоторые страны участвовали в войне частично, другие вступили в войну уже в завершающей ее фазе. Расскажем о некоторых особенностях участия в войне отдельных стран.
Албания
Как только война началась, албанский князь Вильгельм Вид, по происхождению немец, бежал из страны в Германию. Албания заняла нейтралитет, но была оккупирована войсками Антанты (Италией, Сербией, Черногорией). Однако к январю 1916 г. большую ее часть (Северную и Центральную) заняли Австро-Венгерские войска. На занятых территориях, при поддержке оккупационных властей, из албанских добровольцев был создан Албанский легион — воинское формирование, состоявшее из девяти пехотных батальонов и насчитывавшее в своих рядах до 6000 бойцов.
Азербайджан
28 мая 1918 г. была провозглашена Азербайджанская Демократическая Республика. Вскоре она заключила с Османской империи договор «О мире и дружбе», согласно которому последняя обязывалась «оказывать помощь вооружённой силой правительству Азербайджанской Республики, буде таковая потребуется для обеспечения порядка и безопасности в стране». А когда вооружённые формирования Бакинского Совета народных комиссаров начали наступление на Елизаветполь, это стало основанием для обращения Азербайджанской Демократической Республики за военной помощью к Османской империи.В результате войска большевиков были разбиты. 15 сентября 1918 г. турецко-азербайджанская армия заняла Баку.
М. Димер «Первая мировая война. Воздушный бой»
Ливия
Мусульманский суфийский религиозно-политический орден Сенусия начал вести боевые действия против итальянских колонизаторов в Ливии ещё в 1911 г. Сенусия – мусульманский суфийский религиозно-политический орден (братство) в Ливии и Судане, основанный в Мекке в 1837 г. Великим Сенусси, Мухаммедом ибн Али ас-Сенуси, и нацеленный на преодоление упадка исламской мысли и духовности и ослабления мусульманского политического единства). К 1914 г. итальянцы контролировали лишь побережье. С началом Первой мировой войны сенуситы получили новых союзников в борьбе против колонизаторов — Османскую и Германскую империи, с их помощью к концу1916 г. Сенусия выбила итальянцев с большей части Ливии. В декабре 1915 г. сенуситские отряды вторглись в Британский Египет, где потерпели сокрушительное поражение.
Польша
С началом Первой мировой войны польские националистические круги Австро-Венгрии выдвинули идею создания Польского легиона, чтобы получить поддержку Центральных держав и с их помощью частично решить польский вопрос. В итоге было сформировано два легиона — Восточный (Львов) и Западный (Краков). Восточный легион после занятия русскими войсками Галиции 21 сентября 1914 г. самораспустился, а Западный легион был разделён на три бригады легионеров (каждая по 5-6 тысяч человек) и в таком виде продолжил участие в боевых действиях до 1918 г.
К августу 1915 г. немцы и австро-венгры заняли территорию всего Царства Польского, а 5 ноября 1916 г. оккупационными властями был обнародован «Акт двух императоров», провозглашавший создание Королевства Польского — самостоятельного государства с наследственной монархией и конституционным строем, границы которого точно определены не были.
Судан
К началу Первой мировой войны Дарфурский султанат находился под протекторатом Великобритании, но британцы отказали Дарфуру в помощи, не пожелав портить свои отношения с союзником по Антанте. В результате 14 апреля 1915 г. султан официально провозгласил независимость Дарфура. Дарфурский султан рассчитывал получить поддержку Османской империи и суфийского ордена Сенусия, с которым у султаната установился крепкий союз. В Дарфур вторгся двухтысячный англо-египетский корпус, армия султаната потерпела ряд поражений и в январе 1917 г. было официально объявлено о присоединении Дарфурского султаната к Судану.
Русская артиллерия
Стриж: описание
Винтовка «Lebel-Berthier» (Франция)
В 1890 г. на вооружение армии Франции был принят кавалерийский карабин «Berthier» под 8-мм патрон от винтовки «Lebel» обр. 1886 г. По конструкции карабин кардинально отличался от винтовки. Он имел удобный серединный магазин пачечного заряжания на 3 патрона, а рукоятка затвора в запертом положении была опущена вниз, а не торчала в сторону, как у винтовки. Карабин «Berthier» был одним из самых легких, компактных и удобных в эксплуатации среди всех карабинов того времени.
Винтовка «Lebel-Berthier»
В 1907 г. штатная винтовка «Lebel» обр. 1886 г. была кардинально перекомпонована. Она получила серединный магазин и ствольную коробку от карабина «Berthier». Ложе стало выполняться из цельного куска дерева. Изменился и патрон — в 1905 г. появилась новая 8-мм остроконечная пуля с высокой начальной скоростью. В новом образце использовались затворная группа, ударно-спусковой механизм и ствол от «Lebel» обр. 1886 г., поэтому новая винтовка получила обозначение «Lebel-Berthier» М 1907.
Винтовка вышла очень длинной и массивной. Отказ от подствольного магазина позволил ускорить перезарядку оружия, однако емкость магазина была слишком мала. Сплошная необолоченная пуля, лакированная медью, нередко при прохождении канала ствола срывалась с нарезов и теряла в полете балансировку. Не самым дешевым был и материал пули: сплав меди с цинком.
К Первой мировой войне французская армия подошла с серьезным отставанием в области вооружения пехот. Не спасла ситуацию и модернизация в 1915 г. винтовки «Lebel-Berthier» М 1907, заключавшаяся всего лишь в улучшении конструкции прицельных устройств.
Очередная модификация «Lebel-Berthier» М 1907/15 М 16 представляла собой переделанную под 5-патронный серединный магазин винтовку обр. 1907/15 гг. Был освоен серийный выпуск этой модификации, а также переделка под ее стандарт всех бывших на вооружении трехзарядных винтовок.
Французский солдат завтракает на Ройал платц. Рядом стоит велосипед, к нему прислонен карабин «Lebel-Berthier». Реймс, 1 апреля 1917 г. Через несколько дней в этом районе начнется грандиозная операция союзников (вошедшая в историю как «бойня Нивеля»), в которой союзные войска потеряют за месяц боев до 350 000 человек убитыми и раненными (180 000—французы, 160 000—британцы и 5000 солдат потерял Русский экспедиционный корпус во Франции)
В 1931 г. штатным винтовочным боеприпасом стал новый 7,5-мм бесфланцевый патрон. В 1934 г. появилась 7,5-мм винтовка «Lebel-Berthier» М1907/15 М 34. Это было универсальное оружие по типу германского карабина 98к. Винтовка была короче и легче прежних образцов и имела серединный магазин на 5 патронов, не выступавший за габариты ложа.
Кроме того, была организована массовая переделка под новый боеприпас старых винтовок. До мая 1940 г. французские фирмы «Manufacture Nationale d’Armes de Me», «Manufacture Nationale d’Armes de Chatellerault» (MAC) и «Sodete Alsacienne de Constructions Mecanique» (SACM) успели поставить в армию несколько десятков тысяч таких «переделок».
8-мм патроны и винтовки под них в больших количествах до конца Второй мировой войны использовались солдатами армии Виши, бойцами Сопротивления и солдатами армии Свободной Франции.
Легкий танк «Renault» FT-17 (Франция)
Легкий танк «Renault» FT-17
В июле 1916 г. главному идеологу французского танкостроения, полковнику Ж.-Б. Этьену, удалось убедить известного промышленника и конструктора Луи Рено взяться за проектирование легкого танка непосредственного сопровождения пехоты, который должен был стать отличным дополнением к средним танкам. Этьен пообещал Рено заказ на 150 машин, и тот принялся за дело.
Взяв за основу командирскую модель танка «Schneider» СА 2, который был разработан одноименной фирмой, но в серию не пошел, Рено быстро изготовил образец легкой боевой машины, в котором предусматривался экипаж из двух человек и пулеметное вооружение. Прошедшие весной 1917 г. испытания завершились успешно, и первоначальный заказ был увеличен до 1000 танков. Одновременно было принято решение поставить на часть из них вместо пулемета 37-мм пушку. Вскоре заказ вырос до 3500 машин. С таким крупным заказом одна фирма «Renault» справиться в установленные сроки не могла, поэтому к строительству танков пришлось подключить ряд других французских компаний. А США взялись изготовить у себя еще 1200 танков.
С марта 1918 г. новые танки, получившие официальное обозначение «легкий танк «Renault” FT модель 1917 г.» (в обиходе его сократили до более краткого FT-17), начали поступать в войска. Несомненно, это была одна из самых выдающихся конструкций в истории танкостроения, на многие годы определившая направление его развития. Компоновка, впервые примененная на танке «Renault» (двигатель, трансмиссия, ведущее колесо — сзади, отделение управления — спереди, а боевое отделение с размещением вооружения во вращающейся башне — в центре), до сих пор остается классической, и подавляющее большинство танков, выпущенных в мире с тех пор, выполнено именно по такой схеме.
Весной 1918 г. танки «Renault» FT-17 впервые были использованы в сражении — это был бой за лес Рец во время германского наступления на реке Энн
«Renault» FT-17 оказался не только новаторской, но и очень дешевой машиной, простой и надежной в производстве и обслуживании. Благодаря низкому удельному давлению на грунт он обладал хорошей проходимостью, однако скорость и запас хода, как и у предшественников, были невелики, из-за чего на поле боя танки чаще всего доставлялись на грузовиках. Для повышения проходимости через рвы и траншеи они оборудовались специальными съемными «хвостами».
«Renault» FT-17 выпускался в четырех вариантах: пулеметном, пушечном, командирском (с неподвижной прямоугольной рубкой, где находились радиостанция и три человека экипажа) и, наконец, огневой поддержки с 75-мм орудием, установленным в открытой спереди и сзади рубке и стрелявшим назад. Впрочем, последние в боях поучаствовать не успели.
Сверху на башнях танков «Renault» устанавливались командирские башенки, что также представляло собой новинку для того времени
Всего же до конца войны было построено 3177 танков «Renault» FT-17, что сделало их самой массовой машиной Первой мировой войны. За относительно короткий период — с 31 мая по 11 ноября 1918 г. — «Renault» FT-17 имели 3292 встречи с противником, в ходе которых 440 машин было потеряно.
Естественно, такая хорошая для своего времени боевая машина не могла не привлечь внимания военных всего мира. Первой иностранной армией, принявшей на вооружение танки FT-17 и успевшей испытать их в боях Первой мировой, стала американская — она получила 514 танков французского производства. Позднее, уже после окончания войны, «Renault» FT-17 был закуплен 20 странами, в том числе Бельгией, Бразилией, Канадой, Китаем, Японией, Испанией, Голландией, Польшей и Чехословакией.
Поделиться ссылкой
47-мм миномет системы Лихонина обр. 1915 г. (Россия)
В 1915 г. после перехода действующей армии к позиционной обороне войскам понадобились простые, легкие орудия с навесной траекторией, позволяющие поражать противника, находящегося в окопах, подавлять и уничтожать огневые точки, расположенные на обратных скатах высот и в укрытиях
47-мм миномет системы Лихонина обр. 1915 г.
Одним из первых таких орудий стал 47-мм миномет, предложенный капитаном Е. Лихониным. Испытания опытного образца были начаты 15 мая 1915 г. В том же году принятый на вооружение Русской Армии 47-мм миномет системы Лихонина был запущен в серийное производство на Ижорском сталелитейном заводе. Всего на этом заводе в 1915—1917 гг. было изготовлено 767 минометов Лихонина.
Орудие выполнено по схеме, которую в настоящее время называют «глухой» — все механизмы собраны на лафете.
Гладкий ствол миномета изготовлен методом ковки заодно с цапфами. При этом использовались заготовки только из высококачественной стали, так как давление пороховых газов в канале ствола достигало 1200 кг/см2.
Русский миномет Лихонина — типичный образец своего времени со штырьевой миной, хвостовик которой вставлялся в канал ствола. Лафет с сектором состоял из сваренных железных рам
К миномету было разработано три типа надкалиберных мин:
- фугасная мина с железным сварным корпусом. Как и у других мин, наружный диаметр корпуса составлял 180 мм. В донной части корпуса имелось отверстие для ввинчивания хвоста (шомпола), к которому были прикреплены четыре железных крыла стабилизатора. Масса мины с шомполом составляла 21—23 кг, она снаряжалась зарядом аммонала массой 9,4 кг. Мина развивала начальную скорость 60 м/с и могла поразить цель на дальности до 320 м;
- мина с чугунным корпусом. Масса ее составляла 10,65 кг (с шомполом). Она снаряжалась зарядом тротила массой 0,205 кг. Дальность стрельбы этой миной достигала 170 м;
- мина с чугунным корпусом массой 6,5 кг (без шомпола). Дальность стрельбы миной составляла 400 м.
Все мины имели одинаковый шомпол длиной 596 мм, который входил в 47-мм ствол миномета на 474 мм. Обеспечивавший устойчивый полет мины стабилизатор крепился к шомполу и имел размах крыльев 292 мм.
Скорострельность составляла 3—4 выстрела в минуту.
На поле боя миномет перевозился одним или двумя номерами расчета. Для этой цели служил колесный ход, состоящий из двух колес, одетых на стальную ось. Для удобства в лафет вставлялось железное правило с рукояткой. Миномет могли переносить и вручную четыре номера, для чего за скобы крепились палки. Масса миномета в боевом положении составляла 90,1—99 кг.
См. также
Литература
- Кочнев Е. Д. [https://slovari.yandex.ru/~книги/Военные%20автомобили Энциклопедия военных автомобилей]. — 2-е изд. — М.: За рулем, 2008. — 640 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9698-0152-3.
- Федосеев С. Л. Танки Первой мировой войны. Иллюстрированная энциклопедия. — М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2002. — 288 с. — (Военная техника). — 7000 экз. — ISBN 5-17-010599-1.
- Холявский Г. Л. Энциклопедия бронетанкового вооружения и техники. Колесные и полугусеничные бронеавтомобили и бронетранспортёры. — Мн.: Харвест, 2004. — 656 c.: ил. — (Библиотека военной истории). — 5100 экз. — ISBN 985-13-1765-9.
Причины холодной войны.
«А воз и ныне там!»
Оно и понятно: откуда вертолеты — оттуда и методика ведения боя, ведь для современной тактики требуются и современные вертолеты, проекты которых руководители холдинга «Вертолеты России» цинично заморажиают, подменяя их бесполезными модернизациями допотопных «Ми». Истребители давно летают на сверхзвуковых скоростях, а ракеты – уже гиперзвуковые и только наши вертолеты правительство усиленно сдерживает в скоростных рамках ~300к/ч. Сегодняшнее состояние боевой вертолетной техники мне чем-то напоминает потешные полки царевича Петра. Больше того: под красивым предлогам «оптимизации» фактически уничтожено лучшее в мире вертолетное КБ Камов!
А далее: очередной «технологический прорыв», но в этот раз– серьезный:
Холодная война: годы, суть
Пистолет «Browning» обр. 1903 г. (Бельгия)
Желание создать скорострельный пистолет долгое время заставляло конструкторов пускаться на различные ухищрения (многоствольность, барабанные револьверы, сложнейшие системы перезарядки), приводившие к значительному утяжелению конструкции, В конце XIX в. подобную проблему длительное время пытался решить американский инженер Дж. Браунинг. Не получив признания у себя на родине, он переехал в Бельгию, где поступил на оружейную фирму «Fabrique Nationale». В 1897 г. ему удалось разработать оригинальную компоновочную схему пистолета, настолько удачную, что она скоро стала общепринятой, а спроектированные на других фирмах самозарядные пистолеты длительное время иначе как «браунингами» не называли.
Писталет «Browning» обр. 1903 г.
Революционность конструкции, предложенной Браунингом, в первую очередь заключалась в том, что традиционные семь патронов изобретатель поместил не в барабан, а в плоскую коробку — магазин, снабженный пружиной для подачи их в канал ствола. Новое преимущество вскоре было высоко оценено не только военными и полицейскими, но и гражданскими лицами. Компактность новой конструкции заключалась еще и в том, что при ее разработке конструктор отказался от двух пружин — боевой, применяемой для взведения ударника, и возвратной, возвращающей затвор в исходное положение после выстрела, объединив их в одну — возвратно-боевую.
Практически сразу же после появления пистолета системы Браунинга обр. 1897 г. его приняли в Бельгии на вооружение. Уже к началу 1900 г. большинство старших и младших офицеров бельгийской армии и полиции были вооружены самозарядными пистолетами отечественного производства.
В 1900 г. появилась модель пистолета № 1, без сомнения ставшая родоначальницей практически всех современных пистолетов. В новом пистолете Браунинг применил массивный кожух, объединив его с подвижным затвором. Магазин, рассчитанный на 7 патронов калибра 7,65 мм, как и в модели обр. 1897 г., был размещен в полой рукоятке, а возвратно-боевая пружина размещалась над стволом (в следующих моделях она заняла место под стволом).
Успех модели № 1 затмил славу пистолета обр. 1897 г., не говоря уже о конкурентах. По свидетельству специалистов, в то время еще не было ни одной марки пистолета, обладающего такой легкостью и скорострельностью. Компактность модели № 1 позволяла скрытое ношение, что делало ее незаменимой для агентов тайной полиции и сыщиков. Не остались незамеченными эти свойства пистолета и для террористов всего мира. Так, например, в 1911 г. в Санкт- Петербурге эсерами был застрелен из пистолета «Browning» модели № 1 видный государственный деятель России П. А. Столыпин.
Следующая модель пистолета (№ 2), разработанная Дж. Браунингом, по длине на 42 мм и по массе на 305 г превышала свою предшественницу. Однако эти недостатки компенсировались повышенными огневыми и боевыми показателями нового пистолета. «Browning» обр. 1903 г. был рассчитан на использование мощного 9-мм патрона, созданного самим конструктором (Браунинг, не страдающий ложной скромностью, назвал его своим именем «Browning Long» — длинный). Пуля, выпущенная из этого пистолета, с расстояния 10 м легко пробивала 4 сосновые доски по 25 мм толщиной каждая.
Новый пистолет стал первым по-настоящему армейским пистолетом. Его автоматика работала по схеме свободного (подвижного) затвора при неподвижном стволе. Ударно-спусковой механизм был привычного для современных пистолетов куркового типа. Для удобства извлечения пистолета и препятствия для попадания внутрь его грязи курок был спрятан под кожух-затвор (курок закрытого типа). Наружу был выведен флажок предохранителя, который при включении блокировал курок
В 1906 г. Дж. Браунинг вновь вернулся к теме «карманных» пистолетов. Его новая конструкция имела в длину всего 114 мм, массу менее 400 г и легко умещалась на ладони. При этом пистолет был оснащен магазином емкостью 6 патронов увеличенной мощности калибра 6,35 мм, разработанных Дж. Браунингом. Как и во всех предыдущих моделях Браунинга, это пистолет имел скрытый курок и связанную с этим необходимость перезаряжать пистолет оттягиванием затвора. В то же время установленный на модели обр. 1906 г. автоматический предохранитель позволял хранить и переносить пистолет даже при наличии патрона в патроннике и при взведенном курке. Это давало возможность при необходимости немедленно открыть огонь.
152-мм гаубица системы «Vickers» (Великобритания)
152-мм гаубица системы «Vickers»
Наряду со 152-мм крепостной и полевой гаубицами отечественного производства на вооружение дивизионов тяжелой полевой артиллерии Русской Армии поступали 152-мм гаубицы системы Виккерса. В 1915 г. военное ведомство России заказало у фирмы «Vickers» 100 таких гаубиц. Первые 8 орудий были доставлены в Россию в конце 1916 г. В начале 1917 г. Русская Армия получила остальные 92 орудия. Это позволило весной—летом 1917 г. сформировать 24 тяжелые гаубичные батареи (так называемые «батареи литеры М»).
Стрельба из гаубиц велась боеприпасами раздельного картузного заряжания английского и русского производства. В частности, использовались английский фугасный снаряд массой 45,8 кг, русский фугасный снаряд массой 41 кг и отечественный мортирный снаряд массой 38,2 кг.
Начальная скорость снаряда достигала 427 м/с, наибольшая дальность стрельбы равнялась 10 400 м.
Орудие могло вести стрельбу с темпом 2 выстрела в минуту.
Гаубица транспортировалась конной тягой (8 лошадей). Скорость возки не превышала 8—10 км/ч. Для перевода гаубицы из походного положения в боевое тренированному расчету из 8 человек требовалось 10 минут.