Федеральное агентство воздушного транспорта (росавиация)
Содержание:
- Воздушное пространство в небе над европейской частью России перешло на новую структуру
- Масштаб возможных последствий
- История вопроса
- Росавиация провела отраслевую конференцию по мерам господдержки авиакомпаний и аэропортов в период коронакризиса
- Постановление Правительства Российской Федерации от 06.04.2004 № 172 «Вопросы Федерального агентства воздушного транспорта»
- Актуальная информация
- Повестка дня Росавиации
- Территориальные управления агентства
- Об итоговом заседании коллегии Минтранса России
- Об итоговом расширенном заседании коллегии Росавиации
Воздушное пространство в небе над европейской частью России перешло на новую структуру
3 декабря 2020
Сегодня, в 03:00 по московскому времени Московская и смежные с ней зоны Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации начали работу в условиях новой структуры воздушного пространства. В ночь со среды на четверг структура воздушного пространства изменилась не только в столичном регионе, но и почти над всей европейской частью России.
На момент перехода в воздушном пространстве Московской и смежных с ней зон Единой системы находились 478 воздушных судна. Из них 97 – воздушные суда российских авиакомпаний, 381 – иностранных авиакомпаний, 374 из них транзитные.
На процедуре перехода в центре управления полетами филиала «Московский центр автоматизированного управления воздушным движением» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» присутствовали первый заместитель министра транспорта – руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько и заместитель руководителя Росавиации Дмитрий Ядров.
Теперь пропускная способность воздушного движения в Московской зоне Единой системы увеличена в 1,5 раза. Это позволили сделать современные методы и средства навигации при формировании маршрутов, бесконфликтность схем прибытия и схем вылета основных аэродромов, а также независимые одновременные заходы на посадку на параллельные взлетно-посадочные полосы аэродромов Шереметьево и Домодедово.
Кроме того, время полёта в Московской зоне Единой системы сокращено в среднем на 15%, а протяжённость маршрутов – на 21%. Уже сегодня над Московской и смежными с ней зонами организация воздушного движения может обеспечить для каждого аэродрома такое количество взлётно-посадочных операций, которое в состоянии принять наземная инфраструктура аэродрома.
Показатель расхода топлива сократится почти на 14%. При этом расчетная экономия топлива в среднем для прибывающих воздушных судов в Шереметьево составит 39%, в Домодедово – 34%, во Внуково – 23%.
В новой структуре оптимизированы запретные зоны и зоны ограничения полетов, разработаны схемы маневрирования для основных аэродромов Московского узлового диспетчерского района, а также других аэродромов Московской и смежных зон Единой системы. Всего изменения затронули 84 аэродрома.
Особое внимание при внедрении новой структуры уделено безопасности полетов. Ожидается, что уровень безопасности повысится в 1,8 раза
Оценка безопасности полетов в новой структуре проведена в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов Российской Федерации и с учетом рекомендаций Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
В результате внедрения новой структуры воздушного пространства количество сеансов радиообмена с экипажами воздушных судов сокращается кратно. Как следствие – снижается загруженность авиадиспетчеров и экипажей.
Новая структура имеет большой потенциал для дальнейшего развития. Обеспечивается возможность внедрения в ближайшее время перспективных интеллектуальных технологий управления потоками прилетающих и вылетающих воздушных судов (AMAN/DMAN).
Александр Нерадько поздравил всех пользователей воздушного пространства и провайдера услуг с переходом на новый уровень работы. Он подчеркнул, что внедрение новой структуры является ярким примером совместной работы и общего вклада экспертов отрасли и ее международных партнеров в совершенствование системы организации воздушного движения России, ее развитие на самом современном технологическом уровне. «Мы являемся свидетелями новой ступени в истории развития отечественной гражданской авиации. Еще никогда таких масштабных изменений структуры воздушного пространства в России не происходило. Уверен, вся проделанная работа по реализации данного проекта обеспечит высокий уровень безопасности полетов в небе страны и даст дополнительный импульс для развития нашей отрасли», – отметил Александр Нерадько.
Масштаб возможных последствий
Классификация ЧС по масштабу возможных последствий регулируется специальным положением, утверждённым правительством России. Документ содержит основные понятия, термины и таблицы, позволяющие определить границы бедствий, разработать меры реагирования и классифицировать ситуацию по источнику возникновения.
Согласно Положению, по масштабу возможных последствий выделяют следующие ситуации:
- региональные;
- местные;
- трансграничные;
- локальные;
- федеральные;
- территориальные.
Региональные, местные и трансграничные ЧС
Катастрофа классифицируется как региональная, если она повлекла за собой появление пострадавших в количестве 50−500 человек. Численность людей, условия жизнедеятельности которых оказались нарушенными, должна составлять от 500 до 1000. Допустимый размер материального ущерба — от 0,5 млн до 5 млн МРОТ, установленного на день происшествия. В зону ЧС должны попадать не более двух субъектов РФ.
Допустимое число пострадавших в местной ЧС — от 10 до 50 человек. Также в результате местной аварии нарушаются обстоятельства жизнедеятельности для 100−300 человек включительно.
Локальные, территориальные и федеральные аварии
Локальное происшествие — такое, в результате которого появились пострадавшие. Их число не должно превышать 10 человек. Количество людей, для которых нарушились условия жизнедеятельности, составляет 100 или менее. Последствия аварии охватывают социальный или производственный объект и не распространяются за его пределы. Размер ущерба определяется в МРОТ и должен составлять не более тысячекратного значения.
В отдельную категорию выделяют территориальные ЧС. Число пострадавших от таких аварий составляет не менее 50 и не более 500. Условия жизнедеятельности ухудшаются для 300−500 человек. Зона ЧС ограничена одним субъектом РФ, а размер ущерба, выраженный в МРОТ, составляет от 5 тыс. до 0,5 млн. За основу при расчётах берётся размер оплаты труда, установленный на день происшествия.
Федеральными чрезвычайными ситуациями называют происшествия, в результате которых пострадали более 500 человек. Условия, в которых происходит жизнедеятельность, оказываются нарушенными для 1 тыс. или более человек. Размер денежных потерь — более 5 млн МРОТ. Зона катастрофы распространяется более чем на 2 субъекта РФ.
История вопроса
Наука, которая занимается изучением генезиса небесных тел, их развития и взаимного расположения, называется космогонией. Это одна из древнейших отраслей астрономии: первые космогонические теории были созданы еще в Древней Греции.
Согласно построению Аристотеля, центром Вселенной является наша Земля, вокруг которой вращается Солнце и другие небесные тела. Аристотель признавал наличие семи планет, в число которых входили Луна и Солнце, но не включалась Земля, которая была центром Вселенной и основой ее строения. Это представление было опровергнуто в шестнадцатом столетии гениальным ученым Николаем Коперником. Пользуясь математикой, он смог доказать, что не светило вращается вокруг Земли, а наоборот – наша Земля и прочие планеты кружатся вокруг Солнца. Это был поистине переворот в научном мировоззрении.
Затем последовали открытия новых планет – Урана и Нептуна, астероидов, спутников гигантских газопылевых планет – Юпитера и Сатурна, а также ряда других небесных тел. К началу двадцатого века было сформировано общее представление о Солнечной системе, но последняя из планет – Плутон – была открыта только в 1930 году. С тех пор долгое время считалось, что Солнечная планетная система состоит из девяти планет.
Росавиация провела отраслевую конференцию по мерам господдержки авиакомпаний и аэропортов в период коронакризиса
19 ноября 2020
В рамках деловой программы XIV Международного форума «Транспорт России» состоялась отраслевая конференция «Меры государственной поддержки авиапредприятий в условиях распространения новой коронавирусной инфекции и устранения ее последствий».
К обсуждению актуальной для отечественной гражданской авиации темы были приглашены представители МИД России, Ростуризма, Международной ассоциации аэропортов и Российской Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта. В конференции приняли участие руководители ведущих авиакомпаний («Аэрофлот», «Ред Вингз», «Уральские авиалинии», «Сибирь», «ЮТэйр», «Ай Флай», «Норд Стар», «Северсталь»), аэропортовых холдингов («Аэропорты Регионов» и «Базэл Аэро») и операторов аэропортов (аэропорты Симферополь, Внуково, Шереметьево, Пулково, ФКП «Аэропорты Красноярья»). В связи с профилактическими ограничениями, связанными с пандемией коронавируса, мероприятие прошло в очно-дистанционном формате.
Открывая конференцию, заместитель руководителя Росавиации Алексей Новгородов отметил: «С самого начала кризиса, вызванного вспышкой коронавирусной инфекцией в начале 2020 года, гражданская авиация России, как и вся авиационная система мира, столкнулась с серьезными экономическими проблемами. В сложившихся условиях сформировался запрос на сохранение отрасли и оказание ей поддержки, потребовались экономические и финансовые меры. И такие меры были оперативно приняты.»
Заместитель руководителя Росавиации напомнил, что уже в мае текущего года Росавиация приступила к предоставлению субсидий на частичную компенсацию расходов. В результате: обратились 45 российских авиакомпаний, принято 113 положительных решений, выделено субсидий на сумму более 13,6 млрд. руб. С июня 2020 субсидии стали получать и аэропорты. По состоянию на 1 ноября 2020, принято 290 положительных решений на сумму более 9,1 млрд. рублей. Субсидии предоставлены 108 аэропортам.
Также Алексей Новгородов проинформировал участников о проводимой с другими ведомствами работе по внесению изменений в постановление № 661, в рамках которого предусмотрено увеличение ставки компенсации в июле – ноябре 2020 года с 365 до 685 рублей на 1 пассажира и продление срока действия программы субсидирования авиакомпаний до ноября 2020 года включительно. Кроме того, разработан проект изменения постановления № 813, который предусматривает компенсацию расходов за июль 2020 года.
В 2020 году продолжилась государственная поддержка субсидированных авиаперевозок, направленных на обеспечение доступности воздушного транспорта для населения. В текущем году на реализацию двух программ было направлено 9,63 млрд.рублей. Кроме того, Минтрансом России совместно с Росавиацией инициировано обращение в Правительство РФ о выделении из резервного фонда Правительства РФ в 2020 году дополнительных бюджетных ассигнований. В объеме 2 млрд рублей на реализацию постановления № 1242 и 1,3 млрд рублей — постановления № 215 для исполнения обязательств перед авиакомпаниями по выполненным и планируемым до конца года субсидируемым перевозкам.
Представители аэропортов и авиакомпаний в своих докладах отмечали, что оказанная государством поддержка была своевременна и позволила предприятиям отрасли аккумулировать собственные оборотные средства для погашения обязательств перед кредитными и лизинговыми организациями, поставщиками и провайдерами услуг. Главное, позволила сохранить авиационный персонал на уровне не ниже 90% от численности таких работников на 1 января 2020 года. При этом острая необходимость в продолжении секторальных мер государственной антикризисной поддержки авиакомпаний и аэропортов сохраняется. Предприятия гражданской авиации ожидают, что поддержка со стороны государства будет продолжена и в 2021 году.
«Транспортная неделя» — главное деловое событие транспортной отрасли, которое проводится ежегодно Министерством транспорта Российской Федерации на протяжении 14 лет. Основные мероприятия пройдут в Гостином дворе с 18 по 20 ноября. Ключевая тема 2020 года — «Роль транспорта в восстановлении экономики. Межотраслевая синергия».
Постановление Правительства Российской Федерации от 06.04.2004 № 172 «Вопросы Федерального агентства воздушного транспорта»
30 июля 2004
Вопросы Федерального агентства воздушного транспорта(Постановление Правительства Российской Федерации от 06.04.2004 № 172)
(С изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2004 № 275, от 30.03.2006 № 173, от 30.04.2008 № 322, от 23.06.2008 № 467, от 22.04.2009 № 354, от 17.12.2009 № 1033, от 28.01.2011 № 39)
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Правительство Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Федеральное агентство воздушного транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания, а также функции по оказанию государственных услуг в области транспортной безопасности в этой сфере.
2. Федеральное агентство воздушного транспорта находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации.
3. Федеральное агентство воздушного транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы и подведомственные организации.
4. Основными функциями Федерального агентства воздушного транспорта в установленной сфере деятельности являются:
а) организация исполнения федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы;
б) оказание имеющих общественную значимость государственных услуг на установленных федеральным законодательством условиях неопределенному кругу лиц, в том числе в целях:
реализации комплекса мер по организации обеспечения выполнения международных и внутренних полетов;
реализации комплекса мер, направленных на обеспечение защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства;
в) издание индивидуальных правовых актов на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации;
г) утратил силу.
Агентство в пределах и порядке, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, осуществляет полномочия собственника в отношении необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным Агентству.
5. Разрешить Федеральному агентству воздушного транспорта иметь до 7 заместителей руководителя, до 16 управлений по основным направлениям деятельности Агентства, а также территориальные органы.
6. Утратил силу с 28 января 2011 года7. Согласиться с предложением Министерства транспорта Российской Федерации о размещении Федерального агентства воздушного транспорта в г. Москве, Ленинградский просп., д. 37.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Фрадков
Актуальная информация
Росавиацией оформлен Аттестат аккредитации испытательной лаборатории ОАО «Корпорация – Новосибирский завод Электросигнал», г. Новосибирск
29 апреля 2021
О назначении авиакомпании «Ред Вингс»
29 апреля 2021
Стоимость авиационного керосина у поставщиков в аэропортах Российской Федерации
28 апреля 2021
О возможности прикомандирования специалистов для работы в Международной организации гражданской авиации (ИКАО)
27 апреля 2021
О договоренностях между авиационными властями России и Албании
27 апреля 2021
О назначении авиакомпании «Ethiopioan Airlines Group»
26 апреля 2021
Дежурные силы и средства по зонам авиационно-космического поиска и спасания по состоянию на 26 апреля 2021 года
26 апреля 2021
Материалы и оценочные листы к заседанию Межведомственной комиссии по допуску авиакомпаний к воздушным перевозкам
24 апреля 2021
О назначении авиакомпании «Аэрофлот» для выполнения регулярных полетов в пункты Германии
21 апреля 2021
Приказ Росавиации от 21.04.2021 № 256-п «О допуске и отзыве допуска перевозчиков, имеющих соответствующие лицензии, к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или)грузов»
21 апреля 2021
Повестка дня Росавиации
В центре текущей повестки дня Росавиации находится реализация федеральных целевых программ. Программ, в реализации которых принимает активное участие Росавиация – три. Две имеют отношение к развитию регионов России. Первая предусматривает модернизацию транспортной инфраструктуры Дальнего Востока и Забайкалья, вторая – развитие воздушного транспорта в интересах Крыма и Севастополя. Третья программа называется «Развитие транспортной системы России (2010-2020)». Эта Федеральная программа носит комплексный характер, относится не только к воздушному транспорту, но предусматривает поступательное развитие авиационной инфраструктуры России. В рамках этой программы проведены работы по реконструкции аэропорта «Новый» в Хабаровске, аэропорта «Якутск» в Якутске, аэропорта «Хабаров» в Калининграде, международного аэропорта «Курумоч» в Самаре (этот объект полностью введен в эксплуатацию), аэропорта «Норильск» в Красноярском крае.
Аэропорт Домодедово. Световая наземная инфраструктура
Мероприятия этой Федеральной программы суммарно составляют 80% расходов Росавиации, финансируемых из Федерального бюджета. И практические результаты налицо.
Территориальные управления агентства
Территориальная структура управления агентства не совпадает ни со структурой федеральных округов, ни со структурой субъектов Федерации. Специфика организации территорий связана с географическими размерами Российской Федерации. Необходимость соразмерять величину авиационного региона с дальностью полета самых маленьких местных самолётов привела к тому, что в европейской части России территориальные управления Росавиации близки к нарезке федеральных округов, а Южное территориальное управление Росавиации даже включает в себя территорию двух федеральных округов: Южного и Северо-Кавказского. За Уралом в каждом территориальном округе находятся несколько территориальных управлений Росавиации. Например, на территории Дальневосточного Федерального округа находятся четыре территориальных управления агентства воздушного транспорта:
- Дальневосточное;
- Якутское;
- Северо-Восточное;
- Камчатское.
Об итоговом заседании коллегии Минтранса России
26 апреля 2021
23 апреля под председательством министра транспорта Виталия Савельева прошло итоговое заседание коллегии Министерства транспорта.
Участие в нем приняли первый заместитель Председателя Правительства Андрей Белоусов, заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин, специальный представитель Президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Валерий Васильев, председатель Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству Евгений Москвичёв, аудитор Счетной палаты РФ Валерий Богомолов, представители Администрации Президента России и Правительства РФ, федеральных и региональных органов исполнительной власти, руководители крупных транспортных компаний, главы субъектов РФ.
Как отметил Андрей Белоусов, прошедший год стал особенно сложным для транспортной системы страны. При этом в секторе воздушного транспорта удалось сохранить производственную деятельность всех авиакомпаний и не допустить ни одного банкротства. «Сохранена внутренняя маршрутная сеть, даже в труднодоступные части страны», – сообщил первый вице-премьер.
Основной задачей на 2021 год Андрей Белоусов назвал разработку и принятие Транспортной стратегии до 2035 года. «Необходимо выработать понятные и справедливые принципы предоставления транспортных услуг, обеспечить предсказуемое ценообразование на транспортные услуги, что даст возможность потребителям сокращать сроки доставки товаров и строить долгосрочные планы», – сказал он.
Не менее значимыми являются задачи увеличения мобильности населения, повышения комфортности перевозок, цифровизации транспортного комплекса. «Необходимо создать основу для беспилотного движения транспорта, перевода всех перевозочных документов в электронный вид, обеспечения прослеживаемости грузов», – отметил первый вице-премьер.
В свою очередь Марат Хуснуллин подчеркнул, что несмотря на сложнейшие условия распространения коронавирусной инфекции, строительство транспортных объектов не прекращалось. Отмечены положительные результаты реализации мероприятий и достижение показателей нацпроекта «Безопасные качественные дороги» и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Особое внимание Марат Хуснуллин уделил реализации крупных инфраструктурных проектов, о которых шла речь в послании Президента России Федеральному Собранию 21 апреля. Особо важным является развитие регионов, а именно создание новых финансовых инструментов, которые позволят развивать инфраструктурное строительство
С основным докладом выступил министр транспорта Виталий Савельев. Он рассказал о результатах деятельности Минтранса в 2020 году, обозначил цели и задачи на ближайшую перспективу, а также озвучил основные параметры проекта Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2035 года.
О результатах законопроектной деятельности Минтранса в 2020 году и планах на текущий год доложил статс-секретарь – заместитель министра транспорта Дмитрий Зверев.
Об итоговом расширенном заседании коллегии Росавиации
18 марта 2020
17 марта 2020 состоялось расширенное заседание коллегии Федерального агентства воздушного транспорта.
В заседании приняли участие представители Минтранса России, Росавиации, федеральных органов исполнительной власти. Также в режиме видеоконференции участие приняли руководители территориальных управлений Росавиации, авиапредприятий и аэропортов.
Первый заместитель Министра транспорта — руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько выступил с докладом на тему: «Об итогах работы Федерального агентства воздушного транспорта за 2019 год, основных задачах на 2020 год и среднесрочную перспективу».
В целом, состояние транспортной отрасли в 2019 году в сфере гражданской авиации можно характеризовать продолжавшимся ростом основных производственных показателей и высокими показателями авиаперевозок. На фоне поступательного развития авиаперевозок приоритетной задачей Росавиации было обеспечение безопасности полетов, авиационной и транспортной безопасности
При выполнении Росавиацией в 2019 году сертификационных работ приоритетное внимание уделялось перспективной отечественной авиационной технике
В своем докладе Александр Нерадько также остановился на реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ) на период до 2024 года. Отметил, что география реализации объектов развития аэродромной инфраструктуры аэропортов значительна. Это аэропорты Сибири, Дальнего Востока, Севера, Урала, Северного Кавказа. Ключевым результатом реализации проекта в 2019 году стал запуск нового аэропорта в г. Саратов, получившего имя первого космонавта – Юрия Гагарина. Продолжалась модернизация объектов ЕС ОрВД. Завершены работы по созданию Новосибирского укрупненного центра ЕС ОрВД. Реализация мероприятий КПМИ будет продолжена в 2020 году.
К сожалению, сохраняется проблема дефицита летно-инструкторского состава для образовательных организаций, осуществляющих подготовку коммерческих пилотов самолетов, и недофинансирование учебных заведений. Работа по данному направлению будет продолжена в 2020 году с целью принятия системных решений.
Основные итоги деятельности Росавиации, задачи на 2020 год и среднесрочную перспективу содержатся в официальном докладе, который ранее был рассмотрен и одобрен Общественным советом при Росавиации.
В завершение заседания коллегии Первым заместителем Министра транспорта — руководителем Федерального агентства воздушного транспорта отмечено, что планы работы и задачи на 2020 года будут скорректированы в связи с имеющимися негативными факторами. Наиболее существенными являются угрозы нарастания распространения коронавирусной инфекции и вводимыми в связи с этим ограничениями на осуществление авиаперевозок. Снижение доходов авиакомпаний от закрытия международных маршрутов с одновременным ростом расходов в случае снижения курса рубля может привести к значительным убыткам и трудностям в работе организаций гражданской авиации.
В целях реализации мер поддержки авиакомпаний в 2020 году Росавиация предлагает обнулить сборы за аэронавигационное обслуживание воздушных судов российских авиакомпаний, в районах аэродромов Дальневосточного федерального округа и Арктики, а также на маршрутах ОВД между ними, что позволит снизить себестоимость перевозок.
Росавиацией совместно с Минтрансом России готовится план комплексных мер по поддержке не только авиакомпаний, но аэропортов и других организаций отрасли. Александр Нерадько считает, что все участники отрасли должны включиться в эту работу немедленно.