“адмирал нахимов” атомный крейсер

Содержание

Оценка проекта

Крейсера проекта 1144 были первыми и последними атомными надводными ракетоносцами ВМФ СССР, первыми кораблями большого водоизмещения, построенными после длительного перерыва, и наиболее крупными военными неавианесущими кораблями, построенными каким-либо государством после Второй мировой войны. Но при несомненных достоинствах — мощном наступательном вооружении, высокой автономности и впервые применённых в советской практике ЗРК корабельного базирования большого радиуса действия, корабль, тем не менее, трудно признать полностью удачным.

Размеры и стоимость ракетного крейсера проекта 1144 очень велики, ударные же функции уступают более дешёвым подводным ракетоносцам проекта 949 «Гранит» и 949А «Антей». Основная функция корабля — нанесение ракетных ударов по авианосной ударной группе (АУГ) ВМС США — является выполнимой, фактически, только при согласованном внезапном нападении (например в комбинации с ударом подводных лодок по той же АУГ ВМС США). Как оружие возможного ответного удара корабль существенно уступает ПЛАРК проекта 949 и 949А из-за большей заметности для противника и большей уязвимости.

Слабым местом базового проекта была уязвимость для низколетящих дозвуковых противокорабельных ракет. Ближняя противовоздушная оборона на первых трёх крейсерах была представлена только ЗРК «Оса-М», имевшим низкую огневую производительность, сравнительно большое время реакции и неспособным действовать по целям ниже 25-60 метров. Частично это компенсировалось значительной батареей АУ АК-630, эффективность которых, однако, также не считалась достаточной.

Нечёткое определение роли корабля при проектировании вынудило конструкторов оснастить систему множеством разнообразных видов вооружения, что сделало корабли многоцелевыми, но усложнило обслуживание и создало проблемы с определением тактико-технической ниши корабля.

Второй эшелон ПРО

ЗРК «Кинжал» — вторая «изюминка» ТАКР. Теоретически, его должны были устанавливать на все корабли улучшенного проекта 11442, но фактически это вооружение получил все тот же «Петр». Назначение – обнаружение и уничтожение целей, которым удалось прорваться сквозь первую линию эшелонированной ПРО. Основной ударной силой в этом случае являются твердотопливные ракеты 9М330, которые абсолютно унифицированы со знаменитым сухопутным комплексом «Тор-М1».

Особенность этих снарядов в том, что их выбрасывает из пусковой шахты специальная катапульта, и только потом стартует маршевый двигатель. Такой подход позволил значительно снизить массогабаритные их характеристики при полном сохранении дальности поражения целей.

Перезаряжается комплекс автоматически, залпы идут через каждые три секунды. В автоматическом режиме цели могут засекаться за 45 километров, время реакции – до восьми секунд. Число одновременно обстреливаемых и сопровождаемых целей – до четырех. Данная установка работает полностью автоматически, не нуждаясь в сопровождении личного состава. По данным производителя, на борту одного корабля должно иметься по 128 ракет к «Кинжалам».

Как создать динамитную шашку

Дополнительное вооружение

Общекорабельные средства противодействия включают в себя две спаренные 150-мм ПУ ПК-16 (комплекса выстреливаемых помех), противоэлектронных ловушек, ложные цели, а также буксируемую ложную торпедную цель с мощным шумогенератором. Крейсер имеет также три навигационные станции, четыре радиоэлектронные системы управления стрельбой бортового оружия, средства управления полётами вертолётов и систему опознавания «свой-чужой».

Взлётная палуба на корме крейсера «Калинин». Видны открытые двери ангара и палубные вертолёты Ка-25 и Ка-27

На каждом крейсере проекта 1144 базируются два тяжёлых многоцелевых вертолёта Ка-27 в модификации РЛД и ПЛ. Вертолёты используются в противолодочном варианте и в качестве ретранслятора-корректировщика полёта ПКР «Гранит». Экипаж вертолёта — 3 человека (лётчик, штурман и оператор гидроакустической станции). Максимальная взлётная масса — 11 т, продолжительность полёта — 4,5 часа, потолок — 4300 м, максимальная скорость — 270 км/ч, дальность полёта — 800 км. Вертолёты могут иметь противолодочные ракеты АПР-2Е (диаметр — 350 мм, длина — 370 см) с твердотопливным ракетным двигателем, обеспечивающим под водой скорость 115 км/ч. Масса ракеты — 575 кг, б/ч — 100 кг. Под водой ракета движется по 2 мин, обследуя пространство радиусом 1500 м и определяя пеленг на цель с точностью 2°. На вооружении вертолётов — и управляемые глубинные бомбы массой 94 кг и скоростью движения 55 км/ч с активной гидроакустической системой наведения. Бортовой радиоэлектронный комплекс вертолёта Ка-27 обеспечивает полёт над морем в любую погоду, поиск и слежение за подлодками на удалении до 200 км от корабля, автоматический вывод вертолёта в точку сброса средств поражения, возврат и заход на посадку в автоматическом режиме.

Гидроакустическая система включает в себя гидролокатор с корпусной антенной (в бульбовом обтекателе) для поиска и обнаружения подводных лодок на низких и средних частотах и буксируемую автоматизированную гидроакустическую систему с антенной переменной глубины погружения (150—200 м) — на средних частотах.

Оценка проекта

Крейсера проекта 1144 были первыми и последними атомными надводными ракетоносцами ВМФ СССР, первыми кораблями большого водоизмещения, построенными после длительного перерыва, и наиболее крупными военными неавианесущими кораблями, построенными каким-либо государством после Второй мировой войны. Но при несомненных достоинствах — мощном наступательном вооружении, высокой автономности и впервые применённых в советской практике ЗРК корабельного базирования большого радиуса действия, корабль, тем не менее, трудно признать полностью удачным.

Размеры и стоимость ракетного крейсера проекта 1144 очень велики, ударные же функции уступают более дешёвым подводным ракетоносцам проекта 949 «Гранит» и 949А «Антей». Основная функция корабля — нанесение ракетных ударов по авианосной ударной группе (АУГ) ВМС США — является выполнимой, фактически, только при согласованном внезапном нападении (например в комбинации с ударом подводных лодок по той же АУГ ВМС США). Как оружие возможного ответного удара корабль существенно уступает ПЛАРК проекта 949 и 949А из-за большей заметности для противника и большей уязвимости.

Слабым местом базового проекта была уязвимость для низколетящих дозвуковых противокорабельных ракет. Ближняя противовоздушная оборона на первых трёх крейсерах была представлена только ЗРК «Оса-М», имевшим низкую огневую производительность, сравнительно большое время реакции и неспособным действовать по целям ниже 25-60 метров. Частично это компенсировалось значительной батареей АУ АК-630, эффективность которых, однако, также не считалась достаточной.

Нечёткое определение роли корабля при проектировании вынудило конструкторов оснастить систему множеством разнообразных видов вооружения, что сделало корабли многоцелевыми, но усложнило обслуживание и создало проблемы с определением тактико-технической ниши корабля.

Современный статус

По словам заместителя Министра обороны РФ Владимира Поповкина, Министерство обороны РФ разработало программу по восстановлению тяжёлых атомных ракетных крейсеров. На сентябрь 2009 года в боевом составе ВМФ РФ находился один атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», обсуждалась возможность восстановления и модернизации атомного крейсера «Адмирал Нахимов», а также «Адмирал Лазарев». «У нас осталось несколько таких кораблей от советского флота. Мы разработали программу по их восстановлению», — сказал Поповкин. По его словам, Министерство обороны РФ считает целесообразным нахождение в составе ВМФ до трёх таких кораблей при том, что один из них будет на Тихоокеанском флоте и два — на Северном. Необходимость использования тяжёлых атомных ракетных крейсеров продиктована задачами дальних походов и учений, пояснил заместитель министра.

По сообщению высокопоставленного представителя Главного штаба ВМФ: «Все находящиеся в резерве атомные ракетные крейсеры проекта 1144 будут возвращены до 2020 года в боевой состав военно-морского флота РФ». Работы будут вестись ближайшие пять лет. Затем «Адмирал Нахимов» пойдёт на Северный флот.

В ходе ведущегося ремонта тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» вместо ранее установленных ПКР П-700 «Гранит» установлены ПКР П-800 «Оникс». Спуск на воду запланирован на 2018 год. По неподтвержденным данным, аналогичная модернизация предстоит также и крейсеру «Пётр Великий». Остальные же два крейсера проекта 1144 с высокой вероятностью будут окончательно утилизированы.

Будущее по словам военных

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» пройдет ремонт и глубокую модернизацию в 2018—2021 годах, после завершения работ над однотипным «Адмиралом Нахимовым», решение о модернизации крейсера «Адмирал Лазарев» пока не принято. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на источник в Главном штабе ВМФ РФ.

«Его ремонт с модернизацией планируется закончить в 2021 году. Таким образом, в 2021 году ВМФ будет иметь два практически новых атомных крейсера, боевая эффективность которых возрастет в полтора-два раза», — рассказал собеседник агентства.

Источник уточнил, что оба корабля останутся на Севере и они войдут в состав Объединенного стратегического командования в Арктике. По его словам, обоим крейсерам поменяют оружие, радиотехническое и радиоэлектронное оборудование, системы жизнеобеспечения, внутренние конструкции, трубопроводы и арматуру. Ядерные реакторы кораблей менять не будут, однако системы, обеспечивающие их постоянную работу, обязательно будут заменены.

По ряду предположений, высказанных ранее экспертами, крейсера проекта 1144 «Орлан» в ходе модернизации получат на вооружение ударные ракетные комплексы «Оникс» и «Калибр» (последний включает в себя крылатые ракеты для высокоточных ударов по наземным целям), а также новый зенитный ракетный комплекс «Полимент-Редут».

Судьба третьего крейсера проекта 1144 («Адмирала Лазарева»), по словам собеседника агентства, все ещё неизвестна. «Решение о том, будут ли его модернизировать или же отправят на утилизацию, как и головной корабль серии „Адмирал Ушаков“, пока не принято», — заявил он, отметив, что если его все-таки решат сохранить, то после модернизации отправят служить на Тихоокеанский флот.

Крейсер «Адмирал Нахимов» с 1999 года находился в отстое (официально — «на ремонте»). Работы на крейсере начались только осенью 2014 года. Корабль должен быть отремонтирован и модернизирован на северодвинском «Севмаше» в 2015—2018 годах.

Головной корабль серии («Адмирал Ушаков», до 1992 года — «Киров»), находящийся в отстое с 1991 года в связи с серьезными неполадками в силовой установке, в 2016 году будет направлен на утилизацию.

Дополнительное вооружение

Общекорабельные средства противодействия включают в себя две спаренные 150-мм ПУ ПК-16 (комплекса выстреливаемых помех), противоэлектронных ловушек, ложные цели, а также буксируемую ложную торпедную цель с мощным шумогенератором. Крейсер имеет также три навигационные станции, четыре радиоэлектронные системы управления стрельбой бортового оружия, средства управления полётами вертолётов и систему опознавания «свой-чужой».

Взлётная палуба на корме крейсера «Калинин». Видны открытые двери ангара и палубные вертолёты Ка-25 и Ка-27

На каждом крейсере проекта 1144 базируются два тяжелых многоцелевых вертолёта Ка-27 в модификации РЛД и ПЛ. Вертолёты используются в противолодочном варианте и в качестве ретранслятора-корректировщика полёта ПКР «Гранит». Экипаж вертолёта — 3 человека (лётчик, штурман и оператор гидроакустической станции). Максимальная взлётная масса — 11 т, продолжительность полёта — 4,5 часа, потолок — 4300 м, максимальная скорость — 270 км/ч, дальность полёта — 800 км. Вертолёты могут иметь противолодочные ракеты АПР-2Е (диаметр — 350 мм, длина — 370 см) с твердотопливным ракетным двигателем, обеспечивающим под водой скорость 115 км/ч. Масса ракеты — 575 кг, б/ч — 100 кг. Под водой ракета движется по 2 мин, обследуя пространство радиусом 1500 м и определяя пеленг на цель с точностью 2°. На вооружении вертолётов — и управляемые глубинные бомбы массой 94 кг и скоростью движения 55 км/ч с активной гидроакустической системой наведения. Бортовой радиоэлектронный комплекс вертолёта Ка-27 обеспечивает полёт над морем в любую погоду, поиск и слежение за подлодками на удалении до 200 км от корабля, автоматический вывод вертолёта в точку сброса средств поражения, возврат и заход на посадку в автоматическом режиме.

Гидроакустическая система включает в себя гидролокатор с корпусной антенной (в бульбовом обтекателе) для поиска и обнаружения подводных лодок на низких и средних частотах и буксируемую автоматизированную гидроакустическую систему с антенной переменной глубины погружения (150—200 м) — на средних частотах.

Фото крейсера “Петр Великий”

Крейсер «Петр Великий» в Суэцком канале

Похожее

Адмирал Кузнецов – тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) проекта 1143.5

Японский линкор “Ямато” – самый большой в мире

Крейсер «Петр Великий» проект 1144 «Орлан» флагман Северного флота

Варяг – бронепалубный крейсер Российского Императорского флота

Подводные лодки проекта 941 «Акула» – самые большие в мире

Подводные лодки проекта 955 «Борей»

Аскольд – бронепалубный крейсер Российского императорского флота

Фото АПЛ РФ (21 фото)

Немецкий линкор «Бисмарк» – корабль Второй мировой войны

Французские линкоры типа “Ришелье” Второй мировой войны

Худ – британский линейный крейсер Второй мировой войны

Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка»

Проект 971 «Щука-Б» – атомные подводные лодки

Джеральд Р. Форд – авианосец США

Эскадренный миноносец “Настойчивый” – флагман Балтийского флота

Ракетный крейсер “Москва” (Слава) – флагман Черноморского флота России

Линкор «Октябрьская Революция» («Гангут»)

Подводные лодки проекта 677 «Лада»

Проект 1234 шифр «Овод» малые ракетные корабли

Корабельная установка АК-630. Дальность стрельбы. Скорострельность

Проект 11351 «Нерей» (Тип «Менжинский») – сторожевые корабли погранвойск

Ракетный крейсер “Варяг” (Червона Украина) – флагман Тихоокеанского флота России

Проект 1143 «Кречет» – тяжелые авианесущие крейсеры

Ляонин (бывший Варяг) – первый авианосец Китая

Сверхмалые подводные лодки проекта 865 «Пиранья»

Затонувшие корабли

ССВ-33 «Урал» – корабль радиоэлектронной разведки проекта 1941 шифр «Титан»

Громобой – броненосный крейсер российского императорского флота

Фото американских авианосцев. Подборка

Гнейзенау – германский линкор тип “Шарнхорст”

Акаги – японский авианосец Второй мировой войны

Проект 641Б «Сом» – дизель-электрическая подводная лодка

Проект 1135 «Буревестник» (тип «Бдительный») – сторожевые корабли

«Бора» и «Самум» – малые ракетные катера на воздушной подушке

БДК типа «Иван Рогов» – большой десантный корабль

«Императрица Мария» – русский линкор Первой мировой войны

Линкор «Фусо» – линейный корабль ВМС Японии 1915-1944 год

Проект 11540 «Ястреб» (Тип «Неустрашимый») – сторожевые корабли (фрегаты)

Россия – броненосный крейсер российского императорского флота

«Дельфин» – первая российская подводная лодка

Проект 1135М “Буревестник” (тип “Резвый”) – сторожевые корабли

«Литторио» – итальянский линкор Второй мировой войны

Американские линкоры типа “Айова” Второй мировой войны

«Адмирал граф Шпее» – германский линкор Второй мировой войны

Рональд Рейган – авианосец США

АПКР К-18 “Карелия” – атомный подводный ракетный крейсер

Джордж Буш – авианосец США

Мистраль – десантные корабли-вертолетоносцы

КИК «Маршал Крылов» – корабль измерительного комплекса проекта 1914.1

Пересвет – броненосец российского императорского флота

Шарль де Голль – авианосец ВМС Франции

Английский линкор «Родни» тип «Нельсон» Второй мировой войны

«Дюнкерк» – французский линкор Второй мировой войны

Японские линкоры типа «Исэ» Второй мировой войны

Дизель-электрические подлодки проекта 633

Космонавт Юрий Гагарин – научно-исследовательское судно

Линкор «Ямасиро» – линейный корабль Японии 1917-1944 год

Подрыв и затопление авианосца списанного в утиль

АК-726 – корабельная 76-мм артустановка

Подводные лодки типа «Касатка»

«Альбион» – десантно-вертолётный корабль-док ВМС Великобритании

Адмирал Ушаков – русский броненосец

Кета – подводная лодка

Тип «Сом» – подводные лодки 1904 – 1906 годов

Форель – подводная лодка

Тип «Осётр» – подводные лодки

Подводные лодки тип «Карп»

You have no rights to post comments

Краткая история серии

В конце марта 1973 года был заложен первый атомный крейсер проекта 1144 «Киров», который в 1992 году стал «Адмиралом Ушаковым». В конце декабря 1977 года его уже спустили на воду, а ровно через три года корабль, прошедший все ходовые и боевые испытания, был торжественно передан ВМФ СССР. В конце 1984 года в строй вступил ТАРК «Фрунзе». В том же 1992 году он был переименован в «Адмирала Лазарева». Наконец, в 1988 году, строго по плану, флот получил ТАРК «Калинин», известный с 1992 года как «Адмирал Нахимов». В 1986 году проект 1144 подошел к своему логическому завершению: на верфях заложили последний проектный корабль «Пётр Великий».


Изначально имя этого крейсера проекта 1144 «Орлан» было «Куйбышев» или «Юрий Андропов», но развал СССР этим планам осуществиться не дал. В разгар строительства перестала существовать страна, в которой начинали строить этот корабль, а потому постройку смогли закончить только в 1996 году. Таким образом, флот получил последнее судно этой серии только через десять лет после его закладки на стапелях.

Ударная мощь

В классификации НАТО корабли проекта 1144.2 именуются Kirov-class battlecruiser, то есть «линейные крейсеры», из-за их внушительных габаритов и ударного вооружения. Эти суда предназначены для выполнения широкого круга задач в дальней морской зоне: борьба с группами кораблей и их перехват, охрана морских караванов и поддержка крупных флотских соединений.

«Адмирал Нахимов» имеет водоизмещение в 24,3 тыс. т при длине 252 м и ширине 28,5 м. Как и другие крейсеры проекта 1144.2, он стал одним из самых крупных в мире неавианесущих кораблей, построенных после Второй мировой войны. Его экипаж составляет 727 человек, включая 97 офицеров.

  • Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» Северного флота ВМФ РФ в Баренцевом море
  • РИА Новости

Корабли 1144.2 являются атомными — их питает энергетическая установка мощностью 342 МВт с двумя реакторами КН-3, работающими на обогащённом уране. Она может снабжать судно энергией на протяжении 10—11 лет без перезарядки.

Максимальная скорость «Адмирала Нахимова» составляет 32 узла (около 60 км/ч), при этом корабль не имеет ограничения по запасу хода на атомных реакторах. Длительность автономного плавания составляет до 60 дней.

Также по теме

Импортозамещение на флоте: как Россия оснащает «адмиральские» фрегаты проекта 22350 новыми двигателями

Объединённая двигателестроительная корпорация поставила первый морской дизель-газотурбинный агрегат М55Р для фрегата проекта 22350. Он…

Напомним, что одной из главных отличительных особенностей крейсера проекта 1144.2 является его вооружение.

Ударная мощь обновлённого «Адмирала Нахимова» будет представлена многоцелевым комплексом «Калибр» и «Оникс» с боезапасом до 80 ракет.

До начала модернизации в боекомплект этого корабля входили ракеты П-700 «Гранит» дальностью действия до 700—800 км, способные уничтожать крупные надводные объекты, в том числе авианосцы. Также арсенал крейсера включал несколько видов торпедно-минного вооружения.

За противовоздушную оборону корабля отвечали зенитный ракетный комплекс (ЗРК) С-300Ф «Форт», система 4К33 «Оса-М» и артиллерийская установка 3М87 «Кортик».

«Адмирал Нахимов» несёт и артиллерийское вооружение — спаренную установку АК-130 калибра 130 мм. На крейсере размещаются три противолодочных вертолёта Ка-27 ПЛ.

При этом в Минобороны России ранее сообщили, что после завершения модернизации «Адмирал Нахимов» будет обладать совершенно новыми тактико-техническими характеристиками, а его ввод в строй «существенно усилит потенциал надводных сил» Северного флота. По своим возможностям советский крейсер станет практически новым кораблём, отметили в оборонном ведомстве. 

Эксперты, в свою очередь, называют крейсеры проекта 1144.2 уникальными, отмечая, что у других государств нет схожих по ударной мощи кораблей.

По его словам, после модернизации с ними станет ещё сложнее конкурировать по мощи.

«Если мы говорим про «Адмирала Нахимова», то на его борту будут размещены ракеты «Калибр», «Оникс», будут поставлены системы С-400, будут заменены другие комплексы вооружений, которые сегодня только внедряются в вооружённые силы или должны быть внедрены в перспективе», — пояснил он.

Дмитрий Литовкин напомнил, что модернизацию пройдёт и другой крейсер 1144.2 — «Пётр Великий», который также получит новые виды вооружения. При этом такие большие корабли должны применяться в составе ударных морских соединений, говорит эксперт.

«Надо понимать, что один крейсер в море не ходит. Его должны окружать корабли сопровождения для того, чтобы создавать барьеры для средств поражения противника. Сейчас строятся фрегаты, которые должны будут ходить вместе с «Петром Великим» и «Нахимовым», — пояснил аналитик.

По мнению главного редактора журнала «Национальная оборона» Игоря Коротченко, «Адмирал Нахимов» и крейсеры проекта 1144.2 выделяются на фоне других кораблей в том числе и благодаря своей энергетической установке. 

По его словам, корабли такого класса с тяжёлым вооружением сейчас очень востребованы в российском флоте, в том числе и из-за сложной геополитической ситуации в мире.

Основные сведения


Это тяжелые крейсеры с ядерной энергетической установкой, закладка и спуск на воду которых осуществлялись на Балтийском заводе с 1973 по 1998 год. Их уникальность как раз-таки в ядерном «сердце», так как в составе советского и российского флота таких надводных кораблей больше нет и не было. НАТО эти суда также оценило: размер и вооружение их внушали уважение любому потенциальному противнику. Конструктор, отвечавший за проект 1144, — Борис Израилевич Купенский. На должности его заместителя стоял Юхин Владимир Евгеньевич. Как бы стандартно это ни звучало, но у этих кораблей и в самом деле нет аналогов в мировом судостроении. Они полностью универсальны, позволяют выполнять задачи по уничтожению надводных и подводных кораблей противника. На данных судах было установлено ракетное вооружение такого класса, что можно было с высокой степенью вероятности гарантировать полное уничтожение практически любой группировки вероятного противника.

Известен проект 1144 еще и тем, что эти корабли были наиболее крупными в мире, не считая авианосцев. Ближайший американский аналог, крейсер «Вирджиния», меньше в 2,5 раза по водоизмещению. Суда эти многофункциональны: они могут выполнять долговременные боевые задачи практически во всех частях Мирового океана, осуществлять поддержку и прикрытие как надводных кораблей, так и береговых укреплений. Вообще на вооружении они имели практически все новейшие средства, к тому времени созданные в СССР. Основной ударной силой была ракетная система «Гранит».

Представители проекта

Наименование Верфь Заложен В строю Флот Состояние
«Киров» 090 Балтийский завод 800 26.03.1974 27.12.1977 30.12.1980 СФ С 1999 не выходил в море. Списан.

В утилизации

С 1992 по 2002 год — «Адмирал Ушаков».
«Адмирал Лазарев» 015 Балтийский завод 801 26.07.1978 26.05.1981 31.10.1984 ТОФ С середины 90х не выходил в море. Списан.

В утилизации с 2021 года

До 27.05.1992 — «Фрунзе».
«Адмирал Нахимов» 080 Балтийский завод 802 17.05.1983 25.04.1986 30.12.1988 СФ С 1997 не выходил в море.

В ремонте и модернизации

До 27.05.1992 — «Калинин». Возврат в состав флота после модернизации запланирован на 2023 год.
«Пётр Великий» 099 Балтийский завод 803 25.10.1986 29.04.1989 19.04.1998 СФ В строю При закладке «Куйбышев»
«Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» Балтийский завод 804 09.05.1989 Не достроен Строительство отменено 04.10.1990
«Россия» Балтийский завод Не закладывался
«Варяг» Балтийский завод Не закладывался

Цвета таблицы:
Белый — не достроен/не построен или утилизирован не спущенным на воду Зелёный  — действующий в составе ВМФ России Синий — находится в ремонте или на модернизации Серый — выведен за штат, находится на консервации, хранении или отстое Красный  — списан, утилизирован или потерян

Тактико-технические характеристики крейсера «Петр Великий»

Спущен на воду……………………25 апреля 1989 года Введён в эксплуатацию……………………1998 год

Водоизмещение……………………23 750 т (стандартное); 25 860 т (полное) Длина……………………251,1 м (230 по ватерлинии) Ширина……………………28,5 м Высота……………………59 м (от основной плоскости) Осадка……………………10,3 м

Двигатели……………………2 котла, 2 ядерных реактора Мощность……………………140 000 л. с. (103 МВт) Движитель……………………2 гребных винта Скорость хода……………………32 узла Дальность плавания……………………не ограничена (на реакторе) 1000 миль на котлах при 17 узлах Автономность плавания……………………60 суток

Экипаж……………………1035 (105 офицеров, 130 мичманов, 800 матросов)

Вооружение Артиллерия……………………1 ×2 АК-130 Зенитная артиллерия……………………6 × ЗРАК «Кортик»

Ракетное вооружение 20 × ПКР П-700 «Гранит» ЗРК С-300Ф «Форт» (48 ракет) ЗРК С-300ФМ «Форт-М» (46 ракет) 16 × ПУ ЗРК «Кинжал» (128 ракет) 6 ЗРАК «Кортик» (144 ракет)

Противолодочное вооружение……………………1 × РБУ-12000; 2 × РБУ-1000 Минно-торпедное вооружение……………………10 × 533-мм ТА (20 торпед или ПЛУР «Водопад») Авиационная группа……………………2 × Ка-27

Вместо заключения

Боевое и защитное вооружение

Практически все вооружение корабля требует дорогостоящей модернизации, что и стало одной из причин его списания

Киров атомный крейсер по вооружению рассчитан преимущественно на надводные корабли противника

Также уделено внимание и противолодочной защите, ключевую роль в данном вопросе играют три вертолета Ка-27ПЛ. ПВО корабля обеспечивается зенитной артиллерией

В итоге судно способно активно обороняться и поражать воздушные, надводные, наземные и подводные цели как в одиночку, так и в составе группы.

ПКР П-700 «Гранит»

«Киров» оснащен двадцатью противокорабельными ракетами П-700 «Гранит». Данное управляемое ракетное оружие (УРО) предназначено для крупных судов, включая авианосцы, рассчитано на поражение целей на дальних дистанциях. Применение ракет основывается на спутниковом целеуказании, что позволяет корректировать ее курс. Данный аспект обеспечивает точность поражения. Помимо надводных целей ракеты могут применяться и по наземным целям.

ЗРК «Форт»

В качестве противовоздушной обороны (ПВО) на крейсере предусмотрено 12 установок С-300Ф «Форт». Каждая имеет восемь пусковых труб барабанного типа, предназначена для поражения высокоскоростных, маневренных и небольших целей как на малых, так и на больших высотах. Интервал стрельбы — 3 секунды, боекомплект — 96 ракет.

ЗРК «Оса-М»

Дополнительная противовоздушная оборона обеспечивается зенитно-ракетными комплексами М-4 «Оса-М». Таких установок две, каждая предназначена для запуска двух ракет. Скорострельность — 2 выстрела в минуту, дальность поражения — 15 км, в высоту — 3,5-4 км. Боекомплект — 40 ракет.

«Тор-М1»

Зенитно-ракетный комплекс «Тор-М1», в морской версии более известный как ЗРК «Кинжал» установлен на корабле «Петр Великий» того же проекта 1144. Для крейсера «Киров» подобного вооружения не предусмотрено ввиду отказа от дальнейшей модернизации судна.

Противолодочное вооружение

Против подводных лодок крейсер оборудован пусковой установкой ПЛУР «Метелица», реактивным бомбометом РБУ-6000 на 12 труб и двумя шестиствольными РБУ-1000 «Смерч-3». Данные установки обеспечивают защиту корабля против торпедных атак. Для ответных мер имеется 10 торпедных аппаратов калибра 533 мм.

Дополнительно для борьбы с подводными лодками имеются три вертолета Ка-27ПЛ. Их скорость — 270 км/ч, дальность хода — 800 км. Вооружены управляемыми глубинными бомбами и противолодочными ракетами АПР-2Е.

Артиллерийские комплексы АК-630

Комплексы АК-630 относятся к зенитной артиллерии. На крейсере имеется 8 таких установок, по 6 стволов 30-ого калибра каждый. Применяются для самообороны, по наклонной дальности поражают воздушные цели на 4 км, наземные или морские в пределах 5 км. В дополнение к данным системам имеются две одноствольные артиллерийские установки АК-100.

Песок

С его добычей проблем не должно быть, если вы находитесь не в Нижнем мире. Песчаные блоки – это, пожалуй, один из самых распространенных и легкодоступных ресурсов в игре. Правда, для строительства они не пригодны. Хотя некоторые игроки умудряются внедрить песчаные блоки как элемент декора, и в отдельных случаях выглядит это весьма интересно. Если же говорить о прямом назначении песчаных блоков, то это отличный элемент для крафта.

Где же отыскать данный вид ресурса? Пожалуй, не придется утруждать себя работой, ведь песок есть практически везде. В огромных количествах его можно найти в пещерах, на пляжах и глубоко под водой. Опуститесь на дно моря или же озера, и вы найдете то, что вам нужно! Кроме того, есть вариант, в котором доступно использовать немного другое вещество.

История службы

Учения на крейсере во время похода 2010 года

На крейсере поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова.Североморск, 10 января 2013 года.

27 октября 1996 года в носовом машинно-котельном отделении произошёл разрыв паропровода, находящегося под давлением в 35 атмосфер и температурой сухого пара +300 °C. Погибло два матроса и трое рабочих сдаточной команды. При расследовании причины было выявлено, что лопнувшая труба была установлена в 1989 году и по толщине и марке стали не соответствовала проекту. 9 апреля 1998 года атомный крейсер передан флоту под именем «Пётр Великий».

Несмотря на то, что срок гарантийных обязательств Балтийского завода истёк, предприятие, впервые в мировой практике, продолжает осуществлять техническое обслуживание крейсера. Такое решение командование ВМФ приняло в связи с тем, что личный состав корабля не имел достаточных навыков по обслуживанию и эксплуатации оборудования крейсера. По условиям государственного контракта, Балтийский завод продолжит техническое сопровождение «Петра Великого» до первого планового ремонта в 2008 году.

В ночь с 12 на 13 августа 2000 года крейсер первым обнаружил и бросил якорь на месте катастрофы АПКР «Курск» в ожидании спасательных судов. Также крейсер патрулировал местность во время подъёма «Курска».

Участвовал в съёмках фильма «72 метра» (2004).

В октябре 2008 года прошёл через Гибралтарский пролив в Средиземное море.

В декабре 2008 года принял участие в совместных военно-морских учениях РФ и Венесуэлы «ВЕНРУС-2008», начавшихся 1 декабря 2008 года в Карибском море. В отряд также входит противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко».

По сообщению агентства РИА Новости, 13 февраля 2009 года крейсер задержал в Аденском заливе 3 судна сомалийских пиратов. Некоторые аналитики отмечают, что ловить маломерные суда пиратов — это не та задача, для которой предназначен тяжёлый атомный крейсер.

30 марта 2010 года ТАРКР «Пётр Великий» вышел из Североморска для проведения учений в дальней морской зоне (старший похода — капитан 1 ранга С. Ю. Жуга), что ознаменовало собой начало крупнейших за последние годы учений ВМФ РФ в мировом океане. Крейсер должен пройти через Атлантический, Индийский и Тихий океаны и прибыть на Дальний Восток, где с 28 июня по 8 июля 2010 года состоялись учения, приуроченные к 150-летию Владивостока. Поход «Петра Великого» продлится до ноября 2010 года. 4 апреля крейсер успешно прошёл через пролив Ла-Манш, 7 апреля совместно со сторожевым кораблем Балтийского флота «Ярослав Мудрый» — через Гибралтарский пролив и вышел в Средиземное море, после чего корабли разделились. 13—14 апреля «Пётр Великий» заходил в сирийский порт Тартус. 16 апреля прошёл через Суэцкий канал в Красное море, проследовав далее в Аденский залив и Индийский океан, совершая плавание совместно с ракетным крейсером «Москва» Черноморского флота.

За 16 лет прошёл 140 000 миль.

28 июля 2012 года тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» указом Президента РФ награждён орденом Нахимова «за мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования». 10 января 2013 года Президент РФ В. В. Путин, во время своего визита в Североморск, вручил награду командиру крейсера. На корабле был поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова.

С 3 сентября 2013 по 1 октября того же года совершил арктический поход во главе отряда кораблей и судов Северного флота, им было пройдено 4000 миль.

15 октября 2016 года, в составе корабельной авианосной группы (возглавляемой ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и включающей также большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков» с судами обеспечения) вышел в поход в районы северо-восточной Атлантики и Средиземного моря. Вернулся в Североморск 9 февраля 2017 года. За этот дальний морской поход крейсер прошёл 18 тысяч морских миль.

По результатам 2016 года экипаж тяжелого атомного ракетного крейсера стал лучшим среди ракетных крейсеров ВМФ РФ в соревнованиях на приз Главкома ВМФ России.

Летом 2017 года «Петр Великий» совместно с атомной подводной лодкой проекта 941 типа «Акула» — ТК-208 «Дмитрий Донской» совершил переход на Балтийское море для участия в праздновании Дня Военно-морского флота РФ.

По планам Министерства обороны крейсер должен пройти ремонт и глубокую модернизацию в 2019—2022 годах, после завершения работ над однотипным кораблем «Адмирал Нахимов».

Тактико-технические характеристики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector