Танк т-90
Содержание:
Сколько стоит заправить топливом отечественный танк?
Снижение мировых цен на нефть странным образом у нас в стране вызывает рост цен на автомобильное топливо. Причем новое падение стоимости барреля вызывает очередное подорожание бензина и дизтоплива. Возник даже на этой почве шуточный вопрос — а была ли изначально нефть в том топливе, которое продается на заправках?
Однако, заправляясь в день повышения стоимости, многие автомобилисты не только поминают «добрым» словом правительство и нефтяные корпорации, но и радуются небольшому расходу топлива собственного автомобиля. А еще некоторые, подсчитывая оставшиеся купюры в бумажнике, задумываются, а сколько же в таком случае стоит заправить танк под завязку?
К 50-м годам прошлого века борьба между сторонниками карбюраторных и дизельных двигателей танков завершилась в пользу последних
Дизельные боевые машины отличались меньшей пожароопасностью, немаловажной была и определенная дешевизна «соляры» относительно бензина. Современные танковые двигатели и газотурбинные и дизели — многотопливные, но использование некоторых видов топлива снижает мощность и ресурс двигателя
Основным видом топлива является дизельное топливо или «солярка».
Для ответа о расходе топлива Т-72 и Т-80 воспользуемся данными из «Вестника бронетанковой техники» за 1991 год. Итак, в топливные баки танка (внутренние и на подвесах) вмещалась примерно 1 200 литров «соляры». В день написания статьи дизтопливо в Москве стоит в среднем 47,29 рубля. Конечно, на столичных заправках танк не увидишь, но нужна же какая-то реперная точка. Посчитаем стоимость полной заправки Т-72. 1 200*47,29 = 56 748 рублей. При нормативном расходе топлива 2,4 л/км по шоссе на одной полной заправке Т-72 может проехать до 500 км, при скорости 45-50 км/ч. Для грунтовых дорог расход топлива находится в рамках 2.6 — 4,5 л/км. Возьмем усредненное значение в 3,6 л/км. Тогда по грунтовке на полной заправке можно преодолеть примерно 333 км. Средняя скорость движения в этом случае составляет 35-45 км/ч.
У танков Т-80 вместимость баков значительно больше — 1850 литров. Следовательно, стоимость его одной заправки 1850*47,29 = 87 486 ,5 рубля. Расход топлива на шоссе, полученный экспериментально, составляет 4.3-5.0 л/км. Средняя скорость танка на шоссе 60-65 км/ч. Возьмем средний расход топлива в 4,6 л/км. Тогда на одной заправке по шоссе можно проехать 1 850/4.6 = 402 км. При движении по грунтовым дорогам расход топлива увеличивается до 4,6-7,9 л/км при средней скорости 40-45 км/ч. Возьмем средний расход топлива в 6,3 л/км. В таком случае по грунту танк может проехать 1 850/6.3 = 294 км.
По танку Т-90 данные относительно расхода топлива разнятся, но кое-что касательно стоимости поездки узнать удалось. Итак, основные топливные баки вмещают 1 200 л, да еще в навесные можно залить 400 л. Тогда полная заправка боевой машины (1200 литров основного бака и 400 литров в навесных) обойдется в 1 600*47,29 = 75 664 рубля. По шоссе танк расходует 2,4 л/км при скорости 60 км/ч. Соответственно по покрытой дороги одной полной заправки хватит на 1 600/2,4 = 667 км. Скорость на пересеченной местности падает, но все же может достигать весьма приличных 50 км/ч. А вот расход топлива растет и достигает 4,5 л/км. Так что по такой местности танк может проехать на полной заправке 1 600/4,5 = 356 км.
Танк Т-14 «Армата» является самым дорогим, что касается его заправки. Во внутренние и наружные баки суммарно помещается 1615 литров топлива. Еще в 2 подключенных емкости помещается по 200 литров. Таким образом, полный объем топлива 2015 л. Рассчитаем стоимость одной заправки 2015*47,29 = 95 289 ,35 рубля. Запас хода танка определен не менее чем на 500 км. Максимальная скорость по шоссе до 80-90 км/ч, по пересеченной местности 45-60 км/ч.
P.S. Приведенные в статье данные взяты из открытых официальных источников, справедливы для базовых образцов танков и могут существенно различаться для различных их модификаций.
Вот такой расход у современных танков, от 200 до 450 литров топлива на обычные 100 километров!
Источник
Объект 188М
Работа по конструированию этого танка в рамках проекта «Объект 188М» стартовала в начале 2010-х годов и заключалась в глубокой модернизации платформы танка Т-90. Первыми были созданы модификации Т-90АМ и Т-90СМ, которые стали основой для внешнего облика и ряда конструкторских решений, впоследствии реализованных в Т-90М «Прорыв».
В своей окончательной форме новейший российский танк впервые был представлен публике на международном военно-техническом форуме «Армия-2018». Боевая масса Т-90М составляет 48 т. Он может развивать скорость 45 км/ч по пересечённой местности и 70 км/ч по шоссе. Запас хода составляет 550 км. Экипаж — три человека.
Главное отличие «Прорыва» от базового Т-90 заключается в новом многослойном башенном модуле с улучшенными системами управления огнём и автоматики заряжания.
- Члены экипажа танка Т-90М «Прорыв» перед ночной репетицией парада в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне в Москве
- РИА Новости
Основное орудие танка — гладкоствольная пушка 2А46М-4 калибра 125 мм. Она может использовать всю номенклатуру боеприпасов этого калибра для пушек семейства 2А46, а также выступать в роли пусковой установки для управляемых ракет комплексов «Рефлекс-М» и «Инвар».
Вспомогательным вооружением являются спаренный с пушкой пулемёт ПКТМ калибра 7,62 мм и зенитный пулемёт «Корд-МТ» калибра 12,7 мм — он размещается в дистанционно управляемой установке на крыше башни.
Также танк получил улучшенные средства связи, двигательную установку, программно-технический комплекс и многоканальный панорамный тепловизионный прицел.
Также по теме
«Защита и мобильность»: на что способна модернизированная машина пехоты БМП-2М с модулем «Бережок»
Российские модернизированные боевые машины пехоты БМП-2М с новым боевым модулем «Бережок», оснащённым пушкой калибра 30 мм и…
Другим принципиальным отличием Т-90М «Прорыв» является повышенный уровень защищённости. Он был достигнут за счёт установки на внешнюю броню машины модулей универсальной динамической защиты третьего поколения «Реликт». Они защищают корпус, башню и бортовые экраны Т-90М от попадания кумулятивных и подкалиберных боеприпасов. При этом повреждённые в бою модули «Реликта» можно легко заменить на новые. Кроме того, лобовая проекция «Прорыва» может выдержать прямое попадание практически любого современного боеприпаса.
Также благодаря усовершенствованной конструкции был существенно повышен уровень безопасности экипажа. Изнутри отсеки Т-90М покрыты специальным антиосколочным материалом из сверхпрочной ткани, изготовленной на основе арамидной нити.
Военный эксперт Юрий Кнутов в беседе с RT заявил, что Т-90М является одним из лучших танков в мире.
В свою очередь, военный эксперт полковник в отставке Виктор Литовкин в числе достоинств нового танка отметил более мощный двигатель, новые системы инфракрасного наведения и обнаружения целей.
«Благодаря мощному двигателю и новому комплексу обнаружения целей танк стал более манёвренным, скоростным и повысил точность огня. Как и у предшественников, у него есть возможность стрелять не только снарядами, но и противотанковыми управляемыми реактивными снарядами ПТУР», — подчеркнул Литовкин в беседе с RT.
Сколько горючки «кушают» Т-80, Т-72, Т-90, «Леопард» и «Абрамс». Кто у нас главный проглот?
Первый раз танк Т-80 мне довелось увидеть в Казанском танковом училище. Я приезжал к брату. Он тогда был командиром курсантской танковой роты, а я приехал к нему в гости. Конечно, побывал с ним и в училище и на полигоне.
В то время уже шли разговоры, что у нас появился танк с «вертолетным» двигателем и что «носится» он как гоночная машина. И действительно, вид мчащегося вдоль дороги танка и необычный звук его двигателя поразил меня.
Ничего подобного я раньше не видел. Дело было зимой, и поднимаемая гусеницами танка снежная пыль создавала впечатление, что машина, буквально, летит. Не танк, а ласточка!
Брат, смеясь, сказал, что эта ласточку зовут Т-80, а зампотех называет ее «проглотом», потому как, топлива эта машина кушает немеряно.
И действительно, большинство нареканий к этому танку связаны именно с большим расходом топлива, который много выше, чем у обычных дизельных танков. Ведь это существенно снижает один из важнейших критериев боевой машины – запас хода.
Наверняка все знают, что на Т-80 установлен газотурбинный двигатель ГТД-1000Т . Другим танком, оснащенным газотурбинным двигателем, является американский «Абрамс».
И у этого танк та же самая проблема, что и Т-80 – повышенный расход топлива.
Давайте посмотрим данные по расходу топлива дизельных и газотурбинных двигателей согласно их технических характеристик.
Танки с дизельными двигателями
Двигатель В-46. Мощность 780 л.с
В техническом описании по эксплуатации этой машины сказано, что расход топлива на 100 км в литрах составляет:
По грунтовым дорогам 260 – 450
Двигатель В-84 Мощность 840 л.с
По грунтовым дорогам 280 – 460
Леопард 2 (Германия)
Двигатель MTU MB 873. Мощность 1500 л.с Р асход топлива на 100 км в литрах составляет: По грунтовым дорогам 500 По шоссе 300
Танки с газотурбинными двигателями
Двигатель ГТД-1000ТФ. Мощность 1100 л.с. Наиболее оптимальным топливом является авиационный керосин
расход топлива на 100 км в литрах составляет:
По грунтовым дорогам 460 — 790
По шоссе 430 -500
«Абрамс» М1
Двигатель AGT-1500 Мощность 1500 л.с. Наиболее оптимальным топливом является керосин
расход топлива на 100 км составляет от 455 литров
Мы видим, что по расходу топлива танки, имеющие дизельные двигатели, значительно выигрывают у машин оснащенных ГТД.
При этом не стоит забывать, что паспортный расход топлива может значительно отличаться от эксплуатационного, где многое зависит от квалификации механика-водителя, правил соблюдения эксплуатации и множества других причин.
И это характерная черта при эксплуатации любого двигателя.
Так, по информации независимого танкового эксперта Хлопотова, во время войсковой эксплуатации танк Т-80 расходовал в два-три раза больше топлива, чем указано в ТТХ машины.
Особенно это проявилось в Чечне, когда дизельные Т-72 совершали марши, а Т-80 вставали. Танкам требовалась дозаправка.
Связано это было с тем, что средняя скорость танковых колонн и Т-72 и Т-80 не превышала 25-35 км/ч. Эксплуатация скоростного танка Т-80 на подобных скоростях приводит к значительному перерасходу топлива.
Уточним, что 25-35 км/ч. это средняя скорость движения танковых колонн во всем мире.
Во время операции «Буря в пустыне» подобная ситуация сложилась и с американскими танками «Абрамс».
Как мы видим из ТТХ, его расход указан как 455 литров на 100 км. На самом деле, расход топлива составлял 1650 литров на 100 км, при общей емкости баков 1900 литров.
Танки, находящиеся в зоне боевых действий, необходимо было дозаправлять через каждые три-пять часов, поэтому свои машины американские танкисты заправляли в каждый удобный момент.
Темпы маневрирования танковыми подразделениями во время той операции зависели не от скорости танков, а от их заправки топливом.
Источник
Описание
Танк оснащён модульной динамической защитой третьего поколения, что помогает противостоять современным противотанковым средствам. Также была улучшена эргономика боевой машины.
Средства наблюдения и связи
Установлена новая башня, оснащённая системой управления огнём «Калина» с интегрированной боевой информационно-управляющей системой тактического звена.
Панорамный прицел командира содержит двухплоскостную независимую стабилизацию поля зрения, лазерный дальномер, телевизионный и тепловизионный каналы. В многоканальном прицеле оператора-наводчика «Сосна-У»: двухплоскостная независимая стабилизация поля зрения, визирный, тепловизионный каналы, лазерный дальномер и лазерный канал управления комплексом управляемого вооружения.
Вооружение и броня
Установлен новый автомат заряжания и модернизированная пушка 2А46М-5, а также дистанционно управляемая 7,62-мм зенитная установка «УДП Т05БВ-1»
Особое внимание было уделено улучшению возможностей командира по поиску целей и управлению огнём, которые теперь одинаково эффективны и днём и ночью.. Боекомплект размещается в двух группах укладки: одна внутри танка и одна снаружи, 22 выстрела находятся в автомате заряжания, в нижней части корпуса, ещё 8 в немеханизированной укладке у перегородки моторно-трансмиссионного отделения, остальные выстрелы и заряды к ним расположены в бронированном коробе, размещённом на корме башни.
Боекомплект размещается в двух группах укладки: одна внутри танка и одна снаружи, 22 выстрела находятся в автомате заряжания, в нижней части корпуса, ещё 8 в немеханизированной укладке у перегородки моторно-трансмиссионного отделения, остальные выстрелы и заряды к ним расположены в бронированном коробе, размещённом на корме башни.
Активную защиту имеет только Т-90АМ. В ней частично используются узлы комплекса активной защиты «Афганит», который в полной комплектации устанавливается на перспективный танк Т-14. В экспортном варианте танка — Т-90МС — по желанию заказчика может устанавливаться КАЗ «Арена-Э». У неё тот же принцип действия, но более ограниченная функциональность.
Установлена динамическая защита «Реликт» вместо «Контакт-5». Убран антинейтронный надбой и заменён на огнестойкий противоосколочный материал типа кевлар, а также улучшена система пожаротушения.
Двигатель и управление
В форсированном двигателе В-92С2Ф мощностью 1130 л.с. установлены новые насос и форсунки, усиленные шатуны и пальцы, усилена конструкция картеров, улучшено качество литья. При производстве коленчатого вала стало использоваться азотирование. Улучшенный воздухоочиститель с увеличенным ресурсом. Обновлена система защиты и оповещения экипажа при нештатной работе двигателя. В-92С2Ф запускается при минимальной температуре холодного пуска −20 °С. Амплитуда запуска в промежутке от −50 °С до +50 °С. Максимальная высота эксплуатации — до 3000 метров над уровнем моря. Масса двигателя — 1,07 тонны. Удельная мощность 0,72 кВт/кг (0,98 л. с./кг).
Выхлопная система расположена в надгусеничном патрубке для уменьшения температуры корпуса и заметности танка для систем ИК-наведения. В отличие от прежних дизелей В-46, В-84 и В-92 с отдельной механической трансмиссией, новый двигатель выполнен в едином унифицированном блоке с автоматической трансмиссией.
Впервые в российском основном танке применено управление на основе штурвала и система автоматического переключения передач с возможностью перехода на ручную. Для улучшения подвижности и манёвренности на модернизированном танке установлен новый комбинированный прибор ночного видения механика-водителя и телекамера заднего обзора.
В среде конкурентов
Российский средний танк Т-90 («Владимир») представляет собой модернизированный вариант советского танка Т-72 и, по мнению экспертов, сходен по многим характеристикам с другими образцами советского военпрома – Т-64 и Т-80. По версии американского журнала The National Interest, Т-90 входит в пятерку лучших танков мира, деля пальму первенства с американским М1 «Абрамс», германским «Леопард-2», израильским «Меркава-4» и британским «Челленджер-2».
Среди достоинств Т-90 специалисты отмечают возможность вести стрельбу управляемыми снарядами комплекса «Рефлекс-М», которые пробивают 700-миллиметровую броню с расстояния в несколько километров, а также выделяют устанавливаемый на танке комплекс оптико-электронного подавления «Штора». Последний способен сбить с траектории пущенную по Т-90 радиоуправляемую ракету. Также «Штора» при помощи выброса аэрозольной гранаты призвана дезориентировать систему лазерного наведения противника.
У Т-90 наиболее низкая посадка в сравнении с зарубежными аналогами, что делает его менее уязвимым, а также более скромный вес и габариты, позволяющие без проблем транспортировать танк на железнодорожных платформах общего назначения. Машина имеет многослойную противоснарядную защиту, которая, по оценкам специалистов, приравнивается к литой броне толщиной более полуметра. Кроме того, «Владимир» в сравнении с конкурентами способен лучше преодолевать водные преграды.
Военный аналитик Константин Сивков признает ряд слабостей отечественной бронемашины, в частности замечает, что немецкий «Леопард-2» превосходит Т-90 по части средств управления огнем и наблюдения, а также использует более мощные боеприпасы. Однако, по словам эксперта, это компенсирует 125-мм орудие Т-90, в то время как «Леопард» оснащен 120-мм стволом.
Несмотря на очевидные достоинства Т-90, среди российских военных встречается немало критических отзывов в адрес нашего танка. Так, еще в 2011 году во время выступления в Совете Федерации Главнокомандующий сухопутными войсками, генерал-полковник Александр Постников, дал нелестные оценки основному боевому танку российской армии. Военачальник напомнил, что Т-90 является 17-й модификацией советского Т-72, а это значит, что техника не соответствует последним образцам стран НАТО и даже Китая.
Кроме того, по словам Постникова, оборонная промышленность выпускает не просто неконкурентоспособную продукцию, но еще и дорогую: на эти деньги можно было купить три «Леопарда», – заявил генерал. По разным оценкам, Т-90 обходится нашей армии от 72 до 118 млн. рублей. Бывший танкист, полковник Виктор Мураховский, с негативной оценкой данной Т-90 Постниковым категорически не согласен. По его мнению, подобные комментарии делаются либо по злому умыслу, либо из-за некомпетентности.
Тем не менее, в том же 2011 году Министерство обороны РФ объявило о прекращении закупок Т-90, производимого Уралвагонзаводом. По словам военных, гораздо дешевле им обойдется модернизация танков Т-72, которых сегодня на вооружении российской армии порядка 10 тысяч.
До недавнего времени Т-90 был в числе образцов отечественного вооружения, которые активно шли на экспорт. Среди покупателей российской техники – Индия, Алжир, Сирия, Ирак. Правда, после экономического кризиса эксперты выражают сомнения в дальнейшем выполнении контрактных обязательств Алжиром. Возможны проблемы с поставкой Т-90 и в Индию. В Дели намеревались сформировать к 2020 году 35 танковых полков, составленных исключительно из Т-90. Однако критические замечания индийских военных в адрес российской машины могут помешать этим планам.
Еще в 2005 году министр обороны Индии, Пранаб Мукэрджи, сообщил парламенту, что по результатам испытаний танк индийского производства Arjun превзошел российскую машину и порекомендовал отказаться от закупок Т-90. В Москве с таким поворотом событий не согласились, отметив, что индийские военные занимаются откровенным лоббированием интересов местной оборонной промышленности. В конечном итоге «Рособоронэкспорту» удалось убедить Дели подписать очередной контракт на поставку крупной партии Т-90.
Однако претензии к российской технике продолжились. Индийские военные жаловались, что аппаратура танковой СУО в условиях высоких температур часто выходит из строя, из-за чего ее можно полноценно использовать лишь в темное время суток. Такая особенность Т-90 послужила появлению прозвища «Ночная бабочка».
Боевое применение
Есть спорная информация о том, что проверку огнем Т-90 вероятно прошёл во время Второй чеченской войны в августе 1999 года. Во время конфликта Т-80 показал ограниченные возможности городского боя, в котором чеченские партизаны, используя тактику коротких ударов с помощью ПТРК, вывели из строя около 200 танков всего за один месяц. Т-80 был разработан для агрессивных боевых действий на ровной местности, поэтому осторожный бой на тесных улицах не был его сильной стороной. К тому же российские танкисты оказались плохо подготовлены и не имели эффективной поддержки.
7 августа 1999 года Исламская международная миротворческая бригада, включавшая в себя бойцов Аль-Каиды, вторглась в российскую республику Дагестан, чтобы начать Вторую чеченскую войну. Российская армия, вовремя учтя свои ошибки первой войны, отправила танки как часть войск, обеспечивающих взаимное прикрытие и поддержку. Об участии в этих боевых действиях практически нет данных, кроме пары документов, содержащих рекомендации по устранению недостатков Т-90 по итогам боевых действий.
Начало поставок Т-90 в Сирию можно считать началом настоящих боевых испытаний. Танк столкнулся с различными противотанковыми средствами, самым грозным из которых стал американский ПТРК TOW-2A.
В сети появилось несколько видео, например, попадание TOW в Т-90, во время которого броня российской машины выдержала удар и спасла жизнь экипажу.
Также стало известным другое видео, на котором запечатлён горящий Т-90. Скорее всего, пожар вызван возгоранием блока динамической защиты, которое перекинулось на надбой, из-за чего патроны для пулемёта раскалились и начали детонировать. Такая версия является наиболее вероятной, поскольку нет привычных съёмок запуска ПТУР, нет видео поражения танка, сам огонь вырывается лишь из одного люка.
Слои против коробочек
По части бронирования Abrams SEP v.3 новостями не радует.
M1A2 Abrams c динамической защитой
Здесь всё сохранилось от предыдущих версий, где значимые изменения произошли ещё во времена первого SEP. В то времяАбрамсы» получили бронепанели из уранокерамики и корундовой керамики. Повышенная стойкость западнойслоёной» брони к кумулятивам частично сглаживает превосходствовосточных» танков в дальности стрельбы управляемой ракетой.
Общую живучесть танка повысили за счёт создания новой башни и связанной с ней перекомпоновки — в первую очередь, по части размещения боекомплекта.
Т-90М с системой динамической защитыРеликт»(фото: Источник)
Долгое время злые языки ехидно указывали российским танкам на дополнительные снаряды, распиханные конструкторами в стилепоставим, куда влезет». На Т-90М автомат заряжания получил дополнительную бронезащиту, алишние» снаряды убрали из боевого отделения в кормовую часть башни с вышибными панелями. Как уже давным-давно было наАбрамсе».
Abrams M1A2 SEP v.3
С другой стороны океана у SEP v.3 произвели обратное действие: затащили вспомогательную силовую установку под основное бронирование. В Ираке зафиксировали минимальные случаи потериАбрамса» из-за слабой защищённости — только в результате обстрела 12,7-мм ДШК(пулемётом Дегтярёва-Шпагина).
Компоновка боевого танка Т-90 «Владимир»
Конструкция Т-90 выполнена по классической для советской школы танкостроения схеме:
- отделение управления вместе с сиденьем механика-водителя расположено в лобовой части машины;
- боевое отделение и башня — в центральной;
- двигатель и трансмиссия — в кормовой части корпуса.
Компоновку танка можно было бы назвать удачной, если бы не одно «но» — снаряды внутри танка не размещены по индивидуальным контейнерам или боксам, что повышает шанс гибели экипажа в случае подрыва боекомплекта.
Особенностью машины, как и всех танков советского производства, начиная с Т-64, имеющей забронированный объем всего 11,0 м3, является высокая плотность компоновки, а также наименьшие для основного боевого танка габариты, прежде всего высота.
Сокращение внутреннего объема и высокая плотность компоновки достигнуты за счет компактной схемы МТО с поперечным расположением двигателя, исключения из состава экипажа заряжающего, т. е. применения A3 и ряда других конструктивных мероприятий.
Корпус Т-90 сварной, по конструкции идентичен корпусу Т-72БМ. Днище штампованное, верхняя лобовая деталь многослойная со встроенной динамической защитой. На бортовые резинотканевые экраны устанавливаются прямоугольные стальные экраны с элементами встроенной динамической защиты (ВДЗ). С каждой стороны машина имеет по три таких экрана.
Механик-водитель размещается в передней части корпуса по центру и имеет отдельный люк, крышка которого находится в крыше. Его сиденье крепится к крыше корпуса, что повышает выживаемость механика-водителя при подрыве мин под днищем машин.
Для наблюдения за дорожными условиями у него имеется один призменный прибор наблюдения ТНПО-168 с широким полем зрения. Для вождения в ночных условиях вместо него может быть установлен прибор ночного видения ТВН-5 активно-пассивного типа.
Два других члена экипажа размещаются в башне: наводчик слева и командир танка справа.
Башня танка литая, имеющая в лобовой части на курсовых углах до 35° комбинированную броню. Конструктивно она идентична башне Т-72БМ, но выполнена под установку комплекса управления огнем 1А45Т. Лобовая часть и крыша башни прикрыты элементами динамической защиты.
С целью повышения противорадиационной защиты экипажа машины, корпус и башня в районах рабочих мест прикрыты подбоем из водоро-досодержащего полимера с добавками лития, бора и свинца. Место механика-водителя дополнительно прикрыто надбоем из того же материала.
При обстреле танка бронебойными подкалиберными снарядами стойкость лобовой части корпуса равноценна 800—830-мм катаной броневой стали. При попадании машины под обстрел кумулятивными боеприпасами при наличии у танка встроенной динамической защиты стойкость корпуса и башни такая же, как и у 1150—1350-мм брони. Вместе с тем у Т-90 существуют и свои ослабленные зоны. Это прежде всего участок у смотрового прибора механика-водителя, где толщина брони уменьшена в связи с необходимостью выведения устройства на крышу, а также места на башне рядом с орудийной амбразурой.
Башня Т-90 имеет довольно низкую высоту и смещенную вправо командирскую башенку. На крыше башни могут быть установлены навесные блоки брони, представляющие собой дополнительную защиту от нападений с воздуха. Носовая часть машины оснащена остроугольным отвалом, на котором находится крепление для минного трала КМТ (4-10)