Оружие первой мировой: бронетехника и авиация

Немецкие танки Второй мировой войны

Германия вступила во Вторую мировую войну с танковым парком, насчитывающим около 3200 машин. Это были легкие танки Т-I и Т-II различных модификаций, а также средние танки Т-III и Т-IV. Немецкие танки создавались, как средство реализации концепции «молниеносной войны», поэтому они вооружались преимущественно малокалиберными автоматическими и полуавтоматическими пушками, а также пулеметами, способными создать на близких расстояниях зону огня, необходимую для поражения и деморализации живой силы противника, а высокая скорость танков являлась главным фактором стремительного и глубокого прорыва в глубь территории противника.

Опыт боевых действий в Польше и Западной Европе выявил низкие боевые качества 37- и 75-мм короткоствольных пушек средних немецких танков, а также недостаточную броневую защиту всех танков. В ходе боев на советско-германском фронте эти недостатки привели к снятию с вооружения танков Т-I, Т-II и Т-III, а также к необходимости радикальной модернизации оставшегося на вооружении танка Т-IV. На фоне общего провала концепции «молниеносной войны» немецкое руководство было вынуждено срочно перевооружать свои бронетанковые войска, то есть переходить на производство принципиально новых типов танков. В 1943 году появились немецкие танки Т-V «Пантера» и Т-VI «Тигр», а позднее и танк «Королевский Тигр» (Т-VI «Тигр В»). Однако немецким конструкторам не удалось в своих новых разработках добиться тех высоких качеств, которыми обладали советские танки.

Для немецкого танкостроения периода второй мировой войны было характерно:

  • использование танков трех типов: легких — весом до 9 т; средних — весом до 26 т; тяжелых — весом от 45 до 70 т;
  • создание и использование большого количества самоходных артиллерийских установок с широким использованием для этой цели устаревшей и трофейной бронетанковой техники;
  • использование, начиная с 1942 г., в танках и САУ мощных для того времени артиллерийских систем калибра 75,88 и 128 мм;
  • использование при создании бронетанковой техники главным образом четырехтактных бензиновых двигателей мощностью до 600 л.с.;
  • выпуск и широкое применение большого количества бронеавтомобилей, бронетранспортеров различного назначения;
  • низкая маневренность тяжелых машин на местности, недостаточная надежность ходовой части;
  • расположение в ходовой части катков с индивидуальной торсионной подвеской в шахматном порядке.

Всего за вторую мировую войну было выпущено 53800 немецких танков и САУ. Основными тактическими соединениями подвижных (танковых) войск Германии были танковые и моторизованные дивизии. Танковая дивизия в сентябре 1939 г. состояла из танковой и моторизованной бригад, артиллерийского полка, мотоциклетно-стрелкового, разведывательного и саперного батальонов, истребительно-противотанкового дивизиона, батальона связи и типовых служб. В ней насчитывалось 11,7 тысяч человек личного состава, 324 танка и 130 орудий и минометов. В ходе второй мировой войны в связи с большими потерями живой силы и техники на советско-германском фронте из дивизии были исключены штабы бригад, два танковых и мотоциклетно-стрелковый батальоны, а включены зенитный и танково-истребительный дивизионы. При этом в ходе войны наблюдалась тенденция сокращения числа танков в дивизии:

  • в 1939 г. было 324 немецких танка,
  • в 1941 г. — 150-221,
  • в 1943 г. — 100-150,
  • в 1945 г. — 45 единиц.

Всего в 1941-1945 гг. было сформировано 26 танковых дивизий. Моторизованные дивизии предназначались для совместных действий с танковыми дивизиями и состояли из трех моторизованных и одного артиллерийского полков, разведывательного и саперного батальонов, батальона связи и истребительно-противотанкового дивизиона. В дивизии было 16,4 тысячи человек личного состава, 282 орудия и миномета, около 4 тысяч автомашин и мотоциклов. Танков в ней не было. В ходе второй мировой войны из ее состава был исключен один моторизованный полк. Всего было сформировано 17 моторизованных дивизий. Танковые и моторизованные дивизии, а также общевойсковые соединения объединялись в моторизованные (с 1942 года — танковые) корпуса. Высшим объединением подвижных войск была танковая группа. В начале 1942 г. имевшиеся четыре танковые группы были преобразованы в танковые армии. Всего в годы Второй мировой войны было сформировано 7 управлений танковых армий.

Фото Ил-38

Силовая установка

Немецкий танк Pz.Kpfw I Ausf. A оснащен 4-цил. двигателем внутреннего сгорания Крупп М-305 с воздушным охлаждением. Двигатель Крупп М-305(57 л.с.)Танк Pz.Kpfw I Ausf. B оборудован 6-цил. (с рядным расположением цилиндров) двигателем Майбах NL-38TR (100 л.с.) жидкостного охлаждения.На танки Pz.Kpfw I Ausf. C и Pz.Kpfw I Ausf. F ставились двигатели Майбах HB- 45p (150 л.с.), 6-цил. жидкостного охлаждения. Циркуляцию охлаждающей жидкости обеспечивает помпа. Движение воздуха в отсеке и подвод его к карбюратору обеспечивал вентилятор.

Двигатель снабжен двумя карбюраторами Солекс-40 JEP (Ausf. A) или JEF II. Питание бензином октановым числом 74. Бака – два, совокупная емкость 144 л (Ausf. A) или 146 л (Ausf. B). Затрата топлива — 100 л — 100 км (Ausf. A) либо 125 л — 100 км (Ausf. B). Бензин подается к двигателю двумя механическими бензонасосами, в аварийном режиме — ручной помпой. Правее двигателя расположен маслобак. Масло к двигателю подается маслонасосом. Емкость маслосистемы — 12 л.с.

Вращающий момент от двигателя к трансмиссии передастся посредством карданного вала. Трансмиссия Ausf. A и Ausf. D пятискоростная (5п+1з). На танках Ausf. C установлена восьмискоростная трансмиссия (6п+2з). Переключение передач осуществляется гидравликой, рычаг переключения передач установлен справа от водителя. Управление танком осуществляется посредством двух основных сцеплений и сцеплений рулевого механизма. Танки снабжены вешними механическими тормозами фирмы Крупп.

Шасси

Шасси танка включает четыре опорных катка 530×80 с резиновыми бандажами (танк Pz.Kpfw I Ausf. B — пять). Последний опорный каток танка Pz.Kpfw I Ausf. A одновременно являлся ленивцем. Ленивец диаметром 600 мм был связан с механизмом перемещения в горизонтальной плоскости для изменения натяжения гусеницы. На танках Pz.Kpfw I Ausf. A и Ausf. B ставилось, по 4 обрезиненных поддерживающих ролика размером 190×85-72 мм. Ведущее колесо с 21 зубцом помещено в передней части бронекорпуса. 1-й опорный каток оснащен амортизатором, остальные три или четыре опорных катка объединены в тележку с длинной эллиптической рессорой.

Подвеска опорных катков шасси танков Pz.Kpfw I Ausf. C/F выполнялась независимой торсионной, с каждого борта ставилось по 5 опорных катков большого диаметра (670×140 мм), опорные катки обрезинены. Ведущее колесо впереди, ленивец — сзади.Гусеница из траков шириной 280 мм с двойными зубцами. Длина контактной поверхности 2470 мм, колея гусеницы — 1672 мм. Гусеницы имели сравнительно слабое натяжение, в силу чего довольно часто сбрасывались. Часто отмечались случаи поломки зубцов ведущих колес.

Вооружение

Базовое вооружение танков Pz.Kpfw I заключалось в 2-ух пулеметах MG-13, скорострельностью 685 в/мин., с боекомплектом 1525 патрона (61 магазин). С 1936 г. на танках Pz.Kpfw I Ausf. B боекомплект доведен до 2100 патронов (90 магазинов). Восемь стеллажей для магазинов расположены на полу БО и в корме башни.

Командирские танки вооружены одним пулеметом MG-13 — 2 Kl В или MG-34 скорострельностью 825 в/мин., с боекомплектом 900 патронов — 3 Kl В.

Танк Pz.Kpfw I Ausf. С оснащался 20-мм автоматической пушкой EV-141 и MG — 34. Pz.Kpfw I Ausf. F вооружен 2-мя пулеметами MG -34.

Оптические приборы, радиооборудование и противопожарные устройства

Пулемет снабжен прицелом Цейс KgZF-2 (Ausf. A и Ausf. B обеспечивающим прицельную стрельбу бронебойными нулями на дальностях до 1200 м. Прицел имеет 2-кратное увеличение, поле зрения — 8 град. Танки Ausf. С-F оснащались прицелами TZF-8.

Танки Pz.Kpfw I Ausf. С-F оснащались р/с FuG-5 SE-10U и передатчиками Ukw. E тип c.1 мощностью 10 Вт. В телефонном режиме передатчик обеспечивал устойчивую радиосвязь в радиусе 6.4 км, и телеграфом до 9,4 км. Р/с FuG-5 оснащена 2 метровой штыревой антенной длиной. Светосигнальное оборудование танка Pz.Kpfw I Ausf. A заключалось в ракетнице Вальтер калибра 27 мм и сигнальных флажков.

Танк снабжен самодействующей аппаратурой пожаротушения. При превышении температурой воздуха в МО заданного значения срабатывал биметаллический датчик, но которому активизировался огнетушитель, распылявший реагент на карбюраторы и бензонасосы. Резервный огнетушитель закреплен на левом крыле. Там же, на крыльях также размещен разнообразный шанцевый инструмент, посредством которого очаг возгорания засыпался грунтом.Танки, предназначенные для действий в Африке, снабжались дополнительными фильтрами и вентиляторами.

Поиск по сайту

Литература

Г. Гудериан

Внимание, танки! История создания танковых войск, 1937

Г. Гудериан

Воспоминания солдата, 1951

Г. Гудериан. Танки, вперед!, 1956

Г. Гудериан. Воспоминания немецкого генерала. Танковые войска Германии во Второй мировой войне 1939—1945. / пер. с нем. М., ЗАО «Центрполиграф», 2013.

Андрей Лобанов. Танковые войска Гитлера. Первая энциклопедия панцерваффе. — Изд. второе, переработанное и дополненное, М. «Яуза», «Эксмо», 2010. ISBN 978-5-699-39768-6

Исаев А. В., Коломиец М. В. Разгром 6-й танковой армии СС. Могила Панцерваффе. — М.: Яуза, Эксмо, Стратегия КМ, 2009. — 160 с. — ISBN 978-5-699-34808-4

Бронеавтомобили

Пулемётные

Обозначение Изображение Годы разработки Годы производства Кол-во, шт. Краткое описание
Armstrong-Whitworth 1915 1915-1916
Austin 1914 1914-1915 168
DeLaunay-Belleville
Ford 1916
Garford Model 1914
Lanchester 1914 1914-1916 ~ 50
Peerles
Rolls-Royce 1914 1914-1918 120
Sheffield-Simplex Ошибка создания миниатюры: Файл не найден 1914-1915 1915 25
Talbot
Wolseley
Wolseley CP Type

Другие разработки

Обозначение Изображение Годы разработки Годы производства Кол-во, шт. Краткое описание
Armored Ivel Tractor
Leyland Armored Lorry
Suzare-Berwick «Wind Wagon»

Колониальные и импровизированные бронеавтомобили

Обозначение Изображение Годы разработки Годы производства Кол-во, шт. Краткое описание
Cadillac Indian Pattern
FIAT Indian Pattern
Guinness armored lorry Ошибка создания миниатюры: Файл не найден 1916 4
Rolls-Royce Indian Pattern

Немецкое танкостроение в Первой мировой войне.

На первое применение британских танков 15 сентября 1916 г. в Германии отреагировали достаточно нерешительно. Несмотря на большую неожиданность и панику в немецких окопах боевая эффективность танков была неубедительна. С ограниченным приоритетом в ноябре 1916 г. военное управление проявило первую активность в отношении строительства немецкой бронированной машины. Строительство первого образца машины A7V, оснащенной бронированным корпусом, завершилось в октябре 1917 г.

Фактически, 21 марта 1918 г. под Сент-Квентином состоялось первое боевое применение девяти «Штурмпанцерваген А7V». Согласно докладам, уже на марше к линии фронта имели место многочисленные технические неисправности. Хотя бронемашина A7V и показала низкую пригодность для движения по бездорожью, она проявила более благоприятные боевые характеристики, чем британские танки.

Во второй половине Первой мировой войны, концептуальное развитие немецкого танкостроения продолжалось, и это была уже одновременная работа над несколькими проектами. В частности, существовала концепция тяжелого танка (K-Wagen) с массой 140 тонн, а также велась разработка легкой боевой машины в классе от шести до восьми тонн «Кавалериепанцер» (Kavalleriepanzer, рус. – дословно «кавалерийский танк»).

Тяжелый танк K-Wagen

Описание конструкции Pz.VI

Танк Т-IV выполнен по классической схеме, с размещением силовой установки в задней части корпуса, а отделения управления – в передней.

Корпус танка – сварной, наклон бронелистов менее рационален, чем у Т-34, но зато он обеспечивает большее внутреннее пространство машины. Танк имел три отделения, разделенных переборками: отсек управления, боевое и силовое отделение.

В отделении управления располагалось место механика-водителя и стрелка-радиста. Также в нем была расположена трансмиссия, приборы и органы управления, рация и курсовой пулемет (не на всех моделях).

В боевом отделении, расположенном в центре танка, находились три члена экипажа: командир, наводчик и заряжающий. В башне были установлены пушка и пулемет, приборы наблюдения и прицеливания, а также боекомплект. Командирская башенка обеспечивала прекрасную обзорность для экипажа. Башня поворачивалась электрическим приводом. Наводчик располагал телескопическим прицелом.

В корме танка находилась силовая установка. На Т-IV устанавливался 12-цилиндровый карбюраторный двигатель водяного охлаждения разных моделей, разработанный компанией «Майбах».

«Четверка» имела большое количество люков, что облегчало жизнь экипажу и техническому персоналу, но снижало защищенность машины.

Подвеска – рессорная, ходовая часть состояла из 8 обрезиненных опорных катков и 4 поддерживающих катков и ведущего колеса.

Структура

Вермахт

  • Танковый корпус
    • Танковая дивизия

      • Танковый полк

        • Танковый батальон

          Танковые роты

Должности

генерал танковых войск

Войска СС

Танковая дивизия СС имела не десять, как аналогичные соединения вермахта, а пятнадцать моторизованных рот, кроме того, танковые полки были больше (как правило, на один взвод в каждой танковой роте — вместо 17, положенных по штатам вермахта, было 22 танка) и имели дополнительно сапёрный батальон, две роты мостоукладчиков, зенитный батальон, батальон снабжения и мортирный дивизион. Позже, в 1944 году, часто также миномётный дивизион, вооружённый преимущественно ракетными установками типа «Панцерверфер» на полугусеничном ходу. Подразделения тяжёлых танков войск СС ввиду своей организации и оснащённости танками «Тигр» и «Королевский Тигр» были самыми мощными танковыми подразделениями войны;

моторизованная дивизия СС была почти одинакова с аналогичными соединениями вермахта, однако имела в своём составе не 14, а 15 рот, а также пулемётный, зенитный батальоны и батальон снабжения;

Всего в войсках СС было 7 танковых дивизий и 8 моторизованных дивизий.

Личный состав шести танковых дивизий СС имел стандартные петлицы с зиг-рунами (танковая дивизия СС «Мёртвая голова» имела петлицы с изображением т. н. «мёртвой головы»).

В 1944 г. немецкие танкисты получили новую форму — камуфлированая куртка с нагрудными карманами.

Boeing 727 — обзор и технические характеристики пассажирского самолета

Лица смертиМаски и тяжелая броня

Эта устрашающая маска — не часть наряда для БДСМ-игр. Это элемент снаряжения танкиста Первой мировой войны. Дело в том, что металлургическая промышленность в то время не умела делать прочную гомогенную металлическую броню — и даже после закалки она оставалась достаточно хрупкой. Это приводило к тому, что из-за многочисленных попаданий пуль и осколков по внешней стороне брони танка, от ее внутренней стороны откалывались небольшие кусочки металла, безжалостно жалившие танкистов, подобно пчелам.

Люди сидели в консервной банке, где было жарко как на сковородке, воняло выхлопными газами, со всех сторон гремели различные механизмы и ревели двигатели — не самая комфортная обстановка для ведения боя, а тут еще ты рисковал получить куском железа прямо в зубы или вовсе лишиться глаза. Чтобы этого избежать и были придуманы эти шлемы с окулярами в виде металлических жалюзи и кольчужной маской, закрывавшей нижнюю часть лица.

Тогда же, во время Первой мировой войны, военные всех сторон вернулись к идее подзабытых средневековых доспехов, вышедших из употребления как минимум двести лет назад.

Как только война превратилась в позиционную, и солдаты на долгие годы скрылись в своих окопах, стало понятно, что необходимо защищать от осколков и шрапнели самую уязвимую часть солдатского тела — голову, так как она чаще всего подвергается опасности. Тогда и начали появляться первые металлические каски.До этого каски были кожаными, тканевыми или картонными. В начале 1916 года для замены своего нелепого Пикельхельма с торчащим рогом немцы разработали первую стальную каску, известную как Stahlhelm M1916. При этом первая немецкая каска имела узнаваемые рожки, на которые крепилась бронепластина, защищавшая лоб. От этой пластины солдаты избавлялись в первую очередь, потому что в случае попадания пули в нее шея солдата ломалась, и у него не оставалось никаких шансов на выживание.

Очень скоро идея индивидуальной бронезащиты получила свое логическое продолжение: в 1915 году появились первые окопные доспехи, представлявшие собой разные вариации металлических кирас, надевавшихся на тело с помощью кожаных ремней. Это были тяжеленные бронежилеты толщиной до нескольких миллиметров и весом до 20 килограмм, но они делали свое дело — защищали солдата от маленьких осколков артиллерийских снарядов и пуль, выпущенных со средних и дальних дистанций. Такими бронежилетами оснащались в первую очередь солдаты штурмовых рот и батальонов, что несколько повышало их шансы сохранить жизнь в бою. 

Танки и танковая техника

Лёгкие танки

Обозначение Изображение Годы разработки Годы производства Кол-во, шт. Краткое описание
Mk A Whippet 1916-1917 1917-1918 200 Medium Mk A Whippet развивал скорость 14 км/ч, имел боевую массу 14 т, был защищён броней в 14 мм и вооружён четырьмя пулемётами; экипаж состоял из трёх человек. Запас хода составлял 130 км.

Средние танки

Обозначение Изображение Годы разработки Годы производства Кол-во, шт. Краткое описание
Little Willie 1915 Не состоял на вооружении 1
Mk B 45
Mk C 36

Другие разработки

Обозначение Изображение Годы разработки Годы производства Кол-во, шт. Краткое описание
Gun Carrier Mark I
Мостоукладчик «Ark»

Первые германские танки. «Тевтонский ответ»

 

О книге: Первые германские танки. «Тевтонский ответ»

   Словосочетание «немецкие танки» в сознании большинства связывается с событиями Второй мировой войны. Однако свое танкостроение Германия начала создавать много раньше — в годы Первой мировой войны.   
Впервые германские танки появились на поле боя 21 марта 1918 г. у Сент-Кантен. Всего за полтора года до этого и всего в полусотне километров от этого места впервые вышли в бой британские танки. Теперь британские войска могли видеть «тевтонский ответ». И впечатление, произведенное танками в тот день на британских солдат, немногим уступило ужасу германской пехоты на Сомме в сентябре 1916-го.   
«Ответ» германцев, по меркам военного времени, изрядно запоздал. Став третьей страной, выведшей на поле боя свои танки, Германия заметно отстала от Великобритании и Франции как по времени начала работ над новым боевым средством, так и по количеству построенных и практически использованных боевых машин. Серийное германское танкостроение периода Первой мировой войны ограничилось постройкой двух десятков «штурмовых бронированных машин» (Sturmpanzerwagen) A7V, а боевое применение своих и трофейных танков — полутора десятками эпизодов в марте-октябре 1918 года. Тем не менее германские конструкторы смогли за короткий срок (при небольшом финансировании) преодолевая скепсис военного руководства, построить серию боевых машин, несколько опытных машин и разработать ряд проектов — от вполне рациональных до довольно курьезных (что естественно для начального периода развития новой отрасли техники). При этом разработку боевых машин пионеры германского танкостроения вели, исходя из собственных взглядов, с использованием доступного опыта британских и французских «коллег», но без прямого подражания им. А первые германские танкисты, хотя и не повлияли существенно на ход боевых операций, успели достичь заметных тактических успехов. Они не только немало напугали британские и французские войска, но и выработали собственные тактические приемы, даже приняли участие в первом в истории бое танков с танками.   
Книга, предлагаемая вниманию читателей, рассказывает о создании танков и специальных вездеходных машин в Германии в 1916-1918 годах, особенностях их устройства и истории производства, об организации, подготовке и боевых действиях первых германских танковых «штурмовых отделений». Кроме танков A7V в книге описаны также опытные танки — от легкого LK до первого в истории реально построенного сверхтяжелого танка K-Wagen, а также ряд проектов, не воплощенных «в железо», но отразивших направления мысли конструкторов боевых машин того времени. Первые германские танки появились в конце Первой мировой войны, и в истории их создания и применения, естественно, проявился накопленный боевой опыт. С другой стороны, их собственный опыт был использован в дальнейшем. Это добавляет интереса теме «танки в кайзеровской Германии».   
Эта книга восстанавливает подлинную историю создания первых «панцеров» и боевого применения «Sturmpanzerkraftwagen Abteilung» («Штурмовых отделений бронированных машин») на заре танковой эры, когда каждый A7V имел собственное имя («Мефисто», «Зигфрид», «Вотан», «Хаген», «Циклоп», «Геркулес», «Старый Фриц», «Эльфриде» и т.п.), которое писали на броне рядом с тевтонскими крестами и изображением «Адамовой головы» (черепа с костями) — символа готовности к смерти и бессмертия духа.

Год издания: 2011Язык: РксскийСтраниц в книге: 128Качество: Отсканированные страницыФормат: PDFРазмер файла: 47,4 Мб

 

Скриншоты страниц:

Скачать книу: Первые германские танки. «Тевтонский ответ»

Состав


Перевёрнутый немецкий «Тигр-I» в дорожном кювете и проезжающий американский грузовик. 18 июня . Италия, к северу от Рима

Номерные танковые дивизии

  • 1-я танковая дивизия
  • 2-я танковая дивизия
  • 3-я танковая дивизия
  • 4-я танковая дивизия
  • 5-я танковая дивизия
  • 6-я танковая дивизия (прежняя 1-я лёгкая дивизия)
  • 7-я танковая дивизия (прежняя 2-я лёгкая дивизия)
  • 8-я танковая дивизия (прежняя 3-я лёгкая дивизия)
  • 9-я танковая дивизия (прежняя 4-я лёгкая дивизия)
  • 10-я танковая дивизия
  • 11-я танковая дивизия
  • 12-я танковая дивизия (прежняя 2-я моторизованная дивизия)
  • 13-я танковая дивизия (прежняя 13-я моторизованная дивизия; впоследствии танковая дивизия «Фельдхернхалле II»)
  • 14-я танковая дивизия (прежняя 4-я пехотная дивизия)
  • 15-я танковая дивизия (прежняя 33-я пехотная дивизия; впоследствии 15-я моторизованная дивизия)
  • 16-я танковая дивизия (прежняя 16-я моторизованная дивизия)
  • 17-я танковая дивизия (прежняя 27-я пехотная дивизия)
  • 18-я танковая дивизия (впоследствии 18-я артиллерийская дивизия)
  • 19-я танковая дивизия (прежняя 19-я пехотная дивизия)
  • 20-я танковая дивизия
  • 21-я танковая дивизия (прежняя 5-я лёгкая дивизия)
  • 22-я танковая дивизия
  • 23-я танковая дивизия
  • 24-я танковая дивизия (прежняя 1-я кавалерийская дивизия)
  • 25-я танковая дивизия
  • 26-я танковая дивизия (прежняя 23-я пехотная дивизия)
  • 27-я танковая дивизия
  • 116-я танковая дивизия «Виндхунд» (нем. «Windhund» — «Борзая») (прежние 16-я моторизованная дивизия и 179-я резервная танковая дивизия)
  • 130-я учебная танковая дивизия (часто упоминается как просто Учебная танковая дивизия)
  • 155-я резервная танковая дивизия (прежняя 155-я дивизия, 155-я дивизия (моторизованная), 155-я танковая дивизия)
  • 178-я запасная танковая дивизия
  • 179-я резервная танковая дивизия (прежняя 179-я дивизия, 179-я дивизия (моторизованная), 179-я танковая дивизия)
  • 232-я танковая дивизия (прежняя учебная танковая дивизия «Татры»)
  • 233-я танковая дивизия (прежняя 233-я дивизия (моторизованная), 233-я моторизованная дивизия, 233-я танковая дивизия, 233-я резервная танковая дивизия; впоследствии танковая дивизия «Клаузевиц»)
  • 273-я резервная танковая дивизия

Подготовкой всех экипажей «Тигров» занимался 500-й учебный танковый батальон.

Именные танковые дивизии

  • Танковая дивизия «Гольштейн» (нем. «Holstein») (не сформирована полностью, вошла в состав 18-й моторизованной дивизии)
  • Танковая дивизия «Кемпф» (нем. «Kempf») (частично армия, частично Войска СС)
  • Танковая дивизия «Клаузевиц» (нем. «Clausewitz») (прежняя 233-я танковая дивизия)
  • Танковая дивизия «Курмарк» (нем. «Kurmark») (на самом деле была моторизованной дивизией «Курмарк»)
  • Танковая дивизия «Мюнхеберг» (нем. «Müncheberg»)
  • Танковая дивизия «Норвегия» (нем. «Norwegen») (несформирована полностью, вошла в состав 25-й танковой дивизии)
  • Танковая дивизия «Силезия» (нем. «Schlesien») (несформирована полностью, вошла в состав 18-й моторизованной дивизии)
  • Танковая дивизия «Фельдхернхалле 1» (нем. «Feldherrnhalle») (прежняя моторизованная дивизия «Фельдхернхалле»)
  • Танковая дивизия «Фельдхернхалле 2» (нем. «Feldherrnhalle») (прежняя 13-я танковая дивизия)
  • Танковая дивизия «Ютербог» (нем. «Jüterbog»)
  • Танковая учебная дивизия (нем. «Lehr»)
  • Танковая дивизия «Татры» (нем. «Tatra») (впоследствии учебная танковая дивизия «Татры»; впоследствии 232-я танковая дивизия)

Войска СС

  • I танковый корпус СС («Лейбштандарт СС Адольф Гитлер»)
  • II танковый корпус СС
  • III танковый корпус СС
  • IV танковый корпус СС
  • VII танковый корпус СС («Корпус ландскнехтов»)
  • 6-я танковая армия СС (1944—1945)
  • 11-я танковая армия СС (1945)

в состав которых, в разное время, входили:

  • 1-я танковая дивизия СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер»
  • 2-я танковая дивизия СС «Райх»
  • 3-я танковая дивизия СС «Мёртвая голова»
  • 5-я танковая дивизия СС «Викинг»
  • 9-я танковая дивизия СС «Хоэнштауфен»
  • 10-я танковая дивизия СС «Фрундсберг»
  • 11-я добровольческая моторизованная дивизия СС «Нордланд»
  • 12-я танковая дивизия СС «Гитлерюгенд»
  • 17-я моторизованная дивизия СС «Гёц фон Берлихинген»
  • 19-я танковая дивизия
  • 23-я добровольческая моторизованная дивизия СС «Недерланд» (1-я голландская)

а также

  • 40-я добровольческая танковая дивизия СС «Фельдхернхалле» (бывшая моторизованная дивизия «Фельдхеррнхалле» и бывшая 13-я танковая дивизия вермахта);
  • 103-й танково-истребительный полк СС (1-й румынский)

Прогресс горькой ценой

После Первой мировой войны тяжёлые времена для Европы отнюдь не закончились. Рухнули империи, континент был охвачен революционными волнениями. Российская империя раскололась, и на её территории разразилась новая, теперь уже гражданская, война.

Вместе с тем не осталось, наверное, ни одной технической или научной отрасли, которая за четыре страшных военных года не совершила бы огромного скачка вперёд. Первая мировая ознаменовала наступление машинного периода войны. Отныне она велась в трёх измерениях, химическое оружие продолжало собирать жатву и в пору межвоенья, а слово «танк» стало интернациональным. Великая война, по сути, стала колыбелью современной цивилизации. Но не застраховала прошедшие через её горнило «потерянные поколения» от нового мирового пожара. И в этом заключается главный урок 1914–1918 годов.

Литература

  • Кочнев Е. Д. [https://slovari.yandex.ru/~книги/Военные%20автомобили Энциклопедия военных автомобилей]. — 2-е изд. — М.: За рулем, 2008. — 640 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9698-0152-3.
  • Федосеев С. Л. Танки Первой мировой войны. Иллюстрированная энциклопедия. — М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2002. — 288 с. — (Военная техника). — 7000 экз. — ISBN 5-17-010599-1.
  • Холявский Г. Л. Энциклопедия бронетанкового вооружения и техники. Колесные и полугусеничные бронеавтомобили и бронетранспортёры. — Мн.: Харвест, 2004. — 656 c.: ил. — (Библиотека военной истории). — 5100 экз. — ISBN 985-13-1765-9.

Предыстория танка

Подписание Версальскиго договора 1919 г. наложил на Германию серьезные ограничения в части развития вооруженных сил. В частности, Германии запрещалось вести разработку бронетехники, ее производство и формирование бронетанковых частей. Разрешалось построить лишь ограниченное количество бронеавтомобилей Schupowagen Kfz.3. предназначенных для нужд полиции.

Германия не соблюдала ограничения Версальского договора в полном объеме. Работы по строительству новых видов оружия и военной техники проводились в условиях абсолютной секретности. Глубокая и непроницаемая военная тайна покрывала опыты по отработке новых тактических приемов вождения войск. В 1925 г. фирмы Рейнметалл-Борзиг, Крупп и Даймлер-Бенц согласно распоряжению Wa Pruf 6 начала проектные работы по тяжелому танку нового типа. Проект получил в целях сохранения тайны наименование «Грострактор», этим термином в Германии назывались агрокультурные и тяжелые дорожные машины. Годом спустя, в 1928 г. прототипы «сельскохозяйственного трактора» на суд жюри представили фирмы Круп и Рейнметалл.

На следующий год, прототип фирмы Даймслер-Бенц проходил широкомасштабные полевые экзамены на полигоне близ Казани. В этот же период был изготовлен прототип легкого танка под кодовым наименованием «Легкий трактор», а фирма Рейнметалл представила прототип 77-мм САУ на шасси тягача WD. Ни одна из вышеозначенных машин не удовлетворяла требованиям технического задания, хотя к 1930 г. немецкий инженеры получили солидный опыт проектирования гусеничных бронированных самодвижущихся объектов.

производство

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector