Атомный крейсер «адмирал нахимов» или будущее российского флота

Содержание

Погружение и всплытие современных подлодок

Начиная с «Черепахи» (при неизбежных отклонениях конструкторской мысли в ту или иную сторону), погружение и всплытие подлодок производится при помощи цистерн с балластом. ЦГБ размещаются на корме, носу и посередине подлодки. Дополнительные цистерны размещают в лёгком корпусе и используются, как правило, для устранения дифферента и крена судна.

При всплытии расположенные посередине корпуса ЦГБ продуваются сжатым воздухом из систем ВВД первыми. Плавучесть повышается и лодка всплывает.

Помимо систем ЦГБ подлодке помогают сохранять устойчивость:

  • цистерны вспомогательного балласта (для устранения дифферента);
  • торпедные цистерны (куда сливают воду из пусковой установки после выстрела, чтоб избежать «танца» субмарины);
  • цистерны кольцевого зазора.

Несмотря на эту сложную систему дифферентных систем, даже современная АПЛ может повести себя после залпа непредсказуемо.

Характеристики

Примечания

  1. Приведена наибольшая длина, по — 228 м.
  2. При использовании резервной ЭУ на обычном топливе.
  3. Данные о численности экипажа в разных источниках разнятся, встречается цифра как меньшая (610 или 635), так и большая (например, 759 человек). Численность экипажа ТАРКР «Калинин» в 744 человека взята из работы Александрова-Апалькова. После завершения модернизации крейсера численность экипажа, скорее всего, станет другой в связи с изменившейся номенклатурой вооружения и оборудования.
  4. 21КМ — салютные пушки.
  5. Ракето-торпеды комплекса «Водопад» запускаются из стандартных 533-мм торпедных аппаратов, не нуждаясь в отдельных пусковых установках.
  6. Сама ракета 48Н6 имеет максимальную дальность до 150 км, но существовавшая на 1993 год система управления допускала дальность стрельбы не более 93 км.
  7. Хотя комплекс «Кинжал» на «Калинине» появиться и не успел, но проект 11442 его учитывал, так что в носовой и кормовой части для этого ЗРК были предусмотрены помещения.
  8. В честь русского флотоводца XIX века адмирала Павла Степановича Нахимова (1805-1855). В том же 1992 году был списан предыдущий корабль отечественного флота, носивший имя прославленного адмирала — БПК «Адмирал Нахимов».
  9. Причину, по меньшей мере, двух неуспешных пусков удалось установить благодаря киносъёмкам телеоператоров, снимавших весь процесс старта ЗУР. У двух ракет в момент их старта крупными осколками пенопластовых вышибных крышек транспортно-пусковых контейнеров ранее стартовавших ЗУР были разрушены радиопрозрачные керамические носовые обтекатели блоков управления ракетой. Это стало следствием предельно высокого темпа ведения огня: ракетных стрельб с подобной интенсивностью на флоте до того не проводилось.
  10. В советском ВМФ экипажи боевых кораблей формировались ещё на этапе строительства, поэтому для первого командира дата вступления в должность не совпадает с формальным годом начала службы крейсера. В списке звания командиров приведены на период нахождения в должности.

Современные вариации

Сегодня финские ножи производят частные специалисты и крупные компании. Внешний вид клинков продолжает видоизменяться, добавляются элементы декора

Все больше уделяют внимание ножнам, лезвию клинка, рукояти

Самые дорогостоящие клинки изготавливают вручную. Есть регионы, где более 150 компаний частных мастерских занимаются изготовлением финских ножей своими руками, а есть и крупные производители, которые делают только традиционные классические финские ножи.

Актуальные модели от финнов чаще всего:

  • из нержавеющей стали;
  • с алмазной каемкой для заточки;
  • из углеродной стали, для работы по дереву;

Пользуются спросом классические и новые модели:

  1. Нож «Рысь», «Леуку».
  2. Рыболовные – по традиции с рукояткой из дерева. Есть усовершенствованные: прорезиненные, из тефлона с пилкой для снятия чешуи.
  3. Охотничьи тефлоновые – для разделывания мяса, снятия шкуры, вспарывания.
  4. Серия ножей для кухонь и модели для грибников.
  5. Эксклюзивные модели – из дамасской стали или модель «Зуб Шамана».
  6. Коллекционные версии (ручная работа) – с национальным финским гербом или с набалдашником в виде куропатки.

“К кораблю привыкают и любят как ребенка”. О том, как строят “Ясени” и “Бореи” ВМФ России

ТАСС — о некоторых уникальных технологиях, использующихся при строительстве атомных подводных лодок, и о том, какими возможностями обладает крупнейшая судоверфь страны

Бутылка шампанского разбита о гигантский корпус, экипаж исполнил Гимн России, и суперсовременный подводный корабль выведен из эллинга самой крупной верфи России – “Севмаша”. На стапель-поезде сначала выведут лодку в док наливного бассейна, а затем выпустят в родную среду. До того как “Ясень” или “Борей” встретятся с Белым морем, пройдут еще недели и месяцы – американские спутники непременно заснимут их прибытие. Такое никогда не проходит незамеченным.

Огненное небо российского флота

Без эффективной и сильной морской авиации не может быть современного ВМФ

Одним из самых серьезных замечаний, высказанных автору по предшествующим двум статьям (“ВМФ России напоролся на мины и подлодки”, “НВО” от 22.11.18 и “ВМФ РФ лишают океанского статуса”, “НВО” от 30.11.18) была нераскрытая роль и значение авиации на морских ТВД – фактора, ставшего определяющим для облика всех флотов со времен Второй мировой войны. Ранее автор уже касался этого вопроса в ряде публикаций, где рассматривались различные аспекты применения авиации флота, включая историю, а сегодня речь пойдет о текущем состоянии и перспективах развития.

См. также

Проекция силы

Здесь речь идет об оказании политического давления военными средствами, и для этого все три типа кораблей пригодны одинаково. Отметим только, что ТАРКР, будучи крупным океанским кораблем с намного большей, чем фрегат, автономностью, лучше подходит для выполнения этой задачи в дальней морской и океанской зонах.

В то же время МАПЛ, наподобие «Ясень-М» в решении этой задачи ограничена в эффективности, по той простой причине, что реальную опасность для ВМС потенциального неприятеля представляет необнаруженная АПЛ. Но если АПЛ не обнаружена, то и угроза от нее не ощущается, а если она сообщила о себе, то превращается из охотника в дичь.

ТАРКР «Пётр Великий»

Технические характеристики

«Адмирал Нахимов» перед отправкой на модернизацию

Технические характеристики атомного крейсера «Адмирал Нахимов» представлены без учета модернизации. Окончание работ и спуск корабля для испытаний ожидается в 2022. Какими будут итоговые параметры судна пока неизвестно.

Реакторы

Атомная энергетическая установка (АЭУ) с реакторами КН-3 создана на базе ледокольных аналогов ОК-900. Применяемый уран имеет высокую степень обогащения (до 70%). Срок работы без перезарядки рассчитан на 10-11 лет. Мощность силовой установки в теории способна питать целый город с населением в 150 тыс. человек.

АЭУ размещается в трех отсеках и состоит из двух реакторов общей мощностью 342 МВт. Дополнительно имеются два турбозубчатых агрегата и два автоматизированных котла КВГ-2 в резерве. Система пароснабжения позволяет подавать его к любой установке, паропроизводительность — по 115 тонн в час.

Скорость хода

Максимальная скорость хода составляет 32 узла, что соответствует примерно 59 км/ч. Оперативно-экономичная скорость на котлах — 17 узлов.

Дальность плавания

Крейсер «Адмирал Нахимов» не имеет ограничений по запасу хода на ректорах. На котлах при скорости в 17 узлов дистанция составляет 1000 миль.

История появления

Причиной появления подствольных гранатометов и винтовочных гранат была мертвая зона между предельной дистанцией броска ручной гранаты (40-50 метров) и минимальной дистанцией огня минометов (150—200 метров). В результате на этой дистанции у пехоты не было средств для подавления огневых точек противника иначе как ружейно-пулеметным огнём. Наглядным следствием этой проблемы являются подвиги Александра Матросова и Роджера Янга — в обоих случаях бойцы были вынуждены приближаться к позициям противника на дистанцию точного броска гранаты.

Винтовочные гранаты

Основные статьи: Дульный гранатомёт, Винтовочная граната

Первые образцы винтовочных гранат использовались в дульных гранатомётах уже в первую мировую. К примеру, немецкими войсками активно использовался гранатомет Gewehrgranatgerät, который мог устанавливаться на карабин Mauser 98K, штурмовые винтовки Gewehr 43 и StG 44 и на десантную винтовку FG-42. Для отстрела гранат использовались холостые патроны, иногда с увеличенным зарядом пороха.

Солдат Вермахта с установленным на карабине гранатометом Gewehrgranatgerät

Винтовочные гранаты до последнего времени использовались[источник не указан 3263 дня] в ряде стран. Основным их минусом была и остается невозможность штатной стрельбы из оружия без предварительного снятия либо отстрела гранаты. Таким образом, солдат хоть и обладает относительно универсальным оружием, но сильно ограничен в возможности его применения. Главным плюсом винтовочных гранат являются относительно малый вес и отсутствие жестких массо-габаритных ограничений для боеприпасов.

Гранатометы ружейно-пистолетного типа

В связи с вышеуказанным в годы Второй мировой и в послевоенное время начались разработки лёгких гранатомётов для вооружения пехоты наряду со штатным оснащением. Исторически первыми можно считать немецкие разработки боевых боеприпасов для сигнальных пистолетов и переделки сигнальных пистолетов в kampfpistole со специальными прикладами и прицелами. Это является по сути возвращением к идее ручных мортир 17—18 веков. Характерным является большое количество калиберных и надкалиберных гранат, разработанных для данного вида оружия, причём в большинстве образцов возможность стрельбы сигнальными патронами не утрачивалась. В результате весьма распространенное в войсках средство становилось серьёзным многоцелевым штурмовым оружием.

Демонстрация возможности стрельбы надкалиберной гранатой из сигнального пистолета. В связи со значительной массой снаряда и соответственно возросшей отдачей используется плечевой упор.

Аналогичным путём в 1960-е годы пошли и американцы, создав гранатомёт M79. Конструктивно сходный с обычным «переламываемым» охотничьим ружьём, этот гранатомёт выдавался отдельным бойцам подразделения, возлагая на них задачу огневой поддержки. Активно использовавшийся в войне во Вьетнаме, М79 зарекомендовал себя как простое, точное и надёжное оружие. Гранатомёт имел небольшую отдачу и достаточно большую предельную дистанцию огня (350—400 метров).

Тайский солдат с гранатометом M79

Боевое применение М79 продемонстрировало ряд важных недостатков данного оружия. В первую очередь у солдата оставалась необходимость в дополнительном штатном стрелковом оружии — чаще всего использовался пистолет-пулемет, — что при собственном весе незаряженного гранатомёта в 2,7 кг и его габаритах создавало немало сложностей. Во-вторых, стрелок испытывал определённые проблемы с одновременным применением гранатомёта и стрелкового оружия — пусть и в меньшей степени, чем при использовании винтовочных гранат.

В связи с этим в конце 1960-х американская армия заключила контракт с компанией AAI на разработку подствольного гранатомёта для принятой на вооружение штурмовой винтовки М-16. В 1970 году первая партия гранатомётов M203 была отправлена во Вьетнам для проведения войсковых испытаний. По их результатам армия США разместила заказ на большое количество подствольных гранатомётов, который за недостатком производственных мощностей AAI был передан фирме Colt.

Штурмовая винтовка(автомат) М16А2 с установленным подствольным гранатометом M203

Опубликовано видео стрельб модернизированных Т-72

Конструкция

Корпус

Лёгкий корпус имеет обтекаемую форму и выполнен из стали ЮЗ. Прочный корпус имеет форму цилиндра диаметром 9,4 м, выполнен из маломагнитной стали АК-29 толщиной 40 мм. Шпангоуты выполнены из симметричных сварных тавров. Переборки выполнены из стали АК-29 толщиной 12 мм, рассчитаны на давление 10 атмосфер и разделяют прочный корпус на 10 отсеков:

  1. торпедный отсек;
  2. аккумуляторный отсек, жилые помещения, офицерские каюты;
  3. центральный пост, пульт ГЭУ;
  4. ракетный отсек;
  5. ракетный отсек;
  6. дизель-генераторный отсек;
  7. реакторный отсек;
  8. турбинный отсек;
  9. турбинный отсек;
  10. электродвигательный отсек.

Шумность лодки на 4 узлах: 100—130 Дб на 1 Па на расстоянии 1 м

Суперкомпьютер для крейсера

Работа по ремонту корабля идет по плану. Однако на данном этапе предусматривается не только формирование внутренних и внешних конструкций, но и замена многих важнейших систем крейсера.

Как сообщил сайту телеканала «Звезда» представитель департамента информации и массовых коммуникаций Министерства обороны России по ВМФ Игорь Дыгало, на корабле будет заменена система жизнеобеспечения корабля, радиотехническое вооружение, система корабельной энергетики.

Читайте: «Севмаш» приступил к закупкам вооружения для «Адмирала Нахимова»

Кроме того, добавил Дыгало, на крейсере будет установлен новый мощный бортовой компьютер, разработку которого завершила Объединенная приборостроительная корпорация.

Сейчас на крейсере установлена информационно-справочная система с небольшим набором параметров. Новый компьютер значительно повысит скорость принятия решения в боевых условиях.

Как пояснил Дыгало, компьютерный блок будет способен прогнозировать различные варианты развития событий во время боя, а также обеспечит видеосвязью все отсеки корабля.

В свою очередь военный эксперт, главный редактор Центрального военно-морского портала Сергей Совеванов рассказал сайту телеканала «Звезда», что, скорее всего, речь идет о боевой информационно-управляющей системе (БИУС).

«Это комплекс оборудования корабля, который автоматически дает рекомендации о принятии решения по управлению оружием при обороне. Стоит учитывать, что система вооружений корабля очень сложная. Это касается и системы ПВО ближнего и дальнего боя. Управление всей системой вручную очень сложно, поэтому особенно актуально использование системы БИУС», — рассказал Сочеванов.

По его словам, в определенной ситуации компьютер может самостоятельно определить вид цели и автоматически уничтожить ее из соответствующего оружия.

Особенности конструкции

В целом тяжёлый атомный ракетный крейсер «Калинин» повторяет по конструкции предыдущие проекта 1144, но с рядом важных усовершенствований по вооружению и оборудованию. Следует отметить, что головной корабль этого проекта ещё находился на стапеле, когда для следующего был разработан усовершенствованный проект 11442. В нём ряд образцов вооружения и оборудования был заменён новейшими системами, разрабатываемыми к тому времени: ЗРК «Кинжал» вместо «Оса-МА», зенитно-артиллерийский комплекс «Кортик» вместо башенных 30-мм шестиствольных автоматов, противолодочный комплекс «Водопад» вместо «Метели», спаренная 130-мм универсальная установка АК-130 вместо двух одноорудийных 100-мм башен АК-100, реактивные бомбомёты РБУ-12000 вместо РБУ-6000. Предполагалось все следующие после «Кирова» корабли этого типа строить по улучшенному проекту. Однако фактически, ввиду неготовности к серийному производству всех намеченных образцов вооружения, пришлось корректировать проект 11442 для каждого строящегося крейсера индивидуально. Корректировки частично возвращали более старые (аналогичные установленным на головном «Кирове») типы оружия и РЛС в тех случаях, когда промышленность ещё не была готова поставить новые. В результате получилось, что к техническому проекту 11442 оказался наиболее близок последний корабль серии – «Пётр Великий». Однотипные «Фрунзе» и «Калинин» по составу вооружения заняли промежуточное положение между головным «Кировым» и заключительным «Петром Великим».

Особенности вооружения ТАРКР проекта 11442

В частности, «Калинин» отличается от головного корабля установкой универсальной артиллерии в виде одной двухорудийной 130-мм башни АК-130. Вместо шестиствольных реактивных бомбомётов РБУ-1000 «Смерч-3» по бортам от надстройки «Калинина» были установлены десятиствольные установки РБУ-12000 противоторпедного комплекса «Удав-1». Функции зенитной артиллерии ближнего действия вместо восьми шестиствольных 30-мм автоматов АК-630 на «Калинине» были возложены на шесть новейших установок зенитных ракетно-артиллерийских комплексов (ЗРАК) «Кортик», на каждой из которых смонтировано по два 30-мм шестиствольных автомата АО-18 с суммарной скорострельностью 10 тысяч выстрелов в минуту и два блока по четыре пусковых установки зенитных ракет 9М311.

Также на «Калинине» был установлен усовершенствованный вариант комплекса С-300Ф «Форт», способный применять более новые ракеты 48Н6 наряду с 5В55РМ, которыми вооружался комплекс в базовой версии. Обновлённый «Форт» был унифицирован с наземным зенитно-ракетным комплексом С-300ПМ. Так как ракета 48Н6 была крупнее по габаритам (длиннее), чем ЗУР 5В55РМ – для неё была доработана пусковая установка Б-203А. Новые ракеты 48Н6, первые сведения о которых были опубликованы в 1990 году, могли поражать цели с максимальной скоростью до 1800 м/с (против 1300 м/с для 5В55РМ), вес боевой части возрос от 130 до 150 кг, дальняя граница зоны поражения расширена до 93 км), а максимальная высота — до 27 км. Новые ракеты, как и предыдущие версии 5В55РМ, используют активный метод наведения (через РЛС ракеты) и могут перехватывать, помимо аэродинамических целей, и летящие в атмосфере баллистические ракеты противника. Оба корабельных ЗРК могут включать инфракрасную систему наведения для уменьшения уязвимости от помех. Зенитная ракета 48Н6 при необходимости может быть использована и по надводной цели, в том числе за пределами обнаружения корабельными локаторами.

Имевшийся на головном «Кирове» противолодочный комплекс «Метель» на всех крейсерах проекта 11442 был заменён более новым «Водопад». В отличие от «Метели», «Водопаду» не требуется отдельная пусковая установка — его более компактные ракето-торпеды заряжаются в стандартные торпедные аппараты.

Радиотехническое вооружение крейсера было также существенно обновлено по сравнению с головным «Кировым» и включало в себя:

РЛК МР-800 «Флаг» в составе РЛС МР-600 «Восход» и РЛС МР-750 «Фрегат-МА»;

2 НРЛС МР-212/201 «Вайгач-У»;

ГАК МГК-355 «Полином»;

комплексы РЭБ МП-503 «Кантата-М», МП-407 «Старт-2», системы постановки помех ПК-2М (4х2 140-мм ПУ) и ПК-10 (8х10 122-мм ПУ);

БИУС «Лесоруб-44»;

МКРЦ «Коралл-БН».

Современный статус

По словам заместителя Министра обороны РФ Владимира Поповкина, Министерство обороны РФ разработало программу по восстановлению тяжёлых атомных ракетных крейсеров. На сентябрь 2009 года в боевом составе ВМФ РФ находился один атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», обсуждалась возможность восстановления и модернизации атомного крейсера «Адмирал Нахимов», а также «Адмирал Лазарев». «У нас осталось несколько таких кораблей от советского флота. Мы разработали программу по их восстановлению», — сказал Поповкин. По его словам, Министерство обороны РФ считает целесообразным нахождение в составе ВМФ до трёх таких кораблей при том, что один из них будет на Тихоокеанском флоте и два — на Северном. Необходимость использования тяжёлых атомных ракетных крейсеров продиктована задачами дальних походов и учений, пояснил заместитель министра.

По сообщению высокопоставленного представителя Главного штаба ВМФ: «Все находящиеся в резерве атомные ракетные крейсеры проекта 1144 будут возвращены до 2020 года в боевой состав военно-морского флота РФ». Работы будут вестись ближайшие пять лет. Затем «Адмирал Нахимов» пойдёт на Северный флот.

В ходе ведущегося ремонта тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» вместо ранее установленных ПКР П-700 «Гранит» установлены ПКР П-800 «Оникс». Спуск на воду запланирован на 2018 год. По неподтвержденным данным, аналогичная модернизация предстоит также и крейсеру «Пётр Великий». Остальные же два крейсера проекта 1144 с высокой вероятностью будут окончательно утилизированы.

Будущее по словам военных

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» пройдет ремонт и глубокую модернизацию в 2018—2021 годах, после завершения работ над однотипным «Адмиралом Нахимовым», решение о модернизации крейсера «Адмирал Лазарев» пока не принято. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на источник в Главном штабе ВМФ РФ.

«Его ремонт с модернизацией планируется закончить в 2021 году. Таким образом, в 2021 году ВМФ будет иметь два практически новых атомных крейсера, боевая эффективность которых возрастет в полтора-два раза», — рассказал собеседник агентства.

Источник уточнил, что оба корабля останутся на Севере и они войдут в состав Объединенного стратегического командования в Арктике. По его словам, обоим крейсерам поменяют оружие, радиотехническое и радиоэлектронное оборудование, системы жизнеобеспечения, внутренние конструкции, трубопроводы и арматуру. Ядерные реакторы кораблей менять не будут, однако системы, обеспечивающие их постоянную работу, обязательно будут заменены.

По ряду предположений, высказанных ранее экспертами, крейсера проекта 1144 «Орлан» в ходе модернизации получат на вооружение ударные ракетные комплексы «Оникс» и «Калибр» (последний включает в себя крылатые ракеты для высокоточных ударов по наземным целям), а также новый зенитный ракетный комплекс «Полимент-Редут».

Судьба третьего крейсера проекта 1144 («Адмирала Лазарева»), по словам собеседника агентства, все ещё неизвестна. «Решение о том, будут ли его модернизировать или же отправят на утилизацию, как и головной корабль серии „Адмирал Ушаков“, пока не принято», — заявил он, отметив, что если его все-таки решат сохранить, то после модернизации отправят служить на Тихоокеанский флот.

Крейсер «Адмирал Нахимов» с 1999 года находился в отстое (официально — «на ремонте»). Работы на крейсере начались только осенью 2014 года. Корабль должен быть отремонтирован и модернизирован на северодвинском «Севмаше» в 2015—2018 годах.

Головной корабль серии («Адмирал Ушаков», до 1992 года — «Киров»), находящийся в отстое с 1991 года в связи с серьезными неполадками в силовой установке, в 2016 году будет направлен на утилизацию.

Советское наследие

Напомним, строительство тяжёлых атомных ракетных крейсеров проекта 1144.2 «Орлан», спроектированных специалистами СПКБ, началось в 1973 году. До 1996 года было построено четыре таких корабля из семи запланированных: «Киров» (с 1992 по 2004 год известный как «Адмирал Ушаков»), «Фрунзе» (позднее — «Адмирал Лазарев»), «Калинин» (переименованный в «Адмирал Нахимов») и «Куйбышев» (получивший название «Пётр Великий»).

«Адмирал Нахимов» был заложен в 1983 году, спущен на воду в 1986-м и принят на вооружение ВМФ СССР в 1988-м. Однако уже в 1999 году крейсер прибыл на верфи «Севмаша» для ремонта и модернизации, направленной на повышение его ударной мощи.

  • Северный флот. Учения в Баренцевом море. Тяжелый атомный ракетный броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» и самолет базовой патрульной авиации «Орион»
  • РИА Новости
  • Олег Ласточкин

В рамках текущего глубокого обновления «Адмирала Нахимова» будет заменён весь комплекс радиоэлектронного оборудования, а также усилено вооружение.

В открытых источниках появлялись сообщения о том, что модернизированный крейсер будет оснащён высокоточными крылатыми ракетами «Калибр», противокорабельными «Ониксами» и гиперзвуковыми «Цирконами».

Кроме того, корабль планируется усилить комплексами ПВО морского базирования «Форт-М» и «Панцирь-М», а также противолодочными системами «Пакет-НК» и «Ответ».

В конце прошлого года замминистра обороны Алексей Криворучко сообщил, что модернизированный «Адмирал Нахимов» войдёт в состав ВМФ РФ в 2022 году.

«Нами проверен ход ремонтных работ. Как и запланировано, получение корабля ожидается в конце 2022 года. Эти сроки не подвергаются сомнению», ― подчеркнул Криворучко.

Замглавы Минобороны ранее также подтвердил, что «Адмирал Нахимов» будет оснащён ракетами «Циркон» — с дальностью превышающей 1 тыс. км и скоростью полёта 9 Махов.

Хронология

  • Заложен 17 мая 1983 года.
  • 25 апреля 1986 года спущен на воду.
  • 30 декабря 1988 года вступил в строй.
  • 22 апреля 1992 года переименован в «Адмирал Нахимов».
  • Июль 1997 — последний поход до места ремонта.
  • 14 августа 1999 года поставлен на ремонт и модернизацию на предприятии Севмаш в Северодвинске.
  • В рамках ремонта и модернизации крейсера планируется замена морально устаревшего радиоэлектронного оборудования. Предполагается, что на корабле установят современные цифровые системы, которые позволят вывести радиоэлектронику крейсера на уровень XXI века.
  • В 2008 году план по ремонту был откорректирован, что позволило форсировать модернизацию: так уже в сентябре началась выгрузка отработанного ядерного топлива. Ввод в строй планировался в 2012 году.
  • В 2012 году закончены подготовительные работы и проектирование нового облика корабля.
  • 13 июня 2013 года Севмаш заключил контракт с Министерством обороны РФ на ремонт и модернизацию крейсера. По условиям договора корабль должен войти в боевой состав флота в 2018 году.
  • В декабре 2013 на корабле ведутся работы по монтажу систем технологического обеспечения ремонтных работ, а также дефектация и выгрузка оборудования.
  • 24 января 2014 года пресслужба «Севмаша» сообщила, что корабль готовится к переходу в наливной бассейн. Это будет основной задачей на 2014 год. Крейсер будет приподнят с помощью четырёх специально изготовленных для этого понтонов, для перевода через порог батопорта.
  • 4 февраля 2014 года было завершено строительство первого понтона. Для заводки корабля в наливной бассейн также будут использованы ещё 2 дополнительных понтона из блоков, которые были применены при постановке в док авианосца «Викрамадитья». По информации на 4 июня 2014 были установлены понтоны на доковое опорное устройство, где производится их доработка. Затем на крейсере продолжился демонтаж оборудования.
  • 10 июля 2014 был изготовлен 2-й понтон из 4-х запланированных для постановки крейсера в док.
  • 24 октября 2014 года, крейсер заведён в наливной бассейн Севмаша.
  • 30 января 2015 года — крейсер подготовлен к огневым работам, продолжается демонтаж внутренних корпусных конструкций корабля.
  • 2 ноября 2015 года — закончен демонтаж старого оборудования. Корабль готовится к приему нового оборудования.
  • Февраль 2016 года — на «Севмаше» завершена дефектация конструкции корпуса и начата работа по грунтовке.
  • По сведениям ВМФ России, плановый ремонт атомного крейсера «Адмирал Нахимов» должен завершиться к 2021 году.

Как хозяйственный нож пуукко превратился в бандитскую финку?

До революции в Российской Империи никто не считал ношение ножа чем-то уголовным. Наоборот, русская традиционная культура предполагала постоянное ношение ножа, особенно в крестьянской среде. С приходом к власти большевиков всё изменилось, с 1927 года появились первые запреты, связанные с ножами. В начале 1930-х годов вообще началась массовая компания по запрету любых ножей, кроме кухонных, отголоски которой звучат в умах обывателей даже в настоящее время.

В 1932-33 года появились серии публикаций, в которых различные бандиты и кулаки жестоко расправлялись с помощью ножей с представителями советской власти. В статьях чётко фигурировали финские ножи, так как именно эти ножи чаще всего использовались профессиональными уголовниками тех лет.

Все российские многоцелевые АПЛ проектов 971, 949А и 885 будут перевооружены

Боевая служба

Под ней автор подразумевает проекцию силы, при осуществлении которой существует вероятность реального ее применения. Иными словами, это ситуация, при которой наш боевой корабль сопровождает цель в готовности к немедленному ее уничтожению – по получении приказа, конечно.

В большинстве случаев при решении такой задачи ТАРКР здесь будет иметь преимущество и перед фрегатами и перед подводным атомоходом. Рассмотрим, к примеру, классический случай слежения за АУГ США – да хотя бы и в том же Средиземном море. Разумеется, если посмотреть на глобус, то это море выглядит очень небольшим, в сравнении с бескрайними просторами Атлантики, Тихого или Индийского океана. Но по факту Средиземноморье весьма и весьма велико – к примеру, расстояние от Мальты до Крита составляет порядка 500 миль, а для того, чтобы из Гибралтара прийти в турецкий Измир придется преодолеть примерно 2000 миль.

Конечно, дальность хода фрегата проекта 22350 значительно больше, и составляет 4 500 миль. Но дело в том, что подобное расстояние фрегат может преодолеть, лишь следуя на экономической скорости 14 узлов, а если нужно идти быстрее, то дальность хода резко упадет. В то же время американский эсминец «Арли Берк», имея дальность хода в 6 000 миль на 18 узлах, естественно, способен будет пройти на высокой скорости куда большее расстояние, чем «Адмирал Горшков». Фрегат проекта 22350 вполне способен некоторое время сопровождать одиночный «Арли Берк» или группу таких эсминцев, или даже полноценную АУГ, следующие на высокой скорости, но затем у него просто начнут иссякать запасы топлива, так что ему придется прекратить погоню.

Иными словами, если американцы замыслят нанесение удара первыми, они вполне могут, предприняв ряд энергичных маневров и двигаясь длительное время на скорости 25 и более узлов, оторваться от слежения наших фрегатов и в момент начала атаки выйти из-под «колпака» советских кораблей. А вот с ТАРКР, по очевидным причинам, такой «номер» не пройдет ни в каком случае: его ЯСУ способна сообщать кораблю максимальную скорость почти неограниченное время.

В принципе, многоцелевая АПЛ, обладая столь же неограниченным запасом хода, в теории тоже может контролировать перемещение вражеских кораблей. Но в этом случае для подводной лодки возникает проблема скрытности перемещений. Дело в том, что АПЛ 3-го поколения были относительно малошумными только на скоростях в 6-7 узлов (ориентировочно), для атомарин 4-го поколения, то есть «Сивулфа», «Вирджинии» и «Ясень-М» этот показатель увеличен до, примерно, 20 узлов, но все равно, эскадра надводных кораблей может некоторое время перемещаться значительно быстрее.

Соответственно, контролирующей их движение подводной лодке также придется давать большой ход и тем самым демаскировать себя. Это, быть может, не будет иметь решающего значения в случае, если наш корабль получит приказ на применение оружия первым. Но вот если такой приказ получат американцы – шансов у АПЛ нанести удар почти не будет, ее с высочайшей долей вероятности успеют уничтожить до применения оружия.

В годы холодной войны наши моряки нередко использовали такой способ – поскольку маршруты выдвижения РПКСН из баз в районы боевой подготовки были командованию отлично известны, в воздух поднималась противолодочная авиация, ставившая на маршруте линию гидроакустических буев, или же «в засаду» на пути РПКСН ставилась многоцелевая подводная лодка.

В результате таких действий нередко выявлялись американские АПЛ, следовавшие за нашими «стратегами» — даже невзирая на лучшие показатели малошумности атомарин наших «заклятых друзей». И если бы вдруг руководство СССР в какой-то момент решило бы нанести превентивный ядерный удар, то американские «охотники» вполне можно было бы уничтожить до того, как они успели причинить вред выходящим на позиции РПКСН. Увы, то же самое верно и для наших МАПЛ, ведущих слежение за АУГ.

ТАРКР здесь будет иметь преимущество в силу значительно большей боевой устойчивости. «Завалить» надводный корабль под 25 тыс. т. водоизмещением – задача далеко не тривиальная, даже в том случае, если есть преимущество первого удара. Тут даже тактическое ядерное вооружение не гарантирует успеха (не исключено, что боеприпас с ЯБЧ будет сбит). Так что с высокой долей вероятности, ТАРКР, даже будучи атакованным, и погибая, все же и сам сумеет нанести смертельный удар по авианосцу наших «заклятых друзей».

Назначение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector