Переделка бпк проекта 1155 в полноценные эсминцы

Содержание

Постройка и испытания

Корабли нового проекта предполагалось строить на прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» (город Калининград) — основном предприятии-строителе предшествующих БПК проекта 1155.

Головной «Адмирал Чабаненко» был заложен в Калининграде 15 сентября 1988 года, спуск на воду произведён 16 июня 1992 года. Первые ходовые испытания в море проходили в 1995 году, однако из-за финансовых трудностей сдача заказа флоту растянулась на несколько лет. Государственные испытания БПК прошли только в январе 1999 года, а официальное вступление в строй — 20 февраля 2000 года.

Всего предполагалось построить 10 БПК (классифицируемых также как эсминцы) проекта 11551. Однако до декабря 1991 года успели заложить только два из них и выдать заказ еще на два корабля. «Адмирал Чабаненко» в конце концов достроили, но заказ на другие корабли аннулировали в 1993 году. Второй корабль серии, БПК «Адмирал Басистый», в том же 1993 году разобрали на стапеле.

Общие сведения

Построенная в СССР в 1970-1980-х годах, серия из пяти индийских эсминцев типа «Раджпут» всё ещё остаётся в строю. Выдающиеся характеристики положенного в их основу советского проекта 61М, а также бережное отношение новых хозяев обеспечили им продолжительную активную службу. Также следует отметить, что своевременные модернизации позволяют поддерживать боевые возможности этих кораблей на должном уровне. Высокая оценка, данная в Индии этому проекту, выразилась также в том, что именно на его основе при помощи советских специалистов были спроектированы эсминцы типа «Дели», строившиеся уже на индийских верфях.

История разработки проекта

Проект большого противолодочного корабля проекта 1155 (шифр «Фрегат») был разработан Северным проектно-конструкторским бюро под руководством В. П. Мишина.

История разработки БПК пр. 1155.1 восходит к середине 1970-х гг., когда в ответ на появление первого американского универсального эсминца «Спрюэнс» в СССР начались работы по созданию эсминца проекта 956. Сбалансированный корабль создать не удалось — гипертрофированная артиллерия и мощное противокорабельное вооружение не позволили установить на корабле сколько-нибудь эффективные противолодочные средства. В связи с этим для совместного использования с новыми эсминцами было решено начать проектирование нового противолодочного корабля пр. 1155, который и стал реальным конкурентом «Спрюэнсу» по возможностями ПВО и ПЛО.

Однако идея создания универсального эсминца, гармонично сочетающего в себе противокорабельные, противовоздушные и противолодочные функции, а также функции артиллерийской поддержки десантных операций, не была окончательно оставлена. Определённым шагом в этом направлении стало создание БПК проекта 1155.1 (головной корабль «Адмирал Чабаненко»), где за счёт замены двух 100-мм орудий одной спаренной 130-мм артустановкой и применения противолодочного комплекса «Водопад-НК» с запуском противолодочных ракет из обычного торпедного аппарата удалось разместить пусковые установки для 8 сверхзвуковых противокорабельных ракет «Москит». Кроме того, для усиления средств ПВО самообороны зенитные автоматы AK-630М были заменены двумя боевыми модулями зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик», а противолодочные бомбомёты РБУ-6000 — комплексом противоторпедной защиты РБУ-12000 «Удав». Вместо гидроакустического комплекса (ГАК) «Полином» был установлен более совершенный ГАК «Звезда-2».

В результате родился гибрид, сочетающий в себе противокорабельные ракеты и (сокращённую наполовину) артиллерию эсминца пр. 956 и средства ПВО и ПЛО противолодочного корабля пр. 1155.
Фактически этот корабль следует классифицировать как эсминец 1-го ранга, хотя по преемственности проекта он традиционно считается большим противолодочным кораблём.

Энергетическая установка

Главная энергетическая установка, полностью идентичная ГЭУ, установленной на сторожевых кораблях проекта 1135 «Буревестник», состоит из 2 ГТА (газо-турбинных агрегатов) М9, каждый из которых устроен так, что работает только на свою линию вала. Каждый агрегат включает в себя маршевый двигатель ГТД Д090 мощностью 9000 л. с. и форсажный ГТД ДТ59 мощностью 22 500 л. с. Предусмотрен аварийный пост управления форсажными ГТА; при нормальном функционировании всех систем корабля управление главными механизмами осуществляется с помощью пневмоэлектрической системы. Газовывод от ГТА осуществлён от каждого эшелона в 2 дымовые трубы: это позволяет, при необходимости, произвести агрегатную замену ГТД.

Электроэнергетическая система состоит из 4 (по 2 в носовом и кормовом машинных отделениях) газотурбогенераторов ГТГ-1250-2 по 1250 кВт, из которых по одному ГТГ в каждом из машинных отделений корабля имеют теплоутилизационные котлы, работающие на теплоотдаче уходящих газов ГТГ, которые дополняют паропроизводительность паровых котлов и обеспечивают паром общесудовые потребители.

Представители проекта

Наименование Верфь Заложен В строю Флот Состояние
Удалой 637 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 111 23.07.1977 05.02.1980 31.12.1980 СФ Списан Утилизирован
Вице-адмирал Кулаков 626 ССЗ им. А. А. Жданова 731 04.11.1977 16.05.1980 29.12.1981 СФ В строю
Маршал Василевский 687 ССЗ им. А. А. Жданова 732 22.04.1979 29.12.1981 08.12.1983 СФ Списан Утилизирован
Адмирал Трибуц 564 ССЗ им. А. А. Жданова 733 19.04.1980 26.03.1983 30.12.1985 ТОФ В строю
Адмирал Захаров 513 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 112 16.10.1981 04.11.1982 30.12.1983 ТОФ Списан Утилизирован
Адмирал Левченко 605 ССЗ им. А. А. Жданова 734 27.01.1982 21.02.1985 30.09.1988 СФ В строю Заложен как «Хабаровск»
Адмирал Спиридонов 555 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 113 11.04.1982 28.04.1984 30.12.1984 ТОФ Списан Утилизирован
Маршал Шапошников 543 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 114 25.05.1983 27.12.1984 30.12.1985 ТОФ В ремонте и модернизации Переклассифицирован во фрегат в ремонте до 2020 года
Североморск 619 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 115 12.06.1984 24.12.1985 30.12.1987 СФ В строю До 27.12.1995 — «Симферополь»
Адмирал Виноградов 572 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 116 05.02.1986 04.06.1987 30.12.1988 ТОФ В строю
Адмирал Харламов 678 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 117 07.08.1986 29.06.1988 30.12.1989 СФ В резерве
Адмирал Пантелеев 548 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 118 28.01.1988 07.02.1990 19.12.1991 ТОФ В строю

Цвета таблицы: Белый — не достроен или утилизирован неспущенным на воду Зелёный  — действующий в составе ВМФ России Синий — находится в ремонте или на модернизации Серый — выведен за штат, находится на консервации, хранении или отстое Красный  — списан, утилизирован или потерян

Построенные корабли

Название Заводской № Заложен Спущен на воду Вступление в строй Примечание
«Удалой» 111 23.07.1977 5.02.1980 31.12.1980 В 2001 г. исключен из боевого состава флота. В 2002 г. разобран на металл.
«Вице-адмирал Кулаков» 731 4.11.1977 16.05.1980 29.12.1981 Прошел модернизацию 1994-2010гг. В составе СФ.
«Маршал Василевский» 732 22.04.1979 29.12.1981 8.12.1983 Входил в состав СФ. Утилизирован в 2004 г.
«Адмирал Захаров» 112 16.10.1981 4.11.1982 30.12.1983 входил в состав ТОФ. В 2002 г. корабль передан на утилизацию.
«Адмирал Спиридонов» 113 11.04.1982 28.04.1984 13.12.1984 Входил в состав ТОФ. Передан на утилизацию в 2003 г.
«Адмирал Трибуц» 733 19.04.1980 26.03.1983 30.12.1985 Входит в состав ТОФ. В 2004 г. совместно с РКР «Варяг» и МПК «Кореец» посетил порт Инчхон (Чемульпо) по случаю 100-летнего юбилея сражения крейсера 1-го ранга «Варяг» и кононерской лодки «Кореец» с японской эскадрой.
«Маршал Шапошников» 114 25.05.1983 28.04.1984 30.12.1985 Входит в состав ТОФ.
«Североморск» 115 12.06.1984 24.12.1985 30.12.1987 «Симферополь» до 1995 г. Входит в состав СФ.
«Адмирал Левченко» 734 27.01.1982 21.02.1985 30.09.1988 До 24.05.1982 г. «Хабаровск». Входит в состав СФ.
«Адмирал Виноградов» 116 5.02.1986 4.06.1987 30.12.1988 Входит в состав ТОФ.
«Адмирал Харламов» 117 7.08.1986 29.06.1988 30.12.1989 Входит в состав СФ.
«Адмирал Пантелеев» 118 28.01.1988 7.02.1990 19.12.1991 Входит в состав ТОФ.

Испытания и пули

Представители проекта

Наименование Верфь Заложен В строю Флот Состояние
Удалой 637 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 111 23.07.1977 05.02.1980 31.12.1980 СФ Списан Утилизирован
Вице-адмирал Кулаков 626 ССЗ им. А. А. Жданова 731 04.11.1977 16.05.1980 29.12.1981 СФ В строю
Маршал Василевский 687 ССЗ им. А. А. Жданова 732 22.04.1979 29.12.1981 08.12.1983 СФ Списан Утилизирован
Адмирал Трибуц 564 ССЗ им. А. А. Жданова 733 19.04.1980 26.03.1983 30.12.1985 ТОФ В строю
Адмирал Захаров 513 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 112 16.10.1981 04.11.1982 30.12.1983 ТОФ Списан Утилизирован
Адмирал Левченко 605 ССЗ им. А. А. Жданова 734 27.01.1982 21.02.1985 30.09.1988 СФ В строю Заложен как «Хабаровск»
Адмирал Спиридонов 555 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 113 11.04.1982 28.04.1984 30.12.1984 ТОФ Списан Утилизирован
Маршал Шапошников 543 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 114 25.05.1983 27.12.1984 30.12.1985 ТОФ В строю Модернизирован 2021 году и переклассифицирован во фрегат. Получил УКСК под 16 ракет «Калибр», «Оникс» и 8 ПКР «Уран».
Североморск 619 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 115 12.06.1984 24.12.1985 30.12.1987 СФ В строю До 27.12.1995 — «Симферополь»
Адмирал Виноградов 572 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 116 05.02.1986 04.06.1987 30.12.1988 ТОФ В строю Возможно в 2021 году встанет на ремонт и модернизацию под РК «Калибр», «Оникс», «Уран», станет фрегатом.
Адмирал Харламов 678 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 117 07.08.1986 29.06.1988 30.12.1989 СФ Списан Выведен из состава флота в 2020 году, готовится к утилизации
Адмирал Пантелеев 548 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 118 28.01.1988 07.02.1990 19.12.1991 ТОФ В строю

Цвета таблицы:
Белый — не достроен или утилизирован неспущенным на воду Зелёный  — действующий в составе ВМФ России Синий — находится в ремонте или на модернизации Серый — выведен за штат, находится на консервации, хранении или отстое Красный  — списан, утилизирован или потерян

Законодательство

Вопросы назначения пенсионных выплат отставникам регулируются следующими актами:

  1. Конституцией РФ. В статье 13 Основного закона приведены нормы, выполнение которых ведет к назначению пенсии.
  2. Федеральным законом N 4468-1 от 12.02.1993г. установлены конкретные правила исчисления пособия по выслуге.

В Конституции РФ записано принципиальное право человека на обеспечение со стороны государства в случае утраты трудоспособности. Реформирование системы ОПС не нарушает таковой нормы. А вот в федеральный закон придется внести массу поправок.

Для сведения: Президент РФ В.В. Путин в 2017 году анонсировал увеличение пенсий отставных военных. Повышение произошло с 01.01.18. Выплаты проиндексировали на 4,1%. Однако МО исполняет программу планомерного увеличения начислений отставникам. Пенсии должны быть доведены до 100% денежного довольствия к 2035 году. В декабре 2018 г. Президент РФ подписал закон о повышении военных пенсий после октября 2019 г. После этой даты пенсия военных и силовиков будет рассчитываться, исходя из 73,68% денежного довольствия действующих военнослужащих/ведомственных сотрудников. Общий рост пенсионного обеспечения составит 6,3%.

Какие изменения планируется внести в закон

Законопроект, находящийся на обсуждении в Госдуме, при ближайшем рассмотрении сулит воинам больше выгод, чем потерь. Разработчики предлагают следующее:

  • увеличить срок обязательной службы до 25 лет;
  • заменить показатель в 12,5 лет при назначении содержания по смешанному стажу на 20 лет;
  • ввести надбавки офицерам и солдатам за каждый год воинской работы.

Таким образом, возраст отставки с последующим получением содержания из бюджета МО РФ действительно планируется увеличить. Таковое изменение вполне рационально. На подготовку высококлассных военных специалистов тратятся огромные средства. А в 45 лет мужчина находится на самом пике активности, об этом свидетельствуют параметры выхода на пенсию в странах мира.

Но разработчики пошли дальше в создании нормативных условий для привлечения граждан на военную работу. Так, предлагается внести изменения в закон № 306-ФЗ от 07.11.2011 г. Этот нормативный акт регулирует начисление денежного довольствия воинам. В него планируется внести пункт, регулирующий начисления дополнительных выплат за военный стаж:

Кроме того, предлагается внести в нормативный акт дополнительный пункт. В нем содержится правило о начислении 25% от предполагаемой пенсии воинам:

  • достигшим пенсионного возраста;
  • оставшимся в рядах Вооруженных сил.

Законопроект о повышении возраста военным для выхода на пенсию содержит пункты, компенсирующие гражданам смену условий. Кроме того, в закон предлагается включить положение о праве офицеров выходить на покой по старой редакции (при желании). То есть все, кто служил в Вооруженных силах, смогут оформить пенсию при достижении выслуги в 20 лет. Нововведения затронут офицеров и солдат, которые придут в армию после внесения изменений.

Для сведения: изложенная редакция может быть изменена в процессе обсуждения и экспертного анализа.

Специфика расчетов

Пенсионеров, как правило, интересует величина будущих начислений. Рассмотрим законопроект, с этой точки зрения. В действующем законе есть правила ограничения содержания отставников. При выслуге в 20 лет выплата пенсионеру исчисляется в размере 50% денежного довольствия на соответствующей должности. При этом за каждый год работы сверх нормы полагается надбавка в 3%. Максимально пособие по возрасту ограничено 85% денежного довольствия.

В законопроекте стартовая позиция за 25-летний стаж увеличена до 65%. За каждый год свыше нормы полагаются те же 3%. А вот максимальная позиция составляет 95% денежного довольствия. Значит, пенсия отставника по новым правилам может возрасти.

Повышение основной ставки касается только общих случаев отставки на заслуженный отдых. Иные правила установлены для офицеров, покидающих должность по льготным основаниям. Таковые предлагается оставить без изменений:

  • достижение максимально возможного возраста;
  • ухудшение здоровья, подтвержденное военно-врачебной комиссией (инвалидность);
  • штатные мероприятия.

Льготникам предполагается оставить базовую ставку пенсионного начисления в 50% денежного довольствия за стаж размером 20 лет. И 3% за каждый год сверх нормы. Верхнее ограничение такое же 95%.

Для сведения: логика нового закона предполагает, что солдатам и офицерам будет выгоднее оставаться на должности, чем идти на заслуженный отдых.

Механизм назначения пенсий женщинам-военнослужащим

Для женщин-военнослужащих начисление пенсий происходит на тех же основаниях, что и мужчинам. Воинская выслуга должна быть не меньше 20 лет.

Но законодательство предусмотрело определенные льготы:

  1. Если женщина не достигла возраста предельного пребывания на службе (45 лет), то она имеет право получать пенсию по выслуге лет.
  2. Женщины не подлежат увольнению, кроме случаев, оговоренных в законе.

Для сведения: в 2020 году увеличение срока выслуги лет для женщин не планируется.

Технические характеристики

БПК проекта 1155 БПК проекта 1155.1
Нормальное водоизмещение 6840 тонн 7700 тонн
Полное водоизмещение 7480 тонн 8900 тонн
Длина корабля 163,5 163,5 м
Ширина 19 м 19 м
Осадка 5,2 м 5,2 м
Скорость 30 узлов полная, 14 – экономическая Полная — 32, экономическая 18 узлов
Запас хода 1300 морских миль на полной скорости, 3500 на экономической 3500 морских миль
Автономность 30 суток 30 суток
Численность экипажа 220 человек 296 человек

К сожалению, точная информация о характеристиках этих кораблей отсутствует, источники противоречат друг другу, причем очень заметно. В частности, приводятся самые разные данные о мощности силовой установки и запасе хода БПК.

Постройка и испытания

Головной корабль проекта – «Надёжный» – во время испытаний, 1979 год

Заказ на постройку кораблей проекта 61МЭ выполнил судостроительный завод имени 61 коммунара в городе Николаеве. Ранее именно на этом заводе была построена большая часть БПК проекта 61 для ВМФ СССР. Имеющийся опыт постройки, а также хорошо отлаженная работа предприятия позволила выполнить индийский заказ в достаточно короткие сроки. Уже в 1974 году, ещё в ходе проектирования кораблей в СПКБ, завод начал выпускать технологическую документацию для начала строительства, и 11 сентября 1976 года головной корабль проекта был заложен на стапеле. В ноябре того же года за головным последовал второй, а в июне следующего – 1977 – года заложили и третий БПК проекта 61МЭ. Предполагалось постройкой этих трёх кораблей и ограничиться, однако в 1979 году, когда головной корабль уже завершался строительством, руководство ВМС Индии решило увеличить свой заказ ещё на две единицы. Для этих двух кораблей второй серии проект был несколько усовершенствован; заложены они были в 1981 и 1982 годах, а сданы заказчику уже в 1986 и 1987-м соответственно.

При достройке корабли комплектовались советскими экипажами и временно включались в состав 130-й дивизии противолодочных кораблей КЧФ. После прохождения всех испытаний принятый от промышленности корабль приводили в Поти, где его принимал индийский экипаж. Предварительно индийские моряки стажировались на советском БПК «Решительный», а потом, после получения своего корабля – дополнительно проходили практику уже на нём. Полигоны для этой практики предоставлял советский Черноморский флот. В Индию достроенные корабли уходили уже с индийскими экипажами, на борту первое время оставалось лишь несколько гарантийных специалистов от советской промышленности. В дальнейшем обслуживание и поддержание боеготовности техники переходило полностью к индийской стороне; по контракту с СССР для ремонта газотурбинных двигателей в индийском порту Вишакхапатнам был построен специализированный завод.

Сроки строительства всех кораблей проекта 61МЭ отражены в таблице ниже.

Название, заводской № Заложен Спущен на воду Вступил в строй Передан ВМС Индии Индийское название, бортовой номер
«Надёжный», С-2201 11.09.1976 17.09.1977 30.11.1979 4.05.1980 «Раджпут» (англ. Rajput), D51
«Губительный», С-2202 29.11.1976 27.09.1978 30.09.1981 10.02.1982 «Рана» (англ. Rana), D52
«Ловкий», С-2203 29.06.1977 16.06.1979 20.07.1983 24.11.1983 «Ранджит» (англ. Ranjit), D53
«Твёрдый», С-2204 24.10.1981 12.03.1983 30.12.1985 21.04.1986 «Ранвир» (англ. Ranvir), D54
«Толковый», С-2205 19.03.1982 1.02.1986 15.10.1987 21.12.1987 «Ранвиджай» (англ. Ranvijay), D55

Принятые Индией корабли в дальнейшем включались в состав Восточного флота ВМС Индии с главной базой в порту Вишакхапатнам.

Хорошие и плохие новости

Таким образом, в последние дни мая общественности сообщили о дальнейшей судьбе надводных кораблей, задействованных в ПЛО. В обозримом будущем министерство обороны планирует провести модернизацию определенного числа противолодочных кораблей, по результатам которой они смогут оставаться на службе и эффективно решать свои задачи.

МПК «Кореец» и «Усть-Илимск» пр. 1124М, 2007 г.

Впрочем, не все новости являются поводом для оптимизма. Так, контр-адмирал В. Тряпичников указал, что БПК «Маршал Шапошников» пр. 1155 вернется с ремонта в строй только в начале двадцатых годов. Этот корабль пребывает в ремонте с 2016 г. и получает крупный набор нового оснащения. Не так давно, в феврале, отечественные СМИ сообщали, что до конца года корабль выйдет на ходовые испытания. Его возвращение флоту планировалось на 2020-й.

Согласно последним заявлениям официального лица, процесс модернизации БПК заметно затягивается. БПК «Маршал Шапошников» вернется на службу только в 2021-22 гг. С чем связан такой перенос сроков – неизвестно, но подобные изменения графика заставляют проявлять беспокойство.

Новости о модернизации МПК пр. 1124М следовало ожидать. Такие корабли продолжают службу, но их состояние и возможности уже далеки от желаемых. Обновление, предусматривающее установку новых ГАК и вооружений на существующей удачной платформе, приведет к очевидным положительным последствиям.

Рамбутан (Rambutan)

Автоматическая винтовка Heckler & Koch G3 (ФРГ)

Особенности классификации

К сожалению, количество информации, размещенной в Интернете, чаще всего не переходит в качество. Очевидным доказательством этого тезиса является хроническая путаница, наблюдающаяся при описании больших противолодочных кораблей проектов 1155 и 1155.1. В частности, эти БПК периодически именуют фрегатами, ссылаясь на «классификацию НАТО».


Так выглядит «настоящий» фрегат – американский USS Simpson. Водоизмещение – всего лишь 4200 тонн

Это грубая ошибка – в западных справочниках большие противолодочные корабли первого класса (а проекты 1155 и 1155.1 именно таковы) называют чаще всего эсминцами, реже – крейсерами. Кроме того, само понятие «класс кораблей» обозначает на Западе принадлежность к какой-то определенной серии, строящейся по единому проекту. Название же класса присваивается по имени головного корабля. В данном случае им был «Удалой». Именно поэтому в реальной, а не придуманной классификации НАТО все БПК проекта 1155 именуются Udaloy, а БПК проекта 1155.1 – Udaloy II.

В СССР, а затем и в России, термин «класс» использовался для обозначения «целевого» назначения корабля (например, класс «эскадренный миноносец»). Принадлежность же к серии обозначалась либо номером проекта, либо «типом». В последнем случае использовалось название головного корабля.

В то же время в документации проект 1155 обозначался шифром «Фрегат», что, по всей видимости, и привело к последующей путанице. Между тем любой шифр представляет собой просто внутреннее условное название, наносящееся на чертежи и не имеющее никакого отношения к целевому предназначению корабля.

История создания

Предшественники

Проект 1135

Предшественником проекта считались корабли, СКР проект 1135 (шифр Буревестник) и БПК проект 1134А (шифр Беркут). Эти противолодочные корабли обладали хорошим вооружением и мореходными качествами. Действуя группой, решали универсальные задачи. Недостаток проектов в радиоэлектронном вооружении и малой дальности обнаружения.

Предпосылки к созданию

Проект 1134А

Появление более совершенных атомных подводных лодок вынудило ВМФ СССР, приступить к созданию противолодочных кораблей нового поколения. Следовало увеличить дальность обнаружения и уничтожения вероятного противника. Требовалось улучшить обитаемость и безопасность. Необходимо усилить защиту от ПКР. Также следовало усилить артиллерийское вооружение.

Зона интересов СССР расширялась, это требовало усиления морского присутствия. Создание нового проекта противолодочного корабля, для дальнего обнаружения и борьбы, становилось приоритетным. С появлением на флоте новых систем вооружения и радио-сопровождения, в начале 1970-х годов Северным ПКБ был получен заказ на проект БПК.

Многие наработки применили с предыдущих проектов. Идея использования за основу предыдущий проект 1135 (проект 1134А), который строился большой серией, позволила бы строить на старых стапелях. Однако требование флота разместить на корабле ГАК нового поколения, заставило отказаться от ограничений в размере.

Проектирование

Схема наружного вида БПК пр. 1155

В 1972 году Северное проектно-конструкторское бюро (Ленинград), под руководством Н.П. Соболева и В.П. Мишина, поступило техническое задание флота, проект большого противолодочного корабля нового поколения проект 1155.

Изначальное водоизмещение в 4000 т исключало установку ГАК «Полином» и двух вертолетов. Подкильный гидроакустический комплекс нового поколения, массой 800 т и длиной 30 м, потребовали новых обводов корпуса в носовой части.

Использование ферменной конструкции мачт с РЛС сократило общее количество надстроек. Кормовая часть приобрела новую форму с ангарами для вертолетов. Что позволило, в отличии от предыдущих проектов, базироваться на борту. Проектное водоизмещение возросло до 7000 т.

В следствии роста водоизмещения, увеличили мощность артиллерии. Установили две арт-установки АК-100 и АК-630 с большим боезапасом. Проектом предусматривалась установка новой РЛС СУАО МР-123-01.

Вместо ЗРК «Оса-М» установили многоканальный ЗРК «Кинжал», с управляемыми ракетами, в кормовой части и на полубаке. УРК-5 «Раструб-Б» разместили, взяв за основу проект 1134А, под ходовым мостиком. Оснастили системой оповещения лазерного наведения и комплексом космической связи «Прицеп-А».

На БПК проект 1155 установили газотурбинную силовую установку. Достоинством которой, является возможность быстро перейти в режим полной мощности за 10-15 минут. Имеют высокую удельную мощность при небольших габаритах, по сравнению с паротрубными установками. Два ГТА М9, более экономичные и удобные в эксплуатации. Для удобства замены агрегатов ГТД, газо-вывод идет от каждого эшелона в две дымовые трубы. Улучшен пост аварийного управления форсажными ГТД. Установлены новые системы пожаротушения и оповещения.

Все это привело к появлению универсального боевого корабля. В городе Калининград на ССЗ «Янтарь» соорудили новый стапель. 23 июля 1977 года заложен головной корабль «Удалой».

Проект модернизации предполагает установку:

1. Ракетного комплекса «Уран» с дозвуковыми ракетами Х-35.

2. Комплекса управления зенитным огнем «Багира» с собственной АФАР РЛС Х диапазона и оптико-электронными устройствами для поиска целей.

3. Комплекс РЭП ТК-25.

4. Модернизация РЛС Фрегат.

5. Модернизация системы связи и установка систем глобального позиционирования.

До модернизации, Большие Противолодочные Корабли проекта 1155 не несли ударного вооружения и были заточены только на противолодочную борьбу. Такая простенькая модернизация вполне серьезно подняла их боевой потенциал и флот получит хоть и достаточно слабые но полноценные эсминцы.

Таких кораблей у нас 8 шт, один из которых сделан по усовершенствованному проекту 1155.1 и имеет на борту противокорабельные ракеты (Москит).

Вполне возможно, что остальные корабли пройдут более серьезную модернизацию и получат пусковые установки для ракет Калибр и Оникс.

Вообще модернизация кораблей проекта 1155 напрашивалась уже давно, еще на стадии их производства, поднимались вопросы о несбалансированности вооружения. Но лучше поздно, чем никогда…

Заключение.

Даже по сегодняшним меркам, эти устаревшие противолодочные корабли производят впечатления и представляют реальную опасность подводным лодкам противника. Они вполне способны выполнять свои противолодочные функции.

Да их начинка серьезно устарела, один только ГАС «Полином» имеет вес около 800 тонн и имеет максимальную дальность обнаружения 50 км. И корпус так же не соответствует современным тенденциям к снижению радиолокационной заметности.

Но нашему флоту не хватает кораблей первого ранга, и модернизация вполне удачных кораблей проекта 1155, может положительно сказаться на укреплении нашего флота.

Надеюсь все корабли этой серии пройдут такую (или более продвинутую) модернизацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector