600-мм самоходная мортира «карл»
Содержание:
- Содержание
- ДМБ-1648
- Фото мортиры Карл
- Фото мортиры Карл
- Отзывы владельцев
- Тактико-технические характеристики мортиры Карл
- Во Второй мировой войне
- Велосипед или экипаж?
- Боеприпасы
- Что делать родственникам пациента с ПТСР, чтобы помочь
- Использование корабельной артиллерии на суше
- Мортира корабельная
- Тормоза, рама и электрика
- История
- Служба и боевое применение
- Отражение в искусстве
- Служба и боевое применение
- Попытки повышения мобильности
Содержание
ДМБ-1648
В 1634 году, спустя два года после гибели Густава II Адольфа, шведская армия претерпела очередную реорганизацию — теперь она должна была включать 23 пехотных и восемь кавалерийских полков, однако их численность сокращалась: пехотный полк насчитывал 1200 человек, а кавалерийский — 800 или 1000. Согласно регламенту от 1642 года, рекруты из Финляндии составляли треть королевской армии.
На ту же тему Северные львята: рождение шведской армии
После окончания войны в 1648 году шведы, опасаясь агрессии со стороны датчан, не спешили распускать свои армии в Германии — фактически их демобилизация осуществилась только в 1650 году. Как писал один современник,невозможно, чтобы солдаты и офицеры, шедшие по Швеции, были стеснительны и бережливы, испытав прелести войны в Германии».
Казна пустовала, а солдаты уже привыкли сами брать то, что им нужно. В 1652 году корона не смогла выплатить жалование даже гвардии, из-за чего многие гвардейцы стали проситься в отставку. Натуральные пособия в виде зерна, передаваемого солдатским вдовам, также отменили. По всему королевству шлялись отставные солдаты, которые за годы службы отвыкли от всех ремёсел, кроме войны, и теперь у них не осталось легальных способов добыть средства к существованию.
В том же 1652 году королева Кристина — дочь Густава Адольфа — постановила провести новые рекрутские наборы в течение следующих трёх лет, что спровоцировало крестьянское восстание в регионе Нерке, которое пришлось подавлять при помощи кавалерийских частей и артиллерии. При этом падкая на лесть королева активно раздаривала земли дворянам, лишь усугубляя антагонизм внутри шведского общества.
Фото мортиры Карл
Мортира «Карл» в музее бронетехники в Кубинке
Немецкие тяжелые 600-мм самоходные мортиры «Карл» (Gerät 040, «установка 040»). Рядом стоят транспортеры боеприпасов Pz.Kpfw. IV Munitionsschlepper. Мортиры «Карл», как и артсистема «Дора», на мой взгляд — реликтовый отголосок первой мировой войны, демонстрация высокой технологичности промышленности и развитой экономики (особенно при любви шикельгрубера к массивным и огромным экземплярам оружия). Но с другой стороны «Дора» готовили для Мажино, которую обошли, вот и не было достойных целей для нее. Но «Карл» воевал, с 30-той батарей в Севастополе дуелировался несколько месяцев. Были у него свои успехи, поразил цели, которые никак иначе не поразишь — ни другим калибром, ни авиацией. Так што пригодился, не разорилась немецкая промышленность на 4 экземпляра. Чем крупнее калибр, тем редко (если вообще) применяют, но когда придет время он незаменим. В РККА тоже были не очень современные 305 мм гаубицы модели 1905 года. А как пригодились при штурме Кенигсберга ! Один только раз, но очень кстати.
Фото мортиры Карл
Мортира «Карл» в музее бронетехники в Кубинке
Немецкие тяжелые 600-мм самоходные мортиры «Карл» (Gerät 040, «установка 040»). Рядом стоят транспортеры боеприпасов Pz.Kpfw. IV Munitionsschlepper. Мортиры «Карл», как и артсистема «Дора», на мой взгляд — реликтовый отголосок первой мировой войны, демонстрация высокой технологичности промышленности и развитой экономики (особенно при любви шикельгрубера к массивным и огромным экземплярам оружия). Но с другой стороны «Дора» готовили для Мажино, которую обошли, вот и не было достойных целей для нее. Но «Карл» воевал, с 30-той батарей в Севастополе дуелировался несколько месяцев. Были у него свои успехи, поразил цели, которые никак иначе не поразишь — ни другим калибром, ни авиацией. Так што пригодился, не разорилась немецкая промышленность на 4 экземпляра. Чем крупнее калибр, тем редко (если вообще) применяют, но когда придет время он незаменим. В РККА тоже были не очень современные 305 мм гаубицы модели 1905 года. А как пригодились при штурме Кенигсберга ! Один только раз, но очень кстати.
Отзывы владельцев
Тактико-технические характеристики мортиры Карл
— Классификация: самоходная мортира — Разработчик: Rheinmetall — Годы производства: 1940—1941 — Годы эксплуатации: 1940—1945 — Количество выпущенных, шт.: 1 прототип и 6 серийных САУ
Вес мортиры Карл
— Боевая масса, т: 126
Экипаж: 16 человек
Габаритные размеры мортиры Карл
— Длина корпуса, мм: 11 370 — Ширина, мм: 3160 — Высота, мм: 4780
Бронирование мортиры Карл
— Тип брони: стальная катаная — Лоб корпуса, мм/град.: 10 — Борт корпуса, мм/град.: 10 — Корма корпуса, мм/град.: 10 — Днище, мм: 10 — Крыша корпуса, мм: 10
Вооружение мортиры Карл
— Калибр и марка пушки: 600-мм (040), 540-мм (041) — Тип пушки: мортира — Длина ствола, калибров: 8,44 (040), 11,5 (041) — Боекомплект пушки: 4 выстрела — Углы ВН, град.: 0…+70° — Углы ГН, град.: 4°
Дальность стрельбы мортиры Карл
— 4.5 км (бетонобойный снаряд), 6.7 км (фугасный снаряд)
Двигатель мортиры Карл
— Тип двигателя: V‑образный 12‑цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения — Мощность двигателя, л. с.: 750
Скорость мортиры Карл
— Скорость по шоссе, км/ч: 10 — Тип подвески: торсионная, гидравлическая, с возможностью опускания корпуса на грунт
Во Второй мировой войне
Увеличение калибра гаубиц, появление новых более легких и мобильных типов артсистем (миномёты, РСЗО) большой мощности, а самое главное, развитие бомбардировочной и штурмовой авиации привели к тому, что в конце 1930-х годов мортиры исчезли из армий многих стран мира, прежде всего Великобритании, США и СССР.
В германской же армии идея мобильной мортиры не была забыта, хотя мортиры с коротким стволом значительно уступали дальнобойности пушек и гаубиц. После сталинградской битвы Гитлер распорядился разработать самоходные мортиры для осадных действий. Помимо известной самоходной мортиры «Карл» (1941) появились самоходные мортиры типа «Штурмтигр» (380 мм). Но проблема низкой скорострельности осталась, и по мнению многих историков, эти образцы «чудо-оружия» были пустой тратой ресурсов: того же результата можно было достичь бомбёжкой, но у Германии было мало крупных бомбардировщиков.
В Красной армии в годы Великой отечественной войны ограниченно использовалась Бр-5, которых было выпущено всего 47 единиц.
Велосипед или экипаж?
Начнём с хорошего известия: Карл Бенц действительно изобрёл автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. И хотя на первенство претендует множество изобретателей из Франции, Австрии, Америки, Дании и даже России, официальный приоритет заслуженно принадлежит Бенцу. Остальные споткнулись. Некоторые построили машины, но не успели их запатентовать. Другие, наоборот, оформили патент заранее, а изготовили автомобиль значительно позже. Третьи смастерили неработоспособные самодвижущиеся экипажи, а от четвёртых дошли только смутные и ничем не подтверждённые заметки в бульварной прессе. Знаменитый автомобильный историк Ю. А. Долматовский насчитал когда-то аж 416 претендентов на право изобретения автомобиля, но серьёзных конкурентов Карлу Бенцу так и не нашёл.
А теперь плохое известие: практически всё, что нам известно о Бенце и его изобретении, взято не из самых достоверных источников. В первую очередь – из автобиографии, опубликованной в 1925 году под названием «Бенц. Жизненный путь изобретателя» (Benz. Lebens-fahrt eines Erfinders). Однако сам изобретатель к тому времени был в преклонном возрасте и сильно болел. И повествование от первого лица излагал его зять, националистически настроенный учитель географии Карл Фольк. В «автобиографии» мы находим много пафосных изречений, которые Бенц вряд ли мог произнести, например фразу: «Помни, что ты немец!» Есть в ней большие пробелы в исторических и технических данных и достаточно много противоречий. Другой «придворный историк», информацией которого охотно пользуются последователи, – бывший воспитатель принца при испанском королевском дворе, а впоследствии архивариус концерна Daimler-Benz Пауль Зиберц. В разных изданиях биографии Бенца он противоречил сам себе. Вначале Зиберц утверждал, что первый автомобиль – не что иное, как трёхколёсный велосипед с мотором. А уже во втором издании заявил, что это мнение ошибочное.
А ошибка ли это? Факт есть: в 70-х годах XIX века в Англии, действительно, появились трёхколёсные и четырёхколёсные велосипеды, конструкцию которых Карл Бенц взял за основу своей самобеглой коляски. «Баденская земская газета» (Badische Landeszeitung) ещё 130 лет назад рапортовала о «приводимом в движение лигроином велосипеде» Бенца. В 1936 году, когда первому автомобилю исполнилось 50 лет, инженер Макс Раук заявил, что заслуга Бенца состоит в том, что он «органически» соединил трёхколёсный велосипед и двигатель внутреннего сгорания в одно целое. Кстати, колёса велосипедного типа для своей машины Бенц заказывал во Франкфурте на фирме Heinrich Kleyer GmbH, которая выпускала велосипеды марки Adler. Вероятно, рама и некоторые другие детали для первого автомобиля были изготовлены там же.
Отдельные предложения из патента DRP Nr. 37435 цитируют многие, но мало кто изучал весь текст. Германское патентное право защищало рабочие чертежи конкретного агрегата, но не его общую концепцию. Конкретно Карл Бенц получил привилегии только на два изобретения: испаритель капельного типа со стеклянным смотровым окошком и краником для регулировки и оригинальные элементы ременной трансмиссии и привода тормозов. Таким образом, ничто не препятствовало ещё кому-нибудь изобрести автомобиль, что и сделал его конкурент Готлиб Даймлер чуть позже. Любопытно, что в 1885 году он построил двухколёсный агрегат, который назвал «керосиновая повозка для верховой езды» (Daimler Petroleum Reitwagen). Его потом признали первым в мире мотоциклом. А вот первый автомобиль Даймлера представлял собой обыкновенную конную пролётку производства фирмы Wilhelm Wimpff & Sohn, переделанную в самобеглый экипаж.
Карл Бенц построил несколько экземпляров трёхколёсных машин. На моделях II и III он применил колёса с деревянными спицами, причём даже увеличил габариты последней, выпущенной мелкой серией. Позднее снова появилась маленькая триколка на велосипедных колёсах. Она послужила прототипом для изготовленного в 1893 году небольшого автомобиля Benz Velociped (сокращённо – Velo), который имел уже четыре колеса. Однако ещё в 1891 году появился прототип четырёхколёсной машины, напоминавшей карету, – Benz Vis-à-Vis. Через год был построен подобный ему Benz Victoria. Эти модели пошли в серию, на их базе выпустили целый ряд модификаций, в том числе развозные фургоны, грузовики и автобусы.
Если проследить за первыми работами Готлиба Даймлера, то можно заметить, что и он метался между двумя концепциями. Что моторизовать – велосипед или экипаж? Обоим изобретателям следовали и другие пионеры автомобилизма, прежде всего во Франции. В поисках рождались разные классы легковых автомобилей, а вслед за ними грузовых машин и автобусов.
Боеприпасы
Боеприпасы для безоткатных орудий Carl Gustaf 8,4 см на выставке в 2007 году.
Боеприпасы совершенствовались постоянно. В то время как старые патроны HEAT не особенно эффективны против современной танковой брони, это оружие обрело новую жизнь как средство защиты от бункеров с . Кроме того, доступны улучшенные кумулятивные, осколочно-фугасные (HE), дымовые и осветительные (звездообразный или сигнальный ) боеприпасы. Для полной эффективности осветительные снаряды должны стрелять под очень большим углом, что создает опасность для наводчика, так как обратный выстрел от выстрела может его обжечь. По этой причине несколько армий отказались от осветительных снарядов, в то время как армия США требует, чтобы они стреляли стоя.
Обратите внимание, что ниже приведены обозначения шведских производителей (в других странах используется аналогичная терминология, заменяющая «FFV — Försvarets Fabriksverk »)
- FFV401 — это боеприпас для районной обороны, разработанный как противопехотный снаряд ближнего действия. Он стреляет 1100 флешетами по большой площади.
- FFV441 — это осколочно-фугасный снаряд, полезный на траектории «с ударом» на дальность до 1000 м, который может взорваться либо взорваться при ударе, либо взорваться в воздухе .
- FFV441B — это осколочно-фугасный снаряд с эффективной дальностью стрельбы по живой силе 1100 м. Круглое оружие после 20–70 м полета весит 3,1 кг и стреляет с начальной скоростью 255 м / с.
- FFV469 — это дымовой снаряд, стреляющий как FFV441, с дальностью стрельбы около 1300 м. Снаряд массой 3,1 кг также стреляет со скоростью 255 м / с.
- FFV502 — это снаряд с возможностью детонации при ударе или одной десятой секунды после него. Эффективная дальность стрельбы составляет 1000 м по рассредоточенным слабым целям, таким как пехота на открытой местности, 500 м по неподвижным целям и 300 м по движущимся целям. Минимальная дальность поражения боевой части составляет от 15 до 40 м. Бронепробиваемость катаной гомогенной брони (RHA) превышает 150 мм . Масса боеприпаса 3,3 кг, начальная скорость снаряда 230 м / с.
- FFV509 — это ASM (Anti-Structure Munition), разработанный специально для разрушения зданий и других типов городских построек. Предохранитель имеет два режима: ударный или с задержкой.
- FFV545 — это светящаяся звезда, стреляющая на максимальную дальность до 2300 м, но с эффективной зоной действия от 300 до 2100 м. Подвешенный на парашюте, звездный снаряд горит в течение 30 секунд, производя 650 000 кандел , обеспечивая зону освещения диаметром от 400 до 500 м.
- FFV551 — это основной кумулятивный снаряд и реактивный снаряд. Прицельная дальность до 700 м (400 м по движущимся целям) и проникновение до 400 мм RHA. Масса боеприпаса 3,2 кг, начальная скорость пули 255 м / с.
- FFV552 — это тренировочный патрон с той же баллистикой, что и у 551.
- FFV651 — это новый кумулятивный снаряд, использующий маршевый ракетный снаряд на дальность до 1000 метров. Теоретически у него меньшее проникновение, чем у FFV551, но он включает в себя дистанционный зонд для взрывателя, чтобы улучшить характеристики против реактивной брони .
- HEAT 655 CS (замкнутые пространства) «осколочно-фугасный противотанковый (HEAT) снаряд, который может стрелять из 84-мм безоткатного орудия Карла Густава из небольших корпусов».
- FFV751 — это кумулятивный снаряд с тандемной боевой частью с эффективной дальностью 500 м и способностью пробивать более 500 мм брони. Вес 4 кг.
- FFV756 — боеприпасы MT (Multi Target), предназначенные для боя в населенных пунктах и для вывода из строя врага под укрытием внутри здания или какого-либо типа укреплений. В MT 756 используется тандемный заряд.
- Guided Carl Gustaf Munition (GCGM) — снаряд с лазерным наведением, разработанный Saab и Raytheon , с многоцелевой боеголовкой, способной поражать бункеры и движущуюся легкую бронетехнику на дальности 2000 м и стрелять из закрытых помещений; демонстрации запланированы на 2020 год.
Что делать родственникам пациента с ПТСР, чтобы помочь
Евгения Точицкая дала основные советы близким:
- Не торопите пострадавших рассказывать о травме, дайте им возможность самим выбрать время для рассказа. Попытка вызвать человека на разговор сразу после события — риск развития ПТСР.
- Дайте понять, что вы вместе с пострадавшим, принимаете и любите его.
- Всячески включайте пострадавшего в привычный круг дел (совместные ужины, уборка квартиры и пр.).
- Не обманывайте, говоря, что полностью понимаете то, что пережил пострадавший.
- Будьте готовы к возможным вспышкам агрессии, которые часты при ПТСР.
- Будьте внимательны к ярким проявлениям у пострадавшего: длительному замыканию в себе, паническим атакам, признакам суицидальных мыслей. Если они есть, обязательно предложите ему обратиться к специалисту.
- Чтобы помочь человеку обратиться за профессиональной помощью, объясните, что это можно сделать анонимно; не только в госструктурах, но и в волонтерских инициативах.
- Если пострадавший испытывает страх и стыд, что его посчитают «психом» или «слабаком» при обращении к специалисту, объясните, что стыд — это типичный симптом ПТСР. Когда ушибешься — синяк, когда психотравма — стыд. Это нормально. Найдите примеры и истории других пострадавших, которые обратились за помощью.
- Вызывайте скорую, если попытки суицида — явные, а вспышки агрессии опасны для жизни человека или его окружения.
Использование корабельной артиллерии на суше
Корабельная артиллерийская установка 130/50 Б-13, стационарно установленная на форте «Красная Горка» (южный берег Финского залива, западнее пос. Лебяжье)
В истории имеется значительное количество случаев, когда орудия с разоружённых кораблей передавались для обороны береговых укреплений и приносили там ощутимую пользу.
Артиллерия эпохи парусного флота не имела стационарных установок на борту корабля и с лёгкостью могла быть перемещена на постоянные или временные береговые укрепления, чем часто пользовались. Так это имело место во время Крымской войны, когда корабельные пушки с затопленных по причине их боевой бесполезности кораблей были перенесены на сушу, в частности на Малахов курган в Севастополе
Корабельное орудие на Историческом бульваре в Севастополе
Та же практика продолжилась и после появления артиллерии современного типа, хотя теперь она и была сопряжена с определёнными сложностями ввиду всё более узкой специализации морских орудий. Запертые в Порт-Артуре корабли русского флота постепенно разоружались, а их орудия устанавливались на береговых и сухопутных укреплениях.
Во время Второй мировой войны орудия с крейсера «Аврора», в том числе и знаменитое носовое орудие, были установлены в районе Вороньей горы под Ленинградом и были захвачены неприятелем после гибели в бою команды корабля.[источник не указан 1254 дня]
Крупнокалиберные корабельные башенные артиллерийские установки также использовались при обороне Севастополя в 1942 году, входя в состав города-крепости, считавшейся в то время самой мощной в мире. Манштейн не начинал штурма Севастополя до тех пор, пока ему не были доставлены крупнокалиберные мортиры «Карл», предназначавшиеся для разрушения укреплений линии «Мажино». Только при использовании этой артиллерии ему удалось разрушить форты с этими орудиями.
Разработанная в Германии на базе корабельного орудия 105 мм пушка (10,5-cm-Flak 38) успешно применялось на суше для противовоздушной обороны. 130-мм корабельная пушка образца 1935 года (Б-13) на шасси танка Т-100 была основой экспериментальной самоходки СУ-100-Y. На базе корабельного орудия Б-34 была разработана пушка Д-10С, которая устанавливалась на самоходке СУ-100.
Задержка с постройкой крупных кораблей, главным образом линейных кораблей под уже созданные образцы орудий главного калибра, привела к тому, что эти орудия устанавливались на суше. К их числу относится 406-мм морская пушка Б-37, установленная на испытательном стенде полигона «Ржевка» и принимавшая участие в обстреле блокирующих Ленинград немецких войск. Также большую роль сыграли корабельные артустановки на железнодорожных транспортерах калибра от 130-мм до 356-мм. Большое количество орудий большой и особой мощности в береговой обороне морских крепостей СССР были или демонтированы со списанных или погибших кораблей или являлись их аналогами, созданными для нужд БОХР,
При создании укреплений «Атлантического вала» немцы воспользовались уже созданным для проектируемых линкоров класса «Н» орудием калибром 456 мм. Установленное в бункере это орудие многократно использовалось в пропагандистских целях для убеждения противника и собственного населения в надёжной защите с Запада.
Мортира корабельная
В конце 15 века на кораблях появилось еще одно вооружение – короткоствольные мортиры. Они использовались для навесной стрельбы с углом возвышения свыше 45 градусов. Такое оружие позволяло использовать различные виды ядер, которые могли преодолевать высокие заслоны. Обычно корабли с мортирами на борту при боевых столкновениях становились во второй ряд военных судов.
Первые экземпляры имели длину ствола до 10 калибров. Дальность полета была меньше, чем у предыдущих моделей, однако такая пушка могла использовать ядра со взрывчаткой. Скорость движения снаряда из мортиры невысокая, а значит перегрузка при выстреле меньше, чем в предыдущих вариантах артиллерии. Ядро не разрывалось при вылете, при этом, взрываясь на вражеской палубе, создавало много проблем противнику. Кроме того, для ее производства не требовалось много усилий и большого количества материала. Данное вооружение имело неизменный внешний вид практически до 19 века.
Вооружение первых кораблей
История корабельного вооружения: Таран, Гарпаг, Абордаж
Разновидности
Корабельные пушки – история развития
Фальконет – мелкокалиберная пушка
Мортира – пушка с коротким стволом
Виды пушечных снарядов
Изображения
Мортира имела цельную структуру. Зажигательная смесь часто засыпалась со стороны дула. А поджигание осуществлялось через специальное отверстие в нижней части ствола.
Также данное вооружение использовалось при обстреле крепостей со стороны моря. Огромные пушки и бомбарды часто были не в состоянии пробить крепкие стены заграждения. В этом случае и применялись мортиры. Из них можно было запускать более тяжелые ядра или полые снаряды с взрывчатым веществом внутри. При этом они перелетали стены и поражали внутренние конструкции.
Тормоза, рама и электрика
Останавливается грузовик за счет пневматической тормозной системы на 420-миллиметровых барабанах. Ширина всех тормозных накладок равна 180 мм. Эффективности системы достаточно.
Машина построена на мощной раме, усиленной сплошными лонжеронами. Конструкция КамАЗа-6560 разрабатывалась с нуля, учитывая все жесткие требования заказчика и условий эксплуатации. Чтобы управляемость грузовика на бездорожье была безопаснее, инженеры установили стабилизаторы поперечной устойчивости.
8-осный бортовой грузовик имеет ограничения эксплуатации.
Питание электронных систем берется с двух аккумуляторов, мощностью по 12 Вольт/190 Ампер-часов. Подзаряжаются они самостоятельно от 28-вольтного генератора на 3000 Ватт.
История
Первые гаубицы появились в Европе в XIV веке (Италия, Германия), имели большой калибр и предназначались для стрельбы каменной картечью. В то время они были не очень популярными.
Расцвет гладкоствольных дульнозарядных гаубиц начался в XVII веке. Тогда их стали применять для стрельбы разрывными снарядами (бомбами или гранатами). Длина канала ствола этих орудий тогда не превышала средней длины человеческой руки — это делалось для удобства заряжания, чтобы закладывать снаряд в ствол без каких-либо дополнительных приспособлений. В XVIII—XIX веках гаубица определялась как артиллерийское орудие, промежуточное между пушкой и мортирой. При сравнительно небольшой длине канала ствола (от 8 до 14 калибров), гаубица при полном пороховом заряде могла вести прицельную стрельбу прямой наводкой, как пушка, а при уменьшенном заряде (и меньшей начальной скорости снаряда) и большем возвышении ствола могла стрелять навесным огнём, как мортира. При этом современники часто отмечали, что навесное действие гаубиц часто было малоэффективным, а отдача при стрельбе на больших углах возвышения разрушительно действовала на лафет орудия. Однако гаубицы использовались благодаря своей «промежуточности» — тяжёлые мортиры с большим калибром были абсолютно непригодны для полевых сражений, а гаубицы можно было ставить на прямую наводку. Кроме того, гаубицы стреляли и гранатами, и ядрами, и картечью — мортиры же использовали только гранаты или бомбы, а полевые пушки мало подходили для огня разрывными снарядами.
В России в середине XVIII века были приняты на вооружение универсальные гаубицы («единорог» графа Шувалова) — они могли стрелять всей номенклатурой боеприпасов (картечью, ядрами и гранатами). Из-за конической формы каморы в стволе ускорялся и облегчался процесс заряжания, а сферические снаряды лучше центрировались в стволе. Это давало «единорогам» лучшую точность и кучность огня по сравнению с зарубежными аналогами. Кроме того, во время Семилетней войны использовалась «секретная гаубица» Шувалова. Её секрет заключался в наличии эллипсовидного, расширяющегося к дулу канала ствола, что было сделано для лучшего разлета картечных пуль. Применение этого орудия было ограниченным, так как стрелять из «секретной гаубицы» можно было только картечью. «Секретные гаубицы» были сняты с вооружения после смерти графа Шувалова. А «единороги» с незначительными усовершенствованиями продержались на службе до середины XIX века.
С введением и распространением нарезной артиллерии название «гаубицы» на какое-то время выходит из употребления, однако в конце XIX — начале XX века опять начинает употребляться. С этих пор гаубицами называют орудия больших калибров, использующиеся преимущественно для навесной стрельбы (однако большинство гаубичных систем XX века, а также современные гаубицы имеют возможность ведения огня прямой наводкой или по настильной траектории). Гаубицы используются по сей день как артиллерийское орудие современных армий, наряду с пушками.
Служба и боевое применение
Самоходная мортира «Карл» ведёт огонь по воставшей Варшаве, август 1944 года
Самоходная мортира «Карл» в Кубинке
Самоходная мортира «Карл» в Кубинке
Самоходные мортиры «Карл» состояли на вооружении 628-го и 833-го дивизионов артиллерии особой мощности Вермахта (по три орудия в каждом дивизионе; позднее одна мортира была передана из 628-го в 833-й дивизион, в котором сформировали две батареи по два орудия). Тактически орудия этого типа предназначались для разрушения сильно укреплённых фортификационных сооружений, в частности, фортов французской линии Мажино. Однако из-за скоротечности французской кампании, машины так и не были применены для её штурма — к окончанию кампании был готов только прототип машины, да и штурмовать линию Мажино в конечном итоге не понадобилось
В боевых условиях мортиры были впервые применены в июле 1941 году. Мортиры «Адам» и «Ева», из состава 1-й батареи 833-го дивизиона обстреливали Брестскую крепость. «Адам» произвёл 16 выстрелов, а у «Евы» при первом же выстреле в стволе заклинило снаряд и установку отправили в Дюссельдорф
2-я батарея 833-го дивизиона, состоящая из «Тора» и «Одина» находилась под Львовом. «Тор» произвёл 4 выстрела, а «Один» потерял гусеницу и огонь не вёл. Весной 1942 года установки «Тор» и «Один» были доставлены под Севастополь, где произвели 172 выстрела тяжёлыми и 25 лёгкими бетонобойными снарядами (интересно, что большие, летящие сравнительно медленно снаряды, были хорошо видны в полёте и первоначально принимались защитниками Севастополя за тяжёлые реактивные мины]
).
В августе 1944 установка «Циу» обстреливала Варшаву во время подавления Варшавского восстания
В 1945 году мортиры под именами «Ева» и «Локи» были захвачены армией США. Установка «Адам» стала трофеем Красной Армии (сегодня она находится в экспозиции бронетанкового музея в Кубинке). Остальные три установки были, по всей видимости, уничтожены самими немцами
Отражение в искусстве
Служба и боевое применение
Попытки повышения мобильности
Впервые мортиры были поставлены на железнодорожные платформы во время гражданской войны в США в 1861 году в армии Северных штатов. Артиллерия была быстро доставлена к расположившимся лагерем у линии железной дороги войскам Южных штатов и произвела внезапное опустошение в их стане. Этот удачный опыт потом неоднократно использовался. В 1864 году на платформы были установлены уже 13-дюймовые мортиры, стрелявшие при осаде Питтсбурга снарядами массой примерно 100 кг с дальностью стрельбы до 4,5 км. В Европе подобное использование железнодорожных платформ имело место в 1871 году при осаде Парижа прусской армией во время франко-прусской войны: удалось обстреливать укрепления города с разных сторон.